Заикание методики

Методики коррекции заикания

Организацию помощи лицам с заиканием в системе просвещения и здравоохранения можно разделить на два этапа. Годом рождения логопедии в России можно считать 1933 г., когда Л.С. Выготский совместно с директором дефектологического института И.И. Данюшевским создали школу-клинику речи. Объектом исследования стали дети с нарушениями речи.

Приказом Минздрава №465 от 8-го апреля 1985 г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию логопедической помощи больным с нарушениями речи» определены направления развития специализированной помощи заикающимся людям. За последние годы в системе здравоохранения проводится интенсивная работа по улучшению логопедической помощи взрослым с различными формами заикания.

На сегодняшний день методы коррекции заикания можно разделить на две области:

  • — предлагаемая работа в системе просвещения;
  • — организация помощи в системе здравоохранения.

Как же нужно лечить заикание? Как не запутаться родителям заикающегося ребенка в многообразии предлагаемых способов исправить речь? Первое, что нужно сделать – записаться на прием и первичную консультацию к врачу-психотерапевту, но не к психологу или социальному педагогу!

За последнее десятилетие в лечении заикания общепризнанным и очень эффективным считается комплексный системный метод, где пересеклись и максимально используются возможности педагогики и огромный накопленный врачебный опыт лечения заикания.

Новый способ лечения заикания, разработанный в России, позволяет добиться восстановления речи в раннем дошкольном возрасте за три недели. Этот метод – комплексная работа врача-психотерапевта и опытного логопеда. Без приема серьезных лекарственных средств и госпитализации. Этот современный метод лечения заикания невозможен без сотрудничества с родителями заикающегося ребенка. Участие родителей позволяет гарантировать устойчивость результата.

Методики по заиканию для лечения взрослых будут зависеть от формы заикания; типа, стойкости и тяжести запинок. И начать лечение стоит с врача-психотерапевта. Не стоит приступать к ликвидации симптома отдельными упражнениями, которые широко рекламируются в интернете. Отдельные упражнения, вырванные из системы, могут привести к краткосрочному результату, но усугубить заикание в последующем. Стоит помнить: как ни разнообразны были бы методики лечения заикания, необходимо лечить человека, а не симптом! Всю комплексную систему реабилитации и восстановления речи определяет лечащий врач. При заикании это – врач-психотерапевт.

zaikanie.spb.ru

Авторская речевая методика Юлии Владиславовны Олейниковой по восстановлению голоса от заикания и голосовых дефектов

Я убираю заикание по СКАЙПУ! Логин Здоровый голос. Это открытие и большая помощь, людям из других городов.

Моя методика возвращает людям здоровый голос.
Это огромный труд и настоящее открытие в данной области.
Я готова делиться своими знаниями, но не отстаивать их.
Восстанавливаю голос, и это главное сегодня для меня и для людей,
которые, веря в себя и в мою методику, говорят свободно!
Юлия Владиславовна Олейникова

Данная методика называется «восстановление», потому, что заикание убираю в первый день, а потом восстанавливаю голос, учу жить на нём, учу разговаривать на новом, здоровом голосе!

В 2008 году выходит первая моя книга «Уроки речевого мастерства», в которой я начинаю говорить о голосе и предлагать читателям самостоятельно начать совершенствовать свой голосовой и речевой стиль. По этой книге преподают риторику, проводят тренинги, занимаются самостоятельно.

Для здорового голоса нужно правильное дыхание, владение опорным звуком и умение интонировать. На этих «трёк китах» и основывается моя методика. И главное доказательство её правильности — восстановление голоса от заикания, благодарности, а главное — заикание не возвращается, человек забывает про него. Но! У моей методики есть важный фундамент, на которых «стоят киты» — дисциплина!

С заиканием нельзя заигрывать, «уговаривать». Заикание убираю в первый час, а потому нужно учится жить на новом голосе — это и есть восстановление.

К этой книге прилагается аудио и видео курс, в котором поясняется, как делать упражнения, описанные в книге. Но натура человека такова, что, прочитав книгу, похвалив её, не каждый принимается за дело, критично оценив себя в зеркале. Поэтому я провожу тренинги, занятия, индивидуальные консультирования и рада, когда педагоги берут данную книгу как пособие для своего обучающего курса.

