Все разновидности аутизма

Синдром отказа, процессуальный аутизм и атипичный детский психоз представлены ниже.

1) Психогенный аутизм. Синонимы: депривационный аутизм, экзогенный аутизм, реакция отказа, реакция на сепарацию, синдром сепарации с матерью. Расстройство впервые описал G. Nissen (1975) под названием «психогенный парааутизм» у детей 3–4 лет, лишенных матери и воспитывающихся в детском доме (Башина В.М., 2012).

У детей-сирот, особенно пребывающих в доме младенца с рождения, постепенно формируются безучастность, апатия, пассивность, наблюдаются плаксивость, страхи, бедность и однообразие позитивных эмоциональных проявлений, а также отсутствие живой реакции на зов, новых людей и смену обстановки. Пациенты предпочитают однообразные игры манипулятивного характера, играют молча и в одиночку. Инициативы детей к игре, общению, другим занятиям быстро истощаются. Дети обычно астенизированы. Часто наблюдаются стереотипии поведения (сосание пальца и др.).

Периоды бесцельного однообразного возбуждения в виде бега, иногда по кругу и в одну какую-то сторону, сменяются бездействием, в котором пациенты принимают характерные позы: они съеживаются, опускают голову, приводят руки к груди или закрывают ладонями лицо; взгляд при этом отрешен и обращен как бы внутрь себя. Наблюдаются разнообразные соматовегетативные нарушения: снижение веса, плохой аппетит, расстройства со стороны ЖКТ, нарушения терморегуляции и др., а также психосоматические расстройства (нейродерматит, аллергические реакции, экзема). В связи с психогенным или иным иммунодефицитом дети часто болеют простудными и инфекционными заболеваниями, при этом болезни протекают тяжело и приобретают хронический характер.

У 75–80% пациентов выявляется задержка интеллектуального развития. В благоприятных условиях воспитания и обучения они показывают более высокие показатели умственного и эмоционального развития, нежели дети с синдромом Каннера и умственно отсталые.

Терапия. Единственный шанс на спасение таких детей – благополучная в психическом и нравственном отношении приемная семья, исход бывает тем лучше, чем раньше ребенок попадает в хорошие руки.

Катамнез. К 6–8 годам проявления аутизма сглаживаются или нивелируются. В большинстве случаев формируется особый дефицитарный тип личности со снижением просоциальной мотивации поведения и часто с задержкой умственного развития.

2) Детский аутизм процессуальный (ДАП). Имеется в виду, указывает В.М. Башина (2012), психоз, начинающийся в раннем детстве (0–3 года жизни). Началу психоза предшествует нормальное, искаженное или задержанное развитие. Провоцировать начало ДАП могут психогения, соматогения, он может развиться и аутохтонно, без видимых внешних причин.

Болезнь дебютирует вялостью, отрешенностью, аутизмом, которые перемежаются с симптомами кататонического возбуждения (гримасничание, кривляние, прыжки, манежный бег, вычурные позы, атетозоподобные движения кистями, пальцами, манерная походка, хождение боком, с выпрямленными в коленях ногами, карабкание на высоту, импульсивные действия и т. п.). Указанные моторные акты носят стереотипный характер, что рассматривается как возможное проявление дисфункции стриопаллидарной системы, других подкорковых структур. Выявляются также признаки активного и пассивного негативизма: ребенок отказывается есть, отвечать на вопросы, отталкивает игрушки, вырывается из рук матери. В поведении выявляются также признаки амбивалентности, когда, например, ребенок обнимает мать и в то же время кусает ее.

Нарушается речь. Ребенок может неожиданно закричать, произносить невнятные горловые звуки, нередко возникает мутизм или пациент громко разговаривает, ни к кому конкретно не обращаясь (коллективный монолог).

Длительность психоза составляет до 38 месяцев. На отдаленных этапах процесса двигательное возбуждение сменяется проявлениями гиперактивности, колебаниями настроения. Постепенно возвращаются аппетит, интерес к отдельным игрушкам, частично восстанавливается коммуникативная речь, хотя сохраняются элементы стереотипии движений. Частично восстанавливается интерес к происходящему, общению со сверстниками. Периодически, однако, повторяются состояния кататонического возбуждения. Возникают также страхи, тревога, отмечаются элементарные обманы зрения.

