Задания по психологии стресса

Содержание:

Практическое занятие: «Стресс. Встретим его достойно!»

Цель:

  • знакомство с понятием “стресса” и его проявлением;
  • осознание собственного состояния в стрессовых ситуациях;
  • выработка психотехник видоизменения, ослабления стрессовых переживаний;
  • Развитие стрессоустойчивости.

    Необходимые материалы: бумага, картон, цветные карандаши и фломастеры, краски, кисточки и губки для рисования, видеозапись и аудиозапись релаксационной музыки, бумажный стаканчик, картины и рисунки природы, ароматораспылитель и эфирное масло с запахом пихты, видеомагнитофон, аудиомагнитофон.

    Организация пространства: стулья по кругу; в центре круга журнальный столик, на котором лист ватмана и краски.

    Ход работы:

    1. Приветствие. Слова ведущего: “Я рад Вас видеть, мне приятно с вами работать”.

    2. Ритуал начала занятия. Упражнение “Импульс пожатия”.

    Участники и ведущий сидят на стульях в кругу. Все берутся за руки. Ведущий отправляет импульс пожатия вправо или влево от себя, пожав руку соседа. Задача остальных, — получив импульс пожатия, передать другому по цепочке

    Роль ведущего: Обеспечить для каждого участника максимально комфортное вхождение в группу.

    Слова ведущего: “Своим пожатием руки я передаю импульс хорошего настроения. Ваша задача, получив импульс пожатия, передать другому по цепочке”.

    3. Упражнение “Стаканчик”.

    Роль ведущего: Вызвать эмоциональную реакцию у всех участников. Позволить каждому высказаться. Важно обсудить, что почувствовали участники, и что им захотелось сделать.

    Ведущий ставит на ладонь бумажный стаканчик и говорит участникам группы следующее “Представьте, что этот стаканчик – сосуд для самых ваших сокровенных чувств, желаний и мыслей (пауза). В него вы можете мысленно положить то, что для вас действительно важно и ценно (пауза), это и есть то, что вы любите и чем очень дорожите”.

    На протяжении нескольких минут в комнате царит молчание, и в неожиданный момент ведущий сминает этот стаканчик.

    Слова ведущего: “Что вы почувствовали? Ваше состояние сейчас какое?” Затем ведется работа с эмоциональными реакциями, возникшими у участников группы. Возможно проведение параллели переживания “здесь и сейчас” на ситуации общения:

    • Когда возникают такие же чувства?
    • Кто ими управляет?
    • Куда деваются потом?

    Заключительная фраза ведущего этого упражнения: “То, что вы сейчас пережили — это реальный стресс, это реальное напряжение, и то, как вы это пережили, и есть ваша настоящая реакция на стресс, реакция на проблемы, которые возникают у вас, в том числе и в общении с другими людьми”.

    4. Вхождение в тему “Работа с картинами природы”.

    Участникам предлагается ряд картин с изображением “настроения” природы.

    Ведущий говорит: “Обратите внимание на картины, рассмотрите их. Вам нужно будет сейчас выбрать ту картину, которая наиболее четко отражает ваше эмоциональное состояние в данный момент”.

    “Почему вы выбрали именно эту картину? Что вас подтолкнуло к этому выбору?”

    Роль ведущего: обеспечить хорошее вхождение в тему, помочь осознать и принять свои чувства.

    Обсуждение. Высказывается тот, кто желает, рассказывает о своих мыслях.

    5. Рисунок “Мое стрессовое состояние”.

    Участникам раздаются листы бумаги, цветные карандаши и фломастеры или мелки.

    Слова ведущего: “Я попрошу вас сейчас вспомнить наиболее яркое, запомнившееся стрессовое переживание. Что вы чувствовали в это время? Попробуйте как можно точнее вспомнить тот момент в вашей жизни. Изобразите на бумаге в любом образе это переживание. Это может быть любой цвет, любая фигура, изображение животного, предмета быта, явления природы. Все с чем ассоциируется пережитое вами состояние. А может вы изобразите себя?”

    Рисунки демонстрируются друг другу.

    Обсуждение. Высказывается тот, кто желает.

    Роль ведущего: Предоставить возможность выразить свои чувства и поделиться своими переживаниями. Участники могут стесняться рисовать. Поэтому необходимо проинформировать перед началом рисования о том, что как они будут рисовать, не важно, главное – выразить чувство. Упражнение может не пойти при недостаточном уровне открытости.

    6. Погружение в тему. Краткое сообщение ведущим теоретического материала по данной теме.

    Роль ведущего: Дать определенную информацию в доступной форме. Познакомить с терминами “стресс”, “эустресс”, “дистресс”. Прийти вместе с участниками к мысли, что в жизни стрессовых ситуаций избежать невозможно, поэтому необходимо знать и уметь применять разные способы выхода из стрессовых ситуаций.

    Вся наша жизнь – это периодические стрессовые напряжения и разрядки. Стрессовых ситуаций много, и все они разнообразны. Впервые поднял вопрос о стрессе канадский физиолог Ганс Селье. Стресс – это не то, что с нами случается, а то, как мы это воспринимаем. Стресс может быть не опасным и полезным. А в некоторых случаях стресс даже защищает нас.

    Представьте себе, что вы переходите улицу и вдруг. Из-за поворота вылетает огромный самосвал. Вы дернулись и замерли как вкопанный. И прекрасно. Самосвал пролетел мимо вас. А если бы у вас не возникло стресса? Вы вполне могли бы оказаться под колесами этого страшного чудовища. Благодарите стресс, он спас вам жизнь и здоровье.

    Небольшой уровень стресса делает нас собранным на экзамене, позволяет спортсмену на соревнованиях выступить лучше, чем на тренировках. В такие моменты ощущаешь подъем, внутреннюю мобилизацию, многое получается лучше, чем обычно. Такое состояние называют эустресс. Другое дело, когда напряжение становиться слишком большим. Оно затрудняет эффективное выполнение деятельности. Возникает или заторможенность, или чрезмерная суетливость. На пользу делу и здоровью это не идет. Такой чрезмерный разрушительный, дезорганизующий, демобилизующий стресс называют дистресс. Именно он опасен. Сильнейшим стрессом является неуспех, неудача, позор, обида. Все это очень неприятно. К сожалению, мы нередко склонны переоценивать отрицательные результаты наших действий, сгущать краски, преувеличивать свои неудачи. Отсюда слишком сильные, слишком резкие слова – “крах”, “трагедия”, “провал”, “кошмар”, “ужас”.

