Возбуждение от стресса

Содержание:

Психосоматические сексуальные нарушения у мужчин и женщин. Екимов М.В.

Внешне одинаковые проявления нарушений половой функции имеют различные причины. Причём это может быть не одна причина, а их совокупность. И для эффективного лечения надо чётко представлять структуру сексуального нарушения. Обычно выделяют группу органических причин (сосудистые, неврологические, эндокринные) и группу психогенных причин сексуальных дисфункций. В молодом и среднем возрасте преобладают психогенные формы нарушений, а в пожилом – органические.

Но хотелось бы обратить особое внимание на сексуальные нарушения, обусловленные хроническим психологическим стрессом. Это настоящий бич современного общества. Дело в том, что человек эволюционно не рассчитан на длительные стрессы. Если на нашего предка напал хищник, то стресс не длился долго. Или наш предок убегал, или побеждал хищника, или погибал. В любом случае стресс прекращался. Причём, если человек спасался (убегал или побеждал), то он оказывался в ситуации победителя, испытывал эмоцию радости и ликования. Если стресс это отрицательная эмоция (тревога, страх, агрессия и т.д.), то выход из стресса означает переход в положительную эмоцию победителя.

Реакции мобилизации при стрессе сопровождаются повышением уровня адреналина, уровня сахара, активизацией симпатического отдела нервной системы и увеличением уровня надпочечниковых гормонов. Соответственно, снижается уровень половых гормонов: чем больше надпочечниковых гормонов, тем меньше половых и наоборот. И в момент стресса сексуальность тормозится как по гормональным, так и по психологическим механизмам (надо спасаться, и тут не до секса). А положительная эмоция при выходе из стресса сопровождается повышением уровня «гормонов удовольствия». Эти гормоны удовольствия снижают механизмы мобилизации, всё в организме приятно расслабляется, человек выходит из стресса. Сексуальность при этом возрастает, прежде всего, по гормональным механизмам: раз снижаются надпочечниковые гормоны, то возрастают половые. А с точки зрения эволюции, раз ты успешен и побеждаешь стрессы, ты должен размножаться и передавать успешные гены победителя потомству.

Этот механизм подстёгивания сексуальности за счёт короткого и успешно преодолённого стресса, что даёт радость победы, используется достаточно широко. В обыденной жизни современного цивилизованного человека подобных стрессов может не хватать. Поскольку у современного человека преобладают долгие и, обычно, неразрешимые психологические стрессы, то приходится придумывать короткие и физические. Прыжки с парашютом, экстремальные виды спорта и всё то, что позволяет «пощекотать нервы» и «подстегнуть адреналин», всё это даёт короткую реакцию мобилизации, эмоцию победы и активизацию сексуальности.

Другое дело, если стресс длится долго, не приводит к успеху и не даёт эмоции победителя. А в современной жизни преобладают как раз такие стрессы. И сами стрессы носят уже не физический характер, при которых адреналин и сахар крови «сжигаются», а психический характер, т.е. не решаются за счёт физической активности. Жизнь полна напряжения и проблем, но их не преодолеть и победителем не стать. Такие стрессы переходят в стадию истощения (в дистресс) и снижают сексуальность. При таких затяжных стрессах сексуальность будет страдать, а реакции мобилизации будут выходить за естественные физиологические пределы и могут становиться патологическими.

Сексуальность может ухудшаться, прежде всего, по гормональным механизмам. И помимо вышеуказанного дисбаланса половых и надпочечниковых гормонов, у мужчин будут повышаться женские половые гормоны. Они способствуют выносливости и выживаемости (женщины биологически сильный пол), но сексуальность у мужчин они снижают. За счёт этих же гормональных механизмов и сперматогенез у мужчин при тяжёлых стрессах может страдать. Длительное и стойкое повышение адреналина суживает сосуды, а эрекция — это сосудистая реакция и она будет ухудшаться. Повышения активности симпатической нервной системы уменьшает продолжительность сношения, т.к. первая (пусковая) фаза оргазма – это симпатическая фаза. Эти же механизмы, параллельно с сексуальными нарушениями, ведут к повышению тонуса простаты и к развитию психосоматического варианта простатита. Все эти механизмы проходят сначала функциональную (обратимую) стадию, а потом приобретают необратимый органический характер.

Сексуальность при затяжных психических стрессах снижается также и по эволюционным механизмам. Если ты не можешь выйти из стресса, значит, ты неприспособлен, неуспешен, и не надо свои плохие гены передавать потомству.

Таким образом, сексуальность при затяжных психологических стрессах страдает по различным механизмам.

Чтобы эффективно лечить эти широко распространённые нарушения половой функции, необходимы детальные обследования пациентов: гормональные, сосудистые и пр.

Но не только стресс влияет на сексуальность, но и сексуальность влияет на стресс. Если успешный выход из стресса означает переход в положительную эмоцию, то оргазм является очень чёткой положительной эмоцией. Мощный выброс гормонов удовольствия при оргазме снижает уровень адреналина и надпочечниковых гормонов, блокирует их эффекты. В этом смысле оргазм реализует не только своё сексуальное предназначение, но является универсальным антистрессовым средством. Люди этим нередко неосознанно пользуются. Например, расстроенный, погружённый в проблемы мужчина ночью ворочается, не может заснуть. Но, проведя половой акт, он расслабляется и засыпает. При этом он провёл половой акт не по сексуальным мотивам, а использовал секс как снотворное. Оргазм с его антистрессовыми свойствами снял стрессовое напряжение и дал возможность заснуть.

Данная проблема особенно актуальна для женщин, имеющих трудности с оргазмом. А таких женщин немало. Оргазм влияет как на саму сексуальность, так и на партнёрство, а также является профилактикой психосоматических заболеваний. Если оргазма нет, то сексуальное желание постепенно без подкрепления снижается. Хотеть можно только того, что приятно. Отношение к сексу постепенно становится сначала индифферентным, а далее и негативным. Если партнёр является источником чёткой положительной эмоции оргазма, то интерес к партнёру поддерживается, в отношениях присутствует склонность к прощению и принятию партнёра, снисходительность при конфликтах. А если оргазма нет, то интерес к партнёру угасает, и отношения ухудшаются, накапливается раздражение и недовольство партнёром. Оргазм является поощрением за успешное сексуальное поведение и выбор партнёра, и если оргазма нет, то возникает реакция неприятия секса и партнёра.

Профилактика психосоматических заболеваний касается вышеуказанных физиологических механизмов стресса. Если психологический стресс длится долго, то естественные реакции мобилизации становятся патологическими и дают начало психосоматическим заболеваниям. Постоянно высокий уровень надпочечниковых гормонов при непрекращающемся психологическом стрессе изъязвляет стенку желудка и возникают гастрит и язвенная болезнь желудка по психосоматическим механизмам. Постоянный гипертонус гладких мышц сосудов и внутренних органов порождает психосоматические варианты гипертонической болезни, запора, холецистита, нарушений женской половой сферы и пр.

Если сам стресс не устранить и не выйти из него победителем, то защитную компенсаторную роль могут на себя взять другие источники положительных эмоций. Стресс можно «заесть». Успешное пищевое поведение тоже поощряется гормонами удовольствия и положительными эмоциями, хотя не столь сильными и чёткими, как оргазм. Кроме того, переедание чревато избыточным весом. Стресс можно снижать химически (алкоголь, наркотики), но это тоже не желательно. В этом отношении антистрессовое действие оргазма явно предпочтительнее.

Соответственно, решая сексуальные проблемы женщин, можно улучшить их отношения с партнёром, улучшить качество их брака и жизни, снизить риск психосоматических заболеваний. К сожалению, так сложилось, что многие сексологи ориентируются на решение проблем мужской сексологии и не готовы решать проблемы женской сексуальности. Достаточно ознакомиться с рекламными предложениями на рынке сексологических услуг, и мы увидим, что женщинами явно пренебрегают. В отличие от возможности быстро улучшить проблемы эрекции у мужчин за счет уколов в половой член («эрекции сейчас») или препаратов, типа виагры, с женщинами требуется более кропотливая работа. По-опыту лечения женских сексуальных дисфункций, можно с уверенностью сказать, что нарушения оргазма поддаются успешной коррекции. Развитие оргазмической способности требует некоторого времени, но зато начинает оказывать положительные эффекты на сексуальность женщины и её партнёрство, оздоравливающе влиять на механизмы формирования психосоматических заболеваний.

Таким образом, взаимовлияния стресса и сексуальности разнообразны. Кроме того, на сексуальные нарушения органического или психосоматического характера человек реагирует как личность. Учитывая высокую социальную и психологическую значимость секса для личности, человек начинает тревожиться, контролировать свои половые реакции, фиксируется на своих половых нарушениях и невольно программирует себя на них. Т.е. формируются психогенный механизм сексуального нарушения, который может выйти на первое место по значимости или сохраниться как самостоятельное нарушение даже после устранения изначального органического или психосоматического расстройства.

