Заикание это зпр

Заикание (Логоневроз)

Заикание – совсем не редкость как у детей всех возрастов, так и у взрослых. В профессиональной среде принят термин «логоневроз». Название, безусловно, совсем не случайное. Как и любое другое проявление невротической патологии, оно вызвано неконтролируемым порывом, в случае с заиканием – это судорожное сокращение мышц речевого аппарата, которое выражается в сбитом темпе и ритме речи, а также непроизвольном повторении отдельных звуков и/или слогов в слове.
Причин у логоневроза может быть множество, и без консультации логопеда (а порой и невролога, и психолога) определить точную причину невозможно.

К причинам заикания можно отнести такие особенности развития как:

  • тяжелая беременность – сильные стрессы или перенесенные заболевания;
  • наследственность;
  • тяжелые и травматичные роды;
  • частые болезни в первые годы жизни;
  • задержка речевого развития – как вследствие физиологических причин, так и по причине недостаточного внимания взрослых к развитию малыша;
  • резкий набор пассивного словаря в ходе логопедической работы без понимания особенностей коррекции ЗРР;
  • неблагополучная обстановка в семье;
  • резкий испуг или яркая стрессовая ситуация;
  • непосильные учебные занятия – желание родителей вырастить вундеркинда любой ценой.
  • Как работать с логоневрозом?

    Чем «свежее» будет симптоматика – тем лучше для коррекции нарушения. На самых ранних этапах формирования заикания выправить его намного проще, нежели при устоявшемся логоневрозе.
    Обязательна к выполнению «домашняя работа» по организации спокойной и комфортной для ребенка атмосферы дома. Распорядок дня, здоровое питание, регулярные прогулки, легкая физкультура, полноценный сон и разумное ограничение развлекательной электроники.
    Далее посещение невролога — залог успешного преодоления заикания.

    В Детской академии речи используются два подхода к коррекции заикания:

    • занятия с логопедом — методика дыхательных упражнений, «зарядка для языка», логопедический массаж, психологическая разрядка и регулярное закрепление успехов ребенка через тренировку правильной речи. В случае целесообразности используется логопедический тренажер Дельфа;
    • работа на развитие саморегуляции и самоконтроля ребенка с помощью комплекса биологической обратной связи (БОС). Данный метод доступен детям с сформировавшейся произвольностью, как правило, после 5 лет.

    www.logoakademia.ru

    Задержка речевого развития (ЗРР)

    — это состояние ребенка, когда ребенок, имея достаточно развитое эмоциональное и психическое состояние, тем не менее не использует речь в то время, когда он уже должен был начать пользоваться речью.

    Теперь давайте разберемся — какие сроки начала появления речи у ребенка следует считать критическими. Когда ребенок должен начать говорить?

    В год ребенок должен уметь говорить примерно 10 простых слов и в пассивном словаре знать примерно 200 предметов, т аких как штанишки, гулять, кроватка, бутылочка, игрушка, погремушка, слоник, курочка, умоемся, купать ся и т.п. Кроме того, ребенок должен понимать речь, с которой к нему обращаются и реагировать на неё. Например, на слова «где мама?» поворачиваться к маме или улыбаться маме.

    В 2 года ребенок уже умеет строить фразы и короткие предложения, начинает использовать распространенные прилагательные. Словарный запас активно используемых слов должен быть больше 50. В идеале 100.

    В два с половиной года ребенок уже использует сложные предложения и умеет задавать вопросы: где? куда? Знает свое имя, подражает животным: ку-ка-ре-ку, гав-гав. В речи уже появляются малораспространенные прилагательные: яркий, деревянный, золотой, серебрянный.

    В три года ребенок уже способен составить рассказ по картинке, говорит о себе в первом лице, использует наречия (далеко, близко, скучно) и числительные. Ребенка уже способен понять и малознакомый вам человек. Основные проблемы в этом возрасте — это проблемы с произношением отдельных звуков. Речь ребенка 3 лет уже грамотно построена. Если вы спрашиваете ребенка: «Хочешь гулять?» и получаете ответ: «хочешь» вместо «хочу», значит у вас есть повод обратиться к специалисту.

    Однако не стоит забывать, что все дети разные и развиваются по-разному, поэтому одни начинают говорить 10 слов в год, другие только к полутора годам.

