Заикание болезнь

Заикание — судорогоподобные движения артикуляционной и гортанной мускулатур, возникающих чаще вначале речи (реже в середине), в результате которых пациент вынужден задерживаться на каком-либо звуке (группе звуков). Данные симптомы заикания весьма схожи с клоническими и тоническими судорогами. При клоническом заикании наблюдается повторное образование слов, слогов и звуков. Тоническое заикание не позволяет пациенту сдвинуться со звуковой остановки, чтобы перейти к артикуляции другого звука. В своем развитии заикание проходит 4 фазы от редких приступов периодически возникающего заикания до серьезной личностной проблемы, ограничивающей способность человека к общению.

Заикание — судорогоподобные движения артикуляционной и гортанной мускулатур, возникающих чаще вначале речи (реже в середине), в результате которых пациент вынужден задерживаться на каком-либо звуке (группе звуков). Данные симптомы заикания весьма схожи с клоническими и тоническими судорогами. При клоническом заикании наблюдается повторное образование слов, слогов и звуков. Тоническое заикание не позволяет пациенту сдвинуться со звуковой остановки, чтобы перейти к артикуляции другого звука.

Выделяют невротическую и неврозоподобную формы заикания. Невротическое заикание возникает у здоровых детей, как результат стрессов и неврозов. Неврозоподобное заикание свойственно детям с заболеваниями нервной системы (как наследственными, так и приобретенными).

Выделяют две группы причин возникновения заикания: предрасполагающие и провоцирующие. Среди предрасполагающих причин возникновения заикания необходимо выделить:

  • наследственную отягощенность;
  • заболевания, вызывающие энцефалопатические последствия;
  • внутриутробные, родовые травмы;
  • переутомление и истощение нервной системы (как следствие инфекционных заболеваний).
  • Условиями, способствующими возникновению заикания могут выступать:нарушение развития моторики и чувства ритма; скудность эмоционального развития; повышение реактивности в результате анормальности отношений с окружающими; скрытые психические нарушения (например, ущемленность). Наличие одного из вышеперечисленных условий достаточно для нервного срыва и, как следствие, заикания. К причинам, провоцирующим возникновение заикания, относятся: одномоментная психическая травма (страх, испуг); двуязычие или многоязычие в семье; подражание; тахилалия (ускоренная речь).

    Патогенез заикания схож с механизмом подкорковой дизартрии. В его составе — нарушение координации дыхательного процесса, артикуляции и голосоведения. Поэтому заикание часто обозначают как дизритмическую дизартрию. Срыв индукционных взаимодействий коры головного мозга и подкорковых структур приводит к нарушению регуляции коры. В связи с этим происходят сдвиги в работе стриопаллидарной системы, которая отвечает за «предуготовность» к совершению движения.

    В движении участвуют две группы мышц — одни сокращаются, другие — расслабляются. Благодаря точному и согласованному перераспределению тонуса мышц, возможно совершение быстрых, точных и строго дифференцируемых движений. Именно стриопаллидарной системой осуществляется контроль над рациональным перераспределением тонуса мышц. Блокирование стриопаллидарного регулятора речи вследствие эмоционального перевозбуждения или анатомо-патологических повреждений мозга приводит к клоническим повторениям (тик) или тоническому спазму. Со временем патологический рефлекс — нарушение речевого автоматизма и гипертонус мускулатуры речевого аппарата – перерастает в условный рефлекс.

    Симптомы заикания

    Дыхание. Среди нарушений дыхательного процесса при заикании отмечается громадный расход воздуха на вдохе и выдохе, что обусловлено расстройством сопротивления в области артикуляции. Нарушение речевого дыхания при заикании заключается в образовании пациентом инспираторно-гласных или проторных звуков. Другими словами, для движения голосовых связок и образования проторного шума пациент использует вдыхаемый воздух. Укороченный выдох наблюдается не только во время речи, но и в покое.

    Голос. Попытка произношения звука при заикании сопровождается судорогоподобным замыканием голосовой щели, что препятствует возникновению звука. Во время приступа гортань быстро и резко движется вверх, вниз и выдвигается вперед. Из-за не способности на плавное произношение пациенты пытаются произносить гласные звуки твердо. Наблюдается смягчение симптоматики заикания при пении и шепоте вплоть до полной нормализации речи.

    Артикуляция. Кроме функциональных нарушений в артикуляционном аппарате при заикании наблюдаются и соматические нарушения. Например, высокий свод неба, отклонение высунутого языка в сторону, в носовой полости — искривленная носовая перегородка, гипертрофия раковин.

