Заикание лечение током

Сто причин избавиться от заикания и неадекватности в речи

Ломаная речь = ломаная жизнь

В настоящее время есть целая сеть специалистов-психологов. Целью и задачей которых является научить людей самообману (шизо). Отравить человеческое сознание ложью. Заставить людей неадекватно воспринимать себя и окружающий вокруг мир. Ранее этим занимались религиозные институты. Теперь подключен и социальный институт профессиональной лжи — психология. Но чем она занимается, помогает ли она людям или лишает их последних остатков здравого восприятия? Давайте разберемся в фактах реально. И заикание и заикающиеся — один из классов людей, которые наиболее активно подвергаются психологической обработке.

Психологи утешают, заставляют взглянуть на реально существующую проблему, которую надо реально решать, под углом «а не все так страшно». Что только усугубляет и отсрачивает её решение. Заставляет ступор усиливаться, а жизнь заикой растягивается на многие годы, ломая напрочь всю жизнь. И что же за реальные проблемы у заикающихся, которые и надо решить по-любому.

Итак, вот чем лживо «утешают» психологи, обрекая человека на пожизненные страхи, неврозы, депресии и. наконец реальное шизо. Провоцируемое заиканием. И чем опасен отказ от объективной реальности. Вот причины, приняв которые как есть, вы примете верное решение далее не прятаться от реальной проблемы заикания, а решить её самостоятельно раз и навсегда. Обучившись говорить самостоятельно, применив метод самостоятельной постановки речи с нуля Снежко Р.А. В противном случае остаток дней вам суждено жить неполноценными людьми, и часто не только вам, но и вашим детям и следовательно детям их детей:

2. Заикание возникает от волнения и усиливается стрессом. Виноваты в вашем заикании люди, ситуации и прочее, вызывающее у вас стресс, а не вы сами. То есть короче говоря, вас убеждают, что виноваты в вашем неумении говорить все, только не вы сами. Заставляют вас поверить в то, что вы больны и при том неизлечимо. Заставляют вас откровенно требовать от людей снисходительного отношения и жалости к вам, как к инвалиду. Таким образом, принять добровольно и унизительно снисходительно-жалостливое отношение окружающих.

3. Вы нервно-психически больной инвалид. И вся ваша жизнь должна быть подчинена этому правилу. Вот что вас заставляют принять добровольно! Вам внушают, что вы должны подстраиваться под заикание, смириться и учиться навсегда привыкнуть к нему. Принять как закон, что вы неполноценны и второсортны для всех нормальных людей. Вы даже не годитесь для армии. то есть реально ненормальные. Но вас заставляют радоваться вашей неполноценности, извлекать из неё «выгоду». Но получая эту дешевую выгоду, навсегда лишиться полноценного бытия.

4. Заикание передается по генам, утверждают психологи. Таким образом, закрепляют за заикающимися статус окончательно неполноценных мутантов.

5. Неумение общаться делает из любого, даже не заикающегося посмешище. Заикающиеся не только не умеют общаться, они реально не обучены говорить правильно. Что и вызывает у людей неприятное смущение, подобно слушанию игры фальшивого музыканта. Это очевидно при общении с любым заикающимся и не надо умалчивать этот факт. Который нагляден любому, при любом контакте с заикающимся, все им пытаются помочь говорить. «Перейти» сложное слово, договаривая за заику, словно старика переводят по переходу.

6. Дети, слушая ступорную речь своих близких, часто начинают бессознательно подражать такой гротескной речи. Чем обрекают себя так же на ступор и постепенно скатываются до полноценного заикания с помощью логопедов. Которые начинают «обучать речи», акцентируют речь на согласные, подключают лишние органы тела в «помощь» речи, чем усиливают и закрепляют ступор. Потому дети и окружение заикающегося всегда под опасностью перенять речь заики и закрепить ступор у логопедов.

7. Вы не можете полноценно общаться. ЭТО ФАКТ! И следовательно полноценно и адекватно вести себя в социуме, а это значит вы всегда второй сорт. Вам всегда предпочтут нормального человека. А если выберут вас, то из жалости или из иных связанных именно с вашим неполноценным состоянием. Хотя и будут говорить, что это «не имеет значения». Вас заставляют поверить, что это так, но это ложь.

8. Вы постоянно испытываете чувство повышенного стресса, невроза, так как нестабильность в речи ведет к нестабильности ваших мышления и действий. Неполноценной передачи информации в ваш мозг. Постоянно возникает стремление изолировать себя от общества. Невроз постепенно перерастает в реальные формы хронической депрессии и при длительном лечении заикания препаратами или током даже к шизофрении.

9. Вас постоянно лечат. все кому не лень, сами не зная от чего. Из вас делают подопытных кроликов за ваши же деньги. Заставляют принимать как психобольных антидепрессанты, прочую химию, что разлагает ваши органы и воздействует на мозг. Безвозвратно отравляя и калеча нейроны. Часто подвергают «лечению» током, после чего мозг совсем перестает полноценно функционировать. Но вас убеждают, что именно вы виноваты в ухудшениях вашего самочувствия. А не те, кто лечат вас. Сами не скрывая, что не знают от чего конкретно.

