Заикание этапы работы

Специализированная помощь заикающимся подросткам и взрослым в нашей стране оказывается в системе здравоохранения: в логопедических кабинетах и стационарах психоневрологических диспансеров и больниц.

Сложность клинической картины заикания у подростков и взрослых выдвигает у них на первый план в комплексном преодолении заикания медицинские мероприятия. Это существенным образом влияет на место, роль и специфику логопедической работы с заикающимися. Поэтому, в настоящее время все чаще эта работа обозначается как «логотерапия», «логопсихотерапия».

Об особенностях логопедической работы с заикающимися подростками и взрослыми за последние три десятилетия писали многие авторы: И.Ю.Абелева, Л.З.Андронова, Л.П.Голубева, А.Я.Евгенова, М.Н.Киселева, А.И.Лубенская, М.И.Мерлис, Ю.Б.Некрасова, Н.Ф.Синицина, М.В.Смирнова, М.Е.Хватцев, А.Г.Шембель, В.М.Шкловский и др.

Методика устранения заикания у подростков в условиях медицинского стационара, разработанная сотрудниками ГНИИ уха, горла и носа МЗ РСФСР под руководством проф. С.С.Ляпидевского, содержит шесть основных этапов логопедической работы:

1) подготовительный (2—3 дня); установочный (вступительная конференция, специальный инструктаж в плане психотерапии); 3) максимальное ограничение в речи (10—14 дней); 4) активная перестройка речевых навыков (3—4 недели); 5) закрепление правильных речевых навыков (3—5 недель); 6) заключительный этап (выпускная конференция, специальный инструктаж).

Собственно речевые занятия с заикающимися по этой методике начинаются с установочного этапа, когда заикающиеся на положительных примерах лечившихся до них получают стимул к собственному излечению. На этапе максимального ограничения в речи заикающиеся находятся на полном режиме молчания 3— 5 дней, а в остальные 7—9 дней — относительного речевого покоя. Под руководством логопеда они овладевают сопряженной, полуотраженной и отраженной речью, а затем и небольшими фразами, необходимыми для обихода в отделении. В этот же период с заикающимися проводятся упражнения по постановке дыхания и артикуляционная гимнастика.

Заикание этапы работы

Предлагаемые схемы занятий обозначают основные этапы последовательной логопедической работы. Не подменяя творческой работы логопеда, они являются отражением единых требований для всех заикающихся. Эти схемы служат для упорядочения, системности и целенаправленности логопедических занятий.

В предлагаемой системе логопедической работы в амбулаторных условиях учтен накопленный опыт в современной логопедии. В то же время к числу ее особенностей можно отнести следующие:

а) Логопедические занятия с заикающимися прежде всего строятся в зависимости от разных речевых возможностей каждого заикающегося, а не от сложности только речевых упражнений.

Опора на сохранные участки речи в коррекционной работе с заикающимися позволяет одновременно использовать разработанные за многие годы разные системы последовательно усложняемых речевых упражнений, а также использовать сохранные речевые возможности каждого заикающегося отдельно.

Выявленный порог (уровень) свободной речи у заикающихся (см. табл. 3) позволяет определять задачи трех этапов логопедических занятий с ними: подготовительного (работа ведется на имеющихся сохранных, здоровых участках речи), тренировочного (постепенное наступление на «больные участки речи») и закрепительного (закрепление приобретенных речевых навыков в повседневной деятельности с постепенным уменьшением речевых занятий).

б) Наряду с последовательным усложнением собственно речевых упражнений предусматривается постепенное нарастание сложности речевых ситуаций.

Исходя из знания факторов, влияющих на проявления пароксизмов заикания, в нашей системе предусматриваются разные стороны последовательного усложнения собственно речевых упражнений (степени ее самостоятельности, подготовленности структурной сложности, ритмичности, громкости) и речевых ситуаций (в зависимости от общественного окружения, обстановки, форм деятельности). Система логопедических занятий с заикающимися дошкольниками тесно увязывается с возрастными особенностями детей и задачами программы воспитания их в детских садах.

pedlib.ru

Основные принципы, этапы и приемы комплексного лечения заикания

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ И ЛЕЧЕБНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Заикающиеся дети дошкольного возраста в настоящее время получают специализированную помощь как в лечебно-профилактических и санаторно-курортных учреждениях, так и в речевых детских садах системы просвещения.

