Заикание какое заболевание

“Наши мечты – это отражение нас самих”

Заикание – заболевание психоневрологической природы, которое проявляется в виде нарушения речи. В большинстве случаев оно развивается у детей, взрослые болеют реже, но более болезненно. Механизм заикания кроется в спазмах и судорогах мелких мышц речевого аппарата, в результате чего и возникают дефекты произношения. К ним добавляются тики мышц лица, подергивание конечностей и нарушение нормальной частоты дыхания.

Долгое время не существовало способов лечения, с помощью которых можно было бы гарантированно избавить человека от заикания. Для современных медиков это заболевание больше не представляет проблемы. Совместными усилиями неврологов, логопедов, психологов или психотерапевтов практически всегда удается вылечить заикание, даже у пожилых больных, которые страдают этим расстройством с детства.

Виды заикания

В медицинской практике принято делить все случаи заикания у пациентов на 2 вида. Они отличаются по своей природе, что очень важно для дальнейшего лечения. Если у взрослого человека или ребенка наблюдаются проблемы с нормальным произношением, это может быть:

  • Невротическое заикание. Оно проявляется нарушением речевого ритма, повторами слов, запинками при попытке высказать свое мнение вслух. Такое расстройство имеет психологическую причину развития, в основе которой лежат стрессовые ситуации, волнение и беспокойство. Такие люди полностью здоровы в остальных отношениях и в более комфортной обстановке дефект речи у них практически не обнаруживается или выражается слабо. Однако он усиливается при общении с незнакомцами, на публике, в критической ситуации. Невротическое заикание у взрослых и детей может носить эпизодический характер, но может принимать и стойкое течение. Сильный испуг, гнев или паника способны вызывать проблемы с речью у кого угодно, но если они присутствуют в жизни часто, это приводит к появлению постоянного заикания. Лечение логоневроза, как еще называют этот вид нарушений, проходит достаточно успешно.
  • Неврозоподобное заикание. В его основе лежат неврологические патологии, а развитие недуга происходит в раннем детском возрасте. Первые симптомы органического заикания диагностируются у малышей в возрасте 3-4 лет. Часто такие дети либо имеют врожденные дефекты органов, либо переносят серьезные травмы. Они отстают от сверстников в развитии, долго отказываются разговаривать, быстро утомляются. Долго запоминают слова и произносят их неправильно, часто обрывая речь в самом начале. Лечение заикания, связанного с патологиями, занимает длительное время.

Столкнувшись с подобной проблемой, следует понимать, что нарушение речи на нервной почве полностью исчезает после того, как будет устранен фактор, способствующий его развитию. Нарушение речи неврозоподобной природы более стойкие, и могут беспокоить человека долгие годы, оставаясь для него серьезной проблемой уже во взрослом возрасте. Успешно вылечить данное нарушение, независимо от его происхождения, помогает правильно поставленный диагноз.

Причины заикания

Единой причины, которая бы вызывала заикание, не существует. На развитие этого расстройства могут влиять сразу несколько факторов. Степень вероятности того, разовьется нарушение речи или нет, зависит, например, от пола человека — мужчины страдают им чаще, чем женщины.

У детей нарушение речи могут спровоцировать сильный испуг или волнение. Испытав стресс, малыши начнут заикаться или вообще перестанут говорить. В ряде случаев такое расстройство через некоторое время проходит и не оставляет следа, в остальных – может сопровождать человека и во взрослой жизни. Неправильное воспитание авторитарными родителями, которые нередко кричат и наказывают ребенка, также может стать причиной развития у него нарушений речи.

Пример взрослых может стать еще одним фактором, приведшим к детскому заиканию. Если в семье есть заика, ребенок может научиться говорить точно также и считать такое произношение правильным. Вероятность развития дефектов речи у таких детей еще более усиливается по причине генетической предрасположенности к этому типу расстройств.

Заикание у детей может иметь и физиологические причины. Поводом к развитию заболевания могут стать врожденные патологии нервной системы, физические травмы головы, кислородное голодание мозга во время родов.

Расстройством речи могут страдать закомплексованные и неуверенные в себе подростки, у них заикание может спровоцировать неумение общаться с людьми, необходимость вступать с ними в контакт, заводить дружеские отношения.

У взрослых причиной могут стать психологические травмы, перенесенные ими в разные периоды жизни, сильные или продолжительные стрессы, неприятности в семье или на работе, негативные события, оставившие глубокий след в душе.

