Влияния стресса на экологию

Экология СПРАВОЧНИК

Информация

фактор экологического стресса

Экологический «синдром» агроценоза — экологическое явление, состоящее в том, что эксплуатируемые для нужд человека агроэкосистемы неустойчивы по своей природе, ибо в условиях стресса они сильно уязвимы для конкурентов, возбудителей болезней, паразитов, хищников, стихийных бедствий и других факторов.[ . ]

Шум как экологический фактор приводит к повышению утомляемости, снижению умственной активности, неврозам, росту сердечно-сосудистых заболеваний, шумовым стрессам, ухудшению зрения и т.д. Постоянный шум способен вызвать перенапряжение центральной нервной системы, из-за чего жители шумных районов города в среднем на 20% чаще страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями и на 18—23% — атеросклерозом и нарушениями нервной системы. Особенно отрицательно шум воздействует на функциональное состояние сердечной системы у детей.[ . ]

Влияние антропогенных факторов внешней среды на структурно-функциональную организащю речных экосистем [73]. К основным следствиям влияния антропогенных факторов внешней среды на экологические системы относятся изменения структуры сообществ, круговорота веществ, функциональных характеристик и основных направлений развития экосистем [221, 247]. К основным видам антропогенного воздействия на водные экосистемы можно отнести органическое загрязнение, ацидофикацию и токсикацию. Анализ влияния этих видов антропогенного стресса на экологические системы малых рек показывает, что вызываемые ими изменения структурно-функциональной организации экосистем водотоков наряду с некоторыми общими тенденциями могут существенно различаться.[ . ]

Роль помех могут играть различные факторы, например погодные условия, деятельность человека и т. п. Резкие изменения характеристик окружающей среды, при которых они (или одна из них) выходят за границы допустимого, называют экологическим стрессом.[ . ]

Темпы эволюции экосистемы резко меняются при крупномасштабных стрессах. Любой фактор, способный вывести экосистему из стабилизированного состояния, кладет начало более быстрым темпам эволюции. В качестве таких факторов могут выступать глобальные изменения климата, геологические процессы, массовая иммиграция при соединении материков и т. д. На фоне разрушенных прежних связей происходит лавиноподобное образование новых видов. Образуются новые крупные таксоны, т. е. эволюция приобретает характер макроэволюции. Естественно, этот процесс занимает миллионы лег. Подобные явления, которыми богата история Земли (меловой кризис и т. п.), называются экологическими кризисами. Примером экологического кризиса могут служить кардинальные изменения в биосфере, произошедшие в середине мелового периода, около 95-105 млн лет назад.[ . ]

В табл. 1 представлены балльные оценки уровней восприятия трех исследуемых типов стрессов в динамике с 1992 по 1996 гг. Для представителей обоих полов. На протяжении всех исследуемых лет экологический фактор остается ведущим. При этом динамика восприятия радиационного фактора мужчинами и женщинами несколько различается: у мужчин уровень восприятия радиационной угрозы повысился в 1993 г, и остается примерно на том же уровне, у женщин наиболее значительное изменение произошло в 1996 г., т е. через 10 лет мосле аварии.[ . ]

Земноводные, их эмбриональные и личиночные стадии широко используются в качестве тест-организмов для целей экологического мониторинга, что вполне оправданно: численность их в местах обитания довольно велика, икра и личинки чувствительны к загрязнителям (Вершинин, 1989, 2001; Куранова, 1992). Средний и значительный уровень трансформации и загрязненности экосистем хорошо оценивается по росту встречаемости у земноводных морфологических аномалий. У бесхвостых амфибий ряд аномалий может формироваться при развитии личинок в нестабильных условиях среды (температурный, химический стресс, повреждение грибками и др.). Однако чаще всего та или иная морфологическая аномалия индуцируется целым рядом факторов: радиацией, pH, паразитами, изменением химического фона, перепадом температур, генетическими нарушениями (Елисеева и др., 1995; Пястолова и др., 1996). Большинство аномальных особей встречается среди сеголеток.[ . ]

