Выгорание и стресс

Эмоциональное выгорание и стресс — путь к депрессии

Причиной возникновения эмоционального выгорания считается влияние на организм профессиональных стрессов в течение продолжительного времени. Последние исследования свидетельствуют о том, что это достаточно распространенная проблема среди работников здравоохранения, образования, правоохранительных органов, сферы услуг и др.

Стресс на рабочем месте может быть обусловлен несоответствием требований, предъявляемых к работнику, и его личных внутренних ресурсов. Из-за перегрузок и переутомления организм реагирует эмоциональной отстраненностью, при этом наблюдается физическое, умственное и эмоциональное истощение, личная отстраненность, возрастает неудовлетворенность исполняемой работой, и, если ситуация не меняется, в итоге начинают все более проявляться симптомы депрессии.

Дело в том, что организму после какого-либо напряжения или потрясения необходимо несколько дней, чтобы восстановиться. Но в обстановке постоянных стрессовых ситуаций нет времени на восстановление, и происходит истощение энергетических ресурсов, что в итоге приводит к серьезным нарушениям в виде депрессии и неврозов. А они уже сами, в свою очередь, приводят к различным тяжелым нарушениям соматического характера и угнетенному эмоциональному состоянию.

Ну а если эти перегрузки есть, и от стрессов избавиться не получается, что делать? Отдаться на волю стрессам и погрузиться в депрессию? Ни в коем случае! В первую очередь поможет отдых и смена обстановки.

Если нет возможности уйти в отпуск, то нужно спланировать свои дела так, чтобы оставалось достаточно времени на восстановление. Не нужно дома решать рабочие проблемы, лучше вообще о работе не вспоминать. Потратьте это время на общение с любимыми и родными, встречи с друзьями и просто на отдых и сон. Если не получается справиться самостоятельно, следует обратиться к специалисту за помощью.

www.justlady.ru

Выгорание и стресс в контексте профессионального здоровья военнослужащих

Транскрипт

1 Выгорание и стресс в контексте профессионального здоровья военнослужащих М.Е. ЗЕЛЕНОВА кандидат психологических наук, научный сотрудник Института психологии РАН А.В. ЗАХАРОВ начальник Центра психологической работы Вооруженных Сил Российской Федерации В статье изложены и обсуждены результаты исследования, направленного на изучение социально-психологических коррелятов профессионального здоровья субъектов труда. Выявлены взаимосвязи между такими показателями уровня психической напряженности, как симптомы выгорания и стресса, с одной стороны, и характеристики личности и социально-демографического статуса, с другой. Описаны различные подходы к изучению профессионального здоровья, раскрывается понятие «профессиональное здоровье человека», показана связь выгорания и стресса с успешностью профессиональной деятельности. Для диагностики степени выгорания применялся «Опросник выявления профессионального выгорания» (MBI). Уровень общего дистресса выявлялся с помощью «Шкалы определения стрессоустойчивости и социальной адаптации» Т.Х. Холмса, Р.Х. Райх. Для выявления личностных особенностей были использованы психологические опросники. Ключевые слова: психология здоровья, профессиональное здоровье, психическая напряженность, выгорание, стресс, ресурсы психики, индивидуальноличностные особенности. Введение Задача сохранения и поддержания здоровья человека относится к числу наиболее сложных социальных проблем, требующих комплексного междисциплинарного подхода. Как показывает практика, она может быть успешно решена только объединенными усилиями специалистов разного профиля. Науки гуманитарного направления рассматривают здоровье человека, прежде всего, в социальном контексте, выделяя экономические, социальные и культурные факторы, влияющие на психосоматическое благополучие людей. Постепенное понимание, что в вопросах здоровья большую роль играют не только внешние, относительно не зависимые по отношению к индивиду (средовые, генетические, физиологические и др.) факторы, но и внутренние, психологические переменные, привело к выделению отдельной отрасли научного знания психологии здоровья. Классификация факторов, определяющих психическое и соматическое бла- 50

