Задержка речевого и моторного развития

Задержка нервно-психического развития

Задержка нервно-психическ ого развития ребенка.

Для каждой мамы ее ребенок самый чудесный и это правильно. Но чтобы вырастить гармоничную личность и дать возможность раскрыть потенциал малыша полностью необходимо родителям обращать внимание на важные этапы развития ребенка и появление новых умений и навыков, свойственных каждому периоду. Есть такое понятие, как онтогенез. Это индивидуальное развитие организма , совокупность последовательных физиологических и биохимических преобразований от оплодотворения до конца жизни. Очень важен ранний период, когда идет закладка базиса для дальнейшего развития, поэтому в период до 5 -7 лет малыша регулярно наблюдают врачи: педиатр, невролог, ортопед и важные советы по играм с ребенком дает психолог.

Развитие интеллекта, когнитивных функций опирается на функционирование центральной нервной системы и головного мозга. Так называемая регуляторная сфера уже в утробе мамы начинает отвечать за приспосабливаемо сть к окружающей среде, нагрузкам, импульсам извне, обеспечивать баланс возбуждения и торможения в нервных клетках и способствует развитию моторной сферы и интеллекта, являясь важной опорой.

В целом существуют основные стадии нервно-психическ ого развития ребенка: сенсо-моторный период (с рождения до 2 лет), период развития понимания символов и становление сложных моторных движений (с 2 до 7-8 лет), развитие интеллекта до уровня взрослого мышления (с 7 до 17 лет).

Задержками нервно-психическ ого развития являются:

— отсутствие базовых навыков реагирования на окружающий мир (непонимание речи, равнодушное отношение к игрушкам, неразвитая мимика, когда малыш не отвечает улыбкой на улыбку и т.д.);

-сложности в освоении символов (ребенок не может рисовать фигуры, вместо этого черкается на листе, выводит каракули, более в позднем возрасте не может научиться читать)

-трудности коммуникации (агрессия, замкнутость, необщительность, негативизм)

-трудности самообслуживания (не завязывает шнурки, не одевается, не может выполнить поручения последовательно, рассеянность) и др.

Иногда родители приходят на консультацию невролога, психолога со словами «мой ребенок отличается от остальных» только лет в 14. Тщательно изучая медицинскую карту и анамнез жизни пациента, специалист хватается за голову: как же родители не обратили внимание на отклонения в ранний период, когда вовремя ребенок не сел, не пополз, не пошел, заговорил в 3,5 года, в школе учился с двойки на тройку, воровал деньги, дрался, связался с плохой компанией… Хотя бывает и совсем по другому: в садике все время плакал, был сильно привязан к маме, в секции никогда не ходил, т.к. сильно уставал, ну а теперь: нет друзей, нет интереса к учебе, нет увлечений, не занимается спортом, сидит дома и готов целыми днями играть в компьютер, при этом готов не мыться, не обслуживать себя и т.д. Очень часто подростка приводят к неврологу с жалобами на головную боль, сильную утомляемость, плохую память, нарушение внимания, при возросших нагрузках в школе родителям становятся заметны трудности, которые можно было выявить и легко скорректировать в более ранний период жизни ребенка…

Что с этим делать? Как помочь?

Первой базовой помощью всегда выступает работа с телом в пространстве (кинезиотерапия, ЛФК): активизация срединно-стволов ых структур головного мозга, укрепление межполушарных связей и гармонизация работы всех функциональных звеньев нервной системы. Подобрать вид кинезиотерапии может невролог после тщательного обследования, а также составить план лечения с применением физиопроцедур, медикаментозной помощи.

Вторым этапом: является полная нейродиагностика функциональных звеньев головного мозга, проводимая клиническим психологом (нейропсихологом ) в ходе 3 -4 занятий с ребенком, после чего выбирается программа индвидуального развития (или интенсивной реабилитации психических функций) пациента по программам нейрокоррекции. Существуют различные варианты отклоняющегося развития ребенка, которые важно выявить как можно ранее: парциальная несформированнос ть регуляторной сферы, парциальная несформированнос ть когнитивной сферы, дефицитарное развитие на фоне органических поражений головного мозга, тотальное недоразвитие (умственная отсталость), искаженное развитие (у детей с аутизмом, детским типом шизофрении) и др.

