Внимание при умственной отсталости

Тема 12. ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В современных исследованиях внимание рассматривается в тесной связи с проблемой деятельности личности. Взаимодействие личности с окружающей действительностью осуществляется в деятельности. В этом процессе складывается определенное отношение субъекта к объекту. Внимание выражает это отношение и заключается в направлении и сосредоточенности сознания на объекте деятельности.

Внимание как таковое не является самостоятельно существующим психическим процессом и не относится к свойствам личности. Оно характеризует степень сосредоточенности и направленности различных психических процессов: восприятия, воображения, мышления и др. Внутри этих процессов внимание и проявляется. Природа внимания как активного состояния психической деятельности личности давно стала объектом пристального изучения.

Наиболее дискуссионен вопрос о роли биологического и социального в проявлении активности личности. Выражением тотальной биологизации причин активности личности явилось в психологии фрейдистское направление (3. Фрейд). Активность личности в рамках этого направления объяснялась исключительно инстинктивными побуждениями. Неофрейдисты (К. Хорни, Э. Фромм), наоборот, поставили в полную зависимость степень активности личности от окружающей среды.

Ни в одном из этих направлений не рассматривалось соотношение биологического и социального в проявлении активности личности.

Эта проблема была фундаментально исследована с диалектико-материалистических позиций советскими психологами.

Для специальной психологии проблема внимания имеет принципиально важное значение. Л. С. Выготский, специально занимавшийся изучением внимания, установил, что недоразвитие его высших форм у умственно отсталых детей объясняется «расхождением их органического и культурного развития».

Чтобы успешно осуществлять коррекционную работу с умственно отсталыми детьми, надо знать особенности их внимания и его физиологические механизмы. Характерное для умственно отсталых преобладание непроизвольного внимания над произвольным объясняется особенностями их нейродинамики: слабостью внутреннего торможения и резко выраженным внешним торможением. Трудно регулируемое внешнее торможение лежит в основе частых отвлечений внимания и его неустойчивой направленности. Слабая сосредоточенность внимания олигофренов объясняется нарушениями концентрации процесса возбуждения. Сложности распределения и переключения внимания обусловливаются патологической инертностью процессов возбуждения и торможения. Так как органический дефект, приводящий к нарушению внимания, сам по себе устранить невозможно, то коррекционную работу следует направить на поиски адекватных дефекту средств воспитания внимания в непосредственной учебной и других видах деятельности.

Внимание при умственной отсталости

Ухудшение концентрации внимания, имеющееся у умственно отсталых лиц, приводит к снижению его устойчивости. Это затрудняет целенаправленную познавательную деятельность, являясь одной из основных предпосылок к возникновению трудностей в мыслительной деятельности. В связи с этим 50% умственно отсталых младших школьников либо не могут пользоваться словесной инструкцией, либо она не влияет на их продуктивность. Полагают, что произвольное внимание у них вырабатывается с трудом (Леонгард Э. И.). Н. С. Осиповой также показано, что формирование навыков самоконтроля у умственно отсталых детей при чтении и письме, содержавших ошибки, отличается от такового же у нормальных детей. Самостоятельно проверяя текст, дети работают медленно и не замечают ошибок. Обучение детей поэтапной проверке работы уменьшает число ошибок. Из этого делается вывод о том, что нарушение внимания не предопределено только органическими причинами, а является функцией, которой следует обучать.

Изменение устойчивости внимания может быть связано с нарушением баланса возбуждения и торможения, т. е. преобладания либо одного, либо другого физиологического процесса (Певзнер М. С.).

Уменьшение объема внимания, количественное сужение совокупности раздражителей из-за нарушения способности к их удержанию постоянно обнаруживается у умственно отсталых детей. Они смотрят и не видят, слушают и не слышат. Воспринимая какой-либо предмет, они видят в нем меньше отличительных признаков, чем нормальные дети. Это одна из причин, затрудняющих их ориентировку вне дома, на улице, в малознакомых местах.

