Возрастная специфика стресса

Содержание:

Возраст и стресс

Стрессы «среднего возраста» …………………………………….……. 9

Стресс и пожилые люди ………………………………………….……. 11

Техники преодоления стресса …………………………………………. 13

Список использованной литературы ………………………………………..26

Ставшее в последнее время столь модным слово «стресс» пришло к нам из

английского языка и в переводе означает «нажим, давление, напряжение».

Энциклопедический словарь дает следующее толкование стресса: «Совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагополучных факторов (стрессоров)».

Психологическим стрессом называют состояние повышенного эмоционального напряжения. Возникает оно у человека в результате интеллектуальных и эмоциональных перегрузок.

Вообще стресс сопровождает нормального человека всю жизнь. Первый исследователь этого явления канадский физиолог Ганс Селье говорил: «Единственный способ убежать от стресса – это умереть». Стресс может быть и полезным – тогда он мобилизует человека, помогая справиться с ситуацией, и вредным – когда он скорее парализует волю к решению проблемы.

«Стресс – процесс, в ходе которого мы реагируем на определенные события, названные стрессорами, и квалифицируем их как угрозу для здоровья или как вызов» (Дэвид Майерс). Если мы воспринимаем стрессоры как вызов, они оказывают положительное влияние, заставляя нас мобилизовать свои силы для преодоления жизненных трудностей. Однако когда такие стрессоры бывают продолжительными и интенсивными, они негативно сказываются на нашем здоровье и постепенно вызывают физическое разрушение организма. Многочисленные научные эксперименты доказывают, что стресс может подавлять иммунную систему, делая человека более восприимчивым к инфекциям и различным формам онкологических заболеваний, и влиять на течение заболевания.

Практически каждый человек переживает в своей жизни сильные стрессовые ситуации. Оскорбления и обиды, потеря близких, катастрофы оставляют в душе долгие незаживающие раны. Особенно остро эти ситуации переживают дети.

Главное, что мы должны очень четко осознавать: стресс – это психологическая реакция на событие, а не само событие. Чем дольше копится негативная психическая энергия, тем больший вред она может причинить, истощая сопротивляемость нашей психики и тела. Однако всегда есть возможность это состояние изменить, поработать над собой и перейти от простой реактивности к осознанной ответственности, сломать стереотип поведения. Отвечать – значит подходить к делу творчески, действовать с умом, сознавать новые возможности. Отвечая, вы становитесь проактивным, а не реактивным. Вы становитесь полновластным хозяином своей жизни. Как правило, все наши психологические проблемы родом из детства, поэтому нам так трудно справляться с ними самостоятельно.

Цель данной работы – рассмотреть особенности стресса у людей различного возраста.

1. Рассмотреть особенности протекания стресса у детей;

2. Рассмотреть причины возникновения стресса у людей «среднего возраста»;

3. Изучить причины появления и особенности протекания стресса у пожилых людей;

4. Подобрать техники преодоления стресса в различном возрасте.

1. Ребенок и стресс

Стрессу подвержены все люди – и дети в том числе. Некоторые стрессовые ситуации одинаково тяжелы для взрослого и ребенка: потеря близкого человека, резкая перемена условий жизни и т. п. Есть ситуации, которые могут травмировать одного человека, другого оставить равнодушным. Например, тройка, полученная на экзамене. Выступление перед большой аудиторией для одного человека – огромное напряжение, негативные эмоции, другой испытывает подъем, энергетически заряжается.

Ребенок не всегда понимает и может выразить то, что с ним происходит, но симптомы избыточного стресса у детей примерно те же, что и у взрослых. Это снижение работоспособности, повышенная утомляемость, ухудшение памяти, головные и другие боли неясного происхождения. Повышенная раздражительность или постоянная подавленность, вспышки беспричинного гнева. Может нарушиться сон, проявляются незамеченные раньше страхи. Если у ребенка и раньше отмечались невротические явления (запинки в речи, энурез, тики и т. д.), под действием стрессовой ситуации они могут усилиться. Иногда спокойный до этого ребенок сигналит о накопившемся напряжении агрессивным поведением – может драться, отбирать у других детей игрушки. Или плачет чаще обычного и без видимых причин.

Есть и другие, более специфические симптомы. Некоторые дети, как и взрослые, в стрессовой ситуации могут отказываться от еды. Или, наоборот, успокаивают себя, поглощая беспрерывно еду, сладкое и т. д. Детское воровство иногда тоже результат стресса – например, неблагополучия в семье.

Какие ситуации вызывают у ребенка стресс?

Любые значительные, но естественные перемены в жизни. Например, поступление в детский сад или школу, появление младшего брата или сестры, переезд, смена школы, развод родителей, повторный брак родителей. Разумеется, разные дети одну и ту же ситуацию могут воспринимать по-разному. Некоторое девочки, например, остро переживают появление признаков созревания собственного организма – наступление менструаций. У других этот момент протекает более гладко.

Кризисные ситуации (совершенное над ребенком или на его глазах насилие, попадание в зону военного конфликта, акты терроризма, стихийное бедствие, лишившее семью дома, несчастный случай, болезнь или утрата близкого человека и т. д.). Важно помнить: маленького ребенка может травмировать и не слишком значительное с точки зрения взрослого событие – например, смерть любимой белой мышки.

