Меню

Ездовой спорт собак это



Ездовой спорт: термины, правила гонок, дисциплины, судейство

Во все времена собаки были верными компаньонами человека и помогали ему во многих сферах жизни. Они выступают в роли охотников, охранников, пастухов и даже транспорта. В заснеженных местах, где не пройдёт лошадь, собаки с лёгкостью преодолевают сотни километров, доставляя людей и грузы в населённые пункты. Профессиональные погонщики из Северной Америки придумали себе развлечение, позже переросшее в целый вид спорта – гонки на собачьих упряжках.

Что такое ездовой спорт?

Ездовой спорт – один из видов гонок, в которых спортсмены преодолевают различные дистанции с помощью тягловой силы собак (одной либо целой упряжки). Заезды проводятся как зимой на снегу, так и летом на грунтовой трассе. В этом случае участники состязаний могут использовать велосипеды, скутеры либо карты (простейшие гоночные автомобили).

Традиционно в ездовом спорте участвуют такие породы, как хаски и лайки. Также неплохо справляются с забегами тренированные легавые и охотничьи собаки.

Правила соревнований по ездовому спорту

Состязания по ездовому спорту носят личный характер, то есть жюри определяет индивидуальные результаты участников. В зависимости от дисциплины, в рамках которой соревнуются гонщики, и дистанции, в упряжке может быть от 1 до 20 собак, а сами гонки могут длиться до нескольких суток. Порода животных не имеет особого значения, самый главный критерий – уровень подготовки и тренированность. Ниже более подробно описываются правила гонок.

Термины

Как и другие виды спорта, езда на собачьих упряжках имеет собственную терминологию. Понятия употребляются в их прямом значении и действительны как в единственном, так и во множественном числе.

  • Гонка – тип состязаний, предполагающий преодоление определённой дистанции с одновременным стартом участников и проходящий как в один этап, так и в несколько.
  • Соревновательный сезон – промежуток времени от начала и до самого конца состязаний.
  • Участник/гонщик/спортсмен – человек, командующий одной собакой или целой упряжкой.
  • Главный судья – официальное лицо, обладающее максимальным набором прав и обязанностей на состязаниях, вплоть до полномочия устранения отдельных спортсменов от участия в гонках.
  • Главная судейская коллегия (ГСК) – объединение судей и их заместителей. Также может включать в себя главного секретаря и технического делегата.
  • Драйлэнд – термин, обозначающий дисциплины, которые проводятся в тёплое время года на бесснежной грунтовой трассе.
  • Ездовая собака – специально натренированная собака, которая принимает участие в гонках и способная работать в команде (в упряжи).
  • Зона без права преимущества – отрезок пути до финиша, на котором действуют специальные правила в случае обгона.
  • Зона размещения снаряжения – отдельное место, в котором спортсмены могут оставить экипировку, если это невозможно сделать на стейк-ауте.
  • Категория – группы участников, распределённые по возрастам и половой принадлежности.
  • Класс – допустимое число собак в той или иной дисциплине.
  • Упряжка – несколько собак, буксирующих в соединении общий спортивный снаряд.
  • Контрольный пункт (чек-поинт) – специально организованное место для остановки или отдыха, предназначенное исключительно для официальных лиц и соревнующихся.
  • Команда – объединение участников, состоящее из спортсмена и его упряжки.
  • Организатор – сообщество, несущее ответственность за осуществление состязаний.
  • Официальное лицо – представитель, получивший от организатора права на выполнение некоторых функций в соответствии с правилами соревнований.
  • Положение соревнований – официальный документ, включающий в себя всю необходимую информацию по проведению состязаний и утверждённый организаторами.
  • Помощник – лицо, поддерживающее команду на различных этапах гонки. В зависимости от дисциплины количество помощников может быть разным.
  • Представитель команды – человек, выступающий в роли посредника между командой и организаторами мероприятия.
  • Протест – обращение от участника соревнований, которое он может подать в судейскую коллегию в случае нарушения правил другими участниками.
  • Регламент гонки – частные правила отдельных соревнований, не противоречащие основным правилам, но уточняющие их.
  • Судья соревнований – человек, имеющий сходный с главным судьёй набор прав и обязанностей, за исключением права отстранять спортсменов.
  • Судейская бригада – все судьи и официальные представители.
  • Стартовая зона – ограждённое место, на котором расположены техническая зона контроля и подступ к ней.
  • Стартовый коридор – отрезок трассы, идущий непосредственно после старта и имеющий специальное обозначение. Минимальные требования: длина – 30 метров, ширина – 4 метра. На этом участке может быть оказана любая помощь, допускаемая правилами. При необходимости на нём команда может освободить путь остальным участникам соревнований.
  • Стейк-аут – место, где спортсмены могут разместить своих собак до или после состязаний либо между его турами. Присмотр за животными осуществляют сами гонщики либо их помощники.
  • Территория проведения соревнований – весь участок земной поверхности, отведённый под организацию гонки. Включает в себя: трассу, зрительские места, стоянки, стартовую и финишную зоны.
  • Трасса – дорога, предназначенная и оборудованная специально для проведения состязаний.
  • Технические зоны контроля – участки до старта и после финиша, на которых могут находиться только уполномоченные главным судьёй лица.
  • Финишный коридор – отрезок пути перед финишной прямой. Минимальная протяжённость: 30 метров.
  • Финишная зона – промежуток до финиша, на котором правила обгона недействительны. Составляет 150 метров для кросса и дисциплин на лыжах и 800 метров для всех остальных.

В свою очередь прохождение определённой дистанции или её промежутка, по окончании преодоления которого отсчёт времени прекращается, называется этапом или заездом.

Дисциплины

В настоящее время все дисциплины ездового спорта делятся на две основные группы: зимние (традиционные) и на грунтовой бесснежной трассе (драйленд).

Зимние виды включают:

  • Гонки на нартах, которые проводятся на различные дистанции:
    1. Спринт;
    2. Средняя дистанция (от 40 до 100 км);
    3. Длинная дистанция (более 100 км);
    4. Многодневная гонка (делится на несколько этапов, участники в каждый этап должны преодолевать определённый путь).
  • Пулка (1-4 собаки буксируют сани-волокуши и лыжника);
  • Ски-джоринг (1-2 собаки тянут лыжника);
  • Комбинированная гонка (забег одной и той же команды как в пулке, так и в ски-джоринге).

К гонкам драйленд относятся такие дисциплины как:

  • Картинг (упряжка буксирует небольшой спортивный автомобиль без мотора);
  • Скутер (1-2 собаки везут гонщика на двухколёсном самокате);
  • Байк-джоринг (гонка велосипедиста и 1 животного);
  • Кани-кросс (забег спортсмена и 1 собаки).

