Виды стрессов в трудовой деятельности

Профессиональный стресс. Виды профессионального стресса. Причины его возникновения и протекания

Производственный, или профессиональный, стресс представляет собой многомерный феномен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на сложную рабочую ситуацию’.

Причинами профессионального стресса могут являться как физические, так и психологические факторы, причем как реально существующие, так и предполагаемые. Физическими стрессорами могут являться неблагоприятные внешние воздействия трудовой деятельности: повышенная физическая нагрузка, плохая разработка эргономических составляющих и т.д.

К психологическим стрессорам относятся: повышенная ответственность, недостаток или переизбыток информации, неопределенность ситуации, повышенная мотивация, временной дефицит, частая или быстрая перестройка стратегий поведения в ходе сложившейся ситуации, неудовлетворенность карьерным ростом, повышенная конфликтность в коллективе и т.д.

В профессиональном стрессе выделяют определенного рода стресс-синдромы, под которыми понимают совокупность относительно устойчивых проявлений стрессового реагирования в профессионально трудных ситуациях. Стресс-синдромы — это отрицательные последствия, возникающие в результате взаимодействия субъекта труда с профессиональной деятельностью, выполняемой в определенных организационных условиях при воздействии разнообразных стресс-факторов.

В теории и практике стресс-менеджмента выявляют специфики формирования профессионально обусловленных синдромов стресса: от причин стресса, которые определяются содержательными особенностями и условиями профессиональной деятельности конкретного типа; к симптоматике переживаний стресса в виде острых и хронических стрессовых состояний, до фиксации негативных последствий стресса в форме устойчивых личностных и поведенческих деформаций.

В соответствии с данной логикой определяются несколько уровней синдромов стресса профессиональной деятельности:

— первый уровень — описание субъективных репрезентаций отдельных стресс-факторов или стрессовых ситуаций, воспринимаемых субъектом как отягощающие или затрудняющие успешное выполнение профессиональной деятельности, негативно сказывающиеся па качестве жизни и душевном комфорте;

второй уровень описания синдромов профессионального стресса — симптомы переживаний стресса в виде острых кратковременных, хронических, доминирующих стрессовых или постстрессовых состояний. Примерами таких состояний являются состояния сниженной работоспособности (монотония, психическое пресыщение, напряженность, стресс, утомление). Как отмечает Водопьянова, «стрессовые симптомы могут быть обнаружены во всех сферах психики. В эмоциональной сфере важнейшие феномены — чувство тревоги, переживание значимости текущей ситуации. В когнитивной — восприятие угрозы, опасности, оценка ситуации как неопределенной. В мотивационной — мобилизация сил или, напротив, капитуляция; может произойти подъем, но может появиться и торможение, сопровождаемое чувством усталости, ощущениями вялости и потерей интереса. В поведенческой сфере — изменение активности, привычных темпов деятельности, появление скованности в движениях или в общении»;

— третий уровень описания синдромов стресса профессиональной деятельности — симптомы устойчивых личностных и поведенческих деструкции и деформаций. Профессиональные деструкции — это постепенно накопившиеся негативные последствия рабочих стрессов в виде устойчивых изменений структуры и содержания профессиональной деятельности, а также структуры личности субъекта. Профессиональные деструкции негативно сказываются на производительности, удовлетворенности трудом, на развитии личности субъекта труда.

А. К. Маркова выделяет основные тенденции развития профессиональных деструкции:

— отставание, замедление профессионального развития по сравнению с возрастными и социальными нормами;

— несформированность профессиональной деятельности (работник как бы застревает в своем развитии);

— дезинтеграция профессионального развития, распад профессионального сознания и, как следствие, — нереалистические цели, ложный смысл труда, профессиональные конфликты;

— низкая профессиональная мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда;

— рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития (например, мотивация к профессиональному труду есть, но мешает отсутствие целостного профессионального сознания);

— ухудшение ранее имевшихся профессиональных данных, ослабление профессионально важных качеств;

— искажение профессионального развития, появление негативных качеств, отклонение от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, меняющих профиль личности;

— появление стойких деформаций личности (например, эмоционального истощения и выгорания, а также ущербной профессиональной позиции, особенно в профессиях, приносящих власть и известность);

— прекращение профессионального развития из-за профессиональных заболеваний или потери трудоспособности.

