Задержка моторного развития что это

Задержка моторного развития или незрелость? Беседа с неврологом. Часть 1

Евгения Тихомирова, детский невролог, ответила на распространенные вопросы родителей о различных отставаниях ребенка в развитии двигательной активности. Начнем с того, что не каждое отставание является поводом ставить диагноз ЗМР. Нередко речь идет о незрелости мозга.

Готовность ребенка к навыку

— Когда имеет смысл паниковать? Есть ли яркие признаки того, что речь идет именно о задержке моторного развития? И когда мы говорим о простой незрелости?

— Важно понимать, что ЗМР – это симптом каких-то проблем у ребенка. Если отстает, то вопрос – почему? Одна из причин — повреждение нервной системы при рождении, которое бывает при недоношенности, тяжелой гипоксии в родах, искусственной вентиляции легких и пр. При оценке развития ребенка врачи обязательно учитывают эти факторы риска. За детьми из группы риска бдим и «лениться» не разрешаем: в их случае, ЗМР будет рассматриваться как признак формирования патологии (ДЦП), поэтому необходимо раннее вмешательство.

Кроме повреждения нервной системы в родах, причин для задержки развития множество: на развитие влияют гипотрофия, анемия, пищевые непереносимости, пороки сердца, различные нарушения обмена, генетические синдромы и прочее. Поэтому при осмотре ребенка обращаем внимание на дополнительные симптомы, а не только на сам факт наличия навыка.

Вообще неврологов больше интересует не факт наличия или отсутствия навыка, а готовность ребенка к нему. Например, три ребенка в 4.5-5 месяцев не переворачиваются на живот. Это для родителей они все одинаковые «лентяи», а на деле ситуации разные и подходы к лечению и диагностике разные:

  • Один вялый, как тряпочка, голову плохо держит, на животе приподнимается на локоточках непродолжительно, не потягивается за ручки, опоры нет;
  • Другой с нормальным мышечным тонусом, подолгу лежит на животе и поднимает корпус, выпрямляя руки, но переворачивается только с помощью взрослого;
  • Третий на животе вообще не лежит, ревет, сразу же пытается перевернуться обратно.
  • Так вот, если педиатр и невролог не имеют претензий к ребенку, то паниковать не нужно. Здоров, но не дозрел. А если есть предпосылки к ЗМР, по анамнезу или осмотру, то ждать задержки.

    Дети не умеют лениться

    — Могли бы вы еще раз уточнить, какие дети относятся к группе риска? Чьим мамам стоит быть особенно внимательными?

    — Факторы риска следующие:

    недоношенность менее 35 недель;
    оценка по Апгар — 5 и менее;
    ИВЛ после рождения;
    желтуха более 300 мкмоль/л;
    внутричерепные кровоизлияния, гипоксия средней и тяжелой степени;
    крупный плод, наложение щипцов/вакуум-экстрактора;
    если регресс развития (утрата ранее приобретенных навыков);
    если были судороги;
    если ребенок старше 2 месяцев мало реагирует на окружающих, безэмоционален, не гулит;
    если в 3 месяца не держит голову и не приподнимает ее лежа на животе, в 6 месяцев не переворачивается, в 9 не сидит/не ползает, в год не встает на ножки (это крайние сроки).

    — Распространенные аргументы мам на форумах – «Все индивидуально» или «Он просто ленивый». Как долго подобными словами можно оправдывать собственное бездействие?

    — Дети лениться не умеют. Если отстают — значит, есть причина. Отставание имеется в виду за границы всяких норм. Сразу определимся, что значит норма и отставание. Есть «норма большинства», то есть когда большинство детей осваивают навык. А есть граничные значения: сроки, в которые здоровые дети осваивают навык, они широкие. Смотрите таблицу ВОЗ.

    Перевод таблицы с сайта Mamazanuda.ru

    За границей детей не трогают? Это миф!

    — Насколько важна и важна ли последовательность освоения навыков?

