Заикание как лечить у детей

Заикание у детей: причины и лечение

Радость родителей при произношении ребенком первых слов и фраз вскоре может быть омрачена появлением у малыша заикания. Что делать? Можно ли вылечить? Такие вопросы встают перед родителями и заставляют их метаться от логопеда к неврологу, а от врачей – к народным целителям. Постараемся разобраться, что же представляет собой проблема заикания у детей, каковы причины явления и какое лечение можно применить в случае появления недуга.

Что такое заикание?

Под заиканием понимают нарушение плавности и ритмичности речи. Это сложная речевая патология, обусловленная судорогами мышц аппарата речи. Чаще всего заикание появляется у деток от 2 до 5 лет, когда формируется и активно развивается фразовая речь. Возникновение его может быть внезапным, а в процессе развития малыша усиливаться.

Маленькие детки часто повторяют нормально выговариваемые слова: «Дай, дай, дай мне воды». Но могут повторяться ребенком только звуки: «Д-д-дай мне воды». Специалисты считают, что повторение звука больше 2 раз является начальным проявлением заикания.

Среди детского контингента заикание отмечается, согласно мировой статистике, у 2-3 % детей. У девочек эта патология речи возникает в 4 раза реже, чем у мальчиков. Предполагают, что это связано с большей эмоциональной устойчивостью девочек. Заикание усиливается в первый год учебы в школе и в подростковом периоде. Оно сказывается на поведении ребенка и его адаптации в коллективе.

Заикание может проявляться в виде повторения звуков или каких-то слогов, внезапной вынужденной остановки речи. Часто в монологе встречаются звуки-паразиты «Э-э-э…», «М-м-м…», что связано с внутренней борьбой ребенка, пытающегося справиться с заиканием.

У некоторых детей заикание появляется только в период волнения или стрессовой ситуации. В спокойной обстановке ребенок как бы забывает о своих проблемах с речью. А при разговоре по телефону, общении с малознакомым человеком, при публичном выступлении сильно заикается.

Причины заикания

Заикание – самый распространенный детский невроз. Обычно его называют логоневрозом. Задержку произношения звуков и слогов связывают с судорогами речевой мускулатуры: мышц языка, губ, гортани. Они могут быть тоническими и клоническими.

При тонических судорогах (напряжении этих мышц) трудно преодолеть сбой в речи, в связи с чем отмечаются трудности с произношением согласных звуков. При клонических судорогах отмечается повторение начальных звуков или слогов слова, произношение лишних гласных (и, а) перед словом или фразой. Хотя достаточно часто заикание бывает тонико-клоническим.

Непосредственной причиной заикания ребенка могут быть:

  • Физиологические нарушения:
  • поражение нервной системы после родовой травмы;
  • курение и употребление алкоголя матерью в период беременности;
  • наследственная предрасположенность;
  • травма головного мозга;
  • заболевания органов речи (гортани, носа, глотки);
  • изменения в нервной системе вследствие перенесенного заболевания (рахита, инфекционных болезней);
  • переучивание левши на правшу.
    1. Психологические причины:
      • стрессовые ситуации, психоэмоциональные потрясения;
      • потеря близких;
      • невротические реакции: детские страхи (боязнь темноты, наказания и др.);
      • выраженное чувство обиды, ревности;
      • желание привлечь внимание родителей;
      • сильный испуг (грозы, собаки, сцены ужасов в фильме).
      • Социальные причины:
      • чрезмерная родительская строгость;
      • подражание заикающемуся члену семьи или другому ребенку;
      • перегрузка малыша речевым материалом (раннее изучение иностранного языка или даже нескольких языков);
      • недостаточное родительское внимание при формировании речи, что приводит к быстрой, торопливой речи и пропуску слогов;
      • перевод малыша в другой детский сад или школу;
      • переезд на другое место жительства.
      • К провоцирующим факторам можно отнести:

      • переутомление ребенка (нагрузки по школьной программе, неконтролируемый просмотр телепередач, длительные компьютерные игры и др.);
      • семейные неурядицы и скандалы;
      • проблемы в школе;
      • несбалансированное питание с избыточным количеством белков в рационе;
      • период прорезывания зубов и переходный возраст;
      • нарушения эндокринной системы;
      • инфекционные заболевания.
      • Тактика поведения родителей

        При выявлении заикания у ребенка не нужно заострять внимание малыша на этом нарушении речи, чтобы не закрепить условно-рефлекторно его возникновение. Малышу надо дать понять: интересно то, что именно он хочет сказать, а не то, как он говорит. Родительская тревога по поводу дефекта речи еще больше угнетает ребенка.

        Важной задачей для родителей является и защита малыша от насмешек, чтобы не дать выработаться комплексу неполноценности и снижению самооценки. Дети часто бывают жестокими, и в коллективе может найтись любитель травли заикающегося ребенка.