    Сопутствующие движения — это движения, сопровождающие речь при заикании, не являющиеся необходимыми, но, в то же время, производимые пациентом, как сознательное движение. Во время приступа заикания пациенты могут откидывать голову назад, наклонять ее, закрывать глаза, сжимать кулак, пожимать плечами, топать ногой, переступать с ноги на ногу. Словом, совершать движения, которые можно обозначить как тонические или клонические судороги.

    Психика. С развитием заикания неизбежны те или иные психические расстройства. Наиболее часто встречается страх перед некоторым буквами, слогами и словами, а именно их произношением. В своей речи пациенты, страдающие заиканием, намеренно избегают таких букв и слов, по возможности подыскивают им замену. При обострениях может возникать абсолютная немота. Мысли о невозможности нормального общения могут доводить до сознания неполноценности и в отношение всего «я».

    Фазы развития заикания

    1-ая фаза. Наблюдаются небольшие эпизоды заикания, сокращение периодов плавной размеренной речи. Окончание первой фазы заикания определяют по следующим симптомам:

  • затруднения в произношении возникают чаще в начальных словах предложений;
  • эпизоды заикания возникают при произнесении союзов, предлогов и других кратких частей речи;
  • «коммуникативное давление» усугубляет заикание;
  • ребенок никак не реагирует на свои трудности с произнесением слов, разговаривает без смущения. Нет беспокойства, страха речи. Спровоцировать заикание способна сиюминутная эмоциональная вспышка.
  • 2-ая фаза. Появляются проблемы в контактировании, некоторые сопутствующие движения. Постепенно повышается число ситуаций, сложных в плане общения.

  • заикание приобретает хронический характер, но различается тяжесть приступов;
  • проблемы с произнесением возникают чаще в многосложных словах, во время быстрой речи и значительно реже в кратких частях речи;
  • ребенок осознает нарушения своей речи, но не считает себя заикающимся. Говорит непринужденно в любой ситуации.
  • 3-я фаза. Закрепление судорожного синдрома. Однако пациенты не испытывают страха речи и какой-либо неловкости. Они используют любую возможность для общения. Предложение о лечении не вызывает какой-либо поддержки или энтузиазма со стороны пациента. Они как будто дают себе установку на спокойствие.

  • пациенты осознают, что по причине заикания некоторые ситуации становятся затруднительными в плане общения;
  • появляются трудности в связи с произнесением определенных звуков, слов;
  • попытки заменить «проблемные» слова другими.
  • 4-ая фаза. На этой стадии заикание — большая личностная проблема. Появляются выраженные эмоциональные реакции на заикание и, как следствие, избегание речевых ситуаций. Если раньше пациент прибегал к замене «проблемных» звуков (слов) периодически, то теперь он делает это постоянно. Он начинает обращать внимание на реакцию окружающих на его заикание. Характерные черты 4-ой фазы заикания:

    • ожидание заикания (антиципация);
    • затруднения при произнесении определенных звуков (слов) принимают хронических характер;
    • логофобия (страх речи);
    • ответы на вопросы становятся уклончивыми.
    • Осложнения заикания

      Наличие заикания вынуждает ребенка избегать речевых ситуаций, в результате чего сужается круг его общения и, как следствие, общего развития. Появляется мнительность, настороженность, ощущение разницы между собой и сверстниками. В результате непонимания между ребенком и его родителями (одноклассниками, сверстниками) развивается ощущение ущемленности, собственной неполноценности. Нарастает раздражительность, появляется пугливость, которая может привести к угнетению психики и усугублению заикания. Заикание может привести к снижению успеваемости в школе по причине неловкости, стеснительности и замкнутости ребенка. Развитие заикания может помешать в выборе профессии, а также в создании семьи.

      Для диагностирования заикания необходимо наличие следующих признаков:

    • нарушение ритмичности речи (обрывки слов, фраз, повторение слогов, растягивание определенных звуков);
    • трудности и запинки в начале речи;
    • попытки справиться с заиканием с помощью побочных движений (гримасы, тик).
    • В случае продолжительности вышеперечисленных расстройств более 3-х месяцев диагностируется заикание. Таким пациентам необходима консультация не только невролога, но и логопеда. Для исключения органических заболеваний нервной системы проводят реоэнцефалографию, ЭЭГ головного мозга, МРТ-диагностику.

