Вторичная профилактика стресса

Вторичная профилактика стресса

Любая организация, которая стремится создать и поддерживать наилучшее состояние психического и физического здоровья и социального благополучия своих работников, должна проводить соответствующую политику и предпринимать меры по комплексному решению вопросов охраны их здоровья и труда. Эта политика должна включать в себя компонент психического здоровья с соответствующими мерами по преодолению стресса, отвечающими потребностям организации и ее сотрудников. Эти аспекты требуют постоянного внимания, изучения и оценки.

При рассмотрении проблем профилактики стресса следует учитывать несколько комплексов мер, которые можно назвать первым, вторым и третьим уровнями профилактики, соответствующими различным этапам процесса развития стресса (Купер и Картрайт, 1994). Содержанием первичной профилактики являются меры по снижению воздействия или устранению стресс-факторов (т.е. источников стресса) и усилия по созданию благоприятной и здоровой рабочей обстановки. Содержанием вторичной профилактики является оперативное обнаружение и терапия депрессии и состояния тревожности у сотрудников путем развития самосознания и навыков антистрессовой терапии. Профилактика третьего уровня нацелена на процесс реабилитации и восстановления тех, кто пострадал или страдает от серьезных расстройств здоровья в результате перенесенного стресса.

Для разработки эффективной и комплексной организационной политики по борьбе со стрессом администрация предприятий и организаций должна интегрировать в нее все три вышеуказанных уровня профилактики (Купер, Люкконен и Картрайт, 1996).

Первичная профилактика
Во-первых, наиболее эффективным способом борьбы со стрессом является устранение самого источника стресса. Это может потребовать изменений в кадровой политике, улучшения системы связей, перераспределения обязанностей или предоставления более широких полномочий и автономии на низовом уровне. Совершенно очевидно, что характер предпринимаемых той или иной организацией мер будет различаться в зависимости от действующих стресс-факторов, но все эти меры должны базироваться на каком-то первичном диагнозе или анализе стресс-факторов — для определения их природы и круга лиц, на которых они воздействуют.

Анализ стресс-факторов обычно происходит в форме анкетирования сотрудников в масштабе всей организации, ее части или подразделения. Помимо определения источников стресса на рабочем месте и лиц, наиболее уязвимых для воздействия стресса, с помощью анкетирования также определяются уровень удовлетворенности сотрудников своей работой, психологическая адаптация, состояние здоровья и психики по сравнению с аналогичными профессиональными группами и отраслями. Анализ стресс-факторов является весьма эффективным способом направления организационных ресурсов на тот участок, где они больше всего нужны. Анализ стрессов также представляет собой способ регулярного мониторинга их уровня и состояния здоровья сотрудников и позволяет определить исходный уровень стрессовой ситуации, на базе которого можно планировать проведение соответствующих мероприятий.

Для этого в учреждениях все чаще используются диагностические инструменты, такие как Индикатор профессионального стресса (Купер, Слоан и Вильямс, 1988). Они обычно применяются подразделениями гигиены труда и/или кадровым отделом с консультацией психолога. В менее крупных компаниях можно организовать дискуссионные группы сотрудников или разработать опросные листы, которые будут использоваться в более неформальном режиме. Перечень тем, которые должны быть затронуты во время дискуссий или при заполнении опросных листов, должен включать в себя следующие:

· содержание работы и ее график
· физические условия работы
· условия контракта и ожидания различных групп сотрудников внутри организации
· взаимоотношения на работе
· система связей и порядок отчетности.

Имеется также возможность предложить сотрудникам вести в течение нескольких недель дневник стрессов, в котором они фиксируют все стрессовые ситуации, в которые они попадают в течение дня. Обобщение этой информации в рамках группы/подразделения может быть полезным с точки зрения нахождения общих и постоянных источников стресса.

Создание здоровой атмосферы и благоприятных условий работы
Другим ключевым фактором в первичной профилактике является создание такого благоприятного организационного микроклимата, в котором стресс рассматривается как одна из особенностей современных производственных реалий, а не как признак слабости или некомпетентности. Психические расстройства беспристрастны — они могут настичь каждого, вне зависимости от возраста, социального статуса или характера работы. Поэтому не стоит стыдиться признаваться в психологических трудностях, с которыми сталкивается тот или иной работник.

