Задержка развития при аутизме

Аутизм и задержка речевого развития связаны с одним и тем же геном

Ген CNTNAP2, который ранее связывали с развитием аутизма, также играет роль в развитии распространенного расстройства речи у детей. К такому выводу пришли ученые из Оксфордского университета, отчет об исследовании которых был опубликован в New England Journal of Medicine.

Так называемое специфическое расстройство развития речи и языка (specific language impairment) встречаются у 2-7% детей дошкольного возраста. При этой патологии у детей наблюдаются разнообразные трудности в освоении речи, не связанные с проблемами артикуляции, с потерей слуха, серьезными неврологическими или психиатрическими нарушениями. Главный симптом заболевания – выраженная задержка развития речи, а одним из важных диагностических критериев является неспособность ребенка повторять бессмысленные слова.

На первом этапе исследования Саймон Фишер (Simon E. Fisher) и его коллеги изучали взаимосвязь гена FOXP2, играющего роль в развитии тяжелых нарушений речи, с другими генами. Одним из таких генов оказался CNTNAP2. Затем ученые провели генетическое исследование детей из 184 семей, страдавших задержкой речевого развития. Выяснилось, что дети, несущие определенные варианты гена CNTNAP2, испытывают трудности в повторении бессмысленных слов, что является критерием специфического расстройства речи.

Механизмы возникновения речевых нарушений у генетически предрасположенных детей пока не известны. Предполагается, что они обусловлены нарушением выработки белка нейрексина, в регуляции которой участвует ген CNTNAP2. Этот белок играет важную роль в развитии нервной системы плода и, вероятно, может влиять на способность к восприятию и освоению речи.

Предыдущие исследования связывали ген CNTNAP2 с развитием аутизма. Одним из проявлений этого синдрома является задержка речевого развития. Новые данные позволяют объяснить взаимосвязь между этими расстройствами, считают специалисты.

medportal.ru

Что такое ЗПРР (задержка психоречевого развития у детей)

По разным причинам малышей с отставанием в речевом развитии становится все больше. Но неразвитость речи не такая страшная проблема, если ее вовремя обнаружить и не запустить. И ответственность в этом деле ложится в первую очередь на родителей, которые должны заметить недуг, направить ребенка на полноценное обследование и выбрать ему лучших врачей. Если же отставание в речевом развитии вовремя не скорректировать, с ростом ребенка все больше будет отставать и его психика и учиться в школе и общаться с ровесниками ему будет крайне тяжело.

За последние два десятилетия статистика выявленных отклонений в психоэмоциональном развитии детей возросла в десятки раз. Задержка речевого развития (ЗРР) затормаживает и развитие мышления (формируется ЗПРР), и, напротив, врожденные психические и неврологические заболевания провоцируют недоразвитость речи.

Задержка психоречевого развития диагностируется чаще у детей старше 5 лет, среди которых в среднем 20% имеют это заболевание. Такая ситуация понятна: ребенок начинает активно общаться с окружающими именно в этом возрасте, в противном случае родители замечают неладное. Но 5 лет — уже довольно поздний возраст для начала лечения ЗПРР. Если до 6 лет ребенок не заговорил вовсе, то вероятность его излечения — 0,2%, а если речи нет и после 7 лет, то ее уже и не будет.

Конечно, возможность излечения задержки психоречевого развития зависит от ее степени, от применяемых методик. Но чем раньше родители выявят признаки данного заболевания у ребенка — в идеале в 2–3 года, — тем больше надежда на полное выздоровление.

Как выявить ЗПРР: признаки и симптомы задержки психоречевого развития

ЗПРР, если она обусловлена врожденными факторами, может начать проявлять себя в довольно раннем возрасте ребенка.