10. Вы постоянно подвергаетесь разводкам шарлатанов, лечащих заикание (колдунов, гипнотизеров, экстрасенсов, бабок и проч.), которое болезнь неизлечимая с их же слов. Потому что в реальности действительно никак невозможно вылечить приобретенный речевой навык. Вас лживо заставляют поверить в чудо, что оно возможно. Вам внушают и заставляют верить в то, что таки средство лечения заикания будет изобретено, что вам помогут тайные силы и прочая воображаемо-шизофреничная дурь. И у них есть средство. Оно многим помогло, якобы. Но вам чудесно исцелевших не показывают, а заставляют уверовать наслово. Понимая, что деваться вам все равно некуда. И вам предлагают испытывать на себе одно лечение нелепее и опаснее другого. Превращая вас в подопытных крыс, и при ухудшении вашего самочувствия, вас опять убеждают, что вы сами в этом виновны. Хотя как может быть виновен больной в действиях врача, если он лишь принимал лекарства, выполнял врачебные предписания и ничего более? И вы покорно и с благодарностью принимаете свою виновность. И конечно, вас просто бросают в вашем ухудшевшимся состоянии, констатируя вашу неизлечимость и вечную неполноценность на голову. От вас просто отказываются, как от использованных лабораторных животных.

11. С каждым неудачным лечением, а оно и не могло быть удачным. Но вы же об этом не знаете, считая, что больны реально. Вы впадаете в депрессию и апатию, невроз и безнадегу. Закрепляя в себе мысль, что вы реально неполноценный урод. Часто после таких лечений возникают суицидные мысли, оборвать свою реальную жизнь. Потому что с каждым лечением у вас отнимается последняя надежда и тает, тает, тает. и вот вы уже приняли окончательно, что вы ненормальный. Что ломает вас полностью, как полноценную личность и заставляет принять вас то, что и ваши дети тоже закономерно будут такими.

12. Вы идете к логопедам за помощью, но не понимаете что кроется за такими посещениями. Логопеды за одно с врачами. Они исходят из того, что вы неизлечимо больны заиканием. Они не знают, что вы нормальный человек, но ставший жертвой неверных тренировок. Вас начали с раннего бессознательного детства неестественно тренировать речевому навыку. Чем и спровоцировали появление ступоров в речевом аппарате. Раннее чтение и письмо, скоростное чтение, скоростная нечленораздельная или ступорная речь родителей или учителей — вот основные опасности для развития речевых навыков ребенка. Считая вас больными, логопеды заставляют вас через силу преодолевать непреодолимый никакой силой по умолчанию ступор. Вдохновляют и укрепляют ваши неестественные привычки. Акцентированно произносить согласные звуки и слоги, или вообще говорить слова без пауз. Внушают шизо-идею, что письмо строго соответствует речи вслух. Чем ещё более натренировывают ступор и навыки бесполезной борьбы с ним. То есть с каждой такой тренировкой речи закрепляют неестественно-ступорный речевой навык. И отдаляют от естественно-природного навыка, присущего всем нормальным людям. Заставляют помогать речи дыханием, отбиванием ритма руками и иными частями тела, слушать свою внешнюю речь. Чем только усиливают ступор, уводят ваше внимание от естественной речи, делая её бесконтрольной и хаотичной. Заставляют вас поверить в то, что речь сама по себе должна говориться, а не вы сами говорите своей речью. Переворачивая в вашей голове все «шиворот-навыворот». И вы начинаете видеть мир искаженно-шизофренично. Что ещё больше развивает невроз и безнадегу. Учат подменять слова, что делает их абсолютно непроизносимыми, убегать от них. Вместо того, чтоб верно научиться их произносить. Такое неестественное шизо-мышление и заступоренное тренировками тело приводит к полному разладу, вызывая развитие хронического невроза. А за тем и настоящего хронического шизо-комплекса.

www.medicinform.net

Форум о заикании

Stuttering — Независимый сайт о заикании

Ударить себя током

Описание: Обсуждение различных методик лечения заикания.
Общение с представителями и авторами методик.
Модераторы: Inkognito, Skif

Всем доброго времени суток!

Какие методы я только не пробовал. молчал, делал дыхательную гимнастику, пел, читал. НО для меня, все безрезультатно. В общем пришла мне в голову мыслишка. Ударить себя током, да да, током. И нет нет я не больной. Просто отчаявшийся заика. Когда попробовал многие методики хочется хоть за что-то зацепиться. За любую возможность перестать заикаться. Читал что в армии так лечили. И еще один метод, не менее больной, это удариться головой об стенку На сколько я знаю, наш мозг находится в возбужденном состоянии. И может быть сильный удар левого полушария поможет как-нибудь перевозбудить или отвозбуждить что-ли. Ну и напоследок самый безболезненный способ. Испугать себя снова, как там говорилось ? Клин Клином ?

Внимание! Данный метод может вам нанести непоправимый вред. Я никому не советую и тем более не принуждаю к таким методам! Тему создал исключительно ради обсуждения!

Как вариант ударить себя током — есть советский фильм «Противостояние», практически учебное пособие, там есть всё что нужно. Но нужен помощник.
Есть и другой вариант (PRO двинутый), где и делать-то ничего не надо, а только попасть под удар молнии!
После этого, как минимум, гарантировано ослабевание нейронных связей, а также возможно уничтожение
( выгорание) самих связей, если повезёт паразитных, и как следствие приобретение сверхспособностей.
Ну а не повезёт — повезёт другим.)

Добавлено спустя 1 час 52 минуты:
Секретов нету.
Фильм смотрел 20 лет назад, так что увы и ах! серию не помню, но предполагаю что это в конце всей эпопеи, когда Кротов рассказывал сотрудникам КГБ своё пребывание у немцев.