Профессиональные деструкции и деформации возникают вследствие профессиональной дезадаптации. Они нарушают целостность личности субъекта труда, снижают удовлетворенность самореализацией, снижают уровень адаптации, устойчивости, продуктивности деятельности. Профессиональные деструкции — это нарушения уже усвоенных способов деятельности; изменения, связанные с дезадаптацией к организационным и профессиональным стрессам, стрессам профессионального становления; изменения, связанные с возрастом, физическим и нервно-психическим истощением. Преодоление деструкции требует глубинной личностно ориентированной реконструкции, больших усилий как со стороны личности, так и со стороны психолога-консультанта, сопровождается большим сопротивлением и психической напряженностью.

В ходе профессиональной деятельности многие качества человека остаются невостребованными, вызывая внутриличностный стресс. Это способствует развитию профессиональных акцентуаций — чрезмерно выраженных качеств, отрицательно сказывающихся на деятельности и поведении специалиста. Исследователи указывают, что многолетнее выполнение профессиональной деятельности в случае хорошей адаптивности личности должно сопровождаться личностным и профессиональным ростом, удовлетворенностью трудом и повышением продуктивности.

Однако даже в этом случае неизбежны периоды стабилизации. На начальных стадиях они недолговременны, в последующем увеличиваются. В крайних случаях это может приводить к наступлению профессиональной стагнации личности. Стагнация может переживаться субъектом как психологический стресс. В случае недостаточных адаптивных возможностей переживание стресса проявляется в стойких стресс-синдромах. Личность особенно уязвима для появления профессиональных стресс-синдромов в моменты кризисов своего профессионального становления. Непродуктивный выход из них искажает последующее профессиональное развитие субъекта в виде стойких стресс-синдромов (хронических состояний сниженной работоспособности, деструкции и деформаций).

Э. Ф. Зеер выделяет четыре группы основных детерминант профессиональных деструкции, которые по своей природе представляют различные виды психологических стресс-факторов, опосредующих возникновение стресс-синдромов:

1) объективные детерминанты, связанные с социально-профессиональной средой (социально-экономическая ситуация, имидж и характер профессии, профессионально-пространственная среда) — внешние стресс-факторы;

2) субъективные детерминанты, обусловленные особенностями личности и характером профессиональных взаимоотношений, -внутренние стресс-факторы;

3) объективно-субъективные детерминанты, порождаемые системой и организацией профессионального процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей организационные стрессы;

4) профессиональные деформации (профессионально-нежелательные качества), нарушающие целостность личности, снижающие ее адаптивность, устойчивость, отрицательно сказывающиеся на продуктивности деятельности.

Среди возникающих в ходе трудовой деятельности стрессов можно выделить следующие их виды, имеющие психологическую природу: информационный стресс, эмоциональный стресс, коммуникативный стресс.

Информационный стресс появляется в результате информационных перегрузок, в том числе и возникающих в результате повышенной профессиональной мотивации, когда работник не справляется с задачей, не успевает ориентироваться в информационном пространстве и принимать необходимые решения. Также причинами его возникновения может быть и дефицит информации, приводящий к неопределенности в ситуации.

Как отмечает В. Л. Бодров, «для развития информационного стресса важным фактором является состояние мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой и когнитивной сферы субъекта деятельности, которые обусловливают субъективную, личностную значимость экстремальной ситуации, наличие готовности и возможности к ее преодолению, способность выбора рациональной стратегии поведения в этих условиях и т.д.».

