Выгодская пеллингер успенская устранение заикания у дошкольников

Выгодская пеллингер успенская устранение заикания у дошкольников

Методика Выгодской И.Г., Пеллингер Е.Л. И Успенской Л.П. “Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях”. В методике этих выдающихся ученых и дефектологов собраны и систематизированы по периодам коррекции речи заикающихся детей различные игры и игровые приемы. Главная »; Устранение заикания у дошкольников в игре. В пособии содержится игровой материал для формирования у заикающихся дошкольников навыков свободной плавной речи (речевые упражнения, инсценированные сказки, сюжетно-ролевые. Авторы Ингерит Выгодская, Елена Пеллингер,.

•, учитель-логопед Разделы: Заикание – один из наиболее тяжелых дефектов речи. Внешне оно проявляется вне произвольных обстановках в моменты высказывания, а также вынужденных повторениях отдельных звуков и слогов. Таким образом, заикание принято относить к нарушению темпа и ритма речи.

К их нарушению приводят судороги мышц речевого аппарата, которые в процессе речи могут возникать в разных его отделах – и в артикуляторном (в мышцах языка и губ), и в голосовом, и в дыхательном. Это приводит к периодическому “застреванию” на отдельных звуках, а значит, и к нарушению правильности чередования ударных и безударных слогов, то есть нормального ритма речи. Темп речи при заикании также неравномерный: то он резко замедляется из-за прерывания речи судорогами речевых мышц, то некоторые отрезки речи в промежутках между судорогами произносятся в ускоренном темпе. Большинство современных исследователей сходятся в мнении, что заикание внешнее проявление невротических, эмоциональных речевых нарушений. В некотором смысле заикание можно считать айсбергом, вершина которого – неправильность речи, а подводная часть – различные причины, приведшие к этому. В большинстве случаев заикание возникает в детском возрасте (от 2 до 5 лет), когда ребенок начинает употреблять целые фразы. Обычно ребенок сам чувствует затруднения в речи и часто жалуется на это.

Он боится говорить или говорит шёпотом, в основном ограничивается короткими ответами, а иногда предпочитает молчать. Изменяется и поведение ребенка. Он становится раздражительным, капризным, пугливым, сторонится детей и предпочитает одиночество. Чаще всего заикание возникает у нервно ослабленных детей. Оно может появиться после перенесенного испуга. Возникновение заикания связывают со слабостью нервной системы, обусловленной инфекционными заболеваниями, неблагоприятной беременностью и дефектами воспитания. Подобный дефект имеет стойкий характер и без врачебно-логопедического вмешательства и родительской помощи, как правило, не проходит.

В настоящее время широкое распространение получил комплексный метод преодоления заикания, включающий два взаимосвязанных метода: – лечебно-оздоровительный (медикаментозная терапия, физиотерапия, витаминотерапия, режим дня и питания); – коррекционно-воспитательный (воздействие логопедов, воспитателей и родителей). Комплексная медико-педагогическая проблема восстановления коммуникативной функции речи при заикании привлекает ученых и практиков на протяжении вот уже многих веков. Исследователи и практики не могут прийти к единому выводу по поводу того, является ли заикание болезнью или только недостатком речи, нужно его “лечить” или “устранять”. Практики, работающие над этой проблемой, высказывают мнение о необходимости комплексного метода лечения заикания. Опыт работы показал, что при заикании в первую очередь необходимо “лечить душу” больного, помочь ему избавиться от комплекса “неполноценности”, заставить его вновь поверить в свои силы. Многие труды о заикании написаны бывшими заикающимися, тоже полностью преодолевшими этот недуг и посчитавшими своим долгом поделиться опытом обретения здоровой речи с “друзьями по несчастью”.

Столкнувшись в практике с детьми страдающими заиканием, мной были изучены многие методики и системы работы с ними. Свой выбор я остановила на трех методиках. Система Соловьевой Е.А. “Путь к преодолению заикания”, она предлагает работу по преодолению заикания у взрослых. Книга отличается неординарным комплексным подходом к проблеме логоневрозов и сочетает в себе медицинское и психолого-педагогическое воздействие. В издании представлены 10 детально разработанных занятий, включающих в себя материал по психотерапевтическому внушению, артикуляторную и дыхательную гимнастику, точечный массаж и способы фитолечения в виде наборов целебных трав для питья.