Мыслишка сама по себе неплохая. Если не считать того, что за ней стоит поиск лазейки. Желание найти простое решение сложной проблемы…
Детство. Взрослый за-заика – он иногда как ребенок. Только с большим х…

Проясним ситуацию по поводу видеоролика из фильма «Противостояние». Сразу скажу, что он вводит людей в заблуждение. «Лечить» подобным образом можно. Только «вылечить» нельзя.
Вот отрывок из одноименной книги:
«Кротов тренировал себя день и ночь: «Милинко, Милинко, Гриша, Милинко, Милинко, Гриша…» Спасибо, тиф выручил, сначала-то в горячке он на Милинко не откликался, а потом вспомнил уроки спецгоспиталя в Шварцвальде, где его от дефекта лечили, чтобы приметы не было, заикания: «Спокойно, герр Кротов, все хорошо, слова надо петь, зачем торопиться их произносить? Слово так прекрасно, им надо любоваться прежде, чем произнести». Сначала-то пел, а как не получалось петь, так на кресло сажали, велели говорить, и если начинал челюстью трясти, ток включали, рассчитали, на каких буквах заикается, тогда и включали, все тело сводит, криком кричи, но говори так, как надо, добились, вот ведь говорю, не заикаюсь…»

Из данного текста понятно, что будущему агенту Кроту показали направление внутри себя, в котором ему следует двигаться. Это стремление к замедленной, растянутой, певческой речи. И если он отступал от этих нормативов, начинал напрягаться, дергаться и суетиться, его с помощью кнута возвращали на оптимальный путь. Кнутом являлся слабый электрический ток.
В фильме ничего подобного не говорится. А это принципиально важно.

Стоит также обратить внимание на принцип речевого удовольствия, которым пользовались немцы — «слово так прекрасно, им надо любоваться прежде, чем произнести». Он входит в шестерку базовых принципов, которыми нужно овладеть для освобождения себя и своей речи…

stuttering.su

Способ коррекции речи при заикании

Изобретение относится к медицине, физиотерапии. Проводят логопедические занятия, психотерапию, медикаментозную терапию. Осуществляют воздействие на пациента путем проведения транскраниальной микрополяризации. Сила тока 0,8-1,5 мА. Время воздействия 25-30 мин. Способ увеличивает сроки ремиссии.

Изобретение относится к медицине, точнее к неврологии, и может найти применение при лечении нарушений речи различной этиологии.

Заикание — нарушение речи судорожного характера, широко распространенное во всех странах мира среди детей и взрослых. На протяжении многовековой истории изучения и лечения заикания представители различных школ и направлений высказывают различные мнения об этиологии и патогенезе данного нарушения речи. В качестве этиологических факторов большинством авторов признаются наследственно-конституциональный и экзогенноорганический. Оба этиологических фактора обуславливают только предрасположенность к заиканию. Нередко основой предрасположенности к заиканию является совокупность двух указанных факторов. Непосредственной причиной заикания является дисгармоническое развитие речевой системы на определенных этапах онтогенеза, соматогенные или психогенные факторы. Исходя из концепции, трактующей заикание как преходящее функциональное нарушение ЦНС, многие авторы рассматривают эту форму нарушения речи в качестве варианта невроза — логоневроз.

Если этиология заикания в настоящее время известна, то патогенез (конкретные церебральные механизмы речевых судорог) в настоящее время еще не изучен. В частности, не выяснено: морфофункциональная недостаточность каких именно церебральных структур находится в основе нарушения речи судорожного характера. Несомненным является то, что заикание не ограничивается речедвигательными нарушениями, но, как правило, развивается на фоне уже имеющихся эмоционально-вегетативных дисфункций и часто приводит к формированию вторичных психогенных расстройств. Исходя из этого большинство компетентных специалистов высказывается в пользу комплексного подхода, учитывающего особенности личности и характер сопутствующих невротических и резидуально-органических синдромов.

Наиболее широко распространенным видом коррекции речи при заикании в условиях амбулаторной помощи остается традиционный логопедический метод, представляющий собой совокупность речевых упражнений, ориентированных на перевоспитание нарушений речи [1]. Логопедические занятия включает в себя упражнения, направленные на ритмизацию речи, замедление темпа речи, нормализацию речевого дыхания, релаксацию артикуляционной мускулатуры, выработку выразительных речевых интонаций.

На начальных этапах логопедической коррекции для уменьшения речевых судорог отрабатывают стереотип ритмизированной речи, одновременно проводят нормализацию речевого дыхания. После выработки ритмизированной речи проводят упражнения на релаксацию патологически напряженных мышц. Затем, по мере усвоения больными приемов произвольной и автоматизированной релаксации речевой мускулатуры, производят постепенный переход к свободной речи. В этот период совершенствуют навыки выразительной интонации. Занятия проводят индивидуально и в группе, как правило, 2-3 раза в неделю по 1,5-2 часа, общей продолжительностью 2-8 месяцев.

Основным недостатком этого способа является отсутствие психотерапевтической помощи больным, что служит причиной частых рецидивов заикания [1].

Известен способ коррекции речи при заикании [2], заключающийся в проведении курса лечебных сеансов ритмизированной речи с частотой, определяемой на основе анализа ЭЭГ конкретного больного. Предварительно в ЭЭГ выделяют зоны ризидуальных поражений речевых и связанных с ними структур, определяют основную или краткую ей частоту связи между пораженными и сохранными структурами и принимают ее за рабочую. На ее основе формируют звуковые и световые импульсы, которыми воздействуют на больного во время проведения сеанса логопедической коррекции. Лечение подкрепляется психоформакологическими средствами (дыхательный аналептик — этимизол) до и во время лечения и суггесивной психотерапией. Такие лечебные сеансы проводят в виде групповых и индивидуальных занятий не реже 3 раз по 2-4 часа каждый общей длительность 20-25 сеансов. Такой способ лечения позволяет получить положительный лечебный эффект в 90% случаев. Недостатками этого метода являются необходимость длительного (после завершения курса лечения) общения исключительно при помощи ритмизированной речи, которая крайне неестественна и часто вызывает нежелательную реакцию со стороны окружающих. Самостоятельный переход больного на обычную форму речи нередко может приводить к рецидиву заикания [2].