Обобщение данных, приведенных в научной литературе, и результатов собственных исследований позволило В. А. Бодрову определить основные причины развития информационного стресса человека-оператора. По своей роли в формировании информационного стресса все причины можно разделить па:

1) непосредственные, которые служат объективно неблагоприятным факторам информационного взаимодействия человека и техники, источником экстремальной рабочей нагрузки и «пусковым моментом», начальным этапом развития стресса. К ним относятся:

— семантические, или смысловые (высокая субъективная сложность задачи, высокая ответственность задания, опасность ситуации, недостаточный контроль за ситуацией, неопределенность (неизвестность) оперативной ситуации, непредсказуемость развития ситуации, частичный или полный неуспех в деятельности, противоречивость информации и т.п.);

— операциональные (дефицит информации, избыточность информации, большой объем информации, низкая вероятность поступления значимой информации, нарушения ритма поступления информации и т.п.);

— временные (дефицит времени, большая длительность воздействия рабочей нагрузки, аритмичность предъявления информации, высокий темп предъявления информации, неопределенность времени (неожиданность) поступления сигнала и т.п.);

— организационные (низкая объективная вероятность предъявления информации, объективная неопределенность момента предъявления информации, неправильный выбор необходимой информации, отвлечение внимания, пропуск сигнала, объективная сложность задачи, совмещенная деятельность и т.п.);

— технические (отказ системы, блокировка сигнала, маскировка, искажение сигнала, ложная информация, интерференция сигналов, противоречие информационных признаков ситуации, недостаточный привлекающий эффект сигнала, несоответствие сигнальных признаков информации и т.п.);

2) главные, отражающие индивидуальные особенности субъекта деятельности, которые определяют возможности возникновения состояния стресса у конкретного индивида, механизмы его регуляции и способу)! преодоления (купирования):

— морально-нравственные (недисциплинированность, безответственность, небрежность и т.п.);

— профессиональные (низкий уровень знаний, недостатки в развитии навыков и умений, отсутствие необходимого опыта и т.п.);

— физиологические (снижение резервов организма в результате острых и хронических заболеваний, неблагоприятные функциональные состояния — укачивание, утомление, десинхроноз и т.д., неудовлетворительный уровень чувствительности анализаторов и т.п.);

— психологические (низкая или чрезмерно высокая мотивация к деятельности, недостатки в развитии профессионально важных психических качеств, неблагоприятные особенности личности и психические состояния и т.п.);

3) сопутствующие (средовые), которые способствуют появлению и проявлению непосредственных и главных причин стресса, а также предрасполагают субъекта деятельности к развитию у него этого состояния:

— в организации труда (нерациональный режим труда и отдыха (сверхурочные, ночные смены), чрезмерная рабочая нагрузка, недостатки в обратной связи о результатах деятельности, неадекватная оценка деятельности и оплата труда, недостатки в охране труда, технике безопасности, организации рабочего места, недостатки в профессиональном (медицинском, психологическом) отборе, в психологическом и медицинском контроле в процессе деятельности и т.п.);

— в средствах труда (недостатки в компоновке приборов, кодировании информации, разборчивости текстуры, светотехнических характеристик приборов, конструкции органов управления, их загрузки, пространственном соотношении и т.п.);

— в условиях труда (недостатки в микроклимате и газовом составе воздуха на рабочем месте, в уровне шума, вибрации и освещенности, в конструкции рабочего места, обзоре, досягаемости до органов управления, неблагоприятный психологический климат в коллективе, недостаточная совместимость, сплоченность, межличностные конфликты, неудовлетворительный уровень социальной ответственности, личного доверия, общественного признания, одобрения и т.п.1).

Одной из ведущих причин развития информационного стресса является недостаточный контроль за рабочей ситуацией. Неконтролируемость ситуации одновременно выступает и как внешнее условие деятельности, и как субъективный фактор, связанный с определенными личностными особенностями человека.

Чтобы произошла адаптация к возникающим перед работниками задачам, необходим определенный уровень мотивации. Однако если мотивация слишком сильна, человек лишается части своих возможностей, и адаптация становится менее адекватной действительности. Тогда в деятельности появляются признаки эмоций и иногда адаптивное поведение нарушается, полностью замещаясь эмоциональными реакциями.

Существует оптимум мотивации, за пределами которого возникает эмоциональное поведение. Понятие оптимума мотивации связано с адекватностью или неадекватностью реакций ситуации. Эта связь соответствует отношению между интенсивностью мотивации и реальными возможностями субъекта в конкретной ситуации.