        Если воспитатель не может исправить ситуацию, и насмешки, вынужденная изоляция ребенка в коллективе продолжаются, то малышу на период лечения следует прекратить посещение детского сада. В противном случае выработанная застенчивость и закрытость ребенка еще больше усилит заикание.

        Детям школьного возраста нужно помочь сохранить свою самооценку, показать их сильные стороны, способности, чтобы завоевать авторитет среди сверстников и избежать отчуждения, облегчить социальную адаптацию.

        Чтобы помочь ребенку справиться с возникшим недугом, родители и другие члены семьи должны соблюдать простые правила:

      • следить за своей речью: говорить медленно и плавно, делать короткую паузу после каждой фразы; ребенок будет стараться подражать и говорить так же;
      • не перебивать малыша, всегда давать ему возможность самому закончить речь;
      • можно разучивать с ребенком песни;
      • в разговоре с ребенком употреблять короткие фразы и предложения;
      • избегать суеты и хаоса в семейном образе жизни; не допускать ссор и напряжения в семье;
      • строго следить за соблюдением ребенком режима дня, исключить возможность переутомления и перевозбуждения малыша;
      • не следует заставлять ребенка многократно повторять трудные слова;
      • малышу следует реже делать замечания и чаще хвалить;
      • не допускать постоянной «фоновой» работы телевизора в квартире; исключить просмотр телепередач ребенком перед сном;
      • не создавать ребенку никаких привилегий в поведении и дисциплине в семье в связи с его заиканием.
      • В некоторых случаях заикание проходит самостоятельно, без лечения. Заикание, которое может пройти самостоятельно, имеет такие признаки:

      • у ребенка не возникает никаких психологических трудностей во время общения, он не стесняется своего дефекта;
      • заикание периодически исчезает на длительный период времени;
      • ребенок не замыкается и не избегает разговорного общения;
      • короткие слова и фразы выговариваются легко.
      • Если же ребенок напрягается во время разговора, гримасничает, делает паузы в речи с прерыванием дыхания, растягивает гласные звуки, избегает употребления каких-то слов и звуков, на вопросы (даже очевидные) отвечает «Не знаю!» – нужно обратиться на консультацию к логопеду. Причем следует найти специалиста, уже имеющего опыт работы с такими детками.

        Лечение заикания

        Заикание можно лечить и полностью вылечить. Следует обращаться к логопеду и неврологу или психоневрологу за квалифицированной помощью. Правда, нет такой таблетки, от приема которой заикание исчезнет раз и навсегда. Важны совместные усилия и специалистов, и терпеливых родителей.

        Наиболее успешно лечение на ранних этапах, еще в дошкольном возрасте. Правила поведения родителей изложены выше. Важно создать в семье благоприятную спокойную обстановку. Все разговоры с ребенком должны проводиться в медленном темпе. Отношения со всеми детьми нужно строить так, чтобы у них не возникало чувства ревности и соперничества за родительское внимание.

        Ребенок должен быть уверенным, что его внимательно выслушают, несмотря на дефект речи. Надо находить время для обязательного общения с ним и совместных занятий, интересных ребенку. Даже 10-минутный разговор перед сном оказывает расслабляющее действие. Разумеется, во время этой беседы не следует предъявлять ребенку претензий и ставить какие-либо условия. Только от просмотров телевизора (даже мультфильмов) перед сном нужно отказаться.

        Не следует избегать в разговорах с ребенком темы заикания. Важно похвалить его, если ему удается достичь каких-то успехов в лечении. Пусть даже незначительных. Он должен ощущать эмоциональную поддержку со стороны родителей. Следует подбадривать ребенка и вселять в него уверенность в успешности лечения этого временного заболевания.

        Существует достаточно много методов лечения заикания :

      • логопедические уроки;
      • дыхательные упражнения;
      • компьютерные программы;
      • точечный массаж;
      • лечение гипнозом;
      • медикаментозное лечение;
      • общеукрепляющее лечение.
      • На логопедических уроках подбираются упражнения, позволяющие снять напряжение и сделать речь плавной и ритмичной. Ребенок повторяет упражнения дома, добиваясь выразительности речи. Упражнения подбираются с учетом возраста пациента.

        Дыхательные упражнения являются одним из традиционных методов лечения. Они позволяют тренировать мышцы аппарата речи и голосовые связки, учат глубоко, свободно и ритмично дышать. Упражнения оказывают благоприятное воздействие на дыхательную систему в целом. Кроме того, упражнения являются дополнительным методом релаксации.

        Компьютерные программы – один из эффективных методов лечения заикания. Они используют синхронизацию речевого и слухового центров головного мозга. Ребенок дома, сидя перед компьютером, произносит в микрофон слова. Незначительная задержка их с помощью программы позволяет ребенку слышать свой голос, и он старается подстроиться под него.