    — Тут двояко. С одной стороны, важен конечный результат: ходьба. Но с другой, есть законы развития мозга, согласно которым, все должно быть поэтапно. Нарушение этапности свидетельствует о каком-то неблагополучии, и о том, что ребенок это неблагополучие как-то преодолевает. Ведь на самом деле у детей большой запас прочности. Например, если ребенок из-за нарушений в шейном отделе позвоночника не лежит на животе, он на живот долго не будет переворачиваться, будет переворачиваться с живота на спину (хотя это сложнее). Не ползает, сразу садится и встает. Вроде все нормально, проблема скомпенсировалась.

    Пример из жизни: сын пополз по-пластунски в 6 месяцев, встал у опоры в 8 месяцев, сел из положения стоя в 8,5 месяцев, в 9 месяцев пополз на четвереньках, в 11,5 пошел, и вроде бы все хорошо.

    Но потом вскрылись проблемы: слабые мышцы спины, что сказалось на осанке (поэтому поздно сел); сложности с координацией: долго не мог освоить велосипед, коньки, трудности при выполнении новых упражнений, неуклюжесть.

    И добавлю про неползающих детей (их по статистике 10%): они в группе риска по нарушениям координации, письма и чтения. Хоть это и необязательно.

    — Есть мнение, что за границей ребенка до двух лет вообще не трогают — когда освоит свои навыки, тогда и освоит. Что вы скажете по этому поводу?

    — Нет такого за границей, это миф! В таблице приведены нормы Всемирной организации здравоохранения. Если ребенок сильно недоношенный, были серьезные операции, травмы, болезни, то да, сроки несколько сдвигаются. Более того, в случае отклонений, диагноз ДЦП — за рубежом используется термин cerebral palsy (его суть — нарушение движения, то есть задержка моторного развития) должен быть установлен до 2 лет (и раньше).

    Продолжение о массаже, уколах, ноотропах и физиотерапии следует…

    Если хотите регулярно получать наши статьи — присоединяйтесь к сообществам в социальных сетях ВКонтакте и Facebook

    Автор фото Ксения Кудрина. Перевод таблицы mamazanuda.ru

    я журналист, переводчик, сертифицированный инструктор йоги. Но, пожалуй, в большей степени — мама двух горячо любимых детей. Проект «Неидеальные родители» — это моя попытка найти ответы на свои материнские вопросы. В силу профессий, имею возможность общаться со специалистами, мастерами своего дела. Результаты нашего сотрудничества — на страницах этого сайта. Надеюсь, мы отвечаем и на Ваши вопросы…

    uparents.ru

    Задержка темпо стато моторного развития(((как страшно.

    Девочки, я не писала об этом, но у нас проблемы такие что и говорить не хочеться! Но может кто подскажет что то дельное!

    Димке почти 8 мес. Два курса массажа. Курс цераксона. Но не сидит вообще(((даже и двух секунд((мы на след неделе едем в областную больницу, будем обследоваться. Но у меня тааакой страх.

    Чем больше присматриваемся к нему, тем больше замечаю странности. До сих пор игрушки мимолетом, особой реакции на окружающих тоже. Тольк о если с ним сюсюкаться — улыбаеться, щекотать — смееться.Не ползает. Про стоять вообще молчу, как макаронина шатаеться((( боюсь я… надеюсь что все хорошо и все лечиться. Панику я подняла, родные все твердят что он крупный и ему тяжело., Но я же вижу что что то не так(((

    может кто знает об этом, расскажите.

    я кстати в 7 месяцев лежала, не седела не переворачивалась, он у тебя просто пухлый вот ему и лень всё делать.

    мы тоже ток недавно начали сидеть, а через 5-ть дней пополз. И это всё благодоря курсу мануального массажа, оррал он конечно очень, но оно того стоит. Прям на глазах улучшения видно!

    в 8 дочка села, после того как ползать стала… аи до того все ходором ходила..

    а какой у него сейчас вес?

    10 кг и 74 см рост, он абсолютно не толстый, скорее упитанный.

    ну да… упитанный… может просто ленивый? надеюсь у тебя ложные опасения!

    Не переживай, думаю всё нормально, все малыши разные, и тем более раньше того как сдадите анализы-обследуетесь переживать не надо! Всё будет хорошо, не накручивай себя, тем более крупненький-тяжело ему) Всё будет хорошо.

