Заикание человека причины

Независимый сайт о заикании

Причины и проявления заикания

Проблема заикания занимает умы не одного поколения людей. Отражением этого являются многочисленные теорий, претендующие на объяснение его механизмов.

Бытует мнение о том, что заикание возникает от испуга, то есть в результате психотравмы. Но можно ли считать психотравматизацию единственной и ведущей причиной заикания ?

Всем известно, что подавляющее большинство детей, особенно в раннем возрасте, пугаются, но далеко не все после этого начинают заикаться. Следовательно, у ребенка, начавшего заикаться, имелись определенные предпосылки, предрасполагающие причины, на которые наслоились различного рода психотравмы (например, сильный испуг, конфликты в семье и др.).

Каковы же эти предпосылки? Неблагоприятные условия жизни и работы матери, а также различные заболевания в период беременности могут явиться причиной ослабленности новорожденного. Предрасполагать к возникновению заболевания могут черепно-мозговые травмы, соматические или инфекционные заболевания, протекавшие с высокой температурой, различного рода эмоциональное напряжение.

Для понимания структуры речевого расстройства при заикании исследователи в разное время и разными методами (физиологическими, медицинскими, психологическими) изучали механизм заикания, причины его возникновения, особенности проявления. Однако механизм заикания до сих пор остается недостаточно ясным.

Среди разных взглядов на сущность заикания можно выделить следующие: заикание — это речевое недоразвитие либо это невроз или неврозоподобное состояние.

Большинство отечественных ученых относят заикание к неврозам. При этом часть исследователей склонны рассматривать заикание как симптом невроза (Ю.А. Флоренская, Ю.А. Поворинский), другая часть — как особую форму общего невроза (В.А. Гиляровский, М.Е. Хватцев, И.П. Тягугин, С.С. Ляпидевский, А.И. Поварнин, Н.И. Жинкин, В.С. Кочергина).

Таким образом, в возникновении заикания первостепенную роль играют нарушенные взаимоотношения нервных процессов в коре головного мозга. Нервный срыв в деятельности коры больших полушарий может быть обусловлен, с одной стороны, состоянием нервной системы, ее «готовностью» к отклонениям от нормы. В этом немаловажное значение имеет тип высшей нервной деятельности человека. С другой стороны, нервный срыв может быть обусловлен биологическими предпосылками, неблагоприятными внеш-ними факторами.

Предрасполагающие причины для возникновения заикания разнообразны. Может быть сочетание нескольких причин: наследственная предрасположенность, невропатическая конституция, органическое поражение центральной нервной системы, соматическая ослабленность вследствие заболеваний, семейная отягощенность патологией речи и др. Непосредственным толчком для появления судорожных запинок может послужить психотравма, инфекционное заболевание, возросшие интеллектуальные нагрузки. Заикание может начаться и без видимой причины.

Отражением нервного срыва является расстройство особо уязвимой и ранимой у ребенка области высшей нервной деятельности — его речи, что проявляется в нарушении координации речевых движений с явлениями судорожности. Фиксированность внимания на речевых затруднениях усугубляет и усложняет расстройство нормального механизма образования речевого потока.

Видимо, возможны и другие варианты объяснения механизмов заикания, в частности на основе органических изменений центральной нервной системы.

Особенности проявления (симптомы) заикания изучены к настоящему времени достаточно полно. По своим проявлениям заикание — крайне неоднородное расстройство. Многообразие проявлений заикания, отмеченное ис-следователями, позволяет утверждать, что заикание — это не только расстройство речевой функции. В проявлениях заикания обращают на себя внимание в разной степени выраженные расстройства нервной системы, физического здоровья, общей и речевой моторики, собственно речевой функции, а также наличие психологических особенностей. Перечисленные отклонения в психофизическом состоянии заикающихся проявляются по-разному. У них часто наблюдается общее мышечное напряжение, скованность движений или двигательное беспокойство. Понима-ние своего речевого недостатка, неудачные попытки замаскировать его нередко порождают у заикающихся определенные психологические особенности: речебоязнь, чувство угнетенности, раздражительности и постоянные переживания из-за своей речи, поэтому расстройство речи еще более усиливается.