Наиболее близким к предлагаемому является способ лечения заикания по методическим рекомендациям, утвержденным МЗ СССР в 1980 году [3]. Этот способ взят нами в качестве прототипа. Он состоит из 4 этапов лечения, общей продолжительностью 2 месяца.

Первый, подготовительный, этап ставит целью адаптацию больных к условиям стационара и проведение клинического и лабораторного обследования для определения нозологической формы психопатологических нарушений, в соответствии с которой формируются группы.

Во время второго этапа — активной терапии — начинают комплексное лечение заикания путем логокоррекции, психотерапии, фармакотерапии и физиотерапии.

Фармакотерапию осуществляют дифференцированно, в соответствии с определенной на I этапе нозологической формой сопутствующих заиканию расстройств, назначая при этом седативные препараты, и/или дегидратационные средства, и/или нейролептики, и/или антидепрессанты и всем больным витамины группы B.

Физиотерапия включает одну из обычных физиотерапевтических процедур.

Психотерапия состоит из индивидуальных (4 раза в неделю по 1-1,5 часа) и групповых (2 раза в неделю по 2 часа) занятий, направленных на формирование у больного чувства уверенности в способности говорить правильно. Предпочтительным на этом этапе является использование рациональной психотерапии (разъяснение патогенеза заикания и механизмов логокоррекции в доступной форме), аутогенной тренировки (обучение больного управлению психоэмоциональными состояниями), прямого и косвенного внушения.

Логокоррекция состоит в проведении постепенно усложняющихся тренировок речи в виде 20 индивидуальных и 20 групповых занятий продолжительностью 1,5 часа.

На третьем этапе — активных тренировок — под руководством психотерапевтов и логопедов проводятся речевые тренировки за пределами стационара. Логопедические занятия в это время посвящены совершенствованию и закреплению навыков свободной диалогической речи в реальной ситуации — разговоры по телефону, с прохожим на улице, в магазине, на почте и т.д.

Четвертый этап содержит наиболее сложную речевую нагрузку — индивидуальные и коллективные выступления перед аудиторией. Психотерапия построена на совершенствовании навыков аутогенной тренировки. Логопедические занятия посвящены разучиванию сложных текстов, стихов и песен. Речевая нагрузка при этом не превышает возможности больного.

Этот способ обеспечивает формирование свободной речи и реабилитации больных в течение 2 месяцев. Недостатком этого способа лечения заикания является неустойчивость полученных лечебно-коррекционных результатов [1, 2]. При повторных обследованиях через 1,5-2 года не более чем в 54% случаев наблюдается удерживание ремиссии (30% случаев) или незначительное ухудшение состояния речи (24% больных). В 26% случаев отмечается значительное ухудшение речи, требующее повторного лечения, и не менее чем у 20% больных, получивших комплексное лечение, отмечается полный рецидив либо дальнейшее усугубление заикания. При этом у 10% всех заикающихся рецидив наблюдается уже через 2-4 месяца после завершения курса комплексного лечения [2, 4].

Технический результат настоящего изобретения состоит в снижении числа рецидивов за счет дополнительного проведения транскраниальной микрополяризации (ТКМП).

Этот результат достигается тем, что логопедические занятия, психотерапию и фармакотерапию дополняют транскраниальной микрополяризацией (ТКМП) силой тока 0,8-1,5 мА посредством 4 электродов, которые накладывают — один катод на правую область лба, соответствующую проекции орбитальной коры лобной доли, другой — на лобно-височную область правого полушария, соответствующую проекции нижней 1/3 прецентральной извилины, а аноды — один на область правого сосцевидного отростка, другой на область лба, соответствующую проекции коры левой лобной доли, причем такие микрополяризации проводят сеансами по 25-30 минут каждый, через 1-2 дня в течение 25-30 дней.

Занимаясь длительное время практической деятельностью по диагностике и коррекции различных нарушений речи, а также на основании изучения особенностей кортикальной активности по данным компьютерных методов анализа фоновой ЭЭГ у больных с различными нозологическими формами нарушения речи (алалии, дисграфии, дизартрии, дисграфии) мы обнаружили, что у больных заиканием отмечаются специфические изменения рельефа функциональной активности коры мозга. На основании корреляционно-когерентного анализа фоновой ЭЭГ у больных заиканием нами было выявлено патологическое повышение активности лобно-височной коры левого полушария (область нижней 1/3 прецентральной извилины — зона Брока). Отмеченное у них патологическое повышение активности лобно-височной коры левого полушария, согласно нашим наблюдениям, сопровождалось снижением функционального тонуса лобно-височной коры правого полушария и лобных областей коры обоих полушарий. Сопоставление данных ЭЭГ с клиническими проявлениями судорожных нарушений речи позволило выявить прямую зависимость между уровнем левосторонней межполушарной асимметрии активности лобно-височных отделов коры и выраженностью речевых судорог. Степень функциональной недостаточности лобных отделов коры левого полушария соотносилась с выраженностью вторичных невротических нарушений — тревожностью, эмоциональной неуравновешенностью и страхом речи. Гипоактивность лобной коры правого полушария, как правило, была сопряжена с нарушением темпа речи, речевой интонации (выразительности речи), повышенной двигательной возбудимостью. Основываясь на этих наблюдениях, мы предположили, что нормализация рельефа активности коры мозга посредством активации функционально ослабленных структур мозга у больных заиканием может облегчить реализацию собственных компенсаторных механизмов мозга и, таким образом, способствовать редукции заикания и вторичных невротических расстройств.