В большинстве случаев лечение осуществляется комплексным методом, т. е. усилия врачей (педиатров, невропатологов, психиатров, физиотерапевтов) и логопедов направлены на оздоровление нервной системы ребенка и воспитание у него навыков здоровой речи. Основная особенность устранения заикания у дошкольников заключается в том, что, как правило, ребенок не фиксирует внимания на нарушенной речи, нередко просто не замечает своего заикания и относиться сознательно к логопедической работе не может. Заставлять же насильно малыша выполнять логопедические упражнения нельзя, так как такие занятия могут вызвать у него негативную реакцию и не принесут никакой пользы. Поэтому вся логопедическая работа носит характер не занятий, а интересной игры, проводимой только на положительных эмоциях.

Вопросу устранения заикания у дошкольников в процессе игровой деятельности посвящены работы, в которых с позиций психологии детского возраста авторы предлагают систему различных игр — упражнений, направленных на воспитание у заикающихся детей устойчивого внимания, навыков нормальной общей, ручной и речевой моторики; рекомендуемые игры предусматривают развитие у маленьких пациентов запаса знаний и представлений, активного словаря, умение грамматически правильно оформлять свою мысль. Другими словами, в процессе игры у ребенка вырабатываются качества и навыки, необходимые для преодоления заикания.

В учреждениях здравоохранения и в речевых детских садах принципы и методические приемы лечебно-коррекционной работы с заикающимися дошкольниками в основном одни и те же. Но детский сад, в отличие от поликлиники, ребенок посещает каждый день и проводит там 8—10 ч. Режим детского сада, все виды логопедической работы, в том числе и музыкальные занятия, подчинены одной цели — восстановлению речи заикающихся детей.

Дети младшего и среднего школьного возраста, страдающие заиканием, так же могут, как и дошкольники, посещать логопедические кабинеты детских поликлиник. Помимо этого, они получают помощь в школьных логопедических пунктах, а в летнее время — в специализированных лагерях и санаториях.

В школьном возрасте у детей появляется большая заинтересованность в лечении заикания, в связи с этим и более сознательное отношение к логопедическим занятиям. Поэтому становится возможным проведение различных упражнений по коррекции дыхания, артикуляции, темпа и ритма речи.

Логопедические занятия обычно проводятся на материале школьных уроков и тем самым подготавливают ответы учащихся в школе в речевом отношении, т. е. у детей вырабатывается навык здоровой речи в наиболее сложной для них ситуации.

В работе с детьми школьного возраста возможно более широкое применение лекарств и физиотерапии; также начинают вводиться отдельные приемы психотерапевтического воздействия: разъяснительные беседы, упражнения по мышечной релаксации с элементами самовнушения, а в тех случаях, когда у ребенка появляются вторичные логоневротические наслоения, мы с успехом применяем внушение в бодрствующем и гипнотическом состоянии.

Значительная роль в процессе лечения заикающегося отводится его семье. Спокойные условия жизни, организация необходимого для больного режима, выполнения рекомендаций и назначений специалистов, систематические речевые занятия в домашней обстановке — все это не только способствует оздоровлению нервной системы и речи ребенка, но и дает возможность закрепить достигнутые положительные результаты лечения.

ЭТАПЫ КУРСА КОМПЛЕКСНОГО ЛЕЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И ВЗРОСЛЫХ В ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИХ ДИСПАНСЕРАХ ПИТЕРА

В настоящее время в нашей стране и за рубежом публикуется много работ, посвященных проблеме лечения взрослых заикающихся.

В наиболее прогрессивных исследованиях, проведенных с позиции материалистической методологии учитываются нервно-психические и личностные особенности данного контингента больных, которые обусловливают выбор тех или иных приемов комплексной терапии заикания, т. е. лечебно-корригирующего влияния на личность, нервную систему и речь больного.