2 Экспериментальные исследования гополучие человека, была предложена еще в работах В.М. Бехтерева. Среди наиболее значимых переменных, влияющих на самочувствие, он выделил следующие. 1. Факторы окружающей среды (природа); 2. Наследственность; 3. Врожденные факторы (условия зачатия и развития плода); 4. Физические факторы (питание, гармоничное развитие тела, соматические заболевания); 5. Экономические факторы; 6. Алкоголизм и наркомания; 7. Воспитание; 8. Образование; 9. Общественная деятельность [5]. Современные исследователи в качестве детерминант здоровья человека наиболее часто рассматривают следующие группы переменных. Внешние природные факторы (экология, условия жизни, урбанизация, оторванность от природы, гиподинамия и т. п.); внутренние природные факторы (пол, возраст, раса, индивидуальная наследственность и т. п.); внешние социально-психологические факторы (различные ситуации, создающие условия и эмоциональную атмосферу жизнедеятельности человека, например, конфликты, ссоры и т. д.); внутренние социально-психологические факторы (чувства, мысли, представления, ценности, идеалы) [12]. Как показывает анализ тематики материалов научных международных конференций, посвященных различным аспектам здоровья человека, в центре внимания исследователей все чаще оказываются вопросы охраны и профилактики здоровья, а также необходимость формирования поведения и системы ценностей, где «здоровый образ жизни» является одной из приоритетных установок [11]. Именно ограничение «вредных привычек» (курение, употребление алкоголя и др.), внимание к физической активности, здоровое питание, регулярные медицинские обследования и т. д., по мнению многих авторов, могут существенно повлиять на этиологию и патогенез современных заболеваний [30; 33; 40 и др.]. Согласно имеющимся оценкам, вероятность возникновения болезней (%) по вине отдельных групп факторов имеет следующую структуру связано с образом жизни человека; определяются генетическими (биологическими) факторами; зависят от средовых воздействий; 8 10 от структур системы здравоохранения [28]. Кроме того, многие исследователи считают, что в вопросах сохранения и поддержания здоровья психологические факторы могут рассматриваться как более значимые по сравнению с природноклиматическими переменными, а негативные переживания и психический дистресс могут оказывать решающее влияние на возникновение болезни, определяя ее характер и эффективность лечебных процедур [4; 7; 14; 26 и др.]. То есть при изучении вопросов, связанных с проблемой сохранения здоровья человека, все чаще учитываются не только внешние факторы, но и индивидуальноличностные переменные, определяющие его поведение в социуме. Здоровье человека все чаще рассматривается как интегральное системное свойство, заключающееся в способности реализовывать 51

3 свои жизненно важные функции физические, репродуктивные, психические, социальные, профессиональные, духовные и другие в различных областях жизнедеятельности [1; 17; 36 и др.]. Условия труда и профессиональная деятельность человека оказывает непосредственное влияние на его психосоматическое состояние. Нередко это воздействие оказывается деструктивным, разрушительным для здоровья и психики. Социально-экономическая необходимость нивелировать негативные последствия производственной среды привела к формированию в конце прошлого столетия нового раздела организационной психологии психологии профессионального здоровья. Данный термин был предложен в 1990 году Дж. Раймондом и явился систематизирующим понятием, объединившим разделы психологии труда, непосредственно направленные на изучение характера производственных стрессоров и поиска способов борьбы с их негативным влиянием на самочувствие работников и их продуктивность [42]. В настоящее время можно выделить три наиболее разработанных подхода к изучению профессионального здоровья субъекта труда: подход, центрированный на деятельности; подход, центрированный на организме; подход, центрированный на личности профессионала и ее характеристиках. В рамках первого подхода профессиональное здоровье понимается как совокупность показателей, отражающих определенный уровень здоровья специалистов, необходимый для успешного выполнения профессиональной деятельности [31]. Представителями второго подхода профессиональное здоровье рассматривается как способность организма сохранять и развивать регуляторные (и защитные) свойства, обеспечивающие его физическое, психическое и социальное благополучие и высокую надежность профессиональной деятельности, профессиональное долголетие и максимальную продолжительность жизни [22; 34; 35; 36]. За последние годы наметилась тенденция при изучении профессионального здоровья включать в качестве его индикаторов и экзистенциально-личностные характеристики субъекта труда, такие как удовлетворенность результатами профессионального самоопределения и деятельности, характеристики мировоззрения, переживание профессиональной востребованности, мотивация к личностному и профессиональному росту и т. д. [1]. Рассматривая позиции разных ученых при определении профессионального здоровья, мы вслед за многими авторами опираемся на понятие, содержащееся в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), согласно которому здоровье рассматривается как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов [25]. При этом профессиональное здоровье можно рассматривать как состояние и как интегральное свойство человека. Профессиональное здоровье, понимаемое как состояние, можно определить как состояние мотивированности, продуктивности и креативности в специальных условиях конкретной профессиональной деятельности, тесно связанное с физическим, психологическим (субъективным) и соци- 52