Важное значение в исследовании информационного стресса как явления имеют работы но изучению роли индивидуально-психологических особенностей личности в снижении функциональной устойчивости и развитии психологического (информационного) стресса.

В работах В. Д. Небылицына, Б. Ф. Ломова, К. М. Гуревича, В. Ф. Матвеева, О. А. Конопкина и других исследователей проблема надежности труда человека-оператора рассматривается в свете учения о типах ВИД.

Впервые гипотеза о наличии связи между индивидуально-психологическими характеристиками человека-оператора и основными свойствами его нервной системы была выдвинута В. Д. Небылицыным в 1964 г.

Следующий вид стресса — эмоциональный стресс, который в профессиональной деятельности проявляется в ситуации угрозы, обиды, в условиях конфликтных ситуаций, часто стрессорами могут являться словесные раздражители.

Эмоциональный стресс, с точки зрения теории функциональных систем, формируется в условиях длительных и непрерывных конфликтных ситуаций, в которых субъекты трудовой деятельности лишены возможности удовлетворять свои ведущие потребности, т.е. достигать полезных для них приспособительных результатов.

В конфликтных ситуациях нарастают и суммируются отрицательные эмоции, резко редуцируются антистрессорные положительные эмоции и на основе изменения химических свойств мозговых структур создаются условия перехода отрицательных эмоций в устойчивое стационарное возбуждение мозга. В результате формируются такие психосоматические заболевания, как неврозы, психозы, артериальная гипертензия, стенокардия, иммунодефициты, гормональные нарушения, диабет, язвенные поражения желудочно-кишечного тракта и т.д.

Эмоциональный стресс нарушает гармонию внутри- и межсистемных информационных отношений, которая является наиболее чувствительной к различным повреждающим воздействиям. Вследствие этого при эмоциональных стрессах прежде всего нарушаются основные биоритмы организма: бодрствования и сна и пр. Одним из ранних показателей дисфункций при эмоциональном стрессе является нарушение синхронизации ритма дыхания и сердцебиения.

Одним из проявлений эмоционального стресса может являться синдром эмоционального выгорания. Он представляет собой совокупность симптомов, негативно сказывающихся па работоспособности, самочувствии и интерперсональных отношениях субъекта профессиональной деятельности.

К. Маслач в своей модели представляет выгорание как ответную реакцию на профессиональные стрессы, состоящее из трех компонентов: эмоционального истощения, деперсонализации и редукции персональных достижений. Эмоциональное истощение проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения, усталости, исчерпанности эмоциональных ресурсов.

Деперсонализация представляет собой негативное, циничное, бездушное отношение к реципиентам. Редукция персональных достижений проявляется в снижении чувства компетентности в своей работе, негативном самовосприятии в профессиональном плане.

И. В. Гришина отмечает, что выгорание необходимо рассматривать как особое состояние человека, являющееся следствием профессиональных стрессов, адекватный анализ которого нуждается в экзистенциальном уровне описания, поскольку развитие выгорания не ограничивается только профессиональной сферой, а проявляется в различных ситуациях бытия человека; болезненное разочарование в работе как способе обретения смысла окрашивает всю жизненную ситуацию.

В. В. Бойко рассматривает феномен «эмоционального сгорания» как механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ па избранные психотравмирующие воздействия. Синдром выгорания рассматривается как динамический процесс, возникающей поэтапно в соответствии с развитием механизма стресса (фазы тревоги, резистенции, истощения).

Коммуникативный стресс связан с проблемами делового общения в ходе профессиональной деятельности и может проявляться в конфликтном, манипулятивном поведении, неумении воспринимать и адекватно реагировать на критические замечания. Данный вид стресса часто может являться причиной возникновения плохого психологического климата в трудовом коллективе, низкой сплоченности трудового коллектива.

studme.org

Стресс в трудовой деятельности

Привычным явлением стал стресс на работе. Фактически любая служебная ситуация может стать и является потенциальным источником стресса. К числу наиболее распространенных стрессовых ситуаций, возникающих на работе, относятся:

— неорганизованность или неспособность распределять время;

— конфликт с начальниками или коллегами;

— недостаточная квалификация специалиста, его профессиональная неподготовленность;

— чувство перегруженности работой;

— слишком высокая или слишком низкая ответственность;

— неспособность укладываться в сроки;

— неспособность адаптироваться к изменениям порядка в работе;

— неумение применять свои навыки;

— отсутствие поддержки со стороны руководства и др.