На этом этапе проводится также обследование у логопеда-дефекто лога для оценки развития речи и артикуляционного аппарата, именно за логопедом последнее слово в определении вида речевого нарушения (ОНР, алалия).

Дополнительно может потребоваться обследование у психиатра и других специалистов, пройти обследования УЗДГ, ЭЭГ, МРТ и др.

Проверьте развитие вашего ребенка, начав с обследования у грамотного врача-невролога, избегайте поверхностного осмотра и фраз «ну ничего, рано или поздно пойдет/заговорит и т.д.…», помните, что существуют различные отклонения от нормативного развития: аутизм, алалия, дизартрия, детский церебральный паралич, синдром гиперактивности, ППЦНС, РЦН, ММД, ОПГМ и многие другие, мешающие гармонично развиваться детям.

Этапы развития психики ребенка.

Родителям необходимо знать и соотносить появление навыков ребенка со сроками их появления исходя из физиологии развития человека, существуют важные стадии развития нервной системы и психики:

-с рождения и до 8-9 месяцев: становление карты тела на уровне ощущений и взаимодействий с миром.

-с 9 мес. до 1,5-2 лет: развитие практического интеллекта, способность повторять, присваивать себе новые знания и навыки.

В этот период развивается важный навык реагирования на импульсы из окружающего мира: прикосновения, звуки, речь и это выступает толчком для развития коммуникации с окружающим миром с помощью жестов и звуков ( в итоге появление фразовой речи). Формируется начальный наглядно-действе нный вид мышления, помогающий ребенку играть, конструировать, использовать предметы для освоения движений, для получения звука, развитие моторики с простого движения захвата игрушки, а затем перекладывания из руки в руку (к 3 месяцам), появление потребности тянуться к интересующему предмету, следить за ним глазами, находить потерянный объект и громко требовать его, показывая свои желания окружающим.

Следует беспокоиться о здоровье ребенка, если проявлены:

— плохо развитая моторика с отставанием по срокам появления навыков (недостаточное использование рук в игре с предметами, отказ от самостоятельной еды, питья, невозможность использовать обе руки одновременно, бросать мяч, отсутствие ползания, в дальнейшем ходьбы, не умение снять с себя одежду и т.д.);

-отсутствие фразовой речи к 2 годам 2 мес.

Важно дать возможность ребенку развиваться в правильной последовательнос ти появления навыков, не перескакивая на новые этапы без прохождения базовых начальных. Например, если ребенок не ест сам к двум годам, не собирает башенку из 4 кубиков, плохо ходит, но родители учат его буквам и счету, то дисбаланс между отделами головного мозга приведет к развитию неврологических заболеваний, психо-эмоциональ ным нарушениям, изменениям в поведении.

Задержка нервно-психическ ого развития, выявленная в этот период часто успешно корректируется, т.к. мозг в этот период имеет высокую пластичность и готовность к усвоению огромного количества новой информации, появляются новые нейронные связи.

2. Период развития конкретных операций:

— с 2-3 лет до 7-8 лет: развитие символического понимания (фигура, цвет, размер, образ слова и буквы, понятия времени и пространства, активное обогащение словаря, стремительное развитие психо-эмоциональ ной сферы и коммуникации), к 4 годам у ребенка должна установиться ведущая рука (левшество-правш ество), что свидетельствует о формировании ведущего полушария и готовности ребенка к освоению письма.

-с 7-8 лет до 12 лет: развитие конкретных операций с усвоенными символами: классификация, проективные понятия). Формируются важные формы мышления: наглядно-образно е и абстрактно –логическое, продуктивность мышления возрастает год от года и ребенок способен к созиданию нового, умеет синтезировать полученную информацию, что позволяет ему успешно овладевать различными знаниями.