4 Экспериментальные исследования альным благополучием человека. Если данное состояние приобретает устойчивость, становится характерным для человека, его можно рассматривать как свойство. В этом случае профессиональное здоровье выступает как интегральное свойство человека быть работоспособным, продуктивным и креативным в специальных условиях конкретной профессиональной деятельности, сохраняя физическое, психологическое (субъективное) и социальное благополучие [9; 18]. Программа эмпирического исследования Целью представленной работы явилось изучение взаимосвязей между состоянием профессионального здоровья, личностными особенностями и уровнем профессионализма военнослужащих. Признаки выгорания и стресса рассматриваются как важные индикаторы психологического состояния обследованных военных специалистов, критерии их надежности и успешности. Индивидуально-личностные особенности (жизнестойкость, уравновешенность, коммуникативные характеристики и др.) рассматриваются в качестве психологических переменных, способных противостоять развитию неблагоприятных психосоматических состояний, как внутренние (психологические) ресурсы индивида, позволяющие сохранять работоспособность в ситуациях повышенной напряженности на работе и за ее пределами. Участниками исследования выступили кадровые военные, находящиеся на службе в рядах Российской Армии. Всего обследованы 585 человек, средний возраст 31 год. Методы исследования. Применялся специально разработанный методический комплекс, позволяющий диагностировать уровень проявления признаков психической напряженности, индивидуально-личностные и социально-демографические характеристики обследованных. В него вошли психологические методики, широко применяемые на практике, а также опросники, специально разработанные в целях данного исследования. Для выявления характеристик социально-демографического, профессионального и личностного статуса военнослужащих были использованы: структурированная биографическая анкета «Терпентин» В.А. Бодрова, А.В. Захарова; анкета руководителя (экспертная оценка уровня профессионализма и профессиональной надежности) В.А. Бодрова, М.Е. Зеленовой; анкета «Удовлетворенность работой» В.А. Бодрова; «Тест жизнестойкости» С. Мадди в адаптации Д.А.Леонтьева, Е.И. Рассказовой; методика «Конфликтная личность» Е.П. Ильина; «Многофакторный личностный опросник» (FPI) в адаптации Т.И. Ронгинской, А.А. Крылова. Для диагностики степени выгорания применялся «Опросник выявления эмоционального выгорания» (MBI) Маслач, С. Джексон. С целью выявления уровня психического дистресса применялись субшкала «стресс» опросника «Дифференцированная оценка состояний сниженной 53

