Заикание клинические формы

Содержание:

В.85.Характеристика клинических форм заикания

Невротическое заикание обычно развивается на фоне уже ранее имевшегося у ребенка невроза. Такие дети еще до появления заикания отличаются повышенной впечатлительностью, ранимостью, эмоциональной неустойчивостью, нарушениями сна, аппетита и т. п. В качестве ближайшей причины заикания здесь чаще всего выступает какая-либо психическая травма (сверхсильный раздражитель); играющая роль «последней капли». В дальнейшем такое заикание обычно «обрастает» психическими симптомами — постепенно появляются фобии, уловки, переживания по поводу имеющегося дефекта и т. п. Течение заикания волнообразное, со сменяющими друг друга усилениями и ослаблениями симптоматики, что вообще типично для невротических расстройств.

Характерной особенностью невротического заикания является и то, что при нем не обнаруживается признаков органического поражения головного мозга. Это свидетельствует о функциональном характере нарушения. Об отсутствии «органики» говорит и ранний анамнез: как правило, здесь не отмечается выраженной патологии в протекании беременности и родов у матери, а также отклонений в раннем общем и речевом развитии ребенка (развернутая фразовая речь у таких детей обычно появляется к полутора годам).

Таким образом, для невротической формы заикания характерны следующие особенности.

1. Тенденция к раннему речевому развитию до появления заикания.

3. Характерологические свойства (впечатлительность, тревожность и т. п.).

4. Преимущественно психогенное начало речевой патологии(психическая острая или хроническая травматизация).

5. Заикание может появиться в возрасте от 2 до 6 лет.

6. Большая зависимость степени судорожных запинок от эмоционального состояния заикающегося и условий речевого общения.

7. Возможность плавной речи при определенных условиях (речь наедине с собой, в условиях эмоционального комфорта, при отвлечении активного внимания от процесса говорения и пр.).

Неврозоподобное заикание, как явствует из названия, лишь подобно невротическому, похоже на него по своим внешним проявлениям, но в основе его лежат совсем иные причины. В данном случае в процессе специальных исследований у детей обнаруживаются признаки органического поражения головного мозга. В пользу этого свидетельствует и осложненный ранний анамнез (неблагополучное протекание беременности и родов у матери, множественные заболевания ребенка в раннем детстве, запаздывание в речевом развитии, когда фразовая речь нередко появляется лишь в трехлетнем возрасте).

Неврозоподобное заикание, в отличие от невротического, развивается постепенно и без видимой связи с какими-либо внешними обстоятельствами. Течет такое заикание или стационарно, как бы «на одной ноте», или равномерно усиливаясь, но без характерных для невротического заикания постоянных колебаний и неустойчивости в проявлении симптомов. « Светлые» промежутки здесь отсутствыют. Психические симптомы выражены значительно меньше, чем при невротическом заикании, к тому же они не имеют прямой связи с определенными ситуациями речевого общения. Преодолеть неврозоподобное заикание значительно труднее, чем невротическое. Его еще называют органическим.

Для неврозоподобной формы заикания характерны особенности:

1. До появления заикания отмечается тенденция к некоторой задержке речевого развития, нарушения звукопроизношения.

2. Отмечается патология моторных функций разной степени выраженности.

3. Судорожные запинки появляются у детей в возрасте 3 – 4 лет.

4. Появления судорожных запинок совпадает с фазой развития фразовой речи.

5. Начало заикания постепенное, вне связи с психотравмирующей ситуацией.

6. Отсутствуют периоды плавной речи, качество речи мало зависит от речевой ситуации.

7. Привлечение активного внимания заикающихся к процессу говорения облегчает речь; физическое и психическое утомление ухудшают качество речи.

Часто на практике у заикающихся отмечается смешанная картина речевой патологии.

Так, реактивное психогенное начало заикания может наблюдаться и у детей с органической неполноценностью мозга. В таких случаях на фоне задержки психомоторного и речевого развития, несовершенства звукопроизносительной стороны речи бывает достаточно «незначительного» психогенного воздействия, чтобы нарушить координацию речедвигательного акта и появились судорожные запинки. Такое невротическое по своему происхождению заикание имеет сложную клиническую картину, в которой сочетаются симптомы разных уровней поражения деятельности ЦНС: функционального и органического.

studopedia.ru

17. Классификация заикания. Клинические формы заикания.

В классификации предложенной Власовой учитывается форма заикания( тоническая ,клоническая)

Тоническая -это паузы в речи либо растягивание определенного звука. Клоническая- это повторение отдельных звуков, слов. Смешанная- проявляются и тонические и клонические формы. Учитываются некоторые этиологические факторы, вторичные психические симптомы, степень успешности логопедического воздействия.

Распространенность заикания обусловлена возрастом, полом, видом деятельности и др. факторами. Наиболее часто оно возникает в возрасте от 2 до 4 лет в период наиболее интенсивного развития речевой функциональной системы. Затем склонность к заиканию понижается и в течении десяти лет(от 4 до 14) случаев возникновения заикания примерно столько же, сколько впервые три года. В период до пубертатного возраста число заикающихся возрастает при поступлении в школу вследствие рецидивов.

Количество заикающихся дошкольников составляет 1,4%, заикающихся млад. школьников -1.6%. Среди взрослых заикающихся немногим более 1%. Среди детей живущих в сельской местности, заикание встречается реже.чем у их городских сверстников.

Хар-ки клинич. форм з-я.

1. Заикание может появиться в возрасте от 2-х до 6-ти лет.

2. Наличие развернутой фразовой речи до появления нарушения.

3. Преимущественно психогенное начало речевой патологии (психическая острая или хроническая травматизация).

4. Большая зависимость степени судорожных запинок от эмоционального состояния заикающегося и условий речевого общения.