Также это могут быть обычные жизненные ситуации, связанные с неизвестностью, или отрывом от семьи, или болью. Например, первая поездка в летний лагерь, посещение стоматолога или назначенные лечебные процедуры (уколы, зондирование желудка и др.), обследование в больнице, предстоящая операция. Но и радостные события в определенном возрасте могут послужить источником стресса. Для девочки-подростка, например, первое свидание или «выход в свет» – на дискотеку.

Кроме этого стрессорами для ребенка могут быть интенсивные умственные и эмоциональные нагрузки: школьные перегрузки, контрольные, экзамены, ситуации постоянного соперничества, конкуренции с другими детьми, информационные перегрузки (телевидение).

Сильнейшим стрессором является неблагополучная обстановка в семье (нелады между родителями, нарушенные отношения самого ребенка с родителями), напряженные отношения с одноклассниками, конфликты с учителями.

Очень часто, наряду с психологическим и эмоциональным, у детей наблюдается стресс травматический.

Это нормальная реакция на ненормальные (экстремальные) обстоятельства. К таким обстоятельствам относятся стихийные бедствия, технологические катастрофы, войны, межнациональные конфликты, любое насилие, потеря близких людей и т.д.

Наиболее распространенные посттравматические реакции у детей: навязчивые воспоминания о событии, повторяющиеся кошмары, игры на тему случившегося (в похороны, в землетрясение и т.д.), страх, что событие повторится.

Ребенок теряет интерес к жизни, может отмечаться замедление развития и временная утрата навыков (опрятности, речи и т.д.). Дети начинают хуже учиться, становятся конфликтными, агрессивными. Возникает чувство изоляции, ожидание скорой смерти.

Дети, пострадавшие от стихийных бедствий, могут до бесконечности играть в игры, которые со стороны кажутся чудовищными: в землетрясение, в похороны и т. п. Именно в процессе таких игр дети излечиваются. Даже если они не играют сами, психологи очень часто специально рекомендуют такую психотерапию. К сожалению, родителей эти игры пугают, и они запрещают их, не понимая, что таким образом выдают свои собственные страхи.

Большинство детей, пострадавших от технологических катастроф, живет в ожидании «конца света» и собственной смерти. В этом случае теряют смысл педагогические воздействия, рассчитанные на долгий срок. Зачем хорошо учиться, думать о будущей профессии, менять что-то в себе, если скоро умирать?

Дети, пострадавшие в национальных конфликтах, видели насилие, убийства, разрушения, становились жертвами насилия или даже участвовали в нем. Для них мир делится на своих и чужих. Чужих надо ненавидеть и бояться. Вырастая, эти дети несут в себе идеи национального превосходства и мщения.

Не менее тяжело детям, пострадавшим от случайного насильника. Это может быть физическое, сексуальное и психологическое насилие. Такой ребенок испытывает сильнейший стыд, отвращение к себе, чувство оскверненности. Он находится в жутком одиночестве, изоляции от других, благополучных детей, не способных его понять, он наедине со своими переживаниями.

Огромная проблема – отношение окружающих к травмированным бедой детям. Не надо думать, что жертвы насилия и несправедливости вызывают у окружающих только жалость и желание помочь. Распространенная реакция: «Сам (сама) виновата!» К тому же от них шарахаются в суеверном страхе, боясь заразиться несчастьем, бедой. Не случайно некоторые родители стараются скрыть случившееся с ребенком, не сообщая даже в милицию и тем более в школу.

Ребенок остается наедине со своими переживаниями. Он настолько низко себя ценит, что возможны и попытки самоубийства, и наркомания, и алкоголизм, и криминальное поведение.

Важно помочь такому ребенку вовремя преодолеть травматический опыт. Нельзя допустить, чтобы он закрепился в стойких личностных изменениях. Обязательно нужно показать ребенка психологу или психотерапевту. И, скорее всего, работа эта будет очень продолжительной.

Важно знать, как вести себя с детьми, переживающими подобный стресс.

У взрослого человека рано или поздно складываются свои способы реагирования на конфликты, свои способы борьбы с психическим напряжением. У ребенка такая защита против стресса еще не выработалась.

Что могут сделать родители?

Не так уж и мало:

— постараться услышать, как ребенок сигналит о своем напряжении;

— стараться уберечь от непосильных нагрузок;

— не пытаться оградить ребенка от всех стрессовых ситуации. Задача родителей заключается в другом – выпустить ребенка в жизнь как можно более стрессоустойчивым. И понимающим, где он может найти поддержку;

— оказывать поддержку и помощь в кризисных ситуациях. Знать, к какому специалисту можно обратиться за помощью (во многих регионах существуют кризисные службы помощи детям и подросткам, телефоны доверия, психологические консультации и другие виды помощи);

— маленькому ребенку помогите снять напряжение, давая ему ломать коробки, рвать пакеты и т. д. Детям постарше предложите физическую работу, требующую значительных усилий, длительную прогулку пешком;

— через какое-то время после печальных событий вы сможете говорить с ребенком об умершем человеке. Рассматривайте вместе семейные фотографии, вспоминайте о приятных событиях, связанных с ним;

— обратиться за профессиональной помощью (психотерапевта или психиатра), если ребенок полностью не способен управлять своим поведением в течение длительного времени; если вы наблюдаете у него полное отсутствие каких-либо проявлений чувств; отказ от еды, бессонница в течение длительного времени, галлюцинации; слишком затянувшееся острое переживание горя, сильные страхи.

