Заикание 2015

АРХИВ «Студенческий научный форум»

Просмотров научной работы: 5304

Комментариев к научной работе: 0

Поделиться с друзьями:

Проблему заикания можно считать одной из самой древней в истории развития учения о расстройствах речи.

В средневековье в заикании преимущественно усматривали болезнь, связанную с наполнением влажности в головном мозге (Гиппократ) или неправильным соотнесением частей артикуляционного аппарата (Аристотель). Возможность нарушений в центральном или периферическом отделах речевого аппарата при заикании признавал Гален, Цельс, Авиценна.[6]

На рубеже 17-18 вв. заикание пытались объяснить как следствие несовершенства периферического аппарата речи. Так, например, Санторини считал, что заикание возникает при отверстии в твердом небе, через которое просачивается слизь и затрудняет речь. Другие исследователи связывали заикание с нарушением в функционировании речевых органов: судорожное закрытие голосовой щели (Арнот, Шультесс); чрезмерно быстрый выдох (Беккерель); несогласованность мышления и речи (Блюме); и т.д.

В России большинство исследователей рассматривали заикание как функциональное расстройство в сфере речи, судорожный невроз (И.А. Сикорский 1889; И.К. Хмелевский 1897 и др.) или определяли его как страдание чисто психическое, выражающееся судорожными движениями в аппарате речи (Хр. Лагузен, 1838; Г. Д Неткачев, 1909, 1913), как психоз (Гр. Каменка, 1900).[5]

К началу 20 века все многообразие понимания механизмов заикания можно свести к трем теоретическим направлениям:

1. Заикание как спастический невроз координации, происходящий от раздражительной слабости речевых центров (аппарат слоговых координаций). Это четко было сформулировано в трудах Г. Гутцмана, И.А. Кусссмауля, И.А. Сикорского. В дальнейшем они объясняли заикание в свете невротизма.

2. Заикание как ассоциативное нарушение психологического характера. Сторонники теории А. Либманн, Г.Д. Неткачев, Ю.А. Флоренская.

3. Заикание как подсознательное проявление, развивающееся на почве психических травм, различных конфликтов с окружающей средой. Сторонники теории А. Адлер, Шнейдер.[2]

Таким образом, в конце 19 — начале 20 веков все определеннее становится мнение, что заикание — сложное психофизическое расстройство. К 50-60 г. 20 века механизм заикания стали рассматривать, опираясь на учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности человека и, в частности, о механизме невроза.[6]

Заикание, как и прочие неврозы, возникает вследствие различных причин, вызывающих перенапряжение процессов возбуждения и торможения и образование патологического условного рефлекса. Заикание — это не симптом и не синдром, а заболевание ЦНС в целом. Нервный срыв в деятельности коры больших полушарий может быть обусловлен, с одной стороны, состоянием нервной системы, ее готовностью к отклонениям от нормы. С другой стороны, срыв может быть обусловлен неблагоприятными экзогенными факторами. Отражением нервного срыва является расстройство особо уязвимой и ранимой у ребенка области ВНД — речи, что проявляется в нарушении координации речевых движений с явлениями аритмии и судорожности. Нарушение корковой деятельности является первичным и приводит к извращению индукционных отношений между корой и подкоркой и нарушению тех условно-рефлекторных механизмов, которые регулируют деятельность подкорковых образований. В силу создавшихся условий, при которых нормальная регуляция коры извращается, имеют место отрицательные сдвиги в деятельности стриопаллидарной системы. Ее роль в механизме заикания достаточно важна, поскольку в норме эта система ответственна за темп и ритм дыхания, тонус артикуляторных мышц. Заикание возникает не при органических изменениях стриопаллидума, а при динамических отклонениях его функции.

В настоящее время можно выделить две группы причин: предрасполагающие («почву») и производящие («толчки»). При этом некоторые этиологические факторы могут способствовать развитию заикания, так и непосредственно вызывать его.[7]

Предрасполагающими факторами («почва») являются следующие:

Невропатическая отягченность родителей: нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции ЦНС.

Невропатические особенности самого заикающегося: ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность.

Наследственная отягченность: заикание, развивающееся на почве врожденной слабости речевого аппарата, которая передается по наследству в качестве рецессивного признака. При этом необходимо учитывать роль экзогенных факторов, когда предрасположенность к заиканию сочетается с неблагоприятным воздействием окружающей среды.

Поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия; постнатальные-инфекционные, травматические и обменно-трофические нарушения при различных детских заболеваниях.[4] Неблагоприятными условиями служат следующие:

Физическая ослабленность детей;

Возрастные особенности деятельности мозга; большие полушария головного мозга в основном формируются к 5-му году жизни, к этому же возрасту оформляется функциональная ассиметрия в деятельности головного мозга. Речевая функция онтогенетически наиболее дифференцированная и поздносозревающая, особенно хрупка и ранима. Причем более медленное ее созревание у мальчиков, чем у девочек, обуславливает более выраженную неустойчивость их нервной системы;

Ускоренное развитие речи (3-4 года), когда ее коммуникативная, познавательная и регулирующая функции быстро развиваются под влиянием общения со взрослыми. У многих детей в этот период наблюдается повторение слогов и слов (итерации), имеющее физиологический характер;

Скрытая психическая ущемленность ребенка, повышенная реактивность на почве ненормальных отношений с окружающими;

Недостаточность положительных и эмоциональных контактов между взрослыми и ребенком;

Недостаточность развития моторики, чувства ритма, мимико-артикуляторных движений.[8]

В группе неблагоприятных причин выделяются такие как:

Анатомо-физиологические причины: физические заболевания с энцефалопатическими последствиями а) травмы (внутриутробные, природовые, нередко с асфиксией, сотрясение мозга); б) органические нарушения мозга, при которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения; в) истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и др. заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи (корь, тиф, рахит, глисты, коклюш, болезни внутренней секреции, обмена, несовершенство звукопроизносительного аппарата в случаях дислалии, дизартрии, ЗПР).

Психические и социальные причины: а) кратковременная — одномоментная — психическая травма (испуг, страх); б) длительно действующая психическая травма, под которой понимается неправильное воспитание в семье: избалованность, неровное воспитание, императивное воспитание, длительные отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляемых конфликтных ситуациях; в) неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение, нарушение звукопроизношения, быстрая нервная речь родителей; г) перегруз детей младшего возраста речевым материалом, несоответствующее возрасту усложнение речевого материала и мышления (абстрактные понятия, сложная конструкция фразы); д) подражание заикающимся (различают две формы такой речевой индукции: пассивная — ребенок непроизвольно начинает заикаться, слыша речь заикающегося; активная — он копирует речь заикающегося), е) переучивание леворукости.[13]

Формально принято выделять две формы заикания: тоническую, при которой возникает пауза в речи, либо какой-то звук растягивается, и клоническую, характеризующуюся повторением отдельных звуков, слогов или слов. Также выделяют смешанную форму заикания, при которой наблюдаются и тонические, и клонические судороги. В другой классификации различают неврозоподобную и невротическую форму заикания. Неврозоподобная форма заикания подразумевает выраженный неврологический дефект, в частности, нарушения моторики в целом и артикуляции в частности; типична коморбидность (сосуществование двух и/или более синдромов) с дизартрией. При этом возможно возникновение невротических реакций, но течение заикания мало зависит от них. Дети, страдающие неврозоподобным заиканием, обычно поздно начинают говорить, вообще развиваются чуть медленнее сверстников. ЭЭГ (электроэнцефалография) в большинстве случаев выявляет патологическое либо пограничное функционирование головного мозга. При невротической форме заикания типично нормальное, либо раннее речевое и моторное развитие. Запинки изначально возникают на фоне стресса, как однократного (испуг), так и хронического. У таких детей отсутствуют выраженные неврологические нарушения, их ЭЭГ отражает более гармоничное функционирование мозга, чем в предыдущей группе. При этом выраженность заикания крайне зависит от функционального состояния: эти люди зачастую почти чисто говорят в спокойной обстановке, но с случае стресса (публичное выступление, разговор с незнакомым человеком, внезапно заданный вопрос) не могут сказать ни слова из-за сильных речевых судорог. Также отмечается сильная выраженность логофобии (страха речи) и избегающего поведения. В целом состояние этих больных соответствует критериям невроза, поэтому для невротической формы заикания чаще применяют термин «логоневроз», однако некоторые авторы используют его просто как синоним слова «заикание». [14]

Первичными признаком заикания являются видимое нарушение плавности речи, в том числе повторение звуков, слогов, слов или фраз, паузы и продление звука. Эти признаки отличаются от обычных нарушений речи свойственных всем людям главным образом в том, что при заикании нарушения речи длятся дольше и чаще, требуют от человека, который заикается больше усилий и напряжения.[5]