Занятия по данной системе проводились в группах по 10 человек в возрасте от 14-ти лет и старше. Весь курс занятий состоит из 3 этапов, по 10 занятий на каждом этапе. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

Перерыв между каждым этапом 1 месяц. Это позволяет проследить эффективность лечения и дает возможность избежать рецидивов заикания на 1-м и 2-м этапах. Рецидивы заикания устраняются в основном самими больными, использующими упражнения данной методики. Дома участники группы продолжают отрабатывать данные на занятии задания и на следующем занятии отчитываются о своих успехах и неудачах, поддерживают друг друга, ищут причины успеха и неудач.

Эта совместная работа очень сплачивает коллектив, создает положительный настрой. Каждым участником обязательно ведется дневник. Книга представляет собой обобщение многолетнего опыта работы по восстановлению коммуникативной функции речи у заикающихся.

Перед началом занятий пациенты заполняют анкету, которая поможет определить общее состояние речи при поступлении в группу. Методика Выгодской И.Г., Пеллингер Е.Л.

И Успенской Л.П. “Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях” В методике этих выдающихся ученых и дефектологов собраны и систематизированы по периодам коррекции речи заикающихся детей различные игры и игровые приемы. Целенаправленные игровые ситуации формируют у детей навыки самостоятельной речи, помогают им переходить от общения словами на первом этапе работы к развернутым высказываниям на завершающих курс занятиях. Курс занятий с заикающимися рассчитан лишь на 2–3 месяца, а устранение у этих детей отдельных дефектов звукопроизношения проводится предварительно на индивидуальных занятиях. Авторы данной методики предлагают методические указания, поэтапные схемы на весь период работы (курс рассчитан на 36 занятий), также дают план логопедических занятий каждого этапа, приводят специальные упражнения для мышечного расслабления и снятия эмоционального напряжения (релаксация). Заикающимся детям свойственны повышенная эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов.

При затруднениях в речи у ребенка возникает повышенная мышечная напряженность, как в органах артикуляции так и во всем теле. Чтобы помочь себе он сжимает кулачки или с силой зажимает рот ладошкой, так как он не знает, что нужно ему делать в данной ситуации. Для этого учеными И. Выгодской, Е. Пеллингер, Л. Успенской были разработаны специально для дошкольников системы расслабляющих упражнений, которые помогают снять у ребенка чрезмерное напряжение.

Все упражнения проводятся в игровой форме, в сопровождении рифмованных фраз, которые доступны и интересны детям. Эти расслабляющие упражнения условно названы “Волшебным сном”. Так же для заикающихся детей используются игровые приемы для организации щадящего режима на специальных логопедических занятиях и в домашних условиях. Чтобы облегчить формирования нового речевого навыка, необходимо в начальный период работы снизить речевую активность заикающихся, специально ограничить объем их высказываний.

Обычно это трудно осуществить, а игра поможет включить ребенка в режим относительного молчания. Условно эти игры называются “Молчанки”. Для нормализации речевого дыхания, которое у заикающихся часто бывает нарушенным. Важно не только побудить ребенка к спокойному общению, но и обеспечить ему возможность говори четко, плавно, выразительно, на выдохе. Игровые приемы позволяют ненавязчиво обучить его спокойному речевому дыханию. Для начального периода работы по устранению заикания, игры и игровые приемы помогают обучить ребенка правильной речи: умению говорить на выдохе, делая опору на ударные гласные, слитно произносить слова в смысловом отрезке, пользоваться паузами и логическими ударениями.

Такие игры носят название “В Стране коротких ответов”. Для тренировки навыков правильной речи при постепенном расширении объема высказывания.

Такие игры помогают ребенку четко оформить мысль не только короткими, но и простыми распространенными предложениями. Игровое название таких игр – “В Стране полных ответов”. Такие игрушки как куклы с ручным управлением, или бибабо помогают логопедам от первого до заключительного занятия. Ожившие куклы помогают быстрее осуществить цели логопедической работы и увлечь детей. При управлении куклой у ребенка исчезает двигательное беспокойство, все движения его становятся целенаправленными. Все это успокаивает детей, способствует упорядочению и раскованности речи. Иры “Инсценировки” и “Сюжетно ролевые” посвящены играм – драматизациям, в которых используется способность детей к творчеству перевоплощению для закрепления навыка правильной речи и приобретения свободы речевого общения.

В инсценировках дети – “артисты” – учатся не принужденно говорить и действовать, исполняя выученные роли. В сюжетно ролевых играх при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций (например, “В магазине”, “В парикмахерской”, “День рождения” и т. Д.) у детей возникает естественная потребность в инициативной речи.