У детей, причина умственной отсталости которых кроется в преобладании последствий органических вредностей, в силу инертности психических процессов происходит увязание в многочисленных деталях объектов. Именно из-за этого они не охватывают активным вниманием достаточный объем материала. Узость поля внимания умственно отсталого ребенка связана с трудностью осуществления мыслительного синтеза (Пиаже Ж.). Для расширения объема внимания необходима ассимиляция все большего количества учитываемых признаков, включение их в структуру опыта, что требует сохранности соответствующих механизмов.

pedlib.ru

Особенности внимания умственно отсталых детей

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Внимание является необходимым условием любой человеческой деятельности. Именно поэтому внимание считают одним из важнейших показателей общей оценки уровня развития личности.

С того времени, как умственно отсталые дети были выделены из детской популяции и стали предметом специального изучения, клинисты, психологи, педагоги говорят о глубоких нарушениях их внимания.

Особенностям внимания у детей с умственной отсталостью посвящен ряд исследований (Л.С. Выготский, А.Н. Граборов, И.М. Соловьев, С.Я. Рубинштейн, И.Л. Баскакова, Е.З. Безрукова и др.).

В прошлом веке отклонения в развитии внимания некоторые дефектологи оценивали как сущность умственной отсталости. Например, Солье был одним из первых, кто пытался построить психологию умственно отсталого ребенка на недостатке внимания. У всякого идиота, считал Солье, вообще затруднено и ослаблено внимание, и в этом заключается сама сущность идиотии. У абсолютных идиотов произвольного внимания совсем нет, у других степеней произвольное внимание проявляется или редко, периодами; или легко вызывается, но не цепко; или действует только автоматически.

Подобный взгляд на специфику умственной отсталости является односторонним и неоднократно справедливо критиковался еще современниками Солье. Тем не менее, практически во всех исследованиях, так или иначе связанных с проблемами нарушения психики при олигофрении, можно найти указания на серьезные патологические отклонении в функционировании внимания.

И.Л. Баскакова отмечает, что внимание олигофренов почти никогда не бывает нормальным: или оно быстро ослабевает (у глубоких идиотов его вообще нельзя возбудить), или оно настолько отвлекаемо, что невозможна никакая концентрация. По мнению автора, произвольное целенаправленное внимание у детей, страдающих олигофренией, всегда более или менее нарушено: оно трудно привлекается, плохо фиксируется, легко рассеивается.

А.Н. Лурия отмечает, что для умственно отсталых детей характерно преобладание непроизвольного внимания над произвольным. Это объясняется особенностями нейродинамики: слабостью внутреннего торможения и резко выраженным внешним торможением. Трудно регулируемое внешнее торможение лежит в основе частых отвлечений внимания и его неустойчивой направленности.

Внимание при олигофрении нарушено, отмечает О.С. Фрейеров, так что некоторые больные часто не в состоянии активно концентрировать внимание, они быстро отвлекаемы, чрезмерно непоседливы, реагируют на каждый случайный шум, слово. Другие, наоборот, внешне сосредоточены, выполняя самое простое действие, совершенно не реагируют на происходящее вокруг, однако производительность выполняемой работы остается крайне низкой, так как речь идет как бы о внешнем выражении внимания, в то время когда в действительности психические процессы у них не концентрируются в нужном направлении и по существу нецеленаправленны. У этой группы больных преобладает, следовательно, непроизвольное внимание.

Дефекты внимания детей–олигофренов обнаруживаются сравнительно быстро при выполнении ими любого, даже не сложного задания. Внимание их неустойчиво, объем мал, все формы произвольного внимания, как правило, недоразвиты.

Несомненно, что при олигофрении страдает как произвольное, так и непроизвольное внимание. Л.С. Выготский видел в недоразвитии произвольного внимания результат недостаточной дифференциации личности олигофрена.

Слабость произвольного внимания, по мнению А.Н. Граборова, определяет отсутствие целевого направляющего признака внимания, что выражается в стремлении олигофрена обойти трудности, не пытаясь их преодолеть. Слабостью же произвольного внимания объясняется стремление олигофрена к частой смене объектов внимания, перенос внимания с целого на часть, с содержания на форму, на отдельный признак.

Отличается своеобразием и произвольное внимание при олигофрении. Факт несоответствия внешнему выражению отмечали многие авторы (А.Н. Грабаров, О.Е. Фрейеров и др.). В частности, А.Н. Граборов, описывая имитацию выражения внимания умственно отсталыми детьми, пишет о том, что создается впечатление, что ребенок обдумывает задачу, об этом говорит выразительность его позы, а между тем внимание-то и сосредоточено на самой позе и ее выразительности, а не на задаче.

