Вирус слабоумия

Вирус слабоумия?

Что делает с нашим мозгом вирус из водорослей

В отличие от многих других вирусов, перешедших к людям от животных, вирус ATCV-1 попал к нам от водорослей. Но пока что ни в чём серьёзном он замечен не был – если не считать лёгкого ослабления некоторых функций мозга.

Не стоит удивляться тому, что некоторые вирусы (например, вирус гриппа) могут переходить к человеку от животных – от свиней, обезьян, и т. д. В конце концов, и человек, и свинья относятся к млекопитающим, и общих черт у наших клеток более чем достаточно. Но вот кто действительно достоин удивления, так это вирус ATCV-1 (Acanthocystis turfacea Chlorella virus 1), который, как считается, пришёл к нам от пресноводных зелёных водорослей.

Обнаружили его в человеческом организме ещё несколько лет назад, однако долго не могли решить, как он туда попал: то ли живого человека заразил, то ли проник уже после смерти. Но затем Роберт Йолкен (Robert H. Yolken) и его коллеги из Медицинской школы Университета Джона Хопкинса (США) обнаружили, что ATCV-1 живёт в горле психиатрических больных. Исследователи искали патогены, которые могут влиять на развитие психоневрологических заболеваний, так что этот водорослевый вирус заподозрили в том, что он даёт толчок некоторым психическим аномалиям.

ATCV-1 можно найти не только у больных, но и у вполне здоровых людей. Однако, когда почти у сотни здоровых носителей вируса проверили когнитивные способности, то выяснилось, что у 43% из них есть небольшие отклонения в зрительных способностях – заражённые ATCV-1 на 10% хуже выполняли визуальные тесты. Кроме того, они не так долго, как незаражённые, могли удерживать на чём-то своё внимание. Стоит подчеркнуть, что речь не идёт о сильном расстройстве функций мозга, которые можно было бы квалифицировать как болезнь, но всё же отклонения от нормы были всё же довольно значительным.


Похоже, что руководитель исследования, профессор James L. Van Etten из Университета Небраски,
нисколько не боится заражения «вирусом слабоумия» – ВМ.

Но, может быть, отклонения возникли из-за каких-то других факторов, которые на 43% совпали с присутствием вируса? Чтобы проверить это, исследователи заразили ATCV-1 мышей (то, что заражение прошло успешно, проверяли по антителам против ATCV-1 – если антитела появились, значит, вирус в организме остался). В статье в Proceedings of the National Academy of Sciences (Yolken et al., Chlorovirus ATCV-1 is part of the human oropharyngeal virome and is associated with changes in cognitive functions in humans and mice) авторы пишут, что мыши с вирусом дольше искали выход из лабиринта и тратили меньше времени на обследование нового объекта (что можно интерпретировать как неспособность удержать внимание). Одновременно у инфицированных животных нашли некоторые изменения в активности почти 1 300 генов в клетках гиппокампа, отвечающего за память и ориентацию в пространстве. Некоторые из генов контролировали иммунные процессы, от других же зависела реакция нейронов на нейромедиатор дофамин. Сам вирус в мозге не нашли, однако он мог бы влиять на работу мозга опосредованно, раздражая иммунитет.

Что до людей, то пока нельзя сказать, насколько изменения в когнитивных функциях сказываются в целом на поведении и психике человека. Кроме того, напомним, что более чем у половины участников эксперимента наличие вируса в организме никак не отражалось на работе мозга. Конечно, медицинские последствия от ATCV-1 ещё будут изучать, однако сейчас самый интересный вопрос – это как вирус, специализирующийся на водорослях, вдруг смог проникнуть в животную клетку?

www.vechnayamolodost.ru

Заболеть слабоумием

Если вы не блещете умом и рассеяны, вполне возможно, что в вашем организме поселился вирус ATCV-1. Группа американских вирусологов из Медицинской школы Джона Хопкинса при университете штата Небраска в ходе эксперимента пришла к выводу, что этот вирус ухудшает когнитивные способности: ATCV-1 заражает мозг и делает человека глупее. Результаты исследования были опубликованы в научном журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Исследователи обнаружили вирус совершенно случайно — в процессе изучения микробов в горле человека. Его ДНК совпадает с ДНК вируса, живущего в реках и озерах и поражающего зеленые водоросли. В ходе эксперимента оказалось, что носителями ATCV-1 были 40 испытуемых из 90, принимавших участие в исследовании.

