Заикание 3 года

Заикание — что делать?

Ребенок начал заикаться. Что делать?

опубликовано 23/09/2014 15:59
обновлено 25/04/2016
— Разное

Отвечает Комаровский Е. О.

Очевидно, что у заикания множество причин, видов, способов лечения. И разобраться со всем этим может не виртуальный педиатр, а грамотный логопед, которого следует посетить при первой возможности. Именно логопед способен определить вид заикания, после чего дать конкретные рекомендации.

Виртуальный ответ на вопрос «Ребенок начал заикаться. Что делать?» — это примерно то же самое, что ответ на вопрос «Ребенок начал кашлять. Что делать?». В то же время и при кашле, и при заикании имеется некоторый перечень стандартных действий, которые следует реализовать в первую очередь. При кашле — больше пить; чистый, прохладный влажный воздух, при заикании. Здесь все менее очевидно, тем не менее попытаемся перечислить основные рекомендации.

  • в первую очередь следует понимать, что заикание, как правило, связано с перегрузкой эмоциональной сферы и/или с появлением в жизни ребенка определенного психотравмирующего фактора. Выявленные (подозрительные) факторы по возможности устраняем: больше не смотрим этот мультик, больше не ходим именно в этот «развивающий центр», больше не подходим к соседской собаке и т.д.;
  • сокращаем объем получаемой ребенком информации: табу на телевизор, обойдемся без новых сказок; в цирк сходим месяцев через 6 и т.д.;
  • по возможности ограничиваем общение взрослых между собой в присутствии ребенка. Вы уверены, что дитя занято своими игрушками и на вас не обращает внимания — возможно, но все-таки пойдите на кухню и поговорите там;
  • обратите внимание: заикание проявляется именно в процессе общения ребенка с другими людьми. Когда же дитя предоставлено самому себе (говорит что-либо в процессе игры) проблем, как правило, нет никаких. Постарайтесь по возможности ограничить общение — не задавайте вопросы, не провоцируйте диалоги, не просите рассказать о том, как прошел день, не заставляйте читать стихи и т.д.;
  • самым серьезным образом следите за собственной речью. И тут к вам, взрослым, имеются 3 главных требования:
    • говорите мало;
    • говорите медленно;
    • говорите плавно и спокойно;
      • для ребенка наиболее целесообразно спокойное времяпровождение: карандаши-краски, пластилин, конструктор;
      • не совсем понятно почему, но давно замечено, что именно при заикании помогают игры с водой — купаем кукол, моем автомобиль, пускаем кораблики, надуваем мыльные пузыри и т.п.;
      • соответственно игры с криками-скачками и бурными эмоциями максимально исключаем;
      • о применении каких-либо лекарств речь не идет в принципе!
      • Все вышеизложенное реализуем в течение 2—3 недель. Если становится лучше, постепенно снимаем ограничения и переходим к обычному укладу жизни. Если лучше не становится, прекращаем самодеятельность и направляем усилия на поиск логопеда.

        www.komarovskiy.net

        Если билингв заикается…

        Сегодня я бы хотела поговорить о детском заикании, виной которому билингвизм. По крайней мере так считают противники раннего двуязычия. Что такое заикание, я думаю лучше всего разъяснят специалисты, а общее определение в Википедии звучит следующим образом: “Заикание — это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков или слогов, или слов; или частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение”.

        По статистике только один процент взрослого населения заикается, а самые высокие показатели приходятся на возраст от 2-х до 6-ти лет, причём мальчики заикаются в три раза чаще, чем девочки.
        Так вот, как раз в случае начала заикания в этот
        возрастной период, если к специалисту обратится мама билингва, очень часто именно присутствие двух языков обвинят в возникновении такой проблемы и порекомендуют временно убрать второй язык.

          Однако, независимо от количества языков в жизни ребёнка:

      • в этом возрасте происходит словарный взрыв (у монолингвов в среднем около двух лет, у билингвов чуть попозже) и в лексиконе появляются сложные длинные слова, которые ребёнку нелегко произносить;
      • усложняется грамматическая структура речи, появляются сложные предложения, обороты и образность мышления.

      Это нередко “перегружает” маленького человека и его экспрессивная речь попросту не успевает за мыслями в голове.

      У маленьких билингвов могут также возникнуть дополнительные факторы, потенциально влияющие на возникновение заикания:

  • несбалансированный словарный запас на двух языках в связи с чем возникает пауза и умственное напряжение при поиске понятия на более слабом языке или попытке перевода такого понятия с основного языка;
  • сложность с использованием грамматических конструкций активных языков, попытка переноса структуры предложений из языка в язык и их упрощение;
  • резкое изменение основного языка в окружении ребёнка (переезд, выход в сад или школу);
  • психологические трудности с использованием второго языка (сложность с произношением звуков, неуверенность, что его понимают, поддразнивание со стороны значимых взрослых и др.)
  • Наша семья столкнулась с заиканием у двух старших детей на разных жизненных этапах. Старший начал заикаться примерно через полгода после того, как заговорил (полагаю, что как раз тот самый фактор перегрузки в ходе резкого увеличения словарного
    запаса на двух языках). А после переезда и начала англоязычной школы в течение трёх-четырёх месяцев начали заикаться оба. Погружение в новую языковую среду, стресс от переезда, новый распорядок дня и жизненный уклад, как мне кажется, играли
    здесь основную роль.
    К счастью, эти фазы были довольно кратковременны и у обоих сыновей прошли до того, как возникла необходимость обращаться к специалисту.