Признаки задержки психоречевого развития:

  • 4 месяца: ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается (это также симптомы аутизма);
  • 8–9 месяцев: отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);
  • 1 год: ребенок очень тихий, почти не издает звуков;
  • 1,5 года: не говорит простых слов («мама», «дай») и не воспринимает их, не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой; может также не уметь жевать;
  • 2 года: знает и использует очень ограниченный набор слов, не повторяет за другими новые слова;
  • 2,5 года: применяет не больше 20 слов, не может из двух-трех слов составить фразу, не понимает названий частей тела, предметов;
  • 3 года: не может сам составить предложение, не понимает несложных рассказов со стороны взрослых. Говорит слишком быстро, «проглатывая» окончания или слишком медленно, растягивая слова. В ответ на обращение взрослого к нему может дословно повторять сказанное.
  • У ребенка с ЗПРР в любом возрасте может наблюдаться повышенное слюноотделение, всегда приоткрытый рот. Такие дети отличаются гиперактивностью, повышенной агрессивностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью, слабой памятью. Ребенок очень медленно соображает, имеет неразвитое воображение и узкий набор эмоциональных проявлений, испытывает большие трудности в общении со сверстниками, поэтому сторонится их. Физически такие дети тоже слабо развиты, могут даже иметь ДЦП.

    Симптомы ЗПРР проявляются и в органических изменениях. При исследовании с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) или метода вызванных потенциалов (ВП) обнаруживаются нарушения в левом полушарии (именно оно отвечает за речевое развитие).

    В целом, чем дольше ребенок испытывает затруднения с речью, тем больше затягивается его психическое и умственное развитие. Ведь чем старше дети, тем больше информации они получают из того, что им говорят, в диалогах с другими. Это еще одна причина как можно раньше начинать лечение ЗПРР.

    Основные причины задержки речевого и психического развития

    Задержка речевого и психоречевого развития — это не самостоятельные заболевания, а следствия отклонений в развитии головного мозга, центральной нервной системы.

    Факторы, провоцирующие ЗПРР:

  • Болезни матери во время беременности. Нарушению развития плода может способствовать проникновение инфекции, отравление, травмы.
  • Кислородное голодание (гипоксия) плода в утробе матери.
  • Тяжелые роды (стремительные, преждевременные, обвитие пуповины вокруг шеи), травма ребенка при родах (перинатальная энцефалопатия, травма ЦНС, шейных отделов позвоночника).
  • Перенесение ребенком тяжелых инфекций (вызвавших заболевания мозга) и травм в раннем возрасте.
  • Генетические, хромосомные заболевания, при которых нарушается структура мозга.
  • Неправильное воспитание: ребенок растет под слишком сильной опекой или, наоборот, брошен на произвол судьбы, с ребенком дома жестоко обращаются. Чаще дети с ЗПРР выходят из асоциальных семей.
  • Тяжелая психическая травма в раннем возрасте.
  • Заболевания, которые могут вызывать задержку психоречевого развития:

    • врожденные аномалии ЦНС и обменные нарушения в ней;
    • эпилепсия и другие психические заболевания;
    • ишемия головного мозга;
    • гидроцефалия;
    • повышенное внутричерепное давление;
    • ДЦП;
    • опухоль головного мозга;
    • патологии сосудов головного мозга;
    • лейкодистрофии;
    • нарушение ликвородинамики.

    Еще раз подчеркнем, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР усугубляется в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Так что лечить нужно не только ЗПРР, но и в первую очередь причины ее появления.

    ЗПРР с элементами аутизма

    В результате сбоев в работе ЦНС или воздействия сильных инфекций на организм ребенка может сформироваться не только отставание в речевом и психическом развитии: в ряде случаев болезнь сопровождается признаками аутизма.

    Аутичные черты в поведении ребенка:

  • Не вступает в эмоциональный контакт с людьми, не улыбается, не тянется к родителям.
  • Склонен к частым приступам агрессии, когда чем-то недоволен, может направлять эту агрессию на себя (кусать себя, бить).
  • Стереотипное поведение: может долго раскачиваться на одном месте или ходить по кругу, вертеть в руке один предмет, склонен расставлять предметы в ряд, негативно реагирует на любые перемены.
  • Не знает, как играть в игрушки, использует их по-своему, может быть привержен только к одной игрушке или ее части.
  • Избегает общества, не знает, как взаимодействовать со сверстниками.
  • Непонимание обращенной речи — тоже один из признаков аутизма, как и задержки речевого развития. При наличии указанных выше черт лечение ребенка должно проводиться с участием нескольких специалистов, в том числе с психологом.

    Как лечить ЗПРР

    При ЗПРР лечение нужно начинать как можно раньше и при этом комплексно. В терапии участвуют родители, невролог, логопед, психолог, рефлексотерапевт. Если степень отставания в развитии невысока и лечение начато рано, можно рассчитывать на высокие результаты. Чем позже начинается лечение, тем меньше вероятности, что ребенок сможет учиться в обычном классе школы и нормально общаться со сверстниками.

