Взаимосвязь стресса и темперамента

Стрессоустойчивость студентов с разным типом темперамента

Е.Д. Беспанская-Павленко, Е.А. Петрова

В современном мире, характеризующемся нестабильностью, изменчивостью, а также наличием больших потоков информации, требующих немедленной переработки, человеку необходимо обладать определенным набором качеств, помогающих ему справляться со стрессом. Ведь ежедневно он попадает в различные стрессовые ситуации, подвергается воздействию разнообразных стрессоров: от пробок на дорогах и очередях в магазинах до экзаменов и опозданий на учёбу и работу, и многое другое.

Теоретическое и практическое изучение стрессоустойчивости у людей с разным типом темперамента актуально, прежде всего, потому, что это поможет более глубоко понять механизм взаимосвязи темперамента и стрессоустойчивости, наметить целесообразные пути профилактики стресса у людей с разным типом темперамента.

Изучению стрессоустойчивости посвящен ряд исследований отечественных и зарубежных авторов [2; 3; 4; 5; 7; 9].Часть ученых считают понятие «стрессоустойчивость» синонимом понятия «эмоциональная устойчивость» [6]. М.И. Дьяченко, Я. Рейковский связывают свойство эмоциональной устойчивости с характеристиками темперамента, которые оказывают определенное влияние в основном на реактивность и силу эмоциональных переживаний и проявлений [6]. Но, не смотря на то, что ряд авторов понятие стрессоустойчивости сводят лишь к понятию эмоциональной устойчивости, эти понятия не являются тождественными. Под «стрессоустойчивостью» понимается более сложное образование, интегративное свойство. Стрессоустойчивость определяется как совокупность личностных качеств, определяющих устойчивость к различным видам стресса. Это свойство позволяет человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки без особых вредных последствий для своего здоровья [10]. Факторы, определяющие стрессоустойчивость, могут быть как внешними, так и внутренними. К внешним факторам, определяющим индивидуальную стрессоустойчивость человека, относят условия жизни, образ жизни, особенности выполняемой деятельности и т.д. Внутренние факторы стрессоустойчивости – это предшествующий опыт, индивидуально-психологические качества (свойства нервной системы, темперамент), некоторые личностные характеристики. В определенной степени темпераментомопределяетсяпотенциальная стрессоустойчивость организма [1; 8].Поэтому исследование природы стрессоустойчивости, психологических детерминант ее формирования и поддержания имеет важное значение для решения целого ряда жизненных и профессиональных задач, и является весьма актуальным в ситуации современного общества.

Цель исследования: установить взаимосвязь стрессоустойчивости и свойств темперамента у студентов. Методы исследования: опрос и статистические методы обработки данных. Используемые в исследовании методики: опросник на определение свойств темперамента (EPI) Г. Айзенка; методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса-Раге. В выборку вошли 30 студентов 4 курса университета. Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что у студентов с низким уровнем нейротизма (флегматики либо сангвиники) уровень стрессоустойчивости выше, чем у студентов, которые обладают высоким уровнем нейротизма (меланхолики либо холерики).

Качественный анализ полученных данных (табл. 1) показывает, наибольшее количество испытуемых, обладающих меланхолическим типом темперамента имеют низкий уровень стрессоустойчивости, наибольшее количество испытуемых, обладающих холерическим типом темперамента имеют пороговый уровень стрессоустойчивости, наибольшее количество испытуемых, обладающих сангвиническим и флегматическим типом темперамента имеют высокий уровень стрессоустойчивости.

Таблица 1. – Стрессоустойчивость студентов с разным типом темперамента

Уровень стрессо-устойчи-вости Тип темперамента

меланхолик холерик флегматик сангвиник

Высокий 4 1 16 5 13 4 16 5

Средний 4 1 20 6 0 0 4 1

Низкий 10 3 13 4 0 0 0 0

Итого 18 5 49 15 13 4 20 6

Для статистической обработки данных был выбран коэффициент ранговой корреляции Спирмена, с помощью которого была выявлена статистически значимая слабая, обратнопропорциональная взаимосвязь между стрессоустойчивостью и нейротизмом, личностной особенностью, проявляющейся в эмоциональной неустойчивости, тревоге, низкой самооценке. Это значит, что чем выше уровень нейротизма, тем ниже уровень стрессоустойчивости и наоборот. Так как нейротизм является одним из свойств темперамента, то можно говорить об определенной зависимости стрессоустойчивости от типа темперамента. В ходе исследования обнаружилась также, что у девушек уровень нейротизма выше, чем у юношей.

Таким образом, гипотеза исследования о том, что у студентов с низким уровнем нейротизма (флегматики либо сангвиники) уровень стрессоустойчивости выше, чем у студентов, которые обладают высоким уровнем нейротизма (меланхолики либо холерики), подтвердилась. То есть, можно сделать вывод о том, одним из факторов, определяющих реакцию на стресс и формы его протекания, является тип темперамента, его особенности. Полученные данные могут быть использованы при планировании профилактической и коррекционной работы с лицами, относящимися к разным типам темперамента, с целью формирования способности личности противостоять воздействиям эмоционального и информационного стресса.

  1. Батаршев, А.В. Темперамент и характер. Психологическая диагностика / А.В. Батаршев. – М., 2001.
  2. Березин, Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека /Ф.Б. Березин. – Л., 1988.
  3. Вяткин, Б.А. Темперамент, стресс и успешность деятельности спортсмена в соревнованиях / Б.А. Вяткин. – М., 1972.
  4. Гиссен, Л.Д. Время стрессов. Обоснование и практические результаты психопрофилактической работы в спортивных командах / Л.Д. Гиссен. – М., 1990.
  5. Гуревич, К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы / К.М. Гуревич. – М., 1971.
  6. Дьяченко, М.И. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости /М.И. Дьяченко, В.А. // Вопросы психологии – 1990. – №1. – С. 106–113.
  7. Марищук, В.Л. Перераспределение функциональных резервов в организме спортсмена как показатель стресса / В.Л. Марищук – Л., 1983.
  8. Мерлин, В.С. Очерки теории темперамента / В.С. Мерлин. – Изд. 2-е, Пермь, 1973.
  9. Мильман, В.М. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности / В.М. Мильман – М., 1983.
  10. Шоповаленко, И.В. Стрессоустойчивость / И.В. Шоповаленко. – М., 2005.

www.b17.ru

69. Взаимосвязь темперамента и других свойств личности

69. Взаимосвязь темперамента и других свойств личности

Темперамент и отношения. Картина поведения человека в рамках темперамента может определяться отношениями человека, которые временно маскируют или видоизменяют естественные, или, точнее, характерные, для данного темперамента проявления.

При положительном отношении к делу ускоряются темп и ритм работы, человек трудится с большей энергией, долго не утомляется. И наоборот, при отрицательном отношении наблюдается замедленный темп работы, быстро наступает ощущение утомления, тонус деятельности падает. Особенно ярко обнаруживается зависимость динамики и тонуса эмоциональной жизни от отношений личности к различным событиям жизни.

При анализе поведения человека необходимо учитывать не только временные состояния, но и устойчивые отношения, характер личности в целом. Только при прочих равных условиях можно оценить силу или слабость, уравновешенность или подвижность сравниваемых людей.

Темперамент и культура поведения. Проявление темперамента зависит от общей культуры человека.

Культура состоит в том, что человек строит свое поведение в соответствии с принятой в обществе моралью. Личность должна считаться с другими людьми, их состоянием, бережно относиться к окружающим, всемерно избегать таких воздействий, которые могут травмировать их. Для этого нужно быть сдержанным.