    Тем не менее, вот общие рекомендации, собранные в сети и литературе и использованные с собственными детьми:

  • не убирайте второй язык: в краткосрочной перспективе это ничем не поможет, а в долгосрочной только навредит, так как вы добровольно отмените важную часть жизни вашего ребёнка;
  • переговорите с педагогом или воспитателем в детском саду или школе, объясните, какие предпосылки и причины для заикания видите вы с учётом двуязычия. Попросите понаблюдать за вашим ребёнком, за его поведением и сообщить вам свои мысли;

    интересные и веселые задания для развития русского языка

  • позволяйте ребёнку “смешивать” языки, особенно если ему сложно выражать свою мысль на втором языке. Потом переведите для него предложение полностью на более слабый язык, но не просите повторять за вами;
  • не смешивайте языки сами, оставайтесь для ребёнка четкой опорой по одному (пусть и более слабому) языку;
  • старайтесь разговаривать размеренно и спокойно, как бы задавая темп речи, чтобы не прерывать ребёнка фразами из серии “не торопись”, “говори медленнее”, “говори чётче”;
  • если слышите, что ребёнок запнулся, через секундную паузу помогите ему с произношением первого звука, обычно после этого слово “вылетает”;
  • временно включите функцию “упрощенного языка”, чтобы привести баланс языков до какого-либо общего знаменателя (уберите сложные конструкции, многосложные синонимы, устаревшие выражения и переносный смысл). Со временем, когда ситуация выровняется
    и ребёнок нащупает языковую почву на двух языках, вы вновь сможете вернутся к “Сказке о Царе Салтане…”
  • не заваливайте ребёнка вопросами, вместо этого включите активное слушание и донесите до ребёнка, что вы во внимании. Детям легче излагать свои собственные мысли, чем отвечать на вопросы взрослых.
  • Ну и да, валидируйте чувства ребёнка и принимайте его таким какой он есть. Безусловно.
  • И, конечно, если ситуация не изменится к лучшему и заикание будет прогрессировать и мешать ребёнку свободно общаться, то необходимо обратиться к специалисту. Срок наблюдения в разных источниках указывают разный от 4 месяцев до года. Заикание моих сыновей
    длилось около 3 месяцев, но я уже нашла консультантов и почти дошла до них. Так что несмотря на множество источников и ссылок, как ободряющих, так и расстраивающих взволнованных родителей, решение все равно всегда лишь за нами, впрочем как всегда.

    vikaraskina.com

    Что делать, если ребенок заикается?

    аикание – один из самых распространенных детских неврозов. Почти всегда оно возникает в раннем возрасте (от двух до пяти лет), хотя изредка встречаются случаи, когда заикаться начинают школьники.

    Время, когда малыш учится говорить, наиболее уязвимо с точки зрения возникновения заикания. Дети радуются обретенной возможности общаться, начинают разговаривать быстро, торопливо, как бы «захлебываясь» словами, скороговоркой.

    В 3-4 года у многих детей можно наблюдать и повторение отдельных слогов и слов. Это повторение носит физиологический характер. Дело в том, что речевая функция мозга в этом возрасте – наиболее слабая и уязвимая (по сравнению с другими психическими функциями). Полностью она созревает только к 5-6 годам. В силу этого стрессы, нагрузки в первую очередь отражаются на речи. Заикание чаще встречается у мальчиков, чем у девочек именно по этой причине: речевая функция мальчиков созревает на 1-1,5 года позже, а нагрузки, в том числе речевые, у всех детей обычно одинаковы.

    Неприятно, даже горько слышать, как ребенок с заиканием то и дело «спотыкается» об отдельные звуки и слоги, как будто они стали для него непреодолимой преградой. В этот момент речевые мышцы малыша подвергаются судорогам. Эти судороги можно наблюдать не только во время речи, но и перед ее началом.

    Причины заикания

    В литературе описано много случаев, когда заикание появляется после сильного стресса, испуга (нападение собаки, запугивание, грубое обращение, ссора, драка и т. п.). Однако стресс и испуг дают лишь толчок, запускают «механизм заикания», но не являются его глубинной причиной.

    Совсем не каждый ребенок начинает заикаться после нападения собаки. Это состояние обусловлено предрасположенностью его нервной системы. В группе риска находятся дети со слабой, быстро истощаемой нервной системой. Если малыш к тому же впечатлителен, эмоционален, тревожен – любой, даже незначительный повод может привести к заиканию.

    Нервная система такого типа может быть врожденной. Но чаще ее ослабляют разнообразные внешние факторы.