На территории страны встречаются многие ресурсные классы. Тем не менее, в разных регионах (в зависимости от уровня стресса, факторов, которые воздействуют на восприимчивость к данному уровню стресса и эффективности природоохранных мер) классы экологических ресурсов могут продемонстрировать различия в экологическом состоянии и тенденциях. В большинстве случаев такая информация наиболее приемлема для принимающих решения лиц, чем комплекс данных на национальном уровне. Эти региональные классы ресурсов являются наименьшими группами, по которым ожидается выдача текущих данных ЕМАР. В рамках ЕМ АР регион качественно определен как обширная географическая территория. В основном по размеру регионы соответствуют административным регионам ЕРА от 3 до 10. В ряде случаев подсеть региональных ресурсных классов (таких, как малые, родниковые озера с мягкой водой и низкой способностью к нейтрализации кислот) может быть определена расслоением данных после отбора при анализе данных или перед пробоотбором в случае специального изучения. Хотя специальные оценки состояния в этой подсети могут проводиться в зависимости от характера природных проявлений г и степени их важности на региональном и национальном уровне, маловероятно включение этих данных в ежегодные отчеты ЕМАР или периодические обобщенные оценки.[ . ]

Стихийное развитие городов несет также много опасностей и для горожан, так как до последнего времени планирование городского хозяйства велось без учета экологических факторов и их влияния на здоровье и благополучие человека. Большинство проблем, связанных с жизнью человека в городе, имеют санитарно-гигиенические, социальные и психологические корни, так или иначе связанные с перенаселением и всеми видами загрязнения городской среды. Техногенная городская среда, с одной стороны, предоставляет человеку комфорт, лишающий его необходимых факторов физиологической тренировки, с другой стороны, она щедра на стрессовые условия: химические, физические, социальнопсихологические, информационные стрессы создают постоянный источник опасности для физического и психического благополучия современного горожанина. В частности, упомянем загрязненный воздух, хлорированную воду, рафинированное и несбалансированное питание, избыток противоречивой информации, гиподинамию, химизацию и электрификацию домашнего хозяйства, электромагнитные, шумовые, вибрационные нагрузки и многое другое.[ . ]

В предлагаемом читателю учебном пособии проанализированы закономерности функционирования природных систем, при этом основное внимание уделено обобщению и систематизации сведений о действии экологических факторов на организмы, о динамике численности популяций, о структуре и путях развития биотического сообщества. Экосистема рассматривается как определенный уровень организации живой материи, как ее основная функциональная единица. Акцент сделан также на механизмах, обеспечивающих устойчивость экосистем по отношению к стрессам различного характера. Подчеркнуто, что знание вектора развития естественных и нарушенных экосистем — непременное условие успеха любой природоохранной деятельности.[ . ]

Статистическая информация об уровнях риска, обусловленных хроническим загрязнением окружающей среды, чрезвычайно разнородна и противоречива. В экологии и экопатологии применяются так называемые стресс-индексы для различных неблагоприятных воздействий факторов среды, которые по своему функциональному смыслу пропорциональны значениям экологического риска (табл. 8.3). Пестициды, тяжелые металлы и отходы АЭС занимают в этом списке первые места.[ . ]

Все это произошло не в результате истощения доступных человечеству ресурсов в богатейшей ими стране мира, а в результате резкого изменения, практически на противоположные, подавляющего большинства социальных факторов у почти 90% населения. Это привело к тому, что 70% населения России живет в состоянии затяжного психоэмоционального и социального стресса, который истощает приспособительные и компенсаторные механизмы, поддерживающие здоровье. Кроме того, одной из составляющих причин роста смертности является и все ухудшающееся экологическое состояние территории России.[ . ]

Проблема видеоэкологии железных дорог крайне актуальна не только для машинистов, но и для пассажиров. Ведь многие из нас, прильнув к окну, испытывают на себе воздействие тех же самых агрессивных визуальных полей, которые создают дополнительное экологическое напряжение. Ежедневно пригородными электричками в Москву на работу приезжают около миллиона человек, и каждый из них перед работой испытывает зрительный стресс. Этот отрицательный экологический фактор действует на нас годами, что не проходит бесследно: ухудшается состояние здоровья людей, увеличивается число психических заболеваний, растет число правонарушений.[ . ]