      Лечение заикания

      Успешность лечения невротического заикания во многом зависит от своевременности диагностирования. В виду малоэффективности традиционных психотерапевтических методов лечения заикания (поведенческий, гипнотический и т. д.) в современной медицине отдается предпочтение специальным терапевтическим подходам, которые включают в себя элементы нескольких методов лечения. Такие комбинированные психотерапевтические методы лечения заикания применяют и в индивидуальной, и в групповой форме. Коррекция нарушений речи проводится путем логопедических занятий по коррекции заикания и ускоренной речи.

      Невротическое заикание у детей младшего возраста хорошо поддается лечению в логопедических детских садах и группах. Здесь делают акцент на коллективную игровую психотерапию, логопедическую ритмику. Не малое значение придается и семейной психотерапии, где используется внушение, отвлечение внимания, релаксация. Детей учат разговаривать в такт с ритмичными движениями пальцев рук или монотонно и нараспев. В основе метода саморегуляции установка на то, что заикание — определенное поведение, подвластное изменению. В его составе — десенсибилизация, аутогенные тренировки. Целью вспомогательного медикаментозного лечения является снятие симптомов страха, тревоги, депрессий. Рекомендовано назначение седативных (в т.ч. фитотерапевтических) и общеукрепляющих средств.

      В медикаментозном лечении неврозоподобного заикания, возникающего в связи с органическим поражением головного мозга, применяют спазмолитики ( толперизон, бенактизин), с осторожностью транквилизаторы (в минимальных дозах). Доказана эффективность проведения курса дегидратации. В случае клонического заикания рекомендовано назначение нескольких курсов (от 1 до 3 месяцев) гопантеновой кислоты. Кроме того, в комплексное лечение заикания рекомендуется включать физиотерапию, а также массаж (как общий, так и логопедический).

      Прогноз благоприятный более чем в 70% случаев заикания среди детей.

      Методы профилактики заикания разделяют на две группы. Одна из них нацелена на поддержание и укрепление детского здоровья, вторая — на организацию речевого развития ребенка. Полноценное питание, постоянный уход, соблюдение режима дня и гигиены — это важные составляющие психического и речевого развития ребенка, сохранения и укрепления его здоровья. Нормальному функционированию нервной системы и предохранению ее от перегрузок способствует правильное чередование бодрствования и сна. Следует беречь психику детей от чрезмерной информационной нагрузки (просмотр «взрослых» телепередач, чтение перед сном гиперэмоциональных сказок), ситуаций, способных вызвать испуг.

      Полноценное речевое развитие ребенка должно включать в себя три направления. Первое — расширение кругозора, понятия и представления об окружающем мире, явлениях и предметах (игры, прогулки, чтение книг). Второе — профилактика и предупреждение запинок в речи ребенка, обучение плавности и неторопливости речи, умению логично и последовательно излагать свои мысли, желания. Третье — формирование правильного звукопроизношения, ритмике и темпу речи. Однако сообщать ребенку новую информацию следует постепенно, дозировано.

      Исправив заикание, во избежание рецидивов необходимо создать ребенку соответствующие обстановку и режим, которые будут способствовать поддержанию благоприятной психологической обстановки.

      www.krasotaimedicina.ru

      Заикание — это не болезнь

      Откуда берётся заикание.

      Прочитав пост, расположенный ниже http://ru-stammer.livejournal.com/… и комментарии к нему, захотел внести свою лепту в описание заикания здесь, тем более есть личный опыт как самого этого «увлекательного дела», так и избавления от него.

      Я тоже начал заикаться с пяти лет и делал это более трех с половиной десятков лет. Поверхностная причина, откуда эта пакость взялась, была известна, и родители мне её несколько раз озвучивали. Официальная версия была такова: когда мне было 5 лет, нашу детсадовскую группу повели в детский театр на спектакль про Карлсона. Карлсон в этом спектакле разговаривал с характерным заиканием (уже будучи чуть взрослее, я видел такую же картину в одноимённом фильме или телевизионном спектакле, там артист Спартак Мишулин играл Карлсона и тоже характерно заикался). Так вот, СРАЗУ после просмотра этого спектакля я начал заикаться. Всё время обучения в школе меня водили к логопедам, но ничего не менялось. Заикался я достаточно сильно, но контактировать с социумом у меня получалось. В школе были сложности с теми предметами, где надо было отвечать или читать вслух – у доски я молчал, за что получал двойки регулярно. В институте было полегче, повзрослев и «приняв свой симптом как данность», скорее всего внутренне немного успокоился, и даже смог защитить диплом как все – т.е. стоя у доски и рассказывая с попеременным успехом о том, что же я там наваял. Оглядываясь сейчас назад, отчётливо понимаю, что каждый выбор своей жизни делал под влиянием заикания: небольшое количество друзей, да ещё таких, с которыми не приходилось много и часто общаться, такая же бывшая жена, выбранная предыдущая профессия, потом тип собственного бизнеса, хобби и интересы и т.д. и т.п., т.е. до некоторых пор все стороны жизни были такими, чтобы побольше молчать, как натурально, так и фигурально выражаясь.