        При этом речь становится плавной. Программа позволяет вести разговор в ситуациях с эмоциональной окраской (радость, гнев и др.) и подсказывает, как справиться с обстоятельствами и улучшить речь.

        Во многих городах существуют клиники и центры по лечению заикания методом гипноза для детей старше 11 лет. Методом внушения врач снимает спазм речевой мускулатуры, чувство страха перед публичным выступлением. Речь после 3-4 сеансов становится плавной и уверенной. Это эмоционально впечатляющий метод психотерапии.

        Нетрадиционная медицина предлагает лечение заикания методом точечного массажа. Специалист оказывает воздействие на определенные точки на лице, спине, ногах, грудной клетке. С помощью этого метода улучшается регуляция речи со стороны нервной системы. Точечный массаж рекомендуют делать постоянно.

        Медикаментозное лечение – вспомогательный метод при лечении заикания. Проводится оно по назначению невролога. Могут применяться противосудорожные препараты, успокаивающие средства. Лечение способствует нормализации функции нервных центров. Из успокоительных средств применяются отвары и настои трав (пустырника, корня валерианы, мелиссы). Вылечить заикание с помощью одних лекарств невозможно.

        Общеукрепляющие методы вносят свою лепту в лечение заикания. Они включают соблюдение режима дня, рациональное питание, закаливание и общеохранительный режим, исключающий стрессовые ситуации. Особое значение для ребенка имеет достаточный по продолжительности сон (не менее 9 час.). Чтобы сон был глубоким, можно вечером принимать теплый душ или расслабляющую ванну (например, хвойную). Компьютерные игры и просмотр телепрограмм вечером должны быть исключены.

        Питание ребенка должно быть витаминизированным, включать больше молочных продуктов и растительной пищи. Рекомендуется ограничить употребление мяса, острых блюд, исключить употребление крепкого чая, шоколада.

        Детям рекомендуется просмотр таких фильмов и программ, которые не вызовут у ребенка сильных эмоций. Нежелательно включать громко радио, телевизор, слушать громкую музыку. Не нужно потакать капризам ребенка, но и не надо доводить требования до резкости. Шумные и подвижные игры провоцируют заикание. Предпочтение следует отдавать спокойным занятиям (складывание паззлов, рисование, шашки, лепка). Посещение шумных развлекательных мероприятий, возбуждающих ребенка, не принесет пользы.

        Прогулки на свежем воздухе должны быть ежедневными. Но спортивные игры, особенно соревновательные, азартные, лучше исключить.

        Резюме для родителей

        Выявление заикания у ребенка – не повод для паники. Важно терпеливо и систематически выполнять рекомендации специалистов, и лечение будет успешным. Нужно вовремя обратиться к логопеду и неврологу, а дома создать спокойную обстановку, способствующую излечению заикания. Не следует допускать громких окриков на малыша. Ребенок должен поверить в себя и в возможность вылечиться, почувствовать поддержку близких ему людей.

        В прилагаемом видео вы можете посмотреть программу из цикла «Осторожно: дети», которая посвящена теме заикания у детей.

        myfamilydoctor.ru

        Заикание — можно ли вылечить логоневроз у детей без медикаментов?

        Логоневрозом у детей называют известный всем синдром заикания — судорожное расстройство речи, не позволяющее произносить звуки в правильной последовательности. Ребенок, страдающий логоневрозом, не испытывает болезненных ощущений в процессе речи, но ощущает значительный психологический дискомфорт.

        «Заике» не доступно спокойное выражение своих мыслей, ребенок волнуется и стыдится своей особенности. Логоневрозы полностью излечимы. Насколько эффективным будет лечение зависит от желания больного избавиться от заикания.

        Различают тоническую и клоническую форму логоневроза. Иногда происходит формирование смешанной формы заболевания, в которой в одинаковой степени проявляются тонические и клонические признаки.

      • У ребенка, страдающего тоническим логоневрозом, в процессе речи отмечаются непроизвольные паузы. Звуки произносятся затяжным, пролонгированным способом.
      • При клоническом логоневрозе речь ребенка включает частые навязчивые повторения: словесные, звуковые.
      • Физиологические причины заикания заключаются в несогласованности работы речепроизводящего аппарата и системы управления процессом речи. Определенная зона головного мозга, отвечающая за речевые функции работает некорректно.

        Заикание может быть обусловлено болезнями эндокринной системы, тяжелыми инфекционными заболеваниями. А вот глубинные психологические причины кроются в прошлых психических потрясениях — испугах, психических травмах, нервных срывах.

        Возможно, всему виной строгие и подавляющие методы воспитания, практикуемые взрослыми. Какими бы ни были причины развития расстройства, наличие такой особенности отравляет жизнь многим детям.

        В большинстве случаев заикание возникает в период первичного формирования речи в возрасте 3-5 лет. Еще одна группа риска — 15-17 летние подростки, входящие в фазу полового созревания.