Задержка нервно-психическ ого развития, выявленная в этот период сложнее корректируется. Но при интенсивной работе возможно скорректировать нарушения в развитии ребенка.

Итоговый период «репрезентативны й интеллект», завершение развития логики и комбинаторики. Сложные типы операций. Становление взрослого мышления.

Подводим итог: если последовательнос ть возникновения умений и навыков нарушается, появление самого навыка отсутствует или задерживается по срокам, значит происходит задержка нервно-психическ ого развития у ребенка.

Что с этим делать? Как помочь? Возвращаться на уровни ранее в начальный сенсо-моторный период и помогать ребенкупрожить последовательно все его стадии! В этом помогут специалисты: невролог, нейропсихолог, психиатр, кинезиотерапевт, инструктор ЛФК.

zdetstvo.ru

Задержка психомоторного, речевого и интеллектуального развития

Каждый любящий родитель мечтает видеть своего ребёночка здоровым и развитым. К сожалению, задержки развития у детей – не редкость. Многие родители долгое время верят заверениям родственников, соседок, врачей, что малыш ещё всё наверстает, однако, иногда драгоценное время бывает упущено, а прогресса всё нет.

Симптомы и виды

  • Обычно задержку развития ребёнка различают по направлениям:
  • физическое развитие
  • психомоторное развитие (сознательно управляемая крупная и мелкая моторика)
  • речевое развитие
  • интеллектуальное развитие

Симптомы задержки развития – это несоответствие возрастным нормам развития, узнать которые, исходя из возраста ребёнка, можно как на просторах интернета, так и из пособий по детскому развитию или на приёме у врача.

Многие думают, что возрастная норма – это одна конкретная цифра, и ребёнок всенепременно должен к этой «цифре» овладеть новым навыком. Это не так. Норма предполагает возрастной диапазон, довольно гуманный (например, принято думать, что малыш должен сидеть без поддержки в полгода. На самом деле, норма – это в 8-8,5 месяцев). Вот если развитие ребёнка не вписывается и в этот диапазон – тогда следует задуматься, нет ли недиагностированных нарушений в работе его организма.

В любом случае, если Вы заметили, что сверстники Вашего малыша действительно значительно более развиты, то стоит для успокоения души обратиться к врачу.

Последствия

Ребёнку с задержкой развития всё даётся сложнее: социальная адаптация в саду, потом и в школе, общение с взрослыми и сверстниками. Задержка развития – частая причина проблем с обучением, плохой успеваемости, психологических комплексов. Родители таких детей зачастую неосознанно испытывают негативные чувства (огорчение, разочарование, стыд, вину), которые плохо сказываются на психике ребёнка.

Методы лечения и возможные осложнения

Задержка развития, в том числе задержка речевого развития, требует своевременного назначения лечения. Причём чем раньше – тем более «лёгкая артиллерия» будет назначена, и тем быстрее будут положительные результаты. Ведь у деток на счету каждая минута.

Во многих случаях удаётся достичь хороших результатов посредством нелекарственных методов: активные развивающие занятия с ребёнком, специальные курсы физиопроцедур, массажа. Очень хорошо показало себя остеопатическое лечение.

Иногда требуется и назначение лекарственных препаратов: от витаминно-минеральных комплексов до довольно серьёзных и небезобидных препаратов, стимулирующих мозг. Лечение подбирается строго в индивидуальном порядке, с учётом особенностей, возраста и проблем ребёнка.

Как подтвердить диагноз

Подтвердить (или развеять) худшие опасения родителей могут только квалифицированные врачи и педагоги. Для выявления причины задержки развития врач может назначить специальные обследования (УЗИ, МРТ, ЭЭГ, рентгенографию), лабораторные анализы, консультации профильных специалистов. Это позволит своевременно обнаружить и вылечить органические (реже – психические) повреждения, препятствующие нормальному развитию ребёнка.

Лечение у нас

Работа с детками – самая благодарная. Многие родители отмечают значительный прогресс в развитии ребёнка даже после курса самого банального общеукрепляющего массажа. Что уж говорить о куда более ёмких, сложных и эффективных техниках остеопатического лечения, которые предполагают далеко не только «разминание мышц», но и комплексную диагностику с последующим лечением даже структур мозга!