Восстановление голоса и освобождение от заикания – это намного сложнее, чем работа с голосовым и речевым стилем. Здесь очень много сил уходит на организацию человека, на формирование у него новых навыков, привычек, рефлексов. Все упражнения, вся обстановка на курсе основывается на работе с дыханием, опорным звуком и интонированием. Конечно, много психологических упражнений, речевых, физических. Идёт высокая эмоциональная нагрузка. Люди, не осуществляя никаких сложных физических упражнений, чувствуют усталость, как после трудного, но удачного рабочего дня.

Восстанавливаю голос от заикания с 2009 года. И с каждым обращением моя методика крепнет!

Раньше обращения были по рекомендациям, сегодня к нам приезжают из других городов, и мне помогает команда специалистов, которые под моим руководством дают людям то, зачем они пришли — голосовую силу! Заикание убираю, а потом подключаем работу в парах, в группах.

Итак, упражнения на дыхание, опорный звук и интонирование основываются на работе с телом и ориентированы на формирование новых жизненных установок.

Упражнения голосовые, речевые, вокальные, театральные, психологические выстроены в нужной для излечения последовательности. И за каждое предписание, за каждое упражнение я уверена и знаю, что через пять минут произойдёт — голос станет сильнее.

Занятия проходят в формате консультационной деятельности!

Обязательно, работая с голосом и дыханием, работаем с телом. Судороги на лице и теле уходят.

Что ещё в арсенале моей методики? Как бы я не хотела это говорить, – убеждение. Когда человек согласился лечить заикание, он принимает решение вступить на безвозвратный путь от своего старого голоса к новому – чистому, свежему, свободному. Мы побеждаем, когда на пятый день забываем старый голос. Но это тяжёлая победа. Для многих болезненная, – это стресс. Поэтому мои убеждения выглядят не в форме уговоров, а в формате тренинга, кто-то говорит, что я гипнотизирую, целительствую, влияю. Назвать можно как угодно этот процесс, ведь название зависит от жизненных верований ученика и его близких, но главное – я убеждаю и настойчиво веду своего ученика к новому родному, здоровому голосу! Сначала голос тихий, (он только что «родился»), но с каждым днём он становится сильнее и увереннее. Мне ученики рассказывают, что они сами умеют в дальнейшем поддерживать свой голос, и как им помогает голосовая гигиена не свернуть на старый рефлекс, потому что пока рефлекс будет сформирован окончательно, нужно научиться соблюдать правила нового голоса. Вот этому и учит моя методика – давать человеку долгожданную голосовую свободу!

Упражнения подбираются для каждого ученика.

Важное в данной методике – это научить ученика быть самостоятельным и соблюдать всю жизнь голосовую гигиену.

Голосовая гигиена подразумевает, что если человек не правильно дышит, не пользуется опорным звуком (говорит на связках), не умеет управлять своим голосом (отвергает интонирование), он будет ходить с «нечищеным, грязным» голосом.

Соблюдение голосовой гигиены – сто процентов даёт человеку голосовую свободу и силу! Чистоту звука! Я это гарантирую, и мои слова подтверждают сознательные читатели и мои ученики, которые говорят свободно и легко. Я им благодарна – значит, моя методика верна!

Моя методика возвращает людям здоровый голос! Это огромный труд и настоящее открытие в данной области. Готова делиться своими знаниями, но не отстаивать их. Восстанавливаю голос, и это главное сегодня для меня и для людей, которые. веря в себя и в мою методику, говорят свободно!

agora9.ru

Как лечить заикание: несколько способов восстановления темпа речи

Заикание – это нарушение темпо-ритмической стороны речи, поэтому многие логопеды начинают работать, прежде всего, над восстановлением дыхания. Однако причин появления судорог может быть несколько, это зависит от формы заикания (неврозоподобная или невротическая). Выбор метода коррекции заикания осуществляют родственники больного, но перед тем как приступить к лечению заикания, ему необходимо пройти комплексное обследование. Оно включает психолого-педагогическое, медицинское и логопедическое изучение заикающегося.

О причинах заикания у детей читайте здесь.