По мнению американских ученых, вирус снижает внимание человека — мозгу становится тяжелее решать поставленные задачи. Это было доказано тестами, которые прошли участники эксперимента. Те, у кого в горле был обнаружен вирус «глупости», показали худшие результаты при выполнении заданий: скорость и точность визуальной обработки у них были ниже, чем у тех, кого вирус не поразил. К примеру, они медленнее ставили числа в порядке возрастания, написанные на бумаге в случайном порядке.

Позже специалисты повторили эксперимент на лабораторных мышах. У искусственно зараженных грызунов была нарушена память и другие функции головного мозга. Инфицированные подопытные дольше искали выход из лабиринта. Им требовалось на 20 процентов больше времени, чтобы понять, какой объект лежит перед ними. Ученые заметили перемены в активности генов в зоне мозга мышей, отвечающей за память и ориентацию на местности. Всего изменения затронули более тысячи генов, часть из которых ответственна за поддержание иммунной системы.

«Это новый взгляд на инфекционных агентов: одни поселяются в организме человека, наносят большой вред и уходят, как, к примеру, вирус Эбола или грипп, — рассказывает вирусолог и руководитель исследования Роберт Йолкен из Медицинской школы Джона Хопкинса при университете штата Небраска. — Человек носит вирусы вроде ATCV-1 долгое время и даже не подозревает, что они оказывают медленное, но постоянное влияние на его поведение и сознание».

То, как именно вирус передается, ученые пока не знают. Раньше считалось, что ATCV-1 поражает исключительно водоросли и в других организмах не присутствует. При исследовании мазков, взятых из ротоглотки испытуемых, ученые нашли ДНК вируса, который им пришлось идентифицировать по базе данных ДНК. Позже они обнаружили биологическое воздействие, которое оказывает ATCV-1 на организм человека. Микрофлора слизистых оболочек тела человека, где живут тысячи микроорганизмов, изучена не до конца — с этим связаны трудности при ответе ученых на вопрос о передаче вируса между людьми или животными. Мышей исследователи заразили при помощи инъекции.

Ученые планируют продолжить исследование вируса «глупости». Они предполагают, что с помощью изменения бикробиома — совокупности бактерий и вирусов в организме, живущих в тесном симбиозе, — в будущем можно будет улучшать когнитивные способности человека.

www.geo.ru

ВИРУС ЦИФРОВОГО СЛАБОУМИЯ

Все помешались на гаджетах: смартфонах, планшетах и прочей цифровой технике, принесшей в мир вирус цифрового слабоумия. Это не шутка, это диагноз. Все больше детей — представителей цифрового поколения страдают расстройством внимания, потерей памяти, низким уровнем самоконтроля, когнитивными нарушениями, подавленностью и депрессией.

Исследования показывают, что в мозгу представителей цифрового поколения наблюдаются изменения, похожие на те, что появляются после черепно-мозговой травмы или на ранней стадии деменции — слабоумия, которое обычно развивается в старческом возрасте.

СРЕДНЕСТАТИСТИЧЕСКИЙ СЕМИЛЕТНИЙ ЕВРОПЕЕЦ УЖЕ ПРОВЕЛ У ЭКРАНОВ больше года жизни, а 18-летний — более четырех лет! Скажете, что сейчас совсем другие дети? Да, но мозг у них такой же, как был у человека тысячу лет назад, — 100 миллиардов нейронов, каждый из которых связан с десятью тысячами себе подобных.

Мозг нужно развивать и кормить. Все наши мысли, действия, решения сложных задач и глубокие размышления оставляют след в мозгу. «Ничто не может заменить того, что дети получают от собственного, свободного и независимого мышления, когда они исследуют физический мир и сталкиваются с чем-то новым», — утверждает британский профессор психологии Таня Бирон.

Вы будете шокированы, но с 1970 года радиус активности детей (пространства вокруг дома, в котором дети свободно исследуют окружающий мир) сократился на 90%! Мир сжался до экрана смартфона. Дети перестают бегать под дождем, пускать кораблики, лазать по деревьям или просто болтать друг с другом. Они часами сидят, уткнувшись в смартфон. А ведь им необходимо развивать мышцы, знать о рисках, просто общаться со своими друзьями. Сформировался новый тип среды, где вкус, обоняние и осязание не стимулируются, где большую часть времени мы сидим у экранов, а не гуляем на свежем воздухе и не проводим время в общении. Есть о чем задуматься.