Повторения случаются когда какая-то единица речи, например, звук, слог, слово или фраза повторяется. Они свойственны для детей, которые начинают заикаться. Удлинение звуков также свойственно детям, которые начинают заикаться. Например: «ммммммммолоко». Блоки — это задержки в разговоре, вызванные остановкой звука и воздуха, часто связанные с блокированием движения губ и языка. Блоки появляются позже и связаны с мускульными усилиями.[10]

Ко вторичным признакам относятся попытки человека избежать момента заикания. Это могут быть физические движения, например внезапный отвод глаз, мигание глазами, подергивание головой, похлапывание руками, вставка в разговор посторнних звуков и слов, таких как «мм», «ээ», «Вы знаете» и т.д.

Ко вторичным признакам также относится стратегия избегания конкретных слов, людей или ситуаций, которые могут быть трудными для человека, который заикается. Некоторые люди при заикании успешно избегают трудных ситуаций и слов и их даже трудно заподозрить в заикании. При таком заикании люди имеют высокий уровень тревоги, страха перед даже небольшой запинкой в разговоре.[9]

Говоря о психолого-педагогических особенностях детей младшего школьного возраста считаем необходимым остановиться на характеристике личностных особенностей, особенностях учебной деятельности, специфике устной и письменной речи.

Личностные особенности. Многие заикающиеся дети школьного возраста характеризуются тревожностью, мнительностью, боязливостью, неуверенностью в своих силах, низкой самооценкой и боязнью речевого общения. Все эти особенности развития личности заикающихся приводят к нарушению социальной адаптации.[11]

Особенности учебной деятельности. Одной из самых характерных особенностей учебной деятельности заикающихся детей младшего школьного возраста является ее неустойчивость, что выражается в повышенной отвлекаемости, рассеивании внимания. Наблюдается зависимость качества учебной работы от условий, в которых она протекает. Так, при четкой организации учебной работы, заикающиеся дети могут проявить достаточную сосредоточенность. Изменение же привычных условий вызывает у большинства из них неустойчивость деятельности.[11]

Заикающиеся учащиеся испытывают затруднения при выполнении заданий, связанных с переключением с одного вида деятельности на другой.

Следствием низкой способности к переключению внимания можно считать также возникающие у заикающихся детей трудности в осмыслении вопросов, заданных в иной формулировке, например: «Какое число больше 20 в 3 раза?», «В каком числе содержится 3 раза по 20?», «Чему равно произведение 20×3?»[8]

Трудность переключения с одного вида работы на другой выражается также в том, что в процессе урока дети не всегда улавливают смену заданий.

У некоторых заикающихся школьников (особенно у тех, кто имеет отклонения в речевом развитии) наблюдается неумение самостоятельно проконтролировать результаты как собственной, так и чужой работы. Они с трудом анализируют образец, с трудом находят и сопоставляют ошибки при списывании текста. Эти дети испытывают также определенные трудности в процессе оценки только что выполненных устных упражнений, когда нужно, обдумывая собственный ответ и приготовив соответствующие примеры, следить за ответами своих товарищей, помогать им в случае затруднений, исправлять неправильные ответы.[9]

Особенности устной речи. Большинство заикающихся детей, обучающихся в общеобразовательной школе, располагают достаточным словарным фондом для обозначения предметов, их действий и качеств, владеют навыками конструирования основных типов предложений.[11]

Заикающиеся учащиеся испытывают специфические затруднения в выборе языковых средств и свободной их комбинации. Их ответам свойственны поспешность, неподготовленность, в результате чего происходит «застревание» на отдельных словах, «выпадение» отдельных слов и даже частей предложения. Это особенно наглядно проявляется в развернутых высказываниях, связанных с необходимостью обобщать, делать выводы, планировать собственную деятельность. Из-за характерного для ряда заикающихся многословия они иногда теряют логическую нить рассуждения; стремление же скорее выговориться мешает мысленно подготовить все высказываемое, отобрать необходимые для его реализации языковые средства. Именно в такой ситуации и возникает, как правило, усиление заикания. Оно усиливается также, если устное общение проходит в условиях, отличающихся от привычных: изменяется форма опроса; учащимся предлагается внезапный вопрос, к ответу на который они не успели подготовиться; в ходе урока имеет место длительное ожидание вызова к доске, а также при недостаточно корректном отношении учителя к заикающимся. У заикающихся школьников, имеющих отклонения в фонетическом и лексико-грамматическом развитии, подобные трудности усугубляются несформированностью языковых средств.