    у моей подруги, доча тоже поздно села и поздно поползла, никаких отклонений не было в развитии, а просто тяжеленькая была, попу было не поднять ))) у вас тоже Димуська далеко не маленький богатырь — не переживайте!

    натусь не переживай раньше времени, все будет хорошо!

    Наташа, долой панику. Я понимаю, что сложно, я сама с плохим УЗИ в его 5 месяцев изводилась так, что мама не горюй. Думаю, если есть сложность, значит это твой путь — бороться и надеяться, быть не как все, но стать лучшими. Пусть не такая крепкая как у всех спина, зато какая улыбка и душа! И вообще, всё будет хорошо!

    На четвереньки встает? Сам садится? Встает?

    нет нет и нет… начетвереньки пытаеться встать но ножки в ляягушку разьежаються(((

    ну так на массаж его. ))) все хорошо будет

    посмотрела на фотку вашего малыша, да какой там дцп, успокойтесь, все нормально у вас

    Натуль нам почти как вам! часто читаю ваши записи и как большинство в воссторге от улыбки Димы потому и запомнились)))Тимофейка тоже 9кг и во всем отстает но я поняла-подожди и усе будет! у всех в4мес переворачивались детки-у меня паника-нам почти пять а мы и не пытаемя-в один прекрассный день стал крутится так-что на пеленалку больше не кладу-все манипуляции на полу! почти7м.-не ползает не сидит-все вешаюсь уже родственники в панике… масаж не назначают- делай сама, тяни за ручки, давай пальцы чтоб сам, мячик, круг в ванну-но я все это и до. их советов делала… а тут смотрю-а он не на коврике а розетки в коридоре изучает, блин! не ползает полноценно а как рыбка-руками гребет, щас к собаке залез в лежанку))все так резко у них! главное твой настрой-а тож он почуствует все и старатся не будет))верь и все у вас впереди! мы кстати тоже особо не сидим-сажу-сидит, а не сажу ему и не надо)))вот до сих пор спорим с мужем-сажать в прогулочный блок или нет

    m.baby.ru

    Задержка моторного развития

    Задержка двигательных функций опорно-двигательной системы грудничка связана с состоянием гипотонуса мышц. Причиной такой патологии может быть родовая травма позвоночника, а также множество других факторов влияющих на состояние нервной системы, среди которых и наследственная предрасположенность.

    Пациентами специалистов «Клиники доктора Игнатьева» в Киеве являются малыши с проблемами позвоночника, причем наибольшую долю составляют патологии, возникшие вследствие травматизации шеи и спины во время родового акта. Обычно признаки задержки моторики выявляются позже гипотонуса и вялости мышечно-связочных структур. Ведь каждая двигательная функция запрограммирована к появлению в строго определенное время. Однако видя симптомы нарушений со стороны позвоночника и нервной

    Ребенок должен пройти все этапы развития и у 12 месяцев должен уметь уже многое

    системы, опытный специалист может предвидеть и ожидать те или иные проявления. При этом создается прекрасная возможность предотвратить их, используя специальные способы лечения. Обследование у детского вертебролога можно пройти по предварительной записи.

    Признаки нарушения моторной функции у грудничка

    Каждая группа мышц, суставные и связочно-сухожильные элементы, их иннервация и кровоснабжение достигают определенной степени зрелости постепенно, но довольно быстро. Так что каждый месяц, даже неделю и день у крохи появляются новые способности. Необходимо внимательно наблюдать за этим и отмечать сроки появления двигательных функций. Задержку в развитии обычно распознать нетрудно – этому помогает опыт самих родителей или курирующих младенца врачей.