Чем больше внешних стимулов, тем лучше для мозга. Важно, чтобы дети исследовали мир физически, а не виртуально. Ребенку нужен здоровый и полноценный сон. Но современные дети не отрываются от интернета и компьютерных игр, время сна сокращается, его не хватает и на выполнение школьных заданий. Количество внешних стимулов ограничивается из-за однообразного времяпрепровождения в интернете.

Ребенок не получает необходимого опыта, чтобы развить важные участки мозга, отвечающие за сопереживание, самоконтроль, принятие решений… У человека, который перестает ходить, атрофируются ноги. Дети не привыкли запоминать информацию — им проще найти ее в поисковых системах, отсюда проблемы с памятью.

ДЕТИ НЕ СТАЛИ УМНЕЕ БЛАГОДАРЯ ИНТЕРНЕТУ. НЫНЕШНИЕ одиннадцатилетние выполняют задания на том уровне, который демонстрировали восьми- или девятилетние дети 30 лет назад.

Но детей еще можно спасти! Достаточно просто ограничить время пользования гаджетами. Стив Джобс — гуру цифровой индустрии, именно так и делал. Его дети не пользовались айпадом вообще, а другие гаджеты им запрещалось использовать по ночам и в выходные дни. Крис Андерсон, главный редактор американского журнала Wired, один из основателей 3D Robotics, также ограничивает своих детей в использовании гаджетов. Правило Андерсона — никаких экранов и гаджетов в спальне! Сыновья создателя сервисов Blogger и Twitter могут пользоваться своими планшетами и смартфонами не больше 1 часа в день, а директор Out Cast Agency ограничивает использование гаджетов в доме 30 минутами в день.

Вот и ответ на вопрос: что нужно делать? Нужно спасать подрастающее поколение. Какое будущее их ждет через 10-20 лет, если они сегодня проводят полдня перед экранами суперсовременных гаджетов?

Среди специалистов в области охраны здоровья не стихают споры между противниками использования мобильных устройств связи и теми, кто относится к этому явлению терпимо и считают, что вред от этих устройств не доказан. Последние исследования показали, что длительное использование мобильных телефонов (сотовых и беспроводных) повышает риск развития глиомы — наиболее распространенной опухоли головного мозга. Показано, что глиома встречается в три раза чаще у тех, кто пользуется беспроводной связью уже более 25 лет. В особой зоне риска находятся те, кто начал пользоваться такими устройствами в возрасте до 20 лет.

Используя беспроводные средства связи, человек подвергается значительному воздействию радиочастотных электромагнитных полей. Главной мишенью этого воздействия является мозг и особенно с той стороны, куда чаще прикладывается устройство.

ДАННЫЕ ДВУХ ОБШИРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ГИСТОПАТОЛОГИЧЕСКИ подтвердили развитие злокачественных образований мозга, как результат использования беспроводной связи. Первое исследование включало пациентов в возрасте 20-80 лет, диагностированных в промежутке от 1997 до 2003 гг. Вторую группу составляли больные в возрасте от 18 до 75 лет, обследованные с 2007 по 2009 гг.

Обобщались результаты, полученные из 6 онкологических центров Швеции. Участники исследования заполняли подробный опросник, в котором детализировались время и длительность использования устройств беспроводной связи. Проанализированы 1498 случаев злокачественных новообразований мозга. Средний возраст больных составлял 52 года. У большинства пациентов (92%) была диагностирована опухоль – глиома, из которых более половины (50,3%) составляли ее наиболее злокачественную разновидность – астроцитома 4-й степени, иначе называемая мультиформная глиобластома.

Анализ результатов подтвердил связь возрастающего риска возникновения глиомы мозга при условии использования как мобильного, так и беспроводного телефонов более года. Установлено, что риск возникновения опухоли мозга напрямую зависит от длительности пользования беспроводной связью. В группе наибольшего риска те, кто пользовались мобильными устройствами более 25 лет.

Установлена прямая зависимость локализации опухоли в той области мозга, которая в наиболее подвергалась воздействию радиочастотных электромагнитных полей. Это височная доля мозга и те глубокие структуры, которые она покрывает. Наиболее уязвимой группой является возраст начала использования устройств до 20 лет.

Согласно утверждению доктора Хардла, дети и подростки — наиболее уязвимая группа, поскольку у них голова меньше по размерам, тоньше кости черепа, выше электропроводимость тканей мозга. До 20 лет мозг все еще развивается и более уязвим.