Этапы обследования

Перед самим лечением заикания у детей на первом этапе обследования производится сбор анамнестических данных, было ли заикание у родственников, по какой линии, темп речи родственников, протекание беременности и родов, были ли органические нарушения, соматические заболевания, сон ребенка, обстановка в семье, контактный ли ребенок, спокойный или беспокойный? На втором этапе ребенок проходит обследование у невролога, который изучает общую моторику.

На третьем этапе обследование проводят психолог и логопед, выявляя черты характера ребенка: капризный, уравновешенный, подвижный, замедленный, тревожный, слезливый, раздражительный, пугливый. Каков характер игры, склонность к определенным играм, проявляется ли заикание в игре наедине с собой и со сверстниками. Изменилось ли поведение ребенка с момента появления, заикания, состояние сна, аппетита, настроения, появились ли капризы, энурезы, страхи, негативизм. Выясняется собственное отношение к дефекту и отношение семьи, наличие перегрузок, кругозор. Также изучается темп речи, тип голоса, особенности дыхания, выраженность заикания в разных видах речи (сопряженной, отраженной, шепотной, в автоматизированных рядах, при чтении стихов, прозы, в вопросно-ответной речи, в рассказе на заданную тему, при пересказе прочитанного, в спонтанной речи). Изучаются тип и локализация судорог, наличие трудных звуков, речевых уловок, эмболофразии, наличие насильственных содружественных движений при заикании, факторы, усиливающие и улучшающие заикание, логофобии, периоды без заикания, их регулярность и продолжительность, типы течения заикания.

Только после выяснений полной картины заболевания можно выбрать тот или иной метод лечения заикания. Чаще всего лечение заикания включаетс в себя целый комплекс мероприятий, в том числе работа логопеда по формированию плавной устойчивой речи, способности произносить синтагму на одном выдохе. Также с заикающимся ребенком работает психолог, воздействуя на личность, формирует социальную активность, изменяет отношение к дефекту и к себе как коммуникативному партнеру. Невролог также учатсвует в лечении: проводит профилактическую работу по появлению рецидивов, которая связана с лечебно-оздоровительными поддерживающими курсами реабилитации.

Основные направления психолого-педагогической работы при лечении заикания

Исследователи в области логопедии выделяют семь основных направлений работы с заикающимися разного возраста.

Охранительный речевой режим. Этот этап направлен на нормализацию работы ЦНС (от 2 дней до месяца). В это время экспрессивная речь ограничивается, используются краткие ответы: да, нет. Подросткам и взрослым рекомендуется хранить полное молчание. На этом этапе больной ограждается от физических и психических перегрузок. Обязательно соблюдать режим дня, сон не менее 8-10 часов, полноценное белковое питание, длительные прогулки на воздухе. Исключаются игры соревновательного характера, рекомендуются занятия танцами, плаванием, лыжами, настольными играми, пением, дневной сон. Запрещен просмотр телевизора длительное время, общение с многочисленными родственниками (желательно отправить ребенка к бабушке в деревню). Логопед на этом этапе проводит с детьми игры-молчанки, включающие в себя моделирование заданных ситуаций. Например, «В больнице» — больные спят, тишина, мы их лечим; «Аквалангист», «Фотоохота», «В горах», «Спит добрый волшебник» и др.

Формирование речевого дыхания. Работа направлена на расслабление дыхательного аппарата и создание его координированной работы с голосовым и артикуляционным аппаратами. Сначала логопед работает над физиологическим дыханием, используя упражнения по постановке диафрагмального дыхания, дыхания животом. Затем приступает к формированию длительного фонационного выдоха на основе протяжного произнесения гласных звуков, чтобы сознательно распределить воздух при речевом выдохе и его хватало для произнесения фразы. Важен длительный выдох (используется дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой).

Формирование навыков рационального голосоподачи и голосоведения. Цель работы на этом этапе – снятие мышечного напряжения с голосового аппарата, развитие слитного произношения и мягкой атаки звукоголоса с использованием грудного резонатора. Предлагается произнесение длинного ряда гласных звуков на одном выдохе при непрерывном артикулировании.