    Каждый человек имеет свой “порог чувствительности к стрессу” – тот индивидуальный уровень напряженности, до которого эффективность деятельности повышается. Но если воздействие стрессогенного фактора усиливается и становиться выше порога чувствительности, у человека повышается внутренняя напряженность, а эффективность его деятельности снижается вплоть до полного её разрушения. Следовательно, жить и работать вообще без стресса невозможно, да и вредно: психофизиологическая и интеллектуальная системы человека дряхлеют без необходимости предпринимать определенные усилия. Может наступить депрессия, безразличие, ощущение скуки и тоски. Однако, перешагнув индивидуальный порог, по силе воздействия стресс становится губительным. Имеет значение и фактор стрессового времени. Особенно опасно длительное воздействие стресса. Замечено, например, что за 10-15 лет работы в экстремальных условиях организм человека изнашивается так, словно он пережил тяжелейший инфаркт. И, наоборот, кратковременный сильный стресс активизирует человека, как бы “встряхивает” его. Парадоксально, но факт: чем больше вы будете стараться жить и работать всегда размеренно и спокойно, тем в большей степени вас будет разрушать стресс.

    “Вопреки расхожему мнению, мы не должны – да и не в состоянии – избегать стресса. – писал Г.Селье. – Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем механизм и выработаем соответствующую философию жизни”.

    Необходимо знать свой индивидуальный порог чувствительности к стрессу, то есть знать, до какого уровня силы человек может испытывать воздействие стрессогенного фактора, не снижая своей успешности и даже ее повышая, и какие по силе воздействия факторы губительны, выводят из нормального состояния настолько, что человек не может сосредоточиться, не может ничего делать.

    Рассмотрим динамику протекания стрессового состояния.

    Выделяются 3 основные стадии развития стрессового состояния у человека:

    • нарастание напряженности (АВ)
    • собственно стресс (ВС)
    • снижение внутренней напряженности (СД)
    • АД – показывает уровень фоновой активности человека, находящегося в спокойном бодрствующем состоянии.
    • По своей продолжительности 1 стадия строго индивидуальна. Один человек “заводится” в течение 2-3 минут, а у другого нарастание стресса может проходить в течение нескольких дней и даже недель. Но в любом случае, состояние и поведение человека, попавшего в стресс, меняется на “противоположный знак”. На первой стадии исчезает психологический контакт в общении, появляется отчуждение, дистанция в деловых отношениях с коллегами. Люди перестают смотреть друг другу в глаза, резко изменяется предмет разговора: с содержательно-деловых моментов он переходит на личные выпады (типа “ты сам такой”). Но самое главное заключается в том, что на первой стадии стресса у человека ослабевает самоконтроль: он постепенно теряет способность сознательно и разумно регулировать свое собственное поведение.

      Вторая стадия в развитии стрессового состояния начинается в точке В, в которой у человека происходит потеря эффективного сознательного самоконтроля. “Стихия” деструктивного стресса разрушительно действует на психику человека. Он может не помнить, что говорил и делал, или осознавать свои действия довольно смутно и не полностью. Вторая стадия, как и первая, по своей продолжительности строго индивидуальна – от нескольких минут и часов – до нескольких дней и недель. Исчерпав свои энергетические ресурсы (достижение высшего напряжения отмечено в точке С), человек чувствует опустошение, утомление и усталость.

      На третьей стадии человек останавливается и возвращается “к самому себе”, часто переживая чувство вины и дает себе слово, что этот “кошмар” больше никогда не повторится. Увы, через некоторое время стресс повторяется.

      Причем, у каждого человека есть свой индивидуальный сценарий стрессового поведения “по частоте и форме проявления”. Чаще всего этот сценарий усваивается в детстве, когда родители на глазах у ребенка конфликтуют, вовлекая его в свои проблемы. Повторяется также направленность стрессовой агрессии: на самого себя и на окружающих. Один винит во всем самого себя и ищет, прежде всего, свои собственные ошибки. Другой обвиняет всех вокруг, но только не себя. Усвоенный в детстве стрессовый сценарий “запускается” почти автоматически. В этих случаях достаточно незначительного нарушения привычного ритма жизни и работы, как включается стрессовый механизм и начинает “раскручиваться” практически против воли человека, как “маховик” какого-то мощного и убийственного оружия. Можно ли научиться владеть собой?

      7. Упражнение “Аукцион”.

      По типу аукциона предлагается как можно больше найти способов, помогающих справляться со стрессовыми ситуациями.

      Роль ведущего: Дать возможность участникам провести через себя и представить другим выбранные ими способы снятия стрессового напряжения. Эмоционально располагать участников к активным высказываниям

      8. Учимся расслабляться, справляться со стрессовыми ситуациями.

      Роль ведущего: Помочь овладеть способами релаксации и снять стрессовое напряжение. Возможность выплеснуть накопившееся напряжение. Обучение нескольким способам релаксации.

      В процессе работы поощряется открытое проявление эмоций.

      1. “Вверх по радуге”.
        Встаньте, закройте глаза, сделайте глубокий вдох. И представьте, что вместе с этим вдохом вы взбираетесь вверх по радуге, а выдыхая – съезжаете с нее, как с горки.
      2. Сядем поудобнее, спина расслаблена, опирается на спинку стула, руки спокойно лежат на коленях. Можно закрыть глаза. Сделаем глубокий медленный вдох и медленно выдохнем.
      3. Другой способ расслабиться можно было бы назвать “Волшебное слово”. Например, когда мы волнуемся, мы можем произнести про себя это волшебное слово, и почувствуем себя немного увереннее и спокойнее. Это могут быть разные слова: “тишина”, “остановись”, “нежная прохлада”. Для вас любые другие, главное, чтобы они помогали вам.
      4. Предлагается упражнение “Могло быть и хуже”.
      5. Есть такая притча. Пришел к мудрецу мужчина, глава семейства, с жалобой: дома жить невозможно, потому что очень тесно и все друг другу мешают. Мудрец посоветовал завести дома козла. Человек удивился совету мудреца, но послушался. Через некоторое время он опять пришел за советом и со слезами стал жаловаться, что жить стало еще труднее. И так было мало места, да еще козел мешает. Мудрец посоветовал продать козла. На другой день человек пришел к мудрецу счастливым. Как после продажи животного в доме стало просторно.

        Научитесь жить вместе с проблемами.

        9. Общий рисунок на тему “Мое состояние сейчас”

        Участникам предлагается отразить свои чувства в цвете.

        На общем листе бумаги участники составляют общую цветовую гамму эмоционального состояния группы.