Возбужденный холерик берет себя в руки и не позволяет грубых выпадов против окружающих. Он отвлекает свое внимание на другой объект или удаляется из раздражающей ситуации. Меланхолик может заставить себя не поддаваться ни страху, ни панике.

Культура поведения определяется не только знанием морали, принципов и норм поведения, но и моральной воспитанностью в целом, в частности наличием устойчивых привычек и манер поведения. Люди могут быть разных темпераментов, но высокая культура определяет ровность их поведения и деликатность, достоинство их личности. Кроме моральных качеств, огромное значение в регуляции поведения, в частности темперамента, имеет воля.

Темперамент и воля. Волевая активность, формирующаяся на основе того или другого темперамента, отражает его особенности. Так, на основе флегматического темперамента, скорее, может сформироваться методическая, интеллектуальная форма воли; на основе холерического – эмоционально-порывистая воля. С другой стороны, образующиеся волевые качества характера, в свою очередь, позволяют овладеть свойствами темперамента и регулировать его проявление в процессе деятельности.

Твердая воля позволяет человеку сдерживать и даже «снимать» импульсивность, овладевать своими эмоциями.

psy.wikireading.ru

Стресс и темперамент

Наша реакция на стрессы зависит от особенностей психологической защиты, которая в первую очередь определяется типом темперамента человека. Однако врожденный тип темперамента можно не только учитывать при этом, но и в какой-то степени скорректировать, изменить какие-то черты, снивелировать качества, мешающие человеку в жизни и деятельности, а тем более в реакции на стрессовые воздействия.

Если говорить о стрессах, то реакция на них зависит от особенностей психологической защиты, которая в первую очередь определяется типом темперамента человека.

Гиппократ выделил четыре основных типа людей, назвав их сангвиниками, холериками, меланхоликами и флегматиками.

Современные ученые отмечают, что тип темперамента зависит от темпа, ритма и интенсивности основных психических процессов.

Сангвиник — это сильный, уравновешенный тип темперамента. Обладающие им люди легко возбуждаются, но столь же легко успокаиваются. Обычно они — веселые, подвижные, впечатлительные, любящие поговорить. Среди деловых качеств представителей этого типа — продуктивность на интересной работе, способность сравнительно легко преодолевать плохое гнетущее настроение, и потому они довольно легко справляются с любыми стрессами.

Меланхолик — слабый, быстро истощающийся и медленно восстанавливающийся тип характера. Основные качества людей с подобным типом характера — вялость, способность успешно работать только в благоприятных условиях и не на пределе возможностей. Меланхолики тяжелее всех прочих переносят стрессовые ситуации.

Холерик — тоже сильный, но неуравновешенный, легко раздражающийся и не очень-то быстро успокаивающийся тип характера. Чаще всего такие люди вспыльчивы и прямолинейны. Среди их деловых качеств главные — боевой задор, готовность преодолевать все трудности на пути к цели. Они склонны перетрудиться и потому часто устают. В стрессовых ситуациях они в отличие от сангвиников и флегматиков нередко быстро «срываются».

Флегматик — это сильный, уравновешенный, устойчивый перед стрессовыми воздействиями человек. Он спокоен, ровен, готов нести на своих плечах любую ношу. Его главные качества — психологическая устойчивость и упорство в труде.

Но следует добавить, что в зависимости от типа темперамента в поведении человека преобладают либо эмоции, либо активность в действиях. Так, сангвиники и меланхолики на тот или иной стрессовый раздражитель в первую очередь отвечают эмоциональной реакцией, то есть бурно переживают несчастья или радости, в то время как холерики и флегматики сразу же начинают действовать.

Однако надо все же сказать, что разделение на типы темперамента в достаточной мере условно и говорит лишь о том, что у большинства людей в той или иной ситуации могут проявляться черты, присущие совсем разным темпераментам. И именно это позволяет утверждать, что врожденный тип темперамента можно в какой-то степени скорректировать, изменить какие-то черты, снивелировать качества, мешающие человеку в жизни и деятельности, а тем более в реакции на стрессовые воздействия, для чего и существуют многочисленные приемы психической и энергетической саморегуляции.

www.aif.ru

Взаимосвязь стресса и темперамента

Стресс и стрессоустойчивость в деятельности социального работника

Социальная работа является универсальным видом деятельности. Она требует от специалиста знаний в различных областях, умений применять их на практике, а также действительно неординарных личностных качеств. В специальной литературе чаще всего отличают такие качества: гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, чувство собственного достоинства и уважения достоинства другого человека, эмпатийность, терпимость, адекватная самооценка и др. В число важнейших личностных характеристик представляется необходимым включить также и стрессоустойчивость. По результатам ряда социально-психологических исследований среди социальных работников, а также учитывая специфику объектов их деятельности, именно стрессоустойчивость нужна социономам для сохранения своего психического здоровья.

Второй тип «трудного» клиента — это астеничные, депрессивные люди, неудовлетворенные размером своей пенсии или пособия, и по-своему настойчиво добивающиеся его пересмотра. В отличие от клиентов первого типа они действительно не понимают, почему им выплачивается меньшая сумма, чем кому-то из их знакомых. Объяснить это бывает крайне непросто в силу обидчивости, мнительности и подозрительности людей такого типа. Работников социальных служб они нередко подозревают в подлогах, сокрытии и хищении денег. Если к отмеченным качествам присоединяется психическая неуравновешенность клиента, он может закончить беседу с администратором аффективной вспышкой, не менее сильной, чем у клиентов первого типа.

Выделенные типы клиентов, по нашему мнению, наиболее травмируют психическое здоровье социального работника.

Вместе с тем каждый социальный работник ощущает влияние таких характеристик деятельности как:

1) высокая интенсивность общения с людьми и дефицит времени в работе с клиентами (из-за наличия очереди);

2) принятие решения в условиях недостоверной информации (проще говоря, обмана со стороны клиента);

3) повышенная критичность (или открытые нападки) со стороны клиента;

4) высокая ответственность за принимаемые решения, так как инспектор имеет дело с материальными ценностями;

5) ролевая неполноценность — должностное лицо не выполняет законы, которые он должен проводить в жизнь как представитель данной социальной роли по независящим от него причинам. Отсюда — чувство вины, не дающее покоя особенно тем администраторам, которые отличаются глубокой эмоциональной вовлеченностью и выраженной мотивацией «помочь обездоленным»;

6) роль «козлов отпущения» — работники службы выступают как объект, на который население «сбрасывает» свои негативные эмоции из-за сложившейся в стране ситуации и положения, в котором они оказались.

Все перечисленные факторы оказывают разное воздействие, поскольку существуют большие различия в восприятии одних и тех же стрессовых ситуаций. При этом значительную роль в противодействии им и сохранении своей психической целостности, как уже отмечалось, играет стрессоустойчивость работника социальной службы. Исследование стрессоустойчивости и влияния стресса на деятельность, на наш взгляд, следует проводить в следующих направлениях:

1) изучение индивидуальной стрессовой реактивности;

2) исследование изменений в поведении при стрессе.

Можно выделить ряд методологических подходов в исследовании первого вопроса.

1. Широко используется метод определения социальной интроверсии — экстраверсии с помощью опросника Айзенка.

2. Исследования так называемой социальной поле зависимости. Они проистекают из сопоставлений индивидуальных показателей сенсорной поле зависимости индивида с его представлениями себя в социальном окружении.

3. Метод определения «точки опоры» субъекта при организации и выполнении им своих социальных действий: на себя, на свои силы или же на окружающих людей, на внешние события (предложен Роттером).