Само лечение психосоматических вариантов сексуальных дисфункций при сирессах, учитывая их многофакторность, должно быть комплексным и воздействовать на все звенья психосоматического расстройства.

Органические, психогенные и психосоматические варианты сексуальных нарушений свойственны и мужчинам, и женщинам. Но проявления их в конкретных формах сексуальных расстройств различны у мужчин и женщин. У мужчин преобладают нарушения эрекции и преждевременная эякуляция (или их сочетание), а также снижение влечения. Другие нарушения у мужчин встречаются у мужчин реже. У женщин преобладает снижение влечения, проблемы с оргазмом (или их сочетание), болезненный половой акт. Другие проблемы (вагинизм, гиперсексуальность) встречаются реже.

Вообще, сексуальных проблем у женщин даже больше, чем у мужчин. Но они не так явно нарушают партнёрский секс, как мужские сексуальные дисфункции. Если у мужчины нет эрекции или крайне быстро наступает эякуляция, это не скроешь. А женщины имеют возможность пассивно (без желания, возбуждения и оргазма) участвовать в половом акте, благодаря чему поддерживается иллюзия благополучия. В результате они лишаются тех позитивных эффектов оргазма на сексуальность, партнёрство и здоровье, о которых говорилось выше. Для такого секса характерны сексуальные фрустрации (нереализованное возбуждение), которые, как и не завершённый стресс, ведут к риску развития психосоматических заболеваний. Собственно, сами фрустрации тоже являются стрессом со всеми его эффектами. Вместо того, чтобы сглаживать эффекты стресса оргазмом, отсутствие оргазма стресс только усугубляет. Не смотря на это, многие женщины склонны мириться со своей неудовлетворённостью и терпеть. Но за принцип «есть муж, есть семья и дети, а без полноценного секса можно прожить» приходится расплачиваться своим здоровьем в дальнейшем. Проблема обостряется уже когда начинают появляться невротические и психосоматические проблемы. В нашей стране решать свои сексуальные проблемы женщинам мешают так же ложная скромность и стеснительность, непонимание своей сексуальности, готовность терпеть и страдать, принося свои потребности в жертву партнёру. Кроме того, нередко встречается ситуация отсутствия информации и незнание, куда и к кому можно обратиться за помощью. Обращение к гинекологам позволяет выявить и отсеять гинекологические и инфекционные факторы, но принципиально не решает проблему психогенных и психосоматических сексуальных дисфункций у женщин.

А нередко обращение к неспециалистам оборачивается сомнительным советом сменить партнёра. Или советами типа: «Вам надо расслабиться». Но весь вопрос в том, как это сделать!

Только обращение к специалисту сексологу обеспечивает всестороннее обследование и системный анализ структуры сексуального нарушения с комплексным и эффективным лечением.

www.proego.ru

Секс и стресс — друзья или враги?

Что такое стресс?

Для начала — что такое стресс с точки зрения медиков и психологов?

Понятие «стресс» впервые ввел канадский психофизиолог Селье. Причем понятие это намного шире, чем его обычно представляют. Это и прессинг начальника на работе, а также холодный, закаливающий душ. Стресс может быть как физиологическим, так и психологическим. Организм мобилизуется, и дает ответ с вовлечением симпатической нервной системы и надпочечников, и выброс адреналина, норадреналина и глюкокортикоидов возрастает более чем в 10 раз. Если же со временем не происходит адаптации и стресс переходит в хронический, и организм уже не справляется, то наступает фаза истощения (иногда эту фазу называют дистрессом). Стресс сам по себе -хорошее явление и является своеобразной тренировкой, способствует повышению адаптационных навыков. Дистресс- это уже проблема, которая может перерасти в психосоматические заболевания.

Стресс провокатор

Что в большинстве случаев провоцирует стресс в жизни современного человека?

Эмоциональное внешнее давление, неуверенность в будущем, физическая истощенность, хроническое недосыпание, нарушение режима труда и отдыха.

Стресс и сексуальное возбуждение

Есть мнение, что чисто физические ощущения при стрессе схожи с ощущениями при сексуальном возбуждении. Это действительно так?

Весьма относительно. Только в том случае, если сексуальная ситуация кажется человеку опасной, рядом есть тревоги, страх. Конечно, есть любители так называемого «экстремального секса». Но на мой взгляд, отношения гармоничнее без этих эмоций, или почти без них.

Как стресс влияет на секс

Почему стресс негативно влияет на интимную жизнь? Можно ли как-то описать психо-физический механизм взаимодействия стресса с сексом?

На мой взгляд, сексуальные отношения- это как гедония (наслаждение), так и репродукция. Существуют первичные и вторичные потребности. А инстинкт самосохранения относится к первичным. В дистрессовой ситуации организм находится в своего рода режиме «выживания». И в этот момент оганизм через гормональные механизмы блокирует сексуальное влечение. Природа словно говорит- «Рано Вам рожать. Прежде чем принимать ответственность за потомство, разберитесь сначала со своими проблемами».

Стресс мешает эрекции мужчин

Кто больше подвержен негативному действию стресса на половую жизнь — мужчины или женщины? Почему?

Учитывая конструкцивные особенности половых органов, и реакцию на неспособность вступить в близость, считаю, что больше страдают мужчины. Женщина может, не имея сексуального влечения, жить половой жизнью (хотя соглашусь, что это не очень хорошая жизнь). У мужчин же начинается со слабой эрекции, как показателя снижения влечения, но он может это интерпретировать, как новую «страшную болезнь». Зафиксироваться, и сформировать у себя синдром тревожного ожидания неудачи. Далее к дистрессу может добавиться депрессия и астеническое состояние.

Беременность это стресс?

Можно ли считать беременность стрессовой ситуацией, препятствующей нормальному сексу?

Отчасти да. Многие пары сталкиваются с новыми ролями. Появляются страхи. В том числе за ребенка. Конечно, это способствует осторожности. И, наверное, иногда это бывает оправдано. Но иногда страхи могут быть преувеличены, например, у тревожно- мнительных людей. И здесь важна бывает консультация врача-сексолога в паре с гинекологом.

Стресс из-за рождения ребёнка

А что вы можете сказать о ситуации, когда в семье появился ребенок? Это ведь однозначный стресс, несмотря на огромную радость!

Вот это можно уже назвать с большей вероятностью стрессом. Ведь помимо нового уклада жизни, недосыпания, иногда появляется раздражительная слабость. В результате смещения ролей некоторые мужчины, вместо того, чтобы начать помогать новоиспеченой маме, чувствуют себя брошенными, отвергнутыми. В этот период особенно важно сплотиться. И не забывать друг друга. Нежность будет снимать стресс. Вспомните, что мы делаем, если маленький ребенок испугался? Мы успокаиваем его, и гладим. Взрослые дяди и тети устроены так же.

Стресс как провокатор

Бывает ли так, что стрессовая ситуация, наоборот, провоцирует сексуальную активность?

У лиц с хорошими адаптационными возможностями это может быть мобилизирующей встряской, и такие люди, не проваливаясь в фазу истощения, могут после «напряженного дня» захотеть «хорошего отдыха». Если же человек не оправился от удара, ему хочется не сексуальных подвигов, а спрятаться и отлежаться.

Стресс, алкоголь, секс — не совместимы

Есть ли смысл в целях повышения качества интимной жизни снимать стресс лекарственными препаратами, алкоголем?

Вы знаете, у меня на приеме иногда самокритичные и умные мужчины приходят с дилемой- «напрягаюсь-выпиваю-не всегда могу-огорчаюсь еще больше- пью еще больше-понимаю, что так могу и спиться». Считаю алкоголь и препараты симптоматическим подходом. Как, например, при пневмонии: температура есть, и снимать ее жаропонижающими надо. Только этого мало. Надо еще после посева назначить антибиотики. Ведь жаропонижающие не устраняют причины. Симптоматический подход усугубляет ситуацию. И к одной проблеме прибавляется еще одна- лекарственной или алкогольной зависимости. Подход должен быть патогенетическим, направленным на первопричину. Необходима психотерапевтическая работа, направленная на адаптацию, пересмотр своих моделей поведения и реагирования.

Отсутствие секса ведёт к стрессу

Может ли, наоборот, отсутствие секса вызвать стресс? Если да, то кто подвержен этому больше — мужчины или женщины?

Необходимо помнить, что сексуальные отношения- замечательный механизм антистресса, дарованный нам Природой. Отсутствие секса, особенно у лиц с сильной половой конституцией, может приводить к стрессу. При беременности, например, я рекомендую, по-возможности, расширять диапазон приемлемости, включать как оральную, так и мануальную стимуляцию. Не забывать друг друга. Уметь показывать нужность и нежность. Наверное, в этом и есть любовь.