Отставание в развитии может быть вызвано огромным количеством причин. Чаще всего – органическими повреждениями, возникшими либо ещё в перинатальном периоде, либо как следствие родовой травмы, либо после неудачных падений, ушибов и т.д. Остеопатическая помощь в этих случаях просто незаменима. Ведь остеопат сначала проводит полную, тщательную диагностику всех нарушений-отклонений в работе детского организма, потом приступает к лечению. В результате мягких и безболезненных манипуляций, остеопат устраняет:

  • все зажимы и блоки в системе мышц и связок
  • повреждения костных структур
  • нарушение тока жидкостей (крови, лимфы, ликвора)
  • … а также осуществляет тончайшую работу над структурами головного мозга, костей черепа, мозговых оболочек, нормализует все процессы и, тем самым, «будит» спящие зоны, отвечающие за те или иные аспекты развития ребёнка.

    Все эти, наработанные более чем за сотню лет, методики остеопатического лечения позволяют достичь заметного прогресса в развитии ребёночка (а в составе комплексного лечения даже у детей с тяжёлыми нарушениями).

    www.osteopatia.ru

    Обучение детей раннего возраста с психомоторной задержкой развития (ЗПР)

    Диагноз ЗПР или Задержка Психомоторного Развития довольно часто встречается в медицинских картах детей раннего возраста. Также можно встретить и другое употребление этого термина: ЗПРР (задержка психоречевого развития), задержка умственного развития, временная задержка умственного (психического) развития.

    Причиной отставания в развитии психомоторных функций могут быть слабовыраженные органические поражения или минимальные дисфункции головного мозга, которые могут быть врождёнными или возникнуть в пренатальном (внутриутробном), натальном (во время рождения), а также раннем периоде жизни ребёнка.

    Одним из предрасполагающих факторов может быть генетически обусловленная недостаточность (слабость) центральной нервной системы. Любые интоксикации и инфекции, обменные нарушения задерживают механизм созревания и развития мозговых механизмов или вызывают лёгкие органические повреждения. У детей наблюдается функциональная незрелость центральной нервной системы, что затрудняет образование сложных нейронных связей между областями и участками мозга.

    Понятие задержка психического развития является понятием психолого-педагогическим и характеризуется рядом признаков отставания развития психики в целом или ее отдельных функций, таких как моторика, сенсорные функции, речь, эмоционально-волевая сфера. Важно помнить, что задержка темпа развития психических функций имеет обратимый характер!

    Можно сказать, что ЗПР занимает промежуточную нишу между нормой и патологией. У детей с задержкой психического развития нет грубых отклонений в психомоторном развитии, как у детей с нарушением интеллекта, слуха, зрения или нарушениями в опорно-двигательной системе.

    Необходимо отметить, что у детей задержка в развитии может проявляться по-разному и отличаться по степени проявления. Однако можно выделить ряд объединяющих особенностей развития, характерных для детей с ЗПР:

    1. Незрелость эмоционально-волевой сферы. Дети с синдромом задержки психомоторного развития эмоционально не устойчивы, для них характерна частая смена настроения, страдает самоконтроль во всех видах деятельности, имеются нарушения поведения, они трудно приспосабливаются и адаптируются в детском саду и при общении со сверстниками, проявляют суетливость, неуверенность, стеснительность, чувство страха, могут быть фамильярны по отношению к взрослому. Ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо, начать или закончить начатое дело. Всё это свидетельствует о недоразвитии социальной зрелости у этих детей.
    2. Нарушения свойств внимания. Внимание у таких детей неустойчивое, концентрация снижена, ребенок часто отвлекается при выполнении какого-либо задания. Нарушения внимания могут сопровождаться как повышенной, так и сниженной двигательной и речевой активностью. Такой комплекс отклонений как нарушение внимания, повышенная двигательная и речевая активность, обозначается термином «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ).
    3. Нарушение восприятия. Выражается в затруднении формирования целостного образа. Такая особенность восприятия является причиной ограниченности знаний ребенка об окружающем мире. Например, ребенку может быть сложно узнать известный ему предмет по его части, или ребенок затрудняется при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, распознавании контурных и схематических изображений.
    4. Ещё одним характерным признаком задержки психического развития являются отклонения в развитии памяти. Отмечается низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании и воспроизведении; недостаточный объём и точность запоминания; быстрое забывание материала и низкая скорость запоминания.
    5. У детей ЗПР нередко возникают проблемы с речью, связанные в первую очередь с темпом ее развития. Другие особенности речевого развития в данном случае могут зависеть от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения: так, в одном случае, это может быть лишь некоторая задержка или даже соответствие нормальному уровню развития, тогда как в другом случае наблюдается системное недоразвитие речи.