5 работоспособности» (ДОРС)» А.Б. Леоновой, С.Б. Величковской и «Шкала стрессогенности событий» Т. Холмса, Р. Райх. Статистическая обработка данных проводилась с использованием стандартного пакета программ SPSS. В зависимости от типа измерительных шкал при оценке достоверности различий применялись Т-критерий Стьюдента, U-критерий Манна-Уитни. Для оценки взаимосвязей между переменными использовался коэффициент корреляции Спирмена. Результаты эмпирического исследования и их обсуждение 1. Воздействие стресс-факторов и уровень стрессоустойчивости военнослужащих Профессия военного характеризуется не только высокой социальной значимостью и ответственностью, но и повышенными требованиями к состоянию здоровья личного состава. Выполнение профессиональных задач очень часто проходит в условиях воздействия вредных факторов среды, информационных и физических перегрузок, требуя от специалиста быстрого принятия решения при возникновении нестандартных или внештатных ситуаций. Как показывают многочисленные исследования, успешность трудовой деятельности в экстремальных условиях зависит не только от уровня специальных знаний и навыков, но и требует от субъекта труда нервно-психической устойчивости, быстрой концентрации внимания, памяти, мышления и др., положительной мотивации и определенных личностных качеств [8; 15; 18; 32 и др.]. Следствием перенапряжения является снижение работоспособности, рост признаков негативных психических состояний, нарушение психологического здоровья и внутреннего равновесия, что приводит к серьезным проблемам во всех сферах жизни человека. При социальном взаимодействии последствия стресса чаще всего проявляются в виде повышенной конфликтности, отсутствия творческих инициатив и общей неспособности индивида к активности. В сфере труда развитие негативных психических состояний влечет за собой снижение эффективности и надежности профессиональной деятельности, рост числа ошибочных действий, которые часто приводят к тяжелым и даже трагическим последствиям [16; 21; 45 и др.]. По данным статистики, в общем количестве аварий и несчастных случаев, связанных с травматизацией и людскими потерями, «человеческий фактор» составляет от 60 до 80 %. Данная тенденция прослеживается во многих областях производственной деятельности, включая военно-профессиональную сферу [2; 6; 23; 43]. В проведенном эмпирическом исследовании воздействие внешних стрессфакторов на военнослужащих выявлялось с помощью шкалы Холмса-Райх [14]. Данная методика позволяет оценить степень социальной адаптированности и стрессоустойчивости индивида, а также определить риск развития соматических и невротических болезней. В таблице 1 представлены результаты распределения обследованных по степени выраженности суммарного индекса шкалы Холмса-Райх. 54

6 Экспериментальные исследования Таблица 1 Распределение военнослужащих по степени стрессоустойчивости и социальной адаптированности Степень сопротивляемости стрессу (%) высокая пороговая низкая 80,30 13,00 6,70 Как видно из табл. 1, высокая степень стрессоустойчивости наблюдается у 80,3 % военнослужащих из числа обследованных. Пороговая и низкая степени стрессоустойчивости, когда, согласно данным авторов методики, вероятность развития психосоматическх заболеваний достигает 50 % случаев, отмечается у 19,7 % личного состава. То есть одна пятая часть обследованного контингента военнослужащих имеет высокие показатели стресса и, соответственно, сниженный уровень социальной адаптации. Индивиды из данной группы, как правило, испытывают состояние внутренней дисгармонии, у них имеются проблемы в области психологического и физического здоровья. Результаты обработки теста «Дифференцированная оценка состояний сниженной работоспособности» (ДОРС) А.Б. Леоновой, С.Б. Величковской также свидетельствуют о высокой стрессогенности профессии военнослужащего и напряженности труда обследованных офицеров. Таблица 2 Распределение обследованных военных специалистов по степени выраженности признаков стресса Степень снижения состояния работоспособности (%) низкая умеренная выраженная высокая 23,7 57,7 18,6 0 Анализ частотного распределения индекса напряженности (стресса) шкалы ДОРС, отражающей состояние повышенной мобилизации психологических и энергетических ресурсов, показал, что основная масса обследованных попадает в группу с умеренной степенью проявлений признаков психического дистресса 57,7 %. Соответственно, низкая степень стресса наблюдается у 23,7 % военнослужащих, выраженная степень у 18,6 % обследованных (см. табл. 2). То есть примерно каждый пятый профессионал при выполнении рабочих заданий отмечает у себя состояние повышенной нервозности и раздражительности, чувствует себя разбитым, вялым, испытывает замешательство даже при незначительных сбоях или помехах в работе. Распределение военнослужащих в зависимости от самооценки состояния здоровья позволило получить следующие результаты. Свое здоровье как хорошее или скорее хорошее оценили 83,12 % военнослужащих, 15,44 % отмечают средний уровень своего здоровья и 1,44 % респондентов оценивают свое здоровье как скорее слабое или слабое. При этом только каждый десятый респондент (12 %) заявил, что за последний год его общее самочувствие улучшилось в той или иной степени, у каждого пятого (21 %) оно ухудшилось, а у остальных (67 %) не изменилось. То есть общее восприятие состояния здоровья, согласно полученным данным, напрямую соотносится с переживанием стресса (см. рис.), что не только подтверждает значимость выбранного показателя для оценки профессионального (и психологического) здоровья обследованных специалистов, но и свидетельствует о внутренней согласованности и надежности полученных результатов. 55