Выход из психоза постепенный. Исходы расстройства могут быть разные: остановка психического развития, формирование выраженной личностной патологии, глубокие дефицитарные формы психической патологии с задержкой умственного развития или резидуальной продуктивной психопатологической симптоматикой. Четкие критерии разграничения с ранней шизофренией отсутствуют, как и данные об отдаленном катамнезе пациентов. Единственное и достаточно сомнительное отличие шизофрении от процессуального аутизма усматривается в том, что при ранней шизофрении в доманифестном периоде в большинстве случаев наблюдается «относительно нормальное развитие».

3) Атипичный детский психоз (АДП). Термин «атипичный» не поясняется, не сообщается, с каким «типичным» психозом АДП сравнивается. Заболевание начинается обычно аутохтонно в возрасте 3–5 лет после периода нормального, стигматизированного или искаженного психического развития. В клинической картине преобладают продуктивные психопатологические симптомы: неврозоподобные, аффективные, кататонические, кататоно-гебефренные, кататоно-регрессивные или полиморфные симптомокомплексы. Негативные симптомы представлены искаженным личностным расстройством, задержанным дезинтегративным дизонтогенезом.

АДП с полиморфными расстройствами начинается обычно с неустойчивости настроения. При этом могут быть неврозоподобные симптомы, раздражительная слабость, «примитивные» навязчивости, истериформные реакции. Обнаруживаются опасения, подозрительность, иногда – нарушения самовосприятия с отчуждением собственного Я и подменой его другой, воображаемой персоной. В поведении бывают игровые перевоплощения, беспокойство. При утяжелении процесса возникают приступы возбуждения с метанием, агрессией, аутоагрессией, импульсивностью. Дети сбрасывают с себя одежду, раскидывают пищу, топчут игрушки, не узнают близких, пугаются матери, отказываются есть, пить. На высоте психоза возникают растерянность, аллопсихическая дезориентировка, субступор, явления восковой гибкости, симптом воздушной подушки.

Спустя 1–3 недели субступор прерывисто сменяется вялостью, апатией, симптомами регресса. В последующем развиваются смешанные аффективные состояния, возможны состояния депрессии, гипомании, быстро меняющиеся местами, а также состояния тревоги, страха.

По выходе из психоза наблюдается изменчивость настроения. В поведении выявляется феномен «пустого аутизма»: дети малоактивны, погружены в себя, ограничивают контакты с окружающими, их игра обеднена и стереотипна. Возможны также изменения речи, мышления. В целом психоз длится до 12 месяцев, редко – больше. Приступы психоза иногда повторяются, усложняются в плане симптоматики, при этом могут возникать идеи, близкие чувственному бреду значения, бреду инсценировки, бреду двойников, зрительные обманы, акоазмы. В последующем, по выходе из приступов психоза, формируются психопатоподобные изменения личности, выявляются фазовые колебания настроения и активности, астенические расстройства, навязчивости, расторможенность влечений, явления регрессии. Возможны остаточные кататонические симптомы.

АДП с преимущественно кататонической симптоматикой характеризует частая смена состояний кататонического возбуждения состояниями акинезии, причем последние протекают без явных ступорозных симптомов, хотя и могут быть непродолжительные эпизоды застывания, восковидной гибкости или даже ступора с оцепенением. Длительность кататонических психозов достигает 30 месяцев и более. Надолго растягивается и выход из психоза (иногда на годы). В это время обнаруживаются выраженные признаки аутизма, расстройства самоосознавания, эмоциональное оскудение, черты физического инфантилизма, но на первый план выступают задержка умственного развития, нарушения речи (вплоть до полной ее утраты). В двигательной сфере выявляются стереотипии, в личностной сфере – глубокие нарушения дефицитарного типа.

Дифференциально-диагностические критерии АДП и шизофрении (другого психоза) формулируются неопределенным образом, сведений об отдаленном катамнезе не приводится.

У ребёнка аутизм? Мы знаем, как Вам помочь! Позвоните нам

psyclinic-center.ru

Для выявления аутизма необходимо наличие нарушений социального взаимодействия, общения, а так же повторяющиеся действия и ограничение интереса (см. Признаки и симптомы аутизма ). В медицинской практике эти нарушения называют триадой патологических нарушений. Однако нарушения у каждого больного аутизмом проявляются по-разному и имеют свою индивидуальную картину. К примеру, пациент может не уметь завязывать себе шнурки, но при этом уметь умножать двузначные числа в уме. Поэтому различают несколько видов расстройств аутистического спектра. В современной практике существует много классификаций аутизма, однако за основу принято брать типологию согласно МКБ-10 (Международная классификация болезней 10-издания), а именно:

Детский аутизм или синдром Каннера (А в 1943 году Лео Каннер при описании психического расстройства у детей использовал термин «ранний детский аутизм»). Данный вид аутизма можно диагностировать в раннем возрасте начиная с 18 месяца жизни. Характеризуется присутствием страхов; отсутствием чувства самосохранения, голода, жажды, визуального контакта; нарушением познавательных и интеллектуальных способностей, речи; наличием особенных игр.