    У детей с ЗПР выявляется бедный, недифференцированный словарный запас. При использовании даже имеющихся в словаре слов дети часто допускают ошибки, связанные с неточным, а иногда и неправильным пониманием их смысла.

    Одним словом дети часто обозначают не только сходные, но и относящиеся к разным смысловым группам понятия. Недостаточность словарного запаса связана с недостаточностью знаний и представлений этих детей об окружающем мире, о количественных, пространственных, причинно-следственных отношениях. Развитие речи ребенка с ЗПР — одно из основных направлений деятельности центра Логопед Профи.
    У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление. Дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование). Выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии познавательной деятельности этих детей, начиная с ранних форм мышления — наглядно-действенного и наглядно-образного.

    Дети могут успешно классифицировать предметы по таким наглядным признакам, как цвет и форма, однако с большим трудом выделяют в качестве общих признаков материал и величину предметов. При анализе предмета или явления дети называют лишь поверхностные, несущественные качества с недостаточной полнотой и точностью. В результате дети с ЗПР выделяют в изображении почти вдвое меньше признаков, чем их нормально развивающиеся сверстники.

    Ещё одной особенностью мышления детей с задержкой психического развития является снижение познавательной активности. Одни дети практически не задают вопросов о предметах и явлениях окружающей действительности (медлительные, пассивные, с замедленной речью дети). Другие дети задают вопросы, касающиеся в основном внешних свойств окружающих предметов. Обычно они несколько расторможены, многословны.

  • Одним из диагностических признаков задержки психического развития у детей рассматриваемой группы выступает несформированность игровой деятельности. У детей оказываются несформированными все компоненты сюжетно-ролевой игры: сюжет игры обычно не выходит за пределы бытовой тематики; содержание игр, способы общения и действия и сами игровые роли бедны. Диапазон нравственных норм и правил общения, отражаемый детьми в играх, очень невелик, беден по содержанию.
  • Профилактика

    Диагноз задержки психомоторной задержкой развития появляется в медицинской карте ребенка чаще всего в 4-5 лет. А ведь при своевременной и грамотно построенной коррекционно-педагогической и медицинской помощи возможно частичное и даже полное преодоление данного отклонения в развитии. Проблема в том, что диагностирование задержки психомоторного развития ребенка на ранних стадиях представляется довольно проблематичным. Его методы основаны в первую очередь на сравнительном анализе развития ребенка с соответствующими его возрасту нормами.

    Таким образом, на первое место выходит ранняя профилактика синдрома задержки психомоторного развития у детей. Рекомендации по этому поводу будут состоять в следующем: в первую очередь это создание максимально благоприятных условий для протекания беременности и родов, и особенно, — пристальное внимание к развитию малыша с первых же дней его жизни с ведением дневника развития ребенка. Последнее одновременно дает возможность вовремя распознать и скорректировать отклонения в развитии.

    В первую очередь, необходимо показать новорожденного невропатологу. Если потребуется, назначит проведение нейросонографии — ультразвукового исследования, которое позволит получить ценную информацию о развитии головного мозга. Если вы уже побывали на приеме, и доктор счел нужным назначить лечение, то не стоит пренебрегать его рекомендациями.