Состояние нервной системы человека также не в последнюю очередь влияет на развитие заикания. У людей с неустойчивой, лабильной психикой, излишне эмоциональных и впечатлительных, любые психологические расстройства, в том числе и это, развиваются намного чаще, чем у людей с сильным и уравновешенным типом нервной системы.

Отличной почвой для развития заикания могут являться и некоторые фобии, например, социофобия. Подверженные ей люди могут заикаться, если вынуждены будут выступать на публике, работать в многочисленном коллективе или вести деятельность, связанную с необходимостью общаться с большим количеством людей.

Как бы то ни было, заикание можно вылечить, если обратиться к квалифицированному врачу, и чем раньше это сделать, тем лечение будет успешнее.

Лечение заикания

Лечение заикания у детей и взрослых всегда подразумевает индивидуальный подход к каждому пациенту. Поскольку причины возникновения проблем с произношением и речью у каждого будут своими, то и метод борьбы необходимо выбирать персонально. Кроме того, необходимо учитывать психологическое состояние больного, степень тяжести патологии, возможность коррекции произношения тем или другим способом.

Лечением часто занимаются сразу несколько специалистов. Человеку может понадобиться помощь нервопатолога, логопеда, психолога, психотерапевта. При наличии в анамнезе травм – необходимо заключение вибротолога. Наиболее эффективным является комплексное лечение.

К нему относится при необходимости прием медикаментов, в частности успокаивающих нервную систему препаратов, а также настоев трав подобного действия. Такое способ помогает человеку быстрее успокоиться, не поддаваться страху и панике, расслабиться. Это в свою очередь снижает напряжение и уменьшает частоту заикания.

Хороший эффект также оказывает физиотерапия, курсы массажа, иглоукалывание, гипнотические практики. Для избавления от заикания используют миотерапию, специальные дыхательные упражнения и программы для тренировки дикции. Работа с логопедом позволяет вернуть произношение в норму, как у взрослых, так и у детей.

В лечении заикания большую роль играет спокойная обстановка дома и на работе, умение человека расслабляться и снимать напряжение. Если такая проблема есть у детей, взрослые должны обеспечить им максимально комфортные условия. Не нужно пытаться еще сильнее давить на психику малыша или подростка, указывая на их недостатки. Стоит проявить терпение и выдержку и не акцентировать на этом внимание. Нарушение речи удастся вылечить намного быстрее, если ребенок будет чувствовать понимание взрослых.

Поскольку частыми причинами являются личные комплексы, излишняя впечатлительность, или более глубокие психологические проблемы, очень важным в лечении является помощь психолога или психотерапевта. Такие консультации позволяют не только правильно установить обстоятельства, которые привели к заиканию, но способствуют проработке пациентом всей ситуации.

Человек учится контролировать свои страхи и переживания, правильно относиться к жизни. После курсов такой терапии у него повышается самооценка и коммуникативные способности. Он меньше испытывает волнение при разговоре и правильно выражает свои мысли. После устранения причин расстройство проходит самостоятельно.

Если вы страдаете нарушением речи, но хотите разговаривать правильно, помочь вам в этом может психолог-психотерапевт Ираклий Пожариский, который поможет найти причины вашей проблемы и ликвидировать ее быстро и эффективно.

psyhoterapy.info

Причины появления заикания

Что такое заикание, знают все — дефекты речи, проявляющиеся запинками, повтором определенных букв, слогов или слов, сложно не заметить. Специалисты различают две формы изменения речевого поведения в зависимости от этиологии.

Органическая, неврозоподобная форма

В данном случае основной причиной заикания является выраженная неврологическая патология. Помимо речевых нарушений, у детей и взрослых, страдающих от изменений в работе головного мозга, наблюдаются проблемы с моторикой — плохая координация, нервный тик, навязчивые движения, выраженная судорожность речи. Симптоматика проявляется постоянно, с течением времени усиливается.

Лечение этой формы заболевания заключается не столько в формировании правильных речевых навыков, сколько в избавлении от органической патологии.

Логоневроз (невротическая форма)

При логоневрозе функционирование головного мозга не нарушается. В спокойном состоянии симптомы заболевания практически не проявляются, а с усилением чувства тревоги — существенно усиливаются. Нередко дети и взрослые страдают от логофобии (страха перед любым разговором).