Стресс на работе часто возникает как следствие рассогласования ожиданий специалиста и реальной обстановки, когда ожидания чрезмерно завышены или неразумны, когда человек завышает свои возможности. Это приводит к угасанию энтузиазма, разочарованию в работе и даже к опустошенности, профессиональному выгоранию, когда человек совершенно теряет интерес к работе. Опустошение является результатом длительного воздействия стрессовых условий работы. Оно может появиться у каждого, но в большей мере ему подвержены те, кто профессионально постоянно имеет дело с людьми: работники здравоохранения, правоохранительных органов, учителя.

Синдром опустошенности чаще возникает у тех, кто выполняет повторяющиеся или монотонные действия, не получая при этом положительной обратной связи, испытывает большую опасность, длительно осуществляет работ)’ в условиях сенсорной и интеллектуальной депривации (это характерно для моряков в длительных плаваниях, особенно для подводников, для буровых бригад нефтяников, работающих вахтовым методом, и др.). По мнению специалистов, наиболее подвержены проявлению синдрома опустошенности трудоголики, педанты, эгоисты, идеалисты. Опустошение всегда приводит к резкому снижению энергетики и эмоциональному истощению.

Основные признаки и симптомы опустошенности таковы: проявления апатии, безнадежности, беспокойства, враждебности, недомоганий, конфликтных отношений с сотрудниками, обидчивости, пессимизма, равнодушия, скуки, раздражительности, разочарований, ощущений беспомощности, ненужности и других негативных психических состояний, актуализация проблем сексуальности, семейного, супружеского характера.

Одним из сильных стрессоров является неумение специалиста правильно распределить время. В таком случае человек утрачивает возможность сделать то, что необходимо, получить удовольствие от того, чем хотел бы заняться. Не успевая разрешить весь круг желаемых и необходимых проблем, человек постоянно испытывает состояние психического напряжения, которое мешает ему нормально осуществлять свою жизнедеятельность.

Стрессовые состояния специалиста

Одно из наиболее часто встречающихся стрессовых состояний — психическая напряженность. Истоки этого состояния самые разные. На работе наиболее типичными стрессорами, вызывающими у специалиста психическую напряженность, являются: дефицит времени, гиперответственность, ограниченность информации о тех или иных обстоятельствах профессиональной деятельности, высокая динамика либо, наоборот, монотония трудовой деятельности, низкий уровень социальной защищенности работника, нехватка средств и ресурсов для успешной деятельности, высокая интенсивность труда и др.

Напряженность — это состояние повышенного функционирования психики и организма человека в тех или иных обстоятельствах.

По мнению психологов, изучавших влияние напряженности психики на качество профессиональной деятельности специалистов, напряженность по-разному сказывается на простых и сложных действиях.

Мобилизация возможностей человека всегда сопряжена с определенным внутренним, в том числе и психическим, напряжением. Оно усиливается при переживании человеком ответственности за выполнение задач, воздействии определенных условий, в том или ином нежелательном поведении окружающих, напряжении воли, ума и физических сил.

Различные степени внутреннего напряжения по-разному отражаются на действиях человека и его поведении. До тех пор пока внутреннее напряжение специалиста не переросло по интенсивности некоторый предел, границу, оно позитивно влияет на работоспособность. Он собран, внутренне мобилизован и все делает быстро, четко, безошибочно. Его мысль работает ясно, реакции мгновенны. Но когда предел перейден, возникает перенапряжение, в результате которого качество действий человека ухудшается. Причем чем больше перенапряжение, тем существеннее его ошибки в действиях.

Ухудшение действий специалиста находится в зависимости от нарастания перенапряжения. Вначале в результате перенапряжения в деятельности возникают неточности, затруднения в протекании умственных процессов. Человек становится невнимательным, что-то забывает, порой трудно соображает, скорость мышления падает. По мере дальнейшего усиления перенапряжения возникают осечки, сбои даже в хорошо, казалось бы, отработанных действиях — в сложных, а потом и в простых умениях и навыках: схватился не за ту рукоятку или переключил ее не в ту сторону.

