Заболевания похожие на аутизм

Причины, формы и диагностика аутизма у детей и взрослых

Аутизм — это сложное нейрофизиологическое расстройство, которое возникает вследствие нарушения развития головного мозга. При этом заболевании у больного наблюдается дефицит вербального и невербального общения с окружающими людьми («уход в себя») и практически отсутствует взаимодействие с внешним миром. У индивида ограничены жизненные интересы и происходят повторяющиеся действия. Как правило, основные признаки этой болезни проявляются у детей в возрасте до 3 лет. Существует схожее состояние, под названием «расстройство аустического спектра», оно имеет похожие признаки и симптомы, но они у больного мягко выражены.

Распространенность

Аутизм в последнее время не считается редким заболеванием, в США увеличилось количество больных в 3 раза. В настоящее время еще до конца не ясно, этот факт связан с улучшением диагностики заболевания, или увеличилась фактическая распространенность расстройств.

Генеральная Ассамблея ООН, желая привлечь интерес общества к этой проблеме и обозначить ее актуальность, объявила 2 апреля — Днем распространения информации о проблеме аутизма.

По статистике, это сложное нейрофизиологическое расстройство наблюдается у каждого 88-ого ребенка в мире. У девочек это заболевание проявляется в 4 раза реже, чем у мальчиков.

Родители ребенка с аутизмом понимают, что их малыш «не такой как все» примерно в первые 2 года жизни. На современном уровне развития науки, врачи не могут полностью излечить это заболевание. Проявления этой болезни очень разнообразны. В мире существуют единичные случаи, когда люди с аутизмом достигали совершеннолетия и жили самостоятельно, им не требовалась помощь родственников и близких людей, добивались определенного профессионального успеха в жизни.

В настоящее время сформировалась определенная культура аустичных людей. Одни активные представители этой культуры заняты поиском лекарства от аутизма, а другие не считают это болезнью, а говорят лишь о таком «особом», альтернативном состоянии психики человека. Современная культура (кино и литература) постоянно затрагивает тему аустичных людей в своих произведениях и работах, например «Человек дождя», «Шестое чувство», «Антон тут рядом». Эта болезнь приобрела ореол загадочности.

  • Генная теория. Развитие аутизма обусловлено различными взаимодействиями большого количества генов, а также внешней среды и эпигенетических факторов. Они сами по себе не оказывают влияние на структуру ДНК, однако передаются по наследству и изменяют экспрессию генов. У абсолютно здоровых родителей может родиться ребенок с аутизмом, по мнению ученых, это связано со спонтанными делециями и дубликациями участка гена в процессе мейотического деления клеток. Аутизм передается по наследству. В Америке существуют семьи, в которых два и более ребенка больны аутизмом. Учеными найден «вероятный кандидат» передачи этого заболевания — ген неурексин –1, который находится в 11 хромосоме. Он участвует в синтезе нейромедиатора глутамата;
  • Воздействие внешних факторов. На развитие этого заболевания могут повлиять ряд внешних факторов: различные инфекционные заболевания, отравление солями тяжелых металлов, вдыхание органических растворителей, угарных газов, формалина и фенолов, вредное воздействие материалов из пластика, пестицидных удобрений, хроническая алкогольная и никотиновая интоксикация, наркомания, вакцинопрофилактика и перенесенный перинатальный стресс;
  • Последствия вакцинации. В мире не существует научных доказательств прямого влияния вакцин на возникновение первых симптомов аутизма у ребенка. Однако предположение о влиянии прививок на развитие этого расстройства у детей, вызвало шквал отказа от вакцинопрофилактики среди родителей всего мира. У детей с аутизмом находят повышенное содержание ртути в волосах, в тканях и в эритроцитах крови. Вся клиника этой болезни похожа на проявление отравления солями тяжелых металлов, в том числе и ртути. Ртуть давно используется в качестве консерванта в большинстве вакцин. Ребенок в течение первого года жизни получает много прививок, а значит и общая доза ртути в них высокая. Хелирование — это один из современных методов лечения аутизма, который основан на выведении солей тяжелых металлов из организма человека. Это очень спорный метод терапии и не нашел научного доказательства в мире.
  • Формы болезни

    Раньше аутизм рассматривался как один из видов шизофрении, затем это заболевание выделили в отдельную нозологию.