    Это могут быть болезни:

  • Внутриутробные и родовые травмы
  • Черепно-мозговые травмы, нейроинфекции
  • Инфекционные заболевания (корь, коклюш, тиф)
  • Неинфекционные заболевания (рахит)
  • Заболевания эндокринной системы
  • Вялотекущие заболевания внутренних органов
  • Лор-заболевания, в том числе операции по удалению гланд, аденоидов
  • Встречается ещё и врожденная слабость речевого аппарата (в него входят связки, гортань, язык, нёбо, зубы), которая выражается в его быстрой утомляемости, неспособности к длительной, интенсивной работе. При форсированных нагрузках голосовой аппарат может дать сбой. Этот сбой выражается в различных болезнях, в том числе заикании.

    Заикание может вызвать даже недостаточное физическое развитие ребенка. В этом случае должным образом не развиваются артикуляционный аппарат, мелкая моторика, а они прямо влияют на развитие речи.

    Ослаблять нервную систему могут психические и психологические факторы разного рода:

  • Неблагоприятная психологическая атмосфера в семье (ссоры, скандалы, конфликты между родителями, родственниками)
  • Неправильное воспитание (избалованность, неровность в воспитании, излишняя требовательность и прочее)
  • Ненадежная привязанность ребенка к матери разного типа
  • Отсутствие (либо недостаточность) положительного эмоционального контакта с родителями
  • Несоблюдение режима дня, беспорядочность, неустроенность жизни, быта ребенка
  • Переучивание леворукого ребенка
  • Интеллектуальные, учебные нагрузки, не соответствующие возрасту
  • Заикание может спровоцировать и чрезмерная языковая нагрузка. Многие родители загружают малыша серьезным изучением иностранных языков в то время, когда родной язык им еще плохо освоен. Впрочем, такая нагрузка может быть связана с переездом и резкой сменой речевой обстановки.

    Даже в рамках родного языка не стоит форсировать развитие ребенка, вводить сложные речевые конструкции раньше того времени, когда малыш будет готов к ним. Это может вызвать перенапряжение речевого центра и, как следствие, заикание.

    В целом, к развитию речи детей требуется подходить очень внимательно и ответственно. Речь взрослых должна быть четкой, правильной, неспешной, выразительной. Известно, что маленькие дети подражают взрослым. Они перенимают общий строй речи, ее интонации, повторяют свойственные взрослым словечки. Когда взрослые умиляются этому, они поступают неразумно, поскольку поощряют ребенка к дальнейшему подражательству. В какой-то момент малыш захочет показать «как смешно разговаривает соседский мальчик», изобразит судорогу, а то и сразу заикание. Навык может закрепиться на уровне условного рефлекса, и избавиться от него будет трудно.

    Как лечить?

    Заикание поддается коррекции. По данным разных исследований, вылечить заикание удается в 7-8 случаях из 10 (речь остальных детей улучшается в той или иной степени).

    Эффективность лечения зависит от возраста ребенка. Дошкольнику избавиться от заикания гораздо проще, чем школьнику. Если родители, заметив неполадки в речи ребенка, без промедления обратятся за помощью, будут действовать грамотно и ответственно, то заикание пройдет полностью.

    Первые признаки заикания

    Бывает, что ребенок замолкает внезапно и надолго (от нескольких часов до суток). Вызвано ли это испугом, или же явных причин такого состояния родители не видят, но разговорить ребенка не получается – он молчит. Когда же, наконец, он начинает говорить – то уже заикается. Если в период молчания успеть обратиться к специалисту – заикания можно избежать.

    Другие признаки начала заикания:

  • Употребление перед некоторыми словами лишних звуков, обычно гласных (а, и)
  • Повторение слов или первых слогов в начале фразы
  • Остановки в середине фразы или слова, для которых нет видимых причин
  • Затрудненное начало речи
  • Заметив любые из этих признаков, родителям следует немедленно обратиться к трем специалистам — психологу, психоневрологу (невропатологу), логопеду. Помните:

    Заикание легче предупредить, чем лечить.

    Результат и способ лечения зависит и от типа заикания. Неплохо знать об этом, чтобы понимать, почему ребенку назначено то или иное лечение.

    Типы заикания

    Выделяют два вида заикания.

    Логоневроз

    Этот вид заикания встречается чаще всего и успешнее лечится. Он не связан с так называемыми «органическими поломками» в центральной нервной системе (то есть мозг при таком заикании работает нормально) и представляет собой всего лишь разновидность невроза.

    Обычно логоневроз начинается после каких-то травмирующих психику ситуаций у детей, предрасположенных к невротическим реакциям.

    Лечение логоневроза заключается в помощи:

  • Психолога (психотерапевта). Он поможет ребенку справиться с травмой, расслабиться, стать более стрессоустойчивым.
  • Невропатолога. Он назначит курс успокаивающих и укрепляющих нервную систему препаратов.
  • Логопеда. Он поможет преодолеть дефекты речи: скорректирует ее темп и ритм, научит правильно дышать, тренировать мышцы речевого аппарата, научит технике контроля речи.
  • Неврозоподобное заикание

    При обследовании ребенка с заиканием этого типа врачи выявляют поражение центральной нервной системы разной степени тяжести. Обычно такие дети отстают и в физическом, и в психическом развитии. Заикание у них развивается вместе с тем, как малыш учится говорить.