Затруднения в продуцировании связных высказываний, фиксируемые у заикающихся учащихся, имеют специфические особенности. Они резче выражены, носят более стойкий характер и обнаруживают большую зависимость от условий общения, вида содержания учебной деятельности. В связи с этим у части заикающихся отмечаются своеобразные трудности в усвоении (на уровне реализации знаний) учебного материала, таких разделов программы, как «Связная речь» и «Чтение», т.е. тех, где учащиеся должны проявлять умение подробно или сжато передать содержание прочитанного текста, картины и т.п.[3]

Особенности письменной речи. В письменных работах заикающихся школьников наблюдаются разнообразные ошибки: нарушения начертания букв, их пространственного расположения; ошибки, обусловленные недостаточным усвоением правил орфографии, пунктуации. На этом пестром и колеблющемся фоне стабильно выделяются определенные ошибки. Частыми являются разнообразные нарушения структуры записываемого слова.[11]

В письме заикающихся учащихся часто встречаются исправления, зачеркивания. Действуя импульсивно, заикающиеся учащиеся нередко допускают ошибки, которые сами же корректируют по ходу написания.

Чтение заикающихся учащихся также характеризуется рядом специфических особенностей. Обычно такие дети читают в быстром темпе, не договаривая окончаний, а иногда и целые слова. Исследователи отмечают наличие чтения по догадке, что приводит к искажению смысла фразы и даже всего читаемого текста. Чтение прерывается многочисленными запинками и паузами и, как правило, лишено выразительности.[1]

Таким образом, все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что заикающиеся дети младшего школьного возраста быстро утомляются, к концу урока их внимание и воля ослабевают. И все задания они начинают выполнять хуже обычного. Следует отметить, что у детей того же возраста в массовой школе, не имеющих заикания, подобные особенности либо вовсе не наблюдаются, либо встречаются редко.

С учетом специфических особенностей речи заикающихся детей и связанных с ней внеречевых процессов, а так же факторов, вызывающих усиление или ослабление заикания, должна строиться диагностическая и коррекционная работа.

Литература:

Белякова Л.И. Логопедия. Заикание. — 2-е изд., испр. и доп. – М., 2012.

Власова Н.А., Беккер К.П. Заикание. — М., 1983.

Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников: Книга для логопеда. — М., 1993.

Леонова С.В. Психолого-педагогическое обследование заикающихся детей // Логопед. — 2004. — №5. — С. 30-31.

Логопедия. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М., 1999.

Логопедия. Заикание. / Под ред. Л.С. Волковой. — М., 2004.

Лукашевич И.П., Мачинская Р.И., Фридман Т.В., Шкловский В.М. Комплексный анализ патогенетических механизмов и этиологии синдрома заикания // Дефектология. — 2000.- №5. – С. 9-18.

Меньшикова С.В. Коррекция заикания у детей. Практическое пособие для логопедов и родителей. – Казань, 1999.

Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Как помочь заикающимся школьникам. — М., 1995.

Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах. 2-е изд. — СПб., 2004.

Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. — М., 1998.

Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. — М., 2000.

Ульенкова, У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. — М., 2011.

www.scienceforum.ru

Как справиться с заиканием

Научиться говорить помогут ЛФК, массаж и психотерапия

Согласно статистике, примерно 1—3% всего взрослого населения Земли заикается. Некоторые люди живут с этой проблемой всю жизнь, не испытывая существенных неудобств. Другим же заикание приносит немалый дискомфорт и часто становится причиной неврозов, фобий, заниженной самооценки и даже чувства неполноценности. Отчего может возникнуть заикание и можно ли от него избавиться, мы разбирались вместе с логопедом-дефектологом речевого центра Discurso Оксаной Корнеевой и психотерапевтом Александром Коломийчуком.

ДЕФЕКТ РЕЧИ

Заикание — это нарушение темпа, ритма и плавности речи, которое по-научному именуют логоневрозом. В 90% случаев оно возникает в период формирования речи (от 3 до 6 лет). Нередко логоневроз развивается в пубертатный период (13—15 лет), что связано с гормональной перестройкой организма. Примечательно, что больше подвержен логоневрозу сильный пол: так, по статистике, на 10 заикающихся детей приходится 7 мальчиков и только 3 девочки. В крайне редких случаях заикание может возникнуть у взрослого человека из-за психологической травмы или сильного потрясения. Еще реже оно может быть вызвано заболеваниями центральной нервной системы, например черепно-мозговыми травмами, инсультами, опухолью головного мозга.