    Международная классификация болезней (МКБ-10) включила виды аутизма в раздел «Нарушение психологического развития». Форма и вид болезни зависит от того, в каком возрасте был поставлен диагноз, от тяжести умственной отсталости и особенностей поведения больного.

    1. Общие расстройства развития. Для этого вида расстройства характерны нарушения в вербальных и невербальных контактов. У индивидуума наблюдаются ограниченные и примитивные интересы и занятия, которые практически не меняются. Аутисты ведут закрытый образ жизни, их не интересует политика, социальные вопросы, они не проявляют тягу к общению с другими людьми;
    2. Детский аутизм. Впервые симптомы болезни можно определить в возрасте до трех лет. Ребенок сложно взаимодействует с окружающим миром, наблюдаются проблемы с коммуникацией и поведением. Таким детям нужна постоянная помощь со стороны родителей;
    3. Атипичный аутизм. При этой форме болезни симптомы болезни могут не проявляться в течение многих лет. Атипичный аутизм не имеет четких признаков и характерных симптомов для этого заболевания. У таких людей нарушение функции головного мозга выражено в очень тяжелой степени, поэтому у пациентов отсутствует обычное для аутистов поведение. Нередко атипичный аутизм возникает у пациентов с различными нарушениями речи. Человек с классической формой заболевания предпочитает одиночество и не стремиться к общению с другими людьми, а больные с атипичной формой аутизма стремятся к общению, но у них не хватает вербальных навыков. Атипичный аутизм чаще всего проявляется в стереотипных и бессмысленных движениях или действиях. Некоторые аутисты ходят на свидания, женятся и рожают детей;
    4. Другие дезинтегративные расстройства детского возраста. При этом расстройстве существует «светлый промежуток» нормального развития, а в течение нескольких месяцев ребенок утрачивает все приобретенные навыки и знания, проявляются характерные черты аутизма;
    5. Гиперактивное расстройство. У больных с этой формой болезни сочетается тяжелая умственная отсталость (IQ ниже 50) и стереотипные движения. Такие люди нуждаются в постоянном наблюдении, им требуется помощь в выполнении гигиенических процедур, в простых каждодневных делах;
    6. Синдром Аспергера (высокофункциональный аутизм) У больного отсутствует общая задержка в развитии речи и познавательных функций. Этот синдром часто сопровождается выраженной неуклюжестью больного. Высокофункциональный аутизм является «легкой» формой болезни. У таких больных может наблюдаться высокая одаренность, склонность к логическому мышлению и обладание энциклопедическими знаниями. Человек смотрит на этот мир не как все, а через призму аустического мышления, поэтому некоторые из них становятся гениальными учеными»
    7. Неуточненное общее расстройство развития. Этот диагноз ставят в тех случаях, когда нет возможности правильно собрать анамнез и диагностировать другие виды аутизма.
    8. Аутизм у взрослых проявляется в низкой социальной реализации и адаптации к внешнему миру. У человека не возникает никаких желаний и стремлений, он погружен в свой собственный мир. Они не идут на контакт с людьми, не могут поддержать беседу, выполняют бессмысленные действия и стереотипные движения. Обычно уровень интеллекта у взрослых людей с аутизмом очень низкий, но некоторые из больных могут быть гениями, хорошо разбираться в математике, литературе, искусстве.

      У некоторых аутистов могут наблюдаться вспышки сильного гнева, в результате чего они могут нанести себе сильные повреждения. Аутисты очень сильно привязываются к людям, которые осуществляют за ними уход. У больных не возникает желания гулять, кушать, спать. Аутизм у взрослых это часто тяжелая форма заболевания, такие люди нуждаются в постоянном наблюдении со стороны родственников, им требуется помощь в выполнении элементарных првил гигиены, в бытовых вопросах. Взрослые люди с синдромом аутизма имеют инвалидность.