    Основные методы лечения ЗПРР:

    Микротоковая рефлексотерапия — метод, представляющий собой воздействие сверхмалыми электрическими импульсами на биологически активные точки мозга, нейрорефлекторные зоны. Такие импульсы позволяют восстанавливать работу ЦНС в тех участках, где она была нарушена. При ЗПРР врач воздействует аппаратом на зоны мозга, связанные с речью: ее пониманием и воспроизведением, словарным запасом. Доказано, что этот метод высокоэффективен при гидроцефалии. Микротоковая рефлексотерапия разрешена детям с 6 месяцев.

    Занятия с дефектологом и логопедом. Дефектологи занимаются с детьми двух и более лет, их работа направлена на развитие памяти, мелкой моторики, мышления. Логопеды, как правило, начинают работать с детьми, которым не менее 4–5 лет. Задача этих специалистов — научить ребенка правильной артикуляции, составлению предложений и текстов.

    Дополнительной мерой при задержке речевого развития является логопедический массаж, направленный на стимуляцию мимических и жевательных мышц лица и шеи, благодаря чему ребенку становится легче произносить звуки и их сочетания.

    Серьезной ошибкой родителей будет обращение к логопеду без предварительной работы с ребенком. Как уже говорилось выше, 5 лет — довольно позднее время для начала коррекционной работы при признаках ЗПРР. Но хорошее продолжение, если эта работа была начата ранее с другими специалистами.

    Лекарственная терапия. Медикаменты при задержке психоречевого развития назначает врач-невролог или невропатолог. Он прежде всего (с помощью компьютерной томографии, ЭЭГ и других методов) выявляет патологии ЦНС у ребенка, а затем разрабатывает индивидуальную схему лечения данных нарушений и их последствий. Чаще всего неврологи прописывают ноотропные лекарственные средства: «Актовегин», «Кортексин», «Пирацетам» (и содержащие одноименное вещество лекарства), «Энцефабол», «Нейромультивит» и др. К сожалению, в России по причине недостаточной компетентности многих врачей, психотропные средства назначаются не всегда «по адресу», в некоторых случаях можно обойтись и без них, либо не «сидеть» на них постоянно.

    Дополнительные способы коррекции ЗПРР:

    • Работа с детским психологом. Она нужна, например, в тех случаях, когда отставание в речевом развитии связано с психологическими травмами, неблагополучной обстановкой в семье, когда ребенок избегает сверстников.
    • Альтернативные подходы к лечению: иппо- и дельфинотерапия, арт- и музыкотерапия, развитие моторики, крупной и мелкой, различные развивающие упражнения. Родители могут сами работать с ребенком, например, собирая паззлы, угадывая музыкальные инструменты по звукам, устраивая подвижные игры.
    • Остеопатия. Этот метод альтернативной медицины тоже может помочь детям с ЗПРР. Мануально воздействуя на активные точки на теле, остеопат старается сбалансировать работу нервной системы, обмен веществ, психику ребенка.
    • Только с помощью таблеток или одной работой с логопедом ЗПРР чаще всего устранить нельзя. Задача родителей — найти профессионала, который проведет корректную диагностику и назначит наиболее эффективное лечение, включающее разные методы.

      Не отыскав такого врача в своей стране или не видя заметных результатов от терапии, россияне обычно обращаются за помощью к зарубежным специалистам.

      Лечение ЗПРР за границей

      Популярными странами, в которые жители России отвозят своих детей на лечение ЗПРР, являются Израиль, Китай, Германия. Лечение во всех случаях недешевое. Например, в сравнительно недорогом Китае один курс лечения вместе с проживанием и трансфером обойдется в 6–10 тыс. долларов, а таких курсов может понадобиться несколько.

      К помощи зарубежных специалистов российские родители прибегают обычно в тех случаях, когда отечественная медицина уже разводит руками. За границей же таким детям дают надежду на хотя бы частичное выздоровление.

      Зарубежным клиникам доверяют, потому что там — зачастую более профессиональные доктора, новейшие методики, сверхсовременное оборудование, внимательное и вежливое отношение к клиентам.

