Заикание комплекс упражнений

Заикание комплекс упражнений

Всем доброго дня! Знаете ли вы, что упражнения от заикания у детей приносят почти 50% результата в лечении этого недуга? Главное тут регулярность занятий и упорство. Но, разве захочет ребёнок выполнять что-то, если ему не хочется? Да и однообразие его угнетёт. Но выход есть! И сейчас я о нём расскажу.

Виды упражнений

Заикание, это серьёзный речевой недуг, который не сразу поддаётся терапии. И лечение тут многогранно. По сути нужно, чтобы дитя не только научилось правильно говорить, но ещё и закрепило эти навыки. А сделать это возможно лишь посредством каждодневных манипуляций.

Но чтобы кроха выполнял их с удовольствием, нужно его заинтересовать. Чем? Конечно, игрой! Поэтому лучше говорить, не: «Давай пойдём позанимаемся», а: «Давай, пойдём поиграем!» И чтобы малыш не утомился от однообразия, нужно сделать так, чтобы игры были разными.

Ну это просто! Ведь упражнения при заикании у детей направлены на развитие следующих систем:

  • Дыхательной.
  • Артикуляционной.
  • Мышечной (учиться расслабляться).
  • Голосовой.
  • Развитие чувства ритмики.
  • Видите, какую большую работу нужно проделать? Об однообразии и речи нет! Ну а теперь, когда ясно, что заинтересовать ребёнка можно, о сути каждой методики.

    Дыхательная гимнастика

    Вообще, дыхательная методика — штука очень полезная. Она помогает не только при заикании, но и ускоряет процесс становления речи. Самой распространённой является зарядка Стрельниковой. Суть заключается в том, чтобы при различных физических действиях малыш вдыхал и выдыхал по правилам. Тут довольно много манипуляций, направленных и на расслабление, и на умение контролировать дыхание, и на развитие речевых способностей.

    Кроме такой масштабной методики могу предложить варианты попроще, но эффективность их от этого не снижается.

  • Пусть кроха ляжет на спинку. Положите ему на животик мягкую игрушку. Теперь нужно сделать вдох, надув живот. Игрушка поднимется вверх. После этого следует выдох, плавный со звуком «пффф». При этом соблюдать дыхание ровное и спокойное.
  • Дуем ватные шарики. Сделайте из ваты небольшие комочки, и дуйте вместе с малышом. Сначала манипуляцию можно проделывать на гладком столе. А потом усложнить задачу: постелить махровое полотенце. Кусочки ваты будут цепляться за ворсинки. Тем самым у крохи будет появляться спортивный интерес, он будет набирать больше воздуха, и дуть дольше.
  • А мыльные пузыри! Ну какой ребёнок их не любит пускать? И весело, и полезно одновременно!
  • Через соломинку можно дуть в воду. Представляете, сколько восторга это доставит карапузу?
  • Скажите, а вы знаете ещё подобные примеры? Поделитесь? Ну а я пока расскажу про артикуляцию!

    Артикуляционная гимнастика

    Артикуляционная гимнастика при заикании признана одной из самых эффективных. Ещё бы! Ведь тут тренируются мышцы артикуляционного аппарата! Смотрите сами:

  • Надуваем щёки, спускаем. Теперь надуваем каждую щёку в отдельности.
  • Хлопаем губками друг об друга, как рыбки.
  • Язычком надавливаем то на одну, то на другую щёку поочерёдно.
  • Надуть щёки и закрыть ротик. Теперь ударяем по щёчкам кулачками, чтобы воздух выходил с шумом.
  • Вообразим, что язычок, это зубная щётка! Попросите малыша почистить языком зубки при закрытом ротике.
  • Покусать верхнюю, потом нижнюю губу.
  • Кроме этого можно просить дитя при открытом ротике покашлять несколько раз или позевать. Главное, соблюдайте системность! И не забывайте про комплексность.

    Мышечная гимнастика

    Замечали, как говорит малыш, начинающий заикаться? Речь прерывиста, воздуха не хватает сказать порой даже слова. И при всём этом начинают напрягаться его мышцы, любые: лица, шеи, плеч. Причём неважна причина заболевания.