    Если рассматривать время первого года жизни малыша, то следует обратить внимание на следующие отклонения:

  • 1 месяц – кроха не способен удержать голову вертикально в течение секунды;
  • Конец 2 месяца – малютка совершенно не держит голову, не приподнимает ее от поверхности хотя бы на 5 см при положении на животике, движения конечностей несимметричны;
  • Конец 3 месяца – кроха неспособен держать голову хотя бы полминутки, а лежа на животике – хотя бы минуту, не смотрит и не тянется за игрушками, а также на свои ручки;
  • Конец 4 месяца – при поднимании ребенка из положения лежа, его голова отклоняется кзади, лежа на животе, кроха не может даже слегка приподнять туловище с упором на предплечья, при поддержке в подмышках в вертикальной позиции малыш не опирается на кончики стоп;
  • Конец 5 месяца – неуверенное удержание головы, что особенно заметно при поднимании крохи из горизонтальной позиции, слабое переворачивание с живота на спинку, неуверенное протягивание руки к игрушке;
  • Конец 6 месяца – малыш все еще не дотягивается до предмета, лежа на животике, неспособен ее ухватить, а при подвешивании за подмышки не сучит ножками;
  • 7 месяц – малютка не пытается сесть даже с поддержкой;
  • 8 месяц – кроха не способен отползти назад в положении на животе, не стоит с поддержкой, не может пальчиками захватить пуговицу;
  • 9 месяц – кроха не удерживает баланс при сидении, не переворачивается, не пытается ползать, не может пить из чашечки, не может сдернуть шапочку с головы;
  • 11 месяц – малютка не ползает, не способен сидеть с выпрямленными ногами, не стоит и не ходит с поддержкой или опорой;
  • Конец 12 месяца – кроха даже не пытается пройти пары шагов, держась за опору, не может удержать в ручках 2 предмета, не подает игрушку маме.

    Исправление нарушений в Киеве

    Вертебрологи киевской клиники Игнатьева допускают небольшие отклонения в развитии, которые обусловлены темпераментом, генетикой, отставанием в весе или, напротив, его избытком, состояниями после заболеваний. В целом такие отклонения не бывают слишком долгими и грубыми, поэтому при подозрении на задержку моторики, лучше посетить врача и удостовериться, что с малышом, возможно, все хорошо. А если патология имеет место, то самое лучшее и эффективное ее лечение – это своевременно начатое.

    spine5.com

    Задержка моторного развития у малышей

    Появление малыша на свет – это праздник, за которым неизменно следуют ежедневные заботы и хлопоты, потребность в обучении, чтобы ухаживать за крохой, волнение за его здоровье. Родители в семье вынуждены изменить свой привычный уклад жизни, каждый день и час наблюдая за ребенком. Самый напряженный — первый год жизни чада, когда все внимание мамы устремлено на то, научился ли он чему-то за один день, неделю, месяц.

    Особенности моторного развития

    Когда малыши еще совсем крошки, родители хотят, чтобы они скорее подросли, начали сидеть, ползать, бегать. Порой это становится настоящим соревнованием с ребенком, который проживает по соседству. Однако моторные навыки у малышей по большей части зависят от подготовки организма, отделов головного мозга, отвечающих за равновесие и осанку. И даже если все они работают, ребенок не сможет сидеть или двигаться в то время, как структура мышц не изменится достаточным образом для удержания веса тела и выполнения требуемой для передвижения работы. Кроха начнет сидеть, хватать игрушки, ползать и ходить только тогда, когда его мозг и тело достигнет необходимого развития. А это запрограммировано на уровне генетики, а также зависит от здоровья мамы и папы до зачатия, семейной предрасположенности к различным заболеваниям, хронических заболеваний мамы до беременности, острых инфекционных болезней во время вынашивания, употребления алкоголя и курения.

    Начнет ли малыш ходить в 8 месяцев и 5 дней или в 10 месяцев и 7 дней, будет зависеть от программы моторного развития, унаследованной им. Если сидеть он начнет рано, это говорит о том, что он рано приобретет и прочие навыки. Но нет доказательств того, что дети, которые начали рано ходить, с большей вероятностью будут спортсменами или танцорами, чем малыши, научившиеся ходить поздно, как и того, что дети, рано научившиеся ползать и ходить, преуспеют в школе, в отличие от тех, у кого эти навыки проявятся позже.