Для восстановления функции инактивированных отделов коры мы выбрали транскраниальную микрополяризацию. Метод транскраниальной микрополяризации в настоящее время используется в клинике для лечения и реабилитации детей, страдающих олигофренией, задержками психического развития и детским церебральным параличем. Этот метод при указанной патологии позволяет осуществлять коррекцию поведения, эмоциональных нарушений, внимания, памяти, двигательных расстройств [5] . В основе психокоррекционного эффекта данного метода лежит устойчивая локальная активация поляризуемых структур коры, функция которых ранее была нарушена вследствие влияния перинатальных экзогенно-органических факторов. В литературе отсутствуют указания на наличие у данного метода противопоказаний и побочных эффектов.

Мы попробовали применить транскраниальные микрополяризации (ТКМП) у детей, страдающих заиканием в составе комплексной терапии, а именно в комбинации с психотерапией, логопедическими занятиями и фармакотерапией.

Оказалось, что проведение ТКМП положительно влияет на редукцию речевых судорог, понижает тревожность и страхи, что благоприятно сказывается на результатах лечения.

Поляризация правой лобной области, соответствующей проекции орбитальной коры правого полушария, как нами показано, стабилизирует эмоциональный фон, снижает состояние тревоги и страха и тем самым приводит к ослаблению речевых судорог, зависящих от эмоциональной насыщенности речи.

Поляризация правого лобно-височного отдела, соответствующего проекции нижней 1/3 прецентральной извилины вызывает реципрокное торможение контрлатеральных структур — зоны Брока, характеризующейся повышенной активностью у больных заиканием. Это предотвращает возникновение речевых судорог, нормализует темп речи, повышает ее выразительность.

Поляризация левой лобной области, соответствующей проекции конвекситальной поверхности префронтальной коры, как нами отмечено, облегчает артикуляцию, повышает речевую активность, уменьшает страх речи, обеспечивая тем самым быстрое формирование свободной слитной речи. Кроме того, поляризация этой области, согласно данным ЭЭГ, обеспечивает повышение порога судорожной готовности при наличии органического поражения мозга.

Проведение ТКМП силой тока 0,8-1,5 мА, как нами показано при лечении больных, обеспечивает мягкую активацию поляризуемых нами отделов коры мозга, не вызывая побочных реакций. Сила тока менее 0,8 мА не обеспечивала в наших исследованиях устойчивости активации, сила же тока выше 1,5 мА вызывает раздражение кожных покровов при наложении электродов.

Для выполнения микрополяризации целесообразно использование серебряных электродов округлой формы диаметром 2,0-2,2 мм. Как показали наши исследования, наложение электродов для обеспечения предлагаемой нами схемы полязации следующее. Катоды: один — на правую половину передней области лба, соответствующей проекции орбитальной коры, другой — на правый лобно-височный отдел, соответствующий нижней 1/3 прецентральной извилины. Аноды: один (индиферентный электрод) — на область правого сосцевидного отростка, другой — на область лба, соответствующую проекции конвекситальной поверхности лобной коры.

Режимы выполнения ТКМП найдены нами опытным путем. Длительность ТКМП составляет 25-30 минут за 1 сеанс с интервалом между ними 1-2 дня. Оптимальная продолжительность курса лечения, как нами показано, составляет 25-30 дней. Большая продолжительность может приводить к состоянию перевозбуждения.

Сущность способа заключается в следующем. В первые 3 дня больным проводят клиническое и лабораторное обследование с целью диагностики нозологической формы нервнопсихического расстройства, сопутствующего заиканию. За время обследования больной адаптируется к условиям клиники.

Лечение включает логопедические занятия, психотерапию, фармакотерапию и транскраниальные микрополяризации.

Логокоррекционные занятия проводят в первую половину дня после проведения сеанса психотерапии, обеспечивающей психоэмоциональное состояние, оптимальное для логопедических занятий. Схема проведения логокоррекционных занятий следующая. На протяжении всего курса проводят индивидуальные занятия (6 раз в неделю по 1,5 часа) и групповые занятия (такой же кратности и продолжительности). Логокоррекционная работа подразделяется на 4 этапа.

На 1 этапе, подготовительном, продолжительностью 5-7 дней проводится логопедическое обследование больных, выявляются индивидуальные особенности речевых расстройств. Для угашения патологических речевых стереотипов вводится режим сниженной речевой активности, проводятся пантомимические упражнения, способствующие двигательной и эмоциональной раскованности. Продолжительность этого этапа 5-7 дней.

На 2 этапе (5-7 дней) — формирование техники нормативной речи. В этот период проводят релаксацию упражнения для речевой мускулатуры, формируют ритмизированную речь, работу над речевым дыханием, мягкостью голосоподачи и слитностью голосоведения, четкость артикуляции гласных звуков.

3 этап (5-7 дней) — активных речевых тренировок. На этом этапе проводят формирование навыков организованной слитной флуентной речи на постепенно усложняющемся речевом материале. На групповых занятиях проводят сюжетно-ролевые игры, разыгрывают инсценировки. На индивидуальных занятиях используют проговаривание под метроном.

4 этап (5-7) — завершающий. На этом этапе закрепляются полученные ранее навыки, но основной его целью является снижение чувствительности к стрессовым ситуациям и меняющимся условиям речевой коммуникации. Основное внимание уделяется спонтанной эмоциональной речи, импровизации, функциональным тренировкам.