    Что же, нужно учиться расслабляться. Попросите дитя напрячь любую часть тела, например, сжать сильно кулачки на 5 секунд. Теперь попросите максимально расслабиться. То же самое проделайте с другой частью тела.

    Но на фоне умения говорить без запинок голос крохи ещё должен стать уверенным с хорошей интонацией. В этом нам поможет такой ряд упражнений.

    Голосовая гимнастика

    А теперь учимся говорить громко и уверенно. На время упражнений просите кроху держать головку прямо и смотреть прямо в ваши глаза. Ведь это так важно в разговоре! Зрительный контакт. Когда дитя привыкнет, он не будет чувствовать скованности и стесняться.

    Устройте небольшой спектакль только для членов семьи. Потом можно пригласить друзей, которых кроха хорошо знает. Такой метод помогает научиться не бояться говорить громко и открыто на публику.

    Наряду с этим применяйте другие нехитрые действия:

    • Пение гласных: АОИЕ, любые другие комбинации. При этом регулировать громкость: громко, тихо, громко, теперь всё тише и тише.
    • Распевание тех же гласных только менять не громкость, а интонацию: сердито, ласково, грустно, весело.
    • Воображаемый мячик бьётся об пол со звуком МО, об стену со звуком МЭ и так далее.
    • И напоследок отрегулируем чувство такта в речи.

      Ритмическая гимнастика

      Помню, в 5 классе я начала посещать школьные уроки танцев. Там отбирали по таком принципу: учитель ключом настукивала мелодию, а мы должны были повторить. Вот что-то подобное делаем и при лечении заикания.

      Начинаем с простого. Стукните 2 раза, потом ещё 2. Пусть дитя повторит. Теперь усложняем задачу: стукните 2, потом 3 раза.

      Вместо звуков можно хлопать ладошками под стихи. Например: «ЗАЙку БРОсиЛА ХОзяйка. ». берите простые и легко запоминаемые стишки. Да, ещё специалисты советуют распевать народные песенки или потешки.

      При постоянном и кропотливом труде, подобные логопедические тренировки дадут отличный результат. Дорогие взрослые, именно от нашего настроя зависит здоровье малыша! Верьте и всё получится!

      А теперь расскажите вы, как приходится избавляться от недуга? Какие игровые упражнения знаете? Оставляйте комментарии и становитесь подписчиками блога. До новых встреч. Пока!

      my-happybaby.ru

      Картотека по логопедии на тему:
      Комплекс упражнений для коррекционной работы с ребенком с заиканием дошкольного возраста

      Многолетний опыт логопедов различных практических учреждений показал, что при коррекции заикания недостаточно только логопедических приемов — необходимо комплексное воздействие на психику и речевую деятельность ребенка. Частью этого комплекса являются особые упражнения, позволяющие успокаивать заикающихся и снимать характерное для них чрезмерное мышечное и эмоциональное напряжение.

      Предварительный просмотр:

      Комплекс упражнений для коррекционной работы с ребенком с заиканием дошкольного возраста

      Комплексная релаксационная гимнастика (для отдельных групп мышц)

      Сидя. Свободно положить руки на колени, ноги слегка расставить. Сжать покрепче пальцы в кулак, подержать несколько секунд. Затем распрямить пальцы рук и спокойно положить на колени.

      В кулачок ладонь сожми,

      Сейчас, девочки и мальчики,

      Отдыхать будут ваши пальчики.

      Стоя. Ноги врозь, руки опущены, пальцы переплетены в замок. Руки с переплетенными пальцами поднять и занести за голову, напрячься и после чтения последних строчек стихотворения логопедом резко опустить руки с одновременным расслаблением.

      Ай люли, ай люли!

      Наши руки мы сплели.

      Мы их подняли повыше,

      Получились не простые,

      Стоя. Представить, что «сосулька висит», поднять руки вверх и, привстав на носочки, стараться как можно сильнее вытянуться, напрягая все тело. После слов логопеда «солнце взойдет и гвоздь упадет», опустить руки, расслабляя их.