    Закономерности моторного развития

    На первом месяце жизни у крохи еще сохраняется присущий периоду развития внутри утробы повышенный тонус сгибательных мышц, поэтому его движения ограниченны. Действуют лишь мышцы, которые обслуживают важнейшие жизненные функции. Мышцы начинают быстро развиваться с первого месяца, но это происходит постепенно. Первыми становятся функционально зрелыми мышцы шеи. В начале второго месяца жизни малыш приподнимает на короткое время головку, лежа на животе. Чтобы укрепить мышцы в это время, нужно выкладывать ребенка на живот несколько раз в день, на ровную твердую поверхность, постепенно увеличивая продолжительность выкладывания.

    После мышц шеи развиваются мышцы конечностей и туловища, поэтому младенцу понадобится свободная одежда, не сковывающая движений. Если дети лишены возможности активно двигаться, они будут развиваться хуже, с трудом вырабатывая координацию движения. В 2 месяца кроха будет несколько минут держать голову, поворачивая ее в стороны. К 3-м месяцам у детей появляется комплекс оживления – хаотичные, активные движения ручками и ножками в ответ на обращение мамы. Так ребенок будет пытаться захватить игрушку, поэтому ее нужно подвешивать так, чтобы карапуз смог дотянуться до нее рукой.

    При выкладывании на живот на этом этапе малыш приподнимает голову и верх туловища, делая упор на предплечья. 4-ый месяц — кроха может поднимать головку из положения на спине, приподниматься, пытается сменить положение тела, поворачиваясь со спины на бок. С пятого месяца ребенок приподнимает туловище, лежа на животике и опираясь на ладони, поворачивается со спины на животик, переступает ногами с поддержкой за туловище, берет игрушки. 6-й месяц дарит крохе свободу действий: он начинает ползать, чтобы достать игрушку, что способствует быстрому развитию мышц спины, влияет на осанку, улучшается кровообращение. Поэтому родители должны поощрять эти полезные действия и помогать малышу ползать.

    Со 2-го полугодия у карапуза повышается целесообразность и точность моторики. К 7 месяцам он перекладывает игрушки из руки в руку, стучит игрушкой о разные предметы, хорошо ползает, может стоять при поддержке. Умением отлично сидеть дети овладевают к 8–ми месяцам. Поэтому стимулировать их раньше не уместно, а к тому же это и вредно, поскольку неокрепшие мышцы плохо держат позвоночник, и он искривляется. Только самостоятельные попытки крохи сесть или встать, поддерживаясь за кроватку, говорят о необходимой крепости мышц. К 8 месяцам ребенок сможет лечь, при необходимости встать, ухватившись за кроватку, дать ручку. На девятом месяце малыш умеет хорошо стоять с опорой, переступать при поддержке за ручки, залезать на предметы, становится ловким, поворачивает корпус во время игры. Что касается ходунков, ими лучше не пользоваться, так как когда малыш устает передвигаться или сидеть в них, он не способен опуститься, лечь или поползти. При ходьбе в ходунках кроха наклоняется вперед, что вредно для позвоночника и освоения вертикального положения. 10-й месяц – карапуз нагибается, при игре становится на колени, придерживаясь рукой, переходит от предмета к предмету, открывает и закрывает коробочки, вкладывает предмет в предмет. В 11 месяцев малыш долго стоит и ходит при поддержке за руку, начинает забираться по ступенькам наверх, пытается сползти на животике с дивана. Он играет пирамидкой, коробочками, рвет и комкает бумагу. В годик малыш может прочно стоять на ногах, ходить, взбираться на ступеньки, несет двумя руками предметы. Он любит заполнять ящики, бросать игрушки, тянуть их за собой. Свобода перемещения такого малыша опасна, он может контактировать с горячими и колющими предметами, что приводит к травмам, ожогам, попаданию мелких предметов в нос, рот, дыхательные пути. Годовалого ребенка не стоит выпускать из поля зрения, ведь его двигательные возможности могут привести к несчастному случаю.

    Приведенный график развития малыша только указывает на порядок, в котором должны развиваться моторные навыки. Но если ваш кроха по своему моторному развитию и поведению отличается от остальных деток, это вовсе не значит, что он отстает в развитии. У него могут быть свои индивидуальные периоды развития. Но если к конкретному возрасту у него не сформировались соответствующие моторные навыки и функции, речь идет о задержке развития моторики этого ребенка.