        10. Обмен впечатлениями от занятия.

        Участникам предлагается закончить следующие предложения:

        • Во время занятия я понял, что…
        • Самым полезным для меня было…
        • На месте ведущего я…
        • Рефлексия. Подведение итогов работы.

          Ведущий просит высказаться всех участников группы.

          xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

          Простые психологические упражнения для снятия стресса

          Преодоление психологического стресса представляет собой актуальную проблему современных людей, подвергающихся «бешенному» ритму жизни. Необходимость в исследовании данной проблемы определяется реалиями общества, страдающего от тенденции усиленного накопления психологического напряжения и неумении избавляться от него. Психологический стресс – это первый враг успеху человека, для устранения которого существуют эффективные методы противостояния.

          Понятие психологического стресса заключается в причинах человеческого неблагополучия, приводящего к расстройствам, неудачам и страданиям современного человека. Данное состояние организма определяет не то что происходит в определенный период жизни человека, а то, как именно он это воспринимает. Возникает стресс в тот момент, когда реакция человеческого организма на раздражитель выходит из-под его контроля. Иногда наблюдается неординарная реакция, а иногда – измененное поведение, вызванное умением сдерживать свои эмоции.

          Стадии психологического стресса:

        • Стадия возбуждения – в данный период гормоны, вырабатываемые надпочечниками (норадреналин и адреналин) поступают в кровь, оказывая стимулирующий эффект для всего организма. В данном случае наблюдается повышение артериального давления, учащение сердцебиения, увеличение сахара в крови, усиление потоотделения и учащение дыхания. Если стрессор не вызывает шок, то на протяжении стадии возбуждения значительно возрастает выносливость и сила. Человек, подвергаемый стрессовой ситуации, может проявить ранее невозможные способности;
        • Стадия напряжения – на протяжении данного периода организм человека подвергается повышенной активности. Длительной стадии напряжения напрямую зависит от силы и продолжительности стресса, а также от состояния организма. При длительных стрессовых ситуациях, которые длятся на протяжении месяца или даже года, человеческий организм подвергается постоянному напряжению, что приводит к различным заболеваниям;
        • Стадия истощения – психологические и физические нагрузки выматывают организм, что сопровождается чувством усталости, которая появляется на стадии истощения. Это возникает вследствие затраты большего количества энергии. Чем в период эмоционального равновесия.

      Психологический стресс может быть вызван не только внешними факторами, но и внутренними, имеющими вполне осознаваемый характер или вовсе бессознательный. Неуравновешенное состояние организма может возникнуть вследствие изменений функциональных систем организма или эмоционального настроения.

      Стресс проявляется следующими симптомами:

      • Избыточное напряжение мышц в области лица и воротниковой зоны;
      • Характерное дрожание кистей рук;
      • Увеличение ритма дыхания;
      • Дрожание голоса и нарушение речевых функций;
      • Уменьшение быстроты сенсомоторной реакции.
      • Для эффективного устранения психологического стресса из жизни человека следует выяснить причины его возникновения и постараться либо устранить их, либо найти возможные компромиссы для решения данного вопроса. Для снятия эмоциональной перегрузки существуют действенные методы, при помощи которых можно быстро достичь желаемого результата.

        Способы преодоления психологического стресса

        Все методы, избавляющие людей от воздействия психологического стресса, основаны на едином механизме – достижении особого психофизиологического состояния, направленного на психологическую разгрузку (снятия стресса) и переключения мозговой доминанты. Для этого разработаны различные упражнения, в основе которых стоит психоанализ, помогающий достичь гармонизирующего состояния.

        Люди автоматически при эмоциональной нестабильности выполняют бессознательные упражнения равновесия, которые заключаются в хождении взад-вперед по комнате, качании ногой, постукивании пальцами по столу, покачивании телом, кручением в кресле и т.п. В чем же схожи между собой автоматические неосознанные движения и идеомоторные упражнения?

        Идеомоторика в борьбе с эмоциональной нестабильностью

        Идеомоторика представляет собой термин, состоящий из двух частей: «идео»- мысль и «моторика» — движение, то есть дословно можно перевести данное слово, как «мысленное движение». Идеомоторика является внутренним механизмом человека, основанным на представлении осуществления движения и проявления себя в жизни в качестве идеомоторных атак.

        Отличие между непроизвольно совершаемыми моторными движениями и автоматическими управляемыми движениями заключается в том, что специально разработанные упражнения разработаны для снятия стресса, выраженного психологическим напряжением.

        Существует несколько методов, при помощи которых можно справиться с эмоциональной нестабильностью и даже предотвратить возникновение стрессов:

      • Визуализация — создание обдуманных мысленных образов (мысленно очутиться на берегу моря, в лесу или дома), ощущений (тепла в ногах и руках, пламени в груди или прохлады в голове), переживаний (трепет ожидания, боль утраты или первое свидание), процессов (падение, полет, увеличение или уменьшение);
      • Мотивация – упражнения, направленные на создание идеомоторных образов, обучение техники движений, активации сознания и систематичность;
      • Восприятие – методы, позволяющие трезво оценивать ситуацию (объединять сигналы, анализировать позиции для достижения цели), строить модели желаемого будущего (постановка подсознательно модели будущего и поиска пути ее достижения), создавать алгоритмы действия (обдумывание последовательности операций) и концентрировать исполнительские системы (определять конкретные системы для реализации систем-алгоритмов).
      • Занятия идеомоторикой – основные положения

        Психологический стресс можно устранить при помощи проведения следующих занятий, разработанных для снятия мышечного и умственного напряжения:

        1. Первое положение – чем точнее создан мысленный образ движения, тем «чище» выполнение его в физическом состоянии;
        2. Второе положение – методы идеомоторики представляют собой связь между мысленными образами двигательной активности с мышечно-суставной реализацией;
        3. Третье положение – эффект от мысленных представлений многократно возрастает, при их облачении в словесные формулировки, то есть нужно проговаривать каждую визуализацию, а только после демонстрировать ее.
        4. Данная методика хоть и эффективна, но не распространена, так как требует определенной подготовки с инструктором и некоторых навыком для проведения самостоятельных занятий.

          Простые психологические упражнения в борьбе со стрессом

          При помощи психологического воздействия на свой организм можно восстановить эмоциональную нестабильность. Для этого необходимо систематически выполнять релаксационные упражнения, желательно в первой половине дня. Упражнения позволяют уже спустя несколько дней ощутить перемены в организме: приобретение уверенности в себе, прилив сил, увеличение жизненного тонуса и настроения.