7 Рис. Распределение военнослужащих в зависимости от самооценки состояния здоровья и уровня стресса по шкале Холмса-Райх Влияние особенностей самочувствия опрошенных на их профессиональную деятельность (работоспособность, выносливость, управление подразделением, воинской частью и т. п.) существенно. Об этом в ходе опроса заявили не менее 31% респондентов. Большинство опрошенных следят за своим здоровьем и предпринимают определенные меры для его улучшения. Как правило, это занятия физкультурой и спортом (56 %), следование рекомендациям врачей (26 %), соблюдение режима дня (22 %) или режима питания (19 %). Каждый десятый респондент (10 %) не делает ничего, хотя необходимость в улучшении здоровья есть. Около 7 % полагают, что здоровье и так хорошее, никаких усилий по его укреплению предпринимать не нужно. Дальнейший анализ данных предполагал определение уровня стрессоустойчивости в зависимости от социально-демографических и личностных характеристик военнослужащих. Сравнивались группы с низкими и высокими баллами, полученными по шкале Холмса-Райх. Результаты статистической обработки представлены в табл. 3. Таблица 3 Сравнение групп военнослужащих с низким и высоким уровнем стрессоустойчивости Разность Стд. Нижняя Верхняя Переменные t Значимость средних ошибка граница граница разности Показатели профессионального и социально-демографического статуса: возраст -3,14 0,002-1,97 0,63-3,21-0,74 выслуга лет -3,47 0,001-2,29 0,66-3,58-0,99 общий стаж работы -3,47 0,001-2,29 0,66-3,58-0,99 56