        Симптомы логоневроза выражаются:

      • принужденными паузами;
      • затрудненным произнесением либо частыми повторениями звуков, слогов, иногда слов;
      • спазмами компонентов аппарата речи (губы, язык, гортанные мышцы);
      • артикуляционными судорогами.
      • Симптомы проявляются ярче в моменты эмоционального переживания или нервного потрясения.

      • судорожные гримасы;
      • напряжение лицевых мышц, тики;
      • ребенок моргает;
      • губы дрожат;
      • дыхание прерывается судорогами, из-за чего ощущается нехватка воздуха.
      • Также отмечаются невротические симптомы в виде:

      • психического напряжения;
      • тревожности;
      • подавленного настроения;
      • страха;
      • чувства неполноценности;
      • чрезмерной потливости;
      • нарушений сна;
      • сниженного аппетита.
      • Симптомы проявляются четче по мере развития заболевания. Начальная стадия характеризуется эпизодическими нарушениями. Со временем симптомы укореняются, приобретают постоянный, интенсивный характер, проявляются чаще, особенно при нервном возбуждении.

        Тяжелые формы логоневрозов порождают в сознании ребенка навязчивый страх — логофобию — устойчивое речевое расстройство.

        Лечение заикания у детей в большей мере психотерапевтическое. Если органические поражения мозга отсутствуют, необходимости в медикаментозной терапии нет.

        Логопедические занятия

        Логопедическое лечение освобождает речь от напряженности, устраняет дефекты произношения, воспитывает четкую артикуляцию, делает речь плавной, выразительной.

        Первичное лечение проходит при поддержке логопеда, затем ребенку предстоит поупражняться в устной речи самостоятельно. Для закрепления эффекта пациенту предоставляется возможность потренироваться в простом общении с другими детьми.

        Насколько сложными будут упражнения определит степень речевых нарушений у ребенка.

        Дыхательные упражнения

        Лечение дыхательными методиками направлено на тренировку силы, свободы и естественности голоса. Терапевтический эффект распространяется на органы речи и дыхания одновременно.

        Тренировка диафрагмы благотворно влияет на процесс голосообразования, дыхание углубляется, голосовые связки становятся более подвижными, плотнее смыкаются при произнесении звуков.

        Лечение дыхательными методиками обычно совмещается с релаксационными упражнениями.

        Точечный массаж

        Понадобится ли лечение точечным массажем зависит от сложности логоневроза. Суть процедуры заключается в воздействии на определенные акупунктурные точки спины, лица, грудной клетки, ног.

        Лечение заикания точечным массажем восстанавливает нервную регуляцию речи, эффект заметен после первого курса терапии.

        Компьютерные программы

        Существую специальные нео-методики — компьютерные программы, задача которых состоит в синхронизации слухового и речевого центров пациента. Упражняясь с помощью компьютерных методик, ребенок постепенно приобретает способность говорить плавно, без запинок.

        Комплексное лечение может дополняться противосудорожными препаратами, транквилизаторами, анксиолитическими ноотропными средствами (Тенотен Детский).

        Иногда используются нейтрализаторы, которые снимают блокирующее действие веществ, сдерживающих нормальное функции центров нервной системы. Если ребенок не может преодолеть нервное напряжение, прописывают успокаивающие травяные отвары, настойки.

        Профилактика

        Профилактика логоневрозов целесообразна с точки зрения психоневрологического источника данного типа расстройств. Простые жизненные принципы могут качественно снизить вероятность заболевания либо предотвратить возникновения заикания вообще:

      • Оградите ребенка от психологических травм и нервных потрясений.

      Доминирующий стиль воспитания, категорические запреты везде и во всем, эмоциональное давление, насильственная разлука с близкими, страхи — не для вашего малыша, если вы хотите видеть его здоровым и счастливым.

    2. Старайтесь фильтровать информационный поток, в котором находится ребенок.
    3. Телепередачи и книги (в которых употребляются сложные термины, иностранные слова либо нестандартная лексика) не подходящие по возрасту могут стать причиной заикания.

      • Соблюдайте режим, сбалансируйте питание.
      • Здоровый образ жизни, крепкий сон, прогулки, пища, богатая микроэлементами и витаминами сохранят соматическое здоровье.

      • Ваш стиль — добрый, заботливый родитель.
      • Любовь и забота о ребенке не выражается в безграничной вседозволенности. Иначе малейший запрет или отказ превратится в психологическую травму. Но ваш малыш должен чувствовать себя в безопасности. Вы — его мир.

        lecheniedetej.ru

        Что такое логоневроз у детей, и как лечить данное заболевание дома

        Иногда перед родителями возникает достаточно серьезная проблема — логоневроз у детей, причины и факторы возникновения которого до сих пор однозначно не объяснены психотерапевтами, дефектологами и логопедами. Главным проявлением логоневроза является заикание. Согласно международному классификатору болезней, заикание — нарушение ритмического течения речи, характерной чертой которого являются повторения слогов, слов, частые остановки или неумышленная пролонгация звуков.