Организациям следует предпринимать адекватные меры и не допускать, чтобы на сотрудников, имеющих эмоциональные проблемы, ложилось клеймо позора, как это часто случается; следует оказывать персоналу максимально возможную поддержку (Купер и Вильямс, 1994). Некоторые из возможных способов реализации такого подхода включают:

· информирование сотрудников о существующих источниках поддержки и оказание консультативной помощи в рамках самой организации, например, по вопросам гигиены труда
· включение вопросов самостоятельного повышения квалификации в систему оценки деятельности работника
· расширение и совершенствование у административного и руководящего состава навыков работы с людьми, выработка благожелательности и умений тактично разрешать проблемы подчиненных им сотрудников.

Крайне важно, чтобы высшее руководство и профсоюзы проявляли подлинный интерес к проблемам стресса и психогигиены труда. Это может потребовать большей открытости и отказа от внутриорганизационных норм, которые по существу способствуют возникновению стресса у сотрудников (например, нормы, которые поощряют сверхурочную работу, порождающие чувство вины, если сотрудник уходит с работы “вовремя”). Организации, где удалось создать благоприятный организационный микроклимат, также должны проявлять бдительность в смысле предвидения дополнительных или новых стрессов, которые могут возникнуть в результате проводимых перемен. Например, реструктуризация, внедрение новой технологии потребуют принятия соответствующих мер, таких как программы повышения квалификации или более широкое участие самих сотрудников. Постоянная связь и более широкое участие сотрудников в мероприятиях играют ключевую роль в снижении стресса в процессе организационных изменений.

Вторичная профилактика
Меры, подпадающие под эту категорию, обычно направлены на профессиональную подготовку и повышение образовательного уровня, а также включают в себя разъяснительную работу и программы повышения профессиональной квалификации.

Общеобразовательные курсы по проблемам стресса и антистрессовой терапии весьма полезны с точки зрения оказания помощи работникам в распознавании симптомов стресса, как у себя, так и у других, а также расширения и развития умений и навыков психологической адаптации и сопротивляемости стрессу.

Форма и содержание такой подготовки могут быть весьма разнообразными, однако она часто включает в себя изучение простейших методик релаксации, консультации по образу и планированию жизни, основные правила временного планирования, уверенность в себе и навыки решения жизненных проблем. Целью таких программ является оказание помощи сотрудникам в анализе психологических последствий стресса и выработке личного плана по преодолению этих последствий (Купер, 1996).

Подобные программы могут быть полезны для всех должностных категорий персонала и наиболее важны для подготовки руководителей, которые должны уметь распознать стресс у своих подчиненных и отдавать себе отчет в стиле руководства и его воздействии на подчиненных. Это может быть весьма полезно, если такая работа проводится во время анализа стрессов на рабочем месте.

Скрининг состояния здоровья/оздоровительные программы
В учреждениях с помощью специалистов по гигиене труда можно провести мероприятия, непосредственно способствующие здоровому труду.
оздоровительные программы могут осуществляться в различных формах, например:

· проведение регулярных медицинских осмотров и скрининга состояния здоровья
· разработка меню «здорового питания» в столовых
· создание оздоровительных комплексов и спортивных залов непосредственно в учреждениях
· коллективное членство или льготная оплата услуг местных оздоровительных и спортивных центров
· проведение оздоровительных программ для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний
· консультативная помощь по проблемам алкоголизма и здорового питания (ограничение в потреблении холестерина, соли и сахара)
· программы по борьбе с курением
· и в более общем виде — консультативная помощь по вопросам здорового образа жизни.

Если учреждение не располагает соответствующими службами гигиены труда, то можно воспользоваться услугами внешних организаций, предлагающих широкий спектр оздоровительных программ. Опыт действующих оздоровительных программ в США показывает пример впечатляющих результатов (Карасек и Теорелл, 1990). Например, оздоровительная программа Нью-йоркской телефонной компании, направленная на профилактику сердечно-сосудистых заболеваний, позволила компании сэкономить 2,7 млн. долларов в год за счет сокращения потерь в связи с невыходом на работу и лечением сотрудников.

Программы антистрессовой терапии и здорового образа жизни могут быть особенно полезны с точки зрения оказания помощи работникам в психологической адаптации к стресс-факторам окружающей среды, которые могут быть известны в учреждении, но быть вне пределов его влияния, например, стабильность рабочего места.