8 Экспериментальные исследования профессионализма. При этом обнаружено, что риск развития психосоматических заболеваний у офицеров взаимосвязан с воинским званием чем выше слуклассность -2,24 0,026-0,30 0,13-0,55-0,04 воинское звание 3,79 0,001 0,54 0,14 0,26 0,82 образование -0,10 0,918-0,01 0,10-0,20 0,18 семейное положение 2,26 0,024 0,14 0,06 0,02 0,26 число детей -1,80 0,073-0,15 0,08-0,31 0,01 Особенности мотивации и удовлетворенность работой: общая удовлетворенность -2,22 0,027-0,17 0,08-0,33-0,02 профессией Уровень жизнестойкости по тесту Мадди (субшкалы): контроль -3,99 0,000-2,90 0,73-4,32-1,47 вовлеченность -3,96 0,000-3,43 0,87-5,13-1,73 риск -4,30 0,000-1,98 0,46-2,89-1,08 суммарный индекс -3,65 0,000-7,38 2,02-11,35-3,40 Шкалы методики FPI (субшкалы): невротичность 2,45 0,010 0,76 0,31 0,15 1,36 спонтанная агрессивность 0,65 0,516 0,19 0,30-0,39 0,78 депрессивность 2,80 0,005 0,74 0,26 0,22 1,26 раздражительность 3,69 0,000 1,04 0,28 0,49 1,60 общительность -0,69 0,490-0,18 0,25-0,67 0,32 уравновешенность -0,68 0,499-0,20 0,30-0,79 0,39 реактивная агрессивность 2,47 0,014 0,65 0,26 0,13 1,17 застенчивость 1,29 0,197 0,40 0,31-0,21 1,01 открытость 2,66 0,008 0,83 0,31 0,22 1,45 экстраверсия-интраверсия 1,10 0,272 0,26 0,24-0,21 0,74 эмоциональная 1,97 0,050 0,46 0,23 0,00 0,92 лабильность Самооценка профессиональных качеств и состояния здоровья: СО подготовленности 2,99 0,003 0,29 0,10 0,10 0,48 СО здоровья 3,69 0,001 0,32 0,09 0,15 0,49 СО здоровья и успешность -3,33 0,001-0,49 0,15-0,78-0,20 Особенности взаимоотношений с сослуживцами: СО взаимоотношений 0,34 0,736 0,03 0,09-0,15 0,21 поведение в конфликте -1,02 0,307-0,09 0,08-0,25 0,08 гибкость в конфликте 0,11 0,916 0,01 0,12-0,23 0,26 взаимоотношения и -1,94 0,053-0,31 0,16-0,63 0 успешность деятельности личностная конфликтность -0,47 0,640-0,26 0,55-1,34 0,83 Экспертная оценка профессиональной деятельности: уровень профессионализма 1,49 0,136 0,14 0,09-0,04 0,32 удовлетворенность 2,10 0,036 0,13 0,06 0,01 0,26 работой специалиста нарушения дисциплины 2,64 0,009 0,06 0,02 0,01 0,10 Как следует из табл. 3, уровень стресса ниже у военнослужащих старшего возраста, имеющих опыт работы, большую выслугу лет и высокий уровень 57

9 жебное положение, тем больше суммарный индекс стресса у обследованных военных специалистов. Кроме того, семейные военнослужащие более стрессоустойчивы, однако уровень стрессоустойчивости имеет тенденцию к снижению с увеличением числа детей в семье. Представленные в табл. 3 результаты позволяют сделать вывод, что военнослужащие с высоким уровнем стрессоустойчивости субъективно воспринимают себя и как более здоровых, у них выше самооценка своей профессиональной подготовки и уверенность, что они справятся с решением любых профессиональных задач. Важно отметить, что и руководители также чаще удовлетворены работой подчиненных, вошедших в группу с высоким уровнем стрессоустойчивости. Детальный анализ составляющих экспертных оценок показывает, что группы с разным уровнем стресса статистически значимо различаются, прежде всего, по числу случаев нарушения трудовой дисциплины «нарушителей» больше в группе офицеров с низкой степенью стрессоустойчивости и подверженных воздействию большого числа жизненных стресс-факторов. Сравнение выделенных групп по критериям общей удовлетворенности трудом, включая отдельные характеристики рабочей обстановки, показало, что чем выше суммарный индекс стресса по шкале Холмса-Райх, тем ниже общий и частные индексы удовлетворенности офицеров своей работой и профессией в целом. Что касается личностных характеристик военнослужащих из групп с разным уровнем стрессоустойчивости, были получены следующие результаты (см. табл. 3). Суммарный показатель и значения всех субшкал теста жизнестойкости С. Мадди достоверно выше в группе с низкими значениями общего индекса Холмса-Райх. Жизнестойкость (hardiness) является важным личностным свойством, характеризующим готовность человека активно и гибко действовать в трудных ситуациях, сохраняя при этом внутреннюю сбалансированность и резистентность к развитию соматических и психических заболеваний в результате воздействия различных стрессоров. По нашим данным, военнослужащие, занимающие активную жизненную позицию (субшкала «вовлеченность»), считающие себя ответственными за события своей жизни (субшкала «контроль») и имеющие установку на активное преодоление трудностей (субшкала «принятие риска»), в меньшей степени отмечают у себя признаки стресса. То есть жизнестойкость как базисная характеристика личности помогает индивиду сохранять субъективное благополучие и препятствует развитию негативной симптоматики. Полученные результаты соответствуют основным выводам, сделанным С. Мадди и его последователями и еще раз подтверждают диагностическую значимость показателей жизнестойкости в определении стрессоустойчивости субъектов трудовой деятельности [27; 29]. Применение многофакторного личностного опросника (FPI) [3] для выявления характеристик личности, имеющих важное значение в процессе регуляции поведения человека и его социальной адаптации, позволило получить следующие результаты (см. табл. 3). Группы с разным уровнем стресса статистически достоверно различаются по таким шкалам FPI, как «невротичность», «депрессивность», «раздражительность», «реактивная агрессивность», «открытость» и 58