Секс и стресс как замкнутый круг

Стресс плохо влияет на секс: Отсутствие секса приводит к еще большему стрессу: Как вырваться из этого замкнутого круга?

Надо уметь делать паузы, выделять приоритеты. Даже в ритме важных дел. Ведь Вы сами важнее этих дел? Выделите волевым решением половину воскресения на сон «до упора», безделье и «валяние в постели» с фруктами и мороженным. Выключите телефоны, интернет, телевизоры. Заранее организуйте, например, волнующую встречу бабушек и детей и их совместный поход в кафе или в детский центр, или каток. Стоит задуматься, что роль аниматора собственной жизни можете выполнить только Вы. В процессе терапии я часто помогаю парам организовать свою жизнь.

Партнёр в стрессовой ситуации

Насколько важна поддержка партнера в стрессовой ситауции?

Крайне важна. Считаю семью самым важным инструментом противодействию стрессу. Это и тихая гавань, и безусловное принятие. С плюсами и минусами. Поэтому нужно уметь беречь друг друга. Тогда внешние враги будут нипочем. Мужчинам еще часто говорю на приеме, что игра с детьми- замечательная возможность переключиться от работы и прожить второе детство.

Актуальность проблемы секса и стресса

Часто ли сексологи сталкиваются с проблемой секса и стресса? Кто чаще обращается за помощью (мужчины, женщины, возраст, род деятельности)?

Каждая второй-третий случай. Чаще мужчины, с ответственной работой, с небольшой физической активностью, вредными привычками и ненормированным рабочим днем.

Стресс и секс — Комплексный подход

Чем специалист может помочь людям в такой ситуации?

Выявить стартовый потенциал, помочь определить условную норму в паре, проработать мотивацию к счастливой и долгой жизни, распределить время и найти его друг для друга. Психо гигиена на первом этапе может создать благоприятную почву и для сексуальной жизни. В запущенных случаях работаем и с поведенческими автоматизмами, разрываем шаблоны, даем рекомендации по более эффективному восстановлению. По показаниям добавляем фармакотерапию. Комплексный подход гарантирует замечательные результаты.

depils.com

FolkCures.ru

Каждому из вас знакомо чувство, когда вас охватывает нервное возбуждение. Это похоже на сильное натягивание струн скрипки, когда вы хотите извлечь из нее высокие ноты. Вас приятно возбуждает сознание того, что ваши мышцы станут более гибкими, а вы сами испытаете эмоциональный подъем после занятий физическими упражнениями. Это возбуждение готовит вас к более серьезным свершениям. С другой стороны, если вы слишком взвинчены, то нервное расстройство не позволит вам ни работать, ни даже отдыхать.

Нервное возбуждение — это состояние, которое также является основой физиологических реакций. Эти реакции еще не полностью изучены, но науке известно, что в состоянии нервного возбуждения ваши надпочечники производят излишние гормоны: адреналин, стимулирующий работу сердца, и кортикостероиды, в частности кортизол. У человека, которому давали, например, большие дозы кортизола, чтобы вылечить аллергию или, возможно, ревматизм, может развиться бессонница. Он может даже испытывать ненормальное в его состоянии возбуждение и совершенно неоправданно чувствовать улучшение своего здоровья, ощущать прилив жизнерадостности, сходный с состоянием легкого опьянения.
Однако после этого может наступить глубокая депрессия.

Уже давно известно, что не только психологическое возбуждение, которое охватывает, например, толпу во время бунта или другого акта насилия, но даже физические стрессорные факторы, такие, как ожог, могут вначале вызывать возбуждение, которое позже сменяется глубоким угнетением.

Расслабление и возбуждение имеют большое практическое значение для организма. Необходимость возбуждения для того, чтобы вы могли предпринять важные решения, очевидна. Но равным образом важно, чтобы вы постепенно успокаивались во время второй фазы — расслабления, которая является своего рода препятствием, не дающим вам нестись во всю прыть слишком долго.

Нет никаких сомнений, что нормальный эмоциональный стресс может быть во многом полезен. Вы можете прийти в восторг от новой работы, такой интересной и важной, что в результате станете работать с большей продуктивностью и эффективностью. Есть эмоции, которые довольно приятны, но и они не обходятся без стресса и напряжения, которые могут последовать за радостным настроением. Возможно, вы возбуждаетесь и напрягаетесь, смотря футбольный матч или соревнования по боксу. Этот тип возбуждения может взбодрить вас. И расслабление, которое наступает вслед за этим, на самом деле является здоровым отдыхом. Важно, следовательно, знать, какие известные вам эмоциональные стрессы обычно влияют на вас положительно, а не отрицательно. Если бы у вас не было никаких стрессов, то вы жили бы, уподобясь растению, без всяких чувств.

Тем не менее стресс, который действует на вас разрушительным образом, вы не всегда в состоянии распознать. Этот стресс бывает вызван сильным продолжительным гневом, страхом или разочарованием, и он является неотъемлемой частью беспокойства. Эти виды стресса вы можете накапливать внутри себя. И они наносят вред вашему здоровью. Именно эти эмоциональные стрессы, а не сами эмоции приводят к беде.

folkcures.ru

7 ситуаций, в которых повышается сексуальная активность

Когда все стабильно, причем неважно, это стабильно хорошо или стабильно плохо, сексуальность, как правило, снижается. Люди живут своей предсказуемой жизнью и постепенно тухнут. Ведь сексуальная энергия не любит предсказуемости, она стихийна. Чтобы ее снова стало много, нужно каким-то образом нарушить стабильность. Вот несколько ситуаций, в которых может усилиться влечение.

Важно отметить, что приведенные выше ситуации действуют растормаживающе не на всех.

Кризис. Любой кризис, будь то финансовый или личностный, — это стресс. От стресса и напряжения у некоторых людей либидо падает, а некоторые, напротив, становятся более активны в сексе. Многие семейные пары во время кризиса в стране пересматривают свои отношения, начинают ценить теплоту, близость и поддержку больше, чем материальные вещи, понимают, что жизнь одна и нужно сделать ее как можно более радостной и наполненной удовольствиями. Благодаря этому переосмыслению во многих парах восстанавливается сексуальная жизнь, если до этого она уже потухла. Личностный кризис тоже часто повышает сексуальную активность. Об этом красноречиво говорит выражение: «Седина в голову — бес в ребро».

Экстремальная ситуация. Имеется в виду ситуация, связанная с риском для жизни. При стрессе выделяется два гормона: адреналин и кортизол. Кортизол — это «гормон смерти», если его выделяется слишком много, то человек, как правило, не только секса уже не хочет, ему, напротив, хочется спрятаться и свернуться калачиком. А вот с адреналином дело обстоит не так однозначно. При повышенном содержании адреналина может повышаться сексуальность. Поэтому, если мужчина и женщина вместе только что пережили какое-то шокирующее событие, например, ехали в одной машине, а автомобиль занесло на скользкой дороге, они могут друг друга захотеть, даже если до этого не были близки. Сексологи также отмечают, что во время военных действий в стране повышается уровень сексуальности у одних и падает у других. Страх смерти может запускать животные инстинкты, а стремление к размножению — один из них, как стремление всего живого продолжить себя перед лицом возможной гибели.

Влюбленность. Этот пункт даже не нуждается в комментарии. Влюбленность — это биохимический процесс, при котором выделяются гормоны, функция которых стимулировать сексуальную активность.

Путешествие. Непривычная обстановка, переключение от привычных забот на новые впечатления, некоторый уровень стресса в сочетании с удовольствием, — все это может пробудить сексуальную энергию. Особенно если это путешествие в жаркую страну, где солнце также стимулирует выработку «гормонов секса». Неспроста так распространены курортные романы.

Вечеринка с алкоголем. Алкоголь отключает переднюю кору головного мозга, которая отвечает за контроль. В итоге человек попадает в транс, при котором растормаживаются животные инстинкты. Поэтому многие из тех, кто отказывает себе в сексе долгое время, опьянев, способны пускаться во все тяжкие. Именно поэтому, чтобы затащить даму в постель, рекомендуется ее немного подпоить. Только немного, поскольку превышение нужной дозы отключает чувствительность, и девушка может превратиться в бревно, хоть и покорное.

Ревность. Порой осознание того факта, что ваш супруг интересен кому-то еще, делает его более привлекательным в ваших глазах. И для того чтобы освежить сексуальное влечение в паре, которая давно живет вместе, неплохо было бы чаще выходить на какие-то мероприятия, где пытаться расположить к себе гостей противоположного пола, при этом, конечно, не флиртуя напропалую. Видя, что партнер пользуется некоторой популярностью у противоположного пола, можно даже воспылать к нему страстью.