Развитие просодической стороны речи. Обучение выразительности речи и передаче основных типов интонаций. Сначала произносится ряд гласных звуков с разнообразными модуляциями голоса, затем ряд слогов, далее слов, фраз с разной интонацией. Затем осуществляется переход к членению текста на синтагмы (совокупность нескольких слов на одном выдохе).

Развитие координации и ритмизации движений. Развивается координация и точность движений рук, ног, пальцев рук, артикуляционных движений, формируется ритмизация речи. Рекомендуется использовать логоритмические упражнения.

Регуляция эмоционального состояния больного (доминирует в психотерапевтических методиках). Основной метод – аутогенная тренировка, которая базируется на мышечной релаксации и произвольной регуляции вегетативных функций. Создается эмоциональное состояние спокойствия и его связь с плавностью речи. Используются элементы массажа дыхательной, артикуляционной, вокальной мускулатуры, биологически активных точек. Используется такой прием как расслабляющая медитация «Волшебный сон».

Развитие планирующей функции речи. Заикающийся должен проговаривать фразу про себя, это способствует организации внутренней речи, обдумыванию фраз, установление пауз во время речи.

Основные методики коррекции заикания

В 40-е годы ХХ века логопед-дефектолог Н.А. Власова предложила методику коррекции заикания на основе усложнения речевого материала или постепенного усложнения типов речи. Сначала заикающийся использует только сопряженную речь (совместно с педагогом), затем отраженную речь (самостоятельно), затем ответы на вопросы логопеда по знакомой картинке, потом самостоятельное описание картинки, далее диалогическую речь в игровых речевых ситуациях, в завершении работы – самостоятельную монологическую речь в различных ситуациях. Цель этой методики формирование речи от ситуативной с опорой на событие до контекстной, самостоятельной, без заикания.

Многие исследователи в области логопедии считают заикание психологическим нарушением, поэтому некоторые методики направлены на знакомство с эмоциональными проявлениями человека, преодоление психологических барьеров в общении, снятие напряжения и приобретение навыков саморасслабления. К одной из таких методик относится методика нейропсихолога, доктора психологических наук, Т.Г. Визель, которая предложила использовать в работе с заикающимися некоторые психологические приемы:

Упражнения и игры для избавления от заикания

Больному предлагается молча изобразить эмоцию, например, негаданную радость, разочарование, робость, гнев; или без слов, жестами изобразить ситуацию: игра в снежки, до свидания, охарактеризовать предмет.

Игры на развитие навыков эффективного общения

«Связующая нить» — участники садятся в круг и передают клубок ниток с пожеланиями друг другу. Потом закрывают глаза и создают единое целое, каждый из участников – важная часть этого целого. Также используются такие игры, как «Тропинка», «Копна», «Кочки» и др.

Релаксационные игры

Направлены на расслабление, например, игра с песком, где участники набирают в руки воображаемый песок, сильно сжимают пальцы, удерживают песок, затем постепенно раскрывая пальцы, высыпают песок на колени. Используются и другие подобные игры, такие как «Солнышко и тучки», «Лицо загорает», «Сон на берегу моря».

Активизация внимания к частям своего тела

Используются соответствующие стихи, жесты, например, поздороваться, во время прочтения стихов заикающийся отвлекается от своего дефекта и без запинки заканчивает запланированную фразу в рифму.

Артикуляционное зеркало

Педагог показывает артикуляционные позы, ребенок повторяет за ним как в зеркале.

Игра «Домик»

Ребенок прячется в домике, берет любимую игрушку и по желанию отвечает на вопросы логопеда. Цель игры – снятие логофобии.

Игра «Что звучит»

Цель игры различение неречевых звуков (бубен, дудочка, вода, ложка об ложку) и ориентировка в пространстве: откуда звук? (Справа, слева, далеко, близко).

Библиотерапия

Одной из интересных методик психокоррекции заикания является методика логопеда, психолога Ю.Б. Некрасовой. Это уникальная система основана на логопсихотерапии и отличается от других методик использования библиотерапии – специально выбранного для чтения материала. Ее цель – решение личных проблем больного с помощью направленного чтения. Используются художественные произведения, героем которых является персонаж, попавший в трудную жизненную ситуацию, (например, сказка Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок»).