      Курс реабилитации за рубежом может составить несколько месяцев. В Германии, Китае и Израиле с помощью комплексной (лекарственной, мануальной, двигательной, речевой) терапии добиваются действительно высоких результатов. Дети после лечения (если оно начато не слишком поздно) хорошо реабилитированы к обучению в общеобразовательной школе, не испытывают затруднений в общении, в повседневной жизни. В тяжелых случаях (например, когда ЗПРР сочетается с ДЦП или другими серьезными заболеваниями) иностранные доктора прибегают к методикам микрохирургии.

      Впрочем, немалое разнообразие подходов к лечению, как традиционных, так и альтернативных, можно увидеть и в московских клиниках.

      Где лечить ЗПРР в Москве

      В российской столице находится несколько клиник, в которых предлагают разные методики коррекции ЗПРР.

      Техники, применяемые в московских медицинских центрах:

    • Стимулирующая терапия: воздействие на головной мозг электрическими и магнитными импульсами, стимуляция речевой, слуховой, зрительной активности («Клиника восстановительной неврологии»).
    • Психологическая помощь пациентам: развитие познавательных и поведенческих процессов, речи и умения общаться, подготовка к письму, психотерапия и т. д. («Медикор плюс»).
    • Патогенетическая технология: аутонейритотерапия — активация речевых центров мозга, введение ноотропов в мозг или лимфу под действием микротоков, иглорефлексотерапия, ЭЭГ-музыкотерапия, логопедия («CORTEX»).
    • Малоинвазивная микрохирургическая операция: присоединение дополнительных сосудов к речевым зонам головного мозга («Александрия»).
    • Мы назвали лишь несколько примеров лечения ЗПРР, предлагаемого в Москве. Согласно отзывам пациентов, лечение у столичных врачей тоже может иметь хорошие результаты.

      Где можно пройти диагностику ЗПРР?

      С любым заболеванием легче справиться на начальных стадиях, так же и ЗПРР у детей лучше поддается лечению в возрасте 2–3 лет. Конечно, сложно самостоятельно определить, есть ли у ребенка до 5 лет задержка психоречевого развития. Поэтому профилактический медосмотр — это важная составляющая заботы о здоровье детей. Пройти диагностику ЗПРР можно в государственных и частных клиниках. Если выбор пал на второй вариант, следует учесть несколько важных моментов:

    • Наличие лицензии — без этого документа оказание медицинских услуг запрещено;
    • Опыт специалистов и их репутация — порой, в сложных ситуациях, помочь могут только врачи, имеющие обширный стаж в своей области;
    • Оснащенность — наличие современного оборудования играет важную роль для высокоточной диагностики заболеваний;
    • Спектр услуг — возможность пройти все необходимые процедуры в одной клинике экономит время и деньги;
    • Ценовая политика — пусть не решающий, но все-таки важный фактор. Кроме того, некоторые медицинские центры проводят различные акции, благодаря которым можно получить комплекс медицинских услуг по выгодной цене.
    • Примером такого медицинского учреждения является «ABC-медицина» — сеть клиник, в которых оказывается широкий спектр медицинских услуг. Во всех клиниках ведется прием взрослых и детей. Высокоточную диагностику можно пройти в филиалах в Балашихе и на «Парке культуры». В штате всех клиник врачи широкой и узкой специализации с многолетним опытом работы, которые по сей день продолжают развиваться — повышают квалификацию, участвуют в профессиональных объединениях и конференциях, проводят клинические исследования. Также в клинике на «Чистых прудах» собрана настоящая элита медицинского сообщества — заслуженные деятели науки и работники здравоохранения, профессоры, доктора и кандидаты наук, к ним можно обратиться за консультацией в особо тяжелых случаях.

      «ABC-медицина» придерживается демократичной ценовой политики, а также регулярно проводит различные акции, которые помогут получить медицинскую помощь по выгодной стоимости.

      P.S. Записаться на консультацию можно по телефону +7 (495) 223-38-83 и на сайте www.abc-medicina.com. Сдать необходимые анализы при подозрении на ЗПРР возможно ежедневно в любой клинике сети «ABC-медицина» в Москве и области.

      Лицензия № ЛО-50-01-009187 выдана 14 ноября 2017 года Министерством здравоохранения Московской области (филиалы в Ромашково и Коммунарке).

      Лицензия № ЛО-77-01-013027 выдана 1 сентября 2016 года Департаментом здравоохранения г. Москвы (поликлиника у ст. м. «Бауманская»).