10 Экспериментальные исследования «эмоциональная лабильность». Данные характеристики больше выражены у военнослужащих из группы с высоким уровнем стресса. То есть для стресса наиболее уязвимы тревожные, возбудимые, эмоционально-лабильные, вспыльчивые и склонные к аффективному реагированию индивиды с недостаточно развитым самоконтролем поведения, стремящиеся занимать доминирующую позицию в межличностном взаимодействии. Кроме того, уровень стресса и вероятность развития психосоматических нарушений больше у военнослужащих открытых, склонных к доверительному общению с окружающими, а также чувствительных, ранимых, с художественным восприятием окружающей действительности. Напротив, стресс ниже у лиц эмоционально зрелых, уравновешенных, мыслящих реалистично, свободных от внутренних конфликтов, уверенных в своих силах и удовлетворенных своими достижениями, гибких, решительных, готовых следовать заданным нормам и требованиям. Важно также отметить, что основные оценки по шкалам методики FPI у обследованных военнослужащих обеих групп не выходят за рамки среднего диапазона за исключением баллов по шкалам «реактивная агрессивность» и «открытость» в группе обследованных с высоким уровнем стресса, где они незначительно выше среднестатистической нормы, характерной для выборки стандартизации. Высокие оценки по шкале «реактивная агрессивность» свидетельствуют об отсутствии социальной конформности, о тяге к сильным ощущениям чувственного характера, импульсивности и враждебности при любых попытках ограничения свободы. Шкала FPI «открытость» характеризует стремление к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми при наличии высокого уровня самокритичности. Таким образом, применение шкалы Холмса-Райх для диагностики уровня стресса позволило обнаружить значимые взаимосвязи между наличием негативной симптоматики и индивидуальноличностными особенностями военных специалистов. Показано, что личностные свойства наряду с характеристиками профессионального и социально-демографического статуса связаны с интенсивностью переживания стресса и интегральной адаптированностью работников. При оценке профессионального здоровья военнослужащих в ходе мониторинга уровня психической напряженности индивидуально-личностные характеристики, диагностируемые с помощью использованных опросников, могут рассматриваться в качестве значимых предикторов развития негативных психических состояний. 2. Особенности профессионального выгорания у военнослужащих Синдром выгорания («burnout») является одной из форм нарушения психологического благополучия человека. Чаще всего он определяется как совокупность стойких негативных симптомов в эмоциональной, физиологической и ценностно-мотивационной сфере личности, возникающих под влиянием профессиональных перегрузок и стрессоров и проявляющихся в ситуациях межличностного взаимодействия [37; 45; 47; 48 и др.]. Некоторые авторы синдром выгорания относят к числу про- 59