    Можно воспользоваться услугами онлайн-консультации специалистов центра Логопед Профи, которые смогут дать квалифицированные рекомендации по профилактике отклонений в развитии психомоторного и социального развития ребенка. Работа психолога с детьми ЗПР заключается в тестировании по шкале KIDR-СDI и составлении дальнейшего плана лечения.

    www.logopedprofi.ru

    Задержка речевого развития

    Задержка речевого развития – более позднее в сравнении с возрастной нормой овладение устной речью детьми младше 3-х лет. Задержка речевого развития характеризуется качественным и количественным недоразвитием словарного запаса, несформированностью экспрессивной речи, отсутствием у ребенка фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам. Дети с задержкой речевого развития нуждаются в консультации детского невролога, детского отоларинголога, логопеда, психолога; при необходимости – проведении медицинского обследования. Коррекционная работа при задержке речевого развития должна включать психолого-педагогическую и медицинскую помощь.

    Задержка речевого развития (ЗРР) – понятие, отражающее более медленные темпы освоения норм родного языка детьми на этапе раннего и среднего речевого онтогенеза. Логопедическое заключение «задержка речевого развития» правомерно в отношении детей младше 3-4-х лет. Темповое отставание касается формирования всех компонентов речи: звуков раннего онтогенеза, словаря и грамматики, фразовой и связной речи. Задержка речевого развития встречается у 3–10% детей; у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек. Задержка речевого развития негативно отражается на развитии психических процессов, поэтому ЗРР и ЗПР часто наблюдается у детей параллельно и обозначается в литературе как задержка психо-речевого развития (ЗПРР). Задержка речевого развития является медико-педагогической проблемой, затрагивающей аспекты педиатрии, детской неврологии, логопедии и детской психологии.

    Причины задержки речевого развития

    Задержка речевого развития может вызываться причинами биологического и социального порядка.

    Биологическую (органическую) основу задержки речевого развития чаще всего составляет наличие у ребенка минимальной мозговой дисфункции, обусловленной перинатальным поражением головного мозга (перинатальной энцефалопатией). В анамнезе детей с задержкой речевого развития, как правило, прослеживаются внутриутробная гипоксия и асфиксия в родах, родовые травмы, внутриутробные инфекции; недоношенность или переношенность, ЧМТ, гипотрофия, неонатальные менингиты и энцефалиты, частые или длительные заболевания раннего возраста, ослабляющие ребенка, поствакцинальные осложнения.

    Отставание в речевом развитии может быть связано с тугоухостью у ребенка. Известно, что становление и развитие речевой функции происходит при непосредственном участии слухового анализатора, т. е. с опорой на услышанную ребенком информацию, поэтому нарушения слуха также могут вызывать задержку речевого развития. Иногда более медленные темпы созревания нервной системы носят генетически детерминированный характер: если один из родителей поздно заговорил, вполне вероятно, что у ребенка также будет наблюдаться задержка речевого развития.

    Социально-педагогические предпосылки задержки речевого развития кроются в неблагоприятной микросоциальной среде, приводящей к дефициту речевых контактов: невостребованности речи (неразвитости культуры общения в семье), «синдроме госпитализма» у часто болеющих детей; педагогической запущенности. Отрицательное влияние на темпы развития речи ребенка может оказывать билингвизм, неблагоприятная речевая среда, эмоциональные стрессы.

    С другой стороны, тормозящее влияние на формирование речевой функции ребенка может оказывать не только психосоциальная депривация, но и гиперопека: в этих условиях речевое общение также остается невостребованным, поскольку окружающие взрослые предупреждают все желания ребенка, не стимулируя его самостоятельную речевую активность. Крайне вредным для ребенка раннего возраста является нахождение в чрезмерно информированной среде, где он сталкивается с избыточным потоком информации, которая к тому же не соответствует возрасту малыша. В этом случае ребенок привыкает не прислушиваться к речи и не осмысливать значение слов; произносит длинные, шаблонные фразы, не имеющие отношения к развитию истинной речи.

    Примерно в трети случаев причины задержки речевого развития так и остаются невыясненными.