Отдельным видом выделяют такую дисциплину как эстафетная гонка. Такое соревнование проводится в один день в несколько туров. В команду входят три и более участника, которые проходят по одному этапу состязание. Эстафеты могут организовываться в любое время года.

Поведение участников соревнований

Действия всех участников гонок строго регламентированы, и, в случае нарушений правил, спортсмены могут быть отстранены от соревнований.

Так, команда может быть дисквалифицирована или получить штраф, если:

  1. Собаки настроены агрессивно по отношению к другим участникам либо мешают остальным группам проходить дистанцию;
  2. Темп собакам задавался с помощью принуждения либо намеренным подзывом со стороны постороннего. Ускорять упряжку может только сам гонщик и только с помощью голосовых команд и жестов;
  3. Спортсмен движется впереди упряжки. В соревнованиях в бесснежный сезон собаки должны двигаться перед велосипедом или скутером, а в зимний – перед санями или непосредственно перед гонщиком;
  4. Собака или целая упряжка бесконтрольно перемещается по трассе и подвергает опасности других участников соревнований. В случае если животные случайно отстегнулись во время прохождения дистанции, следует как можно быстрее настичь их. Гонщик обязан принять любую помощь, в противном случае он снимается с участия в состязании.

Спортсменам стоит помнить, что они ответственны как за поведение своих животных и помощников, так и за своё собственное. Важно придерживаться здравого смысла и сохранять сдержанность. В случае неадекватного поведения или жестокого обращения со своими подопечными гонщик удаляется с состязаний.

Работа судейской коллегии

Ранг состязаний определяет состав жюри и количество судей, входящих в него.

Судейскую коллегию составляют:

  1. Главный судья гонок. Обладает полным набором прав, в том числе исключительным правом на дисквалификацию участников, контролирует соблюдение правил как спортсменами, так и другими членами судейской бригадой, является ответственным за безопасность всех присутствующих на состязаниях.
  2. Технический делегат. Выдвигается общероссийской федерацией ездового спорта. Он обязан контролировать и оценивать работу судейской коллегии, а также степень подготовленности организаторов к началу гонок.
  3. Главный секретарь. Руководит работой всего секретариата и комиссии, допускающей спортсменов к участию в состязаниях. Помимо этого он предоставляет всю информацию о результатах соревнований главному судье и представителям команд.
  4. Заместитель главного судьи. В основном занимается рассмотрением протестов и осуществляет контроль над работой членов жюри. В случае необходимости выполняет все функции главного судьи.
  5. Заместитель ГС по трассам. Несёт ответственность за безопасность трассы, её прокладку и маркировку, а также расположение на ней контрольных пунктов. Организует собрания с судьями по трассе и гонщиками перед началом состязаний.
  6. Судья по трассе. Главным образом наблюдает за преодолением дистанции гонщиками и отмечает возможные несоблюдения правил. Участвует в разметке пути и следит за маркировкой.
  7. Старший судья-хронометрист.
  8. Судья на старте. В его обязанности входит вызов участников, проверка их готовности и учёт количества собак. Также он сигнализирует о старте согласно протоколу.
  9. Судья на финише. Фиксирует порядок, в котором участники пришли на финиш, а также принимает от них устные протесты.
  10. Секретарь на финише.
  11. Судья-фиксатор финиша.
  12. Судья по защите животных. Вправе выступить с инициативой дисквалифицировать участника в случае несоблюдения им условий содержания своей упряжки или жестокого обращения с собаками.
  13. Судья по проверке снаряжения.
  14. Судья-информатор.
  15. Судья при участниках. Лицо, ответственное за запись спортсменов перед началом состязаний и обеспечение их нагрудными номерами и всей необходимой информацией.

Если гонки проходят на муниципальном уровне, судьи имеют полное право принимать участие в гонках наряду с другими спортсменами при условии, что они не будут судить свою дисциплину.

Порядок подачи апелляционных жалоб и протестов

Некоторые случаи, такие как обращения судей или участников для проверки факта нарушения правил, требуют созыва главной судейской коллегии (ГСК). Рядовые члены жюри имеют право применять такие меры. как замечания, предупреждения и временные штрафы. В случае обращения с жалобой к главному судье необходимо предоставить протест в письменном виде в течение одного часа. Гонщик, указанный в заявлении о нарушении, должен быть уведомлён о собрании за полчаса до его начала. Данные временные рамки не относятся к тем случаем, когда требуется лабораторное исследование на допинг.

Решение должно выноситься оперативно, за несколько часов до начала последующего тура. Участник имеет полное право подать апелляцию в организацию, ответственную за проведение состязаний, либо в СК ФЕС России, если гонки имели статус общероссийских. Жалоба подаётся в течение суток либо по электронной почте, либо по телефону. Сообщение должно содержать информацию о типе нарушения, решении ГСК и аргументацию, почему это решение является несправедливым.

Расследование СК является независимым и полностью опирается на правила. Новое решение (как подтверждающее факт нарушения, так и опровергающее его) выносится в течение 10 дней после подачи апелляции. Помимо этого выпускаются методические указания для спортивных судей либо назначается наказание, если было доказано превышение полномочий со стороны ГСК.

Подача заявок на участие в гонках

Заявки подаются до начала состязаний в период, который определяет сам организатор гонок. Желающие принять участие в гонках обязательно должны иметь страховку, которая покрывает риски несчастных случаев.

Заявления могут быть отклонены если:

  1. Спортсмен не соответствует заявленной возрастной категории;
  2. Участник был ранее отстранён от соревнований, и срок дисквалификации не успел истечь;
  3. Гонщик не прошёл отборочные состязания (если они предусмотрены).

Спортсмены-инвалиды вправе подать заявку, но в случае, если их участие может стать опасным для остальных спортсменов и их животных, главный судья может не допустить их до соревнований. Степень подготовленности и состояние снаряжения таких гонщиков проверяются в отдельном порядке. Время старта участника-инвалида может подбираться индивидуально.

Права и обязанности участников соревнований

Спортсмены имеют право на подачу заявки на заезд в нескольких дисциплинах в рамках одного и того же состязания, при этом повторный старт в одной категории не допускается. Гонщик может быть предварительно заменён (за 2 часа до начала и ранее) с согласия главного судьи. Если спортсмен был отстранён на одном из этапов гонки, он не имеет права продолжить участие в последующих этапах.

Гонщик, допущенный к соревнованиям, обязан преодолеть трассу до самого конца. Все участники должны пройти инструктаж перед началом заезда. Если соревнования проводятся на короткие дистанции, на собрании вместо спортсмена может присутствовать его представитель.