5. Возможность плавной речи при определенных условиях (речь наедине с собой, в условиях эмоционального комфорта, при отвлечении активного внимания от процесса говорения и пр.).

1) судорожные запинки появляются у детей в возрасте 3-4 года;

2) появление судорожных запинок совпадает с фазой развития фразовой речи;

3) начало заикания постепенное вне связи с психотравмирующей ситуацией;

4) отсутствие периодов плавной речи и малая зависимость качества речи от речевой ситуации;

5) привлечение активного внимания заикающихся к процессу говорения облегчает речь;

6) физическое или психическое утомление, соматическая ослабленность ухудшают качество речи.

18. Методика логоп. Обследования лиц с заиканием.

Схема обследован: необход проводить комплексного обследов. (невропатолог, логопед, психолог)

1. обследов общего речевого разв ребенка (1-е слова, реч.разв., перегрузка речи, прерывание)

2. изуч реч окруж реб: темп речи окружающих, отношение к реб. в семье, в каком возрасте первые запинки, разв и типу течения заикания (волнообразно, постоянно), определение темпа речи (замедл, ускор, скачкообразн), выявление нарушения внимания, слуха, артикул, мелкой моторики, просодич сторона речи, имепрессивная (внутр), экспресивн (внешн) речь, словарн запас, лексика, слоговая структура слова, грамм строй речи, связн речь, звукопроизношение, выявление скрытого левшевства (переученный левша). Заикание может сочетаться с ОНР, алалией, дизартрией.

Заключение:1. форма судорог (тонические, клонические, смешанные) 2. вид судорог (дыхание, голосовые, артикуляционные, смешанные) 3. степень заикания (легкая, средняя, тяжелая) 4. степень фиксированности (нулевая, умеренная, выраженная) 5. сопутствующие речевые нарушения (дислалия, ОНР, и др

Клиническую форму заикания ставит врач невропатолог.

studfiles.net

Заикание формы заикания

Начиная с 70-х годов, в отечественной научной литературе выходит значительное число публикаций, свидетельствующих о новых трактовках клинической картины, наблюдаемой при заикании. На базе клинических наблюдений и экспериментальных исследований разрабатывается представление об объективной дифференциации клинических форм заикания.

Исследователи выделяют две клинические формы – невротическую и неврозоподобную, которые обусловлены разными патогенетическими механизмами.

Невротическая форма заикания встречается, на наш взгляд, чаще. Возникновению заикания невротической формы у детей предшествует психогения в виде испуга, либо в виде хронической психической травматизации. Заикание возникает остро в возрасте 2 – 6 лет.

Аналитические сведения показывают, что у детей с этой формой заикания обычно отсутствуют указания на патологию внутриутробного развития и родов. Раннее психофизическое развитие, как правило, проходят в соответствии с возрастной нормой. Моторные навыки (сидение, стояние. ходьба) формируются своевременно.

Речевой онтогенез имеет определенные особенности. Нередко наблюдается раннее развитие речи: первые слова появляются к 10 месяцам, фразовая речь формируется к 16-18 месяцам жизни малыша. В короткий промежуток времени (за 2-3 мес.) дети начинают говорить развернутыми фразами, словарный запас бурно пополняется, рано формируется грамматический строй речи с употреблением сложных речевых конструкций.

Темп речи часто ускорен, дети как бы «захлебываются» речью. Следует родителям на это обратить внимание, так как объемность и темповое расстройство речи ошибочно принимаются за высокую интеллектуальность ребенка.

Для невротического заикания всегда нужна «почва» в виде повышенной впечатлительности ребенка, тревожности, робости, «расслоения» поведения: дома ребенок чрезмерно активен, а незнакомой ситуации застенчив и молчалив.

Невротическое заикание возникает на фоне развитой фразовой речи, после перенесенной остро или, оставшейся незамеченной, психической травмы.

Обратиться к врачу-психотерапевту следует сразу с появления первых, на взгляд родителей, совершенно незначительных изменений в речи ребенка. Или не ждать появления невротического заикания, а прийти на прием после ситуации, которая травмировала психику ребенка. Своевременность принятых мер поможет либо предотвратить появление заикания, либо значительно быстрее восстановить утраченное качество речи.

Одномоментная работа психотерапевта и логопеда позволит вылечить ребенка за 3 недели. Доверяйте здоровье ребенка только профессионалам! Медикаментозные средства при невротическом заикании применяются с огромной осторожностью и только в комплексной системной работе с ребенком.

Невротическое заикание — носящее функциональный характер расстройство плавности и ритма речи, связанное с неблагополучными психо-эмоциональными факторами. Отличительными чертами этой формы заикания является изменение интенсивности проявлений в зависимости от окружающей пациента обстановки и его психологического состояния, волнообразное или рецидивирующее течение, наличие сопутствующих вегетосоматических или невротических расстройств. Диагностика основана на наличии в анамнезе указаний на психотравму, исключении органических причин возникновения заикания, исследовании речевой функции. Лечится невротическое заикание средствами логопедии, неврологии, медицинской психологии и психотерапии.

Ведущей причиной появления логоневроза является психотравмирующая ситуация. Это может быть острая психическая травма (сильный испуг или другое внезапное потрясение, приступ гнева) или хронический стресс (разлука с близкими, семейный конфликт, неприятности на работе). В первом случае невротическое заикание может носить кратковременный характер, хотя зачастую его симптомы достигают значительной выраженности, вплоть до преходящего мутизма (особенно у детей). При хроническом течении психотравмирующей ситуации происходит закрепление патологии речи, возможно присоединение других невротических расстройств.

У детей около 60% случаев заболевания связаны с неблагоприятным речевым климатом в семье. Сюда относят попытки родных форсировать речевое развитие ребенка, чрезмерную требовательность к речи, информационную перегруженность, двуязычие в семье, резкое повышение требований к речевым способностям ребенка и т. п. У отдельных детей невротическое заикание может сформироваться при подражании речи заикающегося человека, если такой находится в их близком окружении. В таких случаях заикание закрепляется по типу невротической фиксации.