Ссора. Многие говорят о жарком сексе после ссоры. Так бывает, потому что партнер в это время как будто отдаляется, становится чужим, не таким близким, как раньше. Тогда включается и страх потери любимого, и влечение к этому «новому чужому человеку», и чувство вины вместе с желанием ее загладить. И все это вместе приводит к сексу. Но далеко не всегда ссоры заканчиваются сексом, порой недовольства друг другом у партнеров накапливается столько, что после очередной ссоры они только сильнее охладевают.

lady.tsn.ua

Глава 6 Возбуждение, стресс и тревожность

Джейсон подошел к бите в конце финального поединка после двух «аутов», когда в «доме» оставалось два игрока. Если он сыграет успешно, то его команда станет чемпионом округа, если промахнется, — проигран главный матч сезона. Когда Джейсон занял место, чтобы отбивать подачу, его сердце бешено

Джейсон подошел к бите в конце финального поединка после двух «аутов», когда в «доме» оставалось два игрока. Если он сыграет успешно, то его команда станет чемпионом округа, если промахнется, — проигран главный матч сезона. Когда Джейсон занял место, чтобы отбивать подачу, его сердце бешено колотилось, и ему трудно было сконцентрироваться. Он думал о том, что значит победа для его команды и что о нем подумают зрители, если он сыграет неудачно. Схватив биту, Джейсон прочел короткую молитву и стал ожидать первую подачу.

Если вы занимались спортом, то наверняка оказывались в подобных ситуациях. Специалисты в области психологии спорта и физической культуры давно изучают причины и воздействие возбуждения, стресса и тревожности в условиях спортивных соревнований и занятий физической культурой. Многих специалистов в области медицины интересуют психологические и физиологические последствия регулярных физических занятий. Способствуют ли регулярные физические занятия снижению уровня стресса? Способны ли интенсивные тренировки аэробной направленности оказать благотворное влияние на состояние больных со значительным уровнем тревожности? Студенты также испытывают стресс и тревожность во время сдачи экзаменов. Представьте, какое влияние окажет на человека вызывающая стресс попытка научиться плавать. Как же снизить эту тревожность?

В этой главе вы узнаете:

  • о природе стресса и тревожности (что это такое и как их можно измерить)
  • об источниках тревожности и стресса
  • о том, как возбуждение и тревожность влияют на физическую деятельность
  • о способах регуляции возбуждения, стресса и тревожности
  • ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЗБУЖДЕНИЯ, СТРЕССА И ТРЕВОЖНОСТИ

    Хотя в обиходе термины «возбуждение», «стресс» и «тревожность» используются как взаимозаменяемые, по мнению специалистов в области психологии спорта и физической культуры, это разные понятия (Kallus, 1995).

    Возбуждение

    Возбуждение представляет собой «общую физиологическую и психологическую активизацию организма человека, которая колеблется в континууме от состояния глубокого сна до состояния интенсивного возбуждения» (Gould, Кгапе, 1992, с.120—121). Это понятие относится к измерениям интенсивности мотивации в определенный момент вдоль континуума (рис. 6.1).

    Интенсивность может колебаться от состояния абсолютного покоя (кома) до состояния полного возбуждения (маниакальное возбуждение). Для сильно возбужденных людей характерна психическая активность, повышенная частота сердечных сокращений, учащенное дыхание и обильное потоотделение. Возбуждение может быть вызвано как приятными, так и неприятными событиями. Например, вы можете прийти в состояние сильного возбуждения, узнав, что выиграли 10 млн долларов или узнав о смерти близкого человека.

    Возбуждение — это общая физиологическая и психологическая активизация, колеблющаяся в континууме от состояния глубокого сна до состояния интенсивного возбуждения

    Тревожность

    Тревожность представляет собой отрицательное эмоциональное состояние, характеризующееся ощущением нервозности, волнения и тревоги в сочетании с активизацией или возбуждением организма. Следовательно, тревожность включает мыслительный компонент (например, волнение и тревогу), который называется когнитивной тревожностью.

    Она также включает компонент соматической тревожности, представляющий собой степень ощущаемой физической активизации. Тревожность — отрицательное эмоциональное состояние, характеризующееся ощущениями нервозности, волнения и тревоги в сочетании с активизацией или возбуждением организма.

    Состояние тревоги. Состояние тревоги представляет собой постоянно изменяющийся компонент настроения и определяется как эмоциональное состояние, «характеризующееся субъективными, сознательно воспринимаемыми ощущениями тревоги и напряжения, сопровождающимися или связанными с активизацией или возбуждением автономной нервной системы» (Spielberger, 1966, с. 17). К примеру, уровень состояния тревоги игрока будет непрерывно меняться на протяжении баскетбольного поединка.

    У баскетболиста может быть слегка повышенный уровень состояния тревоги (слегка нервничает и ощущает сердцебиение) перед разыгрыванием мяча, который снижается после того, как игрок войдет в ритм матча, и значительно повышается (очень нервничает, сердце «летит») в последние минуты равного поединка.

    Состояние тревоги представляет собой временное, постоянно меняющееся эмоциональное состояние с субъективными, сознательно воспринимаемыми ощущениями тревоги и напряжения, связанными с активизацией автономной нервной системы.

    Когнитивное состояние тревоги характеризует степень волнения или отрицательные мысли, тогда как соматическое состояние тревоги — мгновенные изменения ощущаемой физиологической активизации (являющиеся следствием не изменения активности, а стресса).

    Личностная тревожность. В отличие от состояния тревоги, личностная тревожность представляет собой черту личности — приобретенную поведенческую тенденцию или склонность, влияющую на поведение. В частности, личностная тревожность представляет собой мотив или склонность к поведению, предрасполагающему человека к восприятию широкого диапазона объективно неопасных (физически или психологически) обстоятельств как угрожающих и реагированию на них реакциями состояния тревоги, диспропорциональными интенсивности и величине реальной опасности (Spielberger, 1966, с. 17).

    Рис. 6.1. Континуум возбуждения

    Личностная тревожность — поведенческая (би-хевиористическая) склонность воспринимать объективно неопасные обстоятельства как угрожающие и реагировать на них диспропорциональным состоянием тревоги.

    Например, два полевых игрока одинаковой квалификации могут оказаться в идентичных условиях (выполнить завершающий удар в конце матча, который может стать победным) и при этом иметь абсолютно противоположные реакции состояния тревоги.

    Это объясняется характерными особенностями, — то есть разными уровнями личностной тревожности. Рику присуща сниженная личностная тревожность, и он не воспринимает выполнение удара, который может решить исход встречи, как чрезмерно угрожающую ситуацию. Другими словами, Рик не испытывает более выраженного состояния тревоги, чем можно было бы ожидать в подобной ситуации. Для Теда же характерна повышенная личностная тревожность, поэтому он воспринимает шанс решить исход поединка в свою пользу (или — «промазать») как чрезмерно угрожающую ситуацию. Он испытывает значительное состояние тревоги, превышающее то, которое можно было бы ожидать в подобной ситуации (взаимодействие между возбуждением, личностной тревожностью и состоянием тревоги суммировано на рис. 6.2).

    Оценка степени возбуждения и тревожности

    Специалисты в области психологии спорта и физической культуры оценивают степень возбуждения, личностной тревожности и состояния тревоги различными физиологическими способами, используя психологические показатели.

    Чтобы оценить степень возбуждения, они обращают внимание на изменения следующих физиологических характеристик: частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, проводимости кожи (регистрируется с помощью вольтметра), а также определяют степень изменения содержания различных веществ в организме, например катехоламинов. Кроме того, они учитывают то, как люди классифицируют уровень своего возбуждения вербально (например, «мое сердце трепещет» или «я чувствую себя такой энергичной»), используя цифровые шкалы в диапазоне от низкого уровня до высокого.

    Характерная особенность

    Личностная тревожность

    Мотив или приобретенная бихевиористическая склонность, предрасполагающая человека воспринимать широкий диапазон объективно неопасных обстоятельств в качестве угрожающих и реагировать на них уровнями состояния тревоги, диспропорциональными по величине и интенсивности реальной угрозе.

    Рис. 6.2. Взаимосвязь возбуждения, личностной тревожности и состояния тревоги

    Для оценки состояния тревоги психологи используют как общие, так и разноуровневые показатели. В первом случае люди отмечают степень своей нервозности на шкалах — от низкой до высокой. Суммируя показатели отдельных характеристик, получают общий показатель. Таким же образом используются разноуровневые показатели, однако при этом испытуемые отмечают на шкалах степень волнения (когнитивное состояние тревоги) и физиологической активности.

    Показатели когнитивной и соматической тревожности получают, суммируя соответствующие показатели, характеризующие каждый вид состояния тревоги.

    Эти же показатели используются психологами для оценки степени личностной тревожности. В этом случае испытуемые должны охарактеризовать свое обычное (а не в данный момент) состояние тревожности.

    Используемые показатели (выбор соответствующих ответов на шкалах) помогают лучше понять различия между когнитивным и соматическим состоянием тревоги и личностной тревожностью (таблицы 6.1 и 6.2).