Профилактика третьего уровня
Важной частью оздоровительных мероприятий на рабочем месте является обнаружение проблем, связанных с психическим здоровьем работников, и оперативная реакция на них с помощью специалистов. Большинство лиц с психическими расстройствами могут полностью излечиться от заболевания и вернуться на работу. Обычно оформление пенсии по инвалидности и ее выплата до достижения работником пенсионного возраста, подбор и подготовка замены стоят гораздо дороже, нежели временные расходы, которые позволят вернуть сотрудника к активной работе. В профилактике третьего уровня имеются два аспекта, требующие внимания учреждений:

Консультативная помощь
Учреждения могут предоставить услуги конфиденциального консультирования работникам, столкнувшимся с психологическими проблемами на рабочем месте или в личной жизни (Суонсон и Мерфи, 1991). Такие услуги могут предоставляться либо собственным консультантом, либо сторонними организациями в рамках Программы помощи сотрудникам (ЕАР).

Эти программы обеспечивают консультативную помощь, предоставление информации или рекомендаций по консультативному лечению и поддержке. Такие услуги оказываются на конфиденциальной основе и обычно дают возможность вступать в круглосуточный контакт по телефону. Как правило, оплата услуг осуществляется из расчета усредненных затрат на каждого работающего, исходя из общего числа сотрудников и количества часов, затраченного на консультативную помощь в рамках программы.

Консультативная помощь осуществляется высококвалифицированным персоналом и требует дорогостоящей подготовки. Важно, чтобы консультанты приобретали профессиональные навыки путем соответствующего обучения и работали в соответствующих условиях, которые позволяют им выполнять свою работу на должном этическом и конфиденциальном уровне.

Наконец, оказание консультационных услуг может стать особенно эффективным средством в борьбе со стрессом, полученным в результате воздействия внутриорганизационных стресс-факторов, которые невозможно устранить (например, потеря работы), или из-за стресс-факторов, вызванных внешними обстоятельствами (например, потеря супруга/супруги, распад семьи), которые, тем не менее, имеют тенденцию влиять на трудовой процесс. Также целесообразно рекомендовать сотрудникам обращаться за помощью в разрешении их психологических проблем в соответствующие учреждения.

Помощь в возвращении к трудовой деятельности
Что касается сотрудников, отсутствовавших на рабочем месте в результате воздействия стресса, необходимо понимать, что само по себе их возвращение на работу является стресс-фактором. В этих обстоятельствах важно проявить доброжелательность и понимание. Предварительно с работником следует провести соответствующую беседу, в ходе которой нужно выяснить, готов ли он к этому и с готовностью ли воспримет все аспекты своих прежних обязанностей. Эти переговоры должны вестись в атмосфере полного взаимопонимания между работником, его руководителем и лечащим врачом. После того, как данный работник полностью или частично приступил к исполнению своих обязанностей, будет полезно организовать серию последующих бесед для контроля над восстановлением его рабочих функций и реабилитацией. Повторим, что в реабилитационном процессе важную роль может сыграть отдел гигиены труда.

Перечисленные выше меры следует рассматривать не как взаимоисключающие, а скорее как дополняющие друг друга. Подготовка в области антистрессовой терапии, оздоровительные мероприятия и оказание консультационных услуг будут полезны с точки зрения укрепления физического и психологического потенциала работника, оказания ему помощи в переоценке стрессовой ситуации и более уверенной психологической адаптации в острой ситуации (Берридж, Купер и Хайли, 1997). Однако существует множество потенциальных и постоянных источников стресса, которые данная личность будет склонна рассматривать как ситуацию, которую он или она не может изменить в силу ограниченных личных или служебных возможностей (например, структура, стиль руководства или нормы, принятые в данном учреждении). Если мы хотим успешно преодолеть долгосрочное неблагоприятное воздействие этих стресс-факторов на работника, то соответствующие меры должны приниматься с более высокого организационного уровня. Эти стресс-факторы можно определить только с помощью проведения анализа стрессов.

base.safework.ru

АЛЕКСАНДРОВСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА

Областное государственное автономное учреждение зравоохранения

  • Главная
  • Медицинская профилактика

Выдающийся хирург Н. И. Пирогов говорил:
«Будущее принадлежит медицине профилактической»

Профилактика (др.-греч. prophylaktikos — предохранительный) — комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска.