Атипичный аутизм отличается от детского и чаще всего какая-то из характеристик триады нарушений отсутствует, поэтому клиническую картину чаще всего можно диагностировать начиная с 7 лет. Поэтому этот аутизм чаще всего относят к аутизму взрослых. У больных таким видом аутизма наблюдается нарушение речи и мышления, нарушение двигательных функций.

Синдром Ретта — самая тяжелая форма аутизма, и к большому сожалению, лечению и коррекции не поддается. Встречается исключительно у девочек и диагностируется в раннем возрасте, начиная с 8-го месяца жизни. Психические отклонения и отсталость в развитии сопровождаются физическими нарушениями. Наблюдается рост отдельных частей тела (например только кистей рук или головы), мышечная атрофия, сколиоз.

Синдром Аспергера – еще один вид нарушения аутического спектра, которое можно диагностировать в раннем возрасте, начиная с 2 лет. Встречается чаще у мальчиков (80% пациентов — мальчики). Характеризуется нарушением социального характера и чувствительности, особенностями интеллектуального развития, отсутствием абстрактного мышления. Если вовремя диагностировать и проводить коррекцию аутизма с раннего возраста, то такие дети-аутисты вполне могут окончить общеобразовательную школу и быть полноценными участниками социума.

Также существует классификация аутизма по Никольской О.С. (ФГНУ «Институт коррекционной педагогики»), широко используемая в клинической практике. Эту классификацию еще называют психологической классификацией детского аутизма, она служит для разработки методов и форм организации психолого-педагогической помощи аутистам. Согласной этой классификации выделяют 4 группы детского аутизма:

1 группа. Дети, отрешенные от мира. У таких детей наблюдается нарушение активности, отсутствие речи и визуального контакта.

2 группа. Дети, не принимающие внешний мир. Проявляют большую активность, чем дети первой группы, но более стереотипны в своем поведении. Для них смена привычной обстановки является неприемлемой, и они демонстрируют это очень эмоционально.

3 группа. Дети, которые, ушедшие в свой собственный мир. Такие детки сверх увлечены своими интересами, фантазиями, иллюзиями. Любое вмешательство в их мир провоцирует агрессию и панику.

4 группа. Дети с характерно выраженной отсталостью в развитии. Они более схожи с детьми второй группы, но при этом они более заторможены, поскольку способности общаться с окружающим миром отсутствуют. Они более утомляемы и ранимы.

Существуют и другие классификации аутизма, но определить какой вид аутизма у ребенка может только опытный и квалифицированный специалист. От себя добавлю: чем раньше выявить аутизм у малыша, тем проще его адаптировать к нормальной жизни в обществе. Дорогие мои, будьте внимательны к своим сокровищам!

pobedimautism.ru

Здоровье ребенка

  • Подписка на обновления развивающих игр и статей о детях.

Аутизм — виды, симптомы и причины

Термин “Аутизм” впервые употребил Эмиль Блейелер в 1928 году для характеристики особого вида мышления, которым управляет эмоциональная сфера психики. Проблемой детского аутизма по-настоящему заинтересовались в 1943 году после выхода в свет работы Лео Каннера “Аутистические нарушения аффективного контакта”. Несмотря на распространённость нарушения (1:10000) и на огромное количество публикаций, учёные так и не нашли ответы на многие вопросы, касающиеся аутизма.

Итак, под аутизмом понимается расстройство эмоционально-волевой и личностной сферы, которое проявляется в полной отгороженности от мира, расстройстве коммуникации, погружённости в свой собственный мир и трудностях социальной адаптации. Развитие малыша идёт по типу ассинхронии (какие-то сферы психики развиваются очень медленно и отстают от возрастной нормы, а каике-то сферы опережают показатели возрастной нормы).