          • Упражнение №1-«Проблема» — для снятия эмоционального психологического состояния следует выяснить проблему, которая повлияла на его появление. После устранения или притупления раздражителя необходимо выполнить действия, помогающие достичь внутреннего спокойствия: следует принять удобное положение, расслабиться и представить свою проблему со стороны. Эффективным способом в данной ситуации является сравнение наболевшей проблемы с более глобальными катастрофами мирового масштаба, что позволит ее минимизировать;
          • Упражнение №2-«Внутренний огонек» — необходимо 5 минут для снятия стресса данным способом. Для этого упражнения используется методика визуализации, направленная на представление светлого луча, появляющегося в верхней части головы и медленно движущегося сверху вниз, освещая лицо, руки, плечи приятным теплым сиянием. Представлять следует не только свет, но и его благотворное воздействие: исчезновение морщин, угасание напряжения, зарядка внутренней силой;
          • Упражнение №3-«Настроение» — помогает справиться со стрессами после ссор на протяжении 15 минут. Для выполнения необходимы карандаши или фломастеры, при помощи которых необходимо изложить свое состояние на бумаге, выбирая соответствующие цвета и изображения. После рисунка можно выразить эмоции словами, написав их на обратной стороне листа. Окончив выражать свое настроение, «шедевр» следует порвать, избавившись от негативных эмоций.
          • Победить стресс непросто, особенно в одиночку. Но существует возможность восстановить свою эмоциональную нестабильность и укрепить психологическое состояние при помощи специально разработанных упражнений и методов, направленных на борьбу и профилактику против негативных эмоций.

            amazingwoman.ru

            Стресс. Психология стресса
            Стресс и психологические тесты, новости о стрессе, статьи о стрессе, упражнения для преодоления стресса

            Стрессы, неврозы, перенапряжения — довольно обычное явление в нашей повседневной жизни. Нарушая внутреннее равновесие, стресс приводит к дезорганизации природных сил организма человека, а иногда и к затяжной депрессии.

            Стресс может быть полезной охранительной эмоцией, но когда он переходит в дистресс, происходит разрушение организма, различного рода гормональные неувязки.

            Стресс и реакция человека на стресс

            По мнению Г. Селье существуют типы людей различающихся по способу реакции на стресс. Он назвал одних «скаковыми лошадьми», других «черепахами». Люди первого типа чувствуют себя в стрессовых ситуациях, как «рыба в воде», т.е. они живут и счастливы только в быстром ритме жизни, любят острые ощущения.

            Другой же тип людей («черепахи») стремится к покою, тишине, постоянству, для них очень сложно пережить любое изменение в их устроенной, размеренной жизни.

            Безусловно, молодому человеку легче выйти из стрессовой ситуации, без особого вреда для своего организма, поскольку его адаптационные возможности гораздо выше возможностей пожилого человека.

            При дистрессе происходит разрушение организма человека, различного рода гормональные неувязки, поэтому человеку нужно постараться найти выход из конфликтной ситуации, локализовать аффективное состояние.

            Стресс. Психологические тесты

            Экспресс-диагностика уровня ситуативной тревожности. Позволяет измерить состояние тревожности, возникающее как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию, например, экзамен или работа.

            Исследование уровня личностной тревожности, во многом обусловливающей поведение человека и прямо коррелирующей с эмоциональными и невротическими срывами, с психосоматическими заболеваниями.

            Текущая оценка эмоционального состояния. Содержат шкалы »спокойствие-тревожность», »энергичность-усталость», »приподнятость-подавленность», »уверенность-беспомощность». Результаты теста — объективные показатели эмоционального состояния.

            Стресс. Новости

            Жертвы стресса и борьбы с ним: Только половина людей пытается бороться со стрессом — как правило безуспешно. Стресс, мужчины и женщины

            Что бы ни явилось причиной стресса, последствиями его становятся многочисленные заболевания, такие как ожирение, депрессия и гипертензия.

            Антидепрессанты меняют мозг: Стресс вызывает генетические изменения в мозге

            Теперь производители антидепрессантов будут учитывать ту область мозга, на которую нацелено химическое вещество, входящее в их состав.

            Стресс, мужчины и женщины: Половые различия в восприятии стресса

            Согласно данным американского исследования, мужчинам сложнее справляться со стрессом, чем женщинам.

            Стресс. Статьи

            Информационная революция влияет на способности переработки информации биосистемами. Технизация общества притупляет собственные функциональные возможности органов восприятия. Шум расшатывают нервную систему и внимание человека.

            Настроение придает окраску переживаниям и деятельности человека. Эмоциональные состояния зависят от характера психической деятельности и оказывают на нее влияние. Постоянная тревожность переходит в стресс и занимает особое место в жизни человека.

            Стресс. Упражнения

            Психотехнические упражнения. Контроль и регулирование психофизического состояния. Самовнушение. Словесные формулы. Уменьшение реакции на стресс. Быстрый отдых.

            Профилактика психики от срывов и стрессов. Средство управления состоянием человека в экстремальных условиях. Психосоматические принципы регуляции физиологических функций человека. Прогрессивная релаксация. Рост резервных возможностей человека.

            Стресс и защита человека от него

            Любой человек должен уметь защитить себя от вредных воздействий «дистресса», укрепляя свое физическое и душевное состояние. Г. Селье предложил собственный «рецепт» поведения, назвав его «альтруистическим эгоизмом»: необходимо думать о себе, но быть полезным и нужным другим, добиваясь хорошего к себе расположения окружающих.

            Хорошо если стремление быть полезным и необходимым для других людей, станет жизненным кредо каждого человека, однако не стоит доводить это стремление до абсурда, до альтруизма, т.к. это может привести к постоянной, пусть и неосознанной фрустрации из-за стресса.

            Другая крайность — слишком настойчивое и беспощадное преследование своих целей может привести к серьезным проблемам, т.к. такой стрессовый подход к жизни неизбежно приводит к антагонизму и враждебности между людьми.

            Людям среднего, пожилого возраста и молодым со слабой нервной системой нужно вырабатывать у себя умение правильно оценивать свои силы и возможности. Человеку иногда достаточно привести себя на 10-15 минут в расслабленное состояние и отрешиться от внешнего мира, чтобы полностью восстановить силы.