      У нас под крышей

      Белый гвоздь висит,

      Стоя. Представить, что «листья растут», тянуть руки вверх с напряжением. После слов логопеда «А осенью опадают» сбросить руки вниз, встряхнуть расслабленными руками.

      А осенью опадают.

      Стоя. Ноги слегка расставлены, обе ступни касаются пола, но вес тела перенесен на одну из ног. Переносить тяжесть тела с одной ноги на другую.

      Ходят часики вот так:

      Сидя. Голову поднять и тянуть шею вверх. Мышцы шеи напряжены. Такое положение сохранять во время чтения всей загадки. Затем голову опустить вниз и расслабить мышцы шеи.

      Потянулись с неба нити !

      Эта тоненькая нить

      Землю с небом хочет сшить.

      Сидя. Сжать зубы и губы. Челюсти напряжены. Представить как сжимается и разгрызается крепкий орех. После слов логопеда «А попал под молоток. » расслабить мышцы челюсти, приоткрыть рот, разомкнуть зубы, приоткрыть губы.

      Круглый, зрелый, загорелый

      Попадался на зубок.

      Попадался на зубок,

      Расколоться все не мог,

      А попал под молоток,

      Хрустнул раз — и треснул бок.

      Упражнения для дыхания.

      Упражнение 1 «Резкий выдох». Это упражнение помогает снять напряжение с мышц грудной клетки.

      Порядок выполнения: спокойно вдохнуть и резко выдохнуть воздух через рот так, как будто вы быстро задуваете свечу. После этого сразу делаете спокойный диафргамальный вдох, см. Упражнение 2.

      Упражнение 2 «Дыхание животом». Лягте на спину плашмя: не сгибайте ноги в коленях. Под шею положите валик. Это может быть подушка, свернутый плед или полотенце. Положите одну руку на живот в область между пупком и нижней границей грудной клетки.

      1.Сделайте резкий выдох (упражнение 1), чтобы выпустить из лёгких остатки воздуха.

      2.Затем сделайте спокойный вдох носом. При этом живот должен надуться так, как будто набирает в себя воздух. Грудная клетка в этот момент почти не поднимается.

      3.Выдох — плавный, спокойный и длительный. Живот при этом сдувается, как будто выпускает воздух.

      4.Продолжайте дышать животом. Сделайте несколько повторений.

      Упражнение 3 «Дыхание сидя».

      1. Садитесь на стул, кресло или диван. Без опоры спины. Спина должна быть прямой, без прогиба в пояснице и без сутулости в плечах. Расслабьте плечи и лопатки: слегка отведите их назад и опустите вниз.

      2. Голову держите прямо, подбородок параллельно полу.

      3. Ноги согните под углом 90 градусов и поставьте стопы параллельно друг другу так, чтобы между ними можно было поставить перпендикулярно еще одну стопу.

      4. Положите руку на живот в область между пупком и нижней границей грудной клетки.

      5. Сделайте резкий выдох (см. упражнение 1).

      6. Затем спокойный вдох носом — живот надувается. И выдох — живот сдувается. Повторите несколько раз. Грудная клетка не должна двигаться.

      Запомните: короткий бесшумный вдох через нос (рот закрыт), живот надулся. Длинный бесшумный выдох через рот -живот сдувается. Грудная клетка и плечи неподвижны.

      Упражнение 4. «Дыхание стоя».

      1.Встаньте прямо. Ноги прямые. Стопы плотно прижаты к полу, расположены параллельно друг другу и расстояние между ними — одна ступня, поставленная перпендикулярно.

      2.Спина прямая — без прогиба в пояснице и без сутулости в плечах. Плечи и лопатки опущены и слегка отведены назад.

      3.Руки вытянуты вдоль туловища, кисти расслаблены.

      4.Голова расположена прямо, подбородок параллельно полу.

      5.Положите руку на живот в область между пупком и нижней границей грудной клетки.

      6.Сделайте один резкий выдох (см. упражнение 1).

      7.Затем сделайте спокойный вдох носом — живот надувается. И выдох через рот — живот сдувается. Сделайте несколько повторений.