Причины аутизма

Не до конца ясны причины возникновения аутизма. Одни учёные связывают расстройство с поражением ЦНС в пренатальном, натальном и постанатальном периоде, другие считают заболевание генетически обусловленным, третьи находят причину в неправильном воспитании (родительская холодность, слишком рациональный подход к воспитанию и т.д.). Многие учёные сошлись на мнении, что в ДНК может существовать особый генный комплекс, который отвечает лишь за предрасположенность к развитию аутизма. А уж будет ли ребёнок аутистом, зависит от действия неблагоприятных факторов (неправильное воспитание, тяжёлые соматические заболевания, инфекции, травмы мозга и т.п.).

Виды аутизма

В 70-х гг. 20 века Лебединская К.С., Никольская О.С. предложили свою классификацию аутизма, разделив его на 4 группы.

Первая группа – это аутизм как “полная отрешённость от происходящего”. Ребёнок абсолютно мутичен, редкое гуление или лепет носят механический характер и используются как аутостимуляция. Дети предпочитает не иметь с миром никаких контактов, в игровой деятельности нет целенаправленного поведения. Ребёнок моторно ловок, гибок, иногда в поведении присутствует самоагрессия. Прогноз развития аутистов первой группы крайне из неблагоприятный.

Вторая группа характеризует аутизм как “активное отвержение”. Дети второй группы более активны, чем дети первой группы, но они избирательны во всём: любят, когда вещи лежат на одном и том же месте, избирательны в еде (например, едят всё длинное, но не притронутся к короткому), ходят по одному и тому же маршруту. Для них характерно ритуальное поведение (например, прежде чем выпить чай, ребёнок стучит ложкой по столу). Это ритуальное поведение абсолютно нелогично и неадекватно. При попытке взрослых что-то изменить, дети становятся агрессивными, устраивают истерики. Моторика нарушена, слабокоординирована. Дети говорящие, но усваивают речь стереотипно, о себе говорят во втором или третьем лице, любят читать стихи, используют выражения из сказок, цитаты. Со временем у таких детей формируются узкие жизненные стереотипы, мешающие им приспосабливаться к жизненной ситуации. При должном обучении такие дети могут учиться в массовой школе.

Третья группа – аутизм как “захваченность своими аутистическими фантазиями”. Дети упрямы, конфликтны, они имеют свои интересы, на которых полностью зациклены (например, машины или динозавры). Дети идут на контакт и словоохотливы, но в разговоре они абсолютно не обращают внимание на собеседника, не задают ему вопросы, не смотрят в глаза и, как правило, тема разговора сводится к увлечению ребёнка. При этом, малыш может фантазировать, врать собеседнику о ситуациях, которые с ним не случались. Зачем? Фантазирование – это своего рода защита от мира, с которым ребёнок не может установить достаточный контакт, а речь – один из способов аутостимуляции. Ребёнок моторно неловок, его мышление абстрактно, оторвано от реальности. Такой малыш может легко играть в шахматы, но ему трудно справиться сбытовой ситуацией. Прогноз развития третьей группы детей с аутизмом один из самых благоприятных. Такие дети учатся в массовой школе, но им трудно приспосабливаться к жизни.

Четвёртая группа – аутизм как “чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия”. Дети этой группы не ищут общения и при малейших препятствиях стараются от него уйти (например, насмешка, шутка, агрессия). Они моторно скованны, неловки, редко смотрят в глаза, на лице присутствует испуг, речь затухающая, маловыразительная, аграмматичная. Эти дети очень ранимы и чувствительны к реакциям человека. Они привязаны к тем, кто относится к ним тепло и положительно отзывается о них. Для таких детей подобные люди – это гарант безопасности.

Симптомы аутизма

Как видно, существуют разные формы аутизма, но независимо от этого, аутизм как заболевание имеет свою симптоматику, по которой его можно распознать:

    Трудность в установлении коммуникации
    — отсутствие комплекса оживления, реакция на улыбку, смех;
    — нарушенна реакция на появление и уход матери;
    — неадекватная реакция на детей (страх, негативизм, агрессия, игнорирование);
    — неумение почувствовать состояние другого человека;
    — изменённое отношение к словесному общению (отсутствие отклика на имя,
    псевдоглухота);
    — изменённое отношение к физическому контакту (непереносимость или переносимость
    в малых дозах);
    — не подаёт сигналы при чувстве голода, жажды, мокрых пелёнках.

Наличие страхов
— сверхценные (страх одиночества, высоты);
— связанные с гиперчувствительностью (яркого света, тёмных цветов в одежде, дождя);
— бредоподобные (страх привидений, боязнь своей тени).