    Граница между индивидуальными особенностями развития и отставанием проходит на расстоянии примерно в 4-5 месяцев. То есть, если ребенок и в два года плохо произносит десять слов и не имеет большого пассивного словаря, значит, ребенок имеет задержку в развитии речи.

    Многие считают, что есть некая зона речи в мозге ребенка, которая отвечает за развитие его речи. На самом деле за формирование речи отвечает согласованная работа левого и правого полушарий мозга. Для правильного развития речи и ее своевременного появления необходимо, чтобы гармонично и правильно развивалось правое полушарие (эмоционально-образная сфера, пространственное мышление, интуиция) и левое полушарие (рационально-логическое мышление).

    У мальчиков нервные волокна, соединяющие оба полушария, тоньше, чем у девочек, поэтому мальчики часто отстают от сверстниц в развитии речи. Однако при правильном и быстром реагировании родителей на отставание в развитии речи мальчиков — это отставание легко преодолевается и в дальнейшем именно мальчики мыслят более образно и точно, поэтому среди мальчиков так много писателей и поэтов.

    Однако если ситуацию с развитием речи списать на особенность развития мозга у мальчиков и не заметить истинного отставания в развитии речи, можно столкнуться с серьезным отклонением в речевом и психоречевом развитии. Простой пример: среди заикающихся детей — мальчиков больше, чем девочек, а также среди детей с дизартрией (нечеткое, непонятное произношение многих звуков) — мальчики преобладают.

    Что считать речью? Считать ли речью произношение отдельных звуков, таких, например, как «би-би», «кап-кап» или «бя-бя»? Да. Специалисты считают эти звукосочетания словами, ведь для ребенка — это настоящие слова. Так он обозначает машинку, дождик и бабушку. Малыш может обозначать звукосочетанием «куп-куп» и слово купаться. Да — это уже речь. Но если ребенок и в два с половиной года на произносит хотя бы «ба-ба дем уять» (бабушка пойдем гулять), то надо обязательно бить тревогу.

    В возрасте до 3-х лет специалисты обязательно найдут причину задержки речевого развития и помогут ребенку начать говорить.

    Основные поводы для тревоги и начало задержки речевого развития:

    1. Если в возрасте четырех месяцев ребенок не реагирует на жесты взрослых, не улыбается и не гулит, когда к нему обращаются.
    2. Если в возрасте 8-9 месяцев у ребенка нет лепета: па-па, та-та, ду-ду, агу, а в год ребенок очень тихий.
    3. Если ребенку уже полтора года, а у него еще нет простых слов: мама, папа, дай, баба и т.п. и ребенок не выполняет простейшие просьбы мамы: иди сюда, подними игрушку, сядь и т.п.
    4. Если у ребенка имеются трудности с сосанием, жеванием. Если в полтора года ребенок не может жевать и давится.
    5. Если в два года ребенок использует несколько слов и не повторяет за окружающими новые слова.
    6. Если в два с половиной года ребенок использует не более 20 слов, не знает и не понимает названий предметов, не может принести что-либо, не может составить фразу из двух слов.
    7. Если в три года ребенок говорит непонятно и его не понимает даже мама. Не говорит простых предложений и не понимает простых объяснений.
    8. Если ребенок использует речь не для коммуникации — например, просто машинально повторяет слова из увиденного мультфильма к месту и ни к месту, тогда надо срочно обратиться к психиатру.
    9. Если у ребенка в любом возрасте постоянно идет слюнотечение из открытого рта (не учитывая период прорезывания зубов).

    Родителям следует знать, что задержка развития речи (ЗРР) — это не самостоятельное заболевание, а лишь следствие отклонения в здоровье ребёнка, например, связанное с работой и развитием мозга, цнс, генетического отклонения или же психического расстройства. Очень разные неблагоприятные воздействия в период беременности матери (токсикоз, гипоксия, преэклампсия, эклампсия, маловодие, многоводие) и родов (стремительные роды, стимуляция родов, роды с выдавливанием ребенка, использование щипцов, кесарево сечение, родовые травмы, асфиксия плода в родах) ребенка, развития в первые месяцы жизни и нарушения психических и физических условий развития ребенка дома могут привести к задержке речевого развития.