      Запомните: короткий бесшумный вдох через нос (рот закрыт), живот надулся. Длинный бесшумный выдох через рот -живот сдувается. Грудная клетка и плечи неподвижны .

      Упражнения на подвижность губ:

    • растягивание в улыбку;
    • движения кончиком языка кверху и книзу;
    • складывание губ в «трубочку»;
    • касание губ зубами;
    • хлопанье губами («немая рыбка»);
    • имитация лошадиного «фырканья»;
    • втягивание губ внутрь;
    • надувание щек;
    • удерживание при помощи губ мелких предметов.
    • Упражнения на подвижность щек:

    • демонстрирование языка;
    • имитация кашлевых движений;
    • движения языка в одну и другую сторону;
    • облизывание зубов;
    • перемещение в ротовой полости крупной фасоли;
    • сдувание перышка и пр.
    • Упражнения для подвижности глотки:

    • имитация зевания;
    • покашливания, в том числе и с высунутым языком;
    • имитация полоскания горла, глотания воды;
    • имитация стона, мычания, блеяния.
    • Упражнения 1, 2. Общее движение — поглаживание лица и шеи. Вторыми,

      третьими, четвертыми и пятыми пальцами обеих рук одновременно производится поглаживание по массажным линиям. Заканчивается поглаживание фиксацией мочек ушных раковин.

      Упражнение 3. Поглаживание лица. Третьи и четвертые пальцы располагаются на середине подбородка, вторые — над верхней губой. Производится поглаживание по массажным линиям к козелкам ушной раковины.

      Упражнение 4. Переходное. Вторыми, третьими и четвертыми пальцами поглаживать из-под подбородка по носогубной складке, боковым поверхностям носа и через переносицу переходить к поглаживанию по массажной линии,от середины лба к височным впадинам. Пальцами слегка прижимать кожу:

      Упражнение 5. Волнообразное поглаживание. От внутренних углов глаз пальцами легко скользить к бровям и, захватив их вторыми и третьими пальцами, производить волнообразное поглаживание по направлению к виску. Заканчивать движение легким прижиманием кожи на висках.

      Упражнение 6 . Поглаживание круговых мышц глаз. Подушечками четвертых пальцев обеих рук одновременно производить поглаживание от виска по нижнему веку к внутреннему углу глаза. Затем плавно переходить на верхнее веко и поглаживать его очень легко, не нажимая на глазное яблоко.

      Упражнение 7 . Поглаживание лобной и височной впадины. Вторыми, третьими и четвертыми пальцами обеих рук, согнутыми по форме лба, попеременно производить поглаживание снизу вверх, плавно передвигая пальцы к вискам. Дополнительно поглаживать подушечками пальцев виски.

      Упражнение 8 , переходное. Вторыми, третьими, четвертыми и пятыми пальцами обеих рук одновременно производить поглаживание по массажным линиям.

      Упражнение 9. Поколачивание. Подчелюстную область массировать похлопыванием тыльной стороны пальцев, затем подушечками четырех пальцев обеих рук одновременно производить поколачивайте по массажным линиям.

      Упражнение 10. «Стакатто». Резкие, отрывистые, поочередные удары подушечками пальцев. Движение производить непрерывно, обеими руками, одновременно по массажным линиям, заканчивать фиксацией у мочек ушных раковин.

      Упражнение 11 . Плотное прижимание. Движения выполняются двумя руками одновременно, начиная снизу, постепенно поднимаясь вверх. После каждого нажима следует немного приподнимать руки и вновь нажимать на массируемый участок. Последнее движение совершается от середины лба к височной впадине.

      Упражнение 12. Поглаживание по массажным линиям.

      Упражнение 13. Специальное упражнение, рекомендуемое для расслабления круговой мышцы губ, с которой связана, пожалуй, самая распространенная при заикании, смыкательная губная судорога. Указательные и третьи пальцы логопед располагает около углов рта, губы растягиваются, как при улыбке. Обратным движением губы возвращаются в исходное положение. Движения легкие,

      Расслабление мышц шеи рефлекторно расслабляет мышцы корня языка.