— научить доступным способам снятия избыточного стресса. Надежные способы снятия стресса у большинства людей индивидуальны. Для кого-то это физическая разрядка, общение с природой или искусством, с близкими по духу людьми или наслаждение одиночеством, медитация. Помогите ребенку выбрать свои, индивидуальные способы избавления от чрезмерного эмоционального напряжения. Есть и специальные приемы немедленной самопомощи в стрессовых ситуациях. Это способы мышечной релаксации, дыхательные упражнения, вызывание зрительных образов и др.

works.doklad.ru

1.5. Возрастные особенности постстрессовых состояний

Считается, что изменения, развившиеся в нейроэндокринной системе в результате стресса, приводят к расстройствам регуляторных функций ЦНС. В результате формируется патологическая система, в которой, с одной стороны, происходят нарушения интегративного контроля ЦНС, с другой, изменения функционирования ряда внутренних органов, которые становятся органами-мишенями и периферическими звеньями данной патологической системы (Гусев Е.И., Крыжановский Г.Н., 2009). При этом важная роль в возникновении нейросоматической патологии принадлежит двум основным факторам — интенсивности и длительности воздействия стресс-факторов и ослаблению органной резистентности. Изучение соматической патологии у ветеранов боевых действий, страдающих ПТСР, выявило определенную этапность ее формирования и развития, связанную в основном с тремя моментами: а) с возрастом ветеранов, б) с периодом, прошедшим после окончания участия в боевых действиях, в) с процессами ускоренного старения ветеранов (Мякотных В.С., Торгашов М.Н., 2015). Сами же процессы ускоренного, патологического старения связаны с последствиями боевых травм, стрессами, алкогольной зависимостью не напрямую, а через нарастающие нарушения вегетативной, нейрогуморальной регуляции деятельности различных систем организма, в первую очередь, сердечно–сосудистой системы. Хорошо известно, например, что получение даже легкой боевой травмы головного мозга приводит к появлению стойких посттравматических изменений (Мякотных В.С., 2009), в том числе выраженных вегетативных расстройств, развитию раннего атеросклероза, артериальной гипертонии, недостаточности мозгового кровообращения (Шутов А.А., Шерман М.А., 2003; Мякотных В.С., Боровкова Т.А., 2009). Также обращает на себя внимание большая распространенность хронической боли у лиц, страдающих ПТСР (Мякотных В.С., Торгашов М.Н., 2015; Lew H.L., Otis J.D., Tun С. et al., 2009), что является следствием как дизрегуляторных процессов в ЦНС, так и последующего постепенного развития множественной соматической патологии (Одинак М.М., Живолупов М.М., Самарцев И.Н., 2009; Avdibegovic E., Delic A., Hadzibeganovic K., Selimbasic Z., 2010).

К сожалению, в большинстве современных исследований в силу их ориентации на узкую, монодисциплинарную научную проблематику, ограниченную рамками какой-либо определенной научной специальности, рассматриваются разрозненные, отдельные звенья патогенеза, клинических, социальных, психологических проявлений ПТСР, стресс-индуцированной соматической патологии и хронической боли у ветеранов боевых действий. При этом часто не учитываются возраст пациентов, продолжительность послевоенного периода и многие другие значимые факторы. Именно в связи с необходимостью изучения стресс-индуцированных расстройств с позиций возрастных особенностей и с учетом продолжительности послевоенного периода нами проведено исследование динамики последствий боевого стресса, ПТСР, хронических болевых синдромов, стресс-индуцированных заболеваний по отношению к возрасту пострадавших и продолжительности послевоенного периода.

Оценка степени выраженности боевого стресса производилась по 5-балльной авторской шкале (Мякотных В.С., Торгашов М.Н., 2015), а степень интенсивности ПТСР — согласно критериям ОТС. Все симптомы ПТСР коррелировали с его интенсивностью в целом, но наибольшее значение имели симптомы гиперактивации: раздражительность, нарушение сна, аддиктивное поведение.

Психологическая оценка и восприятие бывшего, в том числе давнего, боевого стресса в определенной степени зависела от возраста ветерана в период его обследования (рис. 2) и от продолжительности времени, прошедшего с момента воздействия стресс-фактора (табл. 12).

Рис. 2. Выраженность боевого стресса (БС) в зависимости от возраста.