Патогенез логоневрозов недостаточно изучен. В острых стрессовых ситуациях невротическое заикание предположительно развивается за счет возникновения устойчивой патологической условно-рефлекторной связи, а его закреплению способствует формирование моторного автоматизма. При развитии заикания в возрасте 2-4 лет можно предполагать в его основе патологическую фиксацию естественных запинок в речи, типичных для периода становления речевой функции.

Отличительной чертой невротической формы заикания является неравномерность интенсивности нарушений речи. У одного и того же пациента выраженность заикания может варьировать от практически незатрудненной речи до настолько сильного заикания, что речевой контакт становиться непродуктивным. Обычно в привычной для больного обстановке, среди близких ему людей (друзей, родных) невротическое заикание мало проявлено и может быть даже незаметно. Интенсивность заикания значительно усиливается при волнении и эмоциональном напряжении, при осознании своей ответственности или высокой значимости происходящего разговора. Все пациенты с логоневрозом отмечают резкое усиление симптомов заикания при необходимости говорить с незнакомыми людьми или выступать перед аудиторией.

Со временем заикание начинает откладывать свой отпечаток на поведение пациента. Он старается избегать произношения трудных слов, маскирует заикание растягиванием звуков и др. речевыми приемами. В большинстве случаев развивается логофобия. Из-за дефекта речи больной начинает стесняться говорить с посторонними людьми, отказывается от выступлений на планерках и конференциях. Страдающие логоневрозом дети младшего возраста не хотят участвовать в проводимых в садике утренниках, школьники при необходимости устно отвечать урок предпочитают молчать. Наиболее выражена логофобия у подростков, она может привести к нарушению усвоения учебной программы и полной школьной дезадаптации.

Появление заикания невротической формы может иметь различный характер. При острой психотравме заикание возникает как острая невротическая реакция, развивающееся после выхода из аффективно-шокового состояния. Хроническая психотравмирующая ситуация, в т. ч. и неблагоприятный речевой климат, как правило, приводит к появлению преневротических изменений с отдельными эпизодами запинок в речи. Затем может происходить либо постепенное уменьшение и исчезновение заикания, либо его закрепление в качестве патологического речевого автоматизма.

При фиксации невротическое заикание зачастую сопровождается иными невротическими состояниями: астенией, нарушением сна, депрессивным неврозом, неврастенией, фобиями, истерией, ипохондрией, энурезом и пр. Возможны вегетативные нарушения, укладывающиеся в клинику вегето-сосудистой дистонии. Особенно подвержены невротическим и соматовегетативным расстройствам подростки. Длительное течение и неблагоприятная динамика заикания у них может спровоцировать невротическое развитие личности.

Невротическое заикание может иметь рецидивирующее или волнообразное течение с периодами усугубления нарушений речи в периоды повышенной психо-эмоциональной нагрузки (в начале учебного года, во время экзаменов, сдачи отчетов и т. п.). Усиление симптомов заикания происходит в пубертатном возрасте. В постпубертате обычно наблюдается сглаживание интенсивности заикания, возможно его полное исчезновение. У взрослого, перенесшего в детстве логоневроз, при возникновении стрессовой ситуации невротическое заикание может развиться снова.

Диагностика и дифференциальная диагностика

Необходимо дифференцировать невротическое заикание от неврозоподобного. Последнее возникает вследствие ЧМТ или различных заболеваний ЦНС (ишемического инсульта, внутримозговой опухоли, гидроцефалии, перенесенного энцефалита), постепенно прогрессирует, не сопровождается логофобией и попытками пациента скрыть дефект речи. Как правило, при неврозоподобной форме заикания наблюдаются органические изменения личности: затрудненная переключаемость, преимущественно эйфорическое настроение, инертность. Для полного исключения органической природы заикания следует провести дополнительные исследования: ЭЭГ, Эхо-ЭГ, РЭГ, МРТ или КТ головного мозга.

Следует дифференцировать логоневроз и так называемое спотыкание. Последнее является следствием перенесенной ранней органической церебральной патологии и включает смазанность речи из-за расстройства артикуляции, нарушения ритма и скорости речи (захлебывающаяся речь, тахилалия), монотонную речь, перестановку смысловых ударений, затрудненный подбор слов и пр. Невротическое заикание может быть сопутствующим расстройством при некоторых психических болезнях (шизофрении, олигофрении, психопатии). В таких случаях пациенту назначается консультация психиатра.

Неврологическая помощь необходима для подбора и коррекции медикаментозной терапии, направленной на купирование симптомов логоневроза и сопутствующих невротических расстройств. В зависимости от ведущих симптомов заболевания она может включать седативные средства, антидепрессанты, транквилизаторы, нейролептики. Возможно использование электросна и различных методов рефлексотерапии.

Наряду с общепринятыми подходами к лечению логоневроза существует большое количество авторских методик. К ним относятся созданная Ю. Б. Некрасовой методика социореабилитации, разработанный Л. З. Арутюнян метод устойчивой нормализации речи, методика, основанная на дыхательной гимнастике А. Н. Стрельниковой и др. Применяется также БОС-терапия, в сложных случаях прибегают к гипнотерапии.

Невротическое заикание

Невротическое заикание — психологически обусловленная форма нарушения речи, выражающаяся в изменении ее ритма, появлении запинок и повторов. Как и другие виды заикания, она связана с тоническими и тоникоклоническими судорогами в дыхательно-вокальной и артикуляционной мускулатуре. Функциональный характер невротического заикания и его тесная связь с психотравмирующей ситуацией позволяют относить его к группе неврозов, или невротических состояний. В связи с этим невротическое заикание в неврологии и логопедии получило второе название — логоневроз.