      Упражнение 1 – медленно поглаживать шею сверху вниз в области горла ладонью то правой, то левой руки.

      Упражнение 2 – медленно поглаживать шею одновременно ладонями обеих рук сверху от околоушной области лица по боковым поверхностям шеи до подмышечных впадин.

      Упражнение 3 – положить обе руки на заднюю часть шеи, близкую к затылку (кончики пальцев рук касаются друг друга). Руки медленно скользят по боковым поверхностям шеи до подмышечных впадин.

      Расслабление лицевой и губной мускулатуры методом поглаживания. Движения выполняются в замедленном темпе. Направление движений:

      — от середины лба к вискам;

      — от середины лба до ушных раковин;

      — от бровей до волосистой части головы;

      — от спинки носа к ушным раковинам;

      — от середины верхней губы до ушных раковин;

      — от линии лба вниз через лицо к шее;

      — от мочек ушей по щекам к крыльям носа;

      — от середины верхней губы на подбородок;

      — поглаживание кончиками пальцев вокруг глаз (расходящимися движениями от середины лба – и снова к середине);

      — по верхней губе от углов рта к середине;

      — по нижней губе от углов рта к середине;

      — поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам рта;

      — легкое постукивание губ.

      Расслабление мышц языка.

      Упражнение 1 – вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами челюсти (в течение 15 секунд).

      Упражнение 2 – похлопывание, поглаживание, вибрация (в течение 15 секунд) языка деревянным шпателем, который накладывается на кончик языка.

      Список используемой литературы

      1. Гладковская, Л.М. Подгрупповые комплексные занятия для старших дошкольников, страдающих заиканием [Текст] // Л.М. Гладковская, Логопед.–2008.–№8.–с.60–67
      2. Гончарова, Н. Коррекция заикания [Текст] / Н. Гончарова. Л. Виноградова // Дошкольное воспитание.– 2005.–№ 3.–с.59.
      3. Казбанова, Е.С. Развитие темпо–ритмической организации детской речи как способ профилактики заикания [Текст] / Е.С. Казбанова, Логопед.–2005.–№6.–с.28–32.
      4. Набиева, Т.Н. Заикание: обзор зарубежной и отечественной литературы [Текст] //Т.Н. Набиева, Дефектология.– 1998.–№4.–с.30
      5. «Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников» (Леонова С. В.)

      По теме: методические разработки, презентации и конспекты

      Презентация с комплексом упражнений.

      Доклад для воспитателей.

      Представленные комплексы упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия у детей дошкольного и возраста могут применяться в различных различиях частях занятия (урока) по физической культуре, а та.

      Комплекс упражнений для активизации работы мышц глаза. у детей дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией.

      Мы друзей хороших на Луне нашли. Выполняется под музыкальное иПригласили в космос их и летим.

      Релаксационные упражнения для коррекционной работы с детьми с заиканием. « Космос» Мы друзей хороших на Луне нашли. Выполняется под музыкальное и Пригласили в космос их и ле.

      nsportal.ru

      Легкая степень заикания

      Когда мы имеем дело с заиканием легкой степени, то всегда возникает вопрос: а стоит ли с ним бороться? На первый взгляд кажется, что оно совершенно не мешает человеку общаться и плодотворно жить. Но первое впечатление бывает обманчиво, поэтому стоит поговорить о том, как правильно к нему относиться.

      Аутогенные тренировки при заикании

      Аутогенная тренировка при заикании — комплекс упражнений, направленный на самостоятельное снятие напряжения, стресса за счет телесной релаксации и отвлечения от тревожных мыслей. Техника аутотренинга состоит из двух этапов: мышечное расслабление с погружением в состояние, напоминающее транс, и работа с установками самовнушения.

      Заикание клоническое, тоническое и смешанное

      Прежде чем начать лечение заикания, необходимо обследовать заикающегося, установить причины заикания и определить его форму. Среди самых важных факторов — характер судорог, который во многом является основанием для постановки правильного логопедического заключения. Различают клонические и тонические судорожные состояния мышц речевого аппарата, и соответствующие им виды заикания. Они проявляются во всех группах мышц, которые участвуют в продуцировании речи, артикуляционно-дыхательно-голосовом аппарате заикающегося.