Самым опасным с точки зрения возникновения логоневроза возрастом является период активного развития речи — 2-4 года. Заболевание может также впервые проявиться у дошкольников, особенно, если мозг и артикуляционный аппарат ребенка подвергается повышенной нагрузке. В старшем возрасте первичный логоневроз появляется редко, но, тем не менее, риск его развития есть даже у взрослых.

Причины возникновения невротического заикания у детей

Основными факторами, провоцирующими нарушения речи, являются:

  1. Кратковременная психическая травма. Вопреки расхожему мнению, это может быть не только испуг или стресс, но и чрезмерная радость, аффект.
  2. Длительное пребывание в условиях стресса. Патологии чаще встречаются у детей, которые испытывают дискомфорт в отношениях с родителями или другими близкими людьми, часто подвергаются наказаниям, постоянно сталкиваются с конфликтными ситуациями.
  3. Психическая индукция. Ребенок может непроизвольно повторять стиль речи заикающегося близкого человека.
  4. Повышенная умственная нагрузка.
  5. Бурное развитие речи, излишняя активность при разговоре. Бывает, что малыш настолько спешит высказать свою мысль, что «захлебывается» словами. Постепенно он привыкает недоговаривать слоги, а впоследствии появляются сложности с произношением слов.

По утверждению специалистов, причины заикания у детей нельзя рассматривать отдельно от их психофизиологических особенностей. Более склонны к формированию речевых нарушений малыши, которым свойственна повышенная возбудимость, ранимость, плаксивость. Эти дети очень привязаны к маме, боятся остаться без ее опеки даже на короткое время, они беспокойно спят, быстро устают и сложно успокаиваются.

Кроме того, провоцирующим фактором является физическая ослабленность малыша — частые болезни и/или перенесенное тяжелое инфекционное заболевание, наличие аллергии.

Правильное лечение заикания у детей предполагает работу над формированием речевого навыка, а также над преодолением психологического барьера при разговоре.

Причины заикания у взрослых

В подавляющем большинстве случаев нарушения речи взрослых — это рецидив заболевания, возникшего в детстве. Если работа с детским логопедом заключалась исключительно в коррекции произношения, а лечение причины заикания и формирование стабильного речевого поведения не осуществлялось, патология может принять устойчивую форму. Она либо сопровождает человека на протяжении всей жизни, либо с течением времени проходит, но возвращается вновь при достижении подросткового или взрослого возраста.

А причиной возникновения первичного заикания у взрослых обычно становится сильнейшая психическая травма.

Специалисты речевого центра «Арлилия» осуществляют лечение заикания у детей, причиной которого стал любой из вышеперечисленных факторов. Постоянная качественная работа с логопедами приводит к формированию нового речевого навыка и полному избавлению от патологий речи. В Центре проводится также лечение заикания у взрослых — специалисты уверены, что планомерное выполнение всех заданий и работа с психотерапевтом позволяют избавиться от нарушений речи пациентам любого возраста!

www.arlilia.ru

Заикание у детей

Заикание у детей — одна из наиболее частых форм нарушения речи, проявляющаяся наличием судорог мышц речевого, дыхательного и голосового аппаратов. При этом, как пишут К.-П. Беккер и М. Совак (1981), происходит нарушение координации процессов, необходимых для продуцирования устной речи.

В большинстве случаев заикание у детей возникает в возрасте 3—5 лет, хотя известны случаи как более раннего (на 2-м году жизни), так и более позднего (младший и средний школьный возраст) начала болезни. Его распространенность зависит от возраста обследованных, а также, по данным М. Е. Хватцева (1966), Л. Я. Миссуловина (1988), национальных черт характера и темперамента, характеризующих темп и ритм речи, расстановку пауз, интонацию. Эти авторы указывают, что в Европе, например, число больных с заиканием уменьшается с запада на восток (5,7% у французов и соответственно 2% и 1,2% у немцев и русских). У детей в возрасте 5—6 лет заикание встречается в 1,4% случаев, а в 6—14 лет оно составляет 0,7% по отношению к общему количеству детей данной возрастной группы. Общепризнано, что у мальчиков заикание бывает в 2—10 раз чаще, чем у девочек.