Интенсификация животноводства сопровождается концентрацией большого числа животных на относительно ограниченных площадях животноводческих комплексов (специализированных ферм промышленного типа, птицефабрик). В них для животных отводится логово относительно небольшой площади. Уплотнение популяции в комплексе рассчитано на экономию материалов и денежных средств при строительстве животноводческих помещений. Но такая «экономия» часто имеет отрицательные экологические последствия. Пространство становится лимитирующим экологическим фактором. Между особями, составляющими популяцию, развертывается борьба за жизненно важное пространство. Внутрипопуляционные конкурентные отношения, связанные с борьбой за обладание пространственными ресурсами, сопровождаются напряжением организма (стрессом), снижением упитанности, продуктивности и воспроизводительной способности животных.[ . ]

В некоторых турбидитах присутствуют биогенные текстуры различных типов. Большей частью их распространение ограничивается кровлей отдельных слоев или увеличивается по направлению к ней; они также встречаются в прослоях пелагических осадков (следы жизнедеятельности и органические остатки) и в виде единичных проявлений на плоскостях напластования между горизонтами турбидитов (следы ползания, остатки жизнедеятельности). На ассоциацию этих ископаемых следов большое влияние оказывает батиметрия [2175] (рис. 12.30), хотя ряд других факторов, в том числе плотность и разнообразие бентосных организмов, экологический стресс, размерность осадочных частиц, среда осадконакопления, состав осадков, частота турбидных течений, могут быть одинаково важны при определении ископаемой биологической активности [534, 2586].[ . ]

ru-ecology.info

LOGO Стресс как негативный биосоциальный фактор Экология человека. Культура здоровья. 8 класс. — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемВера Ларюшкина

Похожие презентации

Презентация на тему: » LOGO Стресс как негативный биосоциальный фактор Экология человека. Культура здоровья. 8 класс.» — Транскрипт:

1 LOGO Стресс как негативный биосоциальный фактор Экология человека. Культура здоровья. 8 класс

2 Актуальность Более 90 процентов людей постоянно испытывают стрессы Ключ к тому, как свести их негативное влияние на организм к минимуму, находится в ваших руках Вы не властны над обстоятельствами, вызывающими стресс, но вы вполне можете изменить свое отношение к ним Нужно этому научиться

3 Цели и задачи урока знать что такое стресс, его причины, симптомы, позитивное и негативное влияние на человека; уметь контролировать себя, владеть методами релаксации и приемами нейтрализации эмоционального стресса; развивать навыки самостоятельной работы и её оценивания.

4 Что такое «Стресс»? Анализ анкет Стресс – «напряжение» (англ.)

5 Кто из героев находился в состоянии стресса?

6 Какие факторы вызвали стресс у героев?

7 Стресс – состояние телесного или психического беспокойства, вызванное физическими, химическими или эмоциональными факторами Физические и химические факторы травмы, инфекции, токсины, высокая и низкая температура среды, заболевания и повреждения любого вида Стресс Эмоциональные факторы конфликты, непонимание, одиночество, перегрузки, наказания, завышенные требования, высокий темп жизни любое влияние, которое нарушает стабильность и баланс функций организма Основоположник учения о стрессе — Ганс Селье

8 Что такое стрессор? СТРЕССОР — это фактор, вызывающий стрессовую реакцию 1. Управляемые стрессоры, ЗАВИСЯТ ОТ НАС Чаще всего это особенности межличностного отношения, стереотипы поведения, неумение управлять эмоциями, конфликтами 2. Неуправляемые стрессоры, НЕПОДВЛАСТНЫ НАМ Ситуации, события, обстоятельства, которые не могут быть нами изменены 3. Факторы, которые вызывают стрессовую реакцию, но не являются стрессорами по сути. События, явления, люди, которые вызывают стрессовую реакцию, как результат субъективного отношения и оценки ВАЖНЕЙШЕЕ — отличить одно от другого! ВАЖНЕЙШЕЕ — отличить одно от другого! «Боже, даруй мне смирение принять то, что я не могу изменить, смирение принять то, что я не могу изменить, мужество — изменить то, что могу мужество — изменить то, что могу и мудрость, чтобы отличить одно от другого…» и мудрость, чтобы отличить одно от другого…» (Слова из молитвы) (Слова из молитвы)