    Взаимосвязь между личностной тревожностью и состоянием тревоги

    Существует непосредственная взаимосвязь между уровнем личностной тревожности и состоянием тревоги.

    Как показывают исследования, люди с высокими показателями личностной тревожности испытывают более значительное состояние тревоги в соревновательных, оцениваемых ситуациях. Однако эта взаимосвязь может быть относительной. Например, спортсмен с высокими показателями личностной тревожности может иметь огромный опыт поведения в таких ситуациях и поэтому не испытывать значительного состояния тревоги. Или человек с высокими показателями личностной тревожности может овладеть техникой снижения состояния тревоги в оцениваемых ситуациях. На основании уровня личностной тревожности человека можно судить о его реакциях в соревновательных, оцениваемых и угрожающих условиях.

    Для людей с высокими уровнями личностной тревожности характерны более высокие уровни состояния тревоги в соревновательных, оцениваемых ситуациях по сравнению с людьми, имеющими невысокие уровни личностной тревожности

    СТРЕСС И ЕГО ДИНАМИКА

    Стресс представляет собой процесс, последовательность явлений, которые приводят к определенному результату (концу). Его определяют как «существенный дисбаланс между потребностью (физиологической и/или психологической) и способностью к реакции в условиях, когда невозможность удовлетворения потребности имеет существенные последствия» (McGrath, 1970, с. 20).

    В соответствии с упрощенной моделью, предложенной Мак-Гратом, стресс включает четыре взаимосвязанных этапа, показанных на рисунке 6.3: потребности, обусловленные окружающей средой, восприятия потребностей, стрессовые реакции и последствия.

    Коротко рассмотрим эти этапы.

    1-й этап: потребность, обусловленная окружающей средой. На первом этапе человек сталкивается с определенной потребностью, которая может быть либо физиологической, либо психологической (например, предложение выполнить изученный прием в присутствии класса или — давление со стороны родителей, направленное на то, чтобы молодой спортсмен выиграл забег).

    2-й этап: восприятие потребностей. Люди неодинаково воспринимают потребности. Например, две восьмиклассницы могут абсолютно неодинаково воспринять необходимость продемонстрировать выученный технический волейбольный прием перед всем классом. Майя может получить удовольствие от внимания всего класса, тогда как Иссаху эта необходимость может попросту испугать. То есть у Иссахи имеется дисбаланс между потребностью (необходимость продемонстрировать прием перед классом) и своей способностью удовлетворить эту потребность. В то же время у Майи нет подобного дисбаланса или он проявляется в незначительной степени.

    Уровень личностной тревожности человека значительно влияет на его восприятие окружающего. Люди с высоким уровнем личностной тревожности воспринимают значительно большее количество ситуаций (особенно соревновательных и оцениваемых) как угрожающие по сравнению с людьми с низким уровнем. Именно поэтому данная характеристика оказывает большое влияние на процесс стресса на 2-м этапе.

    3-й этап: стрессовая реакция. Третий этап развития стресса представляет собой физиологическую и психическую реакцию человека на восприятие ситуации. Если восприятие дисбаланса между потребностями и способностью отреагировать вызывает чувство беспокойства, состояние тревоги усугубляется, повышается уровень волнения (когнитивное состояние тревоги), а также физиологическая активизация (соматическое состояние тревоги). Повышенное состояние тревоги может сопровождаться и другими реакциями, в частности, такими, как повышение мышечного напряжения.

    4-й этап: поведенческие последствия. Четвертый этап характеризует реальное поведение человека в условиях стресса. Если волейболист, о котором мы уже говорили, ощущает дисбаланс между способностью и потребностями и испытывает повышенное состояние тревоги, ухудшится ли его уровень физической деятельности или же повышенное состояние тревоги приведет к возрастанию интенсивности и, следовательно, повышению уровня физической деятельности?

    Стресс имеет место при значительном дисбалансе между физиологическими или психологическими потребностями и способностью к реакции человека в условиях, когда неудача в удовлетворении потребностей имеет важные последствия.

    Заключительный этап динамики стресса по сути дает начало первому. Если учащийся испытывает чрезмерное волнение и неудачно выступает перед классом, другие дети могут посмеяться над ним, и эта отрицательная социальная оценка станет дополнительной потребностью (этап 1). Процесс стресса, таким образом, становится непрерывным (см. рис. 6.3).

    Практическое применение

    Знание динамики стресса может быть использовано на практике. Например, инструктору по физической подготовке какой-либо компании предложили разработать специальную программу профилактики стрессовых ситуаций для служащих компании. В соответствии с 1-м этапом модели стресса ему предстоит определить, какие потребности или задачи возложены на служащих (повышенные рабочие нагрузки, изнурительное расписание командировок и т. п.). Анализ этапа 2 приведет его к выяснению, кто испытывает наибольший стресс (например, работники определенных отделов или определенной специальности). 3-й этап вынудит инструктора изучить реакции служащих на повышенный стресс — соматическое и когнитивное состояние тревоги, проблемы концентрации внимания и т. п. 4-й этап предполагает изучение поведения служащих, испытывающих повышенный стресс, снижение производительности и т. д. Понимая сущность этого цикла, можно определить условия, которые позволят снизить стресс. Инструктор может посоветовать физические упражнения, занятия (вероятнее всего, на 3-м этапе) или другие средства. Разобравшись в специфических причинах и последствиях стресса, легче определить наиболее эффективную стратегию его снятия.

    ИСТОЧНИКИ ТРЕВОЖНОСТИ И СТРЕССА

    Существуют тысячи источников стресса. Специалисты в области психологии физической деятельности отмечают, что основные жизненные события — изменение места работы или смерть члена семьи, а также повседневные проблемы, например, поломка автомобиля или ссора с сослуживцем, вызывают стресс и влияют на физическое и психическое здоровье (Willis, Campbell, 1992).

    У спортсменов стресс-факторами являются волнение по поводу выступления на должном уровне, финансовые расходы, время, необходимое для проведения тренировочных занятий, сомнения относительно своих способностей, а также внеспортивные факторы, например, смерть члена семьи и др. (Scanlan, Stein, Ravizza, 1991). Эти тысячи источников стресса можно распределить на несколько общих категорий, определяемых ситуацией или личностью.

    Ситуационные источники стресса

    Существует два основных ситуационных источника стресса: (а) значение события или соревнования и (б) неопределенность его результата или исхода (Martens, 1987).

    Значение события. Чем важнее событие, тем больший стресс оно вызывает. Следовательно, игра в чемпионате вызывает больший стресс, чем обычный поединок, а взятие интервью обусловливает больший стресс, чем просмотр телевизора. Например, за юными бейсболистами наблюдали на протяжении всего сезона в момент подхода к бите (Lowe, 1971). У них регистрировали частоту сердечных сокращений, при этом учитывали, насколько критичной была в данный момент ситуация в игре и насколько важной была данная игра. Оказалось, что чем более критической была ситуация, тем больший стресс и нервозность проявляли юные споотсмены.

    Чем важнее событие, тем больший стресс оно вызывает.

    Следует также отметить тот факт, что важность событий может быть не всегда очевидной. Событие, которое, по мнению большинства людей, является незначительным, может быть очень важным для определенного человека.

    Например, обычный футбольный матч сезона для большинства игроков команды может не быть особенно важным. В то же время для игрока, который впервые вышел на поле в основном составе команды, это матч очень важный. В этой связи необходимо постоянно оценивать степень важности события для конкретного игрока.

    Неопределенность. Неопределенность — второй основной ситуационный источник стресса; причем чем выше степень неопределенности, тем больше величина стресса.

    Очень часто мы ничего не можем сделать в отношении неопределенности. К примеру, если встречаются две равные по силам команды, степень неопределенности является максимальной, и в этой ситуации ничего нельзя сделать. В конце концов, сущность спорта в том и заключается, чтобы соревновались равные по силам спортсмены и команды. Следует отметить, что иногда преподаватели, тренеры, спортивные врачи создают ненужную неопределенность, не информируя участников о стартовом составе, о том, как избежать травмы при разучивании какого-нибудь сложного элемента с высоким риском получения повреждения (например, прыжки в гимнастике) и т. п. В этом случае они неосознанно создают у занимающихся чувство неопределенности.

    Личностные источники стресса

    Некоторые люди могут характеризовать ситуации как важные и неопределенные, воспринимая их с большей степенью тревожности, чем большинство других. С повышенными реакциями состояния тревоги связаны две личностные характеристики — высокая степень личностной тревожности и сниженная самооценка (Scanlan, 1986).

    Личностная тревожность. Как мы уже отмечали, личностная тревожность представляет собой личностный фактор, предрасполагающий человека к восприятию соревнования и социальной оценки его как более или менее угрожающего события. Люди с высоким уровнем личностной тревожности воспринимают соревнование как событие более угрожающее и вызывающее большую степень тревоги, чем люди с низким уровнем личностной тревожности.