      Как ни странно, но некоторое не очень принципиальное, но заметное улучшение наступило пару лет назад, когда вокруг стало «рушиться» всё – семейная жизнь, бизнес и прочее. С одной стороны, это были год-полтора сильнейшего стресса, который, однако, привёл не к усилению заикания, а наоборот. Тогда это было непонятно и удивляло немного (хотя больше обращал внимание на то, что твориться снаружи, а не внутри меня), а сейчас я понимаю, почему тогда было именно так – когда потеряно всё, что было построено своими руками за предыдущие 15-20 лет, то вдруг начинаешь понимать, что терять уже нечего и… успокаиваешься. Вот тогда я впервые почувствовал реальную разницу в моей речи. Но также сейчас мне понятно, что одного внутреннего успокоения недостаточно для избавления от заикания. Я так же не мог нормально говорить в любых компаниях, даже очень близких и знакомых людей, хотя, приняв довольно давно своё заикание, мне не нужно было переживать, как меня примут те или иные люди во всех этих компаниях. Любая попытка более-менее живого общения всё также вызывала старый привычный дискомфорт.

      Как правило, не найдя причину – не убрать симптом. Да, я знал с подросткового возраста из разных «авторитетных» источников, что «причиной» заикания является испуг. Уже взрослым я пытался вспомнить, а что же меня испугало в детстве? Спрашивал и родителей, которые недоумевали и всё время повторяли про Карлсона и моё подражание этому персонажу.

      А потом…. А потом я пошёл изучать психология, причём не для того, чтобы разобраться в себе, как это делают многие, а именно для того, чтобы войти в эту профессию и работать. Откуда мне пришло это «озарение», я до сих пор не могу понять – всю «предыдущую жизнь» я занимался с «железяками», что было очень логично и правильно, ведь с ними (с железяками) не нужно разговаривать. Два предыдущих технических образования, соответствующие навыки и интересы… а тут… психология… где нужно ГОВОРИТЬ с клиентами…. Просто жизнь сама привела туда, где я смог не только убрать из себя эту пакость, но и понять, откуда «ноги растут» у неё.

      Через неделю после начала занятий мои преподаватели сказали мне, что к концу обучения заикания у меня не будет. Так и произошло. Курс обучения включал в себя много разных дисциплин, а в конце проходили личную терапию. Вот на ней то за один (!!) сеанс вытащили на поверхность и причину, и начали убирать.

      Причина оказалась очень простая, если знать, куда смотреть и что с чем связать.

      ЗА день до личной терапии вечером за ужином мама «СЛУЧАЙНО» рассказала, что в 4-5 лет я очень любил рассказывать вслух стихотворение про дядю Стёпу, причём по-актёрски, в лицах, встав на стул и т.д. Все взрослые, которые были рядом в эти моменты, умилялись и были в восторге… кроме папы, который на всё это действо всегда реагировал словами что «..из ребёнка вырастет клоун..» с соответствующей мимикой и выражением в глазах и на лице.

      Папа для ребёнка значимый взрослый, тем более в возрасте 5 лет. С одной стороны, любой ребёнок, входя в этот мир и начиная в нём расти и развиваться, хочет себя тем или иным способом выразить. В моём случае я тогда очень хотел себя выразить словами и делал это. Рядом стоял любимый папа и всем своим видом показывал, что он «против» этого. У ребёнка возникает противоречие между тем, что из него «прёт» изнутри и тем, что он ощущает снаружи. И вот, выход найден, как доказать папе свою любовь – раз папа говорил что-то про клоунов, я вижу клоуна и решаю быть именно ЭТИМ клоуном, который заикается. «Выключатель» сработал на спектакле – я стал заикаться сразу после него. Папа дал команду на запрет выражения себя через слова, и ребёнок принял эту команду тем способом, который подвернулся под руку в это время.

      Любой родитель любит своего ребёнка в любом случае, и любой родитель желает своему чаду счастливой хорошей жизни, самореализации и т.п. вещей. Неадекватность реакции конкретно моего отца на мои совершенно безобидные с точки зрения «клоунады» выступления следует искать уже в его детстве, но такой задачи у нас не стояло. Главное я разобрался с причиной возникновения моего личного заикания и переработал эту причину. Мой отец давал такую реакцию не потому, что он «плохой», а потому что в нём тоже тогда сидел соответствующий блок, который заставлял его так реагировать на своего ребёнка.