9 Фазы стресса Стадия тревоги Мобилизация всех защитных сил организма для противодействия стрессорному фактору. Активизируется работа нервной системы, увеличивается образование гормонов надпочечников. Стадия сопротивления, (устойчивости) Если стрессор не прекращает своего воздействия, сопротивление становится выше нормы, при этом снижается устойчивость организма к неблагоприятным факторам и значительно ослабевает иммунитет. Стадия истощения В результате длительного взаимодействия со стрессором, энергия, затрачиваемая на адаптацию, иссякает. Человек теряет способность противостоять действию фактора, возникают различные болезни. Ганс Селье

10 Стрессовые реакции два крайних полюса поведения: реакция бегства или реакция борьбы двух типов: стенические (гнев, злость) или астенические (страх, печаль, обида) Эмоциональные ПоведенческиеФизиологические нарушение дыхания, сердцебиения, сна, головные боли, нарушение работы желудочно- кишечного тракта и др. в зависимости от индивидуальных особенностей

11 Стресс «хороший» и «плохой» Эустресс — стресс позволяющий организму мобилизоваться, почувствовать прилив сил, помогающий работать на высоком уровне Дистресс – стресс который несет в себе разрушительную для нашего организма силу

12 Последствия негативного влияния стресса Повышение кровяного артериального давления Изменения в сердечно-сосудистой системе Болезни желудка Снижение иммунитета Негативизм Стресс Изменения в поведении Состояние хронического утомления

14 Что помогает вашим близким в борьбе со стрессом? Анализ анкет

15 Что поможет в борьбе со стрессом? Общение с природой Спорт Сон Люди, которые Вас которые Васлюбят Стараялюбимая книжка книжка Медитация и аутотренинг «Умей спокойно относиться к тому, чего не в силах изменить». Сенека Сенека

17 Способы регуляции эмоциональных состояний а) изменение тонуса скелетных мышц и дыхания; б) активное включение представлений и чувственных образов; в) использование программирующей и регулирующей роли слова

18 Чередующееся носовое дыхание Правую ноздрю прижмите пальцем, левой вдыхайте под счет 1,2,3,4,5,6 Задержите дыхание на 3 секунды Левую ноздрю зажмите, выдыхайте правой на счет 1,2,3,4,5,6 Повторять 5-6 раз, не реже 1 раза в день Поможет подготовиться к эмоциональному событию

19 Расслабление мышц Напряжение мышц Пусть ваша рука свободно свисает или лежит на колене Сожмите его пальцами так, как будто хотите раздавить Обхватите рукой какой-либо цилиндрический или круглый предмет Простое расслабление мышц Когда терпеть станет невмоготу, разожмите пальцы

20 Физические упражнения, спорт Физические упражнения не только способствуют общему укреплению здоровья, но также помогают управлять эмоциональным стрессом и напряжением. С одной стороны, упражнения могут временно эмоционально удалить от стрессового окружения или ситуации. С другой — хорошая физическая форма и здоровье повышает способность контролировать стресс, когда он возникает.

21 Вода помогает выйти из стресса

22 Любимый аромат – лучший помощник при стрессе

23 Свет поможет победить стресс

24 Основные симптомы стресса — рассеянность, — повышенная возбудимость, — постоянная усталость, — потеря чувства юмора, — пропажа сна и аппетита, — ухудшение памяти, — иногда возможны, боли в области головы, спины, желудка Если Вы обнаружили у себя пять и более из перечисленных признаков, значит, надо срочно вытаскивать себя за уши из этого болота. Твердо усвойте, что неприятностей вокруг много, на все здоровья не хватить. И, главное, жизнь такая штука, которую можно спокойно воспринимать только обладая большим чувством юмора.

25 Индикатор стресса – чувство юмора На фото изображены два дельфина, выпрыгивающих из воды. Как было установлено на примере подопытной группы, несмотря на тот факт, что дельфины абсолютно идентичны, человек, находящийся в стрессовом состоянии, находит отличия в них. Если человек находит много отличий, значит, он испытывает сильнейший стресс. Посмотрите на картинку.