Психотерапия проводится по этапам, по продолжительности соответствующим этапам логокоррекционной работы. На всем протяжении курса проводят индивидуальные занятия (4 раза в неделю по 1,5 часа) и групповые занятия (2 раза в неделю по 2 часа).

На 1 этапе проводят мероприятия по адаптации к условиям клиники. Осуществляют психодиагностику личности, выявляют особенности сопутствующих психоневрологических расстройств. Формируют психотерапевтические группы нозологическим формам. На индивидуальных занятиях проводят динамическую психотерапию и начинают рациональную терапию, ориентированную на уменьшение страха речи. На групповых занятиях обучают доречевой коммуникации при помощи мимики и жестов.

2 этап. На индивидуальных занятиях с целью дальнейшего уменьшения страха речи расширяют диапазон приемов рациональной терапии. На групповых занятиях проводят обучению аутотренингу, ориентированному на произвольное управление эмоциональными состояниями и регуляции глобального мышечного тонуса, проводят упражнения на расслабление по контрасту с напряжением.

3 этап посвящен занятиям на автоматизацию сокращенных приемов эмоциональной и мышечной релаксации. Совместно с логопедом проводят речевые тренировки за пределами стационара, в реальной ситуации (магазинах, метро, почте и т.д.).

На 4 этапе проводят подготовку к индивидуальным и коллективным выступлениям перед многочисленной аудиторией. Индивидуальные и групповые занятия посвящены выработке способности перенесения навыков аутотренинга в ситуации, требующие повышенной речевой нагрузки.

Фармакотерапию проводят фенибутом [6] и корнем валерианы в таблетированной форме. Фенибут дают совместно с валерианой 2 раза в день, утром и вечером. Больным в возрасте до 10 лет назначают 0,125 г фенибута и 1 таблетку валерианы на прием. В 10 лет и старше — 0,25 фенибута и 2 таблетки валерианы на 1 прием. Транквилизаторы и нейролептики не применяют.

Традиционную физиотерапию не назначают.

ТКМП проводят во второй половине дня, что дает возможность повысить результативность логокоррекционных занятий.

Высокая эффективность комплексного лечения заикания с применением ТКМП нами подтверждается примерами.

Пример 1. Больной А. , 11 лет, поступил в клинику ЛОР НИИ 27.04.98 с диагнозом заикание тяжелой степени. Из анамнеза: Беременность у матери протекала без осложнений. Роды срочные. Психомоторное и физическое развитие без отклонений. Тетя и двоюродный брат по материнской линии страдают заиканием. Заикание началось в 3 года, период интенсивного развития речи. Началу заикания предшествовала очередная ссора между родителями, сопровождавшаяся бурным скандалом, которая, предпочтительно, послужила в качестве провоцирующего психогенного фактора. Нарушение речи носило волнообразный характер, как правило, усиливалось в осенний период, под влиянием психогенных факторов. Летом отмечалось незначительное улучшение. Неоднократное лечение у логопедов и неврологов значительного успеха не имело. Быстро наступали рецидивы. Заикание постепенно прогрессировало, вероятно, под влиянием формирующихся вторичных невротических расстройств. В течение первых 3 дней пребывания в институте было проведено клиническое, логопедическое и психологическое обследование, в результате которого было выявлено, что у больного заикание тяжелой степени тоно-клонического типа невротической формы, крайне затрудняющее речевую коммуникацию. Определяются генерализация речевых конвульсий на голосовую мускулатуру, выраженные сопутствующие движения, нарушения речевого дыхания, понижение спонтанной речевой активности. На основании клинико-психологического обследования выявлены черты сенситивности, импрессивности, чувство самонедостаточности, неуверенности в себе на фоне выраженной эмоционально-вегетативной лабильности. Констатировано наличие логофобии, представленной в качестве вторичной невротической реакции на тяжелое заикание. Микроочаговой (резидуально-органической) симптоматики не определяется.

Данные ЭЭГ: Десинхронный тип кривой. Во всех областях коры регистрируется уплощенная полиморфная активность преимущественно тета-диапазона. Альфа-ритм слабо выражен. Регионарные различия сглажены. По данным когерентного анализа в фоновой ЭЭГ отмечается ирритативная дисфункция моторной коры левого полушария и понижение функциональной активности контрлатеральных структур — сенсомоторной коры правого полушария.

Данные РЭГ: Нарушение кровообращения по дистоническому типу центрального генеза.

Клинический диагноз: Заикание тоно-клонического типа тяжелой степени. Вторичная невротическая реакция.

Назначено комплексное лечение, включающее логокоррекционные занятия, формакотерапию, психотерапию и транскраниальную микрополяризацию, которое начал получать с 4 дня пребывания в клинике.

Логокоррекционные занятия по выше указанной схеме: 2 занятия по 40 мин, в первой половине дня 6 раз в неделю.

Фармакотерапия: фенибут 0,25 2 раза после еды утром и вечером, экстракт валерианы 1 табл. 2 раза утром и вечером, в течение всего курса.

Психотерапия: сеансы индивидуальной психотерапии по 1,5 часа 4 раза в неделю и групповую терапию по 1,5 часа 2 раза в неделю.

Транскраниальная микрополяризация (ТКМП): 7 сеансов по 25 мин, с интервалом 1-2 дня. Время проведения — вторая половина дня. Области наложения электродов были следующие. Катод 1 накладывался на правую половину области лба, соответствующую зоне проекции орбитальной коры правого полушария, катод 2 — на правую лобно-височную область, соответствующую контралательной области коры зоны Брока, анод 1 — на область правого сосцевидного отростка, анод 2 — на левую лобную область, соответствующую конвекситальной поверхности лобной коры левого полушария.