Профилактические мероприятия — важнейшая составляющая системы здравоохранения, направленная на формирование у населения медико-социальной активности и мотивации на здоровый образ жизни.

  1. Первичная профилактика — система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития заболеваний (вакцинация, рациональный режим труда и отдыха, рациональное качественное питание, физическая активность, охрана окружающей среды и т. д.). Ряд мероприятий первичной профилактики может осуществляться в масштабах государства.
  2. Вторичная профилактика — комплекс мероприятий, направленных на устранение выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (стресс, ослабление иммунитета, чрезмерные нагрузки на любые другие функциональные системы организма) могут привести к возникновению, обострению и рецидиву заболевания. Наиболее эффективным методом вторичной профилактики является диспансеризация как комплексный метод раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения, направленного лечения, рационального последовательного оздоровления.
  3. В этом разделе сайта мы будем размещать для Вас материалы по профилактике разной направленности и тематики.

    БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ и АКТИВНЫ!

    Об учреждении

    Областное государственное автономное учреждение здравоохранения «Александровская районная больница»

    ОГАУЗ «Александровская РБ» имеет в своём составе поликлинику с плановой мощностью 200 посещений в смену, детскую и женскую консультации, ОВП в пос. Назино и 5 фельдшерско-акушерских пунктов. В составе больницы функционирует круглосуточный стационар на 59 коек в составе хирургического, терапевтического, акушерского, инфекционного, педиатрического отделений, и дневной стационар на 17 коек, отделение скорой помощи и приёмный покой

    www.mauzacrb.ru

    Медицинская профилактика

    Выдающийся хирург Н. И. Пирогов говорил:
    «Будущее принадлежит медицине профилактической»

    В зависимости от состояния здоровья, наличия факторов риска заболевания или выраженной патологии можно рассмотреть три вида профилактики.

  4. Некоторые специалисты предлагают термин третичная профилактика как комплекс мероприятий, по реабилитации больных, утративших возможность полноценной жизнедеятельности. Третичная профилактика имеет целью социальную (формирование уверенности в собственной социальной пригодности), трудовую (возможность восстановления трудовых навыков), психологическую (восстановление поведенческой активности) и медицинскую (восстановление функций органов и систем организма) реабилитацию.

Основные направления профилактики

Выделяют общественную, включающую систему мероприятий по охране здоровья коллективов и индивидуальную профилактику, предусматривающую соблюдение правил личной гигиены в быту и на производстве.

Индивидуальная — включает меры по предупреждению болезней, сохранению и укреплению здоровья, которые осуществляет сам человек, и практически сводится к соблюдению норм здорового образа жизни, к личной гигиене, гигиене брачных и семейных отношений, гигиене одежды, обуви, рациональному питанию и питьевому режиму, гигиеническому воспитанию подрастающего поколения, рациональному режиму труда и отдыха, активному занятию физической культурой и др.

Общественная — включает систему социальных, экономических, законодательных, воспитательных, санитарно-технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и медицинских мероприятий, планомерно проводимых государственными институтами и общественными организациями с целью обеспечения всестороннего развития физических и духовных сил граждан, устранения факторов, вредно действующих на здоровье населения. Меры общественной профилактики направлены на обеспечение высокого уровня общественного здоровья, искоренение причин порождающих болезни, создание оптимальных условий коллективной жизни, включая условия труда, отдыха, материальное обеспечение, жилищно-бытовые условия, расширение ассортимента продуктов питания и товаров народного потребления, а также развитие здравоохранения, образования и культуры, физической культуры.

Эффективность мер общественной профилактики во многом зависит от сознательного отношения граждан к охране своего здоровья и здоровья других, от активного участия населения в осуществлении профилактических мероприятий, от того, насколько полно каждый гражданин использует предоставляемые ему обществом возможности для укрепления и сохранения здоровья. Практическое осуществление общественной профилактики требует законодательных мер, постоянных и значительных материальных затрат, а также совместных действий всех звеньев государственного аппарата, медицинских учреждений, предприятий промышленности, строительства, транспорта, агропромышленного комплекса и т.д.

gbmegion.ru

Роль организации в снижении стресса

Роль организации в снижении стресса.