Мобильные телефоны третьего поколения (3G) обладают наибольшим повреждающим воздействием, так как эта универсальная глобальная телекоммуникационная система мобильных телефонов излучает более широкую полосу микроволновых сигналов, которые предположительно имеют больший биологический эффект по сравнению с более ранними системами.

СОГЛАСНО ДОКЛАДУ МЕЖДУНАРОДНОГО АГЕНТСТВА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ РАКА 2013 г., имеется прямая связь между использованием мобильных и беспроводных телефонов и риском развития глиомы мозга. По результатам анализов и опубликованных эпидемиологических научных данных с 2009 по 2014 гг., результатов дозиметрических исследований, правительственных документов, руководств производителей и других публикаций установлено, что дети и еще не родившийся плод в утробе матери составляют группу наибольшего риска. Микроволновое излучение может отрицательно воздействовать на нормальное развитие плода, вызывая дегенеративные изменения защитной миелиновой оболочки нейронов мозга.

Доказано, что мозг ребенка поглощает электромагнитные излучения в 2 раза больше, чем мозг взрослых, а костный мозг — в 10 раз больше. Другая сторона проблемы заключается в том, что у школьников развивается состояние, названное немецким невропатологом Манфредом Шпитцером «цифровое слабоумие». Постоянное использование устройств на основе цифровых технологий приводит к снижению когнитивных способностей детей

Несмотря на убедительность приведенных данных, вряд ли можно надеяться, что использование мобильных средств связи уменьшится. Проблема в том, что большая часть общественности не знает об их опасностях.

В качестве пожелания можно посоветовать использовать беспроводные телекоммуникационные устройства с осторожностью и в относительно безопасной форме. Автомобиль также не безопасное устройство, но при условии осторожной езды риски значительно снижаются.

По этому поводу сформулирован ряд рекомендаций:

1. ЛУЧШАЯ защита – это расстояние от устройства. Использование телефона на расстоянии 15 см от уха снижает степень вредного воздействия в 10000 раз. Даже выключенный телефон излучает электромагнитные волны. Поэтому лучшее место для телефона – кошелек, сумка или рюкзак.

2. ТЕЛЕФОН следует хранить в подальше от беременной женщины. Категорически запрещается пользоваться телефоном при кормлении ребенка грудью.

3. НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ телефон вблизи детской кроватки.

4. НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ телефон на ночь в детской спальне.

5. ПО РЕЗУЛЬТАТАМ широких опросов выяснено, что 75% детей ночью держат телефон под подушкой, что совершенно недопустимо.

6. ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ компьютерной связью следует пользоваться кабельным соединением ноутбука или ПК с источником Интернет-сигналов. Такая система связи не имеет излучения.

7. Wi-Fi РОУТЕР в доме не следует устанавливать там, где семья проводит большую часть времени.

8. МАЛЬЧИКАМ не следует держать сотовый телефон в передних карманах брюк, так как это вредно действует на клетки спермы.

9. ДЕВУШКАМ нельзя держать мобильный телефон в бюстгальтере. Последняя рекомендация сформулирована на основе случаев развития рака молочной железы у женщин, имеющих такую привычку.

mostga.am

Что такое и чем опасен вирус цифрового слабоумия?

За последние несколько десятков лет одной из самых развивающихся индустрий в мире являются IT-технологии и интернет. Казалось бы, цифровые технологии помогают получать людям свободный доступ практически к любой интересующей информации, и что в этом плохого? Однако, многие забывают, что длительное влияние на мозг разнообразных гаджетов, не только ухудшают память и сообразительность, но и способны вызвать развитие такой новой болезни 21 века, как вирус цифрового слабоумия.

Согласно последним исследованиям было выявлено, что взрослые, а в особенности дети, чей мозг постоянно подвергается длительному воздействию цифровой атрибутики (планшеты, компьютеры, смартфоны и прочие «блага» цивилизации), страдают расстройством внимания и мышления, что приводит к слабоумию. Более того, мозг современных детей, которые проводят много времени перед компьютером или с гаджетами, претерпевает определенные структурные изменения, которые сильно напоминают симптомы черепно-мозговой травмы или первые признаки деменции.