4. Метод дифференцированного определения двух видов тревожности, предложенный Спилбергером и адаптированный Ханиным. Исследование по данной методике проводилось в одном из отделов социальной защиты населения г. Ярославля в 1997 году. По его результатам 65% (13 человек) сотрудников имеют высокий уровень ситуативной тревожности. Уровень личностной тревожности выше нормы у 90% (18 человек). Эти цифры подтверждают высокую стрессогенность социальной работы как вида деятельности.

Поскольку социальная работа относится к числу профессий, в которых основным содержанием деятельности является прямое межличностное общение, то наиболее заметным проявлением стресса может быть именно измененное общение.

Рассмотрим общую структуру общения при стрессовой активности, направленной на дезорганизацию группы. В ней можно выделить три компонента. Первый — возникновение у людей склонности к конфликтам с лидирующим концептом, с его носителем. Это может проявляться в активизации непризнания руководителя, в раздражительности, грубости, вспыльчивости, в нетерпимости к личностным особенностям партнеров по общению.

Второй компонент социально-негативных изменений общения при стрессе — возникновение неприязни к психологическим нагрузкам, связанным с ответственностью за других людей или перед другими людьми. Это ведет к уклонению от ответственности за любое дело, не рассматриваемое как личное. Третий компонент — это возникновение у ряда индивидов отчуждения от интересов группы, возрастание склонности замыкаться в кругу личных интересов и дел и, как следствие, конфронтация между членами группы.

Таким образом, можно сделать предположение, что сотрудники социальных служб в состоянии стресса часто будут склонны проявлять поведение неадекватное ситуации, с потерей самоконтроля и резкими, аффективными формами реакции на ситуацию.

Поскольку на такое поведение накладывается запрет стандартами их работы и отреагирование эмоций невозможно, то можно говорить о наличии тенденции формирования затяжного стресса (дистресса).

studbooks.net

Исследование взаимосвязи темперамента и стрессоустойчивости у сотрудников органов социальной защиты

Сущность понятий стресса, стрессоустойчивости и темперамента. Источники и особенности профессионального стресса у сотрудников органов социальной защиты, методы предупреждения и преодоления. Методика и этапы исследования ее психологической структуры.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Актуальность темы исследования. В современном мире профессиональная деятельность сотрудников органов социальной защиты протекает в тяжелый социальных условиях. Эффективность служебной деятельности достигается не только профессиональными знаниями, умениями, навыками, но и одним из важнейших психологических факторов — темпераментом стрессоустойчивостью сотрудников органов социальной защиты.

Про темперамент индивидуальные свойства личности, определяющие динамические характеристики психической деятельности и его поведения.

Про стрессоустойчивостью совокупность личностных качеств, позволяющих работнику переносить стресс — эмоциональные, волевые и интеллектуальные нагрузки

Низкая стрессоустойчивость снижает успешность и качество выполнения должностных обязанностей, а также требует дополнительных усилий для поддержания оптимального психофизиологического уровня. Все это приводит к следующим последствиям: повышение текучести кадров, снижение удовлетворенности трудом, деформации личностных и характерологических качеств.

Становится очевидным, что стрессоустойчивостью и темпераментом у сотрудников органов социальной защиты является одними из важных психологических факторов обеспечения надежности, эффективности и успеха в профессиональной деятельности, как индивидуальной, так и совместной. Все это говорит об актуальности выбранной темы.

Объектом исследования — являются сотрудники социальной защиты

Предмет исследования — является взаимосвязь стрессоустойчивости и темперамента у сотрудников органов социальной защиты.

Целью выпускной квалификационной работы является исследовать взаимосвязи стрессоустойчивости и темперамента у сотрудников социальной защиты.

Достижения поставленной цели требует решения следующих задач:

— провести анализ литературы отечественных и зарубежных авторов, рассматривающих стресс как предмет научного исследования;

— раскрыть сущность таких понятий как стресс, стрессоустойчивость и темперамент;

— раскрыть особенности профессионального стресса у сотрудников органов социальной защиты;

— изучить методы предупреждения и преодоления профессионального стресса у сотрудников органов социальной защиты;

— рассмотреть общепсихологическое представление о темпераменте;

— рассмотреть общую характеристику четырех типов темпераментов;

— подобрать и провести методику исследования психологической структуры стрессоустойчивости и темперамента у сотрудников органов социальной защиты;

— проанализировать результаты исследования.

Гипотеза Я предполагаю, что независимо от типа темперамента работники социальной службы должны иметь высокую степень стрессоустойчивости.

Методы исследования. В соответствии с целью и для решения поставленных задач исследования были использованы следующие методы:

1.теоритический анализ научной литературы по теме исследования;

— «Тип вашего темперамента» по Гиппократу

— «Тест на стрессоустойчивость»

— «Бостонский тест на стрессоустойчивость»

3. Метод обработки данных, количественный анализ полученных в ходе исследования, и их статистическая обработка.

Теоретической базой выпускной квалификационной работы послужили работы таких известных ученых как Э.М. Рутман, Г. Селье, Р. Лазарус, В.В. Суворова, Н.И. Наенко, П.Б. Зильберман, А.Б. Леонова, А.М. Столяренко, Ф.И. Фурдуй, К.В. Судакова, Б.Б. Величковский, О.А. Черникова, С.М. Оя, К.К. Платонов, И.П. Павлова и др.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников.

В первой главе «Теоретические основы изучения стресса и стрессоустойчивости» прослеживаются общее понятия о стрессе и стрессоустойчивости, а также причины и эффекты стресса на рабочем месте, и стресс и стрессоустойчивость в деятельности социального работника.

Во второй главе «Теоретические основы темперамента» прослеживается понятие и физиологические основы темперамента, а также психологическая характеристика темперамента и учет темперамента в профессиональной деятельности.

В третей главе «Практическая часть» прослеживаются характеристика выработки по тестам, описание тестов, анализ исследований по тестам и рекомендации по профилактике стрессоустойчивости.

Заключение представляет собой концентрированное изложение выводов, сделанных в выпускной квалификационной работе.

1. Теоретические основы изучения стресса и стрессоустойчивости

1.1 Общее понятие стресса

стрессоустойчивость темперамент психологический социальный

Старший научный сотрудник НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, кандидат медицинских наук Эмма Максимовна Рутмaн отмечает, происхождения термина «стресс», что в переводе с aнглийского(stress) обознaчaет давление, усилие, напряжение, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. В значении «давление», «напряжение» оно обычно употребляется в технике; в жизни часто обозначает давление обстоятельств в выражениях типа: «под гнетом нищеты», «под влиянием непогоды» [1, с. 129].

Понятие «стресс» подвергaлось со врeмeнeм существенным изменениям и стало более широким. Слово «стрессор» стало обозначать не только физическое, но и чисто психологическое воздействие, а слово «стресс» — реакцию не только на физически вредные воздействия, но и на любые события, вызывающие отрицательные эмоции.

Впервые термин «стресс» в физиологию и психологию ввел американский психофизиолог, физиолог, доктор медицинских наук Уолтер Брэдфорд Кэннoн (англ. Walter Cannon) в своих классических работах по универсальной реакции «бороться или бежать» (англ. fight-or-flight response).

Знаменитый исследователь стресса канадский физиолог Гaнс Сeльe [2, с. 254] в 1936 году опубликовал свою первую работу по общему адаптационному синдрому, но длительное время избегал понятие «стресс», и потому как он использовался для обозначения «нервно-психического» напряжения. Лишь в 1947 году Г. Селье начал регулярно использовать термин «стресс» для общего адаптационного напряжения «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требований. Другими словами, кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты вызывают также т неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Эти функции независимы от специфического воздействия. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, — это и есть сущность стресса».