Таблица 12. Интенсивность боевого стресса в зависимости от разных вариантов стресс-факторов и продолжительности послевоенного периода

www.medlinks.ru

Возрастные особенности реакции на стресс ВозрастЭмоцииКогницииЛичностьПоведение Все Страхи Беспредметная тревожность Нарушение эмоциональной стабильности. — презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемpsyrazv.susu.ac.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » Возрастные особенности реакции на стресс ВозрастЭмоцииКогницииЛичностьПоведение Все Страхи Беспредметная тревожность Нарушение эмоциональной стабильности.» — Транскрипт:

1 Возрастные особенности реакции на стресс ВозрастЭмоцииКогницииЛичностьПоведение Все Страхи Беспредметная тревожность Нарушение эмоциональной стабильности Потеря эмоционального контроля Испуг от сильных эмоций, которые они испытывают Изменяется восприятие мира ( мир небезопасен, не такой, как был раньше ) Изменение представления о взрослом, потеря доверия к взрослому Снижение самооценки Исчезает чувство уверенности в себе и в близких людях Пересмотр приоритетов Регрессия на более ранние поведенческие стадии Изменения в ведущей деятельности Изменения режима питания и сна Жалобы на плохое самочувствие

2 Раннее детство (1-3 года ) ВозрастЭмоцииКогницииПоведение ССР : Совместная деятельность со взрослым ВД : предметно — манипулятивная ОН : выделение своего Я, речь, ходьба, навыки обращения с предметами Плач Недифференциро ванная тревога, страхи Страх посторонних Временные нарушения речи Отрывочные воспоминания Возрастной регресс ( могут перестать ходить и говорить ) Повторяющиеся действия Двигательное возбуждение или заторможенность Нарушения сна, аппетита

3 Дошкольное детство (3-6 лет ) ВозрастЭмоцииКогницииПоведение ВД : игра ССР : поиск места в мире взрослых через игру ОН : произвольность, самооценка, иерархия мотивов, этические комплексы Мышление : эгоцентризм, « магическое мышление », « буквализм ». Развитые воображение и память. беспричинный плач, страхи ( страх сепарации с родителями, боязнь незнакомых людей ) раздражительн ость чувство вины, стыда искаженное представление о причинах случившегося буквальное восприятие события и причин ориентируются на отношение к событию взрослых, на их интерпретацию речевые нарушения, трудности концентрации внимания изменение игровой деятельности нарушения общения энурез, утрата имеющихся навыков, непослушание, гиперактивность и агрессия, отстранение, подавленность, неподвижность потребность рассказывать о событии изменения режима питания и сна ( страшные сновидения ), жалобы на необъяснимые боли.

4 Младшие школьники (7-11 лет ) ВозрастЭмоцииКогницииПоведение ССР : я – ученик ВД : учебная ОН : произвольность, внутренний план действий Память и восприятие опосредованы мышлением плач страхи : страх сепарации с родителями, страх школы и др. чувство вины, чувство обиды, чувство неприязни к людям трудности концентрации внимания и запоминания нарушения в познавательной сфере, нарушение учебной деятельности, сами интерпретируют события, может быть искаженное понимание причин события все время думает о плохих вещах в будущем страшные сны, бессонница или чрезмерная сонливость, ночной энурез, нарушения аппетита расстройство самочувствия без видимых причин агрессивность очень замкнут, спокоен, чрезмерно послушен подавленность и безразличие суетливость и неспособность завершить начатое дело проблемы в учебе и общении сужается круг интересов

5 Подростки (11-17 лет ) ВозрастЭмоцииКогницииЛичностьПоведение ССР : уже не ребенок, еще не взрослый ВД : общение со сверстниками ОН : чувство взрослости ; личностная рефлексия Половое созревание капризность и частые колебания настроения эмоциональ ное оцепенение депрессия низкий эмоциональн ый контроль чувства стыда и обиды трудности концентрации внимания, невозможность сосредоточить ся обсуждают детали события способны правильно понять причины событий и проинтерпрети ровать их поиск новой идентификации, переоценка ценностей функциональные расстройства самочувствия сильная подавленность, отсутствие реакций самоизоляция от окружающих, негативизм и протестные реакции подражание окружающим, зависимость от них импульсивность и агрессивность антисоциальное поведение, неадаптивные формы совладения со стрессом

6 Психологическая поддержка родителей : принципы 1. Работа должна быть направлена на актуальные события и переживания, которые есть сейчас 2. Встреча должна иметь четкую структуру. Важно, чтобы психолог в начале разговора обозначил временные границы и последовательность работы 3. Следует отделять исторический опыт от актуального и воздерживаться от обращения к нему 4. Если родитель говорит о личностных особенностях ( своих или ребенка ), следует переключить его внимание на то, как они проявляются в конкретной ситуации 5. Важно поддерживать чувства компетентности, уверенности в своих силах, безопасности

7 Психологическая поддержка родителей : этапы 1. Выслушивание, помощь в отреагировании чувств 2. Сбор информации, структурирование опыта 3. Психоэмоциональная поддержка и информирование 4. Обнаружение внутренних ресурсов, на которые можно опираться

www.myshared.ru

Автореферат и диссертация по медицине (14.00.25) на тему: Возрастные особенности энергопротекторного действия митохондриальных субстратов при комплексном воздействии стресса и интоксикации

Автореферат диссертации по медицине на тему Возрастные особенности энергопротекторного действия митохондриальных субстратов при комплексном воздействии стресса и интоксикации