Становясь “взрослым” во время игры, они обретают уверенность речевого общения. В устранении заикания у дошкольников играет важную роль – “Заключительные занятия” – организация и проведение праздников.

Задача логопеда не только исправить речь заикающегося, но и подготовить его психологически к общению в любых условиях. Своеобразным экзаменом для ребят являются выступления на детских праздниках, где присутствуют гости: другие дети, родители, обслуживающий персонал и т.

Выгодская, Е. Пеллингер, Л. Успенская в своей методике предлагают формы работы с родителями заикающихся детей, где рассказывают родителям как важно, чтобы и дома соблюдалось правильное общение с заикающимся ребенком. Методика Л.Н.Смирнова “Логопедия при заикании” представляет систему игровых упражнений, речевой материал, которые тесно связаны с какими-либо движениями: манипуляциями с картинками, мячом, карандашом, предметами, игрушками и т.д.

Эти движения – своеобразные синхронизаторы речи, которые облегчают речевой процесс и обеспечивают благоприятную речевую динамику. В процессе многочисленных игровых упражнений ребенок перестает заикаться, у него вырабатывается рефлекс плавной речи. Он убеждается, что может говорить без заикания. У ребенка постепенно снижается фиксированность на акте речи, в головном мозге устанавливаются дополнительные связи и восстанавливается здоровая динамика речи. Представленная в пособии система игровых упражнений рассчитана на 30 недель (учебный год) и имеет многофункциональный характер: • обеспечивает коррекцию речи и личности; • развивает чувство темпа и ритма; • активизирует внимание и память; • растормаживает мышечный тонус; • развивает речедвигательную координацию; • развивает мелкую моторику; • формирует навык грамотной связной речи. Этой методикой рекомендуется заниматься с детьми ежедневно в утреннее время в течение 15–30 минут (можно заниматься два раза в день). Занятия должны проходить в спокойной доброжелательной обстановке.

На первых занятиях желательно использовать облегченные формы речи: сопряженную (взрослый проговаривает фразы вместе с ребенком) и отраженную (ребенок повторяет текст вслед за взрослым). Затем по мере улучшения речевого акта детей логопед вводит вопросно-ответную форму речи. Во втором полугодии дошкольники уже самостоятельно пересказывают услышанное, описывают увиденное или картинку, беседуют со взрослыми и другими детьми. Данное пособие предназначено логопедам дошкольных учреждений для проведения подгрупповых и индивидуальных занятий с заикающимися детьми 5–7 лет. Оно также может быть использовано воспитателями и родителями для проведения занятий по заданию логопеда. Занятия очень интересны и система их проведения последовательно охватывает все стороны восстановления правильной речи. Представленная в пособии система игровых упражнений рассчитана на 30 недель (учебный год) и имеет многофункциональный характер.

Первые две методики по их системе работы очень схожи, единственная разница их в том, что разный возраст заикающихся, а третья методика хороша тем, что в ней представлены многочисленные игровые упражнения. Эти методики очень заинтересовали меня и послужили основой в использовании их систем в работе с детьми страдающими заиканием на коррекционных занятиях.

Учитывая проблему заикания, возраст детей, программное содержание по коррекции речи детей была разработана система на основе выше перечисленных методик, весь курс которых состоит из 3 этапов и между каждым этапом перерыв 1 месяц, чтобы проследить эффективность лечения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда, а устранение отдельных дефектов звукопроизношения проводится предварительно на индивидуальных занятиях. Разработанная поэтапная система коррекции заикания оказалась результативна. На каждом этапе все занятия с детьми дошкольниками проводились в игровой форме, что позволяло наиболее эффективно осуществить коррекцию речи заикающихся детей, без принуждения, в благоприятной обстановке, без утомления, с положительными эмоциями. Игра – основной вид деятельности ребенка.

Это источник его нравственного и умственного развития, условие формирования личности, его речи и навыков общения. Именно в игре наиболее эффективно можно осуществлять коррекционное воздействие на речь и личность заикающегося. Организуя занятие (или отдельные его части), логопед в этой привычной и доступной для ребенка форме деятельности общается с ним “на равных”, завоевывает его любовь и доверие, преодолевает его скованность и застенчивость. Разнообразные игровые ситуации, умело созданные логопедом, побуждают ребенка к свободному речевому общению, отвлекают его внимание от речевого дефекта, предоставляют богатые возможности для осуществления целенаправленной психотерапии. Игра и сама по себе оказывает благотворное воздействие на общее психическое состояние заикающегося, вызывает у него встречную активность, затрагивая его интересы, фантазию, воображение. Все это повышает эффективность коррекционной работы.