    В каждом конкретном случае причину задержки развития речи определяет специалист. Задержка психического развития не ставится ребенку с отставанием в развитии речи, если умственное и эмоциональное развитие ребенка в норме.

    Но обычно после 5 лет, когда ребенок нуждается в общении со сверстниками, и не получает его, вследствие неполноценности речи, он получает психологическую травму и имеет отставание в психическом развитии. Иногда задержка развития речи связана с задержкой психомоторного развития — ребенок позже начинает сидеть, прыгать, бегать, неуклюж.

    Решая проблему с моторикой ребенка можно спонтанно решить проблему с речью. Но такие случаи редки и проблему задержки развития речи нужно решать в комплексе. Часто после 4 летнего молчания дети с задержкой речи нуждаются в обязательном медикаментозном лечении.

    Заикание

    Заикание, или другими словами логоневроз, является довольно распространенным речевым расстройством. Возникая обычно в раннем детстве, оно может сопровождать человека всю жизнь, если только вовремя не принять меры по его устранению.

    Ранее считалось, что заикание возникает только вследствие стрессовых факторов, однако исследования американских ученых выяснили, что заикание может также передаваться наследственно по Х-хромосоме. Как бы там ни было, но именно стрессовые ситуации считаются той пусковой кнопкой, которая провоцирует проявление этого заболевания. При этом они могут быть различными – от внезапного испуга до хронического стресса, который сохраняется длительное время.

    Обычно, заикание проявляется в возрасте от 2 до 6 лет, когда идет активное развитие речевого аппарата, осваивается речь, а нервная система пребывает в особом напряженном состоянии, интенсивно накапливая и обрабатывая полученную ребенком информацию. При этом словесное общение дается ребенку нелегко, требует большого напряжения и внимания. Все это вместе с недостаточно сформировавшимися механизмами защиты от стрессов создает почву для возникновения заикания. Поэтому именно в этом возрасте родители должны быть особенно внимательны к речи ребенка, и при необходимости сразу же обращаться к врачам, так как чем раньше проблема будет обнаружена, тем быстрее и эффективнее будет ее устранение. В особом внимании и контроле нуждаются дети, у которых кто-то из родственников страдает заиканием.

    Довольно часто заикание проявляется не только в виде повторения, подлевания или прерывания различных звуков, но также сопровождается другими нервными расстройствами, такими как ночные кошмары, энурез, появления беспокойства, растерянности. Именно поэтому с проблемой заикания необходимо обращаться не только к логопеду, но обязательно и к психотерапевту, который сможет устранить беспокойство и страхи ребенка, успокоить его.

    Первыми признаками заикания являются такие изменения речи, как повторы слов или звуков, ускоренная речь, общая напряженность и чрезмерная жестикуляция. Со временем появляется непроизвольное закатывание глаз вверх, моргание, кивание головой. Часто бывает и так, что ребенок после первой неудачной попытки заговорить, просто перестает пытаться, замолкает, уходит в себя. Это образует замкнутый круг – ребенок замыкается в себе, начинает нервничать и комплексовать. А именно нервное напряжение и психотравмы усугубляют заикание.

    Тем не менее, заикание – это излечимое заболевание, которое в большинстве случаев возможно преодолеть. Для этого необходим комплексный подход к делу и выбор методов лечения в соответствии с первопричиной заболевания и индивидуальных особенностей человека.

    Если же родители, планирующие или ожидающие ребенка, имеют в роду заикающихся родственников, очень важно подумать о профилактике заикания. Она заключается в том, чтобы беречь голову ребенка от ушибов, предупреждать заболевания носоглотки и ротовой полости, своевременно проводить лечение аденоидов и других заболеваний. Ребенок должен слышать чистую речь и по возможности избегать людей, которые страдают заиканием, спотыканием, тахилалией и другими речевыми нарушениями. Следует оберегать ребенка от чрезмерной речевой продукции – как со стороны его самого, так и со стороны окружающих людей. Также необходимо избегать стрессовых ситуаций, нервного перенапряжения и других травмирующих психику факторов. С каждым новым жизненным этапом (поход в детский сад, школу, переезд и так далее) профилактику заикания необходимо повторять, а ребенка готовить к переменам более тщательно.