    • Чем выше степень неопределенности относительно результата или оценок других людей, тем выше состояние тревоги и стресс
    • Высокая степень личностной тревожности и невысокая самооценка тесно связаны с повышенным состоянием тревоги у спортсменов
    • Самооценка. Самооценка также связана с восприятием угрозы и соответствующими изменениями в состоянии тревоги. Так, спортсмены с невысокой самооценкой менее уверены в себе и испытывают большее состояние тревоги, чем спортсмены с высокой самооценкой. Меры, направленные на повышение самооценки, играют большую роль в снижении состояния тревоги у людей.

      ВЛИЯНИЕ ВОЗБУЖДЕНИЯ И ТРЕВОЖНОСТИ НА ФИЗИЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ

      Специалисты в области психологии спорта и физической культуры давно изучают положительное и отрицательное воздействие возбуждения и тревожности на физическую активность. Большинству из нас знакомо состояние, когда нервы вынуждают нас ощущать себя уязвимыми и неконтролируемыми. Каким образом влияет физиологическое и психическое возбуждение на человека?

      Специалисты в области психологии спорта и физической культуры не одно десятилетие изучают взаимосвязь между тревожностью и физической активностью. Они не пришли к единому заключению, однако выяснили много интересных особенностей, имеющих практическое применение. Около 50 лет назад главным объектом исследований была теория драйва. В последнюю четверть столетия психологи нашли более убедительной теорию перевернутого U. Совсем недавно появились новые гипотезы, включая понятия о зонах оптимального функционирования, феномене катастрофы и теории реверсивности. Рассмотрим их кратко.

      Теория драйва

      Психологи вначале рассматривали взаимосвязь между возбуждением и физической активностью как непосредственную и линейную (Spence, Spence, 1966). По их мнению, с увеличением состояния тревоги или возбуждения человека повышается и уровень его физической активности: чем более возбужденным становится спортсмен, тем лучше он выступает. Многие спортсмены, конечно, могут вспомнить, что иногда, когда они бывали очень возбужденными или обеспокоенными, то выступали хуже обычного. В настоящее время практически не осталось сторонников теории драйва (Martens, Vealey, Burton, 1990).

      Вы можете вспомнить теорию социального облегчения (мы о ней вскользь упоминали в главе 2). Зайонц выявил зависимость результатов выступлений спортсменов от присутствия зрителей. Он обнаружил, что при выполнении легких или хорошо известных заданий присутствие зрителей оказывало положительное влияние, а при выполнении трудных и менее известных — отрицательное. Таким образом, согласно теории Зайонца, присутствие зрителей возбуждает исполнителя, положительно влияет на выполнение им известных или легких заданий и отрицательно — на выполнение более трудных или малознакомых заданий.

      Следует отметить, что для осуществления социального облегчения не обязательно присутствие зрителей, достаточно присутствия других людей, выполняющих задание. Зайонц (1965) использовал теорию драйва, чтобы показать, что присутствие других людей повышает степень возбуждения исполнителя и что данное повышенное возбуждение повышает или вызывает доминирующую реакцию исполнителя (наиболее вероятный способ выполнения задания). При выполнении хорошо усвоенных или простых заданий (например,-поднятие туловища из положения лежа без помощи рук и ног) доминирующая реакция является правильной и повышенное возбуждение способствует физической активности. При выполнении более трудных или неусвоенных заданий (например, начинающий игрок в гольф учится выполнять подачу) присутствие других людей повышает степень возбуждения и вызывает чаще всего неправильную доминирующую реакцию. Таким образом, теория социального облегчения гласит, что присутствие других людей «тормозит» выполнение трудных или недостаточно хорошо усвоенных заданий и способствует выполнению легких или хорошо усвоенных.

      Согласно теории социального облегчения, присутствие других людей способствует выполнению простых или хорошо усвоенных заданий и отрицательно влияет на выполнение сложных или плохо усвоенных.

      Из этого следует, что при обучении новым элементам присутствие зрителей нежелательно. К примеру, если вы собираетесь со своими гимнастами разучить новый элемент, желательно это сделать без чьего-либо присутствия. Если же занимающимся предстоит выполнять простые или хорошо усвоенные элементы, можно пригласить зрителей.

      Теория драйва (социального облегчения) объясняет, каким образом присутствие других людей отрицательно влияет на физическую активность при изучении новых элементов, однако она недостаточно хорошо объясняет, как такое присутствие влияет на выполнение хорошо усвоенных элементов. Она гласит, что при повышении степени возбуждения пропорционально повышается физическая активность. Если бы это было действительно так, то можно было бы ожидать постоянного отличного выступления спортсменов высокого уровня на соревнованиях. Однако нервозность и растерянность встречаются и на самом высоком уровне. Поэтому мы можем сделать вывод, что при выполнении хорошо усвоенных элементов или навыков присутствие зрителей может иногда оказывать положительное влияние на физическую активность, а иногда — отрицательное.

      Гипотеза перевернутого U

      Разочаровавшись в теории драйва, большинство спортивных психологов обратились к гипотезе перевернутого U, чтобы объяснить взаимосвязь между состоянием возбуждения и физической активностью (Landers, Boutcher, 1986).

      Согласно этой гипотезе, при низких уровнях возбуждения показатели физической активности будут ниже (рис. 6.4). С увеличением уровня возбуждения будет повышаться и уровень физической активности — вплоть до определенного оптимального уровня, который характеризуется наивысшими результатами. Дальнейшее увеличение возбуждения приводит к снижению уровня физической активности. Итак, эта гипотеза представлена перевернутым U, которое отражает высокий уровень физической активности при оптимальном уровне возбуждения и сниженный уровень физической активности при более низкой или очень высокой степени возбуждения.

      Большинство спортсменов, тренеров и спортивных психологов принимают теорию перевернутого U. Тем не менее, в последнее время в ее адрес высказывается ряд критических замечаний (Hardy, 1990). Критики теории в частности, подвергают сомнению форму кривой возбуждения, где оптимальная степень возбуждения всегда приходится на середину континуума возбуждения. Критика в адрес этой теории стала одной из причин возникновения других гипотез.

      Зоны оптимального функционирования (ЗОФ) Ханина

      Юрий Ханин, известный русский спортивный психолог, предложил альтернативную гипотезу — зоны оптимального функционирования. Он обнаружил, что у каждого сильного спортсмена есть зона оптимального состояния тревоги, на которую приходятся лучшие результаты (1980, 1986). За пределами этой зоны демонстрируется низкий уровень физической активности.

      Его гипотеза отличается от гипотезы перевернутого U, во-первых, тем, что оптимальный уровень состояния тревоги не всегда приходится на середину континуума, а в значительной степени колеблется у разных людей. Иными словами, у одних спортсменов зона оптимального функционирования приходится на нижний конец континуума, у других — на середину, а у третьих — на верхний конец (рис. 6.5). Во-вторых, оптимальный уровень состояния тревоги не представляет единственную точку.

      Следовательно, тренеры и преподаватели должны помочь спортсменам выявить и достичь своих оптимальных зон состояния тревоги.

      Рис. 6.4. U-инвертированная взаимосвязь между возбуждением и физической активностью

      Теория разноуровневого беспокойства

      Гипотеза Ханина не позволяет определить, по-разному ли действуют на физическую активность компоненты состояния тревоги — когнитивный и соматический. Считается, что влияние на физическую активность неодинаковое, то есть физиологическое (соматическое) возбуждение и волнение (когнитивное возбуждение) оказывают различное воздействие на физическую активность.

      Согласно теории разноуровневой тревожности, когнитивное состояние тревоги (волнение) имеет отрицательную связь с физической активностью, то есть увеличение когнитивного состояния тревоги ведет к ухудшению физической активности. В то же время, согласно этой теории, соматическое состояние тревоги (проявляющееся физиологически) имеет U-инвертируемую связь с физической активностью. Увеличение соматической тревоги до определенного оптимального уровня повышает уровень физической активности. Дальнейшее повышение состояния тревоги ведет к снижению уровня физической активности.

      Следовательно, состояние тревоги является разноуровневым, и его два компонента по-разному влияют на уровень физической активности. Необходимо все же отметить, что положения этой теории не всегда находят подтверждение (Gould, Krane, 1992).

      Согласно модели «катастрофы», незначительное волнение, повышение возбуждения или соматического беспокойства связаны с физической активностью подобно перевернутому U. При большей степени волнения повышение возбуждения вызывает увеличение уровня физической активности до определенного оптимального порога, после которого дальнейшее увеличение степени возбуждения вызывает быстрое и резкое снижение уровня физической активности

      Модель катастрофы Харди

      Гипотеза катастрофы Харди представляет несколько иной подход к решению данной проблемы. В соответствии с этой гипотезой, физическая активность зависит от комплексного взаимодействия возбуждения и когнитивного беспокойства (Hardy, 1990). Модель катастрофы гласит, что физиологическое возбуждение связано с физической активностью подобно перевернутому U, но только тогда, когда спортсмен не испытывает волнения или имеет незначительное когнитивное состояние тревоги (рис. 6.6,

      а). При высоком когнитивном состоянии тревоги (спортсмен испытывает волнение) увеличение уровня возбуждения в определенный момент достигает своеобразного порога, как раз после точки оптимального уровня возбуждения. После этого происходит быстрое снижение уровня физической активности — «катастрофа» (рис. 6.6, б). Таким образом, возбуждение (соматическое беспокойство) может оказывать существенно различное воздействие в зависимости от величины когнитивного беспокойства. Более того, при значительном волнении, когда произошло перевозбуждение («катастрофа»), уровень физической активности резко снижается.