Наиболее часто логоневроз манифестирует в детском возрасте. По некоторым данным кратковременное заикание отмечается у 4 детей из 100. Наиболее подвержены заиканию дети 4-5 лет, поскольку в этот период происходит активное развитие речевой функции. Однако появление невротического заикания возможно практически в любом возрасте: и в период формирования речи (2-3 года), и у взрослых людей. У мальчиков и мужчин заикание наблюдается чаще, чем у девочек и женщин.

Этиология и патогенез невротического заикания

Определенную роль в возникновении невротической формы заикания играет наследственная предрасположенность. Она может состоять в генетически детерминированной функциональной недостаточности аппарата, обеспечивающего речевую моторику.

Симптомы невротического заикания

Диагностика логоневроза проводиться при участии логопеда и невролога. Немаловажное значение имеет выявление в анамнезе пациента острой или хронической стрессовой ситуации. Диагностическое обследование речи определяет нарушение ее темпа, ритма и плавности, наличие запинок, растягивания отдельных звуков, повторов слогов. Неврологический осмотр не выявляет существенных отклонений в неврологическом статусе. Возможно некоторое оживление рефлексов, наличие признаков вегетативной дисфункции.

Лечение невротического заикания

Терапия логоневроза обычно имеет комплексный характер и проводится совместными усилиями логопеда, невролога, психолога и психотерапевта. Осуществляются регулярные логопедические занятия по коррекции заикания. Однако они могут не дать эффекта при продолжающемся воздействии писхотравмирующей ситуации. С целью изменить отношение пациента к подобной ситуации и тем самым исключить ее психотравмирующее влияние проводятся: психокоррекция, сеансы психотерапии, психоанализ, психологические тренинги, арт-терапия и т. п. Если в основе логоневроза лежат проблемы в семье, то рекомендовано семейное консультирование и семейная психотерапия. У детей особое значение имеет благоприятная речевая атмосфера: спокойный темп речи, понятные и доброжелательные высказывания окружающих людей.

Диагностика заикания

  1. Заикание
  2. Диагностика заикания

Диагностика и определение формы логоневроза и логофобии

На самом деле в российской медицине не существует универсальной и общепризнанной классификации типов заикания, и большинство логопедов применяют устаревшие либо неполные критерии оценки, которые не отражают все особенности этого нарушения речи, которые могут очень сильно отличаться от случая к случаю. К тому же эти особенности могут меняться у одного человека с течением времени.

По причине возникновения *

* Отметим, что деление заикания на невротическое и неврозоподобное является устаревшим, поскольку дифференциальная диагностика этих двух типов заикания возвращает к выявлению причин его возникновения. Это деление является необъективным, так как в свою очередь по симптоматике заикания в большинстве случаев нельзя точно определить причину его появления.

По типу речевых судорог

Основным симптомом заикания являются речевые судороги, которые помимо мышц речевого аппарата могут затрагивать и дыхательные. Судороги бывают клоническими, тоническими и смешанными (их еще называют тонико-клоническими), по этой классификации различают:

  • Тонический тип заикания – характеризуется длительным напряжением речевых мышц в процессе разговора или при попытке начать произношение. Речевой аппарат заикающегося при этом как бы скован, а напряжение обычно захватывает несколько мышечных групп, в том числе нередко и дыхательные. Обычно это приводит к продолжительной паузе или к напряженному озвучиванию определенного звука. Лицо, а иногда и шея при этом могут быть сильно напряжены, что заметно со стороны. Человек словно зависает во время разговора, а из-за длительного сокращения дыхательных мышц может не хватать воздуха. Такие спазмы могут длиться несколько десятков секунд.
  • Клонический тип заикания – характеризуется непроизвольным многократным ритмичным сокращением мышц речевого аппарата, при этом человек повторяет отдельные звуки, слоги, а иногда и отдельные слова. При этом частота повторений может быть высокой или низкой. Стоит отметить, что это обычно происходит также перед «сложными» звуками, на которых у человека обычно наблюдается тоническое заикание – так как в большинстве случаев заикание является смешанным.
  • Тонико-клонический (смешанный) тип заикания – наблюдается у большинства заикающихся, обьединяет в себе явления клонического и тонического типов. С течением времени у одного и того же человека может чаще проявляться тот или иной тип речевых судорог.

    По локализации речевых судорог

    При заикании непроизвольному сокращению могут подвергаться разные группы мышц речевого аппарата, непосредственно участвующие в формировании речи: голосовые, дыхательные и артикуляционные.