Интервенции стресс-менеджмента.

Любые мероприятия стресс-менеджмента должны начинаться с аудита стресса. Это можно сделать при помощи специальных опросников и тестов. Целесообразно также предложить персоналу описать стрессовые ситуации за последний месяц (полгода), которые были для них наиболее напряженными, или вести дневник стрессов. Для эффективной профилактики очень важно идентифицировать источники стресса. Если компания решает разработать продуктивную программу по стресс-менеджменту, то в ней должны будут принять участие представители руководства, работников, работодателей.

В настоящее время для борьбы со стрессом персонала используются различные методы и средства. Л. Р. Мерфи предлагает три методических подхода в управлении стрессами на рабочем месте.

1. Первичная профилактика — удаление или уменьшение стрессоров, действующих на рабочем месте, изменение окружающей организационной среды или изменение условий труда. Однако эти изменения дорого обходятся компаниям, а результаты вмешательства не всегда легко оценить.

Первичное вмешательство может осуществляться в таких действиях руководства, как:

  • изменение характеристик организации, например процедуры обучения или отбора;
  • изменение ролевых характеристик, например расширение возможности работников в принятии решений;
  • изменение характеристик рабочих задач, например усиление контроля над способами и длительностью их выполнения.
  • А. Элкин и П. Рош [Elkin, Rosch, 1990] составили классификацию мероприятий, входящих в первичную интервенцию:

  • реорганизация уровней власти;
  • большее участие работников в принятии важных решений;
  • изменение рабочих ролей;
  • более справедливая система распределения поощрений;
  • обеспечение более поддерживающего климата, включая более конструктивную обратную связь по выполнению работы;
  • увеличение автономности в работе, введение свободных графиков;
  • ре-дизайн физической рабочей среды;
  • ре-дизайн трудовых заданий.
  • Приведенные выше мероприятия, безусловно, должны применяться с учетом специфики конкретной организации, подразделения или отдела. Так, если работники чрезмерно загружены работой, то включение их в группы или совещания для принятия решений они могут рассматривать как ухудшение своей участи и повышение давления «сверху». А это, в свою очередь, приведет не к понижению уровня стресса, а к его повышению.

    Немногочисленные исследования в данной области показывают, что часто организационные изменения, направленные на снижение уровня стресса, так тесно связаны с остальными организационными факторами, что последствия антистрессовых мероприятий прогнозировать достаточно трудно. Однако можно сказать, что мероприятия, проводимые в рамках первичной профилактики, дают работникам возможность обсудить проблему рабочих стрессов, выработать определенную стратегию и заручиться большей социальной поддержкой среди коллег. М. Грабе [2008] приводит перечень мероприятий первичной профилактики, проведенных в одной из клиник Германии. Необходимость
    профилактических мер была вызвана тем, что из отделения на протяжении года уволилась одна треть медсестер.

    Консультанты совместно с персоналом отделения приняли следующие нововведения:

    • в начале каждой смены медсестры обсуждали с врачом, сколько пациентов нужно было принять. Раньше принимали всех, вне зависимости от степени заполненности отделения;
    • запланированные отгулы было решено не отменять ни при каких обстоятельствах;
    • план дежурства объявлялся за 14 дней, так что теперь сотрудники могли спокойно планировать свое свободное время;
    • было введено регулярное повышение квалификации. Проведенные изменения позволили уменьшить количество увольнений более чем вдвое.
    • 2. Вторичная профилактика — принятие мер, ослабляющих влияние проявлений симптомов стресса у работников, нацеленных на снижение или устранение напряжения.