      Лицензия № ЛО-50-01-007895 выдана 28 июля 2016 года Министерством здравоохранения Московской области (филиал в Балашихе).

      Лицензия № ЛО-77-01-013523 выдана 23 ноября 2016 года Департаментом здравоохранения г. Москвы (клиника у ст. м. «Улица 1905 года»).

      Лицензия № ЛО-77-01-012454 выдана 8 июня 2016 года Департаментом здравоохранения г. Москвы (клиника у ст. м. «Коломенская»).

      Лицензия № ЛО-77-01-014762 выдана 13 августа 2017 года Департаментом здравоохранения г. Москвы (клиника у ст. м. «Парк культуры»).

      Лицензия № ЛО-77-01-012180 выдана 21 апреля 2016 года Департаментом здравоохранения г. Москвы (клиника у ст. м. «Чистые пруды»).

      Лицензия № ЛО-77-01-013720 выдана 28 декабря 2016 года Департаментом здравоохранения г. Москвы (клиника у ст. м. «Беговая»).

      www.kp.ru

      Аутизм или задержка развития?


      Обсуждаем медицинские вопросы по диагностике аутизма у детей. Как определить аутизм, отличительные признаки аутизма, аутичные черта поведения. Диагностика аутизма, аутичные черты поведения Форум родителей детей с аутизмом

      Форум ребёнок-инвалид » Форум родителей детей с аутизмом » Диагностика аутизма, аутичные черты поведения » Аутизм или задержка развития?

      Аутизм или задержка развития?

      Всего сообщений: 8
      Рейтинг пользователя: 0

      Всем здравствуйте. Помогите пожалуйста разобраться. Ребёнок девочка, 1 год и 4 месяца. Беременность протекала хорошо, никаких угроз И так далее. Роды путём кесарева, по мед показаниям. 8/9 по апгар. До сих пор на гв. Особых проблем со сном и питанием никогда не было. Физическое развитие всегда было в норме, перевороты в 4 мес. Села в 6, встала в 9, пошла в 1,1.
      Беспокоит:
      Не говорит, от слова совсем.
      Не имитирует
      Нет указательного жеста
      Ничего не просит
      Пирамидки, кубики, куклы все мимо
      Сама не ест
      Что умеет:
      Физически очень активна
      Лазает везде куда дотянется
      На телефоне очень быстро освоила сортер, пазлы и показывает животных. В книге отказывается это делать
      Очень улыбчивая
      Спокойно реагирует на посторонних, новые места, вещи, еду, нет зациклинности
      Встречает отца с работы, бежит к нему в объятия
      Целует сама и по просьбе
      Дает пять
      Делает ладушки
      Пока пока машет по настроению и не всем
      Поднимается и спускается по лестнице держась за руку
      На прогулке подаёт руку
      Говорит на своём, но мало. Обычно когда злится то начинает прям ругаться.
      Спокойно остаётся с бабушками, хотя на мой уход реагирует, может в ноги вцепиться и не отпускать

      В целом ребенок активный, с хорошим сном и аппетитом. Но, беспокоющие меня признаки не дают покоя. Жду что начнёт стимить, перестанет понимать элементарные вещи И так далее;(

      Всего сообщений: 277
      Рейтинг пользователя: 1

      Дата регистрации на форуме:
      12 окт. 2014

      Откуда: Санкт-Петербург
      Всего сообщений: 1
      Рейтинг пользователя: 0

      Дата регистрации на форуме:
      31 авг. 2016

      Дата регистрации на форуме:
      18 мар. 2016

      Всего сообщений: 1262
      Рейтинг пользователя: 4

      Чёт это нет. Может быть у аутиста и «пока» и «дай пять» в этом возрасте. На телефона как раз, это не указательный жест. Указательный жест должен быть в пространстве. Это должно быть или направление, в котором ребенок хочет идти, или вещь, которую ребенок видит и хочет чтобы увидела мама, или предмет, который ребенок хочет чтобы ему дали.