На правах рукописи

ВАСИЛЬЕВ КОНСТАНТИН ЮРЬЕВИЧ

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭНЕРГОПЮТЕКТОРНОГО ДЕЙСТВИЯ МИТОХОНДРИАЛЬНЫХ СУБСТРАТОВ ПРИ КОМПЛЕКСНОМ ВОЗДЕЙСТВИИ СТРЕССА И ИНТОКСИКАЦИИ

14.00.25 — фармакология, клиническая фармакология

диссертации на соискание ученой степени кандидата биологических наук

Работа выполнена в ГУ НИИ фармакологии Томского научного центра СО РАМН

Научный руководитель: доктор медицинских наук,

профессор Хазанов Вениамин Абрамович

Официальные оппоненты: доктор медицинских наук,

профессор Венгеровский Александр Исаакович

кандидат медицинских наук Зюзьков Глеб Николаевич

Ведущее учреждение: Алтайский государственный медицинский университет

Защита состоится «_»_2005 года в_часов

на заседании диссертационного совета Д 001.031.01 при ГУ НИИ фармакологии Томского научного центра СО РАМН по адресу: 634028, г. Томск, пр. Ленина, 3.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГУ НИИ фармакологии Томского научного центра СО РАМН.

Автореферат разослан« 14 » UÜ-QAQt 2005 года

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат биологических наук Амосова E.H.

Актуальность проблемы. Существенное возрастание доли пожилых людей в населении развитых стран сопровождается увеличением смертности от основных болезней старческого возраста — заболеваний сердечно-сосудистой системы, злокачественных новообразований, нейродегенеративных процессов, снижения сопротивляемости к инфекции, сахарного диабета [Анисимов В.Н., 2000; Дильман В.М, 1987; Шабалин В.Н., 2003]. Поэтому разработанная в 2001 году Организацией объединенных наций концепция здорового старения отнесена к наиболее приоритетным направлениям медицины. Старение человека принято рассматривать как естественный физиологический процесс. Вместе с тем есть данные, согласно которым физиологическое старение наблюдается у 3 — 6% человеческой популяции, в остальных случаях наблюдается ускоренное старение [Зайчик АЛЛ, Чурилов Л.П., 1999; Практическая гериатрия, 1995]. Существующие в современной литературе концепции старения не объясняют его феномен [Дильман В.М., 1978; Фролькис В В., 1988; Анисимов В.Н., Соловьев М.В., 1999]. Механизмы ускоренного старения изучены в большей степени, что дает основание для патогенетически обоснованной разработки средств его ограничения [Колосова Н.Г. и др., 2001; СЬегаэкт Е. ег а1„ 1996; Бобырев В.К., 1989; Зенков Н.К. и др., 2001; Меныцикова Е.Б. и др., 2001; Загоскин П.П., Хватова Е.М., 2002; Меерсон Ф.З., 1972]. Известны факторы, способствующие преждевременному старению. Прежде всего, это стрессорные, токсические и избыточные информационные воздействия, широко действующие на человека современного общества [Арчаков А.И., 1975, Селье Г., 1979; Меерсон Ф.З., 1972; Гаркави Л.Х. и др., 1998; Кулинский В.И., 1999; Голиков С.Н. и др., 1986].

В НИИ фармакологии ТНЦ СО РАМН в результате многолетних исследований выдвинута концепция взаимосвязи нарушений систем образования энергии и, в частности, быстрого метаболического кластера митохондрий и развития главных неинфекционных заболеваний и преждевременного старения организма [Хазанов В.А., 1992,1993, 2001,2002,2003]. Общие механизмы развития главных неинфекционных заболеваний человека и преждевременного старения с позиции биоэнергетической фармакологии, предполагают единый фармакологический подход для их коррекции [Хазанов В.А., 2004].

Ранее нами показано, что любое патогенное воздействие (физические перегрузки, гипоксия, ишемия, судороги, стресс, интоксикация) приводит, помимо специфических реакций, к стереотипному изменению энергетического обмена митохондрий, проявляющемуся в виде развития процессов, характерных для стадии тревоги, резистентности и истощения общего адаптационного синдрома [Селье Г., 1979; Хазанов В.А., 1993, 2003; Хазанов В.А., Васильев К.Ю., 2003; Хазанов В.А., Зимина Т.А., 1987; Хазанов В. А. и др., 1986,1999а].

Данные литературы относительно возрастных особенностей реакции системы энергопродукции на комплексное воздействие патогенных факторов ограничены, при этом есть сведения о различной возрастной реактивности митохондрий [Хазанов В.А, 1993; Загоскин П.П., Хватова Е.М., 2002; Скулачев

ВП, 1999, 2000; Нарциссов Р.П, 1999] гТТпмш и». 2,3«* АДФ 1,02«

ЯКи Г, доксорубицин

50 100 150 200 250 300 350 400 450 500 550 время фосфорилирования АДФ, сак

Рис. 2. Влияние янтарной и глугаминовой кислот на параметры дыхательной активности митохондрий печени молодых (А) и стареющих мышей (Б), получавших доксорубицин. Примечание (*) — различия достоверны по сравнению с показателем контроля или стареющих мышей; (#) — различия достоверны по сравнению с показателем групп мышей, получавших доксорубицин, при р » ‘ 1.М