  • Голосовое заикание:
  • Дрожащий гортанный спазм – при таком заикании во время разговора голосовые складки непроизвольно смыкаются и размыкаются, что приводит к прерывистому, дрожащему звуку при полном отсутствии артикуляции. При этом рот обычно открыт, а так же часто наблюдаются ритмичные движения нижней челюсти, языка, либо всей головы.
  • Смыкательная голосовая судорога – голосовые складки при попытке начать разговор или в процессе произношения смыкаются, в результате чего резко пропадает голос, что препятствует движению воздуха. Мышцы всего туловища человека приходят в оцепенение, лицо обычно неподвижно или напряжено. Заикающийся при этом не двигается, ему не хватает воздуха. Такое заикание характеризуется ощущением комка или препятствия в области гортани.
  • Вокальная судорога возникает на гласных звуках в процессе речи, воспринимается как необычная продолжительность произношения гласного звука. Часто продолжительность этого настолько высока, что человеку не хватает воздуха, чтобы закончить произношение. Другими словами, заикающийся слишком долго тянет гласный звук. Часто при этом спазмируются мышцы шеи, а голос приобретает неестественный, «фальшивый» характер. Может полностью отсутствовать артикуляция.
    • Дыхательное заикание:
    • Инспираторные судороги возникают на вдохе, то есть характеризуются непроизвольным резким напряжением на вдохе во время произношения. Причем при клоническом заикании они могут следовать одна за другой с различной частотой. Со стороны такие речевые судороги чаще всего малозаметны, но всегда приводят к необоснованной паузе во время разговора.
    • Экспираторные судороги речевого аппарата возникают на выдохе и более заметны, чем инспираторные. При разговоре человек непроизвольно совершает напряженный, продолжительный выдох, которому сопутствует сильное сокращение мышц пресса. При этом обычно наблюдается спазм всех групп речевых мышц, лицо в разной степени может быть искажено, а человеку не хватает воздуха. Экспираторные судороги обычно наблюдаются при тоническом заикании. Со стороны человек будто с большим трудом пытается выдавить из себя звук или слово. Продолжительность, как и степень выраженности может различаться от случая к случаю и меняться со временем.
    • Артикуляционное заикание:
    • Лицевые судороги — при таком заикании судорожному сокращению подвергаются мышцы верхней или нижней губы, происходит оттягивание угла рта в сторону или вниз, судорожное открытие рта. В тяжелых случаях сюда же можно отнести судороги шеи, лобных и ушных мышц.
    • Язычные судороги. При этом чаще всего кончик языка непроизвольно упирается между зубами и небом, но вариантов может быть много, в том числе самые тяжелые – подъязычная судорога, когда непроизвольно открывается рот в связи с напряжением мышц, находящихся под языком, а также изгоняющая судорога языка. Последний тип характеризуется непроизвольным выталкиванием языка наружу из ротовой полости, и может быть как тоническим – язык высунут в напряженном состоянии, так и клоническим – когда язык то выдвигается вперед, то втягивается обратно.
    • Носовое заикание связано с судорогами мягкого неба. В результате этих судорог проход в носовую полость из глотки то открывается, то закрывается, поэтому заикающийся говорит то через рот, то через нос. Это вызывает достаточно неприятные ощущения в носоглотке.

    В результате исследований удалось обнаружить, что в момент заикания отдельная речевая мышца, которая подвергается судорожному сокращению, одновременно получает как тормозной, так и возбуждающий нервный импульс. Подробнее об этом в нейрофизиологии заикания.

    Теперь, основываясь на тяжести и частоте проявления указанных выше речевых судорог, принято различать тяжелую, среднюю и легкую степень заикания.

    По степени тяжести

    Большинство специалистов справедливо отмечают несостоятельность деления заикания в зависимости от степени тяжести, поскольку в зависимости от времени или ситуации у одного и того же человека заикание может как отсутствовать полностью, так и принимать самые тяжелые формы. Деление заикания на легкую, среднюю и тяжелую степень условно и формально.

    Мы же считаем, что тяжесть заикания определяется степенью фиксации заикающегося на своем дефекте. Это значит, что если человек в целом заикается редко и практически незаметно, но у него присутствует сильная логофобия, то есть страх повторения заикания, то состояние такого человека уже можно отнести к тяжелой степени ввиду заметного нарушения социальной адаптации.

    Логофобия, речевые уловки, вегетативные реакции

    По степени логофобии

    Классификация степени выраженности и особенностей логофобии, которая в значительной степени определяет характер заикания:

    • Логофобия легкой степени – страха речи практически нет в обычных ситуациях и комфортных условиях, но при разговоре на публике или с определенными людьми проявляется в виде заметной, но преодолимой неуверенности. Наблюдается чаще всего при легком заикании, которое в ряде случаев можно скрывать.
    • Логофобия средней степени – проявляется в виде значительной неуверенности в общении и страха речи, который может снижаться в комфортных условиях.
    • Логофобия тяжелой степени – страх речи и неуверенность в общении в большинстве ситуаций определяют характер вашего поведения и жизни в целом. Характеризуется выраженной избегающей формой поведения и стойким, прогрессирующим нарушением социальной адаптации.

    Степень выраженности логофобии практически всегда меняется со временем, изменения ее степени могут быть связаны с любыми событиями, со стрессовыми или приятными ситуациями, с возрастом, при воздействии психотерапии и т.д.

    По характеру течения

    При составлении статьи использована информация:

    Исследования Л.И. Беляковой, Е.А. Дьяковой, М.В. Секачева.

    psycentr-algis.ru

    Заикание это .

    Синонимы: логоневроз , логоклония, lalonevros, balbuties. Обычно связано с логофобией (вербофобией) — фобией говорить, являющейся следствием или причиной заикания.

    Вероятно, заикание появилось практически одновременно с речью, ведь упоминания о нём доходят до нас с древнейших времён. Заикались: египетские фараоны, персидский царь Бат , возможно, пророк Моисей (страдал неким дефектом речи, по описаниям похожим на заикание), римский поэт Вергилий, философ и оратор Демосфен и др.

    Лечение дефектов речи у ацтеков

    В своём фундаментальном произведении «Общая история дел Новой Испании» (1576 год) Бернардино де Саагун, опираясь на сведения ацтеков о лечении различных заболеваний, привел объяснение причины возникновения заикания, а также метод борьбы с ним:

    Заикание у детей происходит из-за того, что уже подросшие, они сосут молоко у матерей, и для лечения этого целесообразно отнимать их от груди и заставлять есть.