Таким образом, цифровое слабоумие – это не миф, а современная реальность, которая чаще всего затрагивает детей. Данный термин не имеет, на сегодняшний день, четкой формулировки. Тем не менее, его суть заключается именно в том, что человек становится просто зависим от разнообразных гаджетов и со временем, утрачивает сообразительность, разучиваясь думать самостоятельно.

Как проявляется заболевание?

Признаки техногенной зависимости имеют характерную особенность и легко прослеживаются в поведении человека:

  • при длительном воздействии излучения, которое исходит от гаджетов, и их продолжительного использования, у пострадавшего наблюдается полная или частичная потеря памяти;
  • некоторые эпизоды в жизни будто выпадают из памяти больного, и идет потеря ориентации во времени (например, играя долгое время в компьютерные игры, человек попросту может не замечать, что происходит вокруг него, поскольку он полностью погружен в тот виртуальный мир, который ему предлагается);
  • компьютерная зависимость может спровоцировать снижение степени самоконтроля у пострадавшего (агрессию, апатию, злость);
  • нередко болезнь провоцирует у ребенка, еще не до конца с развитой психикой, приступы явной депрессии;
  • кроме того, цифровое слабоумие характеризуется и таким признаком, как рассеивание памяти. Проще говоря, пострадавший от длительного воздействия гаджетов становится невнимательным; часто забывает что-то сделать; иногда не помнит, на каком месте находится та или иная вещь;
  • данное заболевание может спровоцировать развитие психоэмоциональной неустойчивости и подавленности, при этом может развиться инфантилизм (недоразвитость в развитии);
  • дети, которые часто пользуются гаджетами, могут сильно отставать в умственном развитии от своих сверстников;
  • идет нарушение сна;
  • присутствуют частые перепады настроения;
  • признак начала развития патологии – снижение физической и умственной активности, ухудшение производительности труда, возникают проблемы с собственным мышлением и принятием самостоятельных решений.

В результате постоянного времяпрепровождения около компьютера или с планшетом в руках, у ребенка вырабатывается привычка думать не самостоятельно, а принимать решения при помощи гаджетов. Это, в свою очередь, формирует зависимость от технологий. И, как следствие, «отключает» правое полушарие мозга, которое, между прочим, отвечает за мышление, память и концентрацию внимания.

Почему развивается цифровая деменция и в чем ее опасность?

Дети, в отличие от взрослых, намного быстрей осваивают новую информацию и технологии, поэтому именно данная категория больше всего склонна к формированию заболевания. Самой основной причиной, благодаря которой формируется вирус цифрового слабоумия – скачок мозговой активности, в то время как физическая активность снижается до очень низкого уровня. В результате чего, связь с внешним миром, природой, окружающими, сводится к минимуму, а вся жизнь начинает формироваться лишь вокруг виртуальной реальности.

Неограниченные возможности, которые сейчас предлагают IT-технологии, существенно подрывает нормальный жизненный цикл подростков и детей. То, что невозможно сделать в реальности – запросто можно реализовать в виртуальном мире. В результате зависимости от этой «реальности», у детей атрофируются те участки мозга, которые отвечают за принятие самостоятельных решений и самоконтроль. Проще говоря, цифровое слабоумие ведет к тому, что человек перестает самостоятельно думать, обрабатывать и взвешивать какую-либо важную информацию. Ведь ее запросто можно найти в интернете, так зачем лишний раз напрягаться?

Основная опасность подобной зависимости от цифровых технологий заключается в том, что мозг со временем деградирует, превращаясь постепенно в подобие мозга малых детей, не умеющих концентрировать свое внимание на важных моментах и полноценно мыслить.

Родителям на заметку

Как уже выяснилось, больше всего подвержены такому современному заболеванию, как цифровое слабоумие, дети и подростки, проводящие огромное количество свободного времени перед различными гаджетами. Поэтому основной мерой безопасности является строгое ограничение время препровождения перед компьютерами, планшетами или смартфонами.

Так же всем родителям следует взять на заметку, что вирус цифрового слабоумия, если его допустить, поддается длительному и сложному лечению, сродни лечению от алкогольной или наркотической зависимости. И поскольку это заболевание еще до конца не изучено, то процесс излечения может занять немало времени и сил.

Поэтому проще предотвратить зависимость от виртуальной реальности, чем ее лечить. Для этого достаточно свести к минимуму использование детьми с неокрепшей психикой и мышлением, всяческих гаджетов. Сидение за компьютером лучше всего заменить активными играми на свежем воздухе, чтением книг и прогулками. Попользоваться гаджетами нужно не более одного часа в сутки. А для развития концентрации внимания и мышления, детскому мозгу постоянно необходима подпитка, а именно – тренировка (задачи на логику, развивающие игры и т.д.).