В течение первой недели пребывания в клинике с больным было проведено 4 сеанса индивидуальной психотерапии и 2 сеанса групповой игровой психотерапии в первой половине дня, которые были ориентированы на уменьшение страха речи и выработку навыков саморегуляции состояний мышечной релаксации, элементы рациональной психотерапии с учетом психологических особенностей больного. Логокоррекционные занятия были направлены на коррекцию голосового дыхания и выработку мягкой голосоподачи. Фармакотерапия (фенибут и валериана) проводилась по той же схеме.

Первый сеанс ТКМП был проведен во вторую половину дня, силой тока, устанавливаемой по появлению ощущения «мурашек» и составило 0,8 мА. Процедуру больной перенес хорошо. Каких-либо неприятных чувств и ощущений не возникало. Сон был спокойный. В течение первой недели были проведены еще 2 сеанса ТКМП с интервалом 1 день при отсутствии побочных эффектов.

На 5 день после начала курса комплексного лечения стала ослабевать логофобия, улучшилось настроение, повысилась спонтанная речевая активность. Мальчик стал более общительным со сверстниками.

На второй неделе пребывания в клинике логокоррекционные занятия были посвящены отработке навыков речевой релаксации и формированию флуентной речи. При этом продолжались занятия по нормализации речевого дыхания и правильной голосоподаче. На занятиях психотерапии, индивидуальной и групповой, продолжали формирование навыков эмоциональной и мышечной релаксации, а также проводили рациональную терапию с целью восстановления чувства уверенности в себе и ликвидацию страха речи.

Сеансы ТКМП продолжили при том же режиме, постепенно повышая силу поляризующего тока до 1,0 мА. Побочных эффектов после проведения процедур не отмечали. Наблюдалась редукция невротических симптомов и улучшение параметров речи. На 10 день страх речи исчез полностью. Тогда же была констатирована нормализация эмоционально-вегетативной реактивности, значительное уменьшение сенситивности, импрессивности. У мальчика появилась бодрость, уверенность в своих силах, ослабло чувство самонедостаточности.

На третьей неделе пребывания в клинике логопедические занятия были ориентированы на формирование правильных речевых интонаций и совершенствование флуентной артикуляции в диалогической и монологической речи. На занятиях с психотерапевтом отрабатывали сокращение варианты эмоциональной и мышечной релаксации, проводились функциональные тренировки, ориентированные на диалогическую речь в реальных ситуациях. На 18 день пребывания в институте больной получил 7-й сеанс ТКМП.

На четвертой неделе психотерапевтические занятия были ориентированы на закрепление навыков свободной речи, правильной голосоподачи, нормального речевого дыхания, интонаций в условиях реальной, эмоционально насыщенной ситуации.

Явления заикания заметно уменьшились в конце первой недели курса лечения и далее постепенно ослабевали. Наиболее отчетливое уменьшение степени заикания было констатировано на 12-14 день: понизились интенсивность, распространенность, частота возникновения и продолжительность речевых конвульсий. К концу месячного пребывания в клинике, на 27-30 день у больного наблюдались лишь отдельные речевые запинки при высказываниях эмоционально значимого содержания. При этом вторичные невротические проявления (логофобия) отсутствовали.

По данным ЭЭГ отмечается положительная динамика — понижение возбудимости сенсомоторных областей коры левого полушария и повышение активности сенсомоторной коры правого полушария.

Данные РЭГ: улучшение показателей мозгового кровообращения — явление дистонии сосудов менее выражено.

В связи со значительным улучшением состояния больного курс лечения был завершен.

Был выписан на 27.05.97. Для контроля за состоянием больного после выписки родителям предложено поддерживать телефонную связь и через 1 год придти на контрольный осмотр.

С родителями больного поддерживалась телефонная связь: 1 раз в месяц проводилось интервирование родителей с целью оценки логопедического и психологического статуса больного.

Через 1 год осуществлена контрольная явка пациента в клинику. При осмотре констатирована устойчивость достигнутого лечебного результата: по-прежнему отмечаются лишь нечастые речевые запинки на высоте эмоциональной реакции. Больной продемонстрировал устойчивость ранее сформированных автоматизированных навыков произвольной регуляции речевой деятельности и контроля эмоциональных реакций. Данные ЭЭГ и РЭГ: диагностические параметры кортикальной активности и мозгового кровообращения соответствуют значениям, полученным при выписке из клиники.

Родителям предложено обраться в клинику в случае рецидива заикания. В течение 0,5 года обращения не последовало. Ремиссия составляет в настоящее время 1,5 года.

Пример 2. Больной Иван Р., 8 лет, поступил в клинику 26.05.96 с диагнозом: Заикание средней степени выраженности. Из анамнеза: Беременность у матери протекала с тяжелым токсикозом 2 половины беременности, мать находилась на сохранении, у ребенка асфиксия в родах. Наблюдался невропатологом по поводу перинатальной энцефалопатии, получал курсы соответствующего лечения. В роду заикания не выявлено. Мальчик начал заикаться с 3 лет без видимой внешней причины, на фоне начала развития фразовой речи. С рождения был эмоционально возбудимым, отмечалась повышенная двигательная активность. Психомоторное и физическое развитие в соответствии с возрастом. Заикание проявлялось волнообразно: обострения были, как правило, весной и на фоне соматической ослабленности (простудные заболевания).