      Возвращаясь к расположенному ниже посту трехгодичной давности, могу сказать: возникновение заикания обусловливается совокупностью И генетических, И неврологических факторов. В моём случае генетический фактор – это реакция моего отца на мои выступления, неврологический – это уже моя личная реакция в пятилетнем возрасте на происходящее в моей семье вокруг моих выступлений.

      Я действительно не могу сказать, почему ЛЮДИ заикаются, но я могу теперь находить причину в каждом конкретном случае, исходя и из своего личного опыта, и исходя теперь уже из полученных профессиональных знаний. Иногда это может быть и протест, как указывали некоторые в своих комментариях к предыдущему посту, но конкретно в моём случае это было удовлетворение желания любимого значимого взрослого – «не высовывайся, не говори, не показывай себя»…

      Ещё добавлю про две очень занятные вещи:

      1) Всё что происходит с человеком – для чего-то ему нужно, каким бы «нехорошим» это ни казалось на первый взгляд. Заикание – это психосоматика в чистом виде, поскольку никаких физиологических изменений в органах речи не возникает. В случае заикания детей это просто знак родителям (или взрослым, кто воспитывает этих детей или находится рядом с ними) обратить внимание на СВОЁ поведение, как они ведут себя со своим ребёнком. В моём случае это был знак отцу – он его не увидел (да и кто тогда, 30-40 лет назад знал вообще что-либо о психологии?), этот системный семейный вопрос пришлось решать уже мне в достаточно взрослом возрасте.

      2) Ещё один принцип – «если где-то что-то убыло, то в другом месте обязательно прибудет». Если ребёнку «запретили» выражать себя словесно – эта нерасходуемая через речь энергия будет выходить другими путями. У меня это получалось через руки и голову. То, что я научился очень хорошо делать руками и головой до того момента, как перестал заикаться, приносило и приносит очень много пользы, как мне, так и всем вокруг! И все эти навыки и умения я могу применять уже и в новой профессии психолога-психотерапевта, и просто в обычной жизни.

      Ну и напоследок. Поскольку заикание – это психосоматика, то одной умственной работой, т.е. через осознание причины, убрать это довольно сложно (да и долго). У заикающегося в теле сидит блок, с которым тоже надо работать. Иногда этот блок выходит за один раз, иногда выходит «постепенно». Т.е. при психотерапии заикания нужно работать и через осознание (причины, поведения, отношения к чему-либо или кому-либо и т.д.), и посредством работы с телом.

      • pappilonka
      • January 13th, 2009 , 10:24 pm
      • Ищем мамочек для иглотерапии деткам .

        В Москву может приехать рефлексотерапевт Пахомов.
        Нужны желающие на курс- 35 человек

        Сегодня созвонилась с Пахововым В.Н, он согласен приехать с Москву на 2 недели и провести курс иглотерапии деткам. Он до 6го февраля будет в Питере.
        Рефлексотерапевт Пахомов (из Одессы, практика в реб. центре «БУДУЩЕЕ», последние 3 года практикует частным образом). Для тех, кто не знает: он один из немногих рефлексо, кто специализируется на детях с ДЦП. У него свои методики, построенные на его знании и опыте, и проверенные практикой.
        Предварительно надо снять квартиру 2х комнатную, он предлагал, если снять пансионат, он может привезти других спецов. И тогда будет и иголки и ЛФК, он настроен поработать.
        Теперь надо порядка 20-30 мамочек, которые согласны на курсы иглотерапии.
        Можно все прочитать на питерском сайт ЛВ про то как проходило и будет проходить.

        Две мамочки уже есть, это я и Марина Б., моя подруга.

        Народ, пишите, интересно это вам, готовы ли вы, время есть. Давайте скооперируемся.

        По ценам: в Москве 1300-1600 руб/сеанс (не потянуть многим), у него 5 $-сеанс, + еще жилье ему оплатить, то есть к 50$ за 10 дней иголок, наверное 60-80$ с каждого придется собрать.

        ru-stammer.livejournal.com

        Психологическое заикание и условия для возникновения логофобии

        Если у человека имеется заикание, инвалидность на основании этой причины вряд ли будет установлена. Необходимо пройти обследование у специалистов – невролога, психолога, психиатра, в результате которого может быть диагностировано наличие иных заболеваний. Как болезнь заикание может продиагностировать только врач. Логопед помогает обрести новые навыки правильной речи, однако успех дыхательной гимнастики и других процедур во многом зависит от решимости самого человека побороть досадный недуг.