    Признаки задержки развития моторики

    Для определения нарушения в моторном развитии ребенка, нужно знать эти признаки нарушений моторики, которые появляются еще до формирования умения сидеть, ходить, ползать, играть с игрушками. Обратите внимание педиатра, если:

    • в конце первого месяца малыш не удерживает на мгновение головку вертикально;
    • в конце второго месяца не отрывает головку на 5 см от поверхности и не держит ее, продолжает производить несимметричные движения конечностями;
    • в конце третьего месяца ребенок не удерживает головку вертикально в течение полминуты, а лежа на животике – в течение минуты, не смотрит на свои руки, не тянется к игрушке, которую вы держите перед ним;
    • в конце четвертого месяца голова у крохи отклоняется назад, если вы поднимаете его из положения лежа, он не приподнимает туловище, лежа на животике, опираясь на предплечья, в положении вертикально при поддержке под мышками не опирается на пальцы ног;
    • в конце пятого месяца малыш неуверенно держит голову, особенно, если вы поднимаете его из положения лежа, плохо поворачивается с животика на спину, неуверенно протягивает ручку к игрушке;
    • в конце шестого месяца не дотягивается к игрушке, лежа на животе, не захватывает ее, при поддержке под мышками не перебирает ножками;
    • в конце седьмого месяца карапуз при поддержке за руку мамы не пытается сесть;
    • в конце восьмого месяца не отползает назад, не стоит при поддержке, не удерживает пуговицу между пальцами;
    • в конце девятого месяца плохо держит равновесие при сидении, не поворачивается вокруг оси и не ползает вперед, не сдергивает шапочку, самостоятельно не пьет из чашки;
      в конце 11-го — кроха не ползает, не сидит с вытянутыми ножками, не пытается стоять и двигаться, держась за опору;
    • в конце 12-го — не может сделать пару шажков, держась за руки мамы, не удерживает одной рукой две небольшие игрушки или не подает игрушки взрослому.
    • www.psyportal.net

      Задержка двигательного развития

      Движение для ребенка – это универсальное проявление жизнедеятельности, на различные раздражения он реагирует, прежде всего, движением.

      Существует достаточно разнообразные врожденные и рано приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата у большинства детей. Дети с задержкой двигательного развития не имеют отклонений в развитии познавательной деятельности и не требуют специального обучения и воспитания. Но все дети с нарушением опорно-двигательного аппарата нуждаются в особых условиях жизни.

      Под синдромом задержки двигательного развития понимают запоздалое появление и становление позы и движения у ребенка. Большинство детей с нарушением двигательного развития составляют детей с церебральным параличом. К клиническим симптомам церебрального паралича относятся задержка психомоторного развития, сочетающаяся с характерными изменениями в двигательной сфере, такие как повышение или снижение мышечного тонуса, отсутствие врожденных реакций и др. Особенно сложно установления диагноза в первом полугодии жизни, когда неврологические расстройства еще не достаточно отчетливы.

      При задержке двигательного развития начало самостоятельной ходьбы отмечено, в среднем, в двадцатимесячном возрасте. Для диагностики синдрома применяются временные критерии: отсутствие сидения в десять месяцев, начало ползания от двенадцати до восемнадцати месяцев и отсутствие ходьбы в четырнадцать месяцев. При задержке моторного развития на различных возрастных этапах отстает темп нормализации мышечного тонуса, угасания безусловных рефлексов, становления выпрямляющих реакций и реакций равновесия, сенсорно-моторной координации, произвольной двигательной активности, развития функции кисти.

      Задержка развития двигательного аппарата ползанья, сидения, вставания на ноги не редко пугает родителей, но надо иметь в виду, что сроки освоения этих функций весьма индивидуально и если ребенок в год еще не начал ходить, то это еще не означает, что он болен. Но даже при отсутствии признаков какого-то заболевания, следует назначить общий массаж, гимнастику, ванны, проверить полноценность питания и режим ребенка. Эти и многие другие переживания родителей наилучшим образом разрешаются при профилактических осмотрах врача детского невролога.

      Все сомнения можно исключить, при обращении в медицинский центр и получить квалифицированную консультацию детского невролога.

      www.xn--d1abbugjaxkh5b.xn--p1ai