    Ведущая роль в коррекции заикания у таких детей принадлежит логопеду.

    В любом случае, лечение заикания – дело трудоемкое и длительное. Занятия с логопедом, при любом течении болезни, должны продолжаться как минимум год.

    Что делать родителям

    Прежде всего, родителям ни в коем случае не следует брать на себя лечение заикания. Разобраться в его причинах, оказать правильную помощь могут только специалисты!

    Дело родителей — создать дома такие условия, которые помогут преодолеть недуг. Ребенок с логоневрозом требует особого внимания, спокойной домашней обстановки, правильного общего и речевого режима.

    Эмоциональный покой

    Следует избегать раздражителей, которые перенапрягают нервную систему ребенка:

  • Исключить книги и телевизионные передачи, не соответствующие возрасту или перевозбуждающие ребенка
  • Не рассказывать на ночь страшных сказок
  • Ограничить время просмотра телевизора
  • Не разрешать смотреть телевизор перед сном
  • Ограничить время занятий за компьютером (а лучше исключить любые гаджеты)
  • Ограничить шумные игры, посещения гостей и друзей; временно перестать посещать детский сад
  • Жизнь малыша должна быть спокойной и предсказуемой: исключительно важно соблюдение режима дня.

    Не менее важен и правильный метод воспитания. Нельзя баловать ребенка; в то же время требования, которые ему предъявляют, должны соответствовать возрасту. Ровность и постоянство – вот ключ к обращению с ребенком.

    Наказания, если они необходимы, должны быть спокойными. Ни в коем случае нельзя оставлять ребенка в темной (плохо освещенной) комнате одного. Лучше предложить ему посидеть на стуле, молча, в присутствии взрослых, и подумать о своем поведении.

    Речевой режим

    Речевое окружение не менее важно для лечения заикания.

  • Взрослые должны разговаривать четко, грамотно, правильно, неторопливо (и с ребенком, и между собой).
  • Рекомендуется специально говорить чуть более медленно, чем обычно, чтобы малыш, подражая, начал разговаривать медленнее.
  • Не рекомендуется говорить по слогам или нараспев.
  • Следует найти в окружении ребенка спокойных детей, хорошо владеющих речью и сблизить малыша с ними.
  • Речевая активность самого ребенка должна быть снижена путем переключения внимания на игры, занятия, помощь по дому.
  • Следует создать такие условия, чтобы малыш больше слушал, чем говорил (например, все время рассказывать ему что-нибудь).
  • Физическое развитие

    Доказано, что физически крепкие дети заикаются реже. Это неудивительно – ведь их нервная система крепче.

    При лечении заикания физическая активность должна стать образом жизни. Подойдут гимнастика, физкультура, плавание, водные процедуры, подвижные игры на свежем воздухе – все то, что постепенно делает ребенка более крепким и выносливым.

    Знаменитый советский актер Василий Лановой в детстве заикался. Он пошел в школу в небольшом одесском селе в самом начале войны. Одна учительница в этой школе нашла способ помочь мальчику. Она стала разучивать с ним украинские песни. После нескольких месяцев занятий заикание исчезло.

    Историй о лечении заикания пением рассказывают много. Дело тут не только в волшебном воздействии музыки, хотя его не стоит преуменьшать. Занятия пением помогают научиться правильному дыханию, развивают чувство метроритма (логопеды при коррекции заикания всегда используют ритмичную речь). Мелодия заставляет воспринимать каждое слово как естественное продолжение предыдущего, не отрывая слова одно от другого.

    Слова песни разучиваются заранее, а не произносятся спонтанно. При пении ребенок обращает на слова меньше внимания, потому что старается правильно воспроизвести мелодию и ритм. А если он поет в хоре, то ошибки произношения и вовсе никому не заметны. Так преодолевается «боязнь речи», свойственная заикающимся людям.

    Серьезных исследований по лечению заикания пением не проводилось, но многие врачи рекомендуют занятия пением как эффективный способ коррекции легких форм заикания.

    Подведем итог. Вот четыре вещи, на которые родители могут повлиять, чтобы помочь заикающемуся ребенку:

    1. Эмоциональный покой
    2. Речевой режим
    3. Физическая активность
    4. Дополнительные занятия пением

    Следует помнить: заикание всегда может вернуться. Поэтому соблюдать рекомендации необходимо даже после того, как ребенок полностью излечился.

    Что делать, если заикание не проходит

    Заикающийся ребенок часто становится робким, замкнутым. Он смущается других детей. Встречается и другая крайность – повышенная возбудимость. Даже если малыш лечится и борется с заиканием, попутно он приобретает разного рода комплексы.

    Закомплексованность обостряется у детей, когда они становятся школьниками. Обычно мальчики переживают свой недуг острее, чем девочки.

    Выйдет такой ребенок к доске, и сразу зажимается, краснеет, покрывается потом.

    Если подобные состояния повторяются регулярно, развивается так называемый вегетативный невроз, который добавляет трудностей в лечении логоневроза.