        Важно знать, что в любом возрасте заикание излечимо и от него можно избавиться. Единого подходящего для всех рецепта, конечно же, не существует, в каждом случае необходим индивидуальный подход. Но можно с уверенностью сказать, что лучше справляются с заиканием те, кто верит в себя и готов приложить все усилия для нормализации речи.

        Довольно распространенной проблемой среди подростков и взрослых является так называемое психологическое заикание. Проявляется оно только в определенных ситуациях, например, при необходимости общения с незнакомым человеком, выступления перед аудиторией, необходимости сказать что-то в магазине, общественном транспорте. Заикание вызывает особенные мучения в тех случаях, когда человеку нужно отстоять свою точку зрения, а он затрудняется ровно и без запинок произнести желаемую фразу. Как только человек попадает в комфортную для него обстановку, заикание исчезает.

        К проявления психологического заикания особенно чувствительны подростки. Неоднократно испытав сложности в общении, молодые люди начинают замыкаться в себе, во многих случаях просто отказываясь от разговора. Если подобная привычка закрепится, то можно говорить о логофобии – боязни говорить.

        Не зависимо от того, считаете ли вы, что у вас именно психологическое заикание или заикание в сочетании с логофобией, не рекомендуется бороться с проблемой в одиночку. Гораздо большего эффекта вы добьетесь, работая над речевыми проблемами под руководством квалифицированного психотерапевта. Именно врач поможет вам правильно диагностировать недуг и определить способы его коррекции.

        zaikanie.spb.ru

        Заикание — это нарушение речи, для которого свойственны частые повторения либо пролонгация звуков, а также прерывания речи, которые разрывают ее ритмическое течение. Статистические исследования подтверждают, что данным заболеванием гораздо чаще страдают дети, нежели взрослые. При этом у мальчиков диагностируют заикание в несколько раз чаще, чем у девочек. У большинства детей дефект проходит сам по себе по мере их взросления. У взрослых это заболевание встречается с частотой около 1-3%.

        Классификация заикания

        Критериями для классификации судорог служат течение заболевания, его формы и клинические проявления. Выделяют следующие формы заикания:

      • клоническое — кратковременные судороги следуют одна за другой, что ведет к непроизвольному повторению звуков;
      • тоническое — задержка речи случается из-за сильного и длительного сокращения мышц;
      • смешанное — возникает из-за сочетания обеих разновидностей нарушения речи.
      • По течению заикание бывает постоянным (беспокоит больного постоянно во всех ситуациях и формах речи), волнообразное (может появляться и исчезать), возвратное (после полного исчезновения вновь начинает беспокоить больного). По клиническим формам принято выделять невротическую и неврозоподобную. Первая возникает из-за неврозов и стрессов, а вторая — из-за болезней нервной системы.

        Этиология и патогенез

        Существует целый комплекс причин и факторов риска, которые могут спровоцировать данное заболевание. Поэтому определить точную этиологию болезни можно только в каждом случае. Причины заболевания у взрослых и детей существенно отличаются.

        Заикание у взрослых диагностируют крайне редко. Один из факторов риска заболевания — наследственная предрасположенность. У больных диагностируют слабость центральных отделов речи, что при влиянии неблагоприятных факторов может вызвать заикание. Доказано также, что у мужчин патология встречается гораздо чаще, чем у женщин. Это обусловлено тем, что у женщин левое полушарие мозга, в котором локализуется двигательный центр Брока, более развито.

        Распространенная причина заикания у взрослых — сильный стресс. Под его воздействием нарушается координация мышц, отвечающих за образование звуков. Их сокращение и расслабление становится несогласованным, что в результате ведет к судорогам. Причинами заикания могут также стать болезни центрально-нервной системы: менингиты, энцефалиты, нейроинфекции, черепно-мозговые травмы. Большое значение в появлении заикания играют также опухоли мозга и инсульты.

        У детей основные причины патологии — психические травмы и патологии ЦНС. К возникновению заикания особенно склонны дети, которые перенесли любые заболевания, поразившие нервную систему. К таким заболеваниям относятся черепно-мозговые травмы, внутриутробная гипоксия, инфекционные заболевания, которые были вызваны вирусами. Врачи также выделяют факторы риска развития заболевания. При наличии в жизни ребенка таких факторов любое заболевание ЦНС или стресс могут привести к развитию патологии.