Перенапряжение приводит к запредельному напряжению, невыносимому вообще для психики человека и его мозга. Если до этого напряжение сказывалось только на профессиональных действиях, то теперь оно приводит к нравственным и волевым нарушениям, а затем и к полному срыву поведения — истерическим реакциям, оцепенению, полному безразличию.

Различные компоненты духовных сил человека неодинаково устойчивы к предельным нагрузкам. Наиболее устойчиво поведение человека. Опыт и научные наблюдения свидетельствуют и о разной устойчивости навыков и умений: более сложные, с преобладанием умственного компонента, сильнее поддаются влиянию внутреннего напряжения, чем простые, двигательные.

Крайние формы перенапряжения могут возникать мгновенно, но процесс нарушений может протекать и постепенно. Следует подчеркнуть, что предел напряженности для каждого человека индивидуален. В одной и той же обстановке у одного возникает запредельное напряжение, у другого — нормальное.

Существует понятие так называемого травматического стресса, острой формы стрессовой реакции человека, при которой происходит перегрузка психологических и физиологических адаптационных возможностей человека, разрушающих (либо снижающих) возможности его психологических и физиологических защит, что вызывает тревогу, напряженность, нежелательный интеллектуальный, эмоциональный и мотивационный дискомфорт.

Травматический стресс — это переживания нетипичного характера, результат особого взаимодействия человека со средой. Это, по своей сути, нормальная реакция на ненормальные обстоятельства. При травматическом стрессе возможны проявления повторяющихся интенсивных негативных переживаний при столкновении человека с чем-то, напоминающем травматическое событие. Так, например, если человек когда-то тонул, его охватывает панический ужас, когда он попадает в реку с неспокойным течением или в штормовое, неспокойное море. У этих людей нередко появляется чувство укороченного будущего, когда они попадают в обстоятельства, напоминающие давно прошедшее психотравмирующее событие.

При травматическом стрессе у человека нарастает тревожность, появляются ночные кошмары, порой он с трудом засыпает. Вообще, бессонница часто вызывается высоким уровнем тревожности, неспособностью расслабиться, ощущением сильной психической, душевной и физической боли. Сон относится к таким проявлениям, которые нарушаются в первую очередь даже при незначительных психических неблагополучиях.

К числу других проявлений травматического стресса относятся вспышки гнева, повышенная раздражительность, нарушения памяти и концентрации внимания, настороженность, преувеличенное реагирование порой на самые обычные обстоятельства.

Истоки травматического стресса разнообразны. Особую роль в этом играет чувство вины — одно из самых непродуктивных и разрушительных переживаний человека. Человек с таким чувством как бы застревает в прошлом, он стремится наказать себя за содеянное, искупить вину и потому деструктивно, разрушающе действует на себя под влиянием болезненного чувства личной ответственности за прошлые события, обстоятельства.

Травматический стресс обусловлен многими обстоятельствами, среди которых выделяются нереализуемая потребность в справедливости, осознание смерти, конца жизни, переживание горя, особенно сильного, патологического характера, под влиянием неожиданных утрат близких людей, социальных потрясений, актуализация у подавляющей массы населения невозможности в полной мере реализовать потребности в защищенности и др.

Современная медицина считает, что стресс является основной причиной многих заболеваний. Вместе с тем стресс все больше становится повседневным условием нашей жизни, возникает привычка к нему, мы научились жить со стрессом.

Различают три группы признаков стрессовых состояний человека: физическую, эмоциональную (психологическую) и поведенческую.

Основные физические признаки стресса: бессонница, боли (головы, в груди, животе, спине, шее), головокружения, мышечные боли, обострение аллергических реакций, повышение потливости, подверженность травмам, расстройства желудка, потеря аппетита или, наоборот, постоянное чувство голода, сонливость, слабость, хроническая усталость, повышенная утомляемость, сексуальные расстройства и др.