Г.Я. Трошин отмечал адинамичность внимания олигофренов в смысле привлечения его к нужным объектам, при этом имелась в виду сложность привлечения внимания именно к нужным объектам.

Внимание олигофренов, даже будучи привлечено к определенным сторонам объекта, плохо фокусируется, слабо сосредотачивается на них, как бы скользит по поверхности. Поэтому многие авторы (А.Н. Граборов, И.М. Соловьев, С.В. Лиепинь и др.) отмечают, что внимание умственно отсталого ребенка не достигает такой высокой степени концентрации, как у нормальных детей. Трудность, а подчас и невозможность длительной концентрации, отражается, прежде всего, на деятельности, требующей значительного умственного напряжения.

Повышенную патологическую отвлекаемость олигофренов многие авторы констатируют у группы так называемых возбудимых олигофренов, для которых характерны удивительная живость, подвижность, назойливость, часто двигательная расторможенность в сочетании с «поразительной нестойкостью внимания». Эта болезненная отвлекаемость ведет к невозможности выполнить задание, которое доступно и понятно олигофрену.

Для группы тормозных, торпидных олигофренов можно отметить чрезвычайную старательность в выполнении простого автоматизированного действия. Такие дети в состоянии часами, не отвлекаясь, и ни на что не реагируя, выполнять несложные действия.

С.В. Лиепинь экспериментально выявила, что возбудимые олигофрены менее отстают от нормы в показателях объема внимания по сравнению с тормозными. Автор приходит к выводу, что расширение объема внимания умственно отсталых детей существенно отстает от нормы именно в тех случаях, когда требуется более высокий уровень обобщения и осмысления при восприятии.

Вместе с тем узость объема внимания отмечается многими исследователями. Так, Г.М. Дульнев пишет о том, что узость объема произвольного внимания олигофренов проявляется, в частности, в особенностях запоминания, когда ребенок вначале запоминает четыре слова из десяти, а после повторного зачитывания он воспроизводит уже четыре слова другие, но не может воспроизвести те, которые он называл ранее.

С.Я. Рубинштейн отмечает, что основной источник нарушения внимания – это колебание психической активности, являющееся проявлением летучих, кратковременных фазовых состояний в коре головного мозга. Это обуславливает быструю истощаемость процессов, которая может наступить сразу после некоторого умственного напряжения. Это падение и колебание тонуса психической активности может иметь место у каждого ребенка с ослабленной нервной системой (даже у детей с сохранным интеллектом). Однако у многих детей – олигофренов колебания тонуса психической активности возникает очень часто.

В исследовании М.С. Певзнер на основании клинических и патофизических данных было показано, что ведущим нарушением высшей нервной деятельности у детей-олигофренов является патологическая инертность нервных процессов, нарушение их подвижности. Также М.С. Певзнер говорит о том, что у некоторых детей – олигофренов наблюдается нарушение баланса между основными нервными процессами, то есть дети, у которых возбуждение преобладает над торможением, или напротив, есть дети, у которых торможение преобладает над возбуждением. М.С. Певзнер отмечает, что у умственно отсталых детей часто возникают летучие кратковременные фазовые состояния, которые во время деятельности проявляют себя в колебаниях внимания.

В своих исследованиях А.Н. Лурия отмечает, что у умственно отсталых детей отмечаются большие дефекты внимания; дети не могут длительно сосредоточить внимание на выполняемых заданиях; дети часто с большим трудом подчиняются словесной инструкции и не могут без отвлечений выполнить работу. Нередко даже незначительный шум настолько отвлекает внимание детей, что очень трудно удается вновь привлечь их к работе.

Основные свойства внимания умственно отсталых детей выявляются в экспериментальных исследованиях (по данным Ж.И. Шиф, И.Л. Баскаковой).

Устойчивость внимания умственно отсталых детей исследовалась с помощью методики корректурных проб. Опыты проводились индивидуально с каждым ребенком и длились 15 минут. При характеристике устойчивости внимания используется ряд показателей, к числу которых относятся: показатель продуктивности работы, определяемый количеством знаков, просмотренных за определенный промежуток времени; показатель правильности, о котором судят по числу допущенных ошибок; обобщенный показатель качества устойчивости внимания, в котором учитывается темп нарастания количества ошибок и производительность деятельности (последний показатель предложен И.Л. Баскаковой).