      Анализ поведения больного

      Для того, чтобы поставить диагноз «аутизм» необходимо провести анализ поведения больного. Необходимо выявить хотя бы 6 основных симптомов из нижеперечисленных:

    9. отсутствие у больного социальной или эмоциональной взаимности ( больной не понимает мимику и речь других людей) ;
    10. повторяющийся или стереотипный характер речи (монотонная, не эмоциональная);
    11. у больного возникает постоянный интерес к определенным деталям или предметам;
    12. обычно болезнь проявляется до 3 лет;
    13. у человека отмечается умственная отсталость и отсутствие желания общаться с другими людьми (нельзя путать с интровертами);
    14. больной не использует речь и мимику для общения с окружающими;
    15. больной не может проявлять фантазию и мечтать;
    16. необходимо исключить синдромом Ретта и детское дезинтегративное расстройство ( имеют схожие симптомы с аутизмом).
    17. Как обследовать больного?

      Диагностика аутизма очень сложна. Собрать анамнез у больного или протестировать его практически невозможно. В основном диагноз ставится на основании опроса родителей аутиста или опекунов. Для того, чтобы выявить признаки болезни необходимо длительное наблюдение за пациентом в условиях клиники. Врач проводит дифференциальную диагностику между аутизмом, умственной отсталостью. Атипичный аутизм нужно отличать от шизофрении. Больному необходима консультация невролога, психолога, специалиста по расстройствам аустического спектра, отоларинголога.

      odepressii.ru

      Синдром аспергера и другие формы аутизма

      Аутизм, одной из форм которого является синдром Аспергера, у детей встречается намного чаще, чем принято думать. Для многих родителей подобный диагноз звучит как своеобразный приговор, ведь придется всю жизнь учить свое чадо, развивать его всеми возможными способами, но полностью раскрыться у ребенка может получиться с трудом. Если сказать что такое аутизм простыми словами, получится примерно сильное отставание в развитии.

      Аутизм у взрослых не появляется, возникая в младенчестве. Исследования на эту тему ведутся уже не 1 год, но до сих пор болезнь считается одной из самых странных, непонятных. Ярче всего можно увидеть проявления болезни у детей, и когда болезнь начнет прогрессировать, начнется своеобразная изоляция общества от ребенка и наоборот, малыша от коллектива.

      Ученые предполагают, что аутизм у взрослых мужчин можно встретить чаще, чем у женщин. Состояние это затягивается на всю жизнь, потому ребенок, который вырастет с заболеванием, болеет, будучи уже взрослым. Самая распространенная причина появления аутизма, по предположениям, считается негативное воздействие множества токсинов на организм при беременности и родах. Сюда входят инфекции, осложнения, могут влиять генетические особенности.

      Риск появления понятия «Аутизм» возникает при наличии у матери болезней типа энцефалита, менингита, различных отравлений. Особой опасностью для будущего ребенка становится использование комбинированных вакцин будущей матерью. Имеются предположения о передаче в пределах одной семьи болезни по наследству. Если у родителей один малыш страдает болезнью, по статистике, и второй ребенок также будет подвержен заболеванию. Если один из родителей страдает аутизмом, риск отставания в развитии у малыша увеличивается.

    18. Сложности с воображением.
    19. отсутствие привязанности малыша к родителям. Ему не нужны постоянные контакты, он не будет плакать, если мама или отец куда-то отошли, не старается смотреть, не видно заинтересованности;
    20. ребенок предпочитает одну игрушку, не видит остальных, как другие дети;
    21. реакция на внешние факторы неоднозначна. Здоровому ребенку это может казаться несущественным, например, яркий свет, разного рода звуки, но у больных аутизмом могут прослеживаться неконтролируемые приступы страха, паники;
    22. ребенок не видит разницы между предметами живой и неживой природы.
    23. Важно знать, что такое аутизм и как он проявляется. Ведь если появляются характерные признаки, важно обратиться к педиатру, чтобы провести соответствующие тесты.

    24. с первого дня жизни болезнь имеет место. Остается невозможным устанавливать нормальные отношения с самого начала;
    25. речь используется минимально, или вообще отсутствует;

    Продукты питания малыш выбирает очень избирательно, часто не принимает еду определенного цвета, размера, внешнего вида. Некоторые родители видят все это, но не придают роли, только через некоторое время понимают, что у ребенка присутствует синдром Каннера, выявленный не ими, а врачами из-за задержки в развитии.