        Возникновение логоневроза обычно припадает на 3-5 лет. Это связано с интенсивным развитием речевой системы и ее чувствительностью в этом периоде. С каждым годом вероятность появления этого нарушения речи уменьшается: у детей 5-6 лет составляет 2%, 6-14 лет — 1%.

        Оценка степени тяжести логоневроза осуществляется соотношением двух показателей: частоты ситуаций, в которых проявляется заикание, и силы его проявления.

        Механизм логоневроза

        Логоневроз это невротическая форма заикания, которая не связана с органическими нарушениями или патологией строения речевого аппарата. Заикание может быть тонического характера, который связан напряжением речи и невозможностью преодолеть вынужденную паузу, и клонического, который подразумевает пролонгацию и повторение звуков и слогов. Встречаются смешанные или тоно-клонические заикания, для которых характерны сочетания двух указанных вариаций.

        Кроме заикания речевой невроз сопровождают частое моргание, дрожание челюсти, напряжение мышц лица. У ребенка, больного заиканием, нарушаются ритм, темп, плавность голоса и дыхания, причина которого в возникновении судорог речевого аппарата (гортани, языка и губ).

        Усиливается заикание в результате страха общения и выражения своих мыслей. На протяжении определенного периода его проявления могут отсутствовать, речь у ребенка остается плавной. Но в момент высокого эмоционального напряжения или в другой ситуации, сложной психологически, логоневроз обостряется, интенсивность симптомов учащается. Чем больше волнуется ребенок, чем выше травмирующий фактор ситуации, тем сильнее будут проявления заикания, формируя стойкую безусловную цепочку логоневроза: заикание — страх — заикание — страх.

        Причины логоневроза

        Факторы, которые влияют на формирование группы риска:

        1. Недостатки центральной нервной системы, связанные с патологиями внутриутробного развития, родовых травм и заболеваний, перенесенных в раннем возрасте;
          Лабильная нервная система, что выражается в плаксивости, тревожности, раздражительности;
        2. Индивидуальные особенности развития речи (более интенсивный темп развития фразовой речи может спровоцировать возникновение заикания, а также резкое введение в обиход второго языка, в то время как ребенок еще не освоил полностью свой собственный);
        3. Генетическая слабость центральных речевых механизмов.
        4. Чтобы запустить в действие логоневроз у детей, причины и располагающие факторы должны подкрепляться острым дополнительным влиянием патогенного внешнего воздействия.
        5. Позднее становление речи у ребенка и расторможенность нервной системы, в результате чего звуки произносятся размыто или скомкано;
        6. Физические недостатки, которые могут формировать комплекс «белой вороны» и ощущение собственной неполноценности.

      • Предъявляемые неоправданно завышенные требования;
      • Излишне строгое отношение к ребенку, придирки, контроль, отсутствие единой стратегии воспитании, противоречивые требования;
      • Отсутствие эмоционального контакта, холод в отношениях с близкими и родными, отсутствие поддержки и заботы;
      • Психические травмы, хронический или острый стресс. Особенности атмосферы и микроклимата, в котором чаще всего находится ребенок (травмирующие ситуации в семье, хронические конфликты в детском коллективе).
      • Методы лечения заикания дома

        Логоневроз, лечение в домашних условиях которого способно дать хорошие результаты при регулярном воздействии, подвергается путям коррекции:

        Логопедическое лечение направленно на расслабление речи во время заикания, установление правильной артикуляции и ритмичного темпа речи, воспитание плавности. Задания на занятиях сначала в форме совместной работы с логопедом. Упражнения со временем усложняются. Ребенок должен самостоятельно повторять услышанные рассказы Навыки, полученные на коррекционных занятиях, закрепляются при общении с окружающими.

        Часть коррекционной работы, направленная на упражнения для диафрагмы и голосовых связок. Такие упражнения позволяют стать голосу и речи свободнее. Тренировка диафрагмы помогает сделать голосовые связки становятся более эластичными, благодаря чему при разговоре плотно смыкаются. Комплекс дыхательных упражнений завершается заданиями для релаксации.

        Методы нетрадиционной медицины в комплексе с другими путями коррекционного влияния, способны положительно влиять на логоневроз у ребенка. С помощью регулярных курсов точечного массажа, которые определяются особенностями протекания и сложность заикания, можно восстанавливать нервную регуляцию речи. Что помогает корректировать и устранить ее дефекты.

        Специальный разработанный комплекс компьютерных программ позволяют добиться синхронизации работы слухового и речевого центров. Лечение логоневроза с помощью компьютера проводится следующим образом: пациент повторяет слова и предложения в микрофон, а программа задерживает его речь, воспроизведя чуть позже. Услышав свой голос, ребенок подстраивается под его звучание. Постоянные занятия с компьютерными программами способны улучшить темп речи, сделать ее плавной и непрерывной.,

        Рекомендации при проблеме логоневроза

        Четкий и правильный распорядок дня. Перед сном взрослым следует ограничить просмотр телевизионных программ и фильмов. Особенно тех, которые могут действовать на нервную систему возбуждающе.