      Рекомендации родителям ребенка с заиканием

      Дефекты речи чаще всего возникают у детей в период ее формирования — между 2 и 5 годами. Лечение от заикания в течение долгого времени и с использованием полного варианта методики Л.З. Арутюнян в этом возрасте не понадобится, если родители быстро заметят проблему и создадут условия для нормализации речи.

      Особенности детей с заиканием

      2 — 4 года — возраст, наиболее опасный с точки зрения возможности возникновения этой речевой патологии. В это время у ребенка только формируется речь, и диагностировать у него появившееся заикание не так просто. Если малыш, разговаривая, начинает «спотыкаться», повторять слоги (причем часто не в начале, как принято считать, а в конце слова: «я хочу-чу-чу»), делать нелогичные паузы, говорить на вдохе или с прерывающимся выдохом — покажите его специалисту, хорошо знающему особенности развития детей с заиканием. Крайне важно не пропустить начало нарушения — в первой стадии оно хорошо поддается коррекции.

      • Страница
      • 1
      • 2
      • 3
      • 4
      • 5
      • 6
      • Мы находимся в 5-ти минутах пешком от метро Медведково.

        Телефон:
        +7 (926) 220-73-73
        +7 (495) 785-91-70

        [email protected]
        Соколова Марина Борисовна
        логопед для взрослых и подростков от 14 лет

        [email protected]
        Ракитина Анна Эдуардовна
        логопед для детей

        [email protected]
        Тинина Татьяна Алексеевна
        администратор

        © 2007 — 2018 Речевой центр Арлилия. Все права защищены.

        www.arlilia.ru

        Интересное

        Лечение заикания в домашних условиях возможно

        Заикание — весьма неприятный недуг, вызванный психологической травмой или сильным испугом у детей и подростков. Бывает, что заикание становится причиной целой вереницы психологических комплексов, а значит и жизненной неустроенности. Чтобы не допустить влияния такого недостатка на жизнь ребенка, лучше вовремя заняться его лечением.

        Традиционная медицина предлагает всевозможные логопедические комплексы упражнений, медицинские препараты, направленные на стабилизацию состояния нервной системы и устранения заикания. Но не стоит забывать, что народная медицина также владеет сотнями волшебных рецептов, способных помочь от заикания.

        Фитотерапия при лечении заикания более доступна и безопасна, поскольку основана на натуральных средствах, кроме того возможна в домашних условиях, что спасет ребенка от дополнительных стрессов.

        Народная медицина предусматривает лечение заикания такими способами:

        1. Соки. Возьмите листья и цветы крапивы и ясенца белого, из крапивы выжмите 2 капли сока, из ясенца — 3, смешиваем, капаем полученный сок на язык и держим в течение 5 минут. Процедуру можно повторять несколько раз в день с интервалом в 2 часа. Курс лечения — 10 дней.

        2. Отвары и настойки. Взять 5 г сухой травы руты душистой и залить 0,5 л кипятка. Заваривать на огне 5 минут. Когда отвар остынет до температуры теплого чая, полоскать им рот и гортань, пока он не остынет во рту. Можно повторять процедуру несколько раз в день.

        3. Люди верят, что от заикания помогают народные заговоры. Попробуйте и вы. Вот один из способов. На воду надо заговорить: «Идет по лесу старичок-лесовичок, идет не спотыкается, раб(а) Божий(я) (имя) не заикается, говорить не устает на радость нам, на горе врагам. Говори, не заикайся, на словах не спотыкайся, как старик-лесовик не запинается, не заикается. Аминь». Дайте больному выпить эту воду, и, похлопывая его по спине, повторяйте наговор про себя.

        Используя простые и нехитрые советы народной медицины, Вы сможете легко излечить Ваше чадо из заикания.

        www.centrmed.com

        Особенности преодоления заикания у детей.