Ганс Селье говорил пока мы живем, к чему-то стремимся, чего-то достигаем — мы будем испытывать стресс. Он — вкус и аромат жизни. Стрессом нужно управлять — призывал этот выдающийся ученый, приводя методы управления стрессом.

В 30-50-х годах разработал биологическую теорию стресса, объясняющую его причины, функции, взаимосвязи, динамику и получившую всеобщее признание [3, с. 124].Г. Селье писал, что слово «стресс» пришло в английский язык из старофранцузского и средневекового английского и вначале произносилось как «дистресс». Первый слог постепенно исчез из-за «смазывания» или «проглатывания». Теперь термины «стресс» и «дистресс» имеют различное значение (согласно Г. Селье «деятельность, связанная со стрессом, может быть приятной или неприятной. Дистресс же всегда неприятен»), несмотря на общность происхождения, так же как в литературном языке мы отличаем «because» (потому что) от «cause» (причина).

Ганс Сельe выделял три стадии стресса:

1. Реакция тревоги (выражающаяся привлечение всех возможностей организма).

2. Стадия сопротивления (когда организму удается за счет предыдущего привлечения успешно справится с внешними воздействиями). В этот период может наблюдаться повышенная стрессоустойчивость.

3. Стадия истощения. Приспособительные возможности организма снижаются. В этот период он хуже сопротивляется новым «вредностям», увеличивается опасность заболевания.

Позднее Г. Селье предложил различать два вида стресса дистресс (негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он разрушает здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям. От стресса страдает иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса.) и эустресс («стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».). При эустрессе происходит активизации процессов самосознания, осознание действительности, памяти. Сам по себе эустресс Селье стал рассматривать как положительный фактор, источник повышения радости, активности от усилия и успешного преодоления. Дистресс же наступает лишь при очень частых и чрезмерных стрессах, в таких сочетаниях неблагоприятных факторов, когда преобладает не радость преодоления поставленной цели, а чувство безысходности, безнадёжности, сознание безмерности, не посильности и нежелательности, требуемых усилий.

Большой вклад в разработку исследований стресса внес американский психолог, специалист в области психологии личности и эмоций, психологического стресса и адаптации, психологического здоровья. Ричард Лазарус [4, с. 157].Он выдвинул идею, согласно которой разделяется физиологический стресс, связанный с воздействием реального физического раздражителя, и психический стресс, связанный с оценкой человеком ситуации как угрожающей, трудной. Однако такое разделение тоже довольно условно, так как в физиологическом стрессе всегда есть элементы психического, а в момент психического стресса не могут не происходить органические изменения.

Специалисты выделяют пять разновидностей стресса:

1.физиологический стресс — понимают реакцию организма на воздействие, осуществляемое непосредственно на тело человека. Такие воздействия могут быть внешними и внутренними. Внешние воздействия — шум, вибрация, некомфортная температура в помещении, тусклый или яркий свет, резкие запахи, голод. Внутренние факторы — аборт, роды, состояние после удаления эндокринного органа (яичника, щитовидной железы), переходные этапы жизни (подростковый, климактерический), длительные изматывающие боли. Представляет собой непосредственную реакцию организма на воздействие однозначно определенного стимула, как правило, физико-химической природы. Соответствующие этому типу состояния характеризуются главным образом выраженными физиологическими сдвигами (признаками вегетативной и нейрогуморальной активации) и сопутствующими им субъективными ощущениями физического дискомфорта. Для практических исследований трудовой деятельности, особенно осуществляемой в затрудненных или необычных условиях среды обитания, большое значение имеют знания о конкретных формах проявления частных видов;

2.психологический стресс — вытекает из неуверенности в будущем, неблагоприятных отношений с окружающими. Характеризуется включением сложной иерархии психических процессов, опосредующих влияние стрессора или стрессогенной ситуации на организм человека. Физиологические проявления при этом сходны с описанными выше, тогда как спектр психологических и поведенческих проявлений значительно разнообразнее. Наиболее типичными из них являются изменения в протекании различных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), в эмоциональных реакциях, изменении мотивационной структуры деятельности, нарушениях двигательного и речевого поведения вплоть до его полной дезорганизации. Психологический стресс, как правило, отрицательно влияет на деятельность. При этом выделяются разные по качеству (например, импульсивная, тормозная, генерализованная) и (или) степени выраженности (например, реакции тревоги разной степени) виды ответной реакции;

3. эмоциональный стресс — возникает из-за излишне сильных чувств — страха, радости. Данный вид стресса случается не только в случае, когда человеку грозит опасность смерти или потери дорогого ему человека, но и в результате неожиданной и большой радости;

4. информационный стресс — возникает у человека, обладающего слишком малым или слишком большим объемом информации. Отсутствие полной информации вынуждает человека строить догадки о возможных результатах интересующего его дела и держит его в постоянном напряжении. Излишне большое количество негативной информации о реальном положении дел так же держит человека в напряжении, заставляя его переживать;

5. управленческий стресс — возникает, когда риск принимаемых решений или ответственность за действия слишком велика и не соответствует моральной устойчивости человека или его должности.

В последние годы отмечают условность полного разделения физиологического и психического стресса. Физиологический стресс связан с реальным раздражителем. Психологический стресс характерен тем, что вовремя него человек оценивает предстоящую ситуацию на основе индивидуальных знаний и опыта, как угрожающую, трудную. В свою очередь психологический стресс делится на информационный и эмоциональный. Информационный стресс развивается тогда, когда возникает информационная перегрузка, т.е. человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности. Для этого вида стресса характерно ухудшение памяти, снижение концентрации внимания и усиление отвлекаемости.

Помимо термина «психологический стресс» в литературе также используется термин «эмоциональный стресс», причем в содержание этого термина включают как первичные эмоциональные и поведенческие реакции на экстремальные воздействия биологической или социальной среды, так и физиологические механизмы, лежащие в их основе.

Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.д., когда человек в течение длительного времени остаётся один на один со своими переживаниями. При этом отмечается рост напряжения, беспокойства, тревоги. Ухудшается сон. Аккуратные люди могут стать неряхами, а общительные — замкнутыми. Возможно, как появление депрессии, беспомощности, так и эмоциональных взрывов. Этот вид стресса опасен тем, что в его проявлении возникают мысли и фразы, содержащие угрозу самоубийства.

Иногда сливаются понятия «стресс» и «эмоциональное состояние». Так, В.В. Суворова кандидат психологических наук, старший научный сотрудник НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР [5, с. 208], пишет, что дифференциация стресса и эмоциональных состояний чрезвычайно сложна и в некоторых случаях может быть только условной, а в зарубежной литературе, где из этих двух явлений основное внимание уделяется стрессу, разграничение эмоций и стресса практически отсутствует. Те немногие авторы, которые пытались сравнивать стресс с эмоциями, понимали стресс как общий адаптационный синдром (Э. Гельгорн, Дж. Луфборроу), то есть в узком значении этого понятия, и сопоставляли стресс и эмоции в плане эндокринных изменений. Но известно, что главной составляющей, фундаментальным компонентом психологического стресса является эмоциональное возбуждение. Психолог Наенко Нина Ивановна считает, что именно поэтому многие исследователи стали отождествлять понятия стресса и эмоций [6, с112].

Вследствие и большого количества трактовок понятия «стресс», отягощенности его медико-биологическими и односторонними психологическими представлениями психолог Наенко Нина Ивановна, и социолог и философ Зильберман Давид Беньяминович, вместо термина «стресс» вводят другое — «психическая напряженность». Этот термин свободен от отрицательных ассоциаций и указывает на необходимость изучения именно психологического функционирования человека в сложных условиях.