    Психологические особенности заикающихся

    О психологических особенностях заикающихся было известно учёным древности, что отражено в их трудах. Но эта проблема затронута в очень немногих работах и другим аспектам заикания уделено гораздо больше внимания. Учёные древности в своих упоминаниях о психологических особенностях заикающихся писали об использовании психических предосторожностей против заикания (Плутарх) и об особенностях характера заикающихся (Авиценна). В 19 в. в работах многих учёных, занимающихся заиканием, имеются ссылки на психологические особенности заикающихся. Учёные отмечают преобладание психической сферы над другими, говоря о причинах заикания, отмечают слабость воли, упадок духа и смущение (Меркель), преобладание недостатка именно воли как причины заикания (Винекен), влияние душевных волнений на состояние заикающихся и на само заикание (Беккерель, Отто, Безель, Шранк, Диффенбах, Блюме, Коломба, Коэн, Лагузен). Суммируя эти взгляды и, высказывая своё мнение, Сикорский И. А. выделяет такие особенности психики заикающихся, как:

  • робость и смущение в присутствии людей;
  • чрезмерная впечатлительность;
  • яркость фантазий, усиливающая заикание;
  • относительная слабость воли;
  • разнообразные психологические уловки для устранения или снижения заикания;
  • боязнь говорить в присутствии определённых людей или в обществе.
  • Также, большое значение в освещении практической помощи заикающимся того времени имеет история болезни заикающегося мальчика, в которой Сикорский И. А. тщательно и научно обоснованно даёт психологическую характеристику пациента, пытаясь дифференцировать его психологические особенности и помочь пациенту, используя их. Эта история болезни не приводилась ни в одном из известных литературных источников, хотя этот случай представляет собой пример психологических особенностей заикающихся и попытку связать их с практической помощью пациенту. Многие авторы считают, что такое тщательное исследование психологических особенностей заикающихся начинается только в XX в. Говоря об изменении и развитии взглядов на психологические особенности заикающихся учёных древности по сравнению с учёными XIX в., необходимым отметить, что в XIX в. появилась точка зрения о преобладании влияния психологического аспекта над всеми другими аспектами, влияющими на заикание. Также учёные XIX века конкретизировали и обобщили психологические особенности заикающихся, особенно это относится к монографии Сикорского И. А.

    В XX в. количество исследований по психологическим особенностям заикающихся значительно возросло. По сравнению с прошлыми веками, в исследованиях стало наблюдаться чёткое разделение заикающихся по возрастным группам и, в связи с этим, дифференцированный подход к ним. Учёные продолжили, и уточнили точку зрения авторов прошлого (Сикорский И. А.) о том, что заикание чаще всего проявляется в раннем возрасте и психологические особенности заикающихся также видны уже в раннем возрасте (Гиляровский В. А.). К началу 20в. учёные пришли к пониманию того, что заикание — это сложное психофизиологическое расстройство (Либманн А., Неткачев Г. Д., Фрешельс Э., Гиляровский В. А.). К 30-м годам 20в. и в последующие 50-60-е годы механизм заикания и, соответственно, психологические особенности заикающихся многие учёные нашей страны и зарубежных стран стали рассматривать, опираясь на учение Павлова И. П. о высшей нервной деятельности человека и, в частности, о механизме невроза (Флоренская Ю. А., Поваренский Ю. А., Гиляровский В. А., Хватцев М. Е., Тяпугин И. П., Лебединский М. С., Ляпидевский С. С., Поварин А. И., Динкин Н. И., Кочергина В. С., Зееман М., Совак М., Митронович-Моджеевска А., Беккер К-П.). В 70-е г. в психиатрии были предложены клинические критерии для разграничения невротической и неврозоподобной форм заикания. Учёные стали рассматривать психологические особенности заикающихся в зависимости от клинических форм заикания (Асатиани М. Н., Драпкин Б. 3., Казаков В. Г., Белякова Л. И.). Также к концу 20в. появились работы, которые с точки зрения не одной науки, а нескольких наук (психология, педагогика, медицина) тщательно исследуют психологические особенности заикающихся (Селиверстов В. И., Шкловский В. М.). Также появились работы, посвящённые частным вопросам психологических особенностей заикающихся (Волкова Г. А., Зайцева Л. А.) Появление этих работ, говорит о качественном изменении подхода к изучению психологических особенностей заикающихся, поскольку эти работы вобрали в себя большой опыт прошлых веков, систематизировали его и на основе этого, а также на основе использования сведений различных наук целостно представили, что такое психологические особенности заикающихся. Необходимо отметить, что работы по частным вопросам психологических особенностей заикающихся (особенности поведения в игре, особенности поведения в конфликтных ситуациях, особенности мыслительной деятельности и др.) появились только в конце 20в.

    Становление и развитие подходов к преодолению заикания

    Можно предположить, что первые сведения о психокоррекционной работе встречаются в изложенной Плутархом истории лечения Демосфена. Демосфен пользовался следующими методами и приёмами психокоррекции своего дефекта речи и своих психических особенностей:

  • декламация под шум морских волн;
  • выбор образца для подражания и подражание ему как в речи, так и в мимике и жестах (Перикл);
  • упражнения в беззвучном мысленном произнесении слов (в месте, удалённом от людей).
  • В 19в. многие учёные в своих системах лечения заикания (Итар, Ли, Коломба, Беккерель, Шервень, Блюме, Отто, Меркель, Шультесс, Лагузен Х., Кён Р.) не выделяли в отдельный раздел психическое лечение и предлагали использовать только отдельные приёмы психокоррекционного воздействия, такие как:

  • личное воздействие руководителями (Коломба, Меркель, Лагузен X.);
  • отвлечение внимания больного от дефектной речи (Коломба, Отто) ;
  • использование художественной литературы для улучшения психического состояния заикающихся (Блюме, Кён Р.);
  • построение речевого высказывания в мыслительном плане ещё до моторного воспроизведения (Безель).
  • Большое значение для психокоррекционной работы с заикающимися в данный период имеет монография Сикорского И. А., в которой психическое лечение выделяется в отдельный раздел и предлагается Сикорским И. А. как неотъемлемая часть комплексного подхода к лечению заикания. Сикорский И. А. особо подчёркивает значение психического лечения именно для заикания и чётко формулирует план психического лечения. Такого плана лечения мы не встречаем в литературе от древности до конца 19в. В начале 20в. появились отдельные работы, посвящённые именно психокоррекционному воздействию на заикающихся (Неткачев Г. Д., Тартаковский И. И.). В работах Неткачева Г. Д. и Тартаковского И. И. появился качественно новый взгляд на психокоррекционные приёмы и методы воздействия на заикающихся . Неткачев Г. Д., в отличие от учёных прошлого, отвергает дыхательную гимнастику, которая неизменно входила во многие системы лечения заикающихся, говоря, что она плохо влияет на психическое состояние заикающихся, мешая психокоррекционной paботе. Неткачев Г. Д. составил чёткий план психокоррекционного воздействия, названный им «психологическим методом». У Неткачева Г. Д. мы встречаем план психологической помощи семьям заикающихся детей и им самим. Такого плана ранее не было в трудах учёных, хотя отдельные советы давались в монографии Сикорского И. А. В русле психологической помощи заикающимся детям важны появившиеся работы Гиляровского В. А.