    Заикающимся детям нужно всячески помогать избавляться от ложного стыда. Скажите ребенку, что многие люди периодически заикаются. Приведите примеры знаменитых людей, которые заикались. Это поможет малышу осознать, что его недостаток – совсем не признак неудачника.

    Вот всего лишь некоторые из них: Демосфен, Исаак Ньютон, Льюис Кэрролл, Уинстон Черчилль, Элвис Пресли, Брюс Уиллис.

    Помогите ребенку подобрать приемы, сглаживающие речевой дефект, к примеру, слова и словосочетания, которые произносить легче. Можно найти оптимальный темп и ритм речи, вставлять междометия («ну», «вот», «это», «э-э», «м-м»).

    Всегда относитесь к заикающемуся ребенку доброжелательно и корректно. Нельзя подчеркивать его недостаток, но и избегать разговоров о нем тоже не стоит. Выражайте твердую уверенность, что заикание пройдет. Не давайте возможности «зацикливаться», воспринимать заикание как трагедию. Принимайте речевые ошибки без всяких оговорок, чтобы малыш почувствовал, что его любят и принимают таким, какой он есть. Не надо делать постоянных замечаний по поводу ошибок, неправильной речи. Малышу можно сказать: «Я вижу, тебе немного трудно было проговорить это слово? У меня тоже такое бывает». Со школьником хорошо побеседовать более открыто.

    Чего делать нельзя:

  • Смотреть на малыша с беспокойством или раздражением, отворачиваться от него;
  • Сетовать на дефекты речи, высмеивать ребенка (даже добродушно);
  • Останавливать, когда он говорит;
  • Просить начать фразу заново;
  • Просить говорить медленнее;
  • Просить сделать глубокий вдох;
  • Помогать закончить фразу или слово;
  • Подбирать слова за ребенка;
  • Задавать много вопросов.
  • Что правильно делать:

  • Терпеливо выслушать все, что хочет сказать ребенок, не прерывать его;
  • Быть спокойным, доброжелательным, вести себя так же, как обычно;
  • Держать зрительный контакт с ребенком;
  • Повторить то, что скажет ребенок, и построить на основе этого дальнейший диалог.
  • Физически крепкий, выносливый, уверенный в себе человек почти не замечает недуга. Тем более что с возрастом он действительно ослабевает или проходит совсем.

    Больше оптимизма, веры в себя и своего ребенка!

    baby-ved.ru

    Физиологические запинки или начинающееся заикание.

    Физиологические запинки или начинающееся заикание.

    Здравствуйте, Наталия. Очень нужен Ваш совет. Моей доченьке 2,4 годика. Речь фразовая, но многие звуки она не выговаривает или заменяет, меняет местами слоги. За последние 2 месяца в речи произошел довольно большой прогресс — исчезли все детские слова-заменители, появилось отрицание, вопрос, предлоги и союзы, мы с ней выучили почти все буквы, причем как-то непринужденно, я не заставляла. Но вместе с тем присутствует один фактор, который меня очень беспокоит. Когда дочка что-то рассказывает, она как-будто торопится, говорит «взахлеб», я даже не знаю, как правильно объяснить, будто ей не хватает дыхания. Еще она может остановиться посреди фразы, как будто ей тяжело выговорить следующее слово, или она не знает, какое слово подобрать, пытается сказать, как будто хватает ротиком воздух, как будто спотыкается, происходит запинка. И вообще, когда она что-то рассказывает, она иногда говорит очень быстро, и, наверно, от того, что торопится, начинает учащенно дышать, как будто запыхалась. Когда он не спешит, не волнуется, все вроде нормально. Я очень переживаю по этому поводу, вот сейчас пишу и чуть не плачу. Мы живем в небольшом городе, здесь один логопед, да и к тому не попасть до 3 лет. Что это — физиологические запинки, когда мысль бежит вперед слова, и речевые возможности слишком малы, или заикание. Может, ей тяжело выговорить или подобрать слово, у нее еще так мало речевого опыта? Слоги в словах она вроде не повторяет, это все происходит как-то посреди речи, между словами, и не всегда. Иногда такое ощущение, что ей не хватает дыхания. Я не могу точно вспомнить, когда это началось, но, наверное, как раз пару месяцев назад, когда она стала говорить длинные фразы и рассказывать. Сильных испугов у нее не было, иногда я ругаюсь на нее, она плачет, но мы быстро миримся, с мужем замечательные отношения, он в ней души не чает. Мы с ней круглые сутки вместе, этим летом она идет в садик. Я места себе не нахожу!! Пожалуйста, помогите нам, что нам делать. Что это? Заикание? Или вариант нормы? Очень жду Вашего ответа.

    15 КОММЕНТАРИИ

    Очень жду Ваш ответ.

    > ***СчастливаяМама***:
    > Очень жду Ваш ответ. oteОтвечу сег.вечером или завтра утром, потерпите — работаю.

    Cпасибо большое! Буду ждать!