      В этом случае, чтобы снова достичь оптимального уровня функционирования, человек должен полностью расслабиться.

      Рис 6.6. Теория «катастрофы»: (а) взаимосвязь между уровнем возбуждения и физической активностью при низком когнитивном состоянии тревоги; (б) взаимосвязь между уровнем возбуждения и физической активностью при высоком когнитивном состоянии тревоги.

      Модель «катастрофы» получила неплохое научное подтверждение. С точки зрения практического применения, для достижения оптимального уровня физической активности недостаточно достижения идеального уровня возбуждения: необходимо также контролировать когнитивное состояние тревоги (волнение).

      Преимущество своего поля: миф или реальность?

      Один из способов воздействия зрителей на физическую активность и результаты спортсменов — оказание поддержки своей команде. Во многих командных видах спорта спортсмены сражаются на протяжении сезона, с тем чтобы проводить решающие встречи на своем поле при поддержке зрителей. Действительно ли команды выигрывают больше встреч дома, чем в гостях?

      Исследования показали, что команды действительно больше встреч выигрывают дома. Это особенно характерно для баскетбола и хоккея. Преимущество своего поля менее очевидно в футболе и бейсболе. Поскольку соревнования по баскетболу и хоккею проводятся в закрытых помещениях, то возможно, что более близкое расположение зрителей к игровой площадке и уровень шума, который они способны произвести в закрытых помещениях, повышают уровень физической деятельности спортсменов. Непрерывный ход хоккейных и баскетбольных поединков также облегчает эмоциональный настрой зрителей и тем самым играет определенную роль в мотивации и возбуждении игроков. Повышенный уровень эмоциональности зрителей отражается в повышенных уровнях шума и всплесках эмоций, таких как освистывание судей или тренеров соперников.

      Как свидетельствуют результаты последних исследований, преимущество своего поля может быть утрачено в играх чемпионата и сериях «плей-офф». Так, Баумайстер и Стейнхилбер (Baumeister, Steinhilber, 1984), анализируя серии бейсбольных чемпионатов с 1924 по 1982 гг., установили,что в серии, состоящей как минимум из 5 игр, хозяева победили в 60 % первых двух игр и только в 40 % — последних двух игр. А в 26 сериях, ведущих в финал, и в седьмом решающем матче хозяева победили только в 38 % игр. Подобный анализ был проведен и в баскетбольных соревнованиях. Хозяева победили в 70 % первых 4 матчей. Пятую и шестую игры хозяева выигрывали в 46 % случаев, а решающую седьмую — лишь в 38 %.

      Таким образом, «преимущество» своего поля превратилось в «недостаток» по мере увеличения значения игр и повышения давления на спортсменов. Чтобы определить, как и почему это произошло, был осуществлен анализ статистических данных игр. Как в баскетболе, так и в хоккее уровень выступления гостей оставался практически неизменным на протяжении всей серии матчей. В то же время хозяева поля значительно снижали уровень выступления по мере увеличения значимости игр, демонстрируя больше ошибок в бейсболе и больше промахов в баскетболе. В сущности хозяева «задыхались» под давлением со стороны болельщиков, вместо того чтобы «вдохнуть свежую струю». По мнению ученых, поддержка со стороны болельщиков может создать так называемое ожидание успеха. Это в свою очередь повышает самосознание спортсменов, вынуждая их слишком долго раздумывать, вместо того чтобы просто играть и действовать автоматически, как это присуще игрокам высокого уровня.

      Следует, однако, отметить, что за последние 10 лет в баскетболе ситуация изменилась. В частности, с 1984 по 1994 гг. хозяева площадки выиграли 18 подряд седьмых и решающих поединков во время встреч «плейофф» команд НБА. Вполне возможно, что тренеры и спортсмены научились снижать уровень самосознания и использовать эмоциональный подъем своих болельщиков для достижения успеха.

      Теория реверсивности

      Согласно теории реверсивности, применяемой Керр (Кегг, 1985), влияние возбуждения на физическую активность зависит в основном от того, как человек интерпретирует свой уровень возбуждения. Например, Джо может воспринимать (интерпретировать) значительное возбуждение как приятное, а Ян — как неприятное. Первый может рассматривать незначительное возбуждение как релаксацию, второй — как что-то надоедливое. Считают, что спортсмены способны быстро менять интерпретацию возбуждения. Так, спортсмен может воспринимать возбуждение как положительный фактор в течение 1 мин, а затем — как отрицательный.

      То, как спортсмен интерпретирует возбуждение, может повлиять на уровень его физической активности.

      По мнению Мартенса (Martens, 1987), интерпретация возбуждения как приятного или неприятного состояния является основой понимания его взаимоотношения со спортивной деятельностью. Если человек интерпретирует возбуждение положительно (так называемая положительная психическая энергия), его воздействие на физическую активность будет положительным. Если же возбуждение интерпретируется отрицательно (отрицательная психическая энергия), оно будет влиять отрицательно. Следовательно, имея высокий уровень положительной и низкий — отрицательной психической энергии, спортсмен должен показать хорошие результаты. Отметим, что наблюдения Мартенса основаны на практическом опыте работы со спортсменами.

      Значимость гипотез о взаимодействии уровня возбуждения и физической активности.

      Давайте суммируем, что мы можем взять для практической деятельности из приведенных выше гипотез и теорий о взаимодействии уровня возбуждения и физической активности.

      1. Возбуждение представляет собой многогранное явление, включающее как физиологическую активизацию, так и интерпретацию спортсменом этой активизации (например, состояние тревоги, уверенность). Мы должны помочь спортсменам и людям, занимающимся физической культурой, найти оптимальное сочетание этих эмоциональных факторов для достижения максимального уровня физической активности.
      2. Возбуждение и состояние тревоги не обязательно оказывают отрицательное влияние на уровень физической активности. Влияние может быть положительным или отрицательным в зависимости, главным образом, от того, как спортсмен интерпретирует изменение своего эмоционального состояния. Важную роль в том, чтобы повышенное возбуждение оказывало положительное воздействие на физическую активность, играет самооценка.
      3. Определенный оптимальный уровень возбуждения ведет к пику физической активности, однако оптимальные уровни физиологической активизации и возбуждающих мыслей (волнения) не обязательно совпадают.
      4. Модель «катастрофы» и теория реверсивности утверждают, что взаимодействие между уровнями физиологической активизации и возбуждающими мыслями играет более важную роль, чем их абсолютные уровни. Одни лучше выступают при относительно небольшом уровне оптимального возбуждения и состояния тревоги, другие — при более высоких уровнях.
      5. Оптимальный уровень возбуждения, по всей видимости, связан с пиком физической активности, однако маловероятно, чтобы этот уровень приходился на среднюю точку континуума возбуждения. Чрезмерное возбуждение вряд ли вызывает медленное, постепенное снижение уровня физической активности. Скорее всего это обусловлено «катастрофами».

      Почему возбуждение влияет на физическую активность?

      Если вы осознаете, почему возбуждение воздействует на физическую активность, то сможете его регулировать у себя и у других людей. К примеру, если повышенное возбуждение и состояние тревоги приводят к повышенному мышечному напряжению у Николь, то техника прогрессивной мышечной релаксации может помочь ей снизить состояние тревоги и улучшить физическую активность. В то же время стратегия мысленного контроля может оказаться более подходящей для Шейн, которой необходимо контролировать чрезмерное когнитивное состояние тревоги.

      Существует по меньшей мере два объяснения того, как повышенное возбуждение влияет на спортивную деятельность: (а) усиливая мышечное напряжение и нарушая координацию и (б) изменяя уровни внимания или его концентрации.

      Повышенное возбуждение и состояние тревоги приводят к повышению мышечного напряжения и могут оказывать отрицательное влияние на координацию.

      Мышечное напряжение и нарушение координации. Многие люди, испытывающие значительный стресс, отмечают при этом неприятные и болезненные ощущения в мышцах. Спортсмены, испытывающие в критических ситуациях высокие уровни состояния тревоги, часто жалуются: «Мое тело не слушалось меня», «Я чувствовал себя не так, как надо» или «Я ощущал перенапряжение». Не следует удивляться таким жалобам. Повышенное возбуждение и состояние тревоги повышают мышечное напряжение и могут отрицательно влиять на координацию.