        С детьми младшего школьного возраста (6-10 лет) вся нагрузка по преодолению заикания всегда ложится на плечи родителей. Ребенка нельзя заставить выполнять какие-либо упражнения, если ему это не интересно. Вернее заставить можно, то есть жестко потребовать. Но это вызовет еще более жесткое сопротивление и не принесет ожидаемых результатов. Для детей лет до двенадцати заикание – не проблема. Им все равно заикаются они или нет. А в чем-то заикание еще и пользу приносит (не нужно отвечать на уроках). Это с детской точки зрения. Но мы с вами взрослые люди и понимаем, что тащить проблему во взрослую жизнь не стоит.

        Начинать устранять заикание нужно как можно раньше. Со временем у ребенка выработаются устойчивые телесные и психические навыки и стереотипы. И в дальнейшем они будут держаться за своего обладателя все крепче, не давая избавиться ни от себя, ни от заикания.

        Избавляться от детского заикания будем по-детски — ИГРАЯ.
        Играйте со своим ребенком в принцев и принцесс, секретных агентов или любые другие ролевые игры – во всё, что может заинтересовать Вашего ребенка. Для малыша это будут игры, мы с вами понимаем, что выполняем с ребенком очень полезные УПРАЖНЕНИЯ.

        Цель у всех этих игр одна – помочь ребенку «подружиться» с красивой осанкой, правильным дыханием и голосообразованием, артикуляцией и дикцией. Вы хотите, чтобы Ваши дети хорошо говорили – без этих «друзей» не обойтись.

        Есть два условия.

        1. Вместе с ребенком все упражнения делаете и вы.

        2. Все упражнения обязательны.

        Только тогда можно будет рассчитывать на отличный результат.

        Вот некоторые на каждый день.

        1.
        Упражнение «Кукла». Основная цель упражнения – научиться чувствовать свое тело, управлять отдельными мышцами. Попросите своего ребенка повторять за Вами все движения. Не забывайте озвучивать каждое движение вслух. Само это упражнение может стать очень интересной игрой для детей.

        Встаньте прямо. Ноги на ширине плеч. Ступни слегка направлены вовнутрь (косолапы). Руки опущены вдоль туловища. Представьте, что Вы – кукла, и к Вашим локтям, запястьям, кончикам пальцев и к макушке головы привязаны веревочки, а кукловоду достаточно потянуть за какую-то веревочку и
        Ваши руки начнут двигаться. Вот сейчас кукловод потянул за веревочку, привязанную к большому пальцу правой руки. Что произошло? Ваш большой палец потянулся за веревочкой вверх. Обращайте, пожалуйста, внимание на другие пальцы. Они должны оставаться неподвижными. Повторите это движение с остальными
        пальцами правой и левой руки. Пусть кукловод подергает за веревочки, привязанные к запястьям и локтям. Важно, чтобы поднимались те части руки, к которым привязаны веревочки, и за которые Вас тянут вверх, а остальные части оставались полностью расслабленными.

        Освоили? Тогда приступаем к основной части.

        Кукловод начинает тянуть вверх за веревочки, привязанные к локтям. Локти должны подняться почти до уровня плеч. Особое внимание обратите на то, чтобы плечи ни в коем случае не поднимались вверх. Они всегда должны быть максимально опущены вниз.

        Теперь кукловод тянет ваши руки вверх за запястные веревки.
        Тянитесь за веревками настолько, насколько можете. В самом верхнем положении кукловод переключается на веревочки, привязанные к Вашим пальцам. Тянитесь, тянитесь, тя-ни-тееее-сь…

        И вот кукловод обрезает веревочки, привязанные к пальцам. Веревочки на запястьях пока что держат Ваши руки.

        Обрезаются веревки, держащие Ваши запястья… локти…

        Обязательно сосредоточьтесь на расслаблении, наступившем в результате этого упражнения. Запомните это состояние.

        Повторите упражнение еще два раза. Постарайтесь делать его вместе с детьми каждый день хотя бы по несколько раз.