    Профилактика заикания должна также проводиться и после того, как заболевание уже вылечено. К причинам рецидивов заикания можно отнести: плохие социально-бытовые условия жизни и напряженная обстановка в доме, недостаточное закрепление успеха в борьбе с заиканием, неполное устранение причин заикания, психические травмы и болезни, нарушение режима.
    Если заикания не удалось избежать, то при его лечении необходимо делать упор на комплексный подход – когда с ребенком занимается и логопед, и психотерапевт, а также используются различные дополнительные методики.

    Ребенка, который заикается или у которого родители подозревают появления заикания, должны осмотреть такие специалисты, как логопед, психолог, психиатр, невропатолог и психотерапевт. Изучив клинические и анатомические данные, они назначают психотерапевтические и логопедические процедуры, иногда медикаментозное лечение.

    Параллельно с занятиями в группах родители также должны быть ознакомлены с дидактическими материалами для речевых и психотерапевтических тренировок ребенка в домашних условиях. Комплексная реабилитация заикающегося ребенка длится месяц, но чтобы добиться максимального результата, а также закрепить эффект от занятий, специалисты рекомендуют пройти 2-3 курса реабилитации, а также не забывать о микрокурсах поддерживающей терапии.

    Если причиной заикания стал испуг, сильный стресс или информационная перегрузка ребенка, то часто устранение заикания осуществляется еженедельными психологическими тренингами. Обычно, положительный результат наблюдается уже через 2-3 месяца работы.

    Иногда причиной заикания становится скудный словарный запас ребенка, когда он не может подобрать нужное слово или же не имеет достаточной речевой практики в повседневной жизни. Тогда с ним работает логопед. Он расширяет словарный запас ребенка, «ставит» произношение проблемных звуков, учит заменять трудно произносимые слова синонимами.

    Хороший эффект при лечении заикания дают дыхательные упражнения, когда ребенок учится произносить 4-5 слов на выдохе, пропевать и прокрикивать целые фразы. Специальная техника дыхания также помогает расслабиться и снять нервное напряжение. Для снятия повышенной возбудимости речевых рецепторов и восстановить нервную регуляцию речи, используют точечный массаж.

    Для детей с 7 лет часто используют лечение заикания гипнозом. Иногда хватает одного сеанса, чтобы ребенок перестал заикаться. Однако время от времени все равно необходимо проводить поддерживающую терапию. На начальных этапах развития заикания также эффективно использование компьютерных программ (например, «Демосфен», «Speak gentle», «Dr. Fluency»), которые при регулярных занятиях обещают улучшение речи уже через 2-3 месяца.

    Отлично помогает при работе с заикающимися детьми гипноз и лечение музыкой Моцарта по методу Томатиса. Метод Томатиса однажды уже помог заикающемуся актеру — Депардье, он поможет и заикающемуся ребенку. Проверено более чем полувековой практикой.

    Но самое главное – вместе с лечением ребенка необходимо окружить вниманием и любовью, что поможет ему поверить в свои силы и успешно бороться с заиканием.

    audiofit.ru

    Если ребенок заикается

    Архипова Е.Ф. доктор педагогических наук, профессор МПГУ , г.Москва.

    Инклюзивное образование в дошкольных образовательных организациях (ДОО) все активнее внедряется в практику. В группы дошкольной образовательной организации зачисляются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). К этой категории относятся и дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

    После обследования ребенка с ограниченными возможностями здоровья на психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) оформляется заключение и рекомендации по организации образовательного маршрута для ребенка. В заключении психолого-медико-педагогической комиссии формулируются выводы: нуждается ли этот ребенок в создании специальных образовательных условий в дошкольной образовательной организации (ДОО) или специальных образовательных условий не требуется.

    В зависимости от сложности нарушения и потенциальных возможностей ребенка с ОВЗ в рекомендации ПМПК указывается вид адаптированной программы для такого ребенок, которая в ДОО для него должна быть составлена и по которой он должен получать образование в ДОО. Возможны варианты рекомендаций по адаптированным образовательным программам для детей с ОВЗ. Коррекционно-развивающая работа для детей с ОВЗ должна быть реализована в группах ДОО компенсирующей или комбинированной направленности.

    В группах компенсирующей направленности для детей с ОВЗ осуществляется реализация адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования (АООП ДО). Вся группа детей с ОВЗ будет осваивать разработанную для них одну адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования.