В то же время игровые приемы освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста длительной неподвижности на логопедическом занятии и помогают чередовать виды речевой работы. Многие заикающиеся дети без запинок разговаривают с игрушками, книжками, животными и т. Этим необходимо воспользоваться и всеми средствами поддерживать спокойную речь ребенка, строя логопедическую работу не в форме занятий, а в форме интересной игры с опорой на картинки, игрушки, предметы, рифмовки, движения.

В процессе игры у ребенка вырабатываются качества и навыки, необходимые для преодоления заикания. Игра, основанная на положительных эмоциях, помогает ребенку выработать алгоритм бессудорожной речи. Перед началом занятий проводится беседа с родителями, в ходе которой устанавливаются причины возникновения заикания у детей, затем родителей знакомят с правилами и условиями при которых можно преодолеть недуг и исправить речь заикающих. Родителям рассказывается, что такое заикание и от чего оно происходит, а также им рассказывается об общем оздоровлении нервной системы детей с заиканием, объясняются условия при которых поможет данная система, и рассказывается каждая ступень работы с детьми по предложенной системе и плану, почему и для чего надо пройти эти ступеньки.

В приложение (таблица 1) приведены методические указания по предложенной по этапной системе и план занятий. В предлагаю вашему вниманию конспект одного из занятий “Системного устранения заикания у дошкольников в игровых ситуациях”.

freedomwinesgq.weebly.com

УСТРАНЕНИЕ ЗАИКАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДИКИ ВЫГОДСКОЙ И.Г., ПЕЛЛИНГЕР Е.Л., УСПЕНСКОЙ Л.П. АВТОРЕФЕРАТ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Транскрипт

1 Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» Кафедра логопедии и психолингвистики УСТРАНЕНИЕ ЗАИКАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДИКИ ВЫГОДСКОЙ И.Г., ПЕЛЛИНГЕР Е.Л., УСПЕНСКОЙ Л.П. АВТОРЕФЕРАТ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ 4 курса 475 группы направления Специальное (дефектологическое) образование профиля «Логопедия» факультета психолого-педагогического и специального образования Перминовой Марины Алексеевны Научный руководитель доктор филол. наук, доцент В.П. Крючков Зав. кафедрой логопедии и психолингвистики доктор филол. наук, доцент В.П. Крючков Саратов, 2016

2 Феномен заикания занимает умы ученых на протяжении многих десятилетий, о нем написаны тысячи книг и научных статей. Даже существует Международный день заикающихся людей во всем мире, который отмечают 22 октября. Начиная с 1994 года, регулярно проходят международные симпозиумы, посвященные проблеме заикания. Эти научные конгрессы собирают специалистов всего мира. Издается международный журнал «Fluency Disorders» («Нарушение плавности»), также посвященный проблеме заикания. Активный интерес ученых разных стран свидетельствует о ее актуальности. В отечественной логопедии заикание в течение десятилетий было подвергнуто глубокому и всестороннему изучению. Научная разработка проблемы заикания в отечественной логопедии связана с именами известных ученых В.П. Барановой, Н.А. Власовой, Л.С. Волковой, И.Г. Выгодской, Л.Я. Миссуловина, Н.Г. Неткачева, Е.Л. Пеллингер, И.А. Сикорского, Н.П. Тяпугина, Л.П. Успенской, Е.Е. Шевцовой, В.М. Шкловского. Благодаря исследованиям М.А. Алексеева, Н.Е. Введенского, Н.И. Жинкина, А.В. Запорожца, Д.Г. Квасова, В.А. Кручинина, Б.М. Теплова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского установлено, что темпо-ритмические расстройства не только нарушают речевую функцию ребёнка, но и снижают его работоспособность и продуктивность деятельности. Проблемой исследования является раскрытие научно-теоретических основ формирования правильной речи детей с незначительными отклонениями коммуникативной функции и на этой основе экспериментальная проверка методики развития произвольного общения. Цель работы: изучение проблемы заикания и выявление эффективности специальных педагогических условий для его устранения. Под специальными педагогическими условиями понимается: создание положительного эмоционального фона для заикающихся; организация коммуникативно-развивающих занятий, основанных на