Возрастные категории участников

Соревновательный сезон в гонках на ездовых собаках длится круглый год и заканчивается 30 июня, после чего 1 июля начинается следующий. Возраст спортсмена фиксируется по состоянию на середину всего периода (то есть на 31 декабря).

Так же, как и в других видах спорта, в гонках на собачьих упряжках имеется деление участников по категориям:

  • Юноши и девушки (12-14 лет);
  • Юниоры и юниорки (до 18 лет и до 21 года);
  • Мужчины и женщины.
Читайте также:  Как померить размер намордника для собаки

Список дисциплин для юных спортсменов несколько ограничен. Так, в зимний период они могут осуществлять заезды только в спринте на нартах с двумя собаками, а в бесснежный сезон – только в кани-кроссе. Юниоры имеют право принимать участие в соревнованиях в категории взрослых, но повторные заезды в разных возрастных группах по одной и той же дисциплине не допускаются.

Жеребьёвка

На первом этапе гонок порядок, в котором спортсмены осуществляют старт, может быть определён с помощью жребия. Время, место, способ выбора номеров и необходимость личного присутствия участников определяет сам организатор мероприятия. Вместо жеребьёвки может быть также применена расстановка, принцип которой должен быть объяснён спортсменам.

Номера гонщиков не могут быть скорректированы, а повторный жребий осуществляется только в том случае, если гонки были перенесены на сутки и более. На некоторых соревнованиях возможен одновременный старт участников. При таком варианте жеребьёвка помогает определить расположение каждого гонщика на линии старта.

Требования к собакам

Согласно правилам ездового спорта, в соревнованиях могут принимать участие собаки любых пород, главным критерием здесь выступает подготовленность. Однако главный судья вправе не допустить животное, если его комплекция может создать трудности при прохождении дистанции. В случае. если гонщик негуманно относится к своим собакам и подвергает опасности их жизни, он снимается с состязаний.

На возраст животных так же, как и на возраст спортсменов, накладываются некоторые ограничения. Для участия в спринте допускаются собаки от 12 месяцев и старше, а в гонках на более длинные дистанции – от 18 месяцев. Если соревнования будут проходить в горной местности, на обледеневших участках или на трассах, покрытых песком или камнями, организатор может поднять возрастную планку.

Любая собака, проходившая дистанцию в рамках одной дисциплины, не может принимать участие в тот же день. Исключение составляют кроссы и эстафеты. При этом в сумме пройденный путь не должен превышать 12 км. Второй старт одной собаки может потребовать осмотра ветеринарного врача.

Животным, участвующим в гонках, в обязательном порядке должны быть сделаны прививки от бешенства, парвовирусного энтерита, аденовирусных инфекций, парагриппа и чумы. Вакцинация проводится в течение года более чем за месяц до начала соревнований. Также в течение 3-х месяцев проводится дегельминтизация. Если во время проведения состязаний у собаки будет обнаружено заразное заболевание, она немедленно дисквалифицируется вместе с владельцем.

На протяжении всего мероприятия на территории находятся ветеринары, осуществляющие проверку здоровья всех собак. Если во время соревнования состояние здоровья животного ухудшилось, ему немедленно оказывают помощь, после чего оно снимается с дистанции. Ветеринар вправе проверить все пищевые продукты и вещества, предназначенные для собак, а применение медикаментов требует специального согласия. К участию в гонке не допускаются животные в период течки, беременные и кормящие суки.

Все собаки должны быть промаркированы или иметь специальные чипы. Перевозка и содержание на стейк-ауте должны быть комфортными для животных. Участники обязаны обеспечить своим собакам укрытие от неблагоприятных погодных условий, а также надежность и удобство цепей или тросов. Гонщики ответственны за содержание стейк-аута в чистоте: корм должен быть закрыт, а мусор убран в контейнеры или вывезен в специально отведённое организатором место.

Требования к соревновательному снаряжению

Экипировка гонщика и его собак должна быть произведена на фабрике, а не изготовлена самостоятельно, гарантировать надёжность и безопасность. Шлемы и амуниция должны идеально подходить по размеру и не причинять дискомфорт. Для смягчения торможения и резких остановок используется амортизатор. Запрещается:

  1. Использовать негуманные способы контроля поведения животных (кнуты, электрические ошейники и прочее);
  2. Применять металлические цепи и тросы в качестве элементов упряжки;
  3. Надевать на животных намордники и тесные ошейники;
  4. Носить обувь с жёсткими шипами длиной более 1 мм;
  5. Использовать лыжи и полозья нарты с острой окантовкой из металла.

Осмотр снаряжения перед стартом проводится обязательно и не должен доставлять неудобства другим командам. Между этапами гонки можно заменить экипировку в случае её повреждения. Также до начала соревнований организатор выдаёт двойные номера каждому участнику. Без них прохождение дистанции не допускается.

Требования к трассе

Как и снаряжение, трасса должна быть безопасной для участников соревнований. Путь должен быть очищен от камней (в бесснежный сезон) и подготовлен специальным оборудованием (в зимний период). Его ширина должна быть достаточной для совершения обгона. Во время построения маршрута особое внимание уделяется поворотам и спускам: дорога должна позволять комфортное прохождение по ней самой длинной упряжкой.

Трасса должна находиться на безопасном расстоянии от зрительской зоны и парковок и иметь ограждение. Если необходимо пересечение проезжей части, организатор предварительно согласует с ГИБДД перекрытие участка дороги на время соревнований. Также в летний сезон вдоль пути на расстоянии не менее 3-х километров друг от друга должны располагаться пункты, обеспеченные водой.

Гонка может быть перенесена, если, по мнению организатора мероприятия, погодные условия не позволяют подготовить трассу. По той же причине заезд может быть приостановлен, а участники размещаются за пределами дороги на контрольных пунктах. Если соревнования проходят на дистанции от 300 до 600 км, то на ней осуществляются обязательные остановки не менее чем на 8 часов, на дистанции более 600 км – не менее чем на 12 часов.

На трассе в метре от её края устанавливаются специальные знаки, окрашенные в определённые цвета. Информация на них должна быть хорошо читаема и видна минимум за 50 метров. Цвета и формы знаков:

  • Красные круглые. Устанавливаются на поворотах и пересечениях за 20 метров до них на соответствующей стороне.
  • Синие квадратные. Располагаются по обеим сторонам пути и означают прямое движение после развилки. Также такие знаки ставят через каждый километр, а через каждые пять они имеют обозначения пройденной и оставшейся дистанции.
  • Жёлтые треугольные. Обозначают участок трассы, на котором требуется снизить скорость и быть особо внимательным (наледь, резкий спуск, крутой поворот). Если сложным является отрезок дороги, то в его начале устанавливается двойной жёлтый знак, а в конце – знак с чёрным или красным крестом. Располагаются за 20 метров до данного участка.
  • Прямоугольные белые знаки с чёрными буквами «КП». Обозначают контрольные пункты.
  • Знаки со светоотражающим покрытием. Применяются для ночных этапов гонки.
  • Синие квадратные/флаги/ленты. Конец стартового коридора.
  • Белые знаки с цифрами. Устанавливаются в начале зоны без преимуществ при обгоне (150 метров – лыжные дисциплины и кросс/кани-кросс, 800 метров – все остальные).