    В группах же комбинированной направленности должны реализовываться две программы. Общая основная образовательная программа ДОО предназначается для основного состава детей комбинированной группы. Для каждого же ребенка с ОВЗ, включенного в комбинированную группу на основе инклюзивного образования, на базе общей основной образовательной программы дошкольного образования должна в ДОО разрабатываться и реализовываться адаптированная образовательная программа (АОП ДО). Это и будет инклюзивное образование детей с ОВЗ в комбинированной группе.

    К группе детей с ОВЗ относятся следующие категории: глухие, позднооглох­шие и слабослышащие; слепые и слабовидящие; дети с тяжелыми нарушениями речи; дети с нарушени­ями опорно-двигательного аппарата; с задержкой психического развития; с умственной отсталостью; с расстройствами аутистического спектра (ранее это называлось РДА – ранний детский аутизм); со сложными дефектами.

    Заикание относится к тяжелым нарушениям речи

    В учебниках по логопедии приводится следующее определение этого речевого дефекта. Заикание – это нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

    К органам речевого аппарата относятся: дыхательный отдел и его основная мышца – диафрагма; голосовой отдел и его основная мышца – голосовые складки; артикуляционный отдел, к которому относятся губы, язык, мягкое небо и другие органы.

    Заикание возникает из-за судорог в мышцах речевого аппарата. Судороги могут локализоваться у одних детей с заиканием в артикуляционном отделе, у других в голосовом или в дыхательном отделе. По типу судорог, периодически возникающих в процессе речевого общения в различных отделах периферического речевого аппарата, различают три формы (или вида) заикания: клоническая, тоническая, смешанная форма заикания.

    Наиболее ранняя и легкая форма заикания — клоническая, при которой возникают запинки в речи – повторяются звуки или слоги. На этой стадии своевременная и адекватная психолого-педагогическая помощь ребенку может остановить дальнейшее развитие заикания. Комплексная психолого-педагогическая помощь ребенку должна оказываться не только специалистом, но и родителями и педагогами ДОО (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, социальный педагог, воспитатель). Выполнение всеми участниками определенного «речевого режима», «правил речи» и соблюдение коррекционных рекомендаций в отношении психо-эмоциональных нагрузок будет способствовать снижению частоты и активности судорог, провоцирующих запинки в речи.

    Если ребенок с клонической формой заикания не получил комплексной психолого-педагогической помощи, то запинки закрепляются и формируется стойкий патологический стереотип речи с запинками. И тогда со временем клоническая форма заикания переходит в более тяжелую форму — тоническую, при которой в речи появляются длительные остановки и паузы в начале или середине слова. Эта стадия говорит о том, что у ребенка заикание возникло давно, и он не получал специальной психолого-педагогической помощи, направленной на профилактику заикания. У ребенка уже сложился стойкий патологический стереотип речи с запинками. Для устранения такого заикания требуется уже комплексный медико-психолого-педагогический подход и лечение на протяжении длительного времени. Поэтому у специалистов в этой области есть положение: заикание легче предупредить, чем устранить.

    Встречается и смешанный вид заикания: клоно-тонический или тоно-клонический (по преобладающему характеру судорог). Этот вид заикания свидетельствует о наличии двух видов судорог и о том, что заикание переходит в более серьезную стадию и закрепляется. Это говорится о прогрессировании этого тяжелого нарушения речи.

    Заикание является очень сложным нарушением речи, при котором нарушается целостность и плавность речи человека. Это проявляется в виде повторения или удлинения звуков, слогов, или слов и пауз в середине слова. Может проявляться в виде частых остановок или в нерешительности начать говорить. В результате нарушается ее ритмичное течение и плавность. Заикание препятствует ребенку в полноценном речевом общении с окружающими.

    Кроме разнообразных речевых судорог у заикающихся детей встречается и другая патологическая симптоматика: нарушение темпо-ритмической организации в общей моторики. Могут быть сопутствующие или даже насильственные движения в скелетной мускулатуре, уловки, помогающие ребенку скрыть запинки и ритмизировать речь. Например, если ребенок делает запинки на первом звуке «п» в слове папа, то он ищет другое слово без звука «п» и заменяет на другое слово – отец. Постепенно появляется психологическая фиксированность на своем дефекте. С этого момента может появиться страх перед говорением – логофобии, что может появиться уже к концу дошкольного возраста.