Причины возникновения и механизмы развития заикания у детей. Заикание у детей — многопричинная болезнь, в возникновении которой играют роль как врожденные, в том числе наследственные, так и приобретенные факторы. Среди врожденных причин имеют существенное значение дородовые и родовые поражения нервной системы различной этиологии, особенно умеренно и слабо выраженные. Обращает на себя внимание высокая частота аналогичных расстройств у ближайших родственников, которая может достигать 55—60% случаев. В то же время заикание нельзя считать наследственным заболеванием. По-видимому, в подобных случаях могут встречаться врожденная слабость центрального и периферического отдела речевого аппарата, особенности высшей нервной деятельности и моторики, что способствует развитию заикания под влиянием дополнительных экзогенных воздействий. К тому же нельзя исключить возможность подражания детей в тех семьях, где заикаются родители, однако данный механизм является маловероятным.

В анамнезе больных заиканием нередко встречаются указания на раннюю детскую нервность, в основе которой лежат пре- и перинатальная патология, а также наследственные факторы.

Среди приобретенных факторов в возникновении заикания следует отметить острые и хронические соматические заболевания, детские инфекции, легкую черепно-мозговую травму и различные психотравмирующие конфликтные ситуации. По мнению В. В. Ковалева (1979), заикание у детей раннего и дошкольного возраста возникает после различных соматических заболеваний, и особенно в тех случаях, когда у ребенка уже есть различные расстройства речи (задержка темпов речевого развития, косноязычие, стертая дизартрия). Установлено появление заикания после перенесенного коклюша. Большое значение придается инфекциям и травмам центральной нервной системы. Указанная патология вызывает различные нервно-психические расстройства, особенно тех функций, которые наиболее интенсивно развиваются на данном этапе. У детей преддошкольного возраста такой функцией является речь. В более поздние сроки (дошкольный и школьный возраст) придается значение повреждению корковых речевых зон при черепно-мозговой травме. В таких случаях может быть сочетание заикания с другими формами нарушения речи.

Существенная (по данным некоторых авторов, ведущая) роль принадлежит острым и подострым психическим травмам. Они в принципе аналогичны тем психотравмирующим воздействиям, которые встречаются, например, при тиках и ночном энурезе. Н. А. Власова с соавт. (1983) особое внимание обращает на неправильное воспитание ребенка: избалованность, императивное воспитание, неровное воспитание и воспитание «примерного ребенка». Так, избалованный ребенок неуверенно себя чувствует в случае необходимости самостоятельного решения различных вопросов, не находит контакта со сверстниками, что способствует возникновению различных невротических расстройств, в том числе и заикания. Императивное воспитание является противоположным предыдущему, когда ребенок лишен родительской ласки, любви и понимания. Фактически речь идет о факторах эмоциональной депривации. В ответ на принуждение у ребенка могут наступить поведенческие расстройства. Неровное воспитание — отсутствие единых требований к ребенку со стороны родителей и воспитателей, т.е. сочетание изнеженности и излишней строгости. Это фон для возникновения общих и системных неврозов. Воспитание «примерного ребенка» способствует развитию тщеславия, желания любым путем выделиться среди окружающих. При наличии же трудных житейских ситуаций такие дети нередко выделяются необычными проявлениями невротических расстройств.

Механизм возникновения заикания сложен и во многом окончательно не установлен. Несомненно одно: заикание— результат предрасполагающих и конкретных разрешающих факторов, после которых непосредственно возникает указанный вид нарушения речи. Среди предрасполагающих причин в широком понимании выделяются неблагоприятные воздействия во внутриутробном периоде, во время родов и в грудном возрасте. Они могут замедлить (реже — ускорить), приостановить или извратить развитие речи. Если это предрасположение выражено в значительной степени, то заикание может возникнуть под влиянием незначительных и не-выявляемых внешних воздействий. Возможны и обратные соотношения: при отсутствии или минимальной выраженности предрасположения постоянно действующая нагрузка на речевой аппа-раттакже вызывает заикание. При этом прежде всего следует иметь в виду излишнее стимулирование и «шлифовку» речи, особенно у детей первых лет жизни.

В прошлом патоморфологический механизм возникновения заикания объясняли с позиций учения о высшей нервной деятельности нарушением процессов возбуждения и торможения в коре полушарий большого мозга. Однако эти общие концепции о «срыве речи» не имеют конкретной детализации.