26 Если Вы нашли в дельфинах более двух отличий, то Вам срочно надо на каникулы Индикатор стресса

27 Умеете ли вы справляться со стрессом? утверждениечасторедконикогда 1. Я чувствую себя счастливым Я сам могу сделать себя счастливым Меня охватывает чувство безнадежности Я способен расслабиться в стрессовой ситуации, не прибегая для этого к успокоительным таблеткам Если бы я испытывал очень сильный стресс, я бы обязательно обратился за помощью к специалисту Я склонен к грусти Мне хотелось бы стать кем-нибудь другим Мне хотелось бы оказаться где-нибудь в другом месте Я легко расстраиваюсь.210

28 Умеете ли вы справляться со стрессом? 0-3 очка. Вы умеете владеть собой и, вероятно, вполне счастливы 4-7 очков. Ваша способность справляться со стрессом где-то на среднем уровне. Вам полезно взять на вооружение некоторые приемы, помогающие справляться со стрессом. 8 и более очков. Вам пока трудно бороться с жизненными невзгодами. Если вы хотите сохранить свои душевные и физические силы, вам необходимо научиться использовать более эффективные методы борьбы со стрессом. «Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать» (К.Шанель)

29 Умение планировать дела Уверенность в себе Умение управлять временем Доверие членам коллектива Умение управлять конфликтами Отказ от выполнения нескольких дел одновременно Рациональное распределение ресурсов

30 Типы личности по реакции на стресс Тип А: Настойчивое желание достичь намеченных, но обычно нечетко поставленных целей. Сильное желание и готовность соревноваться. Стремление быть признанным и продвинуться в чем — то дальше. Исполнение множества разнообразных функций в условиях ограниченного времени. Склонность увеличивать темп работы. Способность быстро принимать решения и начинать действовать. Тип В: Четкая постановка целей, спокойное обдумывание методов их достижения. Отсутствие желания соревноваться. Признание не имеет особого значения. Выполнение определенных функций в течение не ограниченного жесткими рамками времени. Спокойный, размеренный темп работы. Решения принимаются после предварительного обдумывания. По американскому психологу Т. Коксу

32 Умейте управлять собой Умейте управлять собой, Во всем ищите добрые начала. И споря с трудною судьбой, Учитесь жизнь начать сначала. Споткнувшись самому вставать, В себе самом искать опору, А если двигаетесь в гору Себя в пути не потерять. Не надо жаловаться всем Ни на судьбу, ни на болезни Ничто не будет бесполезней Избитых этих, жалких тем! Не жгите сердце табаком, И мозг вином не заливайте, И жизнь свою не сокращайте Воспоминаньем о плохом. Друзей имейте в трудный час Они поддержат и помогут. Не будет трудною дорога Ни для друзей и ни для вас. Не умирайте пока живы! Поверьте, беды все уйдут: Несчастья тоже устают. За днем несчастья день счастливый. Юрий Мерзляков

www.myshared.ru

Влияния стресса на экологию

В учебнике освещена современная концепция и теоретико-методологические основы медицинской экологии – важнейшего быстро развивающегося раздела экологии человека. Приводится медико-экологическая характеристика атмосферы, гидросферы, литосферы. Дается классификация основных экологических факторов риска окружающей среды. Рассматриваются основные медико-экологические проблемы взаимодействия человека с многофакторной средой его обитания, закономерности ответной реакции организма на внешние средовые воздействия.

Учебник предназначен для студентов медицинских вузов.

Книга: Медицинская экология

1.2. Стресс, пределы и способность экосистем к самовосстановлению

1.2. Стресс, пределы и способность экосистем к самовосстановлению

По мере развития адаптации наблюдается определенная последовательность изменений в организме: сначала возникают неспецифические адаптационные изменения, затем – специфические. Изучение неспецифических компонентов адаптации принято связывать с именем канадского ученого Ганса Селье (1936), хотя отдельные аспекты данной проблемы разрабатывались Н. Е. Введенским, У. Кэнноном, Д. Н. Насоновым и В. Я. Александровым, Л. А. Орбели.

Г. Селье (1982) показал, что в ответ на действие раздражителей самой различной природы (механических, физических, химических, биологических и психических) в организме возникают стереотипные изменения. Комплекс этих изменений получил название «общего адаптационного синдрома». Такое приспособление выработалось в ходе эволюции как способ адаптации организма. Состояние организма, вызываемое неблагоприятными воздействиями, Г. Селье назвал реакцией напряжения или стресс-реакцией.