Как отмечает русский и европейский психолог Леонова Анна Борисовна, в настоящее время наряду с понятиями «психологический (психический) стресс» и «эмоциональный стресс» при изучении механизмов и последствий стресса все чаще используется дифференцировка стресса в понятиях «информационный», «операциональный», «посттравматический», «рабочий стресс», «трудовой стресс», «производственный стресс», «управленческий стресс», «организационный стресс» и др.

Доктор психологических наук Столяренко Алексей Михайлович выделяет четыре вида психологического стресса, отличающихся по интенсивности и влиянию на человека:

1.оптимальная, безусловно благоприятная для человека и его жизнедеятельности неспецифическая активность психической деятельности — психологический эустресс;

2.интенсивная, напряженная, часто возникающая в экстремальных ситуациях значительной сложности неспецифическая активность психики, неоднозначно сказывающаяся на людях — психологический экстресс;

3.предельно интенсивная (для данной личности) психологическая активность, использующая недостаточно эффективно резервы психики и неблагоприятно сказывающаяся на поведении людей — психологический дистресс;

4.сверхинтенсивная неспецифическая активность психики, непереносимая значительным числом людей, разрушающая их нормальную психическую деятельность и поведение — психологический гиперстресс [7, с. 615].

Обзор научной литературы по терминологии стресса позволяет сказать, что на сегодняшний день существует большое количество трудов, в которых авторы по-разному трактуют понятие стресса. Так, психолог Вайнштейн Лев Абрамович определяет стресс как состояние организма, характеризующееся развертыванием механизма общей адаптации, чем обеспечивается положительный фон для обеспечения специфических гомеостатических реакций и мобилизации защитных способностей организма [10, с. 291].

Психолог А.Е. Ольшанникова характеризует стресс как состояние напряжения или перенапряжения процессов метаболического приспособления головного мозга, ведущих к защите или повреждению организма на разных уровнях его организации посредством единых нервно-гуморальных и внутриклеточных механизмов регуляции [11, с. 98-122].

Политолог, кандидат физико-математических наук, доктор политических наук Манойло Андрей Викторович считает, стресс является неспецифическим компонентом реакции приспособления, обеспечивающим привлечение энергетических и пластических резервов для осуществления характерного приспособления перестройки систем организма [12, с. 15-24].

По мнению советского и российского писателя, врача-психотерапевт и психолог Леви Владимир Львович, стресс представляющий реакцию организма, вырабатывающаяся в ходе филогенеза, на действие агентов, действительно или символически сигнализирующих об опасности нарушения его целостности [13, с. 88-100].

Т. Кокс уверяет, что стресс является феноменом осознания, возникающим при сравнении между требованием, предъявляемым к личности, и ее способностью справиться с этим требованием [14, с. 213].

К.В. Судаков рассматривает под стрессом особое состояние человека в период адаптации к новым условиям существования, изменения, происходящие в психологических механизмах регуляции и действиях субъекта под влиянием трудных ситуаций разного типа [15, с. 52-53].

Академик Фурдуй Федор Иванович считает стресс как совокупность неспецифических реакций организма в ответ на действие чрезвычайных раздражителей различной природы и характера, вызывающих «напряжение» функций органов и систем, обеспечивающих привлечение организма в целях его приспособления или поддержания гомеостаза [16, с. 8-33].

М. Тишкова считает стресс как особое психическое состояние, характерное неспецифическими системными изменениями активности психики человека, выражающими ее организацию и привлечение в связи с возникшими повышенными требованиями новой ситуации [17, с. 27-33].

Итак, феномен стресса в научной литературе представлен широким спектром определений, в которых он рассматривается: как совокупность факторов, воздействующих на психику человека, его психофизиологию; как психические (эмоциональные) состояния, связанные с этими факторами; как психическая напряженность, приводящая к целому ряду психических нарушений.

Человек реагирует не только на действительную физическую опасность, но и на угрозу или напоминание о ней, что существенно повышает подверженность риску. Анализ данных современной научной литературы позволяет выделить две основные группы факторов, с действием которых связано возникновение стрессов: внешние и внутренние.

К внешним факторам, вызывающим возникновение стресса и дезорганизующим деятельность человека, а также исключающим возможность обычного, естественного его поведения, относят объективно существующие условия (боль, жара, боевая обстановка, высокий ритм деятельности, избыток или недостаток информации и др.).

К внутренним факторам проявления устойчивости к стрессу относят субъективное. Обобщая, приведем мнения разных исследователей относительно этих факторов: личностный смысл (А.О. Прохоров), субъективная оценка личностью ситуации (Н.И. Наенко, Т.А. Немчин, М. Тишкова), ценности человека (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова), значимость события для личности (Л.И. Ермолаева, Н.Д. Левитов). Перечисленное можно назвать индивидуальными условиями, которые определяют психологическую сущность личности. Факторы другого характера, влияющие на быстроту возникновения стрессового состояния, особенности поведения и деятельности при стрессе и т.п.-психические, физиологические, нейродинамические факторы. К ним относятся: индивидуальная выносливость и диапазон функциональных возможностей отдельных систем организма, свойства нервной системы (В.Д. Небылицин), эмоциональная устойчивость человека (Л.М. Аболин, Л.А. Китаев-Смык, О.А. Черникова), барьер психической адаптации (Л.П. Гримак), имеющийся у личности опыт в переживании напряженных ситуаций (М.И. Дъяченко, В.А. Пономаренко).

Человек в стрессовом состоянии проявляет признаки смятения и тревоги, после чего его поведение принимает либо атакующий характер по отношению к причинам стресса, либо защитный.

Для большинства людей характерны несколько признаков стресса:

1.неспособность сосредоточиться на работе;

2.неестественно медленная или быстрая речь;

4.повышенная обидчивость и возбудимость.

5.потеря чувства юмора;

7.частые головные боли, рези в желудке, не имеющие органической причины;

8.постоянное ощущение голода или его отсутствие;

10.злоупотребление вредными привычками;

Из чего следует, стресс — это психофизиологическая реакция, которая является неотъемлемой частью нашей жизни. Избежать его в условиях нашего существования невозможно, да это не всегда и надо, т.к. стресс имеет способность закалять психику человека и подготавливать его к более сложным ситуациям в будущем. Каждый человек имеет свое понятие о стрессе, каждый переживает то или иное происшествие по-разному, поэтому говорить о том, что «вот это» надо избегать, а «вот это» надо пережить, нельзя.

1.2 Общее понятие стрессоустойчивости

При изучении стрессоустойчивости, прежде всего, необходимо определить это понятие. Следует отметить, что существует множество определений стрессоустойчивости, в которых она определяется как: эмоциональная устойчивость, психологическая устойчивость, устойчивость личности, психофизиологическая устойчивость, моральная устойчивость, морально-психологическая устойчивость, эмоционально-волевая устойчивость. Стрессоустойчивость — это способность человека переносить стрессы без негативных последствий для своей психики. Применительно к работе — это умение выполнять свои задачи спокойно, находясь в стрессовой ситуации.

В контексте настоящего исследования наиболее полным представляется определение, данное М. Тышкoвoй. Пo ее мнению, стрессoустойчивость — это:

1.спoсoбность выдерживать без помех для деятельности высокий уровень активации;

2.спoсобность выдерживать интенсивные или необычные стимулы, представляющие собой сигнал опасности и ведущие к изменениям в поведении;

3.способность выдерживать чрезмерное возбуждение и эмоциональное напряжение, возникающее под воздействием стрессоров;

По степени стрессоустойчивости люди делятся на следующие группы:

1. Стрессоустойчивые. Легко принимают любые перемены, так как гибкие и пластичные в плане приспособления к каким-либо стрессовым факторам. Поэтому они к переменам всегда готовы, а кризисные ситуации преодолевают достаточно легко.