Психологические признаки стресса: беспокойства, повышенная возбудимость, гнев, депрессия, невозможность сосредоточиться, путаница мыслей, агрессивность, ночные кошмары, озабоченность, отдаленность от людей, раздражительность, плохое настроение, состояние прострации, ощущение беспомощности, страха, психическая напряженность, тревожность и др.

Поведенческие признаки стресса: импульсивность поведения, кусание ногтей, потеря интереса к внешнему облику, своему имиджу, скрежетание зубами, злоупотребление алкоголем, усиленное курение, хронические опоздания, частые откладывания дел, нервный смех, чрезмерное употребление лекарств, ненормативная лексика и др.

Все названные симптомы выступают признаками нередко скрытого стресса. Специалисту важно видеть стрессовые состояния у сотрудников и диагностировать такие состояния у себя.

В целом такие состояния могут быть как позитивными, конструктивного характера, так и негативными, деструктивного плана.

К числу позитивных психических состояний специалиста в стрессовых обстоятельствах могут быть отнесены: психологическая готовность его к деятельности, уверенность в своих силах, оптимизм, чувство ответственности, мобилизованность, собранность, решимость действовать, смелость, целеустремленность и др.

К негативным психическим состояниям относятся: страх, психическая напряженность, неуверенность, апатия, безразличие, деморализация, усталость, сомнения, агрессивность, подозрительность, пессимизм, сомнения, фрустрационные и другие дезадаптационные состояния человека.

Вполне очевидно, что успешность профессиональной деятельности и вхождения в коллектив, самоутверждение в нем специалиста во многом зависят от всех этих состояний. И потому знание их специфики, истоков, путей, средств и способов нейтрализации, недопущения одних и актуализации других важно для специалиста любого профиля, особенно в экстремальных условиях его жизни и деятельности.

При этом важно знать, что характер и степень проявления тех или иных психических состояний людей (как индивидов, так и социальных групп) зависят не только от объективных условий их жизни и деятельности, но и от субъективного восприятия, понимания и отношения людей, их физических и психических особенностей и состояний. Особую роль в этом играют степень значимости для личности происходящих событий, характер и уровень ее самооценки, притязаний, волевая подготовленность и способность к регуляции своих психических состояний.

Люди, относящиеся к жизни уверенно, осмысленно -рационалисты, они более устойчивы к стрессовым воздействиям. Влияние стрессовых факторов зависит и от того, в какой степени люди испытывают потребность в стрессовых ситуациях. Есть люди, которым нужна жизнь, полная стрессов. Есть категория людей, у которых, наоборот, проявляется стремление к тихой и спокойной жизни, они стараются уклониться, уйти от активной, полной перемен жизни. А есть люди, которые достаточно уверенно себя чувствуют как в спокойной, так и в стрессовой обстановке.

В целом же считается общепризнанным, что сопротивляемость, неподверженность человека стрессу часто бывает обманчивой. Особенно это касается опасных и повышенно-стрессовых профессий. Специалисты, которые считают, что они устойчивы к стрессу, со временем обнаруживают у себя различные стрессогенные заболевания (сердечнососудистого, неврологического, кишечно-желудочного, психического и другого характера).

Однако снизить степень негативного воздействия стрессовых обстоятельств на человека можно при определенном подходе. Для этого необходимо определить тип своей личности, чтобы легче совершать переход к более высокой устойчивости к стрессам, успешнее формировать готовность действовать в стрессовых обстоятельствах. Ведь, как правило, такие обстоятельства от человека не зависят и коррекции не поддаются. Однако изменить отношение к стрессовым обстоятельствам, выработать уверенность и готовность действовать в условиях стресса, повысить психическую устойчивость к нему вполне возможно. В таком случае мозг человека научается иначе интерпретировать стрессовые события, наращивая положительный опыт поведения и действий человека.

И физически, и психически люди по-разному реагируют на стрессовые ситуации, на стрессовые воздействия. Считается, что первопричиной стрессовых симптомов являются определенные черты характера и взгляды человека на жизнь. В этом смысле различают два типа людей: А и Б. Наиболее типичные, характерные черты, свойственные этим типам, представлены в табл. 34.11.

Таблица 34.1. Характерные черты личности