Рис. 2. Три фазы общего адаптационного синдрома (а) и основные пути формирования стресс-реакции (б) (по: Селье Г.)

Механизм развития общего адаптационного синдрома и стресс-реакции представлен на рис. 2.

Признание стресса в качестве одного из основных механизмов этиопатогенеза экопатологии делает необходимым более предметное рассмотрение его роли в адаптивном и дезадаптивном процессах.

Стресс – обобщенное понятие, отражающее реакцию напряжения организма в ответ на действие чрезмерно интенсивных, биологически значимых факторов.

Стресс рассматривают как неспецифическую реакцию организма, формирующуюся под влиянием разнообразных опасных факторов и проявляющуюся фазным изменением защитно-приспособительных возможностей организма, состояния его физиологических систем и обмена веществ. Стресс разного происхождения может вызывать не только приспособительные, но и патологические изменения в разных системах и органах.

Открытие Г. Селье стресс-реакции способствовало пониманию общности в течении различных патологических процессов, вооружило медицину знанием теории, помогающей не только понять патогенез, но и обосновать терапию целого ряда болезней.

Стресс принято разделять на непсихогенный и психогенный (психоэмоциональный) (Исаев Л. К., Хитров Н. К., 1997).

Непсихогенный стресс формируется под влиянием разнообразных физических, в том числе механических, химических и биологических факторов или при недостатке необходимых для жизни соединений (О; Н2О и т. д.), если степень этого дефицита опасна для жизни.

Психоэмоциональный стресс возникает под влиянием негативных социальных факторов, значимость которых в жизни современного человека постоянно нарастает.

Разделение стресса на психогенный и непсихогенный является условным, потому что, если организм не достигает какого-либо биологически важного результата или не может устранить неблагоприятное воздействие физической природы, то, как следствие, развивается психоэмоциональный стресс, нередко опасный возникновением различных форм патологии. Длительный психоэмоциональный стресс приводит к понижению функциональных возможностей центральной нервной системы и клинически проявляется развитием различных форм неврозов – неврастения, невроз навязчивых состояний, истерия. Сегодня психоэмоциональный стресс рассматривается как важнейший фактор риска возникновения гипертонической и гипотонической болезни, атеросклероза, ишемической болезни сердца, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, нейрогенных заболеваний кожи, эндокринных заболеваний и многих других (Тополянский В. Д., Струковская М. В., 1986).

Развитие стресса и его исходы во многом зависят от свойств организма, его нервной, в том числе вегетативной, системы, эндокринных органов, особенно гипофиза и надпочечников, состояния иммунной системы, кровообращения и т. д. Важное значение в развитии стресса имеет степень тренированности, то есть долговременной адаптации, формирующейся при многократном воздействии определенного стрессорного агента в оптимальном для этого режиме. Например, жители высокогорья высокорезистентны к кислородному голоданию (гипоксическому стрессу), спортсмены – к физическому стрессу и т. д. Важное значение в формировании устойчивости к стрессорным воздействиям имеют возраст, пол и конституция организма. В частности, новорожденные легко переносят гипоксию, женщины более резистентны к кровопотере, чем мужчины.

При обычном варианте развития при стрессе наблюдаются три стадии, а именно:

1) реакция тревоги (alarm reaction);

2) стадия стресса или адаптации (stage of resistance);

3) стадия истощения (stage of exhausion).

1. Первая стадия характеризуется экстренной мобилизацией защитных сил организма, направленной на борьбу со стрессовым воздействием, то есть на предупреждение его патогенного воздействия или устранение уже возникших негативных воздействий. В первой стадии стресса происходит активация гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы, следствием чего является усиленный выход из передней доли гипофиза адренокортикотропного гормона (АКТГ), стимуляция стероидной функции надпочечников и накопление в крови человека в первую очередь глюкокортикоидного гормона кортизона, угнетается секреция минералокортикоидов.

Не меньшее значение в развитии стресса вообще и его первой стадии имеет симпатоадреналовая система. Во время реакции тревоги наблюдается усиление высвобождения катехоламинов из мозгового слоя надпочечников и нейромедиатора норадреналина из симпатических нервных окончаний.