Приверженность к деталям, последовательности, идентичности. Реакция на смену обстановки неадекватна.

Чувство самосохранения снижено.

Стереотипы

— двигательные (раскачивание из стороны в сторону);
— сенсорные (включение и выключение света);
— вкусовые (сосание чего-либо);
— проприоцептивные (выгибание мостиком);
— речевые (эхолалии, повторение одних и тех же цитат, стихотворений, звуков).

Нарушение в умственной деятельности
— различные формы умственной отсталости;
— задержка психического развития;
— сохранный интеллект, но развивается парциально.

Нарушение игры
— преобладает игра неигровыми предметами;
— отсутствует произвольность в игре;
— без обучения игра остаётся на уровне манипуляций;
— предпочитают игры в одиночку;
— присутствуют игровые монологи.

Особенности в развитии аффективной сферы
— гипервозбудимость;
— расторможенность;
— агрессивность;
— немотивированные колебания настроения;
— невыраженность эмоциональных реакций.

Нарушение речи
— расстройство коммуникативной функции речи (ребёнок не использует речь для
общения);
— гуление запаздывает, лепет либо отсутствует, либо слабо выражен. Многие дети
начинают говорить сразу фразами;
— нарушения произношения разнообразны: от “чистой” речи до тяжёлых расстройств в
произношении;
— эхолалии;
— мутизм;
— речь скандированная, штамповая, редко используются личные местоимения, часто в
речи присутствуют заученные цитаты, научные обороты, употребляемые
неосмысленно;
— страдают темп, ритм, мелодика речи;
— отсроченные ответы на вопросы;
— автономность речи (отсутствие реакции на говорящего).

  • Раннее появление указанных выше расстройств (до 2, 5 – 3 лет).
  • От аутистов следует отличать детей с аутистическими чертами характера. В чём разница? В симптоматике аутизма встречаются все вышеперечисленные 10 признаков. Поэтому если ваш ребёнок неразговорчив, с трудом адаптируется к новому коллективу, боится всего нового, то это ещё не значит, что он аутист.
    Аутистические черты характера обычно сопутствуют какому-либо нарушению: ДЦП, умственная отсталость, нарушения зрения и слуха, тяжёлые нарушения речи, невропатия, акцентуации характера. Это происходит из-за отсутствия коррекционной помощи или из-за её несвоевременности, когда основной дефект мешает ребёнку адаптироваться в обществе, изолирует его от социума, и ребёнок чувствует себя лишним, ненужным, предпочитая ни с кем не общаться и уйти в собственный мир переживаний. Сами по себе аутистические черты возникают в случае педагогической запущенности, жестокого обращения с ребёнком.
    При своевременном обращении к психологу, логопеду, невропатологу и психиатру аутистические черты характера легко устранимы. А вот с аутистами всё сложнее. Дело в том, что в нашей стране не существует разработанной системы помощи таким детям. В крупных городах (Москва, Санкт-Петербург) для них созданы частные реабилитационные центры, где оказывают медикаментозную помощь, проводят холдинг терапию, семейную психотерапию. А вот в провинциальных городах таких центров мало. Они очень маленькие и существуют в основном за счёт спонсорской помощи. К тому же недостаточно разработана система интеграции аутистов в массовую школу. Зачастую нормально развивающиеся дети просто не готовы принять аутистов в свой коллектив, а школьный персонал просто не знает, как с ними заниматься. Это особенные дети, и каждый ребёнок-аутист требует внимательного, трепетного отношения. Индивидуальные занятия с аутистом нужно не просто провести, а прожить. Ведь наглядный материал для занятия должен быть подобран с опорой на интересы, увлечения ребёнка, а также включать в себя эпизоды из его жизни. В процессе занятия педагог должен быть “вместе” с ребёнком, а не “над” ним. Важно чувствовать малыша, улавливать его настроение, эмоции, подключаться к любой деятельности, в которой он проявляет произвольность. У большинства учителей массовых школ не хватает на это ни времени, ни терпения. Поэтому обычно такие дети находятся на домашнем обучении, что изолирует их от общения со сверстниками и в какой-то степени тормозит развитие.

    Публикации в разделе «Здоровье» не следует рассматривать как врачебные рекомендации.