    В постнатальном развитии выделяют 3 критических периода (I — 1-2 года; II – 3 года; III – 6-7 лет), характеризующихся наиболее интенсивным развитием речевой системы и одновременно — повышенной ранимостью нервных механизмов речевой деятельности. В эти периоды воздействие даже незначительных вредных экзогенных факторов может привести к возникновению различных речевых нарушений. Так, в I критический период, когда происходит интенсивное развитие корковых речевых зон, при неблагоприятных условиях могут создаваться предпосылки для задержки речевого развития и алалии. Во II критический период – время интенсивного развития связной речи, могут возникать мутизм, заикание. В течение III критического периода «срыв» нервной деятельнос­ти может вызывать заикание, а органические поражения головного мозга – детскую афазию.

    Проявления задержки речевого развития

    Для правильного понимания того, какие признаки свидетельствуют о задержке речевого развития, необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста.

    Появление ребенка на свет знаменуется криком, являющимся первой речевой реакцией младенца. Крик ребенка реализуется посредством участия голосового, артикуляционного и дыхательного отделов речевого аппарата. Время появления крика (в норме на первой минуте), его громкость и звучание могут многое сказать специалисту-неонатологу о состоянии новорожденного. Первый год жизни – это подготовительный (предречевой) период, в течение которого ребенок проходит этапы гуления (с 1,5-2 мес.), лепета (с 4-5 мес.), лепетных слов (с 7-8,5 мес.), первых слов (в 9-10 мес. у девочек, 11-12 мес. у мальчиков).

    В норме в 1 год в активном словаре ребенка имеется примерно 10 слов, состоящих из повторяющихся открытых слогов (ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя и т.д.); в пассивном словаре — около 200 слов (обычно названия повседневных предметов и действий). До определенного времени пассивный словарь (количество слов, значение которых ребенок понимает) намного превышает активный словарь (число произносимых слов). Примерно в 1,6 – 1,8 мес. начинается так называемый «лексический взрыв», когда слова из пассивного словаря ребенка резко вливаются в активный словарный запас. У некоторых детей период пассивной речи может затягиваться до 2-х лет, однако в целом их речевое и психическое развитие протекает нормально. Переход к активной речи у таких детей нередко происходит внезапно и вскоре они не только догоняют рано заговоривших сверстников, но и перегоняют их в речевом развитии.

    Исследователи полагают, что переход к фразовой речи возможен, когда в активном словаре ребенка имеется не менее 40 – 60 слов. Поэтому к 2 годам в речи ребенка появляются простые двухсловные предложения, а активный словарь вырастает до 50-100 слов. К 2,5 годам ребенок начинает строить развернутые предложения из 3-4 слов. В период с 3-х до 4-х лет ребенок усваивает некоторые грамматические формы, говорит предложениями, объединенными по смыслу (формируется связная речь); активно использует местоимения, прилагательные, наречия; овладевает грамматическими категориями (изменением слов по числам и родам). Словарный запас возрастает от 500-800 слов в 3 года до 1000-1500 слов в 4 года.

    Специалисты допускают отклонение нормативных рамок в сроках речевого развития на 2-3 месяца у девочек, и на 4-5 месяцев у мальчиков. Правильно оценить, является ли запаздывание сроков появления активной речи задержкой речевого развития или индивидуальной особенностью, может только специалист (педиатр, детский невролог, логопед), имеющий возможность наблюдать ребенка в динамике.

    Т. о., признаками задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза могут являться:

  • аномальное протекание доречевого периода (малая активность гуления и лепета, беззвучность, однотипные вокализации)
  • отсутствие реакции на звук, речь у ребенка в возрасте 1 года
  • неактивные попытки повторения чужих слов (эхолалии) у ребенка в возрасте 1,5 лет
  • невозможность в 1,5-2 года на слух выполнить простое задание (действие, показ и т. д.)
  • отсутствие самостоятельных слов в возрасте 2-х лет
  • неспособность соединения слов в простые фразы в возрасте 2,5-3-х лет
  • полное отсутствие собственной речи в 3 года (ребенок употребляет в речи только заученные фразы из книжек, мультфильмов и пр.)
  • преимущественное использование ребенком неречевых средств коммуникации (мимики, жестов) и др.
  • Диагностика задержки речевого развития

    Ребенок с задержкой речевого развития должен быть проконсультирован группой специалистов, включающей педиатра, детского невролога, детского отоларинголога, детского психиатра, логопеда, детского психолога. Задачей педиатра на этапе обследования служит оценка соматического статуса, предварительное определение возможных причин задержки речевого развития и направление ребенка к специалисту соответствующего профиля.