Первые реакции на дефект у ребенка неосознанны, не носят эмоциональной окраски. Но в результате многократного повторения случаев запинок в речи ребенка их восприятие сопровождается у него развитием понимания, что он говорит не так, как все (неплавно, прерывисто, с запинками), что ему что-то мешает свободно говорить (двигать языком, губами и т. д.). Запинки возникают внезапно, необъяснимо от чего, являются предметом внимания окружающих, не поддаются сразу преодолению, не исчезают самостоятельно и постепенно входят в патологическую условно-рефлекторную цепочку (Н.И. Жинкин, 1958).

Длительное действие раздражителя в одних случаях приводит к понижению чувствительности (адаптации), а в других — к ее обострению (сенсибилизации).

Отсутствие фиксации на речевых запинках у ребенка происходит, прежде всего, под влиянием благоприятных окружающих условий, доброжелательного и спокойного отношения к проявлению этих запинок. В этом случае запинки не мешают общению ребенка с окружающими. Такая картина преимущественно характерна для детей с запинками несудорожного характера, которые, по мнению ряда авторов (М. Зееман, 1962; Л.И. Белякова, Е.А. Дья-кова, 1998; В.И. Селиверстов, 2000, и др.), встречаются у детей довольно час-то (в 80% от общего числа всех детей от 2 до 4 лет) и легко проходят, если нет осложнений.

Иная картина наблюдается в случаях обострения чувствительности к восприятию своих речевых нарушений. Возникшие представления о речевых запинках у заикающегося могут опережать само их появление и выступать в данном случае уже как их предвидение и ожидание. Понятия о своей неправильной речи складываются у заикающихся по-разному и постепенно, с накоплением опыта.

Осознанное внимание к своим речевым проблемам побуждает к волевым действиям по преодолению речевого дефекта. Причем невозможность самостоятельно справиться с этой задачей усугубляется ощущениями собственной неполноценности. Состояние яркого переживания способствует фиксированности на своем дефекте, которая увеличивается с возрастом. Со временем у каждого заикающегося складывается своя иерархия коммуникативных трудностей. Например, школьник, свободно говорящий на перемене, тяжело заикается на уроке, а человек, только что не испытывавший затруднений при разговоре с приятелем, не может двух слов сказать без запинки в ответ прохожему. Неблагоприятный опыт прошлого порождает не только определенные представления о своей неправильной речи, о самом себе и своем положении в обществе, но и формирует неуверенность в своих речевых возможностях.

Предвидение и ожидание речевых запинок в совокупности с отрицательными эмоциями во многих случаях приводит к навязчивым страхам речи (логофобии, звукофобии), снижению речевой активности. Переживания, связанные у заикающихся с нереализованной потребностью свободного речевого общения с окружающими, могут сопровождаться состоянием эмоциональной угнетенности, раздражительности, отчаяния, физического напряжения во время речи, повышенной психической истощаемостью. В зависимости от благоприятных или неблагоприятных условий названные явления могут или проявляться кратковременно, или перерастать в стойкие патохарактерологические особенности. Часто у детей формируется робость, застенчивость, тревожность, агрессия и другие расстройства. Все они могут затруднять формирование других форм общения, которые соответствуют последующим этапам развития человека. Заикание, наложившее отпечаток на развитие личности подростка, на его общение, часто неблагоприятно сказывается на всей деятельности заикающегося, на его эмоциональной сфере и ведет к психологическим, соци-альным и педагогическим проблемам.

Таким образом, принимая точку зрения Л.Я. Миссуловина (1988) и В.М. Шкловского (1994), можно полагать, что заикание — это состояние речи, обладающее отрицательной, а в некоторых случаях и положительной динамикой, при котором в периферическом речевом аппарате человека, страдающего заиканием, наблюдаются судороги различной тяжести, продолжительности и частоты, возникающие вследствие невротических, неврозоподобных состояний либо органических заболеваний нервной системы и в свою очередь вызывающие у значительной группы больных вторичные реактивные наслоения. Эти наслоения могут обусловливать определенные изменения личности и приводить к нарушениям системы общения заикающегося с ок-ружающими.