    345-games.ru

    Дети-аутисты: какими они бывают – виды аутизма

    Не так давно я побывала на практике в школе-интернате для детей с интеллектуальными нарушениями, где очень много детей-аутистов школьного возраста. Наблюдая за ними, не переставала удивляться творению природы: почему они такие, как с ними общаться, как понять? Какой урок они несут в мир? Ведь до недавнего времени не было такого количества детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), их число увеличивается не то, что с годом, с каждым месяцем.

    Это как в 70-80 годы рождалось много детей индиго, призванных помочь нам в поисках истины, смысла жизни и устройства мира. Теперь рождаются аутисты. От чего будут спасать мир они? У всех них есть одна общая черта – нарушена коммуникация. То есть они абсолютно не умеют общаться с людьми, даже, если умеют говорить и понимают речь, как будто у них что-то сломалось внутри. Повторяют слова как попугаи, выдают заумные фразы или визжат как поросята. Может быть, они несут урок гуманизма – через обучение их элементарному человеческому общению научиться самим общаться вживую, не прибегая к гаджетам и чатам. Ведь, похоже, проблема нарушенной коммуникации есть не только у детей с РАС, но и у здоровых подростков, студентов, взрослых людей, которые все чаще склонны к социальной аутизации: замыкаются в себе, общаются только в телефонах, уходят от реальных проблем?

    Чтобы понять детей-аутистов, нужно повнимательней изучить их поведение. Какими бывают дети дождя, как их классифицировать по группам и какой подход выбрать, чтобы оказать реальную помощь, поговорим в этой статье.


    Виды аутизма

    Когда долго находишься в группе детей-аутистов, складывается впечатление, что ты попал в сумасшедший дом. Один ребенок зачем-то кружится на протяжении часа со скакалкой в руках, другой, забился в один из ящиков книжной полки и сидит там, выкрикивая странные фразы, третий долбит себя кулаком по голове, четвертый декламирует стихи, пятый выдергивает нитки из носков, пытаясь ими пообедать, шестой с наслаждением грызет глянцевый журнал. Что они делают? Но наука не стоит на месте и ученые уже выяснили общие черты всех детей-аутистов, коими являются:

    Трудности с выражением привязанности.

    Аутостимуляция – могут долго трясти руками в воздухе, воспроизводить один и тот же звук и т.п.

    Затруднение в обмене эмоциональными жестами.

    Выстраивание рядов из игрушек, обуви, книг (стереотипная игра).

    Эхолалии – механическое повторение фраз за взрослым.

    Трудности в использовании и понимании символьной системы (буквы, числа воспринимаются как узор).

    Проблема с сенсорной интеграцией – отсутствие реакции на свет, звук, прикосновение, запах.

    Разделенное внимание – не реагируют на объект, не следят за ним глазами, когда собеседник привлекают к нему внимание. («Смотри, вон, птичка полетела!» — реакции нет).

    Манипуляции с предметами для получения сенсорных ощущений.

    Трудности с подражанием.

    Феномен тождества – ребенок избирателен к одежде, еде, маршруту.

    Сверхинтересы (например, зацикленность на Человеке-пауке или сигнале пожарной тревоги).

    Нарушение прагматики – ребенок не может подстроиться под ситуацию общения, не улавливает интонацию взрослого.

    Трудности в понимании истинного смысла высказывания. (Например, «Держись крепко, можешь упасть!» – понимают как разрешение к падению).

    На основе этих признаков профессором О.С. Никольской была сформирована психологическая классификация аутизма, исходя из которой, всех детей с расстройствами аутистического спектра можно поделить на 4 группы.

    1 группа. Низкофункциональные аутисты, их поведение указывает на полную отрешенность от происходящего.

    2 группа. Низкофункциональные аутисты, поведение направлено на активное отвержение окружающих предметов и явлений.

    3 группа. Высокофункциональные аутисты, полностью захваченные своими аутистическим интересами и сверхидеями.

    4 группа. Высокофункциональные, легкая степень аутизма или РАС, приближены к условно-нормальным детям, но отличаются большой трудностью в организации общения и свободного взаимодействия с окружающими.

    Отрешенные от происходящего аутисты

    Дети первой группы – самые сложные, их поведение носит полевой характер, то есть у них низкий уровень произвольности, нет определенной цели деятельности, которая у нормальных детей проявляется в виде достижение собственных потребностей. При таком поведении дети ведутся на случайные стимулы окружающего мира: позвали – он пошел, забрали игрушку – отдал, показали картинку – заинтересовался. Не проявляют никакой воли, бесцельно перемещаются от одного предмета к другому, не реагируют на обращенную к ним речь, сами тоже не используют разговор, лишь иногда выдают нечленораздельные словосочетания. Эти дети настолько беспомощны, что не могут научиться элементарному самообслуживанию, часто не испытывают боли и не ощущают температуру в комнате.