            Демо-версия комплекса

            Вы можете проверить работу методик в демо-версии Комплекса психологических тестов и развивающих программ. Все пакеты тестирования, описанные на сайте, а также все общесистемные компоненты Комплекса

            Зарегистрирован в качестве СМИ на основании Свидетельства о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-69084 от 14 марта 2017

            www.effecton.ru

            Задачи : Изучить понятие стресса в психологии. Перечислить источники и причины стресса на работе

            Стресс и профессия: проявление стресса в профессиональной деятельности

            Оглавление

            1. Понятие стресса в психологии 3

            2. Источники и причины стресса на работе 7

            3. Стресс-менеджмент 10

            4. Проблема выгорания в профессиональной 19

            5. Лечение и профилактика синдрома эмоционального выгорания 30

            Список использованной литературы 36

            Изучение и преодоление стресса, или стресс-менеджмент, является одной из самых частых тем как научных изданий, так и популярной периодики. И это не случайно. Современный человек проводит на работе половину своей жизни, и жизнь эта наполнена огромным количеством стрессогенных факторов. Понять природу этих факторов и научиться бороться с их воздействием — актуальная задача современного поколения. Вот почему данная работа является актуальным исследованием.

            Целью нашей работы является — изучение видов, источников и причин профессионального стресса на работе и методов борьбы с ним.

            1. Изучить понятие стресса в психологии.

            2. Перечислить источники и причины стресса на работе.

            3. Изучить методы управления стрессом и борьбы с ним.

            4. Изучить особенности синдрома «выгорания» в профессиональной деятельности.

            5. Изучить способы борьбы с синдромом «выгорания» в профессиональной деятельности.

            1. Понятие стресса в психологии

            Термин «стресс» (от англ. stress — давление, напряжение) заимствован из техники. В физиологии, психологии, медицине этот термин применяется для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Для обозначения неспецифической реакции организма (общего адаптационного синдрома) в ответ на любое неблагоприятное воздействие понятие «стресс» первоначально использовалось в физиологии.

            Впервые понятие «стресс» было введено в науку около 70 лет назад Гансом Селье, одним из крупнейших физиологов прошлого века. Селье назвал так открытый им общий адаптационный синдром, описывающий характерную защитную реакцию живого организма на любое чрезвычайное затруднение или экстраординарное воздействие. По своей сути эта реакция отражает экстренную мобилизацию внутренних ресурсов организма для того, чтобы преодолеть препятствие, справиться со сложной ситуацией или защититься от вредоносного влияния. Именно она, прежде всего, и позволяет организму выжить в постоянно меняющейся, далеко не всегда благоприятной среде.

            Психологический стрессэто состояние чрезмерной психической напряженности и дезорганизации поведения, которое развивается в результате угрозы или реального воздействия экстремальных факторов социального, психологического, экологического и профессионального характера.

            Анализ психологического стресса требует учета как значимости ситуации для субъекта, так и его личностных характеристик. Стресс в значительной степени является продуктом образа мысли и оценки ситуации, знания собственных возможностей, степени обученности способам управления и стратегии поведения в экстремальных условиях. Психологический стресс представляет собой прежде всего состояние тревоги за жизнь, здоровье, успех, благополучие.

            В качестве стрессовой может быть признана только такая реакция индивида, которая достигает пороговых уровней его психологических и физиологических возможностей. Изменение поведения при стрессе является специфическим и более интегральным показателем характера ответа на воздействие, чем отдельные функциональные показатели. В состоянии стресса у человека часто доминирует форма поведения с повышением возбудимости, выражающаяся в дезорганизации поведения, утрате ряда ранее приобретенных реакций, преобладании стереотипных ответов, появлении ошибочных действий. Л. А. Китаев-Смык выделил две наиболее общие формы изменений поведенческой активности при кратковременных, но достаточно интенсивных стрессовых воздействиях: активно-эмоциональная, направленная на удаление экстремального фактора (агрессия, бегство), и пассивно-эмоциональная, проявляющаяся в ожидании окончания воздействия экстремального фактора (уменьшение активности, снижение эффективности защитных действий).

            Психологический стресс, в отличие от биологического стресса, обладает рядом специфических особенностей, среди которых можно выделить несколько важных особенностей. В частности, этот вид стресса может запускаться не только реально действующими, но и вероятностными событиями, которые еще не произошли, но наступления которых субъект боится.

            В отличие от животных человек реагирует не только на действительную физическую опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. В результате бывает так, что у плохо успевающего ученика одни лишь мысли о вероятной неудовлетворительной оценке порою вызывают более сильные вегетативные реакции, нежели ее получение на экзамене. Это обусловливает специфику человеческого психоэмоционального стресса, к которому не всегда применимы закономерности его протекания, подробно описанные в опытах на лабораторных животных.

            Другая особенность психологического стресса — существенное значение оценки человеком степени своего участия в активном воздействии на проблемную ситуацию с целью ее нейтрализации. Показано, что активная жизненная позиция или хотя бы осознание возможности влиять на стрессорный фактор приводит к активации преимущественно симпатического отдела вегетативной нервной системы, в то время как пассивная роль субъекта в создавшейся ситуации обусловливает преобладание парасимпатических реакций.

            Контрольный вопрос, позволяющий дифференцировать разновидности стресса, звучит так: «Наносит ли стрессор явное повреждение организму?». Если ответ «Да» — это биологический стресс, если «Нет» — психологический.

            Механизм развития психологического стресса можно продемонстрировать на примере студента, готовящегося к защите дипломного проекта. Степень выраженности признаков стресса будет зависеть от ряда факторов: его ожиданий, мотивации, установок, прошлого опыта и т. д. Ожидаемый прогноз развития событий модифицируется в соответствии с уже имеющейся информацией и установками, после чего происходит итоговая оценка ситуации. Если сознание (или подсознание) оценивает ситуацию как опасную, то развивается стресс. Параллельно этому процессу происходит эмоциональная оценка события. Первичный запуск эмоциональной реакции развивается на подсознательном уровне, а затем к нему прибавляется еще эмоциональная реакция, сделанная на основании рационального анализа.

            Наиболее полно процессы зарождения, развития и проявления психологического стресса представлены в когнитивной теории стресса, основу которой составляют положения о роли субъективной познавательной оценки угрозы неблагоприятного воздействия и своей возможности преодоления стресса (Лазарус Р., 1970). Угроза рассматривается как состояние ожидания субъектом вредного, нежелательного влияния внешних условий и стимулов. «Вредоносные» свойства стимула (условий) оцениваются по характеристикам интенсивности воздействия, степени неопределенности значения стимула и времени воздействия, а также ресурсов индивида по преодолению такого воздействия.