Допускается использование дополнительных знаков, если они не выступают заменой основным и если их значения были объяснены участникам до начала гонки. На самых сложных поворотах могут размещаться указатели, физически блокирующие неправильные повороты.

Порядок проведения гонки и процедура определения победителя

В гонках на собачьих упряжках возможны разные виды стартов:

  1. Одиночный. Порядок, в котором спортсмены осуществляют заезд в первый день соревнований, определяется жребием. На последующих этапах первой стартует упряжка, показавшая лучшее время на предыдущих ступенях, второй – имеющая второй лучший результат и т. д., либо наоборот, если это указано в регламенте мероприятия.
  2. Массовый. Предпочтителен старт с одной линии, но в случае недостаточной ширины главный судья устанавливает вторую на расстоянии не менее 10 метров от первой. Для каждой команды предусматривается стартовый коридор шириной 2 метра и более и длиной 80 метров. Порядок подачи старта:
  • За 1 минуту до старта участникам показывают знак с цифрой «1»;
  • За 30 секунд судья поднимает флажки;
  • За 15 секунд флажки разводятся горизонтально в стороны;
  • За 5 секунд начинается голосовой обратный отсчёт;
  • В момент старта флажки резко опускаются.

Фальстарт предусматривает штраф в 30 секунд. При совершении обгона в масс-старте спортсмен должен пользоваться командой «Трассу!».

  1. Парный. На первом этапе пары формируются из двух идущих подряд номеров, на последующих этапах участники группируются в соответствии со временем, которое они показали.
  2. Пасьют (преследование). Осуществляется на заключительном этапе состязаний. Если одна из команд опоздала на старт или пересекла линию преждевременно, то она получает штраф и новое время выезда. В случае повторного опоздания участник дисквалифицируется. При обгоне действуют те же правила, что и в масс-старте.

Время отсчитывается с точностью до 0,01 секунды. При равном результате участники оцениваются по более высокому финишному положению.

Определение линии старта:

  • Нарта – по передней дуге;
  • Лыжи и кросс/кани-кросс – все участники за чертой;
  • Бесснежные дисциплины – по переднему колесу.

Время может быть скорректировано в случае, если:

  1. Произошла ошибка со стороны судьи;
  2. Возникли непредвиденные обстоятельства;
  3. Команда стартовала раньше на 1-5 секунд, чем было положено (не распространяется на масс-старт и пасьют).

Участники обязаны освободить стартовый коридор в течение половины стартового интервала. Если одна из собак во время старта отказывается бежать, то она либо отстёгивается от упряжки и передаётся помощнику команды, либо сажается в полог нарты. В стартовом коридоре спортсмену может быть оказана любая помощь.

  • Кросс/кани-кросс, лыжи, велосипед – 30 или 60 секунд;
  • Скутер с одним или двумя животными – 1 или 2 минуты;
  • Нарта (до 8 собак) – 1 или 2 минуты;
  • Нарта (8 и более собак) – 2 или 3 минуты.

Согласно правилам команда финиширует, когда первая собака пересекает линию финиша. В случае прихода на финиш свободной упряжки конец прохождения дистанции засчитывается только с прибытием гонщика. Если предусмотрен парный финишный коридор, участник вправе выбрать любой из них.

Победителем считается участник, прошедший в своей дисциплине все этапы соревнований с лучшим показателем времени. Если два спортсмена имеют равные результаты, они получают одинаковое вознаграждение и дипломы. Последующее место не присуждается никому, так как призы за него объединяются с наградами за предыдущую позицию и делятся поровну. Если гонщик сошёл с дистанции, его объявляют не финишировавшим.

Требования к температурному режиму

В течение всего мероприятия на его территории постоянно фиксируется температура и влажность воздуха, ветер и атмосферное давление.

  1. Кросс/кани-кросс – ниже +18 градусов, влажность менее 85%;
  2. Остальные дисциплины – ниже +16 градусов, влажность менее 85%;
  3. Максимальная температура:
  • Велосипед – +22 градуса;
  • Кросс – до +25 градусов;
  • Скутер и карт – до +22 градусов при дистанции не более 1,5 км.

Если температура достигает +18 градусов, гонка может быть отложена или отменена, если это рекомендуют ветеринары мероприятия. Основным критерием при этом является безопасность животных. Если большой отрезок пути находится под открытым солнцем, дистанция может быть сокращена. При экстремально низких температурах также может быть принято решение об уменьшении маршрута, перенесении или отмене соревнований.

Несоблюдение правил

В ездовом спорте существуют следующие меры дисциплинарного взыскания:

  1. Замечание. Делается участнику при первом или мелком нарушении, не имеющем последствий;
  2. Предупреждение. Выносится за повторное или несерьёзное отступление от правил;
  3. Штраф;
  4. Дисквалификация, которая применяется:
  • При намеренном нарушении правил, давшем участнику преимущество или причинившем вред остальным спортсменам;
  • При жестоком обращении с животными;
  • При агрессивном поведении собаки по отношению к любому участнику мероприятия;
  • При повторном нарушении правила после вынесения предупреждения.

Заявление об удалении гонщика с соревнования предоставляется ему для подписи. Спортсмен может быть дисквалифицирован после награждения в течение трёх дней, если в ГСК были предоставлены доказательства нарушений им правил.

История и федерации ездового спорта

Первые упоминания о гонках на собачьих упряжках относятся к середине XIX века. В 1850 году погонщики прошли маршрут от США до Канады, а в 1886 году соревнования проводились на Зимнем Карнавале в Сент-Поле. Тем не менее бурное развитие таких состязаний как вида спорта началось в период «золотой лихорадки», когда собачьи упряжки были самым оптимальным средством преодоления больших расстояний и когда над приисками царил соревновательный дух.

Первые организованные гонки All Alaska Sweepstakes прошли в городе Ном в 1907 году. Популярность этот спорт начал набирать с 1925 года, когда пёс по имени Балто помог вывести из метели упряжку, доставлявшую лекарство от дифтерии. В память об этом подвиге стали проводиться соревнования, а самой собаке был поставлен памятник в Нью-Йорке. Со временем гонки переместились из Северной Америки в Норвегию, а к 70-м годам XX и в другие европейские страны. В 1973 году в Швейцарии появился клуб гонщиков Европы (TCE). В 1983 году была основана Европейская ассоциация ездового спорта (ESDRA), которая руководит международным Чемпионатом и Кубком Европы. В 1992 году национальные федерации со всего мира объединились в Международную федерацию (IFSS).