    Синдром Аспергера

    Диагностировать аутизм несложно. Возникает постоянное движение рук, похожее на то, когда человек моет руки. Потом ребенок теряет возможность держать предметы в руках, появляется атрофия мышц, сколиоз, дистония, атаксия. Он не может жевать, только сосать, дыхание сбивается. Иногда можно наблюдать наличие эпилептиформных приступов.

    Синдром Аспергера поддается лечению сложно. Подобная же болезнь не поддается лечению на современном уровне развития медицины. Подобное нарушение считается самым сильным среди других подобных. Оно не поддается коррекции.

    При наличии у аутиста еще и эпилепсии, должны использоваться обычные препараты против болезни. Психотропными веществами будет сложно излечить присутствующие у ребенка симптомы аутизма. Но если их тяжесть зашкаливает, их величину можно ослабить. Для этого применяются в комплексе с воспитанием, образовательной программой.

    Если присутствуют желания наносить себе вред, возникают частые депрессии, повторяющееся поведение, проводится терапия с помощью селективных ингибиторов. Методы лечения аутизма не очень эффективны. Воздействующие на организм ребенка лекарства, стимулирующие излишнюю активность, могут помочь справиться с подвижностью. Но перебарщивать с их употреблением не стоит, ведь может развиться повторяющееся поведение.

    Нейролептики могут справиться с повторяющимся поведением, излишней агрессивностью, возбудимостью, но их явные преимущества могут быть омрачены имеющимся списком осложнений. Около 2/3 детей, страдающих аутизмом, приобретают в итоге возможность разговаривать. Но если они не начинают говорить в возрасте около 5 лет, изменений в лучшую сторону ожидать не нужно. В половине случаев со временем исчезает отчужденность, но вместо нее появляется излишний интерес ко всему окружающему.

  • в 11-14 лет учащаются припадки;
  • поведение становится временами излишне сексуальным, что может доставить проблемы.
  • Заболевания, которые схожи с аутизмом

  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности. По статистике, каждый третий малыш имеет ранние признаки аутизма. Основными симптомами синдрома являются: гиперактивность, сложность в освоении материалов дошкольной программы, невозможность концентрации на одном деле длительное время, излишняя подвижность.
  • У взрослого также присутствуют признаки синдрома. Им сложно принять взвешенное решение, запоминать что-то. Вылеченный должен проявить себя уже в раннем возрасте, чтобы потом достигнуть полного выздоровления.

    1. Шизофрения. Длительный период термин «аутизм» виделся как разновидность шизофрении. Сейчас стало ясно, что болезни совершенно разные, никак не связаны. Эта болезнь начинается позже аутизма, после 5-7 лет. Симптомы аутизма проявляются с детства, шизофрении – со временем. Возникают страхи, уход в себя, часто наблюдаются разговоры с собой.
    2. Следует активно воспитывать ребенка, включать в навыки основы социального общения.
    3. Вскармливать грудью, а не искусственно.
    4. Не использовать пломбы, в которых имеется ртутная основа.
    5. Не употреблять генно модифицированную продукцию в период беременности.
    6. Использовать для еды посуду только качественную, стараться пользоваться минимальным количеством пластика.
    7. Аутизм излечим в некоторых своих проявлениях потому не стоит отчаиваться и сидеть сложа руки. Применяется лечение аутизма стволовыми клетками, достаточно перспективное направление в избавлении от болезни.

      Чтобы определить диагноз, требуется наличие характерных признаков аутизма, важно знать, что это за болезнь:

    8. Сложности при общении.
    9. Сложности со взаимодействием.
    10. Типичной болезни не бывает, что это такое, для каждого ответ будет разным. Зависит все от человека. По статистике, около 5 детей на 1000 имеют подобный диагноз. Может быть, болезнь, такая, как аутизм, присутствует в организме и раньше, но заметной становится она при возрасте 1-3 года. В этот период начинаются изменения в поведении малыша, такие, как:

    11. прослеживается явная задержка в развитии;
    12. малыш становится равнодушным к общению со сверстниками, иногда проявляется явная агрессия, даже если повод отсутствует. Он не нуждается в компанейских играх;
    13. На сегодняшний день не определена генетика болезни, непонятно, излечим ли аутизм полностью, хотя развитие ее связывают именно с генами. У детей развитие происходит по-разному, некоторые усваивают материал быстрей, учатся разговаривать на ранних годах жизни. Но иногда здоровый ребенок развивается с отставаниями. Потому сложно определение аутизма на ранних стадиях. Возможно понять, имеется ли аутизм синдром у малыша, или это просто позднее развитие, иногда очень сложно, бывает невозможно.