3 принципах игрового моделирования и коммуникативноориентированного обучения. Цель предполагает решение следующих задач: 1. изучить научно-методическую литературу по проблеме устранения заикания у дошкольников и раскрыть особенности проявления заикания; 2. обследовать состояние темпо-ритмической организации устной речи; 3. разработать курс коррекционно-логопедических занятий и рекомендации для родителей; 4. оценить эффективность специальных условий в ходе экспериментального исследования. Объектом исследования является темпо-ритмическая организация устной речи у заикающихся дошкольников. Предмет исследования: процесс коррекции заикания с использованием игровой деятельности. Следовательно, можно предположить, что при использовании игр и игровых упражнений на занятиях возможна коррекция темпо-ритмической организации устной речи заикающихся. Это предположение и является гипотезой исследования. Методы исследования: теоретический метод анализ литературных источников по исследуемой проблеме, анкетирование; эмпирические методы констатирующий и формирующий эксперименты, обработка данных опытно-экспериментальной работы в контрольном эксперименте. Научно-теоретическую основу исследования составляют научные труды таких ученых, как А.И. Богомолова, Г.А. Волкова, И.А. Поварова, в которых заикание рассматривается как сложное психическое речевое расстройство. Материалы дипломного исследования могут быть полезны в коррекционно-логопедической работе учителям-логопедам в ДОУ, воспитателям и родителям, которые занимаются формированием плавной

4 устойчивой речи. Экспериментальной базой исследования явилась группа дошкольников 4 человека (2 девочки и 2 мальчика) шести- и пятилетнего возраста старшей и подготовительной группы детского сада «Теремок», 23 детского сада г.п. Петров Вал, имеющих клинический диагноз, поставленный неврологом при обследовании: невротическая форма заикания, логопедическое заключение: заикание. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего в себя 80 наименований, приложений. Иллюстративный материал представлен 3 таблицами и 3 диаграммами. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Р. Кён (1878) пишет: «Человеческая речь, эта сложная, удивительная функция, предназначенная служить нам для гласного выражения мыслей, без сомнения, драгоценнейший дар, которым природа отличила человека от всех прочих существ И несмотря на это, как мало ценим мы этот божественный дар! Лишь тогда, когда, вследствие природных или приобретенных пороков и болезней, человек лишается отчасти или совершенно дара речи, или когда, вследствие случайных болезненных изменений в организме, явственная и плавная речь делается неправильною и порочною, лишь тогда замечаем мы понесенную громадную утрату и счастливы, если силами природы или врачебной помощью удается восстановить прежнюю правильность и плавность речи». Заикание нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Наиболее часто наблюдается у детей в возрасте от 1,5 до 7 лет, как правило, в связи с перенапряжением или травмой нервной системы. Предрасполагает к заиканию снижение устойчивости нервной системы

5 ребенка. В некоторых случаях причиной бывает подражание неправильной речи окружающих. Замечено, что дефекты произношения у взрослых в семье увеличивают возможность появления заикания у ребенка. Нередко непосредственной причиной заикания становится ускоренная речь родителей или воспитателей, перегрузка ребенка чтением, пересказами. В большинстве случаев заикание начинается в детстве и длится от нескольких месяцев до нескольких лет. В отличие от заикающихся взрослых большинство заикающихся детей выздоравливает спонтанно. Заикание чаще бывает у мальчиков, чем у девочек, иногда возникает у нескольких членов семьи. Почти все заикающиеся способны говорить плавно, когда они одни, либо читают с кем-то в унисон, либо эмоционально увлечены, либо поют, шепчут или говорят на каком-либо диалекте, либо существенно изменяют свой голос, дыхание или манеру говорить, а также во многих других случаях. Заикающиеся испытывают особенные трудности при общении в сложных ситуациях, например, при выступлении перед слушателями, в спешке, когда стремятся получить одобрение или чрезмерно сосредоточены на себе и своем заикании. Большинство запинок при заикании представляют собой повторы или продление начальных звуков или слогов либо полную остановку на начале слова или слога. Запинки могут сопровождаться непроизвольными движениями мышц лица, шеи, конечностей, а также вставками посторонних слов или звуков. Эти «вторичные» симптомы, возникающие как реакция на запинки, усугубляют впечатление затрудненности и неуверенности речи заикающегося. В разное время делались попытки использовать для преодоления заикания и различные механические приспособления. Но механические приспособления не прижились в практике лечебно-логопедической работы с заикающимися. Однако в настоящее время мы знаем о попытках использования различных технических средств при лечении заикания. было время, когда в газетах рекламировался метод «одномоментного снятия