            Психологический стресс отличается от всех других его видов наличием в структуре развития этого состояния опосредующей переменной — угрозы, то есть сведений, символов, предвосхищающих будущее столкновение человека с какой-то опасной для него ситуацией. Процессы оценки угрозы, связанные с анализом значения ситуации и отношением к ней, осуществляются на основе преобразования текущей и прошлой информации об особенностях неблагоприятного события, предвосхищения характера его развития и проявления. Различаются три типа стрессовых оценок:
            1) травмирующая потеря, утрата (реальная или ожидаемая) чего-либо, что имеет большое личное значение (смерть супруга, потеря работы и т. п.);
            2) угроза воздействия, которая требует от человека способностей (возможностей), превышающих те, которыми он владеет;
            3) сложная задача, проблема, ответственная и потенциально рискованная ситуация.
            Для преодоления стресса предполагается использование первичной оценки ситуации с точки зрения ее угрозы для субъекта, вторичной оценки, определяющей соотношение между способностью субъекта к преодолению стресса и требованиями, предъявляемыми ситуацией, и переоценки, основанной на сопоставлении первых двух оценок. В результате такого сопоставления может произойти изменение первичной оценки и, вследствие этого, пересмотр своих возможностей воздействовать на данную ситуацию, т. е. коррекция вторичной оценки.

            Оценку события как стрессового определяют три основных фактора: 1) эмоции, ассоциирующиеся с данным событием, — как первичный предупреждающий сигнал, как регулятор поведения, как возбуждающий фактор; 2) неопределенность события с точки зрения возможности или момента наступления, силы воздействия, объема необходимых знаний для предупреждения или ликвидации угрозы, степени сложности с позиции когнитивных способностей и опыта субъекта; 3) значимость события для конкретного человека, его субъективная оценка степени важности для достижения необходимого результата деятельности, вредности или опасности последствий этого события и т. д.

            Из когнитивной теории стресса делается ряд важных заключений. Во-первых, одинаковые внешние события могут являться или не являться стрессогенными для разных людей, — личные когнитивные оценки внешних событий определяют степень их стрессогенного значения для конкретного субъекта. Во-вторых, одни и те же люди могут в одном случае воспринимать одно и то же событие как стрессорное, а в другом как обычное, нормальное, — такие различия связаны с изменениями в физиологическом состоянии и психическом статусе субъекта.

            2. Источники и причины стресса на работе

            Сама проблема стресса остро заявила о себе именно в ХХ столетии. Это было вызвано тем, что в современном мире (и на современном производстве) часто возникают ситуации, когда человек, встречаясь с какой-то сложностью, не может полноценно реализовать накопившуюся энергию (вызванную физиологическим механизмом стресса), и тогда эта энергия начинает разрушать самого человека. В итоге, вместо вполне нормальных стрессовых реакций, человека начинают разрывать на части механизмы дистресса, когда энергия не может реализоваться в каких-то конструктивных действиях.

            Дистресс (от греч. di – дважды, двойной англ. stress – давление, напряжение) – вид стресса, характеризующийся наибольшей степенью выраженности, оказывающий существенное отрицательное воздействие на организм, дезорганизующее влияние на деятельность и поведение человека.

            Например, дистресс проявляется тогда, когда работник не может ответить на несправедливые претензии дурака-начальника (многие оправдывают себя тем, что проще сохранить обиду в себе, чем возмутиться и создать для себя еще большие проблемы с этим начальником-дураком). В другом типичном примере человек не может полноценно реализовать свое стремление к творчеству или стремление к полноценному общению с коллегами в условиях карьерной конкуренции и т.п.

            Во всех этих и подобных случаях фактически речь идет об ущемлении человеческого достоинства в условиях современного производства. Но особую проблему составляют случаи, когда человек ущемляется в самом главном — в справедливой оплате его труда. Общество, таким образом, отказывает в праве человеку чувствовать себя не только полноценным специалистом, приносящим пользу данному производству, но и чувствовать себя полноценным гражданином и личностью. Все это, в итоге, создает базу и для стресса, и для фрустрации, и для глубочайшего внутреннего кризиса работника. Конечно, частично такой работник может успокоить себя тем, что «важны не деньги, а сам процесс труда» или «ощущение того, что твой труд полезен людям, даже безотносительно того, насколько люди благодарят работника». Но в глубине души ущемленный в зарплате работник все равно сохраняет обиду (если у него еще осталось хоть какое-то достоинство). И эта обида, которая должна быть направлена на тех, от кого зависит оплата труда, направляется на самого работника (согласно механизму образования дистресса, разрушающего самого человека). А может, так и должно быть? Может это и есть главное наказание для работника за неуважение к самому себе и к своему труду?

            Соотнося проблемы стресса с условиями работы в организации, Н.В. Самоукина пишет: «Профессиональный стресс — это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью». Фактически речь скорее идет о профессиональном дистрессе. К этому можно было бы добавить, что профессиональный стресс (дистресс) — это также реакция на какие-то затруднения, выражающаяся в неспецифических действиях.

            Н.В. Самоукина выделяет основные виды профессионального стресса

            1. Информационный стресс возникает в условиях жесткого лимита времени и усугубляется в условиях высокой ответственности задания. Часто информационный стресс сопровождается неопределенностью ситуации (или недостоверной информацией о ситуации) и быстрой переменой информационных параметров.

            2. Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности (чувство вины за невыполненную работу, отношения с коллегами и др.). Нередко разрушаются глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией.

            3. Коммуникативный стресс связан с реальными проблемами делового общения. Он проявляется в повышенной конфликтности, в неспособности контролировать себя, в неумении тактично отказать в чем-либо, в незнании средств защиты от манипулятивного воздействия и т.п.

            Выделяются также стрессовые сценарии и различные варианты проявления стресса в труде. При этом многое зависит от индивидуальных особенностей работника. Варианты стрессовых сценариев, выделенные по разным основаниям:

            — в зависимости от частоты и силы проявления: кто-то «стрессует» каждый день, но в небольших дозах; другие — несколько раз в год, но чрезвычайно сильно;

            — в зависимости от направленности стрессовой агрессии: на самого себя (работник обвиняет самого себя); на коллег и начальников (работник винит других работников);

            — в зависимости от механизмов запуска стрессовых реакций: в основном стрессовый сценарий запускается почти автоматически (по внешне незначительному поводу); но возможно и длительное «вызревание» стресса с последующим достаточно быстрым его «раскручиванием».

            3. Стресс-менеджмент

            Объективное и субъективное в стрессе. По своей сути стресс отражает экстренную мобилизацию внутренних ресурсов организма для того, чтобы преодолеть препятствие, справиться со сложной ситуацией или защититься от вредоносного влияния.