      В программу тренингов по борьбе со стрессом SMT — Stress management training — традиционно включаются: обучение навыкам релаксации, медитации, позитивного мышления (замена негативных или иррациональных мыслей на более позитивные и конструктивные), ассертивности, информирование людей об уровне их переутомления и о последствиях, которые может оказывать на человека стресс, управление временем и стратегии разрешения конфликтов. Проведение тренинга в рамках вторичной профилактики может быть более оперативным, расширяет психологические ресурсы работников, помогает преодолевать стрессоры, изменить которые в рамках данной организации и профессии практически невозможно. Однако если стрессовая нагрузка слишком сильная и длительная, вторичная профилактика не будет эффективной. В этом случае ее необходимо сочетать с первичной. Наиболее часто в программы вторичной профилактики на Западе включаются сегодня следующие элементы:

    • Медитация может использоваться как самостоятельное средство релаксации, а может сочетаться с другими элементами программы по стресс-менеджменту. Наибольшее распространение медитация получила в США и Японии: Ксерокс, Кодак, Дженерал Моторс, Тойота, Сони, Sumitomo Heavy Industries и другие компании активно используют сеансы медитации как средство в борьбе со стрессом [Готвальд, Ховальд, 2000].
    • Физические упражнения. Упражнения отвлекают от стрессовых переживаний и тяжелых мыслей, расслабляют человека, способствуют повышению самооценки. В одном из исследований представители группы, занимающейся аэробикой 3 раза в неделю 30 минут в течение 16 недель, показали такие же показатели АД и частоты пульса, как представители групп, занимающихся медитацией, и группы, в которой проводился тренинг по развитию навыков преодоления стресса. Ученые пришли к выводу, что хотя физически активные люди также реагируют на стресс повышением давления, но начинают они с более низкого уровня интенсивности реагирования [Гринберг, 2002].
    • Книги по самопомощи и антистрессовые веб-сайты — это тоже достаточно популярные методы снятия стресса. В Приложении 7 мы приводим список книг по самопомощи. Почти 90% психологов и 60% психиатров в США рекомендуют клиентам читать книги для самостоятельного овладения навыками антистрессового уровня жизни).
    • 3. Третичная профилактика — предоставление работникам конфиденциальных консультаций. Если работники испытывают дистресс, то для них большую помощь окажет психотерапия, а не тренинги профилактического характера. Третичная профилактика направлена на реабилитацию людей, здоровье или самочувствие которых пострадало в результате хронических рабочих стрессов.

      В качестве примера организации оздоровительных мероприятий в Приложении мы приводим программу, разработанную в одной из успешно развивающихся компаний Санкт-Петербурга. Составитель программы — Светлана Сотникова, заместитель директора по персоналу строительной компании ООО «Генподрядная компания СТЭП», необходимость профилактической работы с сотрудниками данной организации связывает с высоким уровнем стрессогенности проведения строительных работ. Данная программа была составлена в 2007 году на основании результатов мониторинга стресс-факторов, присутствующих в профессиональной деятельности менеджеров.

      Направления стресс-менеджмента в компании «Стэп» (Санкт-Петербург).

      Организация оздоровительных мероприятий в строительной компании ООО «Генподрядная компания СТЭП» осуществляется по следующим направлениям:

    • повышение квалификации в виде занятий по наиболее острым проблемам и дефицитам, выявленным в деятельности менеджеров компании. Повышение квалификации проводится в виде тренинговых занятий по следующим темам: «Мастерство презентации и речевых коммуникаций», «Индивидуальный подход в управлении персоналом», «Принятие оперативных управленческих решений», «Стресс-менеджмент», а также коммуникативного тренинга, направленного на развитие эффективных межличностных взаимоотношений и эффективного взаимодействия менеджеров в компании, для более быстрой адаптации новых сотрудников; проведение пост-тренингов для получения подробной обратной связи от участников тренинга, а также предоставление участникам возможности получить индивидуальные консультации у тренеров;
    • организация «Родительского клуба», цель которого заключалась в проведении занятий по семейной терапии, детской психологии, сотворчеству родителей и детей. Менеджеры также смогли получить квалифицированные консультации у специалистов по педагогике и психологии. Данные мероприятия позволили сформировать сообщество «Стэповских родителей» для получения и обмена полезной информацией, а также укрепления семейных ценностей. Добровольное посещение и полезность таких мероприятий способствовали тому, что сотрудники на них стали приглашать мужей/жен, родственников и друзей, приходить на занятия вместе с детьми;
    • предоставление менеджерам возможности пройти консультирование у психологов-коучей по индивидуальным проблемам;
    • улучшение условий труда и отдыха для сотрудников. В компании введена должность цветовода и специалиста по аквариумистике, создано кафе внутри офиса, для того чтобы менеджеры могли во время перерыва отдохнуть и пообедать в эргономически комфортных условиях.
    • 5psy.ru