В СССР такие состязания не получили особого распространения. Однако в 1990 году на Камчатке был проведён заезд «Берингия» на дистанцию в 250 км. Годом позже между городами Анадырь и Ном была проложена трасса «Надежда», протяжённость которой составила почти в 2000 км. В середине 90-х годов было проведено соревнование по маршруту Москва-Санкт-Петербург, а в 1996 году появилась первая Российская федерация гонок на собачьих упряжках. С 2003 по 2011 гг. существовала Всероссийская ассоциация ездового спорта (ВАЕС). В 2014 году 23 региональных клуба сплотились в Федерацию ездового спорта России (ФЕС РФ). На момент 2020 года в данную организацию входили уже более 50 регионов и 3000 спортсменов.

Читайте также:  Питомники для найденных собак

Литература, посвящённая ездовому спорту

Существует целая серия книг, которые помогут узнать больше о гонках на собачьих упряжках. Ниже приведены лишь некоторые из них:

  • «Берингия. Анатомия гонки» (Важнова В., Евстратова А., Галкина М.). В этой книге рассматривается процесс развития ездового спорта в России, начиная с известного одноимённого состязания. В издании подробно описывается опыт управления упряжкой и даются рекомендации по дрессировке и уходу за собаками. Книга насыщенна цветными фотографиями и будет интересна довольно широкой аудитории читателей.
  • «Теория и методика ездового спорта» (Собов С.). Книга написана одним из главных специалистов РФ по ездовому спорту. Эта работа даёт как общие представления о гонках на собачьих упряжках, так и рассказывает о специфике тренировок и технике. Заключительная глава посвящена процессу подготовки собак. Книга в основном ориентирована на спортсменов, принимающих в гонках непосредственное участие.
  • «О чём думает ваша собака» (Джон Фишер). Данная книга затрагивает целый ряд проблем, возникающих в процессе воспитания и содержания собаки. Автор также даёт советы по коррекции поведения питомца. Согласно отзывам читателей, это великолепная книга, способная помочь и любителю собак, и опытному собаководу.

Гонки на собачьих упряжках – это экстремальный спорт, требующий долгих тренировок и отличающийся особой динамикой, драйвом и напряжением. Миллионы поклонников приходят ежегодно на такие состязания. Соревнования по нему объединяют более 5000 спортсменов со всех стран, от США и Канады, где они зародились, до Австралии.

Источник

Ездовой спорт на собачьих упряжках от золотых приисков до Чукотки 2021 года

Гонки на собачьих упряжках или ездовой спорт сегодня для человечества скорее развлечение, чем необходимость. В древние времена собаки были настоящими трудягами, при чем это касалось практически всех пород.

Даже карманные крохи в своё время были крысоловами, что уж говорить о крепких хаски, лайках и самоедах, которые были и остаются незаменимыми породами для народностей севера, где всё также собаки тянут сани по бескрайним снежным просторам.

Историческая справка

Как таковое перемещение на санях с запряженными псами ездовых пород практиковалось у многих народов Севера, но именно в США и Канаде гонки как спортивное состязание проводиться стали на профессиональном уровне.

В документах и прессе есть первое упоминание о гонках на собаках датируемое 1850 годом о проведении соревнования в городе Сент-Пол и Виннипег. Трудно сказать что именно побудило тогдашнее население этих городов посостязаться таким образом, но популярность гонок отрицать сложно, так как их стали проводить относительно регулярно.

Скорее всего, гонки как состязание стало интересно как вариант зимнего досуга для участников «Золотой лихорадки», так как именно старатели стали использовать ездовых собак всё чаще на новом, осваиваемом континенте, где о развитии пригодного к зиме и снегам транспорта можно было только мечтать. В это же время появляется профессия каюров, людей, которые осуществляли регулярные перевозки старателей и снаряжения для золотодобычи по маршрутам непосредственно к приискам.

1907 год стал основополагающим в истории гонок на собачьих упряжках. В городе Ном прошли первые серьёзные соревнования среди профессиональных каюров в собачьих упряжках. Первыми лидерами и призёрами стали отец основатель этого вида спорта Александр «Скотти» Ален и призёр Леонард Сепалла. Но настоящим героем своего времени стал каюр Гуннар Каасен, который участвуя в 1925 году в Великой гонке милосердия завершил цепочку и доставил в Ном необходимую вакцину от дифтерии.

Слова о подвиге каюров из этого городка и непосредственно вожака упряжки-спасительницы сибирского хаски Балто не утихает и сейчас. Тем невероятным событиям даже посвящен трогательный мультфильм «Балто» 1995 года выпуска.

Конечно, такой азартный спорт, где в борьбу вступал не просто человек и собака, а человек совместно со своей стаей ездовых собак вступал в настоящую битву с суровыми условиями Севера, не остался жить исключительно на Американском континенте. Постепенно каюры-спортсмены появились и в Норвегии, где были все условия для классического ездового спорта, а затем волна популярности прокатилась и по всей Европе.

Долгое время гонки на собачьих упряжках были весьма разрозненными, хотя и регулярными, но все погонщики трепетно берегли свои секреты и ни в какие крупные ассоциации и клубы не вступали. Ситуация изменилась лишь в 1970-х года, когда стали образовываться первые клубы любителей этого вида спорта.

На территорию СССР этот вид спорта также проник, но из-за отсутствия внимания прессы и партийных пропагандистов, развивался он только среди народов крайнего севера усилиями местных энтузиастов. Первая серьёзная гонка «Берингия» состоялась лишь в 1990 году. И лишь в 2014 году была создана Федерация ездового спорта России, куда вошли ранее разрозненные по всей стране клубы. Стоит отметить, что у российских каюров карьера весьма успешная и их часто можно найти в списках призёров различных международных соревнований по ездовому виду спорта.

Современный ездовой спорт и всесезонные дисциплины

Классические гонки на собачьих упряжках сегодня далеко не единственная разновидность ездового спорта. Сани, скутеры, лыжи, карты и даже велосипеды – всё это стало основой упряжи, которую тянут за собой специальные ездовые породы собак, при чем наличие снега сейчас не самое главное условия для проведения гонки. Самое важное – командная работа, только вы сами как погонщик можете вырастить для себя такую стаю, которая будет понимать вас с полуслова и действовать в условиях гонки как единый пушистый механизм.