        Создать благоприятную атмосферу дома. Исключить жесткие дисциплинарные меры и наказания, убрать расхождения в требованиях к ребенку, свести их к единой системе.
        Не делать акцент на проявлениях дефектов речи, не указывать на них, не одергивать ребенка и не исправлять его, если он сказал не так, как следует. Тем более нельзя это делать при посторонних людях. Такое поведение взрослых способно только усугубить степень выраженности проблемы.

        Положительные эмоции. Ребенок должен понимать, что в любом случае он желанный и важный для своих родителей, его любят и заботятся о нем. Логоневроз не делает из малыша ущербного и неполноценного человека. Это нужно показывать постоянно, усиливая у ребенка веру в себя и свои силы.

        Внешняя благоприятная атмосфера. Стрессовая обстановка, напряженный микроклимат, действующий на моральное состояние угнетающе, нивелируют любой эффект от занятий и упражнений. Необходимо поддерживать благоприятную обстановку дома, обеспечить спокойный и благожелательный эмоциональный фон, в котором будет комфортно работать и отдыхать.

        onevroze.ru

        Как лечить заикание у детей

        Содержание статьи:

        1. Основные причины
        2. Разновидности
        3. Особенности лечения
          • Что делать родителям
          • Специализированная помощь
          • Заикание у детей — это патологическое состояние, которое характеризуется нарушением воспроизведения речи. При этом замедляется темп, исчезает плавность и непрерывность, искажается голос, появляются проблемы с дыханием. Подобные признаки могут возникнуть внезапно и со временем усиливаться.

            Основные причины заикания у детей

            В сегодняшней практике для такого нарушения применяют термин «логоневроз». Чаще всего он возникает в младшем детском возрасте от трех до пяти лет. Также отмечается тенденция к преимущественному поражению представителей мужского пола. Количество детей, страдающих от заикания, по всему миру составляет в общей сложности около двух процентов.

            Представленное заболевание не имеет какой-либо единственной причины, которая бы его провоцировала. В большинстве случаев это сочетание сразу нескольких негативных факторов. Более того, каждому ребенку свойственно наличие своего индивидуального пускового фактора для болезни.

            Тем не менее, благодаря многим исследованиям было установлено несколько главных групп причин заикания у детей:

            Физические. Такие факторы оказывают самое сильное воздействие на описываемую проблему. Их наличие предполагает очень серьёзные формы болезни и тяжелый путь к выздоровлению. Группа включает в себя все виды травматических поражений, которые могли бы каким-либо образом нарушить центр воспроизведения речи у ребенка. В основном это касается подкорковых отделов головного мозга. Особое внимание уделяют наличию неврологических заболеваний. Поражение проводимых путей грозит не меньшей вероятностью появления описываемой проблемы. Часто подобное случается ещё во время прохождения через родовые пути и сулит возникновение тяжелой травмы. К такому состоянию может привести и множество инфекционных патологий, которые имеют свойство повреждать головной мозг и его низшие отделы. Патологии, которые наносят вред органам речевого аппарата, также способны участвовать в формировании логоневроза.

          Психологические. Эта группа факторов считается самой вредоносной в детском возрасте. Самое большее своё влияние она оказывает именно в период созревания детей и адаптации к окружающему. В возрасте от трех до пяти лет они желают узнать о нём как можно больше, но пока ещё не готовы к сильным эмоциональным потрясениям. Именно они могут стать причиной появления заикания у малыша. Травмирующим психику фактором может быть потеря одного или обоих родителей, близкого человека, воздействие страха перед темнотой, яркими звуками и цветами. Иногда достаточно будет одного ужасающего наказания в виде пребывания в одиночестве на протяжении длительного периода времени. Особого внимания заслуживает реакция на неадекватное поведение животных, которые даже нехотя могут очень сильно испугать детей.

          Социальные. В представленную категорию причин стоит отнести, прежде всего, влияние родительского воспитания. Именно эти люди первыми должны отвечать за речевое развитие ребенка. Недостаточное количество времени, уделенного для постановки правильного произношения слов и мелодичности речи, может привести к глубоким её нарушениям. Многие мамы и папы жалуются на недостаток времени, из-за которого их дети и не имеют возможности быть выслушанными и не получают адекватной помощи. Они разговаривают так, как умеют, и считают это правильным. Также подобные нарушения могут возникнуть, если ребенка высмеивают в садике или школе. Даже при отсутствии больших проблем с речью они могут вскоре возникнуть из-за детских издевательств. Перечисленные проблемы способны вызвать логоневроз, даже если ребенок изначально был абсолютно здоровым.