Итак, можно сделать вывод, что заикание — сложное комплексное за-болевание, требующее разностороннего подхода к лечению.

Поварова И.А.
Коррекция заикания в играх и тренингах

Речевое дыхание является произвольным и значительно отличается от дыхания в покое — физиологического дыхания вне речи. Наиболее благо-приятные условия для работы голосового аппарата создаются при нижнереберном дыхании, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы. Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы, т. е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Постановка диафрагмального дыхания проводится на фоне мышечного расслабления. Упражнения начинают с положения лежа. В дальнейшем диафрагмальный тип дыхания целесообразно тренировать при выполнении физических упражнений (ходьба, наклоны туловища и т. п.). Небезуспешно в работе с заикающимися используется парадоксальная дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой, где внимание уделяется короткому вдоху. В то же время в работе с заикающимися над речевым дыханием основное их внимание и инструкции должны касаться выдоха.
читать дальше >>

Обучение навыкам релаксации начинается с упражнений, которые по-зволяют ребенку почувствовать разницу между напряжением и расслаблением. Проще ощутить напряжение мышц в руках и ногах, поэтому детям предлагается перед расслаблением сильно и кратковременно сжать кисти рук в кулак, напрячь мышцы ног и т. д. Такие упражнения даются в следующей последовательности: для мышц рук, ног, всего туловища, затем для верхнего плечевого пояса и шеи, артикуляционного аппарата.

Большинство заикающихся в процессе речевого общения испытывают чувство тревоги, неуверенность, страх. Им свойственна нарушение равнове-сия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повы-шенная эмоциональность. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации становятся избыточными для их нервной системы, вызывают нервное напря-жение и усиливают внешние проявления заикания. Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в основном обеспечивается общим мышечным расслаблением. И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя. Эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц.

Хорошая дикция — основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей — языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки. Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики). Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.

stuttering.su

Причина заикания: опровергаем стереотипы

До сих пор медики не вывели единой теории о происхождении заикания. Сформировался некий стереотипный образ заики: патологически застенчивый, неспособный находиться в центре внимания, что-то вроде социофоба. Американские ученые опровергают этот стереотип. Эксперименты показали, что причина данного нарушения речи — в нейрофизиологических механизмах.

Врачи определяют заикание как «нарушение темпо-римтической организации речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков, слогов, или слов». Но для тех, кто страдает заиканием, этот дефект представляется не неуклюжим медицинским определением, а довольно тяжелым недугом, способным основательно испортить жизнь.

До сих пор медики не предложили единой научно обоснованной теории о происхождении заикания. Исследователи сходились во мнении, что появлению заикания способствует целый комплекс факторов. Известно, что заикание нередко провоцируют психологические причины, к примеру, сильные стрессы, пережитые в детстве или даже во время внутриутробного периода. В минуты сильного волнения даже абсолютно здоровые люди могут начать говорить сбивчиво.

Основываясь на этом, людей, страдающих данным дефектом речи, нередко считают кем-то вроде социофобов. Сформировался некий стереотипный образ заики: патологически застенчивая личность, неспособная «поставить себя» в обществе, с заниженной самооценкой. Просто какая-то дискриминация по речевому признаку!

Однако ученые располагали и контраргументами. Некоторые факты позволяли предположить, что психологические аспекты заикания вторичны, а основная причина этого нарушения кроется в нейрофизиологических сбоях.

Нередко при возникновении заикания отмечается органическое поражение мозга во внутриутробном периоде развития, родовые травмы или повреждения головного мозга в раннем детстве. Предполагается, что любая из этих причин способна вызвать патологические изменения в соматической (то есть телесной), и психической сферах, приводя к задержке речевого развития или речевым расстройствам.

К примеру, известно, что заиканием часто страдали так называемые переученные левши, то есть дети, которым запрещали пользоваться левой рукой как ведущей. Изучив этот феномен, медики пришли к выводу: вынуждая детей пользоваться правой рукой, родители и педагоги вызывали сбой в работе полушарий головного мозга. У левшей, в отличие от праворукого большинства, ведущим полушарием является правое.