Не стоит думать, что цифровое слабоумие – это утопия. Отнюдь, согласно современным тенденциями заявлениям ученых, это болезнь будущего. И единственные люди, которые действительно могут помочь своим детям – это их родители.

oinsulte.ru

Вирус слабоумия

Вот так вот странно получилось: коротенькая заметка, которую я привожу ниже, и которую я хотела просто прокомментировать, стала поводом к написанию чуть ли не статьи на эту тему. Но просто тема, затронутая в этой заметке (которою я привожу ниже), для меня является одной из самой болезненных.

Гуляя в парке, я вижу как пары, держась за руки, разговаривают каждый по своему мобильному, вместо того, чтобы что-то вместе обсуждать, чем-то делиться или хотя бы просто целоваться… В общем, как-нибудь, но познавать друг друга… Как мамы с колясками уткнулись в планшет, когда малыш из своего маленького уютного колясочного домика агуканьем, мурлыканьем и попискиванием что-то очень настойчиво рассказывает о своих впечатлениях об окружающем мире – что-то его восторгает, что-то – пугает, что-то – удивляет (точнее, удивляет все – ведь для него сейчас все ново, любой звук, движение воздуха, падение листика с дерева). Но ему не с кем разделить свои чувства сейчас – мама не с ним, мама в планшете… Потом эта мама придет на консультацию к психологу, жалуясь на то, что ребенок неуправляем, с ним невозможно найти контакт…

Наблюдая за собой, я вижу как беспомощна и беззащитна становлюсь я сама перед лицом всей этой техники – мои планшеты, телефоны, ноутбуки, фэйсбуки и прочие достижения IT-технологий живут собственной жизнью, все время требуя от меня то срочно куда-то войти и синхронизироваться, то что-то еще…

Моя память стала в десятки раз хуже, чем была, даже лекции, которые я уже читала 150 раз, я закачиваю в планшет и подглядываю во время лекции – а вдруг я что забуду… Отправляясь даже в магазин, я беру с собой телефон – раньше я оправдывала себя тем, что может быть важный звонок по работе… С тех пор, как моя жизнь полностью поменялась и понятно что никаких таких «важных» звонков быть просто не может – я нашла другое оправдание – а вдруг что случится и нужно будет экстренно вызвать помощь… А когда однажды во время класса, когда практикующие лежали в шавасане, моя рука потянулась к мобильнику, чтобы проверить свой органайзер (убрать исполненное, написать новое), я поняла, что это все, это – конец. Шавасана всегда была для меня священным моментом, когда люди, пришедшие к тебе на класс, наконец освободились от вечного бега мыслей, от игрищ ума, когда их души тихо парят в пространстве, а тебе выпала честь оберегать их полет. И если в этот момент ты думаешь не об этом, а о своем «тамагоччи» — надо спасаться…

И я стала бороться за себя. За то, чтобы быть живой. Чтобы техника служила мне, а не я была в рабстве у нее. Я крайне редко пользуюсь калькулятором – считаю в уме.

На даче – никакого интернета, принципиально. Во время прогулки в лесу или в городе в лесопарке – никаких звонков и никаких наушников в ушах – в парке «в ушах» звуки птиц, падающей листвы, ветра, гомон играющих детей, лай выгуливаемых собак, где-то вдалеке шум электрички, звук колес проезжающего мимо велосипедиста и собственная тишина внутри.

Я не пользуюсь навигатором, у меня в машине старая истрепанная карта и такая же – в голове J Да, бывает что в нужный переулок попадаю не с первой попытки, конечно же больше времени трачу на прокладку маршрута, если место незнакомое. Но это — повод задуматься и потренировать ум. Если в 37 лет, имея несколько высших образований, я неспособна самостоятельно быстро сориентироваться по карте – срочно надо принимать меры.

Я не пользуюсь будильником – устанавливаю «будильник» в уме чтобы, проснуться когда надо (за исключением случаев поездки в аэропорт, хотя и в этих случаях, как правило, просыпаюсь без будильника минут за 15). Не пользуюсь органайзером в том режиме, как это было раньше – сейчас записываю туда только назначенные консультации с клиентами, остальное планирую в уме, и собственно даже и назначенные консультации теперь помню и так, без записи, на несколько недель вперед – но записываю «на всякий случай», т.к. это все-таки вопрос ответственности перед клиентом.