    Заикание может появиться в любом возрасте у детей и взрослых. Наиболее часто у детей заикание возникает в период от 2 до 5 лет. У некоторых детей с бурным развитием фразовой речи заикание может появиться в возрасте 2-3 лет. У детей с поздним общим развитием речи заикание может возникнуть после 4-5 лет. В любом случае заикание появляется у некоторых детей в период формирования фразовой речи, когда речь становится средством общения.

    Течение заикания у детей может быть различным, например, может быть постоянный тип течения заикания. При этом типе заикания, ребенок проявляет запинки в речи во всех речевых ситуациях.

    При волнообразном типе течения заикания у ребенка бывают периоды, когда запинки в речи не проявляются. И появляется ложное предположение, что заикание исчезло. Чаще всего заикание вновь «неожиданно» возвращается и, как правило, в более сильной степени.

    При рецидивирующем типе течения возникают обострения заикания, что чаще всего бывает в осенне-весенний период. Каждое обострение сопровождается усилением степени заикания и усилением других сопутствующих патологических симптомов.

    Поэтому для определения путей профилактики или способов избавления от заикания, необходимо выяснить причины, которые привели к нарушению речи – заиканию. Для этого специалисты проводят комплексное обследование, чтобы выявить причины, вызвавшие запинки, клонические судороги или тонические судороги, которые провоцируют прерывание речи необоснованными паузами. При обследовании можно выявить наследственную предрасположенность к заиканию, неправильное воспитание ребенка, психотравмирующие ситуации и другие значимые факторы. После получения результатов обследования логопед составляет индивидуальную программу коррекционных логопедических занятия с ребенком.

    Кроме занятий специалистов важно, чтобы и в детском саду и дома поддерживался коррекционный речевой режим: соблюдались «правила речи» и коррекционные рекомендаций в отношении психо-эмоциональных нагрузок. К таким рекомендациям, которые определяет специалист, занимающийся с заикающимся ребенком, относится: «режим молчания», «режим ограничения речи», «щадящий речевой режим», «специальный охранительный режим» и многие другие.

    Для воспитателей и родителей можно сформулировать следующие рекомендации, касающиеся создания коррекционного режима для заикающегося ребенка, находящегося в ДОО. Эти же рекомендации следует выполнять и в домашних условиях. Соблюдение рекомендаций, как родителями, так и педагогами ДОО будет способствовать устранению заикания и выработке навыка правильной плавной речи.

    Правила речи для заикающихся детей

    Воспитатели, педагоги и родители должны овладеть этими правилами речи и демонстрировать заикающемуся ребенку правильные образцы речи. Вот эти правила. Говорить следует в замедленном темпе и спокойно, четко проговаривать все гласные звуки. При произнесении гласных надо четко их артикулировать и открывать рот. Не следует говорить через стиснутые зубы. Все гласные звуки должны произноситься с четкой и активной работой губ. Например, для звука «и» губы растянуты в стороны и в улыбку, для звука «у» губы складываются в трубочку, для звука «о» губы собираются в хоботок. Во время речи следует опираться на гласные звуки и произносить их не редуцированно (сокращенно), а с акцентом и четко, а вот согласные звуки наоборот следует произносить легко, поверхностно и без акцента на них. Согласные звуки произносятся на выдохе. Перед высказыванием следует продумать, что хотелось бы сказать, какой задать вопрос, какую подать реплику. Рекомендуется смотреть в глаза собеседнику, человеку, к которому обращаешься. При ответе на вопрос также следует сначала увидеть глаза того, кто задал вопрос, не торопится с ответом, подумать и не торопясь дать ответ. Надо выбирать оптимальную громкость голоса во время речи. Не следует говорить тихо и очень громко. Во время речи необходимо следить за осанкой тела, положением головы и конечностей. Если говорить приходится стоя, то необходимо стоять ровно, ноги должны быть расставлены на ширину плеч. Если говорить приходится сидя, то ноги не должны быть перекрещены под столом, а также должны находиться расставленными в положении на ширину плеч. Сидеть также надо с прямой спиной, с опорой на спинку стула, плечи при этом должны быть опущены. Кисти рук не должны быть сжаты в кулаки. Не рекомендуется запрокидывать голову назад к спине и опускать подбородок на грудь во время речи. Во время речи подбородок относительно шеи должен быть под прямым углом. Начинать говорить надо на выдохе. Не рекомендуется говорить высоким голосом, а по возможности тон голоса понижать. Если первое слово предложения начинается с гласного звука, то начинать надо тихо и несколько пониженным тоном голоса. Длинную фразу следует делить на смысловые отрезки. Каждый такой отрезок произносить нужно как короткую фразу. Между отрезками фразы рекомендуется соблюдать паузы. Чтобы речь была спокойной и уверенной нужно растягивать произношение первых гласные в предложении и связывать все слова предложения между собой. Очень важным средством выразительности речи является использование интонационных средств: пауз, логического ударения, выразительных интонаций, модуляций голоса по высоте и силе, четкой дикции, неторопливого темпа речи и мягкого тембра голоса. Очень большая роль в речевой коммуникации отводится кинесике. Это разнообразные выразительные жесты, мимические движения, улыбка и другие. Заикающимся , у которых нарушается речевая коммуникация, очень важно дать дополнительные средства выразительности речи в виде кинесики и средств просодии.