        Факторы риска появления заикания у детей:

      • Ребенок начал рано говорить. Некоторые дети, которым только исполнился годик, могут иметь обширный словарный запас. При этом в норме большинство детей владеют всего 3-5 словами. Затем словарный запас начинает очень быстро пополняться новыми, ребенок в возрасте 1,5 года уже начинает говорить целыми предложениями. Однако легкие и речевой аппарат малыша еще не способны справляться с повышенной нагрузкой, что провоцирует заикание.
      • Позднее начало речи. Обычно такие дети произносят свои первые слова, когда им исполняется два годика. Развернутые фразы дети начинают произносить около трех лет. В этом случае заикание становится причиной двигательной расторможенности нервной системы.
      • Эмоционально лабильная нервная система. Такие дети обычно чрезвычайно плаксивы, у них плохой аппетит и беспокойный сон. Спровоцировать болезнь у детей может любая резкая смена обстановки: переезд в новый город, начало посещения детского сада, долгое отсутствие мамы.
      • Строгое воспитание ребенка. Некоторые родители устраивают ребенку жизнь по четкому расписанию, а также нередко наказывают их за малейшие оплошности. В результате ребенок растет зажатым и пугливым, боится разочаровать родителей.
      • Физическое здоровье малыша. Если ребенок болеет какими-либо хроническими заболеваниями или родители его ограничивают постоянно в чем-то, он замыкается в себе, становится пугливым и стеснительным.
      • Наследственная предрасположенность.
      • Овладение сразу несколькими языками. Если ребенок учит сразу несколько языков, особенно когда родители разговаривают на разных языках, то у него может случиться нарушение слаженной работы речедвигательных центров.
      • В неврологии условно выделяют две большие группы симптомов, которые тесно взаимосвязаны: физиологические и психологические.

        Физиологические симптомы

        Главным внешним признаком заболевания считается наличие судорог в процессе речевого акта. Длительность судорог может варьироваться от 0,2 секунд до 90 в наиболее сложных случаях. Судороги подразделяют по форме на тонические, клонические и смешанные, по частоте и по локализации на голосовые, дыхательные, артикуляционные и смешанные.

        При заикании у больных обычно диагностируют проблемы с дыханием. Выделяют три формы таких нарушений:

      • эксираторную (для нее характерен судорожный выдох);
      • инспираторную (судорожный вдох);
      • респираторную (судорожные вдох и выдох).
      • Заметными симптомами заболевания считаются нарушения речевой и общей моторики (тики, речевые судороги, миоклонусы в мышцах лица). Больные, которые испытывают трудности с произношением, начинают использовать разные уловки, чтобы облегчить речь и скрыть ее недостатки.

        Психологические симптомы

        Основное психологическое проявлением заболевания — чувство неполноценности. Чем сильнее больной концентрируется на своем дефекте, тем он больше усугубляется. Выделяют три степени фиксации внимания больного на своем заболевании, которые отличаются между собой выраженностью психологических симптомов.

        1. Для нулевой степени фиксации характерно, что дети не замечают своего дефекта либо же не испытывают из-за него ущемленности. При этом отсутствуют попытки устранить дефект, больной не чувствует обиды или стеснения из-за заикания.
        2. Умеренная степень фиксации наблюдается у старших школьников, которые стесняются дефекта, а также всячески стараются его скрыть.
        3. При выраженной степени фиксации ребенок страдает от чувства неполноценности, концентрируется на своей проблеме и боится общаться с другими людьми.

        Заикание сопровождается разными осложнениями. Ребенок, который заикается, начинает избегать речевых ситуаций, в результате чего сужается его круг общения. Как следствие, он становится мнительным, настороженным, стеснительным, остро чувствует разницу между собой и ровесниками. У мнительных детей постепенно усугубляется чувство собственной неполноценности.

        По мере взросления ребенка он становится пугливым и раздражительным, что угнетает психику и тем самым сильнее усугубляет заболевание. Проблемы с социальной адаптацией неизбежно ведут к ухудшению успеваемости в школе. Частые осложнения заикания — боязнь речи (логофобия) и боязнь произносить определенные звуки (звукофобия).

        Диагностика заикания

        Для постановки диагноза врач обращает внимание на наличие у больного следующих основных признаков заболевания: запинки и трудности во время произношения слов, нарушение ритмичности речи, которое проявляется повторением слогов, обрывками слов, растягиванием звуков, а также попытки устранить заикание с помощью тика или гримас. Диагностированием болезни занимаются логопед и невролог. Врачу может также потребоваться исключить органические болезни нервной системы, что предусматривает проведение МРТ и ЭЭГ мозга, а также реоэнцефалографию.