            Главный практический вопрос состоит в том, как используется нами этот потенциал стресса и достаточно ли его для преодоления возникших затруднений. Опасным для здоровья и жизнедеятельности стресс становится только на определенных стадиях своего развития, например, когда сила воздействия первоначально явно превышает актуально доступные ресурсы, или на последней стадии («стадии истощения»), когда, несмотря на мобилизацию всех резервных ресурсов, устранить влияние стресс-фактора не удается. Поэтому психологи говорят о разных формах стресса. Продуктивный, или эустресс (eustress), позволяет не только справиться с затруднением, но и накопить полезный опыт по преодолению сходных «трудных» ситуаций. Деструктивный, или дистресс (distress), разрушает поведение, является источником многочисленных неприятных переживаний и болезней. Бороться с его внешними проявлениями не только бесперспективно, но и вредно. Дистресс нужно стараться предотвратить, или, если человек уже оказался в состоянии дистресса, его необходимо лечить.

            В научной литературе существуют две базовые концепции стресса. Сторонники первой утверждают, что стресс — это определенная объективная ситуация, которая влияет на человека, а его личностная реакция является следствием воздействия данных внешних факторов. Согласно второй точке зрения стресс есть субъективное состояние, которое переживает человек. Исходя из приверженности той или иной теории специалисты пытаются изучать и во все большей степени управлять стрессом. Как часто бывает, истина, скорее всего, находится где-то посередине. Стресс — это и сложная ситуация, и переживания человека, причем и то и другое имеет свою динамику. Вопрос в том, когда и каким образом обстоятельства становятся для человека по-настоящему стрессогенными.

            Любая ситуация определенным образом воспринимается человеком и субъективно оценивается им. Часто эта оценка бывает не столько рассудочной, сколько эмоциональной. Два человека, оказавшиеся в одной и той же ситуации, будут реагировать на нее по-разному, в зависимости от характера, опыта, эмоционального настроя и других факторов. Один не увидит в ситуации никакой угрозы для себя и останется спокоен, тогда как у другого возникнет ощущение безотчетной тревоги или явного страха. Стресс возникает в том случае, если обстоятельства субъективно воспринимаются как угрожающие. При этом неважно, реальная это угроза или мнимая — важно то, что угроза психологически существует для человека, который начинает искать способы выхода из положения. Формы преодоления трудных ситуаций, или копинг-стратегии (от англ. глагола to cope — «справиться», «совладать»), могут быть самыми разными, такими как бурный аффект (гнев, агрессия, слезы, смех), переосмысление ситуации (новая интерпретация значимости событий, попытка увидеть их «в другом свете», рационализация) и действия, непосредственно направленные на разрешение проблемы.

            Чем грозит дистресс? В зависимости от того, насколько эффективна выбранная копинг-стратегия, проблемная ситуация с успехом преодолевается или же, напротив, усугубляется еще больше. В первом случае переживания стресса заканчиваются, пополнив «копилку» полезного опыта, во втором — нарастают и переходят в деструктивную, потенциально опасную для здоровья форму. У каждого из нас в запасе имеется достаточно большой набор способов преодоления стресса. Он пополняется в течение всей жизни и во многом определяет стереотипы нашего поведения, привычки, стиль жизни, особенности характера и взаимоотношения с окружающими. К сожалению, далеко не всегда новый опыт развивает наш внутренний потенциал и повышает устойчивость к стрессу. Часто использование стратегий и тактик, позволяющих добиться нужного результата «любой ценой», фиксируется в форме устойчивых поведенческих стереотипов, ведущих к дополнительным рискам для здоровья и саморазрушению.

            Речь идет не просто о вредных привычках, но и о значительно более сложных индивидуальных особенностях поведения. Так, в психологии стресса давно изучается так называемый тип «А» поведения, свойственный бизнесменам, менеджерам высшей квалификации, представителям творческих профессий. Это хорошо знакомый тип современного профессионала, много успевающего и постоянно устремленного в будущее. Только одно обстоятельство серьезно омрачает эту картину — повышенный риск возникновения сердечно-сосудистых патологий у данной категории лиц. Уже на первом «пике» профессиональной зрелости, а именно в возрасте 35 — 40 лет, вероятность инфарктов и развития тяжелых форм гипертонии у них в 4,5 — 6 раз выше, чем у людей с более сбалансированным типом поведения. Понятно, что этим людям необходима помощь, причем не столько медицинская, сколько психологическая.

            В ряде других случаев постоянное использование неадекватных копинг-стратегий ведет к серьезным личностным нарушениям, которые мешают человеку нормально взаимодействовать с окружающим миром. Развиваются повышенная тревожность, агрессивность, эмоциональная нестабильность, депрессия, эгоцентризм.

            Как бороться с негативными последствиями стресса?

            В зависимости от видов стресса, существует множество интересных методик по его преодолению, рассмотрим самые интересные.

            Основные правила поведения в условиях стресса:

            — наблюдать за самим собой;

            — искать способы «остановки» самого себя (типа «взять перерыв», «сделать паузу в общении»);

            — перевести свою энергию в другую форму деятельности (отвлечься);

            — задуматься над тем, что помогает снять напряжение.

            При коммуникативном стрессе

            Основные проявления коммуникативного профессионального стресса:

            — раздражительность в деловом общении — причины: привычка общаться на повышенных тонах; неуверенность самого человека (как известно, часто «собака громко лает от страха» — Н.П.); тревожность, неудовлетворенность своей работой и т.п.

            — коммуникативная агрессия (главная причина — стремление унизить или подавить соперника в конкурентной борьбе), которая проявляется в разных формах: вербальной (словесной); прямой (открытый вызов); косвенный (придирчивость, намеки, отказ от помощи, ложь, мелочность, угрозы); ситуативной (спонтанные вспышки ярости); направленной на другого (обвинение другого) или на самого себя (самообвинение).

            Главная проблема — человек не всегда осознает собственной агрессивности (для него все это — «нормальное явление», хотя сам же он и страдает).

            Методика «остановки болтливого собеседника».

            — внутренне решиться позаботиться о самом себе, решиться уважать самого себя (это как основа вашей решимости остановить болтуна);

            — не брать вину на себя (вы имеете право участвовать в общении на равных, а не только в роли «внимательного слушателя» или «психотерапевта» — Н.П.);

            — не вините своего партнера (если партнер стал говорить слишком длинно, вы сами отдали ему «коммуникативное пространство»; кроме того, болтливость — это один из показателей открытости партнера по отношению к вам);

            — формула остановки болтливого партнера — проговорить для себя: «Все, что он говорит, безусловно, интересно и важно, но именно сейчас (в данный момент) Вам необходимо заняться другими делами (или обсудить другие вопросы).