    Важной и определяющей в данный период времени является работа Тартаковского И. И., в которой он изложил последовательную и обоснованную практическим опытом, поддержанную крупнейшими учёными того времени, систему психотерапевтической работы с заикающимися. Эта система вызвала большие споры в 20-е г.г. 20в.,что подтверждает её необычность и революционность. Мысль Тартаковского И. И. о том, что заикающиеся должны самостоятельно справляться со своими нарушениями — взять лечение в свои руки и, при этом, врачи, психологи, педагоги и другие специалисты будут только консультировать их — не встречалась в истории проблемы заикания от древности до времени, когда её предложил Тартаковский И. И. Также, важными, на наш взгляд, являются положения Тартаковекого И. И. о коллективной психотерапии и об учёте индивидуальных особенностей заикающихся. Необходимо отметить тот факт, что система Тартаковского И. И., появившаяся в 20-е г.г., органично связана со временем своего появления. Именно в 20-е г.г. во всех областях науки и культуры шли поиски и эксперименты, многие из которых впоследствии или совсем исчезли или сохранились в сильно изменённом виде.

    В 1950—1960-е гг. К. М. Дубровским был предложен «Метод одномоментного снятия заикания». Это сугубо психотерапевтический метод, который представляет собой императивное внушение в бодрствующем состоянии. Метод Дубровского привлёк к себе такое внимание, потому что на тот момент в Советском Союзе практически не было реальных методов по эффективной коррекции заикания. Более того, те методы, которые были, не включали в себя ни психологический компонент, ни, тем более, терапевтический.

    Во второй половине 20в. произошли важные изменения в психокоррекционной работе с заикающимися. Многие учёные стали рассматривать психокоррекционную работу как раздел комплексного медико-педагогического подхода по преодолению заикания (Ляпидевский С. С., Лебединский B.C., Селиверстов В. И., Шкловский В. М. и др.). По сравнению с 19в. и началом 20в. учёные стали чётко разграничивать методы и приёмы логопедического воздействия и психокоррекционную работу. Появилось чёткое разделение методов и приёмов психокоррекционного воздействия по разным возрастным группам заикающихся (Драпкин Б.3., Волкова Г. А., Белякова Л. И., Дьякова Е. А., Рау Е. Ю., Карпова Н. Л., Некрасова Ю. Б. и др.). В данный период чётко наметилась тенденция значимости социальной реабилитации заикающихся как первостепенной задачи. В прошлом многие авторы ставили на первое место только избавление от заикания как от речевого дефекта. К концу века была разработана система социореабилитации заикающихся (Некрасова Ю. Б., Карпова Н. Л.), которая, опираясь на ряд наук (философия, психология, педагогика, медицина), развивает идеи комплексного подхода с целью интегративного воздействия на личность заикающегося в целом. Названные подходы имеют глубокие исторические корни. Комплексный подход к работе с заикающимися, учитывающий психокоррекционное направление, берёт своё начало от исследований Сикорского И. А., а современный интегративный подход к психокоррекционной работе в психологии и педагогике основывается на исследованиях Рубинштейна С. Л., Выготского Л. С., Лурии А. Р.

    Перспективы коррекционной работы связаны с индивидуально-ориентированным подходом к обучению и воспитанию, который успешно применяется в современных системах работы с заикающимися и имеется тенденция дальнейшего развития и углубления этого подхода в работе с заикающимися (Некрасова Ю. Б., Л. З. Арутюнян-Андронова, Карпова Н. Л., С. Б. Скобликова, Е. Ю. Рау и др.).

    Типы заикания

    Формально принято выделять две формы заикания: тоническую, при которой возникает пауза в речи, либо какой-то звук растягивается, и клоническую, характеризующуюся повторением отдельных звуков, слогов или слов. Также выделяют смешанную форму заикания, при которой наблюдаются и тонические, и клонические судороги.

    В другой классификации различают неврозоподобную и невротическую форму заикания. Неврозоподобная форма заикания подразумевает выраженный неврологический дефект, в частности, нарушения моторики в целом и артикуляции в частности; типична коморбидность с дизартрией. При этом возможно возникновение невротических реакций, но течение заикания мало зависит от них. Дети, страдающие неврозоподобным заиканием, обычно поздно начинают говорить, вообще развиваются чуть медленнее сверстников. ЭЭГ в большинстве случаев выявляет патологическое либо пограничное функционирование головного мозга.

    При невротической форме заикания типично нормальное, либо раннее речевое и моторное развитие. Запинки изначально возникают на фоне стресса, как однократного (испуг), так и хронического. У таких детей отсутствуют выраженные неврологические нарушения, их ЭЭГ отражает более гармоничное функционирование мозга, чем в предыдущей группе. При этом выраженность заикания крайне зависит от функционального состояния: эти люди зачастую почти чисто говорят в спокойной обстановке, но в случае стресса (публичное выступление, разговор с незнакомым человеком, внезапно заданный вопрос) не могут сказать ни слова из-за сильных речевых судорог. Также отмечается сильная выраженность логофобии (страха речи) и избегающего поведения. В целом состояние этих больных соответствует критериям невроза, поэтому для невротической формы заикания чаще применяют термин «логоневроз», однако некоторые авторы используют его просто как синоним слова «заикание».