Особого внимания заслуживает обсуждение механизма возникновения заикания у детей с позиций межполушарной асимметрии и доминантности полушарий большого мозга. Давно известно, что при заикании у детей часто выявляется леворукость. В то же время В. А. Куршев (1973), Л. Я. Миссуловин (1988) считают, что имеет значение не столько леворукость, сколько неумелая попытка перевоспитания леворукости. В таких случаях нарушается нормальное соотношение между доминантным и недоминантным полушариями, а насильственное перевоспитание с применением антипедагогических приемов является психотравмирующим фактором. Необходимо отметить, что клинические аспекты межполушарной асимметрии, данные о латерализованных синдромах в настоящее время рассматриваются в плане познания специфичности функций полушарий большого мозга. Исследования в этом направлении, несомненно, будут способствовать большему пониманию патологии речи вообще и заикания в частности.

Классификация заиканий у детей. В детском возрасте различают две формы заикания: невротическое и неврозоподобное. Первая — одно из проявлений системного невроза и возникает после острых или хронических психотравмирующих нарушений, вторая — одна из форм невротического уровня реагирования («невротического регистра», по В. В. Ковалеву, 1979), в основе которой лежит умеренно или слабо выраженная резидуальная церебральная симптоматика и (или) соматическая патология. К.-П. Беккер и М. Совак (1981) выделяют также неврозоподобное заикание при прогредиентных нервно-психических заболеваниях (шизофрения, эпилепсия). По мнению В. В. Ковалева (197.9), в таких случаях часто речь идет Q сопутствующем невротическом или неврозоподобном расстрой^ стве (заикании) при данных болезнях. У взрослых подобное состояние обозначается как симптоматическое, или вторичное, заикание, куда Н. М. Асатиани (1978) относит заикание при патологии речи (дислалии, афазии), черепно-мозговых травмах, эпилепсии, энцефалитах, реактивных состояниях и других болезнях.

В плане неврологической терминологии пишут также об эволюционном заикании, относя туда заикание (невротическое и неврозоподобное), возникшее в возрасте от 2 до 5 лет (период формирования речи). Однако термин «эволюционное заикание» не является в настоящее время диагностическим.

На практике часто используется термин «логоневроз». Согласно «Энциклопедическому словарю медицинских терминов» (1983), логоневроз (синоним — невроз речи) следует рассматривать как расстройство речи в форме заикания, обусловленное неврозом. Однако такую трактовку вряд ли можно признать правильной. Этот вопрос подробно обсуждается в монографии Л. Я. Миссуловина «Лечение заикания» (1988). По мнению автора, термин «логоневроз» применим к тем случаям заикания, которые обусловлены психотравмой. Но психотравма может вызвать и другие нарушения речи (без заикания), например невротический мутизм или афонию. Следовательно, понятие «логоневроз» должно рассматриваться шире, чем невротическое заикание. В то же время к логоневрозу не следует относить те случаи заикания, возникновение которых не связано с психотрав-мирующими факторами (неврозоподобное заикание), но в последующем возникают вторичные нарушения невротического реагирования в связи с переживаемостью своего дефекта. Здесь нет невроза как психогенно обусловленной патологии, а поэтому не может быть и логоневроза.

По нашему мнению, термин логоневроз вообще не может использоваться в клинической практике, так как в настоящее время не выделяются неврозы органов (кардионевроз, вегетоневроз и др.). Есть неврозы вообще, которые у детей могут быть общими и системными. К последним и относится невротическое заикание.

Таким образом, на современном уровне наших знаний у детей следует выделять два основных вида заикания— невротическое и неврозоподобное. Последнее встречается чаще, чем невротическое.

Клинические проявления заикания у детей. Для обоих видов заикания (невротическое и неврозоподобное) характерны отсутствие плавности и ритмичности речи, наличие остановок или повторение слов, слогов, звуков во время разговора. Это обусловлено судорогами тонического, клонического или тонико-клонического (смешанного) характера в артикуляционной, голосовой и дыхательной мускулатуре. При этом тоническая судорога сопровождается остановками или запинками речи, клоническая — повторениями.

Для невротического заикания характерны тонические судороги дыхательно-речевой мускулатуры. Начало болезни может быть острым или подострым, постепенным, что зависит от характера психотравмирующего воздействия. При острой психотравме заикание начинается внезапно, неожиданно, при хронически действующей психотравмирующей ситуации болезнь развивается постепенно, с периодически возникающих запинок во время разговора. В большинстве случаев невротическое заикание встречается у детей с нормальным или ускоренным развитием речи. Больные обычно рано замечают или осознают свой дефект, особенно при начале заикания в 4—б лет и позже. Если же заикание впервые появляется в раннем возрасте, то ребенок в течение года и больше может относиться индифферентно к своему состоянию.