            Важную роль в профессиональном общении играет способность формулировать отказ в деловых отношениях. Предлагается формула вежливого отказа, включающая три основных этапа высказывания:

            фраза, имеющая положительное содержание (положительную оценку собеседника, отношения или ситуации);

            фраза, содержащая отрицательное отношение (формулировку отказа и его объективных причин);

            фраза, содержащая опять положительное содержание (положительный прогноз удовлетворения просьбы партнера в будущем ради сохранения хороших с ним отношений).

            Особо острой и нерешенной является проблема манипулирования в деловом общении. Выделяются основные характеристики манипулятора и его жертвы. Главные цели манипулятора — корысть и самоутверждение. Главная добыча манипулятора — хорошие, добрые и гуманные люди (манипулятор как бы «завидует» им, а также пользуется их добротой и открытостью). Сам манипулятор не способен к открытости и искренности (и нередко даже страдает от этого). «Он либо «покупает» другого («Я дам тебе денег и власти»), либо «покупается» сам («Я хочу денег и власти»). Его зависимость от этих «Дай» и «Возьми» — огромна, он сам является их игрушкой».

            Предлагаются основные варианты защиты от манипулирования:

            — укрепление своей жизненной позиции;

            — укрепление уверенности в себе (каждый может ошибаться, менять свои ценности, имеет право на «отказ»… и не стоит из-за этого винить себя);

            — владение техниками общения (понимать, что реально происходит в общении, понимать самого себя и т.п.).

            Стресс нередко возникает по причине несовпадения темпов общения. При этом важно либо подстроиться к темпу общения собеседника, либо объяснить ему недопустимость его темпа в общении с вами, либо перейти к компромиссному варианту общения.

            При информационном стрессе

            Главная причина — на современного человека обрушивается огромный поток информации, причем нередко она носит негативный характер. Человеку трудно справиться с таким потоком, в результате его психика «дает сбой». Когда постоянно находишься в таком потоке информации, кажется, что все сошли с ума и, выхода нет. Эта информация оказывает очень сильное угнетающее воздействие, которое человек испытывает постоянно.

            Для начала ради эксперимента попробуйте ее не читать и не слушать неделю. Просто погрузите себя в такой вакуум и посмотрите, что произойдет в вашей жизни. Если уж совсем тяжело, можно взять в прокате или купить какие-то хорошие фильмы, которые доставят вам массу положительных эмоций. Главная цель – отключить себя от влияния плохих новостей.

            Второй шаг — научиться контролировать поток информации, который обрушивается на вас. В потоке информации, которая выливается на вас ежедневно, просто необходимо научится ориентироваться, выделяя из него действительно необходимое вам и так называемый информационный мусор.

            Однако в профессиональной деятельности мы не всегда можем игнорировать поступающую информацию. Выход — научиться ее правильно организовывать. Порядок на рабочем столе, зачастую — залог порядка в голове. Попробуйте научиться сортировать поступающую информацию, разбивать ее по категориям. Заведите ежедневник, куда можно будет записывать нужную информацию. Таким образом, вы избавитесь от необходимости держать все в голове.

            При эмоциональном стрессе на работе

            Главная причина — стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности (чувство вины за невыполненную работу, отношения с коллегами и др.).

            Эмоциональный самоконтроль на рабочем месте состоит из четырех основных компонентов:

            Самосознание – способность распознавать свои эмоции и понимать их влияние на ваши решения.

            Самоуправление — способность контролировать свои эмоции и поведение и адаптироваться к меняющимся обстоятельствам.

            Общественное сознание — способность чувствовать, понимать и реагировать на чувства и эмоции других людей. Помогает комфортно себя чувствовать в коллективе.

            Управление отношениями – способность вдохновлять, влиять и взаимодействовать с другими людьми, желание и умение регулировать конфликты.

            Чем выше ваша способность к эмоциональному самоконтролю, тем проще вам справиться с профессиональным стрессом. К счастью, эмоциональный самоконтроль – не является врождённым свойством, это то, чему мы можем учиться на протяжении всей жизни.

            К примеру, смена места работы – тоже стресс. Как эмоционально подготовить себя к новому коллективу и с наименьшими эмоциональными потерями пережить первое время на новом месте? Вам необходимо постепенно развить в себе навыки эмоционального и невербального способа общения, которые включают в себя следующие приёмы:

            Признайтесь себе, что вы, возможно, будете испытывать стресс. Подготовьтесь к стрессу психологически – вспомните состояние внутренней гармонии и умиротворения. Постарайтесь научиться входить в это состояние в любой ситуации. Возможно, в этом вам поможет глубокое дыхание или воспоминания о счастливых моментах жизни.

            Отдавайте отчёт собственным эмоциям. Проговаривайте про себя: «сейчас я злюсь» или «сейчас я обижен» и т.д. Это упражнение поможет вам запомнить негативные эмоции, осознать и постараться переключиться на позитивный лад. Такая практика поможет вам научиться разбираться не только в своих эмоциях, но и в эмоциях окружающих вас людей. К примеру, если вы недавно устроились на работу, это поможет вам быстрее влиться в коллектив и понять, кто есть кто.

            Научиться распознавать и эффективно использовать невербальные сигналы, которые составляют 95-98% от вашего процесса коммуникации. Помните, что важно не то, что вы говорите, а как вы это говорите.

            Смейтесь. Ничто так не разряжает атмосферу, как хорошая шутка.

            Другие виды профессионального стресса

            Достаточно распространенным является профессиональный стресс конкуренции. Часто в окружающих (в коллегах) человек видит своих «конкурентов». «Человек, отдающий себя конкурентной гонке», начинает жить «не своей жизнью»: он выбирает работу не по склонности, а в соответствии с престижем, его окружают только «нужные» люди, а на друзей не хватает ни времени, ни сил, рядом с ним часто находится топ-модель, внешность которой соответствует европейским стандартам, а не любимая женщина. Проблема таких людей в том, что они имеют «только одну цель» — карьеру, успех в конкуренции (сами себя обворовывают, т.к. жизнь и человеческие отношения — намного богаче).

            Таким людям предлагается хороший совет: желательно «выбирать друзей и любимых не в конкурентной среде»… «Ловушка конкуренции» выражается в том, что многие не отдают себе отчета, ради чего вообще эта конкуренция, что их ждет там, на «вершине» (часто это — разочарование, зависть и одиночество…).

            refdb.ru