Рассматривая показатели продуктивности работы детей через каждые 5 минут, можно сделать вывод, что продуктивность работы в течение 15 минут у умственно отсталых детей в среднем снижается.

Существенные различия в устойчивости внимания отмечаются у детей-олигофренов, относящихся к разным клиническим группам. У детей с неосложненной формой олигофрении показатели продуктивности работы в наибольшей мере приближаются к показателям нормально развивающихся детей. Отличия имеются преимущественно в повышенном количестве допускаемых олигофренами ошибок. В группе олигофренов с преобладанием возбуждения выявляется самое большое количество допущенных ошибок при сравнительно быстром темпе ошибок. В этой группе зафиксирован самый низкий показатель качества внимания, у возбудимых детей-олигофренов – самое неустойчивое внимание. Это выражается в высокой отвлекаемости. Своеобразен и характер ошибок: большое количество неправильно вычеркнутых знаков, что реже наблюдается в других группах испытуемых. Отмечается и стереотипность ошибок: вычеркиваются одни и те же неправильно опознанные знаки. Группа олигофренов с преобладанием торможения выделяется особенно малым количеством просмотренных знаков, при сравнительно небольшом количестве ошибок.

Распределение внимания малодоступно умственно отсталым детям. Это видно из эксперимента, предложенного Г.М. Дульнев. Детям предложили одновременно с выполнением задания типа корректурных проб вслух считать сигналы метронома. Оказалось, что даже многие первоклассники не способны к распределению внимания. Они продолжали выполнять только первое задание. К числу таких детей относились 65% учащихся с неосложненной формой олигофрении и 95% учеников, у которых олигофрения осложнена нарушением нейродинамики.

При этом олигофрены, характеризующиеся заторможенностью нервных процессов, не только не считали звуковые сигналы, но и выполняли корректурные пробы медленнее, чем обычно, допуская при этом большее количество ошибок.

Возбудимые олигофрены не обращали внимания на метроном, но работали с корректурными пробами. Число ошибок непременно увеличивалось, однако дети их не замечали. В среднем показатель качества устойчивости внимания снизился у 80% детей.

Объем внимания умственно отсталых детей уже, чем у нормально развивающихся детей. Объем внимания учеников первого класса вспомогательной школы ограничивается 1-2 объектами и несколько расширяется по мере обучения, достигая 2-3 объекта к третьему классу.

Среди умственно отсталых детей наиболее высокий показатель объема внимания отмечается у детей с неосложненной формой олигофрении. У детей с олигофренией, осложненной нарушениями нейродинамики, объем внимания существенно уже. Особенно отчетливо это обнаруживается у детей с преобладанием процесса торможения, что связано с присущей им резко выраженной патологической инертностью нервных процессов, безразличным отношением к предлагаемому заданию (Ж.И. Шиф).

Интересными представляются многолетние сравнительные наблюдения Г.Я. Трошина за вниманием «нормальных и ненормальных» детей. Он считает, что главное различие между недоразвитием и нормой, заключается не в общих, формальных признаках внимания (сила, устойчивость), а объективных его границах: «если мы захотим сделать внимание идиота сильным и, не обращая внимания на объективные данные ему границы, применим к идиоту средства, к которым он не способен, конечно, кроме разочарования ничего не выйдет. Но если мы воспитаем внимание в области, доступной для идиота, одну область сделаем совершенной, и то будет заслуга. Поэтому большая неточность характеризовать недоразвитое внимание вообще: вообще слабое, вообще неустойчивое, вообще узкое и т.д.; все это – отрицательные признаки, да к тому же общие с нормальными детьми недоступные точному измерению; для практических же целей необходимо знать не только то, чего нет, но и то, что есть, и только соединение этих двух точек зрения может указать точно, где и в каком размере задержано развитие внимания».

Таким образом, данные об особенностях внимания детей с умственной отсталостью позволяют оптимистично прогнозировать результаты работы по коррекции и развитию внимания у этой категории детей. Знание особенностей внимания детей с интеллектуальной недостаточностью позволит правильно построить коррекционную работу, найти адекватные средства воспитания внимания данной категории детей.