По мнению Ю.Б. Некрасовой, заикание – это социальный дефект. Проблема выражается в таких видах семейной дисгармонии, как отношение к заикающемуся как неполноценному, преувеличение значимости дефекта, провокации роли больного или, наоборот, преуменьшение значимости дефекта, что приводит к тревожности, неуверенности ребенка в себе и тормозит его развитие. Сверхтребовательная форма отношения в семье, и как следствие, оправдание неуспеха и уход в заикание. Вся методика строится на семейном чтении по заданию психотерапевта, а затем на групповых занятиях, целью которых является формирование здоровья личности.

Этапы библиотерапии

1 этап – пропедевтический. Терапия проводится на расстоянии в переписке заикающегося с его семьей не менее полугода. Этот этап диагностический и мотивационно-стимулирующий: необходимо вовлечь значимых для заикающегося членов семьи в процесс библиотерапии. Это может быть мама, брат или жена участника. Пациент и члены его семьи читают и анализируют различные художественные произведения, каждое из которых преследует свою психотерапевтическую цель, делятся впечатлениями, обозначая свои эмоции. Впоследствии заикающийся может стать автором собственного произведения.

2 этап – сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии или директивное групповое воздействие онлайн. Собираются два круга: первый – сами заикающиеся, второй – их родственники. Психотерапевт проводит внушение в бодрствующем состоянии, его цель – эмоциональные и поведенческие изменения заикающихся и их семей.

3 этап – активная групповая, семейная логопсихотерапия. Сюда входят логопедические занятия по формированию навыков новой речи, преодоление психологических комплексов, улучшение произношения, символотерапия, «якорь» во время речи, кинезитерапия (движения во время речи). Проходит с родственниками два месяца, направлена на поиск положительного во всем.

4 этап – контрольно-поддерживающая логопсихотерапия. Через полгода после основного курса лечения происходит закрепление оздоравливающих психических состояний.

Библиотерапия имеет хорошие результаты по устранению заикания, опосредовано воздействую на мотивационно-потребностную сферу личности заикающегося. Реализуется в индивидуальных и групповых формах, способствуя самопознанию личности и членов группы. Библиотерапия помимо выполнения коммуникативной функции рождает в человеке веру в себя, осуществляет активную поддержку родственников и возрождает традицию семейного чтения.

Задайте вопрос логопеду . Онлайн. Бесплатно .

www.sibmedport.ru

Заиканию — нет!

Мулла Насреддин поймал очень, очень большую рыбу в реке. Собралась толпа, потому что никто никогда не видел такой большой рыбы. Мулла Насреддин посмотрел на рыбу, не веря, что такое возможно такая большая рыба! С вытаращенными глазами он ходил вокруг рыбы, но все еще не мог поверить. Он потрогал ее, но все же не мог поверить, потому что он слышал о таких больших рыбах, только когда рыбаки рассказывали свои байки. Здесь так же стояла толпа, которая не могла поверить своим глазам. Тогда Мулла Насреддин сказал: «Пожалуйста, помогите мне выбросить эту рыбу назад в реку. Это не рыба, это ложь».

Метод прост в освоении и эффективен, но некоторые захотят выбросить рыбу в реку…

Заиканию НЕТ!

Преимущества и особенности методики.

1. Методика проста и понятна любому умеющему читать человеку. Работаем простым и доступным языком, без сложных и непонятных «профессиональных» терминов.

2. Методика избавляет от любого типа логоневроза (заикания). Кто хотя бы раз внимательно прочитал метод уже обречен на здоровую речь, по мере роста понимания метода речь налаживается автоматически.

3. Метод надо читать и изучать полностью отрешившись от прошлых «знаний» о заикании. Это очень важно для нормального понимания методики!

4. Методика легка в освоении и не требует каких-либо усилий со стороны заикающегося. Любое усилие или насилие над собой является грубейшей ошибкой! Применение усилия в моем методе говорит о полном непонимании его и следовательно бесполезности его дальнейшей практики самостоятельно!

5. Метод даёт возможность самостоятельно избавиться от заикания просто сидя дома изучая его внимательно и последовательно, шаг за шагом осознавая свою речь. Вы можете обнаружить и самостоятельно устранить ошибки в своей речи, приводящие вас к заиканию.