Выраженные дефекты речи сопровождаются эмоциональными и поведенческими расстройствами вплоть до формирования невротического развития личности. Последнее обычно происходит в подростковом возрасте.

Во время разговора у детей с невротическим заиканием часто отмечаются выраженные вегетативные расстройства — потливость, тахикардия, нарушение ритма дыхания, гиперемия и бледность лица и т.д. Для уменьшения выраженности речевых расстройств непроизвольно возникают различные движения в области лица, шеи, верхних конечностей, туловища, по своему темпу и характеру существенно отличающиеся от жестикуляции во время обычного разговора. Больные находят различные приемы и уловки, чтобы облегчить произношение особенно «трудных» слов: в речь часто включаются добавочные слова («ну», «значит», «так», «вот» и др.), одни слова заменяются другими, что затрудняет возможность высказать определенную мысль и общение с другими. Дефект речи особенно заметен при волнении, при наличии посторонних лиц, в то время как в обычной, спокойной домашней обстановке заикание может быть слабовыраженным. Такие дети становятся замкнутыми, отказываются от выступлений в детском коллективе, а иногда и отвечать на уроках в школе. Постепенно возникает страх речи (логофобия). Одновременно с заиканием могут быть и другие невротические расстройства (тики, ночной энурез, ночные страхи и др.).

Давно известно, что даже сильно заикающиеся могут хорошо петь, вполне удовлетворительно читают текст по книге.

Невротическое заикание имеет, как правило, волнообразное течение, при этом периоды ухудшения связаны с психотравмирую-щим воздействием. В то же время заболевание имеет общую склонность к регрессу.

Неврозоподобное заикание возникает постепенно, исподволь, вне связи с психотравмой. Оно нередко развивается у лиц с задержкой темпов речевого развития и другими дефектами речи (легкая дизартрия, косноязычие). В начале болезни судороги дыхательно-речевой мускулатуры в большинстве случаев носят клони-ческий характер. Такие дети длительное время индифферентно относятся к своему состоянию. Лишь к концу периода детства и в подростковом возрасте возникают вторичные невротические расстройства и переживаемость своего дефекта, однако выраженные логофобии встречаются редко. В раннем школьном возрасте во время заикания четко выражены сопутствующие движения, имеют место вегетативные расстройства.

При обследовании больных с неврозоподобным заиканием во многих случаях выявляется резидуальная мозговая микроорганика, определяются изменения на электроэнцефалограмме и со стороны вестибулярного аппарата. В дошкольном возрасте может быть бедность моторики, или, наоборот, двигательная расторможенность (гиперактивность), сочетающаяся с затруднениями в выполнении тонких движений и наличием легких нарушений координации. Со стороны психики часто обнаруживаются инертность, затрудненная переключаемость, импульсивность, эйфоричность.

Течение неврозоподобного заикания характеризуется большей стойкостью и стабильностью, чем невротического, отсутствуют выраженные ремиссии и рецидивы, оно трудно поддается лечебным воздействиям.

Диагностика заиканий у детей. Выявление заикания как патологического состояния речи не вызывает особых трудностей. Определенные сложности возникают при дифференциации невротического заикания от неврозоподобного. Хотя между ними имеются определенные принципиальные отличия, в каждом конкретном случае они могут быть нечетко представленными. Так, наличие резидуальной церебральной микроорганики не противоречит диагнозу невротического заикания. Ведь при неврозах (общих и системных), как болезнях развития личности, существенную роль играет «выбор органа», т.е. возникновение определенных (а не других) расстройств вследствие психотравмы. Реагирует обычно та система, которая была ослабленной или пораженной (в состоянии компенсации) в преморбидном периоде. Отсюда естественно, что различная дородовая патология, легкое поражение нервной системы во время родов и в последующие годы могут способствовать возникновению заикания после острой или хронической психотравмы.

Степень выраженности вегетативных и сопутствующих двигательных расстройств (гиперкинезов) не может иметь решающей роли в дифференциации заикания невротического и неврозопо-добного. Главное внимание следует обращать на начало заболевания (наличие или отсутствие связи с психотравмой) и характер течения. Если при невротическом заикании имеет место несомненная связь с психотравмирующими переживаниями, которые и в дальнейшем определяют наличие ремиссий и рецидивов, то при неврозоподобном заикании такая зависимость отсутствует, и заболевание характеризуется более стабильным течением. Диагностика невротического заикания — это прежде всего диагностика невроза со всеми характерными для него особенностями.