При переучивании функции частично переходят к левому полушарию, но не до конца, так как (по многим данным) леворукость заложена генетически, и «исправить» ее воспитанием практически невозможно. «Спутанность» в активности полушарий вызывает ряд психических проблем, в числе которых — речевые нарушения. Характерно и то, что особенно сильно страдали левши, которым запрещали писать левой рукой: как известно, функции письма тесно связаны с речевыми.

Таким образом, можно было предположить, что заикание имеет нейрофизиологические механизмы. Существовали и другие косвенные доказательства этой теории: например, то, что заикание сопровождается повышением тонуса и возникновением судорожной готовности моторных нервных речевых центров, включая центр Брока. Последний представляет из себя участок коры, отвечающий, в частности, за объединение отдельных речевых движений в единый поток с ритмическим рисунком — проще говоря, помогает нам говорить плавно и связно.

В этом месяце ученые из Иллинойса нашли подтверждение гипотезе анатомического происхождения заикания. Для ее проверки они набрали группу из 23 добровольцев-мужчин, 11 из которых страдали заиканием, а 12 других имели нормальную речь. Возраст участников — в диапазоне от 20 до 35 лет. Испытуемым предлагали выполнить несложные речевые тесты, активность их мозга в это время отслеживалась при помощи МРТ.

Как пишут исследователи, у людей с заиканием оказалось увеличено мозолистое тело — структура мозга, соединяющая полушария и служащая нейрофизиологическим проводником между ними. Более того: при выполнении речевых тестов у людей с заиканием активировались преимущественно структуры правого полушария, а у участников эксперимента с нормальной речью — левого. Таким образом, механизмы даже самой простой речевой активности у заикающихся выглядели иначе.

Это первое исследование людей с речевыми нарушениями, в котором функциональный анализ работы нервной системы (активность мозговых структур) сочетается с изучением анатомических особенностей (увеличение мозолистого тела).

Российские специалисты согласны с западными коллегами. На видеоролике, размещенном на портале stammering.ru, директор научно-исследовательского центра биокибернетики Андрей Блудов развенчивает один из главных мифов о заикании. Он объясняет, что у заикающихся людей изначально нет проблем в эмоциональной сфере, а возникают они из-за неадекватной реакции окружающих, а также из-за повышенного тонуса речевых центров мозга.

Многие существующие ныне способы коррекции заикания, от медикаментозных до нетрадиционных (иппотерапия, общение с дельфинами) помогают некоторым из пациентов, но ни одна не дает стопроцентного результата. Хочется надеяться, что подробное изучение физиологических механизмов этого расстройства поможет разработать высокоэффективную методику лечения.

Читайте самое интересное в рубрике «Наука и техника»

Встройте «Правду.Ру» в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

www.pravda.ru

Причины и последствия заикания

«Почему мой ребенок заикается?» или «Откуда у меня симптомы логоневроза?» — нередко приходится слышать специалистам. При этом предпосылки заикания интересуют не только больных, но и профессионалов, занимающихся их лечением. Только зная истоки того или иного нарушения, возможно его устранить надолго. Почему люди заикаются? И чем опасно для человека данное нарушение?

Причины заикания

1. Биологические факторы заикания

2. Физиологические факторы заикания


3. Социальные факторы заикания

4. Психологические факторы заикания

  • психические травмы;
  • острые эмоциональные переживания (и положительные, и отрицательные);
  • сильный испуг;
  • психологическое переутомление;
  • информационные перегрузки;
    • стрессы и т.д.