Я отключила новостные ленты на фэйсбук и в прочих соцсетях. И у меня нет интернета в телефоне и планшете. То есть он теоретически доступен, но я им не пользуюсь. Интернетом на планшете пользуюсь только в поездках если нужно сделать срочный платеж или решить другие организационные моменты, связанные с путешествием группы. И уж совершенно точно я не забрасываю фэйсбук фото и сообщениями типа «вот я под этим кустом» «а вот я через 5 минут под этим деревом». Да и вообще уже много лет не пользуюсь фотоаппаратом – стараюсь запомнить моменты жизни внутри себя, а не наблюдать за ними через объектив. Нет, я не против фотографий, но тех, которые действительно хорошего качества и реально высокого художественного содержания. Когда-то я делала такие. Но сейчас все изменилось – фотоаппарата того нет, а покупать новый уже не стала — пришло понимание того, что жизнь я хочу чувствовать сейчас, в моменте, и не через объектив, а «в натуральном исполнении»…

Я не пользуюсь лифтом, когда спускаюсь вниз – стараюсь сохранить ноги способными к передвижению.

Да, мне приходится ощущать себя динозавром, когда окружающие разговаривают про ай-под, ай-фон, ватс-ап и прочие «крутые штуки». Но зато я чувствую себя очень комфортно, когда высчитываю в голове без калькулятора сколько будет состоять ежемесячный платеж по кредиту для покупки этого самого айфона.

Я не говорю, что нужно уйти снова в первобытное сознание и пользоваться мотыгой. Нет, более того — я очень люблю технику, я реально «тащусь» от нее – она дает много возможностей, освобождает мое время, силы, позволяет делать много чего такого, что без техники было бы невозможным или крайне затруднительным. Но ключевой вопрос здесь в том, чтобы техника именно давала возможности, а не отнимала нас у самих себя. Чтобы техника служила нам, а не мы ей. Чтобы техника не заменяла собой весь мир.

Ребенок, сидящий на горшке, должен какать, а не тыкать в планшет. То есть он должен был сконцентрирован на этом процессе – во-первых, чтобы мозг знал, что сейчас организм занят главным процессом – он какает, и давал соответствующие команды, а не решал, что же ему сейчас делать – направлять команды на перистальтику или на то, чтобы гоняться на экране монитора за очередным гуманоидом. Во-вторых, ребенок хотя бы будет что-то понимать о своем организме, о том, как происходит процесс «какания», что происходит во время этого, какие ощущения после – это есть процесс познания себя, это есть контакт со своим организмом, с самим собой.

Жизнь – она не в планшете, не в мониторе ноутбука, не на экране телевизора.

Жизнь – она в жизни.

Невидимый поток любви и радости от случайно встреченной улыбки. Сопереживание от увиденного расстроенного лица. Кайф от прячущейся (или даже не прячущейся) где-то в уголке целующейся пары. Покой падающего снега. Радостный взрыв в голове, сердце от толпы пищащих, визжащих и старающихся перекричать друг друга детей. Тишина старости, идущей тебе навстречу в виде бабушки, смотрящей под ноги, чтобы не упасть…

Жизнь – она здесь, в жизни. И она намного, намного красивее, чем все те краски, которые мы видим на мониторе своего гаджета.

И пролетает она слишком быстро.

Слишком быстро, чтобы жить ее через планшет.

«Вирус цифрового слабоумия»

Сегодня весь мир помешался на гаджетах: смартфонах, планшетах и прочей цифровой технике. Вместе с ними в мир проникает вирус цифрового слабоумия. И это не шутка, это диагноз. В 2007 году специалисты заметили, что с каждым годом все больше детей — представителей цифрового поколения страдают расстройством внимания, потерей памяти, низким уровнем самоконтроля, когнитивными нарушениями, подавленностью и депрессией. Исследования показывают, что в мозгу представителей цифрового поколения наблюдаются изменения, похожие на те, что появляются после черепно-мозговой травмы или на ранней стадии деменции — слабоумия, которое обычно развивается в старческом возрасте.

В это сложно поверить, но среднестатистический семилетний европеец уже провел у экранов больше года своей жизни (по 24 часа в сутки), а 18-летний — больше четырех лет!