Список литературы:

1. Баскакова И.Л. Внимание школьников-олигофренов. — М.: Просвещение, 1982. — 56с.
2. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте / Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея. — М.: МГУ, 1976. — С.113-129
3. Граборов А.Н. Вспомогательная школа: (Школа для умственно отсталых детей). — М: Госиздат, 1923. — 328с.
4. Дульнев Г.М. Вопросы коррекции развития умственно отсталых детей в процессе обучения // Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. — М.: Педагогика, 1971. — С.3-10.
5. Лиепень С.В. Особенности внимания учащихся младших классов вспомогательных школ //Дефектология. 1985. №4. — С.47-51.
6. Лиепинь С. В. Сравнительные исследования объема внимания учащихся 1-3 классов вспомогательных и массовых школ // Клиническое и психолого-педагогическое изучение детей с интеллектуальной недостаточностью. — М., 1976. — С.63-67.
7. Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок. — М.: АПН РСФСР, 1960. — 204 с.
8. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж.И. Шиф. — М.: Просвещение, 1965. – С.129-217.
9. Певзнер М. С. Дети-олигофрены (изучение детей-олигофренов в процессе их воспитания и обучения). — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 486с.
10. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1986. — 192 с.
11. Соловьев И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. Сравнение и познание отношений и предметов. – М.: Просвещение, 1966. – 224 с.
12. Фрейеров О.Е. Легкие степени олигофрении. Клиника и экспертиза. — М.: Медицина, 1964. – 224 с.

superinf.ru

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Главная
  • Публикации в журнале
  • Коррекционная педагогика
  • Особенности внимания умственно отсталых школьников.
  • Особенности внимания умственно отсталых школьников.

    Особенности внимания умственно отсталых школьников

    Корюшкина Дина Вафаевна,
    воспитатель школы 502
    Санкт-Петербурга.

    Присущие умственно отсталым школьникам грубые нарушения произвольного внимания препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, резко снижают их работоспособность и тем самым значительно затрудняют организацию учебно-воспитательного процесса во вспомогательной школе.

    По мнению ряда авторов, отличается своеобразием и непроизвольное внимание школьников с проблемами интеллектуального развития. Преобладание пассивного непроизвольного внимания у таких детей обусловливает патологически повышенную живость внимания и его чрезмерную отвлекаемость. Вследствие этого школьники постоянно находятся во власти новых впечатлений, все их отвлекает, при появлении какого — нибудь нового раздражителя они сразу же забывают то, что только что было предметом их внимания. Другие же, наоборот, внешне могут быть сосредоточены, выполняя даже самое простое действие. Могут совершенно не реагировать на происходящее вокруг, однако производительность выполняемой работы у них остается крайне низкой, так как речь в этом случае идет как бы о внешнем выражении внимания, в то время, когда в действительности психические процессы у них не концентрируются в нужном направлении и по существу нецеленаправленны. У этой группы детей так же преобладает непроизвольное внимание. «Факт несоответствия внимания внешнему выражению отмечали многие авторы. В частности, А.Н. Граборов, описывая имитацию выражения внимания умственно отсталых школьников, пишет о том, что создается впечатление, что ученик обдумывает задачу, об этом говорит выразительность его позы, а между тем внимание – то и сосредоточено на самой позе и выразительности, а не на задаче.

    В самом протекании, функционировании внимания умственно отсталых школьников имеет место ряд особенностей, таких, как трудность привлечения, переключения, невозможность активной концентрации, быстрая и легкая отвлекаемость, неустойчивость и рассеянность.

    Внимание школьников с умственной отсталостью, даже будучи привлечено к определенным сторонам объекта, плохо фокусируется, слабо сосредотачивается на них, как бы скользит по их поверхности. Поэтому многие авторы отмечают, что «внимание умственно отсталого ребенка не достигает такой высокой степени концентрации, как у нормально развивающихся детей. Трудность, а подчас и невозможность длительной концентрации, отражается, прежде всего, на деятельности, требующей значительного умственного напряжения.

    Легкость отвлечения внимания определяет у детей с умственно отсталостью потерю логического хода мысли. Для преодоления отвлечения внимания требуются волевые усилия и определенная затрата энергии, что вызывает большие трудности даже у детей с легкой степенью умственной отсталости.

    Умственно отсталые школьники с преобладанием процесса возбуждения работают быстро, но крайне невнимательно, они часто отвлекаются, для них характерна удивительная живость, подвижность, назойливость, часто двигательная расторможенность.