      jaded
      Начало указательного жеста у неё есть. Обычно у явных аутистов даже в телефоне показать или в книжке большая проблема. Мы своего брали за руку и его рукой показывали, и то около 2-х лет. При этом надо было ещё добиться, чтобы он туда смотрел. Сначала учили так, а потом уже в пространстве. Причём всё связано с пониманием речи и своих желаний, а так же смысла действия, нет понимания — ничего не добьётесь. Если вы спросили «Где собачка?», а ребёнок показал её в телефоне в 1,4 мес, это уже понимание и контакт и указательный жест на неплохом уровне. Ну, может, низковатом, но всё жё. Я сравниваю со своим аутёнком, и он был далёк от этого в это время, указывал нашей рукой даже в книжке. Конечно, с другой стороны, если сравнить с моей 10-месячной дочерью, она с 8 мес. тычет пальцем и в пространстве, и глазки-носик, картинки в книжке, при этом глядя мне в глаза. А если ещё кто-то рядом, то смотрит по очереди на всех. Когда Миша во что-то играет, она рядом с ним постоянно — разбирает построенное)) Да, и «пока» она осмысленно машет, даже не напоминаем, уходя сама делает. Или если кто-то уходит, и говорит «ка-ка» или «п-ка».

      Дата регистрации на форуме:
      30 авг. 2016

      Всего сообщений: 248
      Рейтинг пользователя: 0

      Дата регистрации на форуме:
      19 янв. 2016

      у нас такой жест есть, но я не считаю его указательный. Жду, когда ребенок начнет привлекать мое внимание к предмету, тыча в него пальцем. Хотя у старшей я этого жеста лет до 4 вообще не припомню.

      У моего лет до 2-х и такого не было. Если что просили показать в книжке, он брал наши руки и ими пытался показать, своим пальцем вообще не тыкал. По этому я считаю, что в ваши 1,4 это уже указательный жест в начальной форме. Мы своего учили: «Покажи машинку.» И он пытался взять меня за руку и показать ею, но я брала его руку и заставляла показывать. Только после этого появился даже такой указательный жест.

      Это тоже не считается. Ребенок должен воспринимать вас как живое существо, а не робота, которым надо манипулировать чтобы добиться того, что он хочет

      Вот на днях гуляли с младшей на детской площадке, несколько раз подбегал знакомый мальчик-аутист и чмокал мою дочу в щёку, он так и к другим приставал)))

      Мы и не считали это за указательный жест.

      Откуда: Беларусь
      Всего сообщений: 1790
      Рейтинг пользователя: 3

      Каюсь, специально не развивала. Просто в нужные моменты напоминала, что нужно показать. Например, идём по городу, он видит на здании моторы кондиционера и говорит( не указывая) «Там кондиционер.». Я говорю «Покажи, где?» Это было в 4 года. Сейчас этот жест он применяет, если хочет куда-то пойти: «Пойдём туда». А так у него и сейчас почти нет предложений, типа «смотри, там самолёт!»

      Дата регистрации на форуме:
      20 окт. 2015

      Наш тоже всех чмокает. Это ни о чём не говорит. А вот если ребенок играет вместе и общается, то он не аутист точно

      Прошёл почти год. У нас появился прогресс в некоторых областях:
      Стала повторять слова
      Называет формы, цвета, предметы
      Подражает животным
      Любит считать, прям любимое занятие.
      Целует по просьбе и по собственной инициативе ( но избирательно, не всех подряд)
      Запоминает слова, восклицания в мультиках
      Очень активная, но не гипер. Есть страх высоты, темноты
      Двигает мебель, чтобы залезть, например, за печеньем
      Если что то нравится, обязательно посмотрит в глаза, проверяя, смотришь ли ты тоже.
      Когда делает что то, ждёт похвалы, если молчишь то уже проговаривает «молодец»
      Стимов нет, ест все что дают, но есть и любимые блюда.
      Истерик нет, хотя недавно стала орать по ночам, грешу на возраст и зубы, вполне возможно перевозбуждается.

      Беспокоит:
      Указательный жест. Ну вот нет его и все тут, в пространство не покажет. В книге может ткнуть. Если что то понравилось ( например самолёт) то смотрит сначала на самолёт, потом на меня и говорит «Салет»
      Нет фразовой речи, только предметная. Но словарный запас пополняется с каждым днём.
      И ещё, в гостях не любит находиться ( у свекров) они Ее тискают постоянно, не дают свободы передвижения. Начинает капризничать и ныть. А дома совсем другой ребёнок
      Детей не боится но и не играет. Может подойти, погладить, отобрать еду или игрушку.

      Невролог сказала что все ок, почти все дети такие сейчас ( не все конечно, но многие)
      Посоветовала летом сменить обстановку а осенью отдать в сад. Так и поступим.

      invamama.ru