        4. Провоцирующие. Данная группа не является исходным причинным фактором заикания, но играет очень большую роль в степени его проявления. В зависимости от неё оно может ухудшаться и вообще исчезать на некоторое время. Подобными свойствами обладают стресс и эмоциональная стабильность. При небольшом воздействии такие факторы не способны стать причиной проблемы, но вполне могут усугубить её состояние. Детки, которые оказались на пути к выздоровлению, могут обратно вернуться в исходную точку после сильного испуга или маминого ругательства. Также наличие какого-либо хронического заболевания, особенно инфекционного характера, способно задержать развитие детей, исказить их голос и затруднить его воспроизведение.
        5. Разновидности заикания у детей

          Представленная патология имеет настолько яркую клиническую картину, что не распознать её практически невозможно. Большинству родителей заметно такое состояние сразу же после его первого проявления. Но существуют случаи, когда они обращаются за помощью очень поздно. Всё это происходит из-за незнания точных симптомов заикания и того, как это выглядит на самом деле. В основе заболевания лежит спазматическое поражение голосовой мускулатуры различного характера.

          В зависимости от этого и различают несколько следующих видов заикания:

          Клоническое. Этот тип патологии всегда возникает первым. Его суть состоит в том, что ребенок не может начать произношение какого-либо слова. Он постоянно повторяет по несколько раз его начальные слоги. Происходит это быстро и ритмично без длинных пауз. Иногда такому воспроизведению подвергаются лишь звуки, в других случаях — целые слова из предложения. Такое состояние является начальным инициатором возможных будущих нарушений.

        Тоническое. Представленный вид не заменяет предыдущий, а словно накладывается на его симптоматику. То есть к уже имеющимся нарушениям присоединяются новые. В этом случае резко повышается тонус мышц речевого аппарата (губы, язык, щеки, мягкое нёбо). Такое состояние приводит к тому, что ребенок не может не только начать предложение, но и задерживает его воспроизведение полностью. Появляются более длинные паузы между повторами, которые могут так и не позволить детям выговорить желаемую фразу. Также ребенок часто забывает произнести какое-либо слово, как будто оно выпадает из контекста.

      • Смешанное. Третий тип логоневроза совмещает в себе сразу два предыдущих вида проблемы. При этом совмещаются все их основные симптомы. Плохо ещё и то, что они способны не только сочетаться, но и усугублять воздействие друг друга. Такое состояние называют самым сложным в лечении и сильно ухудшающим качество жизни ребенка.
      • Почему 3-х фазное похудение с Dietonus — признано самым эффективным?
      • Что такого в составе ВанТуСлим, что люди худеют до 30 кг за курс?
      • Особенности лечения заикания у детей

        Описываемая патология делает несчастными десятки тысяч детей по всему миру. Ведь это не только создает им слышимый дискомфорт, но и отделяет от окружающих. Их желания и высказывания плохо понимают, не воспринимают в обществе сверстников, закрывается путь к различного рода активной деятельности и артистизму. Такие детки часто бывают очень талантливыми, но не имеют возможности раскрыть свои способности на публике. Чтобы этого не происходило, нужно при первых же симптомах заикания обращать на это особое внимание.

        Что делать родителям

        О том, как лечить заикание у детей, хотели бы знать в первую очередь их родители. Ведь именно они не только могут, но и должны как никто другой повлиять на этот процесс. Для того чтобы своими действиями не ухудшить состояние, а привести ребенка к выздоровлению, необходимо воспользоваться некоторыми общими советами.

        Во многих случаях выполнение лишь этих правил помогает убрать большую часть внешних проявлений проблемы:

        Формирование режима дня. Многие современные мамы упорно игнорируют детский распорядок. Им кажется, что своевременное укладывание ребенка абсолютно не важно, и не выполняют эту миссию. На самом деле малышу очень важно получать полноценный отдых. Существуют определенные нормы количества часов сна для детей, которые различаются в зависимости от их возраста. Придерживание такого правильного режима помогает полностью восстановиться растущему организму. Поэтому очень важно своевременно укладывать своё чадо ко сну вечером и отводить час-полтора времени на него в течение дня.

      Благотворная обстановка. Для детей, которые страдают от заикания, очень важна стабильность эмоций в повседневной жизни. Родители должны понимать и поддерживать их в любой ситуации, не стыдить за плохую разговорную речь, а пытаться совместно исправить её произношение. Крики и ругательство исключаются в обязательном порядке. Такое поведение заставит ребенка испытать ещё больший испуг и только усугубит его общее состояние. Важно также уделять не чересчур много внимания его проблеме, чтобы не заставлять его всё время думать о ней. Постоянный контроль должен присутствовать в умеренной форме и не причинять дискомфорт малышу.