    Они полностью отрешены от мира, как будто ничего не видят и не слышат, хотя ловко взбираются на верхотуры и лестницы, умело там балансируют, перепрыгивают с одного места на другое.

    Иногда они выказывают понимание происходящего, но при попытке зафиксировать их внимание на объекте убегают от вмешательства взрослого в свой мирок. Понимание обращенных к ним фраз остается неизведанным, эпизодически вслушиваются и выполняют инструкцию. Прогноз развития неблагоприятный. Общаться могут только с помощью специальных карточек, письменной речи обучаются быстрее через буквы компьютерной клавиатуры. Также легко осваивают телефоны, бытовые приборы и гаджеты.

    Стереотипии у этих детей почти отсутствуют, но аутостимуляция у них все же есть за счет пространственных ощущений собственного тела во время лазания, карабканья, кружения, катания на качелях. Порой успокаивающие впечатления они достигают за счет бесцельно наблюдения за раскачиванием облаков, колыханием ветвей деревьев, мельканием огней или перемещением машин. Дети первой группы четко разделяют людей на своих и чужих. Особую привязанность испытывают к тем, кто будет их кружить или подбрасывать, нередко нуждаются в тактильном контакте, поэтому могут подойти к взрослому и взять его за руку. Из чего можно сделать вывод, что даже глубоко аутичных детей можно организовать на совместную деятельность. Задачей коррекционной работы становится последовательное вовлечение ребенка в более развернутое общение со взрослым, максимально раскрывая его имеющийся потенциал.

    Активное отвержение окружающей действительности

    Следующими по тяжести являются дети второй группы. Это классический пример аутизма, проявляющийся во множестве двигательных и сенсорных стереотипий, раздражении собственных органов, которые служат аутостимуляцией. Это дети с повышенной тревожностью и многочисленными страхами, их поведение характеризуется манерностью, вычурностью, позированием, по отношению к окружающим они настроены негативно, а порой агрессивно. В речи присутствуют клише, повторение команд, эхолалии.

    В отличие от первой группы с низкой активностью, поведение аутистов второй группы не полевое. Они склонны к выработке привычных устоявшихся форм существования, за которые будут бороться всеми имеющимися средствами. Очень сильно привязываются к близкому человеку, контролируют его присутствие, которое служит основой его стабильности. Любят привычный маршрут следования, одну и ту же одежду, избирательны в еде, негативно относятся ко всем нововведениям, ощущая от них испуг и дискомфорт. Чрезмерное количество страхов от новаторства выливается в агрессию, отрицание происходящего, срыв поведения, самоагрессию. В привычных же условиях ребенок легко осваивает навыки самообслуживания, может проявить мастерство в лепке, рисовании, аппликации, нередко вырабатывает красивый почерк.

    Аутостимуляция проявляется в виде двигательных, речевых стереотипий, манипуляций с предметами –так эти дети защищают себя от неприятных впечатлений окружающей действительности, но становление психических функций при этом страдает. Обладая неплохой памятью, ловкостью рук, музыкальным слухом, математическими способностями, они не используют их по назначению. Ограничиваясь стереотипами, знания об окружающем у них фрагментарны, осваиваются механически, и без специальной коррекционной работы не могут применяться в реальной жизни. Обучаются такие дети с опорой на привычный уклад жизни, в рамках которого могут освоить не только программу коррекционной школы.

    Высокофункциональные аутисты, захваченные своими идеями

    Представители третьей группы детей-аутистов отличаются от представителей первой и второй групп тем, что у них больше произвольности, они способны вырабатывать защиту от страхов, внешне напоминают детей-психопатов. Однако их аутизм проявляется в том, что они поглощены собственными сверхинтересами и сверхидеями и не способны выстраивать диалог с окружающими. Их поведение нередко можно назвать целенаправленным, они активно действуют, но их самооценка формируется только на опыте подтверждения успешности. Они не склонны к исследованию, берутся только за те дела, с которыми могут справиться. Стереотипии у них выражаются в потребности следовать программе собственных действий. Если же сценарий будет нарушен, у ребенка возникает срыв, истерика с требованием все делать по его. При этом он абсолютно не умеет общаться ни с детьми, ни со взрослыми.