    Заикание клонической формы сопровождается прерываниями речи, которые могут выражаться в повторении отдельных звуков, слогов или целых фраз, в неестественных растягиваниях звуков (при клонической форме заикания звуки, слоги повторяются, например: «м-м-м-м-м-м-м-м-м-мячик», «па-па-па-па-па-паровоз», при тонической форме заикания часто возникают паузы в речи, например: «м….ячик», «авт…обус»).

    Заикание почти всегда сопровождается напряжением, тревогой и страхом перед речью.

    При этом возможны неестественные движения, гримасы лица или тики, с помощью которых заикающийся человек пытается преодолеть заикание.

    Часто при заикании наблюдаются разного рода фобии, например социофобия, связанная со страхом перед речью. Возможны случаи хикикомори.

    Распространённость

    Это заболевание возникает независимо от возраста, но чаще всего возникает у детей в возрасте от 2 до 6 лет, когда вырабатываются навыки речи. Мальчики в три раза больше подвержены заиканию, чем девочки. Иногда рецидив заикания случается у подростков в возрасте 15-17 лет, чаще всего это связано с возникновением неврозов.

    Чаще всего заикание проходит с возрастом, по статистике только 1 % взрослых заикается.

    Причины возникновения

    Причины возникновения заикания точно не установлены. Предполагается, что возникновение заикания обусловливается совокупностью генетических и неврологических факторов. В любом случае, заикание сопровождается повышением тонуса и возникновением судорожной готовности двигательных (моторных) нервных речевых центров, включая центр Брока. Также есть вполне обоснованное мнение, что заикание возникает вследствие испуга в раннем возрасте у детей. Так к примеру многие заикающиеся утверждают, что дефект речи появился в раннем возрасте вследствие сильного испуга. У взрослых людей заикание может появиться вследствие контузии, такое заикание может пройти со временем. Любое отклонение от нормативного развития речи способно привести к возникновению заикания: раннее речевое развитие с бурным накоплением словарного запаса; или, наоборот, задержка психоречевого развития, алалия, общее недоразвитие речи, характеризующиеся низким объёмом знаний и представлений о мире, малым словарным запасом; стертая форма дизартрии, дислалия, ринолалия. Возникновению и закреплению заикания у детей способствуют патологическое воспитание, нарушение семейных ролей и функциональности семьи в целом, а также характерологические черты родителей заикающихся. Заикание зачастую возникает после перенесенных инфекционных заболеваний и может быть сопутствующим диагнозом при заболеваниях центральной нервной системы, чаще всего ДЦП.

    Заикание вызывается спазмами речевого аппарата: языка, нёба, губ или же мышц гортани. Все, кроме последнего — артикуляционные судороги, судороги мышц гортани — голосовые (отсюда название «заикание» — спазмы напоминают икоту). Также существуют дыхательные судороги, при которых нарушается дыхание и возникает ощущение нехватки воздуха. Механизм возникновения спазмов связывают с распространением избыточного возбуждения от двигательных речевых центров головного мозга к соседним структурам, включая смежные двигательные центры коры и центры, ответственные за эмоции.

    Факторы улучшения/ухудшения речи

    Данные факторы индивидуальны по типу заикания, но есть некоторые «правила», «работающие» в большинстве случаев.

    Условия, благоприятно влияющие на речь заикающегося

    Сикорский, Иван Алексеевич (1842—1919) — российский врач-психиатр, профессор, в честь которого заикание получило в России второе название — «невроз Сикорского». В своей монографии «О заикании» Сикорский рекомендовал «медленную речь, произносимую низким голосом и однообразным тоном» в качестве фактора, уменьшающего заикание.

    Условия, неблагоприятно влияющие на речь заикающегося

    Если заикание — невроз, оно усиливается, когда человек начинает нервничать, а также вообще при сильных эмоциях.

    Методики лечения

    Лечение заикания в любом случае есть прямое или косвенное воздействие на речевую функцию, приводящее к улучшению состояния в результате компенсаторной реакции организма на тот или иной вид коррекционного воздействия. Ввиду того, что заикание имеет выраженную функциональную, личностную и социальную стороны, его лечение обязательно содержит терапевтическую, педагогическую и реабилитационную составляющие. При этом значимость и результативность педагогического и реабилитационного компонентов находятся в зависимости от индивидуальных способностей пациента воспринимать коррекцию. Поэтому лечение заикания — сложный и противоречивый процесс, далеко не всегда зависящий от качества применяемого метода.

    Существует ряд способов вылечить заикание, но, к сожалению, ни один из них не даёт гарантии 100 %. Все методы так или иначе делятся на рассматривающие заикание как дефект речи и как логоневроз .

    Первые советуют «говорить плавно» или как-то нормализовать речь.

    Вторые концентрируются на нервной системе, считая заикание лишь одним из проявлений невротизма. Методик лечения заикания великое множество, но единой «правильной» не существует.

    Все методики лечения заикания подразделяются по типам методического подхода и видам терапевтического воздействия. В целом их можно подразделить на:

  • Логопедические
  • Психологические
  • Психотерапевтические
  • Логопсихотерапевтические
  • Социореабилитационные
  • Медикаментозные
  • Физиотерапевтические
  • Комплексные
  • Нетрадиционные.
  • Терапевтическая организация методик лечения заикания может быть: амбулаторной, стационарной, семейной, групповой и индивидуальной.

    Полезные ссылки

    Свобода выбора

    Коррекция заикания по «Методике коррекции речи» предполагает свободу выбора: человек сам выбирает, делать ли ему что-то для восстановления плавной речи или нет.

    haidarova.ru