ЯКи Г, ви- иэониээцд

ЯКи Г, иэонмаэид

200 250 300 350 ■рмя фосфорнгмроажия АДФ, с«

ЯКи Г, иэониазнд

150 200 250 300 350 400 ■рмм фосфорилярования АДФ, ск

Рис. 3. Влияние янтарной и плутаминовой кислот на параметры дыхательной активности митохондрий печени молодых (А) и стареющих мышей (Б), получавших издниазид. Примечание. (*) — различия достоверны по сравнению с показателем контроля или стареющих мышей; (#) — различия достоверны по сравнению с показателем группы мышей, получавшей изониазнд, при р »3,77*

150 200 260 300 380 400 время фосформтроааиия АДФ, сек

200 250 300 350 время фосфоритрования АДФ, сек

Рис. 4. Влияние янтарной и глугаминовой кислот на параметры дыхательной активности митохондрий печени молодых (А) и стареющих мышей (Б), подвергнутых стрессу. Примечание. (*) — различия достоверны по сравнению с показателем контроля или стареющих мышей; (#) — различия достоверны по сравнению с показателем стрессированных мышей, при р ■ М’«

ЯКи Г, стресс н иэониаэид

150 200 250 МО 350 время фосффилиропния АДФ, см

-=г и»- ЯК и Г, стресс

и юотнвид сгрмс _

стресс и иэониаэид

АДФ/О « г 35 АДФЮ >2^9

ЯК и Г, стресс _ И ДОКСОрубИЦИ!

стресс и «»»»»«»•доксорубимин

crp.cc и ЯК и Г, стросс доксорубиции идоксорубицин

0 50 100 150 200 250 300 350 400 450 500 550 время фосформирования АДФ, сек

Рис. 6. Влияние янтарной и глутаминовой кислот на параметры дыхательной активности митохондрий печени молодых (А) и стареющих мышей (Б), подвергнутых стрессу после курса доксорубицина

Примечание. (*) — различия достоверны по сравнению с показателем контроля или стареющих мышей; (#) — различия достоверны по сравнению с показателем групп мышей, подвергнутых стрессу после курса доксорубицина, при р<0,05.

У молодых половозрелых мышей, получавших изониазид, ЯК и Г способствуют увеличению скорости окисления сукцината митохондриями и уменьшению величины АДФ/О, уменьшению скорости утилизации кислорода при окислении НАД-ЗС; при этом увеличивается окисление ЭЯК. Это говорит о проло-гировании активности сукцинат- и НАД-зависимых процессов в митохондриях посредством поддержания функционирования реакций быстрого метаболического кластера цикла Кребса, и пролонгировании состояния резистентности системы энергопродукции печени (рис. 3).

ЯК и Г проявили себя эффективными антиоксидантными средствами. У животных, защищенных митохондриальными субстратами, наблюдали снижение образования липидоперекисей в печени при интоксикации изониазидом или доксорубицином. Механизм аншоксидантного действия применяемой комбинации митохондриальных субстратов связан с активацией митохондриалъных процессов. Ранее показано нормализующее действие ЯК на разнообразных моделях патологических состояний, а также в клинике [Коваленко A.JI. и др., 2002; Кондрашова М.Н., 1989а,б, 1991, 2002; Ивницкий Ю.Ю и др., 1998, Вы-сочина И.В. и др., 1996; Козырева Е.В., 1996; Гаркави Л.Х., Квакина Е.Б., 1996]. Действие Г в основном связано с усилением в организме механизмов, обеспечивающих продукцию ЭЯК и путей, способствующих образованию этого субстрата в митохондриях [Генкин А.М. и др., 1975; Раевский К.С., Георгиев В.П., 1988; Розанов В.А., 1989; Волков МС. и др., 1975;МаевскийЕ.И., 1971].

Профилактическое введение ЯК и Г стареющим мышам до изониазида уменьшает признаки низкоэнергетического сдвига в митохондриях, увеличивает скорость дыхания V3 при окислении сукцината и восстанавливает нормальную реакцию митохондрий па активаторы СДГ, возвращает скорость дыхания состояния отдыха V^ к исходной величине, снижает значение АДФ/О, уменьшает время фосфорилирования АДФ, нормализует кинетические параметры дыхания митохондрий (рис. 3). Изменения указывают на сохранение резистентного состояния системы энергопродукции у стареющих животных, защищенных комбинацией ЯК и Г до токсического воздействия изониазида.

Применение ЯК и Г у стареющих мышей, подвергнутых действию доксо-рубицина, приводило к восстановлению функционирования сукцинат- и НАД-зависимьгх процессов энергопродукции, реакции быстрого метаболического кластера цикла трикарбоновых кислот, снижению ингибирования СДГ (рис. 2). Введение животным ЯК и Г препятствует развитию стадии истощения общего адаптационного синдрома в митохондриях и каскаду патологических реакций, пролонгируя резистентное состояние системы энергопродукции печени. Таким образом, можно утверждать о наличии у смеси ЯК и Г выраженного антитоксического эффекта, проявленного как у молодых, так и у и стареющих животных.