В Питере была организована сеть межрайонных логотерапевтических кабинетов для лечения взрослых и подростков, страдающих заиканием. Эти кабинеты функционируют на базе 4 районных психоневрологических диспансеров. Лечение заикания в указанных учреждениях также проводится комплексным методом, включающим в себя логопедию, применение лекарственных препаратов, физио- и психотерапию.

Весь курс лечения рассчитан на 3,5—4 мес. При организации лечения мы учитываем основные положения методического письма Министерства здравоохранения «Комплексная система логопедических занятий и психотерапии при логоневрозах» (составитель — В. М. Шкловский, 1966), которые в процессе многолетней работы с заикающимися были дополнены материалом наших собственных наблюдений и исследований, позволивших нам применить ряд новых лечебно-корригирующих приемов.

Курс лечения проводится амбулаторно (2—3 коллективных занятия в неделю сочетаются с индивидуальными занятиями и беседами) и условно делится на этапы.

Подготовительный или диагностический этап длится около 1 мес. Больные обследуются логопедом, психотерапевтом и физиотерапевтом. На основании данных обследования назначаются лекарственное лечение, физиотерапия, намечается план коррекции речи и некоторых личностных особенностей заикающихся.

На логопедических занятиях этого этапа курса лечения проводится работа по нормализации дыхания, голоса, артикуляции, темпа и ритма речи. Все качества здоровой, бессудорожной речи больные отрабатывают на специальных речевых эталонах — на ряде звуков, цифр, а также на различных сочетаниях автоматизированных слов (дни недели, месяцы года и др.) и при произнесении простых фраз, состоящих не более, чем из 5—6 слов.

Параллельно психотерапевт кабинета проводит коллективные сеансы аутогенной тренировки. Завершается подготовительный этап курса лечения групповым сеансом внушения в бодрствующем состоянии или психотерапевтической беседой, проводимой в торжественной обстановке, с последующей тренировкой речи.

Охранительный режим (режим молчания) вводится непосредственно после сеанса внушения в бодрствующем состоянии. Продолжительность указанного режима варьируется в зависимости от состояния больного от 2 до 5 сут. Цель: после созданных в процессе подготовительного этапа и сеанса внушения предпосылок для перехода к улучшению речи дать больному возможность в течение нескольких дней перестать разговаривать с окружающими и не закреплять речь с заиканием.

В последнее время во многих случаях (больные с тревожно-мнительными чертами характера, страдающие выраженной логофобией; случаи возникновения заикания у взрослых) длительный охранительный режим мы делим на два периода: 2 сут — полное молчание; 3 сут — молчание, прерываемое несколько раз в день самостоятельной работой над голосо-дыхательными упражнениями, речевыми образцами и тренировочными фразами.

Этап автоматизации навыков улучшенной речи в условиях кабинета длится 1,5—2 мес. В процессе индивидуальных и групповых занятий осуществляется работа над различными видами речи. Проводятся психотерапия, физиотерапевтические процедуры, лекарственное лечение.

Закрепление достигнутых результатов в реальной жизни. Этот этап длится 3—4 нед. Проводятся интенсивные тренировки речи в различных эмоционально значимых условиях общения с окружающими. На занятиях в кабинете осуществляется анализ проводимой работы, а также моделируются трудные для многих пациентов речевые ситуации (выступления в большой аудитории с развернутыми докладами, речь по телефону и т. п. Психотерапевтическое воздействие (беседы, аутотренинг, гипноз) способствует логотерапевтической работе, проводимой на этом этапе.

malish.info

Этапы коррекции заикания

В речевом центре «Арлилия» коррекция заикания осуществляется по авторской методике профессора Л.З.Арутюнян. Специалисты центра успешно работают с детьми и взрослыми, помогая им навсегда избавиться от дефектов речи. Эффективность методики подтверждают видеозаписи результатов лечения, а также многочисленные положительные отзывы пациентов «Арлилии» и их родителей.