11 фессиональных деструкций, изучая его в контексте вариантов дезадаптивно-деформирующего профессионального развития [41]. Эмпирические исследования последних лет указывают на наличие признаков выгорания не только у специалистов «социономических» профессий, но и представителей «несоциальной сферы» инженеров, летчиков, работников рекламы, телесервиса и т. д. [10; 38; 39 и др.]. То есть феномен выгорания все чаще рассматривается как «общепрофессиональный», имеющий свою специфику в различных видах труда [37]. Традиционно выделяют три группы факторов риска выгорания: личностные, ситуативные и особенности профессиональной среды. При этом установлено, что между уровнем выгорания, возрастом, стажем и профессиональными характеристиками существуют сложные взаимозависимости. Показано, что профессионализация уменьшает степень выгорания, однако в случае неудовлетворенности карьерным ростом трудовой стаж, напротив, способствует развитию негативной симптоматики. Влияние возраста на выгорание также неоднозначно симптомы выгорания наблюдаются у лиц не только старшего, но и молодого возраста. Установлены многочисленные взаимосвязи выгорания с особенностями эмоциональной направленности индивида, его статусно-ролевыми установками, степенью увлеченности работой, организационными и процессуальными моментами деятельности и т. д. [47; 48 и др.]. Положительная корреляция обнаружена между уровнем выгорания, жизнестойкостью и составляющими общей и профессиональной Я-концепции [20]. Отмечается снижение трудовой мотивации у «выгоревших профессионалов», которое проявляется в стремлении свести работу к минимуму, появлению апатии и негативизма по отношению к функциональным обязанностям, при этом подчеркивается отличие выгорания от неудовлетворенности профессией [44; 46]. Анализ исследований показывает, что выраженность признаков выгорания и индивидуально-личностные характеристики специалистов имеют весьма сложные, нелинейные взаимосвязи, а проблема его формирования во многом остается не раскрытой. Следует отметить, что результаты исследований разных авторов не всегда согласуются друг с другом. Возможно, причина в том, что они получены не только на различных профессиональных выборках, но и с помощью различного методического инструментария. Тем не менее, все авторы относят выгорание к одной из форм проявления профессиональной дезадаптации, влекущей за собой снижение надежности и эффективности труда. При этом ядром синдрома профессионального выгорания выступает комплекс негативных внутриличностных переживаний, имеющих отношение к профессиональной деятельности и указывающих на нарушение психологического здоровья субъекта труда. В проведенном нами исследовании наличие признаков синдрома выгорания у военнослужащих определялось с помощью опросника выявления эмоционального выгорания MBI (Maslach Burnout Inventory) в адаптации Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой [13]. Результаты распределения военнослужащих по степени выраженности субсиндромов выгорания представлены в табл

12 Экспериментальные исследования Таблица 4 Распределение военнослужащих в зависимости от уровня выраженности показателей выгорания (%) Шкалы методики MBI Уровень выраженности показателей выгорания низкий средний высокий очень высокий Эмоциональное истощение 64,35 25,91 4,24 5,5 Деперсонализация/цинизм 47,65 41,05 6,96 4,34 Редукция личных достижений 21,57 52,34 18,79 7,30 Как видно из табл. 4, большая часть обследованных военнослужащих имеет низкий и средний уровни таких показателей профессионального выгорания, как эмоциональное истощение и деперсонализация соответственно 90,26 и 88,7 %. Однако более чем у четверти обследованных специалистов (26,09 %) зафиксирован высокий и очень высокий уровни показателя шкалы MВI редукция личных достижений, характеризующей особенности профессиональной успешности и мотивированности. То есть выгорание у военнослужащих затрагивает, прежде всего, мотивационную сферу и выражается в снижении рабочей мотивации, степени заинтересованности в результатах труда и направленности на эффективное и качественное выполнение заданий. В меньшей степени выгорание отражается на состоянии энергетических ресурсов военнослужащих (субшкала эмоциональное истощение) и проявляется в сфере социального взаимодействия (субшкала деперсонализация/цинизм). Следует отметить, что у разных групп профессионалов могут доминировать разные субсиндромы выгорания. Так, проведенное нами исследование на выборке учителей показало, что у педагогов средних школ наиболее часто выгорание проявляется в виде симптомов эмоциональное истощение. Учителя чаще всего отмечают у себя симптомы усталости, общий упадок сил и состояние эмоциональной истощенности [20]. Проведение корреляционного анализа подтвердило наличие проблем, связанных с различными аспектами профессиональной мотивации у военных специалистов. Было установлено, что общий и частные индексы удовлетворенности работой, полученные с помощью опросника В.А. Бодрова, напрямую коррелируют с показателями выгорания (r = 0,33 0,51; р Necessary cookie Accept

docplayer.ru