У стареющих стрессированных мышей ЯК и Г проявили нормализующее действие, о чем свидетельствует отсутствие гибели животных в исследуемой группе и нормализация показателей функционального состояния митохондрий Так, активаторы СДГ in vitro выявили тенденцию к устранению ингибирования фермента, а уменьшение скорости дыхания митохондрий печени относительно животных, подвергнутых стрессу при увеличении величин АДФ/О свидетель-

ствует о повышении вклада в энергопродукцию НАД-ЗС [Кондрашова М.Н и др., 1987] (рис 4). Изменения указывают на сохранение резистентности энергопродукции печени стареющих стрессироваиных мышей под действием Ж и Г и проявлении у субстратов стресс протекторных свойств При комплексном воздействии стресса и изониазида у стареющих мышей смесь ЯК и Г оказывает частичное протекторное действие, на что указывает снижение гибели животных в исследуемой группе с 40% до 10% Ж и Г восстанавливают нормальную реакцию митохондрий на активаторы СДГ, нормализуют кинетические характеристики сукцинатзависимого дыхания (уменьшение времени фосфорилирова-ния и АДФ/О) и реакцию митохондрий на ингибитор СДГ малонат, однако способствуют ингибированию окисления НАД-ЗС (рис. 6). Неоднозначное действие Ж и Г, видимо, объясняется массивным т-СДГ оксалоацетатом (гиперактивное напряженное состояние митохондрий) [Кондрашова М.Н., 2002; Кондратом М.Н. и др., 1987], что указывает на целесообразность применения в этом случае более сильных активаторов СДГ.

Смесь Ж и Г при профилактическом введении стареющим мышам до комплексного воздействия стресса и доксорубицина проявила защитное действие, что отмечалось по устранению гибели животных в исследуемой группе и частичной нормализации параметров функциональной активности митохондрий (рис. 6) Так, митохондриальные субстраты, хотя и не устраняли полностью нарушения биоэнергетики печени, однако, способствовали оптимизации работы сукцинатзависимого звена энергопродукции и метаболизма ЭЖ, что обеспечивало компенсацию в системе энергопродукции печени и предотвращало гибель животных.

Таким образом, нами изучены возрастные ответные реакции системы энергопродукции на раздельное и комплексное воздействие патогенных факторов — стресса и интоксикации лекарственными препаратами изониазидом и доксорубицином Показано, что используемые нами патологические воздействия приводят к ответным реакциям в системе энергопродукции преимущественно с формированием стадий активации или резистентности у молодых половозрелых животных; и к нарушению энергетического обмена у стареющих животных — развитию стадии истощения общего адаптационного синдрома.

Исследование подтвердило выдвинутую ранее гипотезу суммации нагрузки на уровне системы энергопродукции воздействий, испытываемых другими системами обеспечения гомеостаза. В результате работы установлено, что возрастные сдвиги функционального состояния митохондрий можно сопоставить с изменениями, наблюдаемыми при переходе от состояния резистентности к истощению адаптивных возможностей системы энергопродукции.

Установлено, что фармакологическое воздействие метаболитов цикла Кребса на систему энергопродукции печени и организма нормализует параметры функционирования деэнергизованпых органелл при экстремальных воздействиях у молодых половозрелых и стареющих мышей. Определено, что фармакологическое воздействие на энергетический обмен стареющего организма должно быть направлено на поддержание состояния резистентности быстрого метаболического кластера митохондрий либо его реактивацию.

В результате работы выявлено, что митохондриалыше субстраты ЯК и Г при приеме внутрь способны пролонгировать активность реакций быстрого метаболического кластера митохондрий при стрессе и интоксикации у молодых половозрелых и стареющих животных, что позволяет рекомендовать их применение в подобной ситуации с целью нормализации энергетического обмена и окислительно-восстановительных процессов в организме.

1. Резистентное состояние митохондрий печени стареющих интактных мышей характеризуется снижением метаболического контроля дыхания и разобщением окислительного фосфорилирования, увеличением активности реакций быстрого метаболического кластера относительно органелл молодых половозрелых животных.

2. Иммобилизационный стресс, токсиканты изониазид и доксорубицин у стареющих мышей вызывают ингибирование сукцинат- и НАД-зависимых процессов энергопродукции, реакций быстрого метаболического кластера, разобщение окислительного фосфорилирования, формируют переход системы энергопродукции печени от стадии резистентности в стадию истощения.

3 Возрастающая нагрузка на системы биотрансформации и детоксикации у молодых половозрелых мышей при комплексном воздействии иммобилиза-ционного стресса и лекарственных токсикантов изониазида и доксорубицина приводит к суммации воздействия на уровне системы энергопродукции печени с переходом от стадий активации и резистентности к истощению адаптивных ресурсов органелл. У стареющих мышей изменения носят более выраженный негативный характер, вызывают переход системы энергопродукции печени к состоянию декомпенсации и увеличение гибели животных.

4. Комбинация янтарной и глутаминовой кислот нормализует энергетический обмен и окислительно-восстановительный гомеостаз печени у стареющих интактных мышей, проявляет геропротекторный эффект. У молодых половозрелых мышей, подвергнутых действию иммобилизационного стресса, доксорубицина или изониазида, субстраты способствуют пролонгированию состояния резистентности митохондрий печени, проявляют антитоксическое и стресспро-текторнос действие. У стареющих мышей в этих условиях субстраты препятствуют развитию стадий истощения на уровне митохондрий и каскаду патологических реакций, сохраняют резистентное состояние системы энергопродукции печени.