СТРЕССОВАЯ ПРИЧИНА

Заикание исследуют многие специалисты (психологи, психиатры, неврологи), но причины этого дефекта до сих пор не изучены до конца. Если говорить о детском логоневрозе, то выделяют ряд предрасполагающих факторов. Во-первых — это определенные свойства нервной системы: особо впечатлительные, эмоциональные и ранимые малыши могут начать заикаться после резкой смены обстановки (поход в детский сад или школу), поэтому осенью количество заикающихся детей увеличивается. Также вызвать развитие логоневроза может ранее или позднее начало речи: в первом случае маленький ребенок начинает строить длинные фразы тогда, когда его язычок и легкие еще не могут справиться с таким объемом речи. Во втором случае дефект может возникнуть из-за двигательной расторможенности нервной системы. Существует теория о генетической предрасположенности: у заикающихся родителей с большой вероятностью будет заикаться дитя, подражая речи взрослых. Также дефект речи могут спровоцировать инфекционное поражение центральной нервной системы, детский церебральный паралич, эндокринные нарушения. Но чаще всего заикание у относительно здоровых детей и взрослых возникает после сильного стресса, испуга или другого потрясения.

ФОРМЫ СУДОРОГ МЫШЦ

Важно знать, что дефекты речи возникают вследствие периодических судорог мышц речевого аппарата. По форме судорог различают три вида логоневроза: клонический, тонический и смешанный. При клоническом заикании происходит несколько кратковременных судорог. Они вызывают частое и многократное повторение звуков, слогов или слов. При тоническом заикании мышцы сокращаются длительно и сильно. В результате человек вынужденно делает паузы в речи и затягивает произношение слогов или слов. Смешанная форма развивается тогда, когда присутствуют оба вида нарушения речи. Важно понимать, что заикание всегда имеет сугубо индивидуальный характер, и даже одна и та же форма логоневроза у разных людей может протекать по-разному. Иногда дефект стационарный: возникнув однажды, он проявляется постоянно с одинаковой силой. Бывает волнообразное течение: заикание то появляется, то исчезает. При повторяющемся течении дефект временами слабеет, а временами усиливается. Это может зависеть от поры года (обострение весной и осенью) и даже времени суток: например, утром нервная система отдохнувшая, и нарушения речи меньше; ближе к вечеру организм устает, и заикание усиливается. Случается, что логоневроз прогрессирует вплоть до того, что человек не может произнести без заикания ни одной фразы. Это почти всегда вызывает развитие логофобии — навязчивого страха перед общением. Само по себе заикание исчезает в крайне редких случаях.

РАНЬШЕ — ЛУЧШЕ

Главное правило лечения логоневроза: как только вы заметили нарушения речи, незамедлительно обращайтесь к терапевту. В зависимости от его вида врач может назначить фармакологические препараты, лечебную физкультуру (ЛФК), работу с логопедом и психологом. Если заикание — преимущественно дефект речи, лечением занимаются логопеды. Если же логоневроз — симптом невротического расстройства, терапия будет направлена на нормализацию работы всей нервной системы. Дополнительно может назначаться работа с физиотерапевтом, рефлексотерапевтом, иглотерапевтом, массажистом. Способствуют излечению занятия спортом, ведь физические нагрузки укрепляют нервную систему. Но важно понимать, что нет ни таблеток от заикания, ни универсального метода лечения. Поэтому важно обратиться к врачу, чтобы он смог индивидуально подобрать программу лечения.

www.segodnya.ua

Заикание(нрд) и логоневроз — О законах речи и общения

Современный научный метод Снежко Р.А. от заикания(нрд).

Метод самостоятельного избавления от заикания и немоты Снежко Р.А. за 3 календарных дня. Реальная возможность решить все проблемы, связанные с речью. Научиться красиво, легко и непринужденно говорить. Почувствовать себя абсолютно здоровыми и полноценными людьми. БЕЗ ЛЕЧЕНИЯ, БЕЗ МЕДИКАМЕНТОВ, БЕЗ ЛОГОПЕДОВ И ПСИХОЛОГОВ. Вы научитесь испытывать удовольствие и радость от собственной речи. Запись на прием: 8(964)7200000, siddhaxxx@mail.ru

  • 137 Тем
  • 871 Ответов
  • ЛЕЧЕБНЫЕ и прочие НРД МЕТОДЫ от заикания и логоневроза. Методы каЛЕЧАЩИЕ вашу речь, психику и здоровье! ОСТОРОЖНО — УГРОЗА!