6 заикания», предложенный К.М. Дубровским. Как показал опыт изучения этого метода, в один момент трудно устранить все те нарушения и расстройства, которые наблюдаются обычно при заикании: речи, физического и нервного здоровья, общей и речевой моторики. Итак, «сверхсредств», позволяющих сразу и навсегда избавить всех заикающихся от их недуга, нет. Есть один общий для всех путь путь кропотливой, упорной работы над собой, над своей речью. Если на это твердо настроится, то хорошими помощниками тогда окажутся и медикаментозное лечение, и современная аппаратура, и сеанс императивного внушения в бодрствующем состоянии и гипноз. Как показывает опыт, не чудо, а труд лежит в основе избавления от заикания. Неотъемлемым компонентом профессиональной компетенции современного педагога является умение использовать современные методики в работе с детьми дошкольного возраста. Одной из таких методик стала методика преодоления заикания в игровых ситуациях И.Г. Выгодская, Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенская. Методика игровой деятельности направлена на воспитание личности и одновременно на устранение дефекта Игровые ситуации побуждают ребенка к свободному речевому общению, отвлекают его внимание от речевого дефекта. Игра и сама по себе оказывает благотворное воздействие на общее психическое состояние заикающегося, вызывает у него встречную активность, затрагивая его интересы, фантазию, воображение. Все это повышает эффективность коррекционной работы. В то же время игровые приемы освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста длительной неподвижности на логопедическом занятии и помогают чередовать виды речевой работы. Игровые ситуации формируют у детей навыки самостоятельной речи, помогают им переходить от общения словами к развернутым высказываниям. В начале дипломной работы была выдвинута гипотеза: предполагается, что процесс коррекции заикания будет эффективен, если:

7 будет реализован комплекс педагогических условий в рамках коммуникативно-развивающего подхода, обеспечивающего развитие произвольности общения; учтен комплексный подход в работе с дошкольниками. Результаты, полученные нами в ходе коррекционной работы, показали, что у детей экспериментальной группы отмечается повышение уровня произвольности общения со взрослым и со сверстниками, адекватность самооценки и как следствие уменьшение проявлений нарушений речевой коммуникации в определенных ситуациях. Значительные изменения произошли и в результатах работы по формированию темпа и ритма речи. Дети, посещавшие экспериментальную группу, научились говорить более неторопливо, ритмично, выразительно. У детей контрольной группы наблюдаются колебания в высказываниях. У детей экспериментальной группы снижены проявления речевого дефекта. На занятиях и вне их речь стала более свободная. Дети уверены, что при дальнейшей закрепительной работе заикание исчезнет полностью. Результаты исследования подтверждают положения выдвинутой гипотезы и дополнительно свидетельствует о том, что система специальных педагогических условий благотворно влияет не только на устранение заикания, но и на общее самочувствие ребенка. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Андронова, Л.З. О влиянии пения на заикание / Л.З. Андронова, М.А. Арутюнян, А.С. Александровская // Дефектология С Андронова, Л.З. Синхронизация движений губ и пальца руки при отслеживании ритмической последовательности звуковых сигналов в норме и при заикании / Л.З. Андронова, В.П. Яхно // Заикание, экспериментальные исследования и методы реабилитации. М., Арефьева, Э.А. Работа логопункта в дошкольном образовательном учреждении / Э.А. Арефьева, С.О. Подобед // Дефектология

8 С Асатиани, Н.М. Данные клинико-физиологического исследования детей дошкольного возраста, страдающих заиканием / Н.М. Асатиани, Л.И. Белякова, И.О. Калачева // Дефектология С Белякова, Л.И. Логопедия. Заикание: учебное пособие для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. 2-е изд., дополн. и перераб. М.: В. Секачев, ЭКСМО-Пресс, с. 6. Белякова, Л.И. Основные логопедические технологии формирования плавной речи у заикающихся / Л.И. Белякова // Дефектология С Богомолова, А.И. Устранение заикания у детей и подростков: из опыта работы / А.И. Богомолова. М.: Просвещение, с. 8. Визель, Т.Г. Коррекция заикания у детей / Т.Г. Визель. М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, с. 9. Власова, Н.А. О заикании детей дошкольного возраста / Н.А. Власова // Педиатрия С Волкова, Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников / Г.А. Волкова. М., с. 11. Волкова, Г.А. Коррекционная работа с заикающимися детьми дошкольного возраста по системе игр / Г.А. Волкова // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. Л., С Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений [Гглава вторая. Логопедическая ритмика в системе комплексной психолого-педагогической работы и медицинских мероприятий по преодолению заикания]. М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, с. 13. Выгодская, И.Г. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях: Книга для логопеда / И.Г. Выгодская, Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенская. 2-е издание, перераб. и доп. М.: Просвещение, с.