Хочешь сказать, что сейчас совсем другие дети? Да, дети другие, но мозг у них такой же, что был у человека тысячу лет назад, — 100 миллиардов нейронов, каждый из которых связан с десятью тысячами себе подобных.

Мозг нужно развивать и кормить. Все наши мысли, действия, решения сложных задач и глубокие размышления оставляют след в нашем мозгу.«Ничто не может заменить того, что дети получают от собственного, свободного и независимого мышления, когда они исследуют физический мир и сталкиваются с чем-то новым», — утверждает британский профессор психологии Таня Бирон.

Ты будешь шокирован, но с 1970 года радиус активности детей (пространства вокруг дома, в котором дети свободно исследуют окружающий мир) сократился на 90%! Мир сжался до экрана смартфона. Дети забыли и, что еще хуже, просто не знают, каково это — бегать под дождем, пускать кораблики, лазать по деревьям или просто болтать друг с другом. Они часами сидят, уткнувшись в свой смартфон. А ведь им необходимо развивать свои мышцы, знать о рисках, которые приготовил для них мир, и просто взаимодействовать со своими друзьями. «Удивительно, как быстро сформировался совершенно новый тип среды, где вкус, обоняние и осязание не стимулируются, где большую часть времени мы сидим у экранов, а не гуляем на свежем воздухе и не проводим время в разговорах лицом к лицу», — говорит Сьюзен Гринфилд. Нам определенно есть о чём волноваться.

Мозг формируется, когда есть внешние стимулы и чем больше их будет — тем лучше для мозга. Поэтому очень важно, чтобы дети исследовали мир физически, но не виртуально. Это нужно растущему мозгу, как и тысячу лет назад.

Также ребенку нужен здоровый и полноценный сон. Но современные дети не способны выйти из Интернета и оторваться от компьютерных игр. Это сильно сокращает длительность их сна и ведет к нарушениям. Какое может быть развитие, когда ты уставший и у тебя болит голова, а школьные задания никак не лезут в голову?!

Ты спросишь, как же цифровые технологии могут изменить мозг ребенка? Во-первых, количество внешних стимулов ограничивается из-за однообразного времяпровождения в Интернете. Ребенок не получает необходимого ему опыта, чтобы развить достаточно важные участки мозга, которые отвечают за сопереживание, самоконтроль, принятие решений… А то, что не работает, отмирает. Ведь у человека, который перестал ходить, атрофируются ноги? Дети не привыкли запоминать информацию — им проще найти ее в поисковых системах. Вот тебе и проблемы с памятью. Они ее совершенно не тренируют.

Думаешь, что дети стали намного умнее благодаря Интернету? А знаешь ли ты, что нынешние одиннадцатилетние выполняют задания на таком уровне, который демонстрировали восьми- или девятилетние дети 30 лет назад. Исследователи отмечают, что одной из основных причин этого является жизнь в виртуальном мире.

«Я опасаюсь, что цифровые технологии инфантилизируют мозг, превращая его в подобие мозга маленьких детей, которых привлекают жужжащие звуки и яркий свет, которые не могут концентрировать внимание и живут настоящим моментом», — говорит Сьюзен Гринфилд.

Но ты еще можешь спасти своих детей! Достаточно просто ограничить время пользования всевозможными гаджетами. Ты будешь удивлен, но Стив Джобс, гуру цифровой индустрии, именно так и делал. Его дети не пользовались айпадом вообще, а другие гаджеты им запрещалось использовать по ночам и в выходные дни.

Крис Андерсон, главный редактор американского журнала «Wired», один из основателей 3D Robotics, также ограничивает своих детей в использовании гаджетов. Правило Андерсона — никаких экранов и гаджетов в спальне! «Я, как никто другой, вижу опасность в чрезмерном увлечении Интернетом. Я сам столкнулся с этой проблемой и не хочу, чтобы эти же проблемы были у моих детей».

Сыновья создателя сервисов Blogger и Twitter могут пользоваться своими планшетами и смартфонами не больше 1 часа в день, а директор OutCast Agency, ограничивает использование гаджетов в доме 30 минутами в день. Его младшие дети совсем не имеют гаджетов.

Вот тебе и ответ на вопрос «что нужно делать?». Позаботься о подрастающем поколении. Подумай, какое будущее их ждет через 10-20 лет, если они сегодня проводят полдня перед экранами своим суперсовременных гаджетов.

Если у твоих друзей есть детки, обязательно расскажи им о цифровом слабоумии!

kudaidesh.ru