    Неврологическая диагностика (ЭЭГ, ЭхоЭГ, дуплексное сканирование артерий головы ребенку) требуется для выявления микроорганических поражений головного мозга. Посещение детского отоларинголога необходимо для исключения хронического отита, аденоидов, тугоухости у ребенка.

    Логопедическое обследование ребенка с задержкой речевого развития включает в себя изучение анамнестических данных и заключений медицинских специалистов, моторного развития детей, состояния речевого аппарат, слуховых и зрительных ориентировочных реакций, специфику коммуникативной деятельности ребенка. У детей до 1 года проводится наблюдение за голосовой и доречевой активностью в естественной и провоцирующей ситуациях. При наличии слов определяется время их появления, объем активного и пассивного словаря, общая речевая активность ребенка, наличие фразовой и связной речи и т. п. Для диагностического обследования речи и оценки общего психического развития детей раннего возраста специалистами-логопедами и детскими психологами используются денверский тест психомоторного развития, шкала психомоторного развития по Гриффитс, шкала раннего речевого развития, шкала Бейли и др.

    Задержку речевого развития необходимо отличать от общих нарушений развития (аутизма, элективного мутизма, олигофрении), общего недоразвития речи I-IV уровня.

    Коррекционно-развивающая работа при задержке речевого развития

    Объем коррекционной помощи детям с задержкой речевого развития зависит от факторов, вызвавших отставание становления речевых навыков. Так, при причинах социально-педагогического характера, в первую очередь, необходима организация благоприятной речевой среды, стимуляция речевого развития ребенка, правильный подбор речевого материала, демонстрация образцов правильной речи, «оречевление» (проговаривание) всех действий ребенка.

    Если в основе задержки речевого развития лежит дисфункция мозга, коррекционно-педагогической работе должно сопутствовать лечение, назначаемое детским неврологом: прием ноотропных препаратов, массаж, транскраниальная микрополяризация, магнитотерапия, электрорефлексотерапия и др.

    Параллельно с медицинскими процедурами и семейным воспитанием детям с задержкой речевого развития необходимы занятия с логопедом и детским психологом по развитию речи и познавательных процессов. Особое внимание в раннем детском возрасте уделяется развитию мелкой моторики, пальчиковым и подвижным играм, продуктивной деятельности (рисованию, лепке, аппликации), дидактическим играм (логопедическое лото, специальные речевые игры и упражнения и т. д.), развитию зрительного и слухового внимания, пассивного словаря и активной речи, связной речи.

    Прогноз и профилактика задержки речевого развития

    Чем раньше начаты развивающие занятия с ребенком, тем быстрее и успешнее будет результат. Обычно при устранении предрасполагающих причин и грамотно организованной работе уже к старшему дошкольному возрасту дети с задержкой речевого развития догоняют своих сверстников. Эффективность коррекции зависит не только от участия врачей и педагогов, но и усилий родителей, соблюдения ими единых речевых требований и рекомендаций специалистов.

    Профилактика задержки речевого развития у детей включает создание условий для благоприятного течение беременности, родов и постнатального периода; обеспечение адекватных микросоциальных условий и речевой среды, окружающей ребенка. Необходимо, чтобы игрушки, с которыми играет ребенок, носили развивающую направленность, а поступающая информация относилась к зоне актуального и ближайшего развития ребенка. Для оценки уровня речевого развития в 2–2,5 года целесообразно посетить логопеда.

    www.krasotaimedicina.ru