5. Смесь янтарной и глутаминовой кислот у молодых половозрелых мышей при комплексном воздействии стресса и доксорубицина или изониазида проявляет энергопротекторное действие, что выражается в восстановлении функций деэнергизо ванных органелл, реактивации быстрого метаболического кластера, пролонгировании состояния резистентности митохондрий. У стареющих мышей действие препаратов менее выражено.

Список работ, опубликованных по теме диссертации

I. Регуляторные эффекты серотонина и субстратов окисления митохондрий на систему энергопродукции // Настоящее и будущее высокотехнологичной медицины. Мат. Всерос. конф — Ленинск-Кузнецкий, 2002 — С. 324 — 325. (со-авт. В.А. Хазанов).

2 Фармакологическое обоснование применения регуляторов энергетического обмена в геронтологии // Альманах НИИ геронтологии — Вьга 2. — 2003. -С. 34 — 38. (соавг. В А Хазанов).

3. Профилактика нарушения энергетического обмена в эксперименте при сочетанной нагрузке / Многопрофильная больница: пробл. и решения. Мат. конф. — Ленинск-Кузнецкий, 2003. — С 336 — 337. (соавт. Р В. Гурто, АЮ. Диш, Ю.Г. Зелепукина, В.А Хазанов).

4. Оптимизация фармакотерапии с учетом состояния системы энергопродукции и фармакокинетики лекарственных средств / Многопрофильная больница пробл и решения. Мат конф. — Ленинск-Кузнецкий, 2003 — С. 354 — 355. (соавт. А.Ю. Диш, Р.В. Гурто, Ю.Г. Зелепукина, В.А Хазанов).

5. Профилактика митохондриальных нарушений регуляторами энергетического обмена при сочетанной нагрузке стресса и интоксикации на фоне старения / Актуальные проблемы фармакологии. Мат. конф. — Томск, 2004. — С. 41 -43.

6. Профилактика митохондриальных нарушений регуляторами энергетического обмена при старении, иммобилизационном стрессе и интоксикации изониазидом / Регуляторы энергетического обмена. Клинико-фармакологаческие аспекты. Мат. симп. Под ред. Хазанова В.А — Томск, Изд-во Том. ун-та, 2004. — С. 126 — 133. (соавт. В.А Хазанов).

7. Гепатопротекторные свойства регуляторов энергетического обмена при сочетанном воздействии стресса и интоксикации / Интенсивная медицинская помощь: пробл. и решения Шт. конф. — Ленинск-Кузнецкий, 2004. (соавт. Р.В. Гурто, Н.Б. Смирнова, В.А Хазанов).

8. Геропротекторные, стрессмодулируюгцие и антитоксические эффекты регуляторов энергетического обмена в эксперименте / Общество, государство, медицина — для пожилых людей и инвалидов. Мат. Всерос. конф. — М, 2004 (соавт. В. А. Хазанов).

9. Фармакокинетика капгоприла и состояние системы энергопродукции / Регуляторы энергетического обмена. Клинико-фармакологические аспекты Мат. симп. Под ред. Хазанова В.А. — Томск, Изд-во Том. ун-та, 2004. — С. 119126. (соавт АЮ. Диш, Р.В. Гурто, В.А Хазанов).

10. Влияние нормобарической гиперкапнической гипоксии на систему энергопродукции митохондрий печени мышей в эксперименте / Компенсаторно-приспособительные процессы: фундаментальные, экологические и клинические аспект. Мат. конф. — Новосибирск, 2004. — С. 23 — 24. (соавт Р В. Гурто, АЮ. Диш, В.А. Хазанов).

II. Коррекция нарушений энергетического обмена печени регуляторами энергетического обмена при сочетанном воздействии стресса и интоксикации / Компенсаторно-приспособительные процессы: фундаментальные, экологиче-

ские и клинические аспекты Мат. конф. — Новосибирск, 2004. — С. 329 — 330. (соавт. В. А. Хазанов).

12. Янтарь-кардио и триметазидин, две стратегии кардиопротекции / Регуляторы энергетического обмена. Клинико-фармакологические аспекты. Мат. симп. — Томск, 2005. — С. 128 — 134 (соавт. НБ Смирнова, С.В Ильюшенко, В.А. Хазанов).

13. Влияние церебронорма на окислительное фосфорщщроватгие и пере-кисное окисление липидов в головном мозге крыс при гшюксии / Регуляторы энергет. обмена Клинико-фармакологические аспекты. Мат симп. — Томск, 2005 — С. 138 -144. (соавт. В.А. Хазанов).

14. Возрастные особенности гепатопротекторного действия митохондри-альных субстратов при стрессе и интоксикации // Бюлл. экспер биол мед. -2005. — Приложение 1. — С. 54 — 60 (соавт. В.А Хазанов).

РНБ Русский фонд

Тираж 85. Заказ 748. Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники. 634050, г. Томск, пр. Ленина, 40.

medical-diss.com