При клиническом, логопедическом и психологическом обследовании выявлено следующее. Наличие заикания клонотонического типа (более выражен клонический компонент речевой судороги) средней степени тяжести, сопутствующие движения, нарушение речевого дыхания, ускорение темпа речи, нарушение произношения — невнятность вследствие вялой артикуляции. Заикание усиливается в состоянии возбуждения, в том числе при наличии положительно-эмоционального фона. Из поведенческих особенностей: повышенная двигательная активность, непоседливость, неустойчивость внимания, эмоциональная и вегетативная лабильность, преимущественно эйфорический эмоциональный фон. Речевой дефект игнорируется. Логофобии нет. Общий уровень интеллекта соответствует возрасту. При неврологическом обследовании выявляется микроочаговая симптоматика.

Данные ЭЭГ: умеренно выраженная диффузная дизритмия по органическому типу, признаки понижения порога судорожной готовности — в правых затылочно-теменных отделах регистрируются спонтанно возникающие пароксизмальные комплексы острая волна — медленная волна.

Данные РЭГ: нарушение мозгового кровообращения вследствие затруднения венозного оттока в вертебробазилярной системе.

Клинический диагноз: Заикание клоно-тонического типа средней тяжести. Неврозоподобная форма. Минимальная мозговая дисфункция.

С 4 дня пребывания в клинике получал комплексное лечение, включающее логокоррекционные занятия, фармакотерапию, психотерапию и транскраниальную микрополяризацию.

Логокоррекционные занятия по схеме, изложенной в примере 1.

Фармакотерапия: фенибут 0,125 2 раза в день, утром и вечером, экстракт валерианы 1 табл. 2 раза в день в течение курса.

Психотерапия по схеме, изложенной в примере 1.

Транскраниальная микрополяризация проводилась по схеме, изложенной в примере 1. Сила поляризующего тока в течение курса составила 0,8-1,0 мА. Процедуры ТКМП переносили хорошо. Побочных эффектов не было.

Отчетливое улучшение речи отмечалось на 7 день после начала курса комплексного лечения: уменьшились выраженность речевых судорог, их частота появления и продолжительность. На 27-30 день от начала курса заикание практически прекратилось. Нормализовался темп речи, значительно улучшилась артикуляция. Наблюдалось отчетливое улучшение показателей эмоционально-волевой сферы. Мальчик стал в целом более эмоционально зрелым, критичным. Внимание стало более устойчивым, высказывания — более последовательными, информационно насыщенными. Стабилизировался эмоционально-вегетативный фон. Уменьшилась двигательная гиперактивность.

По данным ЭЭГ 24.06.96 отмечена положительная динамика — редуцировались пароксизмальные комплексы, частота их появления отчетливо уменьшилась, активность сенсомоторной моторной коры левого полушария значительно понизилась, активность контрлатеральных структур коры повысилась.

Повторная РЭГ от 24.06.96: уменьшение явлений венозного застоя.

Выписан 25.06.96. Для осуществления контроля устойчивости достигнутых клинических результатов 1 раз в месяц с родителями проводилось интервирование по телефону по поводу логопедического и психологического статуса.

23.09.97 была осуществлена контрольная явка в клинику. Констатировано отсутствие рецидива заикания. Отмечаются редкие запинки. Со стороны эмоционально-волевой сферы негативной динамики также не определяется: основные параметры поведения соответствуют возрастной норме. Родителям предложено обратиться в клинику в случае рецидива заикания или возникновения поведенческих нарушений. Через 1 год мальчик был приглашен в клинику на контрольное обследование. При обследовании психологический и речевой статус без изменений. Ухудшения нет. Данные ЭЭГ и РЭГ в день обследования без перемен. Рекомендовано обратиться в клинику в случае возобновления заикания или возникновения поведенческих нарушений. В течение 1 года обращения не последовало. В настоящее время — 2,5 года без рецидива.

Этот способ разработан в клинике нарушений голоса и речи СПб НИИ ЛОР и прошел апробацию у 100 заикающихся в возрасте 6-16 лет с положительным результатом.

Данные катамнеза: за 1,5-2,5 года наблюдения рецидивы отсутствовали у 86 человек, частичное возобновление заикания — у 14 человек.

Предлагаемый способ по сравнению с известными имеет следующие преимущества.

1. Способ обеспечивает достаточно стойкую ремиссию — до 2,5 лет без рецидивов, у 86 человек из 100.

2. Наблюдается положительное воздействие на сопутствующую неврологическую симптоматику.

3. Происходит повышение порога судорожной готовности при наличии органического поражения мозга.

Использованная литература 1. Власова Н.А., Беккер К.П. / Монография/, М., 1983.

2. Лохов М.И. /Монография/, СПб, 1994.

3. Методические рекомендации Минздрав СССР по комплексному лечению заикания, М., 1980.

4. Киселева М.Г. /Монография/, М., 1967.

5. Пинчук Д.Ю. /Авторефер. докт. диссерт./, М., 1997.

6. Машковский М.Д. /Справочник/, М., 1992.

Способ коррекции речи при заикании, включающий логопедические занятия, психотерапию, фармакотерапию и физиотерапию, отличающийся тем, что в качестве физиотерапии используют транскраниальные микрополяризации силой тока 0,8 — 1,5 мА посредством четырех электродов, которые накладывают один катод — на правую область лба, соответствующую проекции орбитальной коры лобной доли, другой — на лобно-височную область правого полушария, соответствующую проекции 1/3 прецентральной извилины, а аноды — один на область правого сосцевидного отростка, другой — на область лба, соответствующую проекции конвекситальной коры левой лобной доли, причем такие микрополяризации проводят сеансами по 25 — 30 мин каждый через 1 — 2 дня в течение 25 — 30 дней.

www.findpatent.ru