    Обсуждение методик лечения заикания.
    В данном форуме перечисляются методики каЛЕЧАЩИЕ речь и психику заикающихся под видом помощи им. Приводятся научные доказательства, эксперименты и материалы, которые наглядно предостерегают заикающихся от использования методик и методов от заикания каЛЕЧАЩИХ вашу речь и психику. Перечисленные в этом форуме методики, являются методиками формирующими у заикающихся дополнительные упс привычки, которые не избавляют от заикания, а наоборот усиливают заикание или видоизменяют его в различные упс состояния. При этом речь человека становится полностью аномальной, похожей на речь «НЛОнафта» или дебила из психушки, а психика становится полностью расшатанной неврозом. Остерегайтесь прибегать к помощи этих методик, чтоб уберечь себя и свою психику от каЛЕЧЕНИЯ!

    Форум только для зарегистрированных пользователей.

    • 53 Тем
    • 484 Ответов
    • Заикание(нрд) и логоневроз. Быстрая онлайн помощь.

      Доступ к форуму только для зарегистрированных пользователей. Онлайн консультации, ответы на вопросы о заикании, советы по методикам лечения от заикания, заикание у детей, заикание у взрослых, как лечить заикание и прочее.

    • 70 Тем
    • 322 Ответов

    ЭЛИТ КЛУБ «ЭТАЛОН». Интернет сообщество «ПОЛЬЗОВАТЕЛИ ЭТАЛОНА».

    Вход только для пользователей ЭТАЛОНА — кто прямо сейчас реально настраивает свою речь ЭТАЛОНОМ и становится реальным речевым примером для всех окружающих людей.
    Чтобы стать пользователем данного раздела приобретите доступ к онлайн версии программы ЭТАЛОН.
    Тут можно стать учеником мастера речи Снежко Р.А. выучиться идеальной речи самому и даже стать подмастерьем, то есть пройти квалификацию, на право самому помогать другим заикающимся научиться верно и красиво говорить!

    www.zaikanie-forum.ru

    Заикание 2015

    «Я и несколько человек, создавших общество, лично знакомы с недугом заикания. Совместно с педагогами, логопедами и психологами мы долгое время изучали эту проблему, пути ее решения. В итоге пришли к выводу, что в нашей стране этому недугу внимания практически не уделяют. Но заикание часто делает человека несчастным, он замыкается в себе и не может найти выхода из этого тупика», – рассказала корреспонденту ИА «Кам 24» председатель общества Марина Фролова.

    Она пояснила, что помощи невролога и логопеда в решении проблемы зачастую оказывается недостаточно.

    «Мы отталкиваемся оттого, что заикание – проблема, в первую очередь, духовно-нравственная. Если, например, заикается ребенок, можно предположить, что есть какие-то психологические сложности в семье. Работа нашего общества будет направлена на две группы – взрослых и детей», – отметила Марина Фролова.

    По ее словам, уже сейчас работает так называемая группа взаимопомощи для взрослых.

    «Групповые занятия проходят раз в неделю. В течение часа участники, которых сейчас около пяти человек, делятся проблемами, возникающими у них в связи с заиканием, и опытом их преодоления. Затем у людей есть возможность свободно пообщаться на любые интересующие темы. Основная цель – поддержать человека психологически»,– пояснила Фролова.

    Она рассказала, что в планах организации создать группу для страдающих от заикания детей. Занятия будут проходить по известной методике педагога Ирины Медведевой и психолога Татьяны Шишовой.

    «Эти специалисты известны по всей России. В 2007 году они приезжали на Камчатку по приглашению управления образования и проводили семинары для местных педагогов и психологов. Их методика основана на куклотерапии. То есть через игру специалисты будут выявлять духовные проблемы ребенка и помогать в их решении. Кроме того, работа будет вестись и с родителями. Психологи помогут мамам и папам открыть те стороны общения с детьми, о которых они, возможно, не подозревают», – отметила председатель общества.

    По ее словам, организация создается исключительно на добровольных началах. Все занятия – бесплатны. Сейчас идет поиск площадки, где можно будет проводить уроки для детей.

    По всем вопросам можно обратиться к председателю общества Марине Фроловой по телефону: 8-914-784-42-30.