2. Стрессонеустойчивые. Малейшее развитие событий не по их сценарию приводит их в состояние сильного стресса. Изменения застают их врасплох, адаптация к непривычной обстановке для этих людей неимоверно тяжела. Менять свои взгляды, установки и поведение очень сложно.

3. Стрессотренируемые люди. Они к изменениям как будто готовы, но к окружающей обстановке будут адаптироваться постепенно. Они будут меняться, но в медленном темпе. Резкие движения не для них, иначе они впадут в депрессию. При повторении стрессовых ситуаций с каждым разом будут реагировать на них все более спокойно.

4. Стрессотормозные люди. Под воздействием внешней среды меняться не станут, так как стоят на твердых позициях и имеют собственное мировоззрение. В исключительных случаях пойдут на то, чтобы однократно изменить психотравмирующую сферу жизни. Могут теряться, когда стрессы сопровождают их постоянно.

В целом ряде работ устойчивость, толерантность к стрессу сводится к понятию «эмоциональная устойчивость». Приведем некоторые определения В.М. Писаренко под эмоциональной устойчивостью понимает способность отвечать на напряженные ситуации таким изменением эмоционального состояния, которое приводит к увеличению работоспособности [18, с. 51-68].

О.А. Чериников считает, что эмоциональная устойчивость человека выражается не в том, что он перестает переживать сильные эмоции, а в том, что эти эмоции достигают оптимальной степени интенсивности [19, с. 3-13].

С.М. Oя одним из признаков эмоциональной устойчивости считает наличие незначительных сдвигов в величинах показателей, характеризующих эмоциональные реакции. Итак, эмoциoнальная устойчивость — это способность преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения при выполнении сложной двигательной активности [20, с. 63-67].

Е.А. Милерян в книге «Психологический отбор летчиков» 1966 год пишет, что под эмоциональной устойчивостью следует понимать и невосприимчивость к эмоциогенным факторам (наряду со способностью контролировать и сдерживать возникающие астенические эмоции). Значит он определяет эмоциональную устойчивость как способность регулировать эмоциональные состояния или быть эмоционально стабильным, то есть иметь незначительные сдвиги в величинах, характеризующих эмоциональные реакции в различных условиях деятельности [21, с. 5-118] обстановке.

О.А. Сиротин включает в определение эмоциональной устойчивости параметры, характеризующие нервную и физическую выносливость — способность человека успешно решать сложные и ответственные задачи в напряженной эмоциогенной обстановке без значительного отрицательного влияния последней на самочувствие, здоровье и дальнейшую работоспособность человека [22, с. 18].

Иначе, дает определение эмоциональной устойчивости П.Б. Зильберман. Под этим понятием он имеет в виду не устойчивость или стабильность эмоциональных переживаний человека, а интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке.

Иначе, понимают эмоциональную устойчивость и зарубежные авторы. П. Фресс в качестве главной характеристики эмоциональности выделяет эмоциональную неустойчивость (нервозность), характеризующуюся чувствительностью человека к эмоциогенных ситуациям. Р. Кеттеллом понятие «аффективная устойчивость», под которой понимается отсутствие невротических симптомов и ипохондрических проявлений, спокойствие, устойчивость интересов Джордж Гилфорд рассматривает эмоциональную устойчивость как легкую возбудимость, пессимистичность, озабоченность, колебание настроений.

Итак, эмоциональная устойчивость, с точки зрения зарубежных авторов, характеризуется эмоциональной невозмутимостью, не впечатлительностью, то есть не реагированием человека на эмоциогенных раздражители, ситуации.

Из чего мы можем отметить, что хотя все без исключения исследователи используют понятие эмоциональной устойчивости для обозначения функциональной устойчивости человека в эмоциогенных условиях, некоторые авторы наряду с этим включают в его определение термин «устойчивость эмоций». Например, в определениях, которые дают С.М. Oя, К.К. Платoнов, О.А. Черникова, эмоциональной устойчивостью могла бы быть и эмоциональная стабильность, и устойчивость эмоциональных состояний, и, наконец, отсутствие склонности к частой смене эмоций. По мнению Л.М. Аболинa это разные явления, которые не совпадают по своему содержанию с понятием эмоциональной устойчивости. На основании этого Л.М. Аболина дает свое определение понятия, понимая под эмоциональной устойчивостью свойство, характеризующее человека в процессе напряженной деятельности, отдельные эмоциональные механизмы которого, гармонически взаимодействуют между собой, способствуют успешному достижению поставленной цели [23, с. 262].

А.М. Столяренко, рассматривая понятие устойчивости, использует термин «экстремальная устойчивость», которая по мнению, шире психологической устойчивости и не может быть производной только от его психофизиологической или эмоциональной устойчивости. Экстремальная устойчивость — это системный продукт устойчивости всей психической деятельности и в решающей степени зависит от базовых, социально детерминированных свойств личности [24, с. 608]. В свой черед Столяренко использует понятием «специальная психологическая устойчивость», обозначающее результат специального обучения, подготовки человека-специалиста к определенным экстремальным ситуациям и повышенным психологическим нагрузкам. По мере накопления человеком опыта преодоления различных трудных ситуаций в учебной обстановке, он уже не так остро реагирует на них в реальной экстремальной ситуации, человеку легче справляться со своими эмоциями и регулировать деятельность. Этот же автор вводит понятие «общая экстремальная устойчивость личности», которое трактуется как одно из целостных проявлений ее внутреннего мира и не может быть сведено к какому-то отдельному элементу психики или к арифметической сумме нескольких [25, с. 608].

А.А. Баранов, тоже используя термин стрессоустойчивость, понимает под этим интегральное психологическое свойство человека как индивида, личности и субъекта деятельности, которое обеспечивает внутренний психофизиологический гомеостаз и оптимизирует воздействие с внешними эмоциогенными условиями жизнедеятельности. Соответственно стрессоустойчивость может рассматриваться как свойство, влияющее на результат деятельности, и как характеристика, обеспечивающая константность личности, как системы [26, с. 41].

Исследователи В.А. Бодров и А.А. Обознов используют термин «стрессоустойчивость», под которым они подразумевают интегративное свойство человека, которое характеризуется необходимой степенью адаптации человека к воздействию экстремальных факторов среды и профессиональной деятельности; детерминируется уровнем активации ресурсов организма и психики человека; проявляется в показателях его функционального состояния и работоспособности [27, с. 32].

Исследователь Б.Б. Величковский вводит термин «индивидуальная устойчивость к стрессу», которая определяется как системное свойство, обуславливающее успешную адаптацию человека к воздействию различных психосоциальных нагрузок и факторов среды обитания без негативных кратковременных и долговременных последствий для психического и физического здоровья [28, с. 27]. Б.Б. Величковский считает, что оценка индивидуальной устойчивости к стрессу требует учета влияния, как устойчивых личностных черт, так и ситуативных компонентов, отражаемых в состояниях. О высокой устойчивости к стрессу можно говорить в тех случаях, когда широкий диапазон затруднительных ситуаций приводит к порождению благоприятных первичных и вторичных оценок, что, в свою очередь, препятствует возникновению разрушительных последствий стресса и способствует конструктивному взаимодействию со стрессом. Основные виды первичных оценок Б.Б. Величковский описывает в терминах конструктов тревоги, депрессии и гнева. Они возникают в результате переживания широкого класса ситуаций взаимодействия с объектами и другими людьми, приводящих к возникновению стресса. Вторичные оценки непосредственно связаны с уровнем активации психофизиологических ресурсов, обеспечивающих деятельность по преодолению затруднительных ситуаций. В диссертационном исследовании Величковского эта общая схема послужила основой для создания индекса устойчивости к стрессу, учитывающего как диспозиционные, так и ситуативные компоненты первичных и вторичных стрессовых оценок.