Бесснежные гонки на собаках или дисциплины драйдленд:

— каникросс – дистанцию бежит человек с собакой, которая пристёгнута специальной упряжью к человеку. Здесь ставится под вопрос выносливость человека и умеренность собаки, которая готова держать темп хозяина.

— догтрекинг – дистанция может преодолеваться не только бегом, но и шагом, всё зависит от условий конкретного соревнования.

— байкджоринг – участвуют человек на велосипеде и пристёгнутые спецупряжью к рулю одна или две собаки.

— скутеринг – каюр едет в упряжке из скутера или специального самоката, в которую впрягают одну или двух собак.

— картинг – вольная интерпретация классической зимней упряжи, так как в тележку на колёсах впрягают от 4 до 10 собак и в таком виде преодолевается дистанция.

Классические снежные гонки на собачьих упряжках:

  • — скиджоринг – погонщик едет на лыжах, а к его поясу на упряжи крепят 1 или 2 собаки.
  • — пулкинг – каюр размещается в мини санях, в которые запрягаются от 1 до 4 собак, в зависимости от регламента гонки.
  • — гонка на упряжках – прародительница всех дисциплин ездового спорта, где в роли саней выступают настоящие нарты с запряженными собаками. Но опять же, в зависимости от регламента конкретного соревнования, протяженности и сложности трассы в упряжи могут быть как всего 2 собаки, так и 16 псов, способных покрыть большой участок трассы.

ИНТЕРЕСНО: гонки по типу эстафеты могут проводиться в любой сезон и быть скомбинированы из всех дисциплин, подходящих по сезону и трассе.

По протяженности гонки также можно поделить на несколько типов:

  1. — спринт – дистанция до 40 км, часто покрывается за день или два, проводится на любом дорожном покрытии.
  2. — средние дистанции – от 40 км до 500 км, чем длиннее дистанция, тем чаще применяются только зимние дисциплины.
  3. — марафоны – от 500 км и больше, проводятся только в рамках снежных дисциплин. Самая распространённая и самая чаще используемая протяженность марафона 2 000 км, участники таких трасс находятся в условиях гонки по несколько дней, а упряжки могут состоять даже из 20 собак.

Подробности

Амуниция для ездового спорта это всегда очень серьёзный и дорогостоящий вопрос для любого каюра. Связано это, конечно же, с тем, что её нельзя просто приобрести в спортивном магазине, большую часть упряжи для любого вида гонок изготавливают на заказ и по меркам конкретного участника и собак из его стаи. Самый важный элемент в амуниции, без правильной подгонки которого собака получит неравномерную нагрузку на грудной опорно-двигательный аппарат – это шлейка.

Подгоняется она под каждую собаку, а изготавливается из прочного нейлона, который выдерживает любой тип гонки. Шлейка соединяется с ошейником, который выглядит как полуудавка и выполняет роль фиксатора собаки на конкретном месте в ряду. С основной упряжью ошейник и шлейка соединяются прочными карабинами, которые выполняются из прочных сплавов, которым, как правило, не страшны морозы. Вся собачья гроздь крепится к основе – потягу, сработанного из капрона и выглядящего как обыкновенный прочный трос.

Для стабилизации и смягчения нагрузки на позвоночник собаки устанавливается амортизатор, который гасит нагрузку у основания потяга. Ну и, конечно же, когда гонка длится не одни сутки и каюр останавливается на отдых со своей стаей, он использует привязь, которой фиксирует радиус собак на каком-либо столбе или дереве.

Привязь, пожалуй, единственная часть амуниции для ездового спорта, которую редко кто заказывает в индивидуальном порядке, так как в привязи собаки отдыхают и она не накладывает на их тело никакой нагрузки.

Общих правил гонок на собачьих упряжках не существует, так как для каждой дистанции, каждого конкретного соревнования и каждого вида они свои. Даже как таковых породных ограничений для пород собак нет, в некоторых бесснежных дисциплинах главное, чтобы собака вынесла гонку, а заявиться участником вы можете хоть с овчаркой.

Чемпионат мира по ездовому спорту проводится с 1990 года и включает в себя ряд дисциплин, которые утверждаются Международной федерацией ездового спорта. Место и конкретные даты проведения также устанавливает федерация.

Но из-за популярности гонок, их разнообразия и медленно, но верно растущей популярности во многих странах существуют свои чемпионаты и кубки в ездовом спорте на собачьих упряжках, которые порой ничуть не уступают чемпионату мира ни по зрелищности, ни по количеству участников. Например, в нашей стране есть все условия и возможности развиваться в этом направлении, а заявляться можно как и на районные, так и на всероссийские соревнования.

К самым масштабным и известным гонкам на собачьих упряжках в России относятся:

  1. Соревнования по драйдленду в Московской области в карьере Волкуша. В соревновании «По следам жёлтых листьев» могут принимать участие спортсмены от 12 лет с собаками от года. Участие рекомендуется тем, кто в принципе хочет узнать, что такое соревнования по ездовому спорту, познакомиться с единомышленниками и найти для себя региональный клуб с которым можно начать заниматься уже более профессионально. Дисциплины заездов: каникросс, байджоринг, скутеринг, картинг.
  2. «Серебряная ладья» проводится в Костромской области, в селе Никольское в декабре. Заявиться могут участники от 9 лет и выбрать категорию скайджоринг или гонка в упряжках. Участвовать можно с любой породой собак, а трассы начинаются с 500 метров и до 20 км, но на такую большую дистанцию может заявиться только опытный каюр. Соревнование направлено на популяризацию ездового спорта.
  3. В Карелии в январе проводятся гонки для профессионалов «По земле Сампо». Собаки-участники могут быть любой породы, а вот возраст спортсмена должен быть дольше 18 лет. Гонка проходит в рамках скайджоринга и классических упряжек. Трассы в Карелии трёх длин – 6 км, 10 км и 40 км для самых опытных.
  4. Гонки на упряжках на дистанцию 500км проводят на Чукотке. Называется соревнование «Северная надежда», допускаются каюры от 18 лет, а для собак возрастное ограничение не младше 1,5 лет.
  5. «Берингия» — название этой гонки знает, наверное, каждый Россиянин, так как это самое известное соревнование в рамках ездового спорта на собачьих упряжках, проводимое на Чукотке, а участвовать в нём приезжают спортсмены со всего мира. Трасса тянется на 1 500 км, допускаются только спортсмены старше 18 лет с собаками старше 18 месяцев. Участники вступают в соревнования только на нартах. В этом соревновании чаще всего участвуют только специальные породы, которые выводились в питомниках именно для спортивного будущего.

ИНТЕРЕСНО: «Берингия» занесена в Книгу Рекордов Гиннесса как самая протяженная трасса – раньше длинна трека была 1980 км.