        Устранить речевой дефект больному поможет логопед. Однако если судороги возникли из-за поражения центральной нервной системы, лечением патологии должен заниматься невролог. Избавиться от заикания, вызванного психотравмирующей ситуацией, поможет психолог. В основе лечения от заикания лежит восстановление нормального функционирования речевого круга, в особенности торможение центра Брока.

        Лечение от заикания включает в себя целый комплекс методик:

      • медикаментозную терапию;
      • иглоукалывание;
      • выполнение логопедических упражнений;
      • дыхательную гимнастику;
      • гипноз и другие.
      • Все эти методики направлены на решение разных проблем. В частности, гипноз позволяет выявить глубинные причины патологии. Однако для лечения малышей этот метод не применяется.

        Специальных медикаментов для лечения заикания не существует. Обычно медикаментозную терапию назначают только в качестве дополнительного лечения. Больному могут назначить следующие группы препаратов: транквилизаторы, ноотропные медикаменты, успокоительные средства, противосудорожные и гомеопатические таблетки.

        Свою эффективность в избавлении от заикания показал точечный массаж. Он применяется в качестве успокаивающего метода воздействия.

        Дыхательная гимнастика предусматривает формирование нормального речевого дыхания. Ребенок учится делать правильный удлиненный вдох, что позволяет ему запастись достаточным количеством воздуха для произнесения длинной фразы. Компенсировать дефекты речи помогут логоритмические занятия, которые предусматривают пение, мышечную релаксацию, артикуляционные упражнения, дыхательную гимнастику.

        Огромное значение в лечении заболевания играет помощь родителей. Родителям необходимо набраться терпения и стараться соблюдать следующие рекомендации, которые помогут малышу избавиться от дефекта речи:

      • Правильное общение. Нужно стараться разговаривать с ребенком спокойно, плавно, не спеша, выговаривать четко все слова. Желательно задавать ребенку вопросы, на которые он сможет дать простой ответ.
      • Режим дня. Ребенку поможет справиться с болезнью полноценный сон (не меньше 8 часов), а также исключение в вечернее время компьютерных и активных игр.
      • Правильное питание. Родителям стоит следить за рационом ребенка. В нем должна преобладать молочная и растительная пища. Ограничить необходимо сладости, соленые, жареные и острые продукты.
      • Соблюдать охранный речевой режим. На ранних этапах лечения родителям стоит давать ребенку только знакомые ему книжки, не просить его пересказывать прочитанное или учить стихотворения. Оставить все эти занятия лучше на более поздний срок.
      • Взрослым пациентам гораздо сложнее избавиться от недуга, чем детям. Потребуется кропотливый труд и четкое соблюдение всех рекомендаций врача. Больной должен регулярно выполнять логопедические упражнения, вести дневник своих выступлений, а также стараться почаще проявлять инициативу в общении, чтобы избавиться от страха и чувства неполноценности из-за своего дефекта речи.

        Прогноз при заикании

        Прогнозировать исход заболевания достаточно трудно, поскольку спровоцировать его могут самые разные факторы. Далеко не все они легко и быстро устраняются. Во многом прогноз заикания зависит от его формы и возраста пациента. Доказано, что чем моложе пациент, тем у него больше шансов на полное выздоровление. Однако дети, заболевшие из-за врожденных особенностей речевого аппарата, имеет все же низкие шансы на выздоровление.

        На исход болезни влияет также тип течения. В частности, дыхательные судороги лечатся относительно легко, а клонические формы болезни проходят быстрее тонических. Наиболее благоприятным возрастом для лечения патологии считается 3-5 лет. Тяжелее всего избавиться от заикания детям от 12 до 17 лет. В логопедии зафиксированы также случаи рецидивов заболевания при воздействии неблагоприятных факторов.

        Профилактика заикания

        В логопедии принято выделять две группы методов профилактики заболевания: укрепление иммунитета ребенка и организация его речевого развития. Для поддержания и укрепления здоровья малыша крайне важно соблюдение режима дня, полноценное питание, физическая активность, правильная гигиена. Чтобы нервная система функционировала правильно, необходимо защищать ее от лишних перегрузок и следить за нормальным режимом сна и бодрствования.

        Речевое развитие малыша должно быть направлено на расширение его кругозора, представлений о предметах и явлениях, окружающих его. Важно также, чтобы ребенок научился правильному произношению звуков, темпу речи и ее ритмике. Избежать заикания можно также за счет профилактики запинок речи, обучению малыша говорить плавно и логично высказывать свои мысли.

        Процедуры применяемые
        при заболевании Заикание

        www.mosmedportal.ru