    Речь у детей этой группы развернута, грамматически правильна, с хорошим словарным запасом. Нередко отмечается высокий уровень познавательных способностей, энциклопедических знаний, но наблюдаются в основном монологи хоть и на умные темы, простую беседу они поддержать не могут. Их представление о реалиях жизни далеки от истины, они наслаждаются тем, что упорядочивают полученную информацию, выстраивают ее в ряды.

    Стереотипии проявляются в умственных действиях и рисунках, обычно изображающих что-то страшное и похожих друг на друга, это и являются для них своеобразной аутостимуляцией. При этом дети очень неловки в движениях, сложно осваивают навыки самообслуживания. Со стороны особенно в раннем возрасте они кажутся одаренными, но позже выявляется их неумение выстраивать взаимодействие, интерпретировать интонации, мимику, сосредотачиваться на заданном объекте, они поглощены только своими сверхценными идеями. При этом дети очень хорошо обучаются даже в общеобразовательной школе, настораживает их поведение, часто их называют больными с синдромом Аспергера.

    Легкая степень аутизма с трудностями в общении и взаимодействии с окружающими

    К самой легкой четвертой группе относятся дети с аутистическими расстройствами, приближенные к условно-нормальным детям. На первый план у них выступают неврозоподобные расстройства: тормозимость, пугливость, ранимость. Стереотипии есть, но неявные, в основном в пищевом поведении. У них неплохая произвольная сфера, но они быстро перевозбуждаются или истощаются при общении с другими людьми. У детей этой группы отмечаются проблемы с организацией внимания, пониманием инструкции. Отставание в психическом и социальном развитии проявляется в отсутствии эмоций при контакте. Они тревожны, пугаются при изменении событий и появлении непредвиденных обстоятельств, поэтому часто ищут одобрения, помощи взрослого человека. Получая необходимую защищенность, они очень сильно привязываются, обретая стойкую зависимость от близких людей.

    Особенность этой группы детей в том, что они хотят выстраивать отношения с окружающими посредством взрослого, который поможет контролировать происходящее и явится гарантом стабильности. При отсутствии такого человека дети пугаются, становятся импульсивными, агрессивными и даже могут деградировать до уровня детей второй группы. Активная поддержка взрослого служит для них своего рода аутостимуляцией, но в отличие от детей второй группы, которые нуждаются в физической аутостимуляции, высокофункциональные аутисты четвертой группы не могут обходиться без постоянной эмоциональной стимуляции.

    В отличие от всех других групп эти дети могут реагировать на возникшие обстоятельства, адекватно ответить на вопрос, поддержать беседу. Психическое развитие характеризуется отставанием, эмоционально они могут быть адекватными, приспосабливаются к эмоциональной среде группы, в которой находятся. Наблюдается дискоординация движений, нарушение крупной и мелкой моторики, неуклюжесть в бытовом обслуживании. Речь полностью сформирована, но прослеживается нелогичность, непонимание ситуации общения – интонации, мимики говорящего, а также медлительность в интеллектуальной деятельности, ограниченные игры и фантазии. Часто уходят в свои фантазии, увлекаются лишь своими интересами и посвящают им жизнь. Могут увлечься драконами или какими-либо звуковыми сигналами.

    В отличие от детей третьей группы достигают успехов в прикладном и декоративном искусстве, хотя, на первый взгляд, по сравнению с ними кажутся рассеянными тюфяками. Нередко у этих детей при обследовании выявляют пограничное состояние между задержкой психического развития и умственной отсталостью. Эти аутята наименее склонны к стереотипиям, проявляют спонтанность, умеют подражать и контактировать с другими людьми, благодаря чему легко обучаемы. Хотя и испытывают трудности с пониманием многозначных слов и скрытых интонационных смыслов высказывания при правильной коррекционной работе они имеют наилучший прогноз психического и социального развития.

    Учитывая особенности каждой группы детей, можно выстроить работу с ними на основе именно тех сенсорных стимулов, в которых нуждается каждый ее представитель. Одной из главных задач коррекционной работы является создание условий для ухода от сверхсосредоточения ребенка на каком-то одном действии или поведении и переключения его на выстраивание активного взаимодействия с миром. А также развитие сферы спонтанных чувств и эмоций, гибкости общения и осмысленного поведения в обществе.

    www.sibmedport.ru