Важный довод по поводу стрессоустойчивости высказал В.А. Пономаренко: «в вопросе, как готовить человека-профессионала к преодолению экстремальной среды, внутри личностного конфликта надо знать, что страшит конкретного субъекта: чести и достоинства, утрата материального положения, отвержение профессиональным сообществом или утрата самой жизни? Какие ценности исповедует профессионал, каковы его культура, уровень интеллекта, здоровье, выраженность профессионально значимых качеств, природа его натуры, мотив к достижению, уровень целостности личности, чем наполнена потребностям среда и т.д.» [29, с. 38-46]. В.А. Понаморенко уверен, что нельзя повысить надежность действий человека, работающего в экстремальной ситуации, путем отработки только сенсомоторных исполнительских действий, доведенных до автоматизма, так как это противоречит объективной психологической сущности нештатной ситуации. Исследователь считает, что в экстремальных ситуациях физиологические механизмы ориентировочной реакции, доминанта, стереотипы, оперативная память могут выступать как помеха для решения задач, а «интеллектуальный уровень поведенческих действий с подключением нравственных резервов в виде долга и чести на основе отношения к своей профессии и к себе, как профессионалу, формирует новую смысла образующую цель — преодоление и победу».

1.3 Причины стресса на рабочем месте

Стрессовые ситуации, кажется, кругом. Когда люди находятся в состоянии стресса, они реагируют различными способами.

Стресс часто является результатом нескольких причин например:

1.психологическое давление на работе;

2.плохие условия труда;

3.неспособность эффективно организовать и управлять своим временем.

Для того чтобы преодолевать стресс, необходимо выявлять его причины.

Можно выделить семь групп стресса:

1. финансовые трудности и неэффективное управление собственным временем

2. личностные причины (образ мышления и особенности поведения человека, взгляды, завышенными требованиями к себе);

3. неблагоприятные физические факторы рабочей среды (шум, температура и.т. п.);

4. организационные (низкий уровень координации совместной деятельности, несоответствие других работников требованиям деятельности, неадекватные стиль и методы управления);

5. национальные причины (являются экономический кризис, безработица, налоги. К этой группе относятся национальные катастрофы, война и угроза войны и т.п.);

6.связанных с культурой (расовые, религиозные, и.т. п.);

7. международные причины (связаны с трудностью понимания культурных различий и миграцией).

Стресс может быть длительным или кратковременным, тяжелым или легким. Влияние стресса на работника, прежде всего, зависит от длительности действия факторов стресса, их силы и восстановительных способностей работника. Если стресс легкий и кратковременный, большинство довольно быстро могут справиться с ним. Работники, силы которых на исходе, склоны к постоянным жалобам, связывают свои ошибки с действиями других людей, раздражительны.

Факторы вызывающие стресс, воздействующие на работников в наши дни:

1.групповые факторы стресса;

2. связанные с организацией;

3.факторы стресса вне организации.

Групповой фактор стресса.

К групповым фактором стресса можно отнести:

1.наличие внутри личностных, межличностных и внутригрупповых конфликтов (несовместимость личностных характеристик работника: нужд, ценностей, личных целей наличие серьезных противоречий. Итак в группе, где он работает, и вынужден постоянно общаться, находится, это и является серьезным стрессогенным фактором.)

2.отсутствие групповой сплоченности (возможность для работника чувствовать себя членом коллектива, из — за того, что руководитель не допускает или ограничивает эту возможность, или потому что другие работники не принимают его в свои ряды, может являться источником сильного стресса).

Факторы стресса, связанные с организацией.

Причины связанного с работой стресса исследуются уже немалое время, и перечень факторов, вызывающих стресс, весьма длинен. В нем можно найти психосоциальных факторов (обусловленных конкретной комбинацией трудовых, организационных и социальных особенностей рабочего места). Физические факторы, превращающие рабочее место во враждебную среду (шум, температура). К наиболее точно установленным стрессорам, связанным с производственной деятельностью, относятся:

1.невосможность влиять на свою работу (многие исследовании отмечают что в какой-то степени индивид может влиять на свою работу, может быть связанно со стрессовым состояние. Ответственность за работу, за вещи на которые человек не может влиять, являются особенно стрессовыми факторами для многих работников.

2.неуверенность в завтрашнем дне (для многих работников постоянным стрессором является боязнь потерять свою работу увольнения, из-за неадекватных трудовых показателей, сокращения штата работников, возраста или по другой иной причине);

3.при степени опасности выполнения работы (шум и.т. п. которые не редко провоцирует стресс у работника);

4.характеры выполняемой работы (самостоятельность в работе, ответственность за труд, сложность решаемых задач, условия труда);

5.двусмысленность и конфликт (эти два фактора в большинстве случаев воспринимаются как стрессоры. Здесь под двусмысленностью подразумевается неопределенность в отношениях с человеком, а под конфликтом различные несовместимые ожидания в отношении людей на работе);

6.стрессогенный стиль управления (использование неоправданного угроз и давления является одним из самых сильных факторов стресса для работников);

7.давление рабочего графика — сменная работа, а в особенности работа по скользящему графику, часто создает потребность в ряде психологических и связанных с внерабочей жизнью изменений, являющихся потенциальными стрессорами).

Факторы стресса вне организации.

Стресс на работе нельзя ограничивать событиями и условиями, имеющими место непосредственно на рабочем месте. Любая организация является открытой социальной системой, и на ее элементы — работников — естественно воздействуют внешние факторы, такие как изменения в обществе, экономические и финансовые условия, изменения в их личной жизни [31, c. 671].

Все вышеперечисленные условия являются потенциальными стрессорами, а не факторами, которые автоматически вызывают стресс. Реакции на эти стрессогенные факторы индивидуальны.

Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека.

Некоторые жизненные ситуации, вызывающие стресс можно предвидеть. Например неожиданные и непредсказуемы, внезапные (катастрофы, несчастные случаи, природные катаклизмы). Существуют еще ситуации, обусловленные поведением человека, принятием определенных решений, определенным ходом событий (смена места жительства, развод, смена места работы и т.п.). Каждая из подобных ситуаций способна вызвать душевный дискомфорт.

Существует достаточно много способов борьбы со стрессом

1. обеспечение достаточной продолжительности сна

3. регулярный отдых

4. планирование свободного времени

Следовательно человеку необходимы хорошие психологические защиты, которые помогут пережить самые тяжелые жизненные ситуации, выстоять в самых жестких жизненных испытаниях. Эти адаптационные способности мы и сами можем в себе совершенствовать и воспитать.

1.4 Эффекты стресса на рабочем месте

К причинам стресса можно отнести множество факторов, которые можно разбить на две составляющие группы:

1. Стресс вызванный детьми (Проблема отцов и детей. Работодатель замечает, что дети делают все совершенно не так как им надо, он забыл, что вовремя когда он были ребенком он поступал точно так же, как теперь поступает его дети. Он пытается своих детей учить жизни, старается передать им свой жизненный опыт. Однако с горечью понимает, что дети больше учатся не у него, а у жизни как таковой).

2. Стресс вызванный супругом (возникает, главным образом, в результате столкновения интересов или темпераментов (задержка на работе, нежелание помогать по дому, ревность, супружеская измена, разные взгляды на жизнь др.)).