9 14. Гегелия, Н.А. Родителям о заикании детей и подростков / Н.А. Гегелия // Дефектология С Гончарова, Н. Театрализованные игры в коррекции заикания / Н. Гончарова // Дошкольное воспитание С Жинкин, Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин. М., с. 17. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей / А.И. Захаров. СПб., Издательство «Союз», с. 18. Калягин, В. Если ребенок заикается / В. Калягин. СПб., Кён, Р. Заикание, шепелянье, захлебывание, картавление и прочие пороки речи. Сущность, предотвращение и излечение этих недостатков // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений, В 2 тт. Т.I / Р. Кён; под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, С Клуб логопедов «Логобург» [Электронный ресурс]: URL (дата обращения ). 21. Крапивина, Л.М. Работа логопеда с родителями заикающихся детей преддошкольного возраста / Л.М. Крапивина // Дефектология С Кузьмина, М. Заикание / М. Кузьмина // Школьный психолог Сентябрь. 35. С Кузьмина, М. Энурез в сочетании с заиканием / М. Кузьмина // Школьный психолог Окт. ( 20). С Куршев, В.А. Заикание / В.А. Куршев. М., с. 25. Лаврова, Е.В. Исследование состояние голоса у заикающихся дошкольников // Заикание: проблемы теории и практики / Е.В. Лаврова, В.И. Филимонова; под ред. Л.И. Беляковой. М., С Лагузен, Х. Способ излечения заикания // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и

10 средних учебных заведений. В 2 тт. Т. I / Х. Лагузен; под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, С Левина, Р.Е. Преодоление заикания у дошкольнков / Р.Е. Левина. М.: Педагогика, с. 28. Леонова, С.В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников: Учебное пособие / С.В. Леонова; под ред. В.И. Селиверстова. М.: ВЛАДОС, с. 29. Либманн, А. Патология и терапия заикания и косноязычия // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений. В 2 тт. Т. I / А. Либманн; под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, С Логопедия: Учебник / Под ред. Л.С. Волковой. М.: Владос, с. 31. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, с. 32. Лохов, М.И. Основные подходы к лечению заикания и логоневроза в контексте общей терапии моносимптоматических пограничных психических расстройств детского возраста / М.И. Лохов, Ю.А. Фесенко, Л.П. Рубина // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева Т С Лукашевич, И.П. Комплексный анализ патогенетических механизмов и этиология синдрома заикания / И.П. Лукашевич // Дефектология С Макаускене, В. Групповая программа коррекции речи у заикающихся школьников / В. Макаускене, Ю. Орзекаускене // Дефектология С Мастюкова, Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с

11 особыми проблемами в развитии / Е.М. Мастюкова. М.: ВЛАДОС, с. 36. Меньшикова, С.В. Коррекция заикания у детей: Практическое пособие для логопедов и родителей / С.В. Меньшикова. Казань: Лиана, с. 37. Миссуловин, Л.Я. Заикание и его устранение / Л.Я. Миссуловин. СПб.: ООО «СЛП», с. 38. Миссуловин, Л.Я. Заикание: Особенности возникновения, течения и терапии / Л.Я. Миссуловин. СПб., с. 39. Миссуловин, Л.Я. Заикание: Психотерапия и логопедические упражнения / Л.Я. Миссуловин. Л., с. 40. Миссуловин, Л.Я. Лечение заикания / Л.Я. Миссуловин. Л., с. 41. Миссуловин, Л.Я. Патоморфоз заикания. Изменение картины возникновения и течения заикания, особенности коррекционной работы: учебное пособие / Л.Я. Миссуловин. СПб.: Союз, с. 42. Набиева, Т.Н. Основные факторы риска возникновения заикания / Т.Н. Набиева // Дефектология С Набиева, Т.Н. Пути устранения мышечной патологии при заикании / Т.Н. Набиева // Дефектология С Неткачев, Г.Д. Заикание. Его сущность, причины, происхождение, предупреждение и лечение в детском возрасте и у взрослых: Новый психологический способ лечения / Г.Д. Неткачев. М., с. 45. Неткачев, Г.Д. Клиника и психотерапия заикания // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений. В 2 тт. Т. I / Г.Д. Неткачев; под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, С Обучение и воспитание заикающихся дошкольников: Программа. М., Орлова, О.С. Развитие детского голоса в онтогенезе / О.С. Орлова, П.А.