    Татьяна Шишова — детский педагог, психолог, общественный деятель, эксперт и вице-президент «Фонда социально-психической помощи семье и ребёнку», член Союза писателей России, драматург, публицист. Соавтор многих работ с известным детским психологом Ириной Медведевой, основной тематикой которых являются вопросы воспитания подрастающего поколения.

    Наша ежедневная рассылка новостей в WhatsApp. Добавляйтесь!

    www.kam24.ru

    Заикание у детей

    Ребенок заикается

    Заикание у детей (то есть, речевые судороги с нарушением плавности речи, частыми перебоями, повторениями звуков, слогов и слов) является патологическим условным (приобретенным) рефлексом и классифицируется по типу как логоневроз. Как и все условные рефлексы, логоневроз у детей возникает при жизни ребенка, но генетически не закрепляется, то есть не передается по наследству. Ребенок может наследовать только потенциальную склонность к заиканию.

    Длительность речевых судорог при детском заикании может весьма различаться, в относительно простых случаях составлять 0,2-0,3 секунды, но в тяжелых случаях может доходить до 90 секунд.

    Если ребенок заикается, то это не является симптомом конкретного заболевания (или синдромом), а свидетельствует о заболевании ЦНС (центральной нервной системы) в целом. В общем случае, если ребенок начал заикаться, это связано с нервным срывом в функционировании коры больших полушарий головного мозга, который может быть подготовлен предыдущим состоянием нервной системы (то есть ее готовностью к отклонениям) или определенными неблагоприятными внешними факторами.

    Почему ребенок заикается

    Устная речь является сложным взаимодействием (своего рода «игрой по определенным правилам») определенных физиологических функций и действий, причем это взаимодействие контролируется и управляется головным мозгом. В устной речи должно быть правильно скоординировано дыхание, вокализация (звуки), артикуляционные факторы, причем их согласованность должна достигать долей секунды. Формальной причиной заикания у детей является нарушение такой согласованности.

    Но истинные причины логоневроза (медицинские причины детского заикания) до сих пор не ясны. Каждая из существующих теорий заикания (психодинамическая, нейропсихологическая, генетическая, брейкдаун-теория, теория подражания и другие), подвергается критике и не может объяснить полностью весь феномен заикания. Но есть некоторые, надежно подтвержденные, представления о причинах заикания у детей, которые свидетельствуют, что появление заикания может быть связано с целым комплексом факторов или причин. Обычно эти факторы разделяют на несколько групп.

    Факторы предрасполагающие. Неврологические и невропатические особенности ребенка (например, повышенная раздражительность и эмоциональность, энурез, ночные страхи), наследственная слабость и патология речевого аппарата, поражения и патологии головного мозга (например, родовые травмы, асфиксия, а также развитие поражений в периоды после рождения).

    Неблагоприятные условия и причины. Общая физическая ослабленность ребенка, возрастные и половые особенности функционирования головного мозга (речевая функция мозга формируется довольно поздно, причем более медленно созревает у мальчиков, чем у девочек). Чрезмерно быстрое развитие речи в раннем возрасте вследствие сильного влияния общения со взрослыми, и при этом – недостаточность таких контактов (характерный физиологический признак – повторение и дублирование слов и слогов, ребенок как-бы торопится). Психологические проблемы у ребенка, вплоть до повышенной агрессивности и реактивности, из-за отсутствия нормальных отношений со сверстниками и взрослыми. Недостаточное развитие моторики (артикуляционных движений), запоздалое развитие чувства ритма. Различные общие заболевания, приводящие к истощению нервной системы (например, корь, коклюш).

    Социальные и общепсихологические причины. Неровное воспитание и неровные отношения в семье с закреплением в сознании отрицательных эмоций, незавершенность конфликтных ситуаций. Психическая травма (особенно – одномоментная в виде испуга, или длительная – например, переучивание леворукости). Подражание, причем в длительное периоды, заикающемуся ребенку или взрослому.

    Установлено, что влияние различных факторов и причин на появление логоневроза у детей, различно. Согласно статистике, доля психогенных факторов, особенно в первые годы жизни, составляет около 70% (и надежно исключается в 20%), неврологических – 20%, наследственных – не более 8%.

    Также надежно установлено, что заикание у детей не является патологическим нарушением психики, не является признаком какого-либо другого заболевания, а представляет самостоятельное нарушение.