3. Стресс вызванный родственниками и родителями (здесь можно назвать ту же проблему, что и в 1 пункте отцов и детей, однако взгляд уже с другой стороны);

4. Стресс вызванный давлением окружающей среды (здесь можно выделить как финансовые проблемы семьи, так и шумных соседей, также возникающие время от времени бытовые проблемы в семье);

5. Стресс вызванный домашней обстановкой.

1. Конфликт ролей (возникает тогда, когда к работнику предъявляются противоречивые требования. Два руководителя дают работнику противоречивые указания);

2. Перегрузка или недостаточная рабочая нагрузка (работнику поручили непомерное количество заданий. В этом случае обычно возникает чувство беспокойство, безнадежности (приближающейся катастрофы). Однако недогрузка работы может вызвать такие же чувства. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно ощущает беспокойство относительно своей ценности и в структуре организации труда и чувствует себя явно невознагражденным.

3. Неинтересная работа (индивиды имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства, чем занимающиеся неинтересной работой. Однако взгляды на понятие «интересная» работа у людей различаются: кому то кажется интересным либо скучным для одного работника, совсем не обязательно что так казаться будет интересно другим работникам);

4. Неопределенность ролей (неопределенность ролей возникает тогда, когда работник не уверен в том, что от него ожидает руководитель);

5. Существуют и иные факторы.

Стресс может возникнуть в результате плохих физических условий, плохого освещения на рабочем месте, отклонение от температурной нормы на рабочем месте или чрезмерного шума. Необоснованные требования сотрудников к друг другу [33, с. 98-105] могут вызывать стресс. В отдельную подгруппу организационных стрессоров необходимо вынести специфические стрессоры, связанные со спецификой труда работника органа защиты населения. С точки зрения стрессогенности управленческий труд имеет ряд особенностей.

1.) управленческий труд связан с пeрeгрузкaми, постоянным переключением с одного вида деятельности на другой.

2.) любого руководителя время от времени охватывает чувство профессиональной несостоятельности.

3.) руководитель зачастую принимает решения при явном недостатке необходимой служебной информации либо при не возможности передать необходимые инструкции в соответствующие инстанции. Обычно это создаёт ощущение неполного контроля над событиями.

4.) для упрaвленческого труда характерна монотонность, недостаток разнообразия. Руководитель время от времени нуждается в новых впечатлениях, чтобы сохранить собранность и творческие потенциал.

Есть данные, что стресс далеко не всегда оказывает вредное воздействие на работников и их производственную деятельность. Слишком низкий уровень стресса иногда работника может привести даже к снижению производительности труда. Утверждается, что легкий стресс для работника, например, новый кабинет или неожиданный выговор, может оказать положительное воздействие на работника, поскольку вынуждают работника призываться для самоутверждения в новых условиях.

Легкий стресс также приводит к усилению активности, улучшает кровообращение, в конечном итоге, к новым производственным успехам. Однако высокие уровни стресса оказывают серьезное вредное воздействие на физиологическую, психологическую и поведенческую стороны человека [34, с. 34].

Стресс вызывает химические и иные изменения в физическом, ментальном или эмоциональном состоянии человека. В конце концов, стресс вызывает заболевания, упадок сил. Поскольку физиологические реакции на стресс описаны в большом количестве научной литературе достаточно подробно.

В то время как взаимосвязи между физическим здоровьем и стрессом уделяется пристальное внимание, воздействие стресса на психологическое состояние исследовано не настолько подробно. Но в то же время имеются данные, что есть прямая зависимость между высоким уровнем стресса и такими агрессивными действиями, как агрессия, жалобы, саботаж, враждебное поведение. Психологические проблемы подобного типа, вызванные стрессом, приводят в свою очередь к неудовлетворительному исполнению служебных обязанностей, сопротивлению указаниям руководителей, занижению самооценки работника, неспособности сосредоточиться и принять решение на работой. Эти последствия стресса приносят прямые убытки организации.

Высoкий уровень стресса не всегда оказывает заметное воздействие, но абсолютно реальное воздействие на эффективность работы. Так, например, сотрудник постоянно подвергающиеся воздействию стресса, у него появляются резкие перепады настроения, и их подчинённые вскоре приобретают привычку не беспокоить их, даже когда речь идeт о серьёзных вопросах.

Иногда сотрудники осознают недостатки собственного поведения; они чувствуют, что не соответствуют ожиданиям работодателя, связанным с занимаемой должностью, и страдают от потери самоуверенности. В подобном состоянии они могут откладывать принятие решений, медлить. И, наконец, они недовольны, когда руководитель пытается их вернуть в рабочие состояние.

Еще одним стороной воздействия стресса является изменение в поведении человека. Прямыми результатами cильных стресcов на работе могут являться такие поведенческие реакции, как переедание либо недоедание, злоупотребление алкоголя, наркотическими средствами, антидепрессантами курением.

Можно также отметить взаимосвязь человека между его реакцией на стресс и темпераментом. Специалисты утверждают, что у флегматиков — интровертов действие стресса снижает активность щитовидной железы, повышает уровень сахара в крови, замедляет обмен веществ. У холериков стрессовая реакция это гнев. Вот почему они чаще всех страдают гипертонией, язвенным колитом, язвой желудка. У меланхоликов стрессовые реакции чаще всего связаны например испугом или тревогой, нервной тревожностью. В стрессовых ситуациях флегматики нажимают на еду, в результате чего могут становиться плотнее. Легче всего, благодаря своей сильной нервной системе, переносят стрессы сангвиники-экстраверты.

Из этого всего следует, что в производственной обстановке, работа в условиях повышенного уровня стресса, может вызвать «неэффективное поведение, избыточные реакции или неспособность восстановиться после работы». Это определение, данное Гайллардом, обобщающий результаты огромного числа публикаций, авторами которых показано, что повышенный стресс на работе, (кaк бы он ни определялся для ситуации конкретного индивида) мoжет привести к ухудшению трудовых показателей, затруднениям в общении с людьми, учащению несчастных случаев на рабочем месте, сотрудника более частым невыходам на работу, пониженной удовлетворенности, самоуверенности и проблемам, связанных со здоровьем.

Анализируя научную литературу по стрессоустойчивости и стрессу позволил нам сформулировать определение стресса и стрессоустойчивости

Стрессоустойчивость — это сaмоценка возможность и способность преодолеть экстремальную ситуации, связанную с возможностью личности или запасом, потенциалом различных структурно-функциональных характеристик, обеспечивающих общие виды жизнедеятельности и специфические формы реагирования, адаптации, поведения, и т.д.

Стресс — это психофизиологическая реакция, которая является неотъемлемой частью жизнедеятельности человека.

1.5 Стресс и стрессоустойчивость в деятельности социального работника

Факторов, вызывающих состояние стресса, сегодня так много и они так часто возникают, что происходит настоящая «бомбардировка тревожными сигналами», и стрессовая ситуация становится перманентной. Главным среди стресс-факторов и наименее поддающимся «укрощению» является работа. Для социального работника стрессогенные ситуации обусловлены прежде всего спецификой деятельности и спецификой объекта работы (клиента).

Условно можно выделить два типа «трудных» клиентов. Первый тип «трудного» клиента — это тип асоциальной агрессивной личности, взрывной и импульсивный. Эти люди не удовлетворены размером денежного содержания и не располагают социально приемлемыми средствами разрешения этого вопроса. Объективные обстоятельства их жизни таковы, что вызывают искреннее сочувствие. Однако эти люди имеют ярко выраженную потребительскую установку и экстрапунитивную направленность. Их поведение отличается непредсказуемостью и представляет иногда реальную угрозу безопасности взаимодействующего с ними администратора.

knowledge.allbest.ru