    > ***СчастливаяМама***:
    > Здравствуйте, Наталия. Очень нужен Ваш совет. Моей доченьке 2,4 годика. Речь фразовая, но многие звуки она не выговаривает или заменяет, меняет местами слоги. За последние 2 месяца в речи произошел довольно большой прогресс — исчезли все детские слова-заменители, появилось отрицание, вопрос, предлоги и союзы, мы с ней выучили почти все буквы, причем как-то непринужденно, я не заставляла. Но вместе с тем присутствует один фактор, который меня очень беспокоит. Когда дочка что-то рассказывает, она как-будто торопится, говорит «взахлеб», я даже не знаю, как правильно объяснить, будто ей не хватает дыхания. Еще она может остановиться посреди фразы, как будто ей тяжело выговорить следующее слово, или она не знает, какое слово подобрать, пытается сказать, как будто хватает ротиком воздух, как будто спотыкается, происходит запинка. И вообще, когда она что-то рассказывает, она иногда говорит очень быстро, и, наверно, от того, что торопится, начинает учащенно дышать, как будто запыхалась. Когда он не спешит, не волнуется, все вроде нормально. Я очень переживаю по этому поводу, вот сейчас пишу и чуть не плачу. Мы живем в небольшом городе, здесь один логопед, да и к тому не попасть до 3 лет. Что это — физиологические запинки, когда мысль бежит вперед слова, и речевые возможности слишком малы, или заикание. Может, ей тяжело выговорить или подобрать слово, у нее еще так мало речевого опыта? Слоги в словах она вроде не повторяет, это все происходит как-то посреди речи, между словами, и не всегда. Иногда такое ощущение, что ей не хватает дыхания. Я не могу точно вспомнить, когда это началось, но, наверное, как раз пару месяцев назад, когда она стала говорить длинные фразы и рассказывать. Сильных испугов у нее не было, иногда я ругаюсь на нее, она плачет, но мы быстро миримся, с мужем замечательные отношения, он в ней души не чает. Мы с ней круглые сутки вместе, этим летом она идет в садик. Я места себе не нахожу!! Пожалуйста, помогите нам, что нам делать. Что это? Заикание? Или вариант нормы? Очень жду Вашего ответа.
    Здравствуйте. Для начала вам нужно успокоиться: ничего ужасного, уверяю, не происходит. Ваше состояние передается дочке, и ситуация с речью может осложниться. Скорее всего у дочки, как вы и предположили, физиологические итерации (запинки). Они связаны с повышенной эмоциональностью, возбудимостью, часто с проблемами психологического порядка. Можно с легкостью проверить, заикание это или нет. Попросите дочку в момент запинок сказать слово или фразу еще раз, но медленнее. Что будет? Напишите мне.Также понаблюдайте, в каких ситуациях запинок больше, в каких их нет совсем. Думаю, что когда дочка увлеченно играет сама с собой, когда кричит на площадке- они пропадают- или когда спокойна и не торопится. Это тоже напишите, может быть, есть еще ряд ситуаций. Научите дочку пропевать слова и фразы, на любой мотив, просто растягивая. И, когда она начнет «захлебываться», предложите ей спеть это слово. Обычно запинки мигом исчезают. Не фиксируйтесь на такой речи дочки, не ругайте ее и не делайте страдальческое лицо,если она опять запинается.Для таких деток крайне важна установка мамы «Ничего страшного. Все пройдет». Жду вашего ответа. С уважением, Пятибратова Наталия.

    Наталия, спасибо Вам огромное за ответ! Я понаблюдала за дочкой и пыталась делать все, как вы посоветовали. Она начинает запинаться, когда спешит что-то рассказать, или, когда хочет сказать длинную или сложную фразу, или когда чем-то взволнована. Короткие фразы, отдельные слова, она говорит хорошо. Да и в длинных запинается не всегда. Это похоже на то, будто бы она подбирает слова, или ее переполняют эмоции, и она начинает говорить отрывисто, как будто хватая воздух перед каждым словом. Вообще у нее еще очень плохое произношение, она как-то резко стала говорить развернуто. И когда она говорит длинные для нее речи, она как бы делает паузы между словами, будто ищет у себя в головке подходящие слова. А когда говорит быстро, начинает захлебываться, и запинаться. Я прошу ее успокоиться, сказать все заново, не спеша, нараспев, она повторяет, без запинок. Сама с собой вроде бы не запинается. Слоги в словах она не повторяет, т.е так чтобы Та-та-та-таня такого нет, эти спотыкания у нее как-то вообщем, между словами. Очень-очень редко спотыкается внутри слова. Вообще она очень эмоциональная девочка, подвижная, быстро все схватывает. И еще — она «кесаренок», мне делали кесарево сечение, но по моим показаниям, из-за зрения, а беременность протекала легко и хорошо, не было никаких проблем. И еще я сама быстро говорю, мне в институте всегда говорили: «Не тараторь».
    Наталия, подскажите, пожалуйста, Что нам делать? Нужно ли вести доченьку к врачам, или понаблюдать? Норма ли для ее возраста (2,4г) такая речь «взахлеб»? Может ли это быть связано с быстрым развитием речи (за пару месяцев, даже меньше от детских фраз перешла на взрослый язык, предлоги, склонения, союзы появились, стала называть себя «Я», «мне», говорить «тебе», «они», выучили буквы и тд)? Этим летом мы идем в садик, хотим съездить всей семьей на море. Не может ли это повлиять на дочкину речь? Извините, что так сумбурно все написала, мне все говорят, что я преувеличиваю ситуацию, что просто у нее речь не успевает за мыслями, но я вообще «паникер», а когда дело касается дочки, вдвойне. Очень жду Вашего ответа. Заранее спасибо!