      Например, было проведено наблюдение над учащимися колледжей с высоким и низким уровнями личностной тревожности при выполнении бросков теннисного мяча в цель. Как и предполагалось, у первых наблюдалось более высокое состояние тревоги (Weinberg, Hunt, 1976). Более того, электроэнцефалограммы, регистрирующие электрическую активность мышц, показали, что повышенное состояние тревоги вынуждало первых использовать больше мышечной энергии до, во время и после бросков.

      Следовательно, повышенное мышечное напряжение и затрудненная координация играют определенную роль в нарушении уровня физической активности.

      Изменения концентрации внимания. Нидеффер (Nideffer, 1976) выдвинул предположение, что повышенное возбуждение и состояние тревоги влияют на спортивную деятельность по средством изменений внимания и концентрации.

      Во-первых, повышенное возбуждение сужает поле внимания спортсмена (Landers, Wang, Courtet, 1985). Например, Джо, вратарю хоккейной команды, необходимо держать в широком, но оптимальном поле внимания трех игроков соперника, приближающихся к его воротам. Если он сконцентрирует все свое внимание только на Тиме, владеющем шайбой, и «забудет» о двух других хоккеистах, то Тим отдаст шайбу на фланг своему товарищу по команде, который без труда забьет ее в ворота. В нормальных условиях Джо способен поддержать оптимальный фокус внимания (рис. 6.7, а). Однако если он недостаточно возбужден (рис. 6.7, б), то его фокус внимания может оказаться слишком широким, то есть он будет видеть не только релевантные заданию (например, игроков соперников), но и нерелевантные (например, зрителей) объекты. В то же время при чрезмерных уровнях возбуждения и состояния тревоги фокус внимания Джо окажется настолько суженным, что он не сможет обозревать всю игровую площадку (рис. 6.7, в).

      Один из спортсменов, испытывающий значительные уровни тревожности, описал это так: «Когда напряжение матча возрастает, я как будто смотрю через отверстие в рулоне туалетной бумаги». С точки зрения психологии, повышенное возбуждение вызывает сужение поля внимания, что отрицательно сказывается на выполнении заданий, требующих широкого внешнего фокуса.

      При увеличении возбуждения у спортсменов также наблюдается тенденция реже анализировать игровую ситуацию. Например, борец Тони испытывает повышенное возбуждение и состояние тревоги. Он как бы «зацикливается» на том, чтобы выполнить один какой-то прием, и поэтому ни визуально, ни кинетически не может «отслеживать» положение тела соперника, чтобы выполнить какое-либо более подходящее в данный момент техническое действие. Результаты Тома снижаются, так как он плохо анализирует ситуацию и поэтому не замечает удобных моментов для выполнения действий.

      Возбуждение и состояние тревоги также вызывают изменения уровней внимания и концентрации, воздействуя на стиль внимания (Nideffer, 1976). Спортсмены должны научиться перемещать внимание на соответствующие заданию объекты (см. главу 18). К примеру, полузащитник в футболе должен перемещать внимание с широкого диапазона, высматривая открытых партнеров, к более узкому, когда отдает пас. Следует также отметить что для каждого человека характерен доминирующий тип внимания. Повышенное возбуждение может вынудить спортсмена использовать доминирующий тип внимания, который окажется непригодным при выполнении конкретного действия.

      И, наконец, повышенное возбуждение и состояние тревоги вынуждают спортсменов обращать внимание на посторонние объекты. Например, большинство спортсменов лучше всего применяют хорошо усвоенные навыки и умения при полной концентрации внимания на выполняемом задании. Не имея представления о своих уровнях концентрации, они выполняют действия автоматически (см. главу 18). К сожалению, чрезмерное когнитивное состояние тревоги вынуждает некоторых спортсменов концентрировать внимание на ненужных объектах, «волнуясь по поводу волнения», и чрезмерно контролировать себя.

      Возбуждение и состояние тревоги сужают поле внимания, затрудняют «отслеживание» окружающих условий и вынуждают использовать доминирующий стиль внимания, а также концентрировать внимание на ненужных объектах

      ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

      Теперь, когда мы узнали о возбуждении, стрессе и тревожности, можно использовать полученную информацию в практической деятельности. Для этого необходимо:

    • определить наиболее оптимальное сочетание эмоций, связанных с возбуждением, необходимое для обеспечения оптимальной физической активности;
    • выяснить, как взамодействие личностных и ситуационных факторов влияет на возбуждение, тревожность и физическую активность;
    • определить признаки повышенного возбуждения и тревожности у спортсменов и людей, занимающихся физической культурой;
    • учитывать индивидуальные особенности своих подопечных;
    • развивать уверенность в своих силах у спортсменов (учеников) с тем, чтобы помочь им справляться с повышенными стрессом и тревожностью.

    Определение наиболее оптимальных эмоций, связанных с возбуждением

    Один из наиболее эффективных способов помочь людям достичь наивысшего уровня физической подготовки состоит в том, чтобы объяснить им, как эмоции, связанные с возбуждением, могут привести к пику (см. главу 14). После этого использование различных психологических стратегий (например, идеомо-торные акты) может помочь спортсмену научиться управлять возбуждением. Рассматривайте возбуждение как эмоциональную температуру, а методы регуляции возбуждения — как тер- мостат. Цель спортсмена — определить оптимальную эмоциональную температуру для достижения наивысшего уровня физической активности, а затем научиться, как «устанавливать» свой термостат на эту температуру, повышая либо снижая эмоциональный «накал».

    Осознание взаимодействия личностных и ситуационных факторов

    Рассмотрение взаимодействия личностных и ситуационных факторов — лучший способ понимания и прогнозирования стресса и волнения (рис. 6.8). Например, многие люди ошибочно считают, что спортсмен с невысоким уровнем личностной тревожности будет всегда лучшим, поскольку он достигнет оптимального уровня состояния тревоги и возбуждения в ходе соревнования, и что спортсмен с высоким уровнем личностной тревожности будет постоянно проигрывать. Однако это не так.

    Когда значимость результата не очень велика и имеет место некоторая доля определенности, можно ожидать, что у пловца с высоким уровнем личностной тревожности усилится возбуждение и состояние тревоги, поскольку он предрасположен к восприятию большинства соревновательных ситуаций как некоторой угрозы. Вполне возможно, что он приблизится к своему оптимальному уровню возбуждения и состояния тревоги, а пловец с низким уровнем личностной тревожности может не воспринять соревновательную ситуацию как очень важную, поскольку он не ощущает угрозы. Следовательно, его уровень возбуждения и состояния тревоги останется низким, и ему трудно будет достичь оптимального уровня физической активности.

    В ситуации, когда соревнование имеет большую важность, а его результат во многом неопределенный, реакции обоих пловцов будут диаметрально противоположными. Пловец с высоким уровнем личностной тревожности воспримет ее как еще более важную, чем она есть на самом деле, и прореагирует на нее очень высокими уровнями возбуждения и состояния тревоги, превышающими оптимальные. В то же время пловец с низким уровнем личностной тревожности также испытает повышенное состояние тревоги. Однако поскольку он воспринимает соревновательные ситуации и социальную оценку как менее угрожающие, то его уровень состояния тревоги и возбуждения, по всей видимости, достигнет оптимального.

    Взаимодействие личностных и ситуационных факторов — более эффективный прогностический фактор возбуждения, состояния тревоги и уровня физической активности, чем учет этих факторов в отдельности.

    Рис.6.8. Модель тревожности

    Выявление признаков возбуждения и состояния тревоги Большое практическое значение имеет потребность выявления людей, испытывающих значительные стресс и волнение. Это не так легко сделать. Тренеры, к примеру,оказываются не совсем точными в определении уровней тревожности своих подопечных.

    Хенсон и Гуд (Hanson, Gould, 1988) установили, что лишь один из четырех тренеров колледжа правильно определял уровни состояния тревоги и личностной тревожности своих спортсменов. Тренеры, которые способны это сделать, считают такое задание непростым. Здесь требуется как можно лучше узнать своих подопечных.

    Вы можете довольно точно определить уровни тревожности человека на основании признаков и симптомов повышенного стресса и тревоги (табл. 6.3). У людей, испытывающих высокие уровни состояния тревоги, очень часто наблюдается несколько таких признаков или симптомов. Главная задача — обнаружить изменения этих переменных в стрессовых и нестрессовых ситуациях.

    Лучший способ понять, что люди ощущают,— просто спросить их. Добейтесь, чтобы подопечные могли свободно обговаривать с вами свои ощущения. Старайтесь смотреть на вещи их глазами. Это поможет ассоциировать определенные структуры поведения с различными уровнями стресса и тревожности, а также поможет лучше «читать» уровни тревожности ваших подопечных.

    Таблица 6.3. Признаки повышенного состояния тревоги и возбуждения

    bmsi.ru