    Однако те или иные негативные ситуации, обстоятельства, переживания не у всех людей провоцируют возникновение логоневрозов. Кто-то успешно справляется с трудностями, у других же отрицательные психологические моменты могут вызвать расстройства речи. От чего это зависит? Во многом — от личностных особенностей человека. В большинстве случаев взрослые люди или дети, страдающие заиканием, характеризуются: повышенной тревожностью, эмоциональной неустойчивостью, наличием страхов и фобий, неуверенностью в себе, комплексами, дефектами в мировоззренческой, ценностной системе и т.д. Именно поэтому, для того чтобы избавиться от заикания надолго, необходим комплексный подход в лечении. Важно не только устранить причины логоневроза, но и избавиться от сопутствующих психологических и соматических нарушений.

    В Центре Психологии Самореализации применяется уникальная методика коррекции и устранения заикания у детей и взрослых. Особенностью данного метода является системный подход к решению проблемы. Прохождение полного психотерапевтического курса позволяет не только нормализовать речь, но и обрести полное душевное здоровье и благополучие.

    Почему заикание необходимо лечить?

    Вероятнее всего, мы не найдем человека, страдающего заиканием, которого бы его недуг полностью устраивал. И взрослым, и детям логоневрозы доставляют массу переживаний и неудобств. Трудности в налаживании контактов с противоположным полом, страхи публичных выступлений, сложности профессионального развития и т.д. Для некоторых заикающихся людей существенной проблемой является даже, казалось бы, обычный поход в магазин или звонок по телефону.

    Важно отметить также, что особую опасность логоневрозы представляют для детей. Речь, полноценное общение ребенка с взрослыми людьми и сверстниками – необходимое условие его нормального интеллектуального и социального развития. Замечено, что многие заикающиеся дети испытывают существенные трудности в учебе. Страх быть осмеянным сверстниками, непонятым учителем часто приводит к тому, что ребенок не проявляет активности в познавательной деятельности, стремится занять позицию «неприметного наблюдателя». Заикание может спровоцировать развитие комплексов, неуверенности в себе, низкой социальной активности и т.д. Одним словом, логоневроз – это заболевание, которое всегда необходимо лечить.

    Если проблема заикания коснулась и Вас или Ваших детей, не миритесь с этим недугом! При своевременном обращении к квалифицированному психотерапевту прогнозы в лечении логоневрозов всегда положительные. Специалисты Центра Психологии Самореализации помогут Вам победить заикание!

    www.cps06.ru

    Заикание у взрослых: причины и лечение

    Заикание у взрослых можно вылечить

    Процент взрослого населения, страдающего заиканием, ничтожно мал. Но такое нарушение речи не остается незамеченным окружающими людьми. Взрослый человек, который говорит с заиканием, вынужден сосредотачивать свое внимание не на правильном изложении мысли, а на самой речи, обходя сложные для него слова и выражения. Часто это приводит к недопониманию или полному безразличию к сказанному со стороны слушающих людей. Заикающийся человек начинает меньше общаться и больше времени проводить в одиночестве. Но все это поправимо – заикание у взрослых лечится. Нельзя сказать, что это происходит быстро и легко, но то, что успешно – это факт.

    Причины заикания

    Заикание у взрослого человека может проявиться в раннем детстве или, наоборот, уже в зрелом возрасте.

    Если нарушение речи возникло в детстве и специального лечения не проводилось или же оно не принесло желаемого результата, заикание может проявляться у человека на протяжении всей жизни. Даже если в раннем возрасте удалось избавиться от нарушения речи, существует вероятность повторного проявления заикания во взрослой жизни.

    Причины заикания у взрослого человека могут быть различны, но общее у них все-таки есть – это психологический фактор. Психическое потрясение, сильное эмоциональное переживание, внезапный испуг – все это может привести к нарушению речи. Конечно, это не значит, что человек будет заикаться постоянно и в любой ситуации. Там, где возникнет необходимость объясниться, выразить свою точку зрения или самое страшное для заикающегося человека – публично выступить, нарушение речи даст о себе знать. Чем больше человек настраивается на правильное изложение мыслей, тем больше он волнуется и, как следствие, заикается.

    Не всегда нарушение речи у взрослых связано с психологическими причинами. Заикание может быть следствием травмы, контузии или инфекционных заболеваний. Сотрясение головного мозга, повреждения, полученные во время занятия спортом (бокс, борьба), могут вызвать серьезные нарушения речи.