    > ***СчастливаяМама***:
    > Наталия, спасибо Вам огромное за ответ! Я понаблюдала за дочкой и пыталась делать все, как вы посоветовали. Она начинает запинаться, когда спешит что-то рассказать, или, когда хочет сказать длинную или сложную фразу, или когда чем-то взволнована. Короткие фразы, отдельные слова, она говорит хорошо. Да и в длинных запинается не всегда. Это похоже на то, будто бы она подбирает слова, или ее переполняют эмоции, и она начинает говорить отрывисто, как будто хватая воздух перед каждым словом. Вообще у нее еще очень плохое произношение, она как-то резко стала говорить развернуто. И когда она говорит длинные для нее речи, она как бы делает паузы между словами, будто ищет у себя в головке подходящие слова. А когда говорит быстро, начинает захлебываться, и запинаться. Я прошу ее успокоиться, сказать все заново, не спеша, нараспев, она повторяет, без запинок. Сама с собой вроде бы не запинается. Слоги в словах она не повторяет, т.е так чтобы Та-та-та-таня такого нет, эти спотыкания у нее как-то вообщем, между словами. Очень-очень редко спотыкается внутри слова. Вообще она очень эмоциональная девочка, подвижная, быстро все схватывает. И еще — она «кесаренок», мне делали кесарево сечение, но по моим показаниям, из-за зрения, а беременность протекала легко и хорошо, не было никаких проблем. И еще я сама быстро говорю, мне в институте всегда говорили: «Не тараторь».
    > Наталия, подскажите, пожалуйста, Что нам делать? Нужно ли вести доченьку к врачам, или понаблюдать? Норма ли для ее возраста (2,4г) такая речь «взахлеб»? Может ли это быть связано с быстрым развитием речи (за пару месяцев, даже меньше от детских фраз перешла на взрослый язык, предлоги, склонения, союзы появились, стала называть себя «Я», «мне», говорить «тебе», «они», выучили буквы и тд)? Этим летом мы идем в садик, хотим съездить всей семьей на море. Не может ли это повлиять на дочкину речь? Извините, что так сумбурно все написала, мне все говорят, что я преувеличиваю ситуацию, что просто у нее речь не успевает за мыслями, но я вообще «паникер», а когда дело касается дочки, вдвойне. Очень жду Вашего ответа. Заранее спасибо!
    Здравствуйте. Несмотря на то, что вы человек впечатлительный и, наверно, склонны к преувеличениям, вы все верно подметили и объективно видите ситуацию. Дейстивтельно, для такой крохи неподъемным грузом оказался скачок в развитии мышления, которое и заставляет речь продвигаться семимильными шагами. Никаких врачей вам не надо, все это в пределах нормы, о заикании речи нет. Мой совет: если есть хоть какая-то возможность, то с садиком подождать. Усугубится ситуация — к гадалке не ходи. Сейчас -уберите все интеллектуальные занятия,только, если дочка сама попросит. Лепите, рисуйте, много гуляйте, разговаривайте с дочкой. Своими разговорами дайте ей почувствовать, что ее никто не торопит сказать, что все всегда дождутся окончания ее мысли. Это значит, что не нужно ее ни подгонять, когда паузы появляются, ни подсказывать слово, ни нетерпеливых жестов, просто молча ждать, пока она подберет слова и верную грамматическую форму (из-за этого тоже, кстати, паузы имеют место). То есть живите в таком «санаторно-курортном» режиме. ТВ поменьше, фильтруйте всю информацию, доходящую до дочки. Например, если она сидит в соседней комнате, а папа смотрит кровавые новости, то не обольщайтесь, что дочка ничего не слышит. Все позитивное, слегка заторможенное, все по желанию. Много ей читайте: расширение словаря поможет дочке быстрее находить нужный оборот для выражения мыслей.За своей речью следите неукоснительно: вот как хотите, но чтобы она была медленной, разборчивой;избегайте многословия, фразы короткие и по делу. Чтобы лучше контролировать свою речь, примените дыхательные техники: например, оставшись одна, дышите только через нос и концентрируйтесь на том, как воздух входит через нос и выходит. Если мысли никуда не убегут на 5-6 вдохе — вы большой молодец.Старайтесь, чтобы десять вдохов — а мысли не убежали, вы ощущаете дыхание. Пишите мне периодически. С уважением, Пятибратова Наталия.