    Заикание у детей, лечение

    Когда ребенок начинает заикаться, родители обычно ищут не причины логоневроза, а способы его лечения. Если, по их мнению, ребенок начинает заикаться, то в первую очередь необходимо установить точный диагноз этого нарушения, что (по специфическим симптомам) может сделать только детский логопед. В отношении младших детей подозрения у родителей возникают довольно часто (под «подозрение» попадает каждый пятый ребенок), но только в 5% они подтверждаются, причем гораздо чаще у мальчиков.

    Считается, что заикание у детей, особенно в раннем возрасте, поддается успешному терапевтическому лечению для облегчения симптомов, однако в ряде случаев, при невозможности устранить причины, это нарушение практически не излечимо. Во взрослом возрасте это нарушение лечится гораздо труднее и с гораздо меньшим успехом.

    Современные методы терапевтического лечения заикания у детей весьма индивидуальны и определяются выявленными причинами появления этого нарушения и особенностями его протекания. Поэтому детские логопеды (например, в детской поликлинике «Маркушка», Москва) для диагностики и лечения заикания у детей привлекают врачей других специальностей (педиатров, детских неврологов, детских и подростковых психологов, врачей-физиотерапевтов). Для каждого ребенка составляется индивидуальный план лечения логоневроза

    Как правило, методы лечения логоневроза у детей являются комплексными и включают логопедические занятия (гимнастика речи, коррекция ее моторики, коррекция дыхания и темпа речи, развитие слухового внимания, расширение словарного запаса, упражнения по логопедической ритмике и др.), занятия с психологом и психотерапевтом (устранение страха речи, фиксации внимания на дефекте речи, устранение стрессовых ситуаций в связи с нарушением речи, коррекция контактов с окружающими людьми, разработка комплексов самостоятельных аутогенных тренировок, поведенческая терапия). В случае необходимости временно используется поддерживающая медикаментозная терапия (успокаивающие препараты, миорелаксанты для снятия спазма речевых мышц). Для правильного и нормального развития психики ребенка, по рекомендациям педиатров, обязательно проводится работа (в виде комплексов упражнений) по физическому развитию.

    Ребенок начал заикаться. Советы родителям

    Если ребенок начал заикаться, то родителям следует отнестись к этому нарушению максимально внимательно и выработать определенную линию поведения с учетом следующих советов.

    Общая обстановка для такого ребенка должна быть максимально спокойной (например, желательно исключить мультфильмы с быстро меняющимся сюжетом, дополнительные занятия, требующие напряжения). Проблемы быстро усугубятся, если дразнить ребенка, наказывать или запугивать. В обычной обстановке лучше не замечать заикания ребенка, а просто внимательно и терпеливо его выслушивать. Это же касается обстановки для детей, уже проходящих лечение от заикания.

    У совсем маленьких детей это нарушение может исчезнуть и без терапевтического лечения. Замечено, что у некоторых маленьких детей (по оценкам — до 20%) может быть период «неплавной» речи, который некоторыми родителями может быть ложно принят за начало заикания. Но если ребенок стал заикаться снова (после того, как заикание временно исчезло), или это нарушение оказывает явное влияние на общее развитие речи, то необходимо как можно скорее обратиться к специалисту. Не следует надеяться, что заикание у ребенка снова пройдет само по себе.

    Считается, что лечение заикания у детей можно и целесообразно начинать в возраста двух лет, причем чем раньше родители обратились к врачу, тем благоприятнее прогноз. Если лечение начинать в возрасте, близком к пубертатному периоду, то вероятность уменьшения симптомов, и тем более излечивания, крайне низка.

    Родители должны понимать, что терапевтическое лечение не всегда будет успешным. Но если удалось достигнуть хорошего результата, то заикание может вернуться опять. Это происходит в случае возврата прежних или появления новых ситуаций, травмирующих психику и нервную систему ребенка. Поэтому такие ситуации надо полностью исключить из жизни ребенка.

    Лечение заикания у детей всегда длительное и требует постоянного участия родителей (например, при выполнении домашних заданий детского логопеда). Поэтому обещания некоторых «специалистов» о возможности быстрого успеха нельзя рассматривать как серьезные.

    Детские сады логопедические или с логопедическими группами

    Дети почти всегда копируют особенности речи окружающих, и не только родителей. Поэтому, если нет достаточных оснований для посещения логопедического детского сада или логопедической группы, то отдавать туда детей не рекомендуется. Если ребенок не имеет существенных проблем с речью, то есть риск, что эти проблемы в таком ежедневном окружении могут только усилиться. В логопедический детский сад или в логопедическую группу детей можно отдавать только по медицинским показаниям, по направлению детского логопеда.

    mark-med.ru