Изначально разработанная для взрослых, методика была впоследствии адаптирована для малышей и подростков. Основные этапы коррекции заикания, а также длительность курса лечения напрямую зависят от возраста пациента, тяжести состояния, наличия сопутствующих симптомов.

Для взрослых

Взрослым пациентам для преодоления заикания необходимо пройти 3 основных этапа:

  • Подробная 3-4-часовая консультация, во время которой специалисты предоставляют исчерпывающую информацию о дефектах речи, отвечают на вопросы пациентов.
  • Основной курс, рассчитанный на 1,5 года. В первые месяцы проводится интенсивная логопедическая работа в небольших группах, а затем в течение 1 года — самостоятельные занятия, закрепление полученных навыков. По окончанию этого этапа пациенты разговаривают спокойно, медленно как в кабинете логопеда, так и в реальных ситуациях.
  • Поддерживающие микрокурсы, которые проводятся на протяжении полугода. Постепенно у учеников центра нормализуется темп речи, появляется спокойствие, уверенность, формируется новое устойчивое состояние.
  • Для подростков

    Длительность полного курса лечения — 1 год. Для успешной коррекции заикания подростку необходима поддержка близких, а один из родителей должен овладеть методикой и неизменно присутствовать на занятиях и речевых экзаменах. Этапами лечения являются:

  • Консультация длительностью 1,5-2 часа. Ее цель: знакомство с методикой и стратегией работы во время основного курса.
  • Основной курс, который состоит из подготовительных и коррекционных занятий. За это время ребенок обучается говорить без заикания, медленно, сопровождая речь движениями пальцев ведущей руки.
  • Поддерживающие микрокурсы. На этом этапе происходит автоматизация полученных навыков, а также обучение смелому речевому поведению.
  • Наблюдение логопеда в течение года после окончания полного курса коррекции заикания.
  • Для дошкольников и младших школьников

    На каждом этапе работы с заикающимися детьми специалисты речевого центра уделяют особое внимание формированию речедвигательного навыка и устранению невротического состояния. Длительность курса лечения — 1 год. За это время маленьким пациентам с родителями предстоит пройти следующие этапы:

    1. Консультация, на которую приглашают родителей заикающегося ребенка. Взрослым предстоит познакомиться с методикой и понять свою роль в процессе коррекционной работы.
    2. Основной курс, задача которого — научить малыша разговаривать плавно, медленно, сопровождая речь определенными движениями руки.
    3. Поддерживающие микрокурсы, во время которых происходит автоматизация навыков, а дети избавляются от чувства тревоги при попытках заговорить. В результате речь малышей становится абсолютно нормальной, правильно интонированной.
    4. На протяжении года после окончания курса лечения ребенок находится под наблюдением специалиста.

    Взрослым, которые заметили у себя или ребенка любые симптомы проявления заикания, лучше не затягивать с визитом к логопеду. Записаться на предварительную консультацию в речевой центр «Арлилия» можно по телефону, указанному в разделе контакты, или заполнив анкету на сайте. Совместная работа логопедов с пациентами позволяет избавиться от заикания и вернуться к нормальной, здоровой жизни.

    www.arlilia.ru

    Международный журнал

    гуманитарных и естественных наук

    Кувшинова И.А. Основные направления комплексной коррекционной работы по преодолению заикания у детей / И.А. Кувшинова, Э.Р. Мазитова // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 1. №1. – С. 135-138.

    ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ПР Е ОДОЛЕНИЮ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ

    И.А. Кувшинова, канд. пед . наук, доцент

    Э.Р. Мазитова , студент

    Магнитогорский государственный техническ ий университет им. Г.И.Носова

    (Ро с сия г . Магнитогорск )

    Аннотация . В статье представлены основные способы борьбы с наиболее тяжелым дефектом речи – заиканием , раскрываются основные аспекты медицинского, психотер а певтического и логопедического воздействия в процессе преодоления заикания у д е тей, основные положения комплексного лечебно-педагогического подхода, описываются эт а пы воспитания речи по методике Н. А. Чевелевой , а также условия эффективной раб о ты по преодол е нию заикания у детей .

    Ключевые слова: заикание, коррекционная работа, логопедическое воздействие, во с питание речи, лечение заикания.