      Виды аутизма

      Часто разные виды аутизма объединяются под одним названием. Говорят, Синдром Аспергера, или Каннера, подразумевая просто аутизм. Но разные виды проявляются по-разному. Потому стоит знать различия между формами подобной болезни.

      Синдром Каннера

      При заболевании человека подобным синдромом, характерны следующие особенности, присутствует ряд основных симптомов аутизма:

    14. человек отгораживается от внешней среды, игнорирует внешние раздражители до того момента, пока ему не становится больно от внешнего воздействия;
    15. зрительные контакты недостаточны, практически не используется контакт глаз;
    16. если во внешней среде происходят изменения, зачастую человек реагирует паническим страхом;
    17. признаки «попугайной» речи;
    18. задержка личностного развития;
    19. возможное проведение разных игр с предметами, которые не являются игровыми, в которые малыш без синдрома не вкладывает роль игрушки;
    20. первые проявления начинаются уже с 2- лет.
    21. Подобные симптомы аутизма важно понимать правильно. Например:

    22. не стараться расширить их суть, содержание. Для примера, важно видеть разницу в неспособности установить контакт с человеком и проявление активного нежелания контакта;
    23. диагностировать синдром аутизма неправильно, без присутствия явных признаков, симптомов.
    24. Становится видно примерно в 2-3 года, что ребенок явно отличается от сверстников. Он начинает попадать в поле зрения не только родителей, но и своему окружению, после чего обращают внимание специалисты. Родители зачастую неспособны определить нарушения, начинают оценивать его неправильно: «Наш ребенок не такой как все, странный». Часто реальные нарушения видны невооруженным взглядом, но трактуются они неправильно. Например, возникает задержка в развитии речи, слуха.

      Если внимательно присмотреться к ребенку диагностика аутизма становится очевидной. Уже на первом году жизни реакция на внешние раздражители не такая, какая должна быть. Малыш минимально реагирует на людей, окружающих его, не принимает позу «готовности», когда его пытаются взять на руки, а если его берут, он становится полностью пассивным. Некоторые говорят, «становится, как мешочек песка». Малыш сызмала боится сильного шума – пылесоса, звука кухонного комбайна, не привыкает к подобным звукам со временем.

      Схоже с предыдущим, синдром Аспергера, у ребенка в раннем возрасте наблюдаются коммуникативные нарушения, он не полностью воспринимает существующую реальность. Малыш по-особому реагирует на мир, имеет свой особый круг интересов, который полностью отличает его от ровесников. В поведении его отличается явная агрессивность, импульсивность, частые аффекты, возникают странные желания, представление о мире полностью отличается. Часто поведение становится сложно объяснить простой логикой, которая отсутствует и у самого ребенка, когда его спрашиваешь о произведенных действиях.

      Дети начинают с раннего возраста понимать себя не так, как другие. Возникает особая, странная связь с реальностью. Логика развита нормально, но полученные знания накапливаются медленно, часто очень неравномерно происходит развитие. Внимание может проявляться в разной степени, пассивное и активное восприятие неустойчиво, но поставленные цели могут достигаться человеком очень энергично.

      Если у малыша синдром Аспергера, речевой аппарат развит нормально, существенная задержка не наблюдается. Внешний вид своеобразен и выделяется отрешенное выражение лица, что смотрится необычно, некоторые отмечают, что даже красиво. Мимика медленная, взор обращен как бы через предметы, вдаль. На глазах других людей ребенок фиксируется мало, смотрит на что-то другое и возникает чувство, что ему просто не интересно.