ВАЖНО: не стоит расстраиваться, что в вашем регионе нет полномасштабных соревнований. Начать заниматься ездовыми дисциплинами можно во всех регионах России, так как клубы по отдельным дисциплинам существуют во всех регионах, хотя могут быть и не популяризированы среди широких слоёв населения. Помочь с поиском вам могут либо в кинологическом клубе, либо в породном клубе ездовых пород.

Читайте также:  Авария с собаками милан

Как начать

Начинать постигать азы ездового спорта можно практически с любой породой собак, которая обладает достаточной выносливостью, но если задумываться о серьёзных соревнованиях и победах в них, то

лучше рассматривать приобретение и последующие занятия со щенками пород:

  • Хаски.
  • Маламут.
  • Лайка самоед.
  • Лайка якутская.
  • Гренландская овчарка.
  • Чинук.
  • Чукотская ездовая собака.

Также многие каюры выводят для себя метисов вышеприведенных пород, а также метисов с легавыми, крупными охотничьими породами и курцхаарами. Главное в такой специфической селекции брать собак с хорошей рабочей родословной, ведь внешность это вообще не главное в вопросе выносливости пса и его умения проходить трассу в упряжи.

Источник

Ездовой спорт – история и современность

Собачьи упряжки – немного истории

Известно, что оба полюса Земли покорены на собачьих упряжках: в 1909 г. Пири с их помощью достиг Северного полюса, Амундсен в 1911 г. водрузил флаг Норвегии на Южном полюсе, пройдя на собаках в тяжелейших условиях Антарктиды 2980 км за 99 дней.

А в России, начиная с ХVШ в., со времен Великой северной экспедиции Петра I и до 70-х годов нашего века ни одна северная, особенно арктическая, научная экспедиция не обходилась без собачьих упряжек. Езда на собаках в течение многих веков, была важнейшей частью традиционного образа жизни северных народов.

Специалисты также полагают, что ездовое собаководство гораздо старше езды на оленях: появилось оно несколько тысячелетий назад на северо-востоке Азии, там, где теперь Якутия, Чукотка и Камчатка. Веские подтверждения этому представили недавно наши ученые.

В начале 90-х годов на острове Жохова (архипелаг Новосибирские острова) была обнаружена охотничья стоянка, которую обследовал петербургский археолог Владимир Питулько. Он нашел остатки нарт, собачьей упряжи и хорошо сохранившиеся кости собак. Датировки радиоуглеродным методом показали, что возраст находок лежит в интервале 7800-8000 лет. Это самая древняя стоянка в высокоширотной Арктике.

В то время как технология езды на собаках у народов Северной Америки осталась на достаточно примитивном уровне, коренные народы и русские старожилы Севера, Сибири и Дальнего Востока России добились больших успехов в технике езды, подготовке собак и управлении ими.

Руал Амундсен, побывав в 1920 г. у русских старожилов Колымы, писал: «…в езде на собаках эти русские и чукчи стоят выше всех, кого мне приходилось видеть». Такие слова в устах господина Амундсена для людей знающих дорогого стоят.

Особым достижением является северо-восточная нарта, называемая колымской, или чукотской. Легкая, собранная без единого гвоздя, только на ременных связях-амортизаторах, она обладает большой упругостью и прочностью и лучше всех других конструкций пригодна для езды по неровной местности, среди камней и торосов. Полагают, что эта нарта возникла еще в эпоху неолита и существует без особых изменений в наши дни, как и прежде, в двух вариантах – грузовом и скоростном.

В России собак в нарты запрягают веером и цугом. Веерная упряжка применяется к западу от Енисея также в различных вариантах, из них лучшей считается упряжка охотников Новой Земли. Цуговая упряжка – наиболее древний и одновременно наиболее совершенный способ езды на собаках, особенно на длинные расстояния и при перевозке тяжелых грузов. В различных вариантах она распространена к востоку от реки Енисей; чаще всего использовалась запряжка собак попарно, пара за парой.

Согласно материалам этнографа В. Туголукова середины XIX в., средняя скорость колымо-индигирских упряжек по бездорожью на длинных дистанциях составляла до 10 км/ч, на трассах зимних дорог длиной в 200-250 км – до 15-17 км/ч. Легковая нарта могла пройти 250 км за 15 часов, 750 км – за 3 суток. По хорошей дороге упряжка из 12-14 собак везла неограниченно долго до 1 т груза, по бездорожью не более 500 кг.

Вплоть до 1960-х годов собачьи упряжки были важным, а кое-где и единственным видом зимнего транспорта северных регионов России. Ими пользовались не только местные жители, но и все государственные службы, включая пограничные войска, почтовую службу и научные экспедиции. Только на Камчатке в 1937 г. работало 50700 собак (!), или свыше 4500 полных упряжек.

Закат ездового собаководства в России приходится на последние 30 лет XX века. Распространение снегоходной техники, упадок пушной охоты и местного рыболовства, метизация ездовых собак с привозными собаками других пород, массовые эпизоотии, причиной которых были привозные собаки, а также голод на Севере в 1990-х годах – все это, вместе взятое, уничтожило большую часть поголовья аборигенных ездовых собак. Уцелела и даже увеличила свою численность в 1990-е годы только популяция ездовых собак на Чукотском полуострове, где без них был бы невозможен морской зверобойный промысел, который тогда кормил всю Восточную Чукотку. (Л.С. Богословская)

Ездовой спорт: современность

С каждым годом число людей, увлекающихся ездовым спортом, возрастает. Здесь объединяются такие ценности как спорт, животные и природа. Этим спортом можно заниматься круглый год. В Европе и более чем в 30 странах мира ездовой спорт очень развит, и у нас также стали очень популярны гонки на собаках и собачьих упряжках. Люди с удовольствием занимаются этим, необычным на первый взгляд, видом спорта. Он воспитывает любовь к животным, терпение, упорство, умение не останавливаться на достигнутом.

Существует ряд серьезных международных соревнований с внушительным призовым фондом. Как и в любом другом виде спорта, в гонках на собачьих упряжках нужно быть хорошо физически подготовленным. Самое главное, что физически подготовленным должен быть не только каюр, но и сами собаки. Дрессировка собак по ездовому спорту включает в себя обучение собак всем необходимым командам, а также физическую тренировку собак и каюра. От того, насколько хорошо и слаженно они подготовились к гонке, зависит результат соревнований.

Имеет смысл указать классификацию всех соревнований, проводящихся в мире ездового спорта .