    Здравствуйте, Наталия! Вот нам уже 2,7 годика. И снова нужен Ваш совет. Речь у дочки стала почти совсем взрослой, т.е. говорит всё, предложения развернутые, сложные, предлоги, союзы, склонения — все как полагается. Правда некоторые звуки не выговаривает, редко, но меняет местами слоги. Меня беспокоит не это. А все те же наши запинки. Причем никогда она не повторяет слоги (типа пе-пе-пе-тух), не повторяет слова (типа пошли пошли пошли в магазин), повторов в ее речи нет. Меня беспокоит то, что когда она пытается мне рассказать какую-нибудь историю, она вставляет между некоторыми словами звуки «а-а», причем говорит взахлеб, как-будто куда-то торопится, очень быстро и эмоционально. Ну, например «А-а давай пойдем завтра в парк, и будем а-а кататься там на тех самолетиках, на которых а-а мы с папой катались в прошлый раз». Причем именно А-а, а не Ааа плавное. Создается такое впечатление, что в голове у нее созрела мысль, она хочет ее побыстрей сказать, торопится, путается, и вот вставляет эти свои А-а. В коротких фразах, которые ей легко даются, таких проблем нет. В остальном все нормально, вот только эта прерывистость и спешка. Она вообще эмоциональная и шустрая девочка. Нормально ли это? Очень нужен Ваш совет, т.к. я очень переживаю, и не знаю, что мне делать. Никто кроме меня (ни муж, ни бабушки-дедушки) проблемы в этом не видят, говорят, что мысли ее опережают речевые возможности, и что я, как обычно, себя накручиваю….. Очень жду вашего ответа, с уважением, Оксана.

    Здравствуйте. Расскажите, что из моих рекомендаций вы применили за этот период? Вы живете далеко от Москвы?

    Здравствуйте, Наталия) Cейчас мы живем в Воронеже. Все это время я не заостряла внимания на дочкиных запинках, ей они тоже неудобств не причиняют, мультики почти не смотрели (она их не особенно и любит), если только изредка и короткие (Гуси-лебеди, Сестрица Аленушка и братец Иванушка и тп), на занятиях я не настаиваю — хочет — читаем, лепим, не хочет — она занимается сама игрушками и чем хочет. Телевизор при ней практически не смотрим, в основном вечером, когда уснет. Садик отложили максимально — пошла в него только на прошлой неделе, и то 3 дня проходила и сейчас приболела ОРВИ. Больше откладывать садик нет возможности, т.к. родители за 400 км, муж военный, мне нужно на работу(((. В июне съездили на 2 недели на море, отдых ничего не изменил ни в лучшую, ни в худшую сторону. Иногда мне кажется, что таких «захлебываний» в ее речи становится меньше, а иногда снова начинаю переживать. Когда мы просто болтаем о том о сем, она говорит простые фразы, все хорошо. И еще когда играет сама с собой и разговаривает со своими игрушками, тоже этого нет. Я не знаю, как быть, вдруг это в пределах нормы, а начав таскать ее по врачам, я сделаю только хуже… Может ли это пройти само? Или надо лечить доченьку? Заикание ли это? Ведь нет типичных повторов слогов, слов? Я очень сильно переживаю, извелась уже вся. Обращала на это внимание мужа, родителей и его и своих — они только смеются надо мной и говорят, что это все моя чрезмерная мнительность…

    Очень жду ответа.

    Здравствуйте. По-прежнему, не вижу большого повода для паники. Если подобные запинки (а-а) в речи проявляются нечасто, никак не влияют на качество общения, не напрягают саму дочку — то нет ничего ужасного. Могу предположить, исходя из ваших слов, что эти а-а, скорее всего, симптомы легкого невроза. Именно поэтому они проявляются, когда дочка особенно напряжена (говорит что-то длинное, новое, трудное), возбуждена и т.д.Кто-то из малышей в такие моменты начинает волосы на палец накручивать, ногти грызть, даже краснеть, а ваша дочка слегка запинается между фразами. Давайте поступим так. Когда ей исполнится 3 года — покажитесь логопеду. Жаль, что от Москвы вы далеко живете, потому что тут у нас есть очень неплохой речевой центр «Логопед плюс», который специализируется на заикании. Если у вас будет возможность, привезите туда дочку для консультации. На мой взгляд, если вы соблюдали и соблюдаете все мои рекомендации, то, когда пройдет бурный период развития речи, запиночки сами уйдут. Судя по тому, что этот период у нее начался раньше и ярче обычного, то и закончится он пораньше, думаю, в 3-4 года. С уважением, Пятибратова Наталия.

    Спасибо большое, Наталия! Будем и дальше выполнять Ваши рекомендации!

    Подскажите пожалуйста ,чем у вас закончилось ?! Что помогло ? Что делали ? У нас точно такая же ситуация

    Здравствуйте , не знаю,поздно я сюда или нет , может быть подскажите ,чем всё закончилось ? У нас такая же проблема, сыну 2года и 3 месяца,я напугана ,не знаю что делать, тоже перед словами говорит букву а, не могу понять что это, вроде судорог нет , в общем в ступоре.

    Валерия, как у вас дела? Прошло у сыночка запинание? Напишите пожалуйста

    lisa.ru