12 Эстрова, Э.И. Ефремова // Онтогенез речевой деятельности: норма и птология. М., С Основы дошкольной логопедии / Т. Б. Филичева, О. С. Орлова, Т. В. Туманова и др. М.: Эксмо, с. 49. Основы логопедической работы с детьми / Под общ. ред. Г.В. Чиркиной. М.: Аркти, с. 50. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. М.: Педагогика, Пеллингер, Е.Л. Как помочь заикающимся школьникам / Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенская. М.: Просвещение, с. 52. Пеллингер, Е.Л. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях: Кн. для логопеда / Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенская, И.Г. Выгодская. 2-е издание, перераб. и доп. М.: Просвещение, с. 53. Пировская, В. Кому нужен логопед? / В. Пировская // Здоровье детей С Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах / И.А. Поварова. 2-е издание. СПб.: Питер, с. 55. Поварова, И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах: Практическое руководство для заикающихся и логопедов / И.А. Поварова. СПб.: Союз, с. 56. Поварова, И.А. Практикум для заикающихся. Учимся говорить правильно и красиво / И.А. Поварова. СПб.: СОЮЗ, с. 57. Полушкина, Н.Н. Диагностический справочник логопеда / Н.Н. Полушкина. М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, с. 58. Правдина, О.В. Логопедия. Учебное пособие / О.В. Правдина. М.: Просвещение, с. 59. Рау, Е.Ф. Логопедия / Е.Ф. Рау, В.А. Синяк. М., с. 60. Рождественская, В.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста / В.И. Рождественская, Е.И. Радина. изд. 5-е. М.: Просвещение, с.

13 61. Рождественская, В.И. Игры и упражнения для исправления заикания. Пособие для воспитателя дет. сада / В.И. Рождественская, А.И. Павлова. изд.2-е, перераб. и доп. М.: Просвещение, с. 62. Рычкова, Н.А. Логопедическая ритмика / Н.А. Рычкова. М.: ГНОМ- ПРЕСС, с. 63. Садовникова, Е.Н. Вариант логопсиходиагностического анализа группы заикающихся дошкольников / Е.Н. Садовникова, Е.Ю. Рау // Дефектология С Селиверстов, В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учебное пособие / В.И. Селиверстов. М.: ВЛАДОС, с. 65. Селиверстов, В.И. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ.дефектол. факультетов пед. вузов / В.И. Селиверстов, Л.Г. Парамонова; под ред. Л.С. Волковой: Кн.2: Нарушения темпа и ритма речи: Брадилалия. Тахилалия. Заикание. М.: ВЛАДОС, с. 66. Селиверстов, В.И. Современный комплексный метод преодоления заикания // Расстройства речи у детей и подростков / В.И. Селиверстов; под ред. С.С. Ляпидевского. М., Сикорский, И.А. О заикании // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений. В 2 тт. Т. I / И.А. Сикорский; под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. М.: ВЛАДОС, С Скрынник, И. Примерные конспекты логоритмических занятий с детьми, страдающими заиканием / И. Скрынник // Дошкольное воспитание , 6, 8, Тартаковский, И.И. Психология заикания и коллективная психотерапия // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений. В 2 тт. Т. I / И.И. Тартаковский; под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. М.:

14 ВЛАДОС, С Филатова, Ю.О. VII Международный конгресс по проблеме заикания: холистический подход / Ю.О. Филатова // Дефектология С Филатова, Ю.О. Нарушение онтогенеза плавности речи / Ю.О. Филатова // Дефектология С Филичева, Т.Б. Основы логопедии: Учебное пособие / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. М.: Просвещение, с. 73. Чевелева, Н.А. Заикание у детей / Н.А. Чевелева // Основы теории и практики логопедии. М., С Чевелева, Н.А. Исправление речи у заикающихся школьников / Н.А. Чевелева. М.: Просвещение, с. 75. Чевелева, Н.А. К вопросу о заикании у детей / Н.А. Чевелева // Дефектология С Шевцова, Е.Е. Психолого-педагогическая диагностика и коррекция заикания / Е.Е. Шевцова. М.: В. Секачев, ИОИ, с. 77. Шкловский, В.М. Заикание / В.М. Шкловский. М., с. 78. Шкловский, В.М. Комплексная система логопедических занятий и психотерапии при логоневрозах / В.М. Шкловский. Л., с. 79. Шкловский, В.М. Психотерапия в комплексной системе лечения заикания: Руководство по психотерапии / В.М. Шкловский. Ташкент, с. 80. Ястребова, А.В. Коррекция заикания у учащихся общеобразовательной школы. Пособие для учителей-логопедов / А.В. Ястребова. М.: Просвещение, с.

docplayer.ru