При стрессе кортикостероиды и катехоламины перестраивают обмен веществ и деятельность физиологических систем. Наблюдается усиление распада гликогена в печени и в мышцах (стимуляция гликогенолиза), мобилизация липидов и белков (стимуляция глюконеогенеза), возрастает уровень глюкозы, аминокислот и липидов в крови, активируются ?-клетки инсулярного аппарата с последующим повышением содержания инсулина в крови. Происходит понижение деятельности щитовидной и половых желез, лимфопения, увеличивается количество лейкоцитов, эозинофилов, наблюдается уменьшение тимико-лимфатического аппарата, подавление анаболических процессов, главным образом снижение синтеза РНК и белка (Гора Е. П., 1999).

Обычно усиливается функция кровообращения, происходит перераспределение крови в пользу мозга, сердца и усиленно работающих скелетных мышц, активизируется внешнее дыхание.

Очень важным является тот факт, что в органах и системах, не участвующих в приспособлении, например при длительном гипоксическом или физическом стрессе, усиливается катаболизм, могут развиваться атрофические и язвенные процессы; функция таких органов и систем снижается (пищеварительная, иммунная, репродуктивная), усиление каталитических процессов в тканях может приводить к снижению веса тела.

Это перераспределение функциональной и пластической активности на первой стадии стресса способствует экономии энергозатрат организма, но может стать одним из механизмов патогенного действия стресса. Во время стадии тревоги неспецифическая сопротивляемость организма повышается, он делается более устойчивым к различным воздействиям.

2. При классическом течении в случае успешной экстренной адаптации, несмотря на продолжающееся действие стрессорного агента, нейроэндокринные отклонения исчезают, нормализуется обмен веществ и деятельность физиологических систем. Таким образом, организм вступает во вторую стадию стресса или адаптации, для которой характерна повышенная устойчивость к экстремальному фактору. В эндокринных железах нормализуется запас адаптивных гормонов (АКТГ, глюкокортикоидов), а в тканях восстанавливается уровень гликогена и липидов, сниженных в первую стадию стресса, происходит снижение инсулина в крови, что обеспечивает усиление метаболических эффектов кортикостероидов. Наблюдается активация синтетических процессов в тканях с последующим восстановлением нормального веса тела и отдельных его органов. С переходом в стадию резистентности неспецифическая сопротивляемость уменьшается, но возрастает устойчивость организма к тому фактору, которым был вызван стресс.

3. В случае чрезмерно интенсивного или продолжительного действия стрессорного фактора, а также недостаточности регулирующих исполнительных систем формируется третья стадия стресса – истощение. В этой стадии преобладают, главным образом, явления повреждения, распада.

Гипофизарно-надпочечниковая и симпатоадреналовая системы угнетаются, и уровень соответствующих гормонов в железах внутренней секреции падает, уменьшается количество катехоламинов в мозговом слое надпочечников, в тканях и крови. В данном случае в организме начинают преобладать катаболические процессы, масса органов уменьшается в них развиваются атрофические и дегенеративные изменения. Специфическая и неспецифическая резистентность организма снижается.

Довольно часто на этой стадии развиваются расстройства центрального кровообращения (аритмии, артериальная гипотония) и микроциркуляции (стаз, микротромбозы и геморрагии) (Исаев Л.К., Хитров Н. К., 1997).

В последние годы установлено, что в формировании стресса принимают участие не только стрессорные, но и антистрессорные нейроэндокринные механизмы. Более того, тяжесть стресса и его последствия зависят подчас не только от состояния гипофизарно-надпочечниковой и симпатоадреналовой системы, но и от способности антистрессорных механизмов обеспечивать адекватность реакции физиологических систем приспособления. В случае недостаточности антистрессорных механизмов стресс может стать настолько интенсивным, что в организме развиваются повреждения органов и систем.

Антистрессорные механизмы представлены на разных уровнях регуляции. В центральной нервной системе это ГАМК-ергические и серотонинергические нейроны, которые ослабляют симпатические влияния и уменьшают высвобождение кортиколиберина. В периферических органах уменьшение высвобождения норадреналина и снижение эффективности его действия на адренорецепторы обусловлено нейромедиатором ацетилхолином, некоторыми классами простагландинов, аденозинов и другими соединениями.