    Лечение заикания у взрослых

    Для успешного лечения заикания очень важно согласовать ритм дыхания, работу голосового аппарата и мышц, участвующих в работе органов, которые используются для образования звуков. Здесь главное – добиться плавности и неторопливости речи. Для начала очень полезно научиться произносить без запинок короткие предложения. Затем длина фраз постепенно увеличивается, приближаясь к стандартной. Незаменимой при лечении от заикания является артикуляционная гимнастика – специальные упражнения, повышающие тонус мышц органов речевого аппарата и увеличивающие подвижность самих органов речи.

    Так как возникновение заикания в основном имеет психологическую основу, то в процессе лечения необходимо больше внимания направить на устранение чувства страха, тревоги и неуверенности в себе. Важно добиться спокойного, размеренного ритма речи. Для этого не нужно сразу же пробовать свои силы в публичных выступлениях. Начинать надо с малого: сначала небольшое число слушателей, а затем, при ощутимых успехах, можно увеличить аудиторию. Положительные результаты отмечены у заикающихся взрослых, которые решили попробовать свои силы на театральном поприще: это могут быть небольшие сценки или даже спектакли в местных студиях.

    Все чаще в качестве лечения заикания используют гипноз. Человеку внушают мысль о том, что он говорит отчетливо, ясно и без запинок, правильно строит свою речь и убедителен в своих высказываниях.

    Человек должен сам захотеть избавиться от заикания. Потребуется много терпения, так как лечение заикания у взрослых может растянуться на месяцы. Нужно уяснить для себя, что сразу хороших результатов может не последовать, что-то не будет получаться или на определенном этапе станет сложно преодолеть свои сформировавшиеся навыки общения. Но это все временно. Главное – заикание у взрослых излечимо. А упорство и настойчивость будут незаменимыми помощниками в достижении этой цели!

    Понравилась статья? Сделайте доброе дело — поделитесь с друзьями в соцсетях:

    zdips.ru

    Заикание – причины и механизм возникновения.

    Заикание – это нарушение темпа и ритмичного течения речи, сопровождающееся остановками речи, протяжностью звуков, повторением звуков и слогов. Причины заикания медицина связывает с нарушением состояния мышц речевого аппарата (судорогами и спазмами) сопровождающими напряженное состояние нервной системы в момент начала разговора человека с окружающими людьми. Чаще всего заикание возникает именно в начале речи, реже в середине разговора и не дает человеку возможности сдвинуться с остановки звука, чтобы перейти к следующему звуку, либо сопровождается судорожным повторением звуков, слогов или отдельных слов.

    Заикание по происхождению может иметь неврозоподобную (при врожденных или приобретенных заболеваниях нервной системы) или невротическую (при неврозах, переутомлениях и стрессовых состояниях) форму.

    Предрасполагающие причины заикания кроются:

    • в нарушениях моторики и чувства ритма,
    • в психологической напряженности или перевозбуждении в моменты разговора,
    • в ситуациях: при испуге, в момент страха,
    • в нарушениях дыхания в момент артикуляции (слишком большой расход воздуха при вдохе — выдохе),
    • в инфекционных болезнях,
    • в истощении нервной системы,
    • в дородовых и родовых травмах,
    • в энцефалопатии,
    • в контузии (частный случай травмы, порождающей заикание),
    • в задержке развития речи,
    • в слишком бурном и раннем развитии речи с большим словарным запасом.
    • Механизм возникновения заикания связан с чрезмерным возбуждением речевых центров в коре головного мозга и областей головного мозга, отвечающих за эмоции. В момент эмоционального напряжения возникает спазм (судороги) участвующих в артикуляции органов: мышц гортани, неба, языка.

      Проблема заикания напрямую связана с адаптацией человека в социуме, возникает как защитный механизм в процессе контакта с окружающими, что влечет за собой напряжение в момент общения человека с посторонними мало знакомыми или незнакомыми людьми. Но в состоянии расслабленности нервной системы при общении с животными или наедине с самим собой такой человек разговаривает не заикаясь.

      medicalfairway.mobi