6. Метод очень быстро налаживает речь, буквально мгновенно! Если речь не стала сразу нормальной здесь и сейчас, значит методика понята неправильно! Это очень важно понять. Метод не обещает, что вы начнёте улучшать свою речь завтра или позднее постепенно, он напротив утверждает, что речь должна стать нормальной прямо здесь и сейчас. И если она не наладится в настоящем, то бесполезно ждать, что она станет лучше завтра или позднее в будущем! Поэтому, если вы не заговорили нормально сразу, то не метод виноват, а ваше непонимание его! Если вы ждёте, что завтра наступит улучшение — значит вы не поняли суть методики, и бесполезно надеяться на завтра. Или прямо сейчас нормальная речь и навсегда! Или никогда(из-за неправильного понимания).

7. Метод не просто улучшает и приводит в норму вашу речь, он совершенствует вашу речь. Методика позволяет за 4-5 месяцев настолько усовершенствовать речь, что она не уступит речи лучших ведущих ТВ и прочих профессионалов.

8. Уверенная речь и полный осознанный контроль над ней гарантируют вам отсутствие возможности «возвращения заикания»! Вы можете заикание убирать и возвращать по собственному желанию. У вас появляется уникальная возможность выбора заикаться или не заикаться по своему желанию в любое время и в любом месте! Одним словом вы становитесь полным господином своей речи навсегда в максимально короткие сроки.

Вы можете записаться на пробное занятие по скайпу на странице «Контакты»

Возможна индивидуальная работа по скайпу или семинар. При индивидуальной работе первое и последнее занятия уходят на проработку и сглаживание психологических травм, связанных с заиканием и ступором. Для семинара ориентировочный распорядок приведён ниже.

День первый:

— краткое теоретическое и практическое ознакомление с основными принципами методики и правилом речи. Кратко рассказываю и показываю основные положения метода, прошу опровергнуть их всех желающих, даю определённые задачи и прошу их выполнять, вы сами видите на практике и удивляетесь тому, что с вами происходит и почему раньше вы не обращали внимание на такие простые факты вашей речи и жизни

— индивидуальное тестирование и определение патологических частей вашей речи (индивидуального типа заикания, ступорных процессов каждого из присутствующих, словарного запаса, образного и логического мышления). Вы проходите ряд простых речевых тестов(чтение, общение, описание и проч.)

— непосредственное практическое начало нормальной речи (вы начинаете говорить нормально, Инструктор лично показывает каждому, где именно у него происходит выход за норму. Подробно объясняю, почему ступор возник и как его мгновенно устранить. Человек ошибку, приводящую к ступору, мгновенно устраняет и продолжает говорить нормально дальше. Люди разбиваются на пары и функцию наблюдателя за ошибками речи(приводящими к ступору) берет второй заика. Инструктор метода обучает наблюдателя, как надо внимательно и корректно помогать устранять ошибки речи у своего говорящего партнёра. Оба меняются по мере роста нормализации речи. Инструктор лично следит за работай пар и корректирует их ошибки, доводя практические навыки речи и корректировки её до полного совершенства.

— усложнение речи (даются дополнительные речевые упражнения, усложняющие условия речи и дающие возможность заике окончательно убедиться в том, что он сам способен теперь контролировать свою речь)

— даётся домашнее задание для усиленной проработки и закрепления полученных на семинаре навыков речи.

День второй:

— индивидуальная тестовая проверка речи. Инструктор лично проверяет речевые навыки каждого

— вопросы и ответы (Инструктор лично отвечает на все ответы заикающихся, т.к. у тех кто уже перестал за первый день вопросов не возникает 🙂 Инструктор показывает каждому в чем была его ошибка, ошибки устраняются и заикающийся мгновенно начинает говорить нормально.

— тренировка в парах для окончательного закрепления нормальной речи. Эта тренировка аналогична тренировке в первый день, но боле усложнена внешними раздражителями

— свободный диалог (нормальная речь, развитая у всех и закреплённая на практике теперь должна быть проверена в коллективе) в группе. Заикающиеся разбиваются на группы по 4-5 человек и Инструктором даются определённые речевые задачи, с которыми участники группы должны свободно справляться. Каждую группу сначала курирует лично Инструктор, а за тем