Заикание как болезнь необходимо дифференцировать с нарушениями речи при гиперкинезах, особенно распространенной торсионной дистонии. В последнем случае речь идет о гиперкинезе артикуляционной мускулатуры, что мешает четкости и плавности речи и несколько напоминает заикание (оно еще называется органическим заиканием). Однако в таких случаях нарушение речи слФ дует рассматривать как одно из проявлений основной патологии и не относить к заиканию как нозологической форме болезни.

Невротическое и неврозоподобное заикание необходимо также отличать от своеобразного нарушения речи, которое в зарубежной литературе обозначается как poLtern. Этот термин не имеет однозначного русского перевода. Внешне полтерн проявляется ускоренным темпом речи, ее невнятностью, нечеткостью произношения. Это состояние разносторонне изучалось К.-П. Беккер (1957_1981). По данным автора, полтерн встречается у 1,8% учащихся в возрасте 7—8 лет. Причиной его возникновения могут быть как органические, так и психогенные расстройства. Придается также роль наследственным факторам.

Полтерн нередко возникает у гиперактивных детей во время бурного развития речи. Ускорение ее темпа приводит к пропуску букв, слогов и даже отдельных слов (слова как бы проглатываются), возможна перестановка букв в слове. Подобная речь с трудом понимается окружающими. Для таких детей, по данным К.-П. Беккер, М. Совак (1981), подростков и даже взрослых характерна чрезмерная самоуверенность и тенденция к самоутверждению. Возможны ошибки в написании букв и слов. Кроме ускоренного темпа речи часто встречаются двигательная расторможенность и общее беспокойство (суетливость).

Полтерн нередко сочетается с заиканием, однако между этими состояниями имеются определенные различия. Они сводятся к следующему: при полтерне нет осознания собственного дефекта, речь улучшается при чтении незнакомого текста, коротких ответах на точные вопросы и при концентрации внимания на процессе речи; ухудшение речи наступает во время чтения знакомого текста. При невротическом заикании все указанные характеристики носят противоположную направленность.

Лечение заикания у детей. Терапевтические мероприятия при заикании зависят от характера заболевания, возраста детей и выраженности речевых нарушений. Лечение обычно проводится логопедами с учетом рекомендаций неврологов и психиатров (психоневрологов).

При невротическом заикании ведущее значение имеют различные виды психотерапии. Они в определенной степени зависят от характера психотравмирующей конфликтной ситуации (острая или хроническая). Если заикание обусловлено острой психотравмой шокового характера, то вначале рекомендуется резкое ограничение речевых нагрузок или даже полное молчание («режим молчания»). При хронической психотравме на фоне семейного неблагополучия или неправильного воспитания следует проводить работу с родителями о правильном воспитании детей и по возможности ликвидировать или уменьшить выраженность воздействия на ребенка конфликтных взаимоотношений.

Следует максимально щадить психику заикающегося ребенка, исключив всякие замечания и недовольства родителей по поводу нарушения речи. Большое значение имеет правильный речевой режим в семье — спокойная, несколько замедленная речь в присутствии больного, что может способствовать снятию страха и эмоционального напряжения.

Из медикаментозных препаратов могут быть использованы психотропные средства, обладающие транквилизирующим действием — рудотель (медазепам), радедорм, седуксен (диазепам), тазе-пам. Для уменьшения спазмов артикуляционной мускулатуры назначается мидокалм. Показаны также электросон, водные процедуры, иглорефлексотерапия.

При лечении неврозоподобного заикания психотерапия имеет меньшее значение. В таких случаях следует проводить лечение последствий неврологических расстройств (рассасывающие средства, ноотропил, энцефабол). В последние годы при различных формах заикания мы широко используем ноофен.

В комплексном лечении заикания могут быть также использованы гомеопатические антигомотоксические препараты: нервохель (таблетки), спаскупрель (таблетки), нукс вомика — Гомаккорд (капли).

Особое место в лечении заикания занимает система логопедических занятий, что подробно изложено в специальных руководствах и монографиях.

В настоящее время создана система специализированной помощи детям с заиканием в виде речевых детских садов и речевых групп в детских садах общего профиля, сурдологических диспансеров и логопедических кабинетов детских поликлиник, школ, специализированные лагеря и санатории.

psyera.ru