      Совместные занятия. Самым лучшим средством обучения является собственный пример. Мама или папа ребеночка могут заниматься с ним самостоятельно, без посторонней помощи. Чтобы это было эффективно, нужно разговаривать внятно, четко, не спеша пытаться заставить детей повторить сказанное. Начинать стоит с самых простых слогов или фраз, постепенно увеличивая их длину и сложность. Если присутствуют тонические судороги, можно попробовать распевать какие-либо моменты, но только если предыдущие уже выговариваются без лишних трудностей. Нельзя требовать от ребенка идеального произношения сразу же. Этот процесс медленный и длительный, а также напрямую зависит от его психоэмоционального состояния.

    4. Укрепление общего состояния здоровья. Чтобы заниматься с детьми какими-либо упражнениями, нужно видеть их хорошее общее самочувствие. Для этого необходимо заниматься его ежедневной поддержкой. Приветствуются различные виды двигательных игр на свежем воздухе, даже самое банальное проведение пикника или обычная прогулка в парке. Главное, чтобы они вошли в привычку и стали регулярным распорядком. Также важно питание ребенка, которое обязательно должно было полноценным и сбалансированным. Не стоит перекармливать его витаминными комплексами, но и различного рода диеты необходимо исключить. Для того чтобы снять спазм мускулатуры, можно совместно выполнять различные виды упражнений для артикуляции и мимики.
    5. Специализированная помощь

      Многие родители упорно пытаются справиться с заиканием без посторонней помощи. Но, к сожалению, это часто приводит не только к неудачам, но и к усугублению существующей проблемы. Современная медицина разработала достаточно большое количество различных методов, которые можно использовать в борьбе с такой патологией речи у ребенка. Наличие такого их разнообразия позволяет проводить комбинированную терапию, сочетать несколько видов лечения заикания у детей сразу или чередовать их на протяжении определенного количества времени.

      Сегодня используют следующие их них:

      Занятия с логопедом. Эти врачи способны оказать необходимую специализированную помощь очень быстро. Занятия проводятся в индивидуальном порядке с каждым ребенком для того, чтобы уделить максимально большое количество времени правильности и четкости в конкретном случае. Деткам произносят некоторые звуки и слова, предлагая повторить их вслед. После того как они справятся с этим, наступает черед самостоятельной работы. Она может осуществляться во время занятия или представлять собой домашнее задание. Работа несет характер постепенного усложнения речевых оборотов и произношения. Во время такого учебного процесса часто используются и двигательные упражнения по советам доктора, и применение вспомогательных средств в виде логопедической лопатки.

    Дыхательная гимнастика. Такой метод воздействия является чрезвычайно важным и необходимым в данной ситуации. Ведь его воздействие направлено именно на устранение спазма мускулатуры, которая участвует в образовании голоса. Ребенка при этом учат правильно дышать, применяя различные группы мышц и тренируя диафрагму. Косвенным образом в подобный процесс вовлекаются также голосовые связки, которые параллельно расслабляются, делая разговорный тон более ровным и приятным. В целом такие мероприятия имеют очень благотворное влияние и эффект, хорошо сочетаются с логопедией и другими видами активной терапии. Они просты в выполнении и могут быть рекомендованы к самостоятельному использованию.

    Терапия массажем. Такое воздействие имеет два вида направленности. Одно обладает общим эффектом и применяется для достижения обычной релаксации. В другом случае используется частичка нетрадиционной медицины в виде акупунктуры. Врачи, которые практикуют эту методику, оказывают избирательное воздействие на определенные регуляторные точки человеческого тела. Это может быть как голова, затылок, руки, так и ноги и плечи. Своё положительное влияние такая терапия оказывает, угнетая нарушения нейрогенного характера. В результате уменьшается проявление общей симптоматики, раздраженности и беспокойства у ребенка.

    Цифровая методика. Обучение предполагает использование специально написанных компьютерных программ. Сегодня разработано множество вариантов, по которым детки могут учиться произношению. Для этого им нужно говорить речь в микрофон, которая потом будет автоматически воспроизводиться с минимальной задержкой в несколько секунд. Ребенку необходимо всего лишь подстраиваться под свой же голос и повторять за ним. Таким образом, методика рассчитана на то, чтобы синхронизировать слуховой и речевой центры. Также с помощью устройства можно автоматически задавать определенные вопросы или моделировать жизненные ситуации, которые малышу нужно будет эмоционально выразить словами. Такие манипуляции позволяют высчитывать эффективность и уровень прогресса ребенка, а также расписывать будущие действия.

  • Медикаментозное решение проблемы. К такому варианту лечения сегодня прибегают крайне редко. Используется он в те моменты, когда все предыдущие комбинации и варианты не увенчались успехом. Сегодня часто применяют седативные препараты на растительной основе по типу валерианы и пустырника. В случае когда причина кроется в каком-либо физиологическом процессе организма, могут прибегать к действию ноотропов и средств против тревоги.
  • Как лечить заикание у ребенка — смотрите на видео:

    tutknow.ru