Нелимитируемый класс согласно Единому Реестру видов спорта России – кол-во собак в упряжке от 8 и более;
Лимитируемый класс – кол-во собак в упряжке регламентировано;
Класс юниоров – ограничения по возрасту гонщиков (обычно до 18 лет);
Спринт-класс – гонки по короткой дистанции, которую собаки могут пробежать самым быстрым аллюром; соревнования могут проходить 2-3 дня, в каждый из которых собаки пробегают одну и ту же трассу;
Дистанционный класс – длина трассы не позволяет собакам пройти ее на максимальной скорости. Этот класс подразделяется на:
Гонки на длинные дистанции (длина трассы свыше 100км), многочисленные контрольные точки, места отдыха;
Гонки на средние дистанции (длина трассы от 40 до 100 км), несколько контрольных точек, остановки на отдых не обязательны;
Многодневная гонка – серия из нескольких этапов, каждый из которых засчитывается как отдельная гонка. Обычно многодневная гонка состоит из этапов средней длины и спринт-гонок; во многих случаях дистанции этапов находятся друг от друга на небольших расстояниях, собак перевозят на машинах;
Пешие гонки – гонщик, соединенный амортизационным шнуром с одной или несколькими собаками, бежит за ней по грунтовой трассе.
Эстафета – участвуют несколько команд класса пулка;
Грузовые гонки – в течение всей гонки на санях везется определенный груз;
Гонки с ориентированием на местности – 2 гонщика с одной упряжкой проходят трассу с контрольными пунктами, ориентируясь на местности с помощью компаса и карты.

Зимние соревнования состоят из трех основных дисциплин: гонки на упряжках, гонки пулок и ски-джоринг. Соревнования подразделяются также по количеству собак в команде, по длине дистанций, а в ски-джоринге и пулке – на мужские и женские.

Гонки на упряжках – соревнования на специальных санях (нартах), в которые запряжены несколько собак, управляемые спортсменом (каюром или машером). За рубежом принято называть этот вид «стилем Нома» («nome-style») – от названия поселка Ном на Аляске, где издавна проводились гонки упряжек. Собственно катание на упряжках – это не только спорт, но и развлечение и даже образ жизни.

Каждая собака в упряжке – это уникальная деталь всего механизма. Отдельное внимание проявляется к вожакам. Так как в ездовом спорте управление собаками разрешено только голосом, каюру необходим умный и понятливый вожак, ибо только их совместная работа является залогом успешной работы всей упряжки.

Каждая упряжка – это маленькая стая со своей иерархической структурой, во главе которой стоит человек. Он управляет этой стаей через одного-двух вожаков. Один вожак умеет наилучшим образом выбрать дорогу, правильно сориентироваться, другой вожак организует работу всех собак упряжки, бдительно следит, чтобы они работали в полную силу и подчинялись хозяину. Вожаки вовсе не обязаны сильнее всех тянуть потяг: их главная задача заставить упряжку работать даже тогда, когда собаки уже устали.

По команде каюра вожаки выбирают темп движения, наиболее приемлемый для всех. Некоторые вожаки вполне по-человечески не терпят лентяев и, как только предоставляется возможность, наказывают их. Также очень важны «колеса», то есть самые мощные и сильные псы, которые ближе всех расположены к упряжке, и поэтому на них приходиться самая большая нагрузка.

Работа каюра тяжела и многообразна. Каюр обязан быть силен и вынослив, так как ему необходимо помогать собакам в сложных местах (например, подъемах). Каюр обязан уметь диагностировать и лечить собак, уметь оказать им первую помощь в случае травмы. Кроме того, он должен быть хорошим собачьим психологом – надо понимать, каких собак можно ставить вместе, каких нет, будет работать та или иная собака или откажется наотрез.

На мой взгляд, езда на упряжках – самая красочная и многогранная зимняя дисциплина. Именно здесь максимально концентрируется слаженная работа всего коллектива: и собак, и каюра, и помощников.

Следуем далее. Пулка – небольшие сани, в которые запряжены от 1 до 3 собак, сзади движется лыжник, прикрепленный к пулке специальным буксировочным тросом. Твердые оглобли нужны для того, чтобы сани не могли ни обогнать, ни наехать на собак. Ездовые собаки запрягаются гуськом. В пулке различается несколько классов:

1) Ограниченный класс. Участие принимают взрослые, в упряжке 1 собака, дистанция 5-18 км.
2) Юниоры. В упряжке 1 собака, дистанция 3-10 км.
3) Неограниченный класс. Участие принимают взрослые, в упряжке 2-4 собаки, дистанция 10-25 км.

Не скажу точно, как в России, а у нас, в Северо-Западном регионе, эта дисциплина ездового спорта развита не очень хорошо. Достаточно дорогое оборудование, да и достать его довольно сложно. Тем не менее, год за годом и она набирает у нас обороты.

Ски-джоринг – движение лыжника за собакой (или 3 собаками), с которой он связан специальным буксировочным тросом. Необходимо отличать эту дисциплину от известной в советском (и российском) прикладном спорте «буксировки лыжника собакой». Отличие, прежде всего, состоит в том, что в ски-джоринге дистанции идентичны нормальным дистанциям лыжных гонок, а лыжник и собака должны быть способны проходить эти дистанции в хорошем темпе. Именно в этой дисциплине, как нигде, важна совместная работа человека и собаки.

Летние дисциплины ездового спорта: гонки упряжек с тележками, гонки на велосипедах и самокатах с запряженной в них собакой. Самокаты называются скутерами.

В скутеры запрягают 1-2 собаки, а также существует бег с собакой («кани-кросс», летний аналог ски-джоринга). Летние виды служат в основном для поддержания спортивной формы собак и спортсменов. По проведению соревнования по летним дисциплинам немного отличаются от зимних соревнований, но главное правило остается неизменным – собака ВСЕГДА должна быть впереди каюра.

В последние годы ездовой спорт приобретает все большую популярность и в России – и как профессиональный спорт, и как развлечение. Так, впервые в Петербурге 24 февраля 2004 г. на льду озера Сестрорецкий разлив прошли первые петербургские гонки собачьих упряжек и состязания скиджорингистов. А 25 марта 2005 г. в Петропавловске-Камчатском, на стартовом поле лыжной базы «Лесная» стартовал «Камчадал», первый Чемпионат России по гонкам на средние дистанции в классе 6 собак (региональные соревнования на Камчатке, в традиционно «собачье-ездовом» регионе, проводились и раньше). Целый ряд соревнований проводится и в Московском регионе, где ездовой спорт в России наиболее развит.

На данный момент ездовой спорт в России уже достаточно хорошо распространен. Выпускаются профильные журналы, проводятся конференции с приглашенными специалистами – ветеринарами, тренерами и судьями ездового спорта. Все больше и больше владельцев северных ездовых объединяются, создают клубы, а затем – федерации.

Текст: Дмитрий Виноградов
Фото: Марина Шокало

Источник