      Причины возникновения аутизма непонятны, но моторика развита несомненно хуже, чем у сверстников. Возникают неритмичные движения, часто повторяются. Коммуникация ослаблена, речь часто необычная, мелодичная, своеобразная, выделяется среди остальных темпом, ритмом. Голос может быть разным по высоте. Навыки зачастую появляются слабо, отчего развитие затормаживается. Наблюдается явная привязанность к одному месту, к дому. Но отсутствует привязанность к проживающим там людям.

      Синдром Ретта

      Начинаются первые проявления с 8-30 месяцев. Внешние причины аутизма подобной формы зачастую отсутствуют, иногда возникает минимальное моторное развитие. У ребенка начинает появляться отрешенность от внешнего мира, он, даже если чему-то научился, забывает полученные навыки. Речь не развивается, ухудшается.

      После 5-6 лет возвращается возможность усваивать слова, хотя и проявляется способность слабо. Ребенок может начать играть в примитивные игры, но потом активность болезни снова усиливается. Моторные навыки снова утрачиваются, бывает, что больной перестает даже уметь ходить. Дети чаще всего нормальные адекватные, эмоционально активные, привязаны к людям и к местам очень долго. После развития тяжелых изменений наблюдается расстройство статики, теряется мышечный тонус, возникает слабоумие.

      Атипичный аутизм

      Болезнь похоже на синдром Каннера. Но в данном случае нет одного из важных критериев для диагностики аутизма. При заболевании имеют место следующие признаки аутизма у взрослых и в детском возрасте:

    25. Явное нарушение между общением ребенка с другими людьми.
    26. Поведение повторяется, становится стереотипным, ограниченным.
    27. Возникают первые признаки аномального развития, появляются нарушения уже после 3-х лет.
    28. Возникает у детей, имеющих серьезные расстройства рецептивной речи, или имеющих умственную отсталость.
    29. Лечение детского аутизма

      Обучать ребенка, который болеет аутизмом, следует по другим правилам, нежели здорового. Родители должны быть готовы к сложностям, им нужна будет поддержка. Дети, у которых поставлен диагноз аутизм, отдаются в специализированные детские сады, а дома должны проводиться специальные мероприятия, которые сделают минимальными приступы гнева, агрессии, страха, повторяющихся движений. Семье может быть необходима посторонняя помощь для борьбы с заболеванием, требуется знать, как выявить аутизм, понять путь развития малыша и следовать ему, не смотря на трудности.

      Необходимо знать, как лечить аутизм и лечится ли аутизм вообще. Для этого определять болезнь в первые годы жизни ребенка. У подростков больных аутизмом, возникают следующие изменения, когда они находятся в подростковом возрасте:

    30. периоды гиперактивности сменяются периодами сниженного интереса к окружению и полной инертностью поведения;
    31. ребенок начинает возбуждаться все чаще, иногда перерастая в приступы агрессии;
    32. Около 10% детей, которые болели аутизмом, в последствие становятся способны заботиться о себе самостоятельно. Еще меньшая доля имеет друзей, вступает в отношения, становятся родителями. При появлении у малыша к 5 годам речи, повышении IQ, скорее всего родителей ожидает нормальное или умеренное развитие личности.

      Многие не знают, можно ли вылечить аутизм. При наличии у ребенка показателя IQ ниже 60 после 10 лет, скорее всего такие личности не смогут развиться нормально и жить в дальнейшем самостоятельной жизнью. Дети или взрослые аутисты, у которых классический аутизм, даже при достойном уровне показателя IQ, развиваются нормально при взрослении только в половине случаев.

      Часто родители путают следующие болезни, так как симптомы аутизма схожие:

    33. Тугоухость. Нарушение слуха разной степени тяжести. Дети с заболеванием могут иметь отставание в развитии. Часто произносимые звуки неправильные, возникает задержка в речи. Малышам несвойственно откликаться на свое имя, они не выполняют просьбы родителей и кажутся гиперактивными и непослушными. Как вылечить заболевание, знают врачи. Помогает здесь медикаментозное лечение, часто слух возвращается полностью.
    34. Профилактика аутизма, что присутствует у малышей:

    35. Находиться с малышом максимальное время.
    36. Пить только очищенную воду как матери, так и ребенку в дальнейшем.
    37. golovnaiabol.ru