Значение стресса не является однозначным; в зависимости от конкретных условий он может иметь и позитивное и негативное биологическое значение для организма. Стресс сформирован в эволюции как общебиологическая приспособительная реакция живых существ на опасные и вредные факторы. Кроме того, стресс является первым этапом развития долгосрочной адаптации организма, если стрессорный фактор действует продолжительное время в тренирующем режиме (Меерсон Ф. З., 1988). Длительное, особенно периодическое, действие разнообразных гипоксических факторов (дефицит О2, кровопотери, цианиды), гипогликемии, физического напряжения, гипотермии и т. д. вызывает тренирующий эффект. В результате на смену экстренной приходит долговременная адаптация организма. Вместе с тем, стресс может стать фактором развития в организме патологических состояний.

Особенности непсихогенного стресса. Опасные и вредные экологические факторы могут вызывать развитие стресса. Среди физических воздействий наиболее часто стрессорными агентами становятся резкие колебания барометрического давления, выходящие за рамки физиологических возможностей организма, колебания температуры, магнитные аномалии, механическая травма, воздействие пыли, электротравма, ионизирующее излучение и другие. (Исаев Л. К., Хитров Н. К., 1997). Химические воздействия, нарушающие обмен веществ в тканях и вызывающие гипоксию, например дефицит О2, воздействия СО (оксида углерода), нитросоединений являются крайне опасными стрессорными факторами.

Разнообразные биологические агенты – вирусы, риккетсии, микробы, паразиты, вызывая развитие инфекционного процесса и лежащие в его основе воспаления и аллергию, на той или иной стадии также формируют стрессорное состояние организма. Большое значение в развитии стресса у человека имеет чрезмерное физическое напряжение, а также столь распространенное в наше время противоположное состояние – гиподинамия.

При действии непсихогенных экстремальных факторов возникновение различных форм патологии возможно на всех этапах формирования стрессорного состояния.

Во-первых, реакция тревоги, напряжения, может вообще не развиваться, если интенсивность вредного фактора настолько велика, что она превышает возможности систем приспособления организма. Так, при действии высокого дефицита О2, токсических концентраций СО2, дефицита глюкозы в крови практически сразу, без первых двух фаз стресса, возникает фаза истощения в форме соответственно гипоксической и гипогликемической комы. Аналогичная ситуация возникает при тяжелом облучении – лучевая кома, перегревании – тепловой удар и т. д. Подобные же состояния возникают в том случае, если интенсивность стрессорного фактора невелика, но имеется недостаточность систем регуляции, например недостаточность коры надпочечников или снижение активности симпатоадреналовой системы.

Во-вторых, возможна ослабленная или чрезмерная реакция напряжения и, соответственно, слабая или неадекватно сильная активация гипофизарно-надпочечниковой и симпатоадреналовой систем. При недостаточной активности нейроэндокринных механизмов стресса, как и в первом случае, формируется быстрое истощение и развитие экстремальных состояний, обычно коллапса или комы. При избыточной активности указанных выше механизмов вследствие избытка катехоламинов могут развиваться некрозы миокарда, миокардиодистрофия, гипертензионные состояния, ишемические поражения почек, а в результате избытка кортикостероидов – язвенные поражения желудочно-кишечного тракта, иммунный дефицит со склонностью к инфекциям и ряд других расстройств (Василенко В. Х. [и др.], 1989).

В-третьих, при действии крайне интенсивных патогенных факторов среды обитания после реакции тревоги, проявляющейся общим возбуждением, фаза резистентности не развивается, а сразу возникает истощение систем регуляции и угнетение физиологических функций. Такая последовательность характерна для шоковых состояний, при которых ведущее значение в угнетении функции ЦНС вегетативного отдела и эндокринной системы имеет чрезмерная афферентация, например болевая (травматический, ожоговый шок).

В четвертых, возможны ситуации, когда на действие стрессорного фактора кора надпочечников усиленно высвобождает не глюкокортикоиды (кортизол, кортизон, кортикостерон), а минералокортикоиды (альдостерон, дезоксикортикостерон). Вероятно, это связано с нарушением биосинтеза кортикостероидов в коре надпочечников. В данном случае при повторяющихся стрессорных воздействиях возникает высокая склонность к развитию воспалительных и аллергических заболеваний, гипертензионных состояний, склеротических процессов в почках, вплоть до почечной недостаточности.

med-tutorial.ru