        2.
        Оставайтесь в этом же положении. Пусть Ваша голова спокойно упадет вперед на грудь от 1-го позвонка к седьмому. Теперь на протяжении всего упражнения голова должна оставаться в таком положении. Сейчас
        ребенку понадобится Ваша помощь. От седьмого позвонка к последующим будем наклонять тело вперед (сгибаться). Прикасайтесь к каждому последующему позвонку ребенка и просите его сгибать только ту часть тела, которая находится выше этого позвонка. Если в самом нижнем положении тяжело сгибаться, чуть-чуть согните колени. Тело полностью согнулось? Отлично. В этом положении поднимите голову вверх. Почувствуйте, как напряглись мышцы шеи. Обратите внимание ребенка на это мышечное напряжение. Теперь перестаньте удерживать голову. Пусть она спокойно упадет вниз. Чувствуете легкость? Повторите это движение несколько раз.

        Ну, что ж. Теперь начнем выпрямляться. Выполняем все в обратном порядке. Фиксируйте ребенка на каждом позвонке, от которого мы поднимаем туловище. Доходим до седьмого позвонка. Это — то положение, с которого мы начинали. Голова по-прежнему наклонена вперед. Поднимаем вверх плечи как можно выше. Отводим их назад, расширяя грудную клетку и слегка подтягивая низ живота.
        Опускаем плечи вниз. А теперь от седьмого позвонка к первому поднимаем голову. Складываем позвонки как кубики один на другой. Обратите внимание на то, куда направлен Ваш взгляд. Если Вы смотрите прямо перед собой, значит, голову вы подняли правильно. Если взгляд направлен вниз от линии горизонта, значит
        осталось напряжение в шее. Если смотрите вверх – голова запрокинута. Как Вы поняли, положение головы должно быть то, которое описано в первом случае.

        Запомните, пожалуйста, это положение своего тела. Попросите своего ребенка сделать тоже самое. Сейчас осанка выпрямлена и нет никаких мышечных зажимов. Выполнять это упражнение нужно как можно чаще, но не реже 10-ти раз в день.

        3.
        Встаньте спиной к стене. Плотно прижмите к ней пятки, икры, попу, лопатки. Плечи к стене прижимать не нужно. Тело должно принять положение, подобное тому, какое вы получили в результате выполнения второго упражнения. Задача упражнения – просто дышать, сосредоточив внимание на том, чтобы плечи во время вдоха не поднимались вверх. Таким образом вы самым естественным способом начнете вырабатывать у себя и своего ребенка диафрагмальное дыхание, которое иногда называют речевым. Время выполнения – 3
        минуты. Постепенно время нужно увеличить до 7-10 минут.

        4.
        Оставайтесь стоять, прижавшись спиной к стене. Скажите самым низким голосом слово ооойййй. Да Вы не ослышались. Именно вздохните. Еще раз. ОООООЙЙЙЙЙЙЙ. Обратите внимание, где находится звук в горле. В любом случае звук рождается где-то ниже гортани (кадыка). Сосредоточьтесь на том, чтобы не было никакого напряжения и грубости в голосе. Запоминайте положение, где рождается звук. А теперь оставляя голос в нижней части трахеи (район ключичной ямочки) переходим к следующему упражнению.

        5.
        Упражнение «Егорки». Прочтите вслух, удерживая голос в положении, достигнутом в предыдущем упражнении: «Как на горке, на пригорке жили тридцать три Егорки». Затем сделайте вдох и на выдохе начинайте считать; «Раз Егорка, два Егорка, три Егорка.»» и так далее. Запишите, скольких Егорок вы сможете сосчитать, Не спешите. Считайте в нормальном темпе, четко проговаривая каждое слово. Упражнение нужно проделать 2-3 раза. Запишите результаты в дневник и с помощью ежедневных тренировок постарайтесь достичь максимального их количества.

        Для начала этого хватит. Больше читайте вслух вместе с детьми.
        Понятно, что большую часть должны читать именно они.

        Рекомендую. Перед тем, как приступить к чтению, хотя бы по одному разу выполните упражнения 1-4.

        До скорых встреч на страницах моей лаборатории.

        Коуч, консультант по вопросам преодоления заикания.

        www.b17.ru