    Школьники с умственной отсталостью, у которых преобладает процесс торможения, имеют самый низкий показатель устойчивости внимания, отличаясь этим от детей с неосложненной формой умственной отсталости, и от детей , у которых преобладает процесс возбуждения. У таких детей можно отметить чрезвычайную старательность в выполнении простого автоматизированного действия. Такие дети в состоянии часами, не отвлекаясь ни на что, не реагируя, выполнять несложные действия.

    Таким образом, можно смело утверждать, что нарушения внимания у школьников с умственной отсталостью выражены довольно сильно: практически ни одно из свойств внимания не остается тем или иным образом, не задетым особенностями этого вида отклонения в развитии психики.

    Учитывая то, что в процессе школьного обучения от учащегося требуется постоянная, подчас весьма напряженная и целенаправленная концентрация психической деятельности, педагог в практике своей работы должен непрерывно совершенствовать приемы активизации, привлечения внимания к значимым объектам, удержания внимания в необходимом русле и на должном уровне.

    1. Баскакова И.Л. «Внимание школьников-олигофренов», М., 1982.

    2. Мухина В.С. «Детская психология», М., 2000.

    3. Познавательные процессы и способности в обучении/ под ред. В.Н.Шадриковой, М., 1990.

    ext.spb.ru

    38.Особенности внимания умственно отсталых детей

    Вследствие недоразвития всей познавательной сферы внимание умственно отсталых также нарушено. У них в большей степени, чем у их нормально развивающихся свер­стников, выражены недостатки внимания:

    трудности привлечения и распределения внимания;

    Важная особенность внимания при умственной отста­лости заключается в невозможности его активной дли­тельной концентрации. Такие дети быстро и легко отвле­каются и не в состоянии в течение длительного времени концентрировать свое внимание на каком-либо объекте. Ребенок с любой из форм умственной отсталости никогда не достигнет той высокой степени концентрации, как у сверстника, без нарушений интеллекта. Через некоторое время после включения в работу его внимание ослабевает или исчезает полностью.

    Иногда поведение некоторых умственно отсталых детей при выполнении какого-либо задания производит впечат­ление, что их внимание сконцентрировано. Они внешне сосредоточены, совершенно не реагируют на происходя­щее вокруг, но производительность их деятельности оста­ется крайне низкой. Такое явление имитации внимания у умственно отсталых было отмечено некоторыми отечествен­ными дефектологами.

    Наиболее нарушенным у умственно отсталых считается произвольное целенаправленное внимание. Это связано с тем, что такие дети при возникновении трудностей не пы­таются их преодолевать. Они, как правило, в этом случае бросают работу. Однако, если работа интересна и посиль­на, она способна некоторое время поддержать внимание детей. Слабость произвольного внимания проявляется и в том, что в процессе обучения отмечается частая смена объектов внимания, невозможность сосредоточиться на каком-то одном объекте или одном виде деятельности.

    Внимание умственно отсталых страдает также от труд­ности привлечения. Причем, как отмечает А. Лурия, даже будучи привлеченным к объекту, внимание умственно от­сталого плохо фокусируется, слабо сосредоточивается, как бы скользит по поверхности.

    Для умственно отсталых детей характерен более низ­кий объем внимания, чем это предполагается в норме. Значительно меньшее количество предметов привлекают внимание ребенка с умственной отсталостью. Таким обра­зом, все свойства процесса внимания умственно отсталых нарушены. Преобладающим является непроизвольное вни­мание.

    Несмотря на характерность всех описанных нарушений внимания для умственно отсталых детей, при разных фор­мах заболеваний оно имеет свои особенности. Так, для детей-олигофренов с преобладанием процессов возбужде­ния характерны более высокая привлекаемость внимания и его более высокий объем. Однако они слабо концентри­руются, быстро отвлекаются, теряют логический ход мыс-

    л ой. У учащихся, страдающих олигофренией с преоблада­нием процессов торможения, отмечается противополож­ная картина — трудность привлечения внимания в соче­тании с длительностью концентрации.

    В процессе коррекционного обучения внимание умствен-но отсталых учащихся может достигнуть более высокого уровня развития. Показателем прогресса в развитии яв­ляется появление элементов произвольного внимания.

    studfiles.net