    Заикание – один из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно травмирует психику ребенка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружа ю щими, особенно в детском возрасте . Это нарушение весьма трудно устранимо, и очень важно начать своевременное его л е чение и коррекцию .

    В настоящее время считается общепр и знанным, что устранять заикание нужно сразу же, как только оно возникнет. В н а чальной стадии этот дефект имеет обычно легкую форму. Но легкое, едва заметное вначале заикание может со временем ус и литься. Чем больше вр е мени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в тяжелый, стойкий дефект и влечет за собой изменения в психике р е бенка. Кроме того, заикание лишает р е бенка нормальных условий общения и часто препятствует его успешной учебе. Поэтому данный речевой дефект важно устранять еще до поступления ребенка в школу [ 1 ] . Максимальный и быстрый э ф фект от лечения имеется, если обращение к врачу было в течение 3-6 м есяцев от н а чала заболевания.

    Благоприятный исход от лечения дост и гается, если оно начато в возрасте от 2 до 4 лет, м е нее благоприятный – от 10 до 16 лет. Поскольку легкая ранимость, стре м ление к свободе и нелюдимость, которые встречаются в подростковом возрасте, о т рицательно сказываются на результ а тах лечения [ 2 ] .

    Теоретически и практически доказано, что полного эффекта в борьбе с заиканием можно достичь только при условии пр и менения комплексного метода. Под совр е менным комплексным подходом к преод о лению заикания понимается лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизиологического состо я ния заикающегося разными средствами и усилиями разных специалистов. В ко м плекс лечебно-педагогических меропри я тий входят лечебные препараты и проц е дуры, лечебная физкультура, психотер а пия, логопедические занятия, логопедич е ская ритмика, воспитательные меропри я тия. Цель их – устранение или ослабление речевых судорог и сопутствующих ра с стройств голоса, дыхания, моторики и р е чи; оздоровление и укрепление нервной системы и всего организма в целом; изба в ление ребенка от неправильного отнош е ния к своему речевому дефекту, от псих о логических наслоений, перевоспитание его личности и поведения, социальная реада п тация и адаптация заикающегося [ 3 ].

    Медицинское воздействие – медик а ментозное укрепление нервной системы и различные виды физиотерапии – спосо б ствует нормализации функций нервной системы р е бенка и создает благоприятный фон для психотерапии, для активной лог о педической р а боты.

    Психотерапевтическое воздействие проводится на протяжении всей логопед и ческой работы. Оно состоит в том, что р е бенка постоянно убеждают, что он может и должен говорить без заикания; фикс и руют его внимание на успехах в этом н а правлении, обязательно в присутствии сверстников, воспитателей или родителей.

    Логопедическое воздействие осущест в ляется на протяжении длительного, рег у лярного, систематического курса занятий. Основной целью занятий является восп и тание н а выков правильной, свободной от заикания речи, начиная с самых легких ее форм, не в ы зывающих запинок, и кончая сложными, в любых жизненных услов и ях [ 1 ].

    Логопедическая ритмика состоит из системы разнообразных упражнений и игр с движениями под музыку или в сочетании с речью детей. Такие упражнения и игры сп о собствуют развитию общей и речевой моторики, развивают координацию дв и жений, умение управлять собой, вкл ю чаться в деятельность по сигналу, восп и тывают чувство ритма. Они призваны та к же снимать общую скованность, напряж е ние. Большое внимание при этом уделяе т ся развитию внимания у д е тей.

    Весьма важным условием для преод о ления заикания у ребенка является пр а вильно спланированный режим дня. Ну ж но достаточное время уделять отдыху: для заикающегося ребенка-дошкольника на сон должно быть отведено не менее 10-11 часов ночью и 2 часа днем, для школ ь ника – 8 — 9 часов ночью и 1,5 — 2 часа днем. Пр и ем пищи предусматривается не позже, чем за 1,5 — 2 часа до сна, так как в противном случае восстановление силы нервных кл е ток коры головного мозга во время сна протекает менее интенсивно. Необходимо больше внимания уделять витаминизации пищи заикающегося ребенка. Витамины как биологические катализаторы всех ферментных систем благоприятно влияют на высшую нервную деятельность, реа к тивные силы и иммунологическое состо я ние организма [ 3 ]. В рационе должна пр е обладать растительно-молочная пища. Следует ограничить шоколад, сладости, ос т рую, соленую и жареную пищу [ 2 ].

    В режим дня заикающегося ребенка включаются закаливающие процедуры. Еж е дневные прогулки, игры на свежем воздухе, спортивные развлечения укре п ляют нервную систему, создают эмоци о нальный подъем. Воздушные ванны ок а зывают активное воздействие и на серде ч но-сосудистую систему, нормализуют ее работу. Важное значение для закаливания организма ребенка имеют водные проц е дуры: обтирание, обливание, душ и куп а ние [ 3 ].

    Разные виды закаливания назначаются врачом строго индивидуально в зависим о сти от состояния здоровья ребенка и ос о бенностей местных условий.

    Лечебная физкультура и физические упражнения, развивая мышечную систему, усиливают работу важнейших жизненных органов – легких и сердца, повышают о б мен веществ. Они способствуют укрепл е нию силы и морального духа ребенка, ра з вивают координированные и точные дв и жения, помогают избавиться от скованн о сти или, наоборот, от расторможенности движений, способствуют воспитанию ди с циплинированности и с о бранности.

    Все это является необходимой предп о сылкой для лучшего функционирования р е чевых органов заикающегося ребенка и оказывает положительное влияние на в ы работку у него правильных речевых нав ы ков [ 3 ].

    Большое значение для успешного пр е одоления заикания имеет также речь о к ружающих. Дети должны слышать только негромкую, спокойную, неторопливую речь. Т о гда они начинают подражать этой манере говорить [ 1 ].

    При устранении заикания необходимо применять дифференцированные в соо т ветствии с его особенностями методы ко р рекционного воздействия в рамках сущ е ствующего комплексного лечебно-педагогического подхода к заиканию. За основу лечебно-педагогического воздейс т вия следует считать следующие полож е ния.

    1. Комплексность как взаимопроникн о вение медицинских и педагогических приемов. Например, психотерапевтическая методика аутогенная тренировка – вкл ю чает в себя речевой, логопедический мат е риал; индивидуальные логопедические з а нятия, в свою очередь, проходят с испол ь зованием психотерапевтической методики функциональных тр е нировок и т. д.

    2. Сложность клинической картины заикания у подростков и взрослых выдв и гает на первый план в комплексном пр е одолении заикания медицинские мер о приятия. Это существенным образом вли я ет на место, роль и специфику логопед и ческой работы с за и кающимися . Поэтому в настоящее время все чаще эта работа обозначается как логотерапия , логопсих о терапия .

    3. Поэтапность , согласно которой все виды нагрузок ( логопедическая , психот е рапевтическая, логоритмическая ) должны постепенно возрастать от простого к сложному как при подборе речевого мат е риала, так и в построении системы фун к циональных тренировок. Каждый из эт а пов с самого начала должен позволять заикающемуся добиваться определенных успехов.

    4. Нозологическая дифференцирова н ность и индивидуализация лечебных во з действий.

    В настоящее время существует н е сколько методик логопедического возде й ствия для устранения заикания. Остан о вимся на методике занятий для заика ю щихся детей д о школьного и школьного возраста, разработанной логопедом Н.А. Чевелевой . Она позвол я ет воспитать у детей сам о стоятельную речь, лишенную запинок, начиная с самой легкой, досту п ной ситуационной речи и кончая конте к стной речью.

    Воспитание речи по данной методике проходит несколько этапов:

    – первый – пропедевтический или орг а низационный, когда дети получают нав ы ки организованного поведения в коллект и ве и слушают неторопливую, немног о словную речь л о гопеда;

    – второй этап – этап сопровождающей речи, то есть по поводу и с опорой на о д новременно совершаемые детьми опер а ции;

    – третьим является завершающая речь – речь по поводу только что совершенной опер а ции;

    – четвертый – этап предваряющей речи, то есть о том, что ребенок собирается сд е лать;

    – пятый – представляет собой закрепл е ние навыков самостоятельной речи, пол ь зование всеми указанными видами р е чи [ 4 ].

    При работе по данной методике автор указывает на необходимость соблюдения н е которых условий. Во-первых, каждая из форм речи проходит несколько стадий у с ложнения: от самых элементарных коро т ких ответов, связанных с конкретной н а глядной ситуацией, до развернутых ко н кретных высказываний, без непосредс т венной опоры на деятельность. Ситуац и онная речь, то есть речь по поводу нагля д ных предметов или действий, оказывается сразу же доступной для заикающегося р е бенка, потому что все, что видят, осмы с ливают, делают дети, они без труда и н а зывают, так как предметы или соверша е мые действия находятся перед их глазами и как бы сами подсказывают свои назв а ния. Постепенно уменьшая наглядную опору, речь детей усложняют. Так разв и вается способность пользоваться конте к стной речью, вовсе лишенной наглядной опоры. Отвечая сначала короткими фраз а ми, затем простыми распространенными предложениями, дети постепенно перех о дят к более развернутым и сложным пре д ложениям. И наконец, они овладевают умением говорить без заикания, отвечая на самые сложные вопросы логопеда, задавая вопросы товар и щам [ 1 ].

    Вторым условием является неторопл и вый темп речи, который должен быть об у словлен как темпом ручной работы, так и темпом речи педагога. И третье – это с о вместная работа логопеда с родителями заикающихся детей [ 4 ].

    В итоге систематическое и последов а тельное развитие связной речи дошкол ь ников приводит к тому, что ребенок пр и обретает умение легко и быстро подбирать нужные слова, точно формулировать мысль, говорить без пауз и остановок. С о блюдение условий закрепит полученные навыки нормальной речи и не даст во з можности возникнуть рецидиву при вли я нии каких-либо неблагоприятных факт о ров [ 1 ].

    В заключении хочется сказать, что за и кание — вполне устранимый дефект речи. Если у ребенка появилось заикание, не нужно отчаиваться, смотреть на это как на неп о правимое несчастье. Наоборот, нужно активно действовать, принимать все нео б ходимые меры для того, чтобы этот дефект исчез полностью и навсегда.

    1. Филичева Т. Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Педагогика и психология » – М.: Просвещение, 1989. – 223 с .

    2. Корецкая В.П . Заикание. Причины, виды, лечение, патологии. 2014. [Электронный ресурс]. URL: http://www.polismed.com/articles-zaikanie-prichiny-vidy-lechenie-patologii.html . (Дата обращ е ния: 24.09.2016).

    3. Логопедия. Учебник для студентов дефектол . фак . пед . вузов / П од ред. Л.С. Волк о вой, С.Н. Шаховской. – Изд . 3-е. – М.: Гуманит . изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с .

    4. Правдина О.В. Логопедия. Учебное пособие для студентов дефектологических ф а культетов педагогических институтов. Издание 2-е, доп. и перераб . – М., «Просвещение», 1973. – 272 с .

    5. Сунагатуллина И.И . Развитие речевой деятельности детей с нарушениями речи / И н новационная наука . – 2016. – № 2-4 (14) . – С. 124-127.

    MAIN AREAS OF INTEGRATED CORRECTIVE WORK TO OVERCOME

    STUTTE R ING IN CHILDREN

    I. A. Kuvshinova , candidate of pedagogic sciences, associate professor

    E. R. M azitova , student

    Magnitogorsk state technical University. G.I. Nosov

    Abstract. The article presents the main ways of dealing with the most serious defect of speech — stuttering, reveals the basic aspects of medical, psychotherapeutic and logopedic infl u ence in the process of overcoming stuttering in children, the main points of complex medical and ped a gogical approach, stages of education speech describes the procedure NA Chevelevoy , as well as the conditions for effective work to overcome stuttering in children.

    Keywords: stuttering, remedial work, speech therapy the impact of Eastern power of speech, the treatment stuttering.

    intjournal.ru