    Чтобы успешнее проводилась коррекционная работа с заикающимся ребенком по выработке у него новых правильных навыков плавной и выразительной речи, нужно соблюдать следующие условия.

    Советы для педагогов и родителей

    Если ребенок заикается, то ему нельзя делать замечания со словами говори хорошо, говори медленно, расслабься, вдохни перед началом речи и другие замечания, касающиеся его речи. При ребенке не следует произносить, что он «Заикается». Если заикающийся ребенок посещает группу в ДОО, то воспитатели не должны при других детях обращать внимание на сбивчивую речь заикающегося ребенка, не произносить за него слова, которые он не может договорить из-за заикания. Если сам воспитатель не обратит своего внимания на запинки в речи ребенка, то другие дети не заметят проблемы в речи заикающегося. Воспитатель должен предупреждать и не допускать, чтобы дети дразнили ребенка, обзывали, исключали из общих игр. Во время разговора надо давать заикающемуся ребенку почувствовать, что внимательно и спокойно слушают то, о чем он говорит. При этом совсем не обращают внимания на то, как ребенок говорит. Надо дать возможность договорить ребенку, не перебивать и не торопить его речь. Надо поддерживать постоянный зрительный контакт с ребенком и терпеливо ждать пока заикающийся закончит свое высказывание. Не рекомендуется задавать много вопросов ребенку. Речь воспитателя и родителей с ребенком при заикании должна быть неспешной («ленивой»). Заикающегося ребенка нужно поощрять и хвалить как можно чаще и как можно естественней, даже если у него что-то не получается. При этом не рекомендуется гладить ребенка по голове и вообще трогать его голову. При занятиях с заикающимся ребенком надо учитывать его интересы и поддерживать его инициативу в игре. Не следует требовать от ребенка того, что он не может выполнить в силу своих особенностей. Надо принимать и любить ребенка таким, какой он есть.

    Лечебно-педагогический комплекс по преодолению заикания состоит из двух блоков. Первый блок направлен на лечебно-оздоровительные мероприятия. Эти мероприятия организует врач, который проводит лечение специальными медикаментами, назначает лечебные процедуры, лечебную физкультуру и другие.

    Второй блок посвящен коррекционно-педагогическому воздействию. В этом воздействии принимают участи все участники педагогического коррекционного процесса в ДОО, а также родители заикающегося ребенка. Основную коррекционную работу проводят логопеды и психологи. Обязательными и регулярными должны быть логоритмические занятия. Все другие педагоги ДОО осуществляют психолого-педагогические коррекционные мероприятия по рекомендациям логопеда, психолога и врачей.

    Так как заикание является одним из самых стойких тяжелых нарушений речи, затрагивающим не только речь, но и другие сферы жизнедеятельности ребенка – соматическую, неврологическую, психологическую, моторную, личностную и другие, то можно сделать вывод, что заикание легче предупредить, чем его исправить.

    Поэтому раннее выявление заикания и профилактическая психолого-педагогическая помощь педагогов и врачей может остановить дальнейшее прогрессирование заикания.

    arkhipovaef.ru