Заикание это термин

1. Малая медицинская энциклопедия. — М.: Медицинская энциклопедия. 1991—96 гг. 2. Первая медицинская помощь. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. — М.: Советская энциклопедия. — 1982—1984 гг .

Смотреть что такое «Заикание» в других словарях:

Заикание — МКБ 10 F98.598.5 МКБ 9 307.0307.0 OMIM 184450 … Википедия

заикание — нарушение речи устной, при коем она становится прерывистой, происходит непроизвольное членение слова на слоги или звуки, возникают судорогоподобное напряжение мышц лица, что приводит к затруднению общения с другими людьми. Чаще всего начинается в … Большая психологическая энциклопедия

Заикание — нарушение устной речи, при котором она становится прерывистой, происходит непроизвольное членение слова на слоги или звуки, возникают судорогоподобное напряжение мышц лица, что приводит к затруднению коммуникаций с другими людьми. Заикание чаще… … Психологический словарь

заикание — запинание, спотыкание, пселлизм, логопатия Словарь русских синонимов. заикание сущ., кол во синонимов: 11 • ангофразия (1) • … Словарь синонимов

ЗАИКАНИЕ — (balbuties), спазм артикуляции, периодически наступающий во время речевой функции. 3. обыкновенно появляется в детском возрасте, б. ч. от 2 до 7 лет (чаще в 4 года). Распространение 3. среди детей школьного возраста, по Капустину, равно 0,8%. У… … Большая медицинская энциклопедия

ЗАИКАНИЕ — ЗАИКАНИЕ, расстройство речи в виде задержки звуков, слогов и их повторения вследствие судорог мышц речедвигательного аппарата. Возникает обычно в детстве после испуга, инфекций, интоксикаций и др … Современная энциклопедия

ЗАИКАНИЕ — расстройство речи в виде задержки звуков, слогов и их повторения вследствие судорог мышц речедвигательного аппарата. Возникает обычно в детстве после испуга, инфекций, интоксикаций и др … Большой Энциклопедический словарь

ЗАИКАНИЕ — ЗАИКАНИЕ, заикания, мн. нет, ср. (мед.). Нервное расстройство речи, выражающееся в затрудненном произношении звуков вследствие судорожного движения мышц гортани. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ЗАИКАНИЕ — ЗАИКАНИЕ, я, ср. 1. см. заикаться. 2. Патология речи запинки, остановки, повторение одних и тех же звуков из за судорожных сокращений мышц гортани. Страдать заиканием. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Заикание — чаще всего бывает нервного и притом наследственногопроисхождения; объяснять З. перенесенной в детстве английской болезнью,худосочием и ослабленным питанием едва ли верно, так как множестволюдей, при перечисленных условиях, говорят совершенно… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Заикание — ЗАИКАНИЕ, расстройство речи в виде задержки звуков, слогов и их повторения вследствие судорог мышц речедвигательного аппарата. Возникает обычно в детстве после испуга, инфекций, интоксикаций и др. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

dic.academic.ru

Содержание:

Найдено 15 определений термина ЗАИКАНИЕ

Различают 3. невротическое (логоневроз) и неврозоподобное, возникающее в связи с резидуальной органической патологией головного мозга.

ЗАИКАНИЕ (логоневроз)

Заикающемуся человеку обычно наибольшие неприятности доставляют взрывные согласные: «б», «п», «д», «т», «к», твердое «г». Эти согласные образуются в результате остановки движения воздуха и давления на губы с последующим неожиданным взрывом воздушного потока и выходом его через открытые губы. Заикание часто исправляется, если человек соблюдает правила чтения и медленно, тщательно проговаривает каждый слог.

Как правило, заикание возникает в молодом возрасте, когда не полностью отработаны речевые автоматизмы. Способствуют развитию заикания стрессовые ситуации, с которыми ребенок сталкивается в детстве (испуг, смерть близкого, любимого животного, развод родителей, постоянные скандалы и пр.) Истинное заикание усиливается при волнении, ослабевает в спокойной обстановке. Обычно заикающиеся люди хорошо поют и при пении не заикаются.

Лечение. Лечением заикания занимаются логопеды и психотерапевты, поскольку заболевание носит в основном функциональный характер и не связано с истинным поражением речевого аппарата. Прогноз обычно благоприятный.

Чаще всего возникает в дошкольном возрасте, когда ребенок переходит к развернутой самостоятельной фразовой речи. Причина 3. связана с перенапряжением или травмой н. с. (общая и речевая перегрузка, детские инфекции, испуг, потрясение и т. д.), приводящими к нарушению регу-ляторных механизмов речи. Однако названные причины вызывают 3. не у всех детей и не при всяких условиях. Большую роль играют предрасполагающие факторы: конституциональная или приобретенная нервность, вегетативная дисфункция и т. п., снижающие устойчивость н. с. ребенка. 3. м. б. связано с неврозами (логоневроз — невротически обусловленное 3.), психическими травмами, органическими поражениями ц. н. с. и т. д. В некоторых случаях причиной 3. является подражание неправильной речи окружающих.

Для предупреждения 3. не следует перенасыщать речевой запас ребенка отвлеченными понятиями и лексико-грамматическими конструкциями. Непонимание значений слов создает условия для возникновения 3. Лучше всего бороться с 3. в период его возникновения, ограничивая речевое общение с окружающими, но не запретом, а организацией условий, при которых ребенок не должен поддерживать разговор, отвечать на вопросы и т. д.

Исправление 3., основанного на тех или иных особенностях речевого развития, — задача логопедии. Если же 3. наступает от шоков и травм и является одним из симптомов неврозов, то необходимо лечение у психоневролога.

vocabulary.ru

ЗАИКАНИЕ. Что это? Как оно выглядит? Как не допустить?

Написал(а) Джамал Казимагомедов 1 месяц, 1 неделя назад

Известно ли вам друзья, что заикание является одним из самых распространённых речевых расстройств. На сегодняшний день во всем мире заикается около 1—1,5 % взрослых и 2-3% детей. Известно оно человечеству давно, с тех пор как жили те самые Гиппократ, Геродот и Плутарх, а это как никак V век до н.э.



Так что же такое заикание?

Если убрать все умные и сложные медицинские термины, то можно описать заикание как комплексное заболевание, проявляющееся в нарушении ритма и плавности речи, причиной которым, в свою очередь, служат разнообразные прерывания, продлевания или повторения отдельных слогов и звуков. Почему возникает заикание? Теорий, объясняющих механизмы возникновения заикания огромное количество. Но как, я уже упомянул выше, не буду нагружать вас, дорогие читатели, заумными словами. Самих причин и провоцирующих факторов очень много: наследственная предрасположенность, неблагоприятные условия жизни и работы матери во время беременности, родовые травмы, черепно-мозговые нарушения и травмы, перенесенные инфекционные заболевания, психотравмы (испуг, конфликты в семье и т.д.), органическое поражение центральной нервной системы и многие другие.

Исходя из этого, делайте важные выводы:
1. Будущие отцы! Обязательно проявляйте чуткую заботы по отношению к беременной жене. Не позволяйте ей волноваться, оберегайте от чрезмерных эмоциональных переживаний

2. Будущая мама! Веди здоровый образ жизни, следи за питанием, а оно должно быть правильным – сбалансированным по важным для самой мамы и ребенка микроэлементам и витаминам.

3. В семье важно снизить (а лучше вообще не практиковать!) количество конфликтов, ссор, ругани, криков и т.д. Это всё является потенциальной причиной, способной напугать ребенка, а в дальнейшем привести к различным неврозам, в том числе и заиканию.

4. Интеллектуальные нагрузки должны соответствовать возрасту и индивидуальным особенностям ребенка. Не надо его нагружать и пытаться сделать Эйнштейна или Теслу. Чаще всего заикание возникает у ребенка от 2 до 6 лет. Именно в этот период родители начинают затаскивать ребенка во все 100500 центров в городе. НЕ НАДО! Мудрый родитель наблюдает за своим чадом, распознает его таланты и отправляет его туда, где их можно раскрыть. Плюсаните к этому стандартную программу развивающих занятий и подготовки к школе. Этого будет достаточно!

5. Ваш ребенок может задержаться в речевом развитии. А потому, ПОМНИТЕ — не пичкайте его огромным количеством всевозможных стимулирующих препаратов с целью активизации его речи. Консультируйтесь с врачами (а лучше с несколькими) – они помогут подобрать оптимальный вариант лечения (если оно будет необходимо). Часто, это может быть особенность вашего ребенка – ЗАГОВОРИТЬ ЧУТЬ ПОЗЖЕ. И не страшно! Вреда от этого никакого не будет. Кстати, мальчики вообще и дети с развитым правым полушарием (так называемый художественный тип) имеет склонность активно говорить позже обычного – к 3-4 годам! Позвольте себе довериться природе!

Как проявляется заикание?
Я выше указал на тот факт, что заикание – это речевое расстройство. Но если мы будем говорить о его клинических проявлениях, то спектр проявления будет многообразен. В первую очередь, заметными могут быть запинки.

Известны два основных типа:
клонические (для них характерно многократное повторение звука или слога, чаще в начале слова): «п-п-п-п-папа» или «па-па-па-папа»;

тонические (характеризуются длительным по времени напряжением мышц при определенном звуке или слоге; речь в этот момент отсутствует, но можно наблюдать напряжение и покраснение шеи и лица): «п…папа».

Можно отметить, что, пытаясь эти запинки преодолеть, дети могут топать ногами, напрягать руки, хлопать ими по бедру. Причем, им кажется, что эти движения помогают справиться с заиканием, и потому, в дальнейшем, могут переходить во вредную привычку, которая, к сожалению, не способствует облегчению речи, но делает еще более тяжелой клиническую картину.
Взрослея, к вышеперечисленным признакам добавляются психологические. Так, школьники, предвидя и ожидая речевые запинки в процессе общения, неосознанно взывают у себя отрицательные эмоции. В совокупности всё это приводит к навязчивым страхам речи и снижению речевой активности. Нереализованная потребность в речевом общении вызывает такие состояния как эмоциональная угнетенность, раздражительность, отчаяние, повышенная психическая истощаемость.

Потому, очень важно своевременно начать курс реабилитационных мероприятий для коррекции речи при заикании. Начинать следует с посещения логопеда, который определит направления работы и грамотно составит план занятий, который родители могут проводить с ребенком индивидуально в домашних условиях. При необходимости можно обратиться к психологу.

www.ostrovok-tepla.ru

Заикание это термин

Название «логоневрозы» в настоящее время более или менее общепринято для обозначения функциональных расстройств речи; тем не менее не следует забывать, что это термин провизорный, условно принятый впредь до более основательного изучения всей группы. Первоначально, согласно своему лингвистическому корню, термин «логоневрозы» обозначал заболевание речи, связанное с расстройством ее смыслового значения (Kussmaul); в таком же толковании он был перенесен некоторыми авторами в психиатрическую литературу (Суханов). Заикание причислялось к лалоневрозам, чем оттенялся внешний, звуковой характер заболевания. Но по мере того, как при изучении болезней речи круга заикания центр внимания перемещался с чисто-судорожных расстройств на более сложные невротические механизмы, названия «заикание» и «лалоневрозы» теряли свое общее значение и вытеснялись словом «логоневрозы».
Термин «логоневрозы» позволил отмежеваться от бытового названия заикания, которое применялось в отношении всей группы; он позволил очертить более точно границы собственно заикания (Balbuties); однако же, до настоящего времени в группу логоневрозов входят не только функциональные расстройства речи, которые по своим внутренним механизмам более или менее приближаются к «неврозам»; здесь можно встретить симптомокомплексы, сходные лишь по своим чисто-внешним проявлениям с симптоматикой неврозов, но возникающие большей частью в связи с каким-нибудь органическим заболеванием ц.н.с. С этой стороны наиболее изучено и прослежено опять-таки собственно заикание как одна из частных форм логоневрозов; кроме своей основной формы, так называемой эволюционной, оно встречается в виде симптома вторичного происхождения при тахилалии, в процессе нарастания и обратного развития некоторых форм афазии, как предвестник эпилептического припадка или следующий за ним моторный синдром, симулируя в некоторых случаях периодическое течение заикания. Подобное растяжение границ условной группы логоневрозов может дать повод для неправильных теоретических и практических выводов.
Заикание считается обыкновенно детским заболеванием, и врачи по детским болезням с большой легкостью обещают часто родителям быстрый и благополучный исход заболевания с возрастом. Оптимистический взгляд педиатров и психоневрологов детского возраста имеет свое теоретическое обоснование. Согласно данным статистических и клинико-статистических обследований собственно заикание, т.е. эволюционная его форма, характеризуется своеобразной кривой развития.
Начало заболевания падает большей частью на период развития детской речи, на 3–4-й годы жизни; некоторая часть случаев протекает в порядке невротических реакций, которые действительно легко уступают простейшим лечебным мероприятиям, как например, изоляция ребенка, успокаивающие и укрепляющие средства. Остальные дают дальнейшее развитие с максимальным подъемом к 10–14 годам и с последующим падением к возрасту 18–20 лет.
Если взять отдельные группы населения, начиная с подросткового возраста и до 20 лет, и обследовать их по признаку заикания, то можно наглядно увидеть, как процент заикания постепенно, но прогрессивно снижается по мере приближения к более зрелому возрасту.
По мере приближения к 21 году форма самого заикания постепенно смягчается

Таким образом взрослая группа населения после 20 лет должна была бы представлять собой некоторое остаточное количество больных, не закончивших по тем или другим причинам правильную кривую снижения своей болезни. В поле зрения логопедов, занимающихся взрослыми и отчасти пуберантным возрастом, должно попасть это правое крыло кривой, т.е. снижающийся Balbuties или остаточные случаи.

В основу нашей характеристики затяжных и трудных случаев заикания мы положили особенности течения болезни.
Первую группу составляют больные с нормальным вышеописанным регредиентным течением. Эти больные отличаются своеобразной ювенильностью; по внешнему виду они обыкновенно кажутся значительно моложе своего возраста, хотя с помощью антропометрических измерений нам не удалось констатировать особого отставания в росте.

Принимая во внимание эти черты ювенильности наряду с возрастным течением и обострением в пуберантном периоде, эту первую форму заикания мы называем ювенильной.
В дальнейшем мы пользуемся кривой ювенильного течения заикания как фоном, на котором рельефно выступают атипические формы.
Среди них мы можем отметить.
2. Ювенильная форма с регредиентным, но запаздывающим течением.
3. Стационарная форма.
4. Периодическое течение.
5. Прогредиентное течение.
6. Рецидивы.
У больных 2-й группы развитие заболевания не носит закономерно снижающегося характера; темп этого развития значительно отстает от возрастных рамок первой группы. В то время как больные 1-й группы проделывают весь цикл нарастания и снижения заболевания в период от 3–4 до 20–21 года, с небольшим обострением в пуберантном возрасте, больные 2-й группы начинают снижать симптоматику много лет спустя после официального возрастного созревания… Весь цикл развития заболевания начинается также с 3–4 лет, заканчивается в 25–30 лет.
2-я группа больных характеризуется стационарной формой заикания. В ней сходятся два противоположных типа.
1. Тип заикания эндогенно-генетический.
2. Комбиноз эволюционной формы заикания с каким-нибудь другим заболеванием, изменяющим его основные особенности — пластичность симптоматики и регредиентное течение.
Название эндогенно-генетический тип заикания взято нами условно, в отличие от ювенильной формы. В настоящее время не приходится сомневаться в том, что заикание вообще имеет свои глубокие генетические корни; однако же, между приведенными двумя группами намечаются какие-то различия в законах наследования и в течении.
В ювенильной форме заикание выявляется на фоне некоторой неполноценности всей личности, и сопровождается обыкновенно реактивной психопатологической надстройкой, влияющей в свою очередь обратно на развитие той же личности.
В эндогенно-генетических формах, так же как и в ювенильных, заикание подчиняется законам менделирования, но влияние наследственности отражается и на характере самой симптоматики; последняя передается часто по женской линии в такой же форме, как у родителей, так же, как у последних, мало склонная к снижению с возрастом.
Эмоциональная сфера этих больных полноценнее и устойчивее, чем у первых двух групп, психопатологические надстройки беднее и меньше связаны с личностью; симптоматика сохраняется в более чистом виде и носит большей частью моторный характер, меньше прикрытый различными моментами приспособления.
Мы наблюдали эту форму чаще у женщин, чем у мужчин, в противоположность эволюционной форме, свойственной преимущественно мужчинам. Вообще же эти случаи не особенно часты.
2-й тип больных группы со стационарным течением представляет собою наиболее сложный и трудный. Здесь мы имеем обыкновенно эволюционную форму заикания, иногда с запоздалым течением, которое переплетается с каким-нибудь другим заболеванием; при этом решающая роль в течении заикания принадлежит именно второму добавочному моменту.

Не менее трудное и неблагоприятное течение заикания наблюдается у больных с вегетативным синдромом. Расстройства вегетативной сферы у заикающихся отмечается почти всеми авторами, изучавшими патогенез этого заболевания (А.А. Капустин, А.М. Смирнова, М.Е. Шуберт, Гутцман, Надолечни, Фрешельс и др.). При развитых формах так называемого вегетативного невроза представители этой группы больных часто и неоднократно обращаются за помощью к врачу, переходят из учреждения в учреждение, иногда даже пытаются совместить лечение в двух местах, так как ни одно из лечений не облегчает в достаточной степени их неприятное самочувствие. Жалобы заикающихся носят тягостный, но недостаточно определенный характер, собственно заикание стушевывается за постоянными страхами, волнениями, тревогой, мнительностью, общей напряженностью, склонностью к дрожанию, потливости, покраснению и т.д. Больные стараются связать все эти неприятные переживания с нарушениями речи, которая таким образом концентрирует вокруг себя всю симптоматику. Мысль о расстройстве речи приобретает устойчивый характер в соответствии с постоянно нарушенным самочувствием; моторная симптоматика речи, наоборот, выражена не сильно. Больные путаются в оценке формы своего заикания, констатируют, что «речь у них не особенно сильно расстроена», но одновременно считают себя тяжело больными и настойчиво требуют все нового и нового лечения.
На фоне общей возбудимости, истощаемости, неустойчивости и постоянных сомнений — речь обыкновенно поддается улучшению лишь на короткое время; больные мало трудоспособны, не проявляют целеустремленности и настойчивости в лечении; полученные результаты недооценивают, уверенность в лечении не поднимается, так как улучшение в речи мало облегчает общее самочувствие.
В наследственности таких больных однороднее отягощение отмечается редко, зато у самих больных наблюдается с детства склонность к ночным страхам, боязнь покраснения, идея малоценности; сон тревожный, вздрагивание перед засыпанием, утомительные сны, головные боли и т.д. Заикание начинается с детства, редко достигает значительного развития и быстро переходит в стойкую форму. Именно у этой группы больных встречаются частые и настойчивые мучительные жалобы на расстройство дыхания. Большая часть больных по своему внешнему виду и по общему развитию соответствует своему возрасту или даже кажется старше его.
Группа описанных больных представляет, как уже было сказано выше, очень неблагодарный материал для лечения. Не приходится подчеркивать значение режима, психологических установок, лечебных процедур и правильность сомато-неврологического диагноза. С чисто логопедической стороны приходится сугубо предостеречь от слишком больших и скоро следующих друг за другом курсов речевой ортопедии, на которых больные настаивают с особым упорством, более того, часто скрывают от врача свой лечебный страх. Речевая психоортопедия, особенно в форме коллективно-психологического метода, рассматривается нами как один из активирующих методов лечения, который требует от больного большого напряжения внимания и большой затраты сил. 2,5–3- месячный курс лечения исчерпывает большей частью активность среднего больного; дальнейшее лечение вызывает часто лишь состояние утомления; первоначальные результаты могут при этом даже снизиться; причем объективно можно иногда констатировать обострение именно вегетативных расстройств. Дозировка лечения — один из очень ответственных моментов в логопедии; она включается в план лечения и постоянно контролируется врачем. Отсюда ясно, что больные с вегетативным синдромом больше чем каие-либо другие группы больных нуждаются в особо бережном расходовании сил и мягкой дозировке лечения; между тем это положение находится в полном противоречии с их личной установкой.
Следующая группа больных с нарастающим ухудшением заикания примыкает к предыдущей не только по картине клинического течения, но и по особенностям своего патогенза. Здесь так же, как и там, дело идет большей частью о комбинациях эволюционной формы логоневроза с каким-либо дополнительным заболеванием, но на этот раз уже несколько иного рода. Наибольшего практического интереса заслуживает переплетение заикания с артериосклерозом ц.н.с., с менинго-энцефалитами, с шизофренией. Каждое из этих заболеваний дает самостоятельное расстройство речи; суммируясь с заиканием, они меняют не только течение последнего, но и картину всего симптомокомплекса.
При описании предыдущих групп мы старались выявить значение возрастного момента в течении эволюционных форм заикания. Заикание, которое не укладывается в намеченные возрастные рамки, требует от врача особенно тщательного общего исследования больного и детального знакомства с его анамнезом, так как заставляет предположить наличие каких-то добавочных и достаточно серьезных моментов; сугубого внимания требуют формы с нарастающим течением или с резким обострением после известного возраста, появляющимся без достаточно видимой причины. Поэтому, когда мы видим перед собой больного в возрасте 35–40 лет, который обращается к нам с жалобами на «рецидив» или на постепенное обострение заболевания в течение последних 1–2 лет, то здесь с большой вероятностью можно заподозрить начинающийся процесс мозгового артериосклероза. Последний очень рано активирует остаточную или уже стабильную симптоматику логоневроза, вновь сообщая ей утерянную живость и подвижность. В соответствии с этим больные жалуются кроме заикания еще и на утомляемость, расстройство настроения, головные боли, тяжесть в голове, бессонницы и т.д., т.е. дают весь неврастенический комплекс.

Таким образом, создается особый благоприятный фон для стойких и нарастающих форм заикания. Постоянная неуверенность в себе, склонность к депрессиям, страхам, подозрительность, настороженное ожидание новых и новых колебаний в симптоматике — все эти свойства начального артериосклероза сочетаются как нельзя лучше с основным фоном логоневрозов, с той же неуверенностью, ранимостью, лабильностью, которые приводят к постоянным и напряженным ожиданиям срыва.

Группа расстройств речи, попадающих в логопедические учреждения под диагнозом заикания, но связанных так или иначе с органическими заболеваниями ц.н.с. — значительно больше, чем это можно было бы предположить, даже учитывая прошлые эпидемии летаргического и гриппозных менинго-энцефалитов. Здесь попадаются, с одной стороны, смешанные случаи эволюционного заикания, осложненного последующим органическим заболеванием ц.н.с. и задержанного в своем регредиентном течении; с другой стороны — настоящие комбиозы, где невротическая симптоматика тесно переплетается с органической; кроме того, имеется очень большое количество хронических протекающих эпидемических энцефалитов и его резидуальных состояний, которые дают целый ряд своеобразных и мало изученных в настоящее время расстройств речи.

Флоренская Ю.А., Авербух И.С., Архипова О.Г., Повторные больные и трудные случаи заикания, Вопросы логопедии. — Харьков, 1936
(полный текст можно найти в книжных магазинах и библиотеках)

www.logoped.info

Заикание — не только проблема. Это начало духовного пути


Заметки о православной логопедии …

В этом уверен Александр Павлович Фурсов — главный редактор журнала «Духовно-нравственное воспитание» издательства «Школьная Пресса», член Союза Писателей и лауреат II Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью до 20 лет.

Чтобы так сказать, надо иметь право. Иначе — голословно. Иначе — не поверят. И непременно вызовет раздражение у того, кому дефект речи мешает жить нормально.

Произнести такое утверждение можно только в том случае, если столкнулся с этой проблемой сам. Столкнулся и выбрался. Выбрался и рассказал другим: а можно и так победить заикание, попробуйте!

Собственно и разговор на встрече А. Фурсова со специалистами из Камчатского центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции, состоявшейся в начале октября, был о логопедии. Другой. Православной. Она значительно отличается от светских методик. А по результатам нередко и превосходит их.

«Педагогика акафиста»

Эта статья Фурсова появилась в журнале «Воспитание школьников» в 2001 году. В работе рассматривались основные понятия: что такое акафист, его составные части: кондак и икос. А несколько лет спустя акафист стал отправной точкой в новых трудах автора:

«Проблемы речи нашей семье знакомы: они были у сына, — начал встречу Александр Фурсов. — Чтобы помочь ребёнку, мы обратились к акафистам. Читали медленно, потихоньку, многое объясняя сыну. И что-то случилось. Что-то произошло. Помогали и логопеды, конечно. Но было ощущение, что именно с Божией помощью я смог не оставить ребенка с проблемой наедине.

Интерес к тому, что же произошло, вывел меня на Сергея Александровича Рачинского. В конце 19 века этот человек стал главным идеологом церковно-приходской школы. Среди его трудов я обнаружил упоминание о статье «Заикание и церковно-славянское чтение». В Интернете она появилась только полгода назад. Мне удалось найти ее немногим раньше в селе Татево, в Тверской области, на родине Рачинского. Её и еще одну — «Чтение псалтырей в начальной школе», удивительный материал по чувствованию текстов священной книги. И в этих статьях я увидел подтверждение тому, что по воле Божией открывал в себе самостоятельно: такая методика возможна. Стал собирать любую информацию о православном подходе лечения заикания. Нашел в интернете материал о центре помощи заикающимся при мужском монастыре в честь великомученика Пантелеимона в Петропавловске-Камчатском. Написал в епархию. Мне ответили. Дальше завязались прекрасные отношения с отцом Иоанном, которые и привели меня на Камчатку.

Несколько важных бесед с батюшкой о проблемах заикания еще раз убедили меня, что, опираясь на помощь Божью, церковно-славянский язык, службы, богослужебные тексты, мы поднимаемся очень высоко, поднимаемся в область Духа.

Камчатка удивительна. Мы будем делать номер, посвященный духовно-нравственному воспитанию на вашем полуострове, и одним из тематических центров выпуска станет опыт православного подхода в лечении заикания, который накопился при монастыре. Пускай эта тема, как новая струна, прозвучит по всей России».

Немного жаль, что газетные строки можно только прочитать. Вот бы их можно было услышать! Чтобы, как сказал Фурсов, новой струной, новым звучанием до многих донесся голос:

«Посещал при монастыре общество заикающихся. Ибо сам таковым являлся»

Четко и быстро, без единой запинки, произносит молодой мужчина. Роман. Он год жил трудником при мужском монастыре. Читал церковные часы, утреннее и вечернее правило. О том, что много лет Роман заикался, незнающему человеку догадаться невозможно.

Никто не скажет этого и об Наталье. Молодую девушку, стоящую перед иконой в слезах, в Свято-Пантелеимоновский монастырь отправил Владыка Игнатий, возглавлявший тогда Петропавловскую и Камчатскую епархию.

— Отец Иоанн смог принять меня только на третий раз, — рассказывала свою историю на встрече девушка. — После этого прошел год. Я читала молитвы — в монастыре, дома. Сейчас я немного заикаюсь, когда волнуюсь. Результатам поражаются все. Особенно мама, ведь заикание у меня с детства было, причем сильное!

Можно ещё добавить, что Александр Фурсов познакомился со священниками из наших приходов. Их служение — это непременно слово: проповедь, исповедь. Мало много знать. Нужно еще уметь складно говорить. Сейчас это у батюшек получается. Но было ведь время, когда все было иначе. И здесь пришла на помощь

Православная логопедия

Если зайти во всемирную сеть — термин не увидишь: нет такого понятия! А между тем, на Камчатке это сочетание применяется не первый год. И специалисты уже появились: православные логопеды. С богатейшим опытом устоявшейся логопедии, но не побоявшиеся признать: когда работаешь, опираясь на духовные законы, можно достичь казалось бы невозможного: сделать речь заикающегося человека неотличимой от общепринятого эталона.

Нелли Алексеевна Пушкина — логопед КГОУ «Камчатский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции». Не первый год совмещает практику с деятельностью в монастыре:

— Кажется, аналога центру помощи заикающимся, как при нашем мужском монастыре, нет. Да и вообще взаимодействие священника с логопедом пока явление нечастое. Хотя результаты такого соработничества — очень неплохие. Наталья, что поделилась своей историей на встрече, сделала это очень бойко, красиво, интонировано. То, что у девушки был серьезный дефект, вызвало удивление у многих. И у меня бы вызвало! Просто я знала Наталью раньше. И прекрасно помню, как она разговаривала.

Чем же отличается метод традиционный от православного?

Современная логопедия — проверенные на практике методы, сотни написанных трудов, защищенных диссертаций и, конечно, неплохие результаты.

Православная логопедия — это, прежде всего, Сергей Александрович Рачинский, имя которого упоминал Александр Фурсов на встрече. Он первый предложил чтение псалтырей в качестве способа избавления от заикания, отказавшись от привычных методов логопедии: работы с зеркалом, проговаривания. Ставя во главу воцерковление человека, он в своих работах говорил, что церковнославянский язык содержит такие синтагмы, которые способны лечить.

Есть и то, что роднит эти две методики. Во-первых, это период молчания. В традиционном понимании, мы предлагаем ограничить ребенка в просмотре телевизора, играх на компьютере, да и самому быть немногословным. Такая мера нужна, чтобы отойти от своей проблемы, ощутить в себе гармонию. Православная логопедия — это в том числе и службы. Кажется, большей гармонии, чем при участие в богослужении, получить невозможно.

Научный подход дает образец правильной речи: плавной, интонированной. В церкви — это молебны, где тоже свои законы: ритм, дыхание, мелодика. Много еще параллелей.

По разные стороны две практики разводит вот что: в первом случае человек уповает на себя и на своего учителя-специалиста. Во втором же необходимо.

. Довериться воле Божией

— Вы знаете, — продолжает Нелли Пушкина, — с заиканием столкнуться может каждый: верующий или нет. Но православному человеку в этом случае свойственно большее спокойствие. Это мое наблюдение: ведь я вижу и тех, и других. В наш центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции приходят мамы и папы с дошкольниками, детьми постарше. Реже — с подростками. Чувствуется большая нервозность или гиперопека взрослых. Каждая эмоция передается ребенку. Он начинает понимать: «Со мной что-то не так. Я другой» и тоже волнуется. Приходится работать со всей семьей.

У воцерковленных по-другому. Они прежде всего принимают ребенка таким, какой он есть. И испрашивают помощи у Господа: врачебной, молитвенной и силой Причастия. Доверяются воле Божией, словом.

Бытует мнение специалистов, изучавших механизмы заикания много лет, что наиболее податливы для постановки правильной речи дети до девяти лет. Дальше — гораздо сложнее. Подростки замыкаются в себе. Чем старше становятся, тем глубже поселяется проблема, вгоняя многих в безысходность: сложности на работе, неудачи в личной жизни, неверие в возможность исцеления. Неверие.

А есть другое слово. Вера. И произнести его, не зацепившись буквой за слог, можно. С Божией помощью. А метод? У человека всегда есть свободный выбор. Так что решайте сами: хотите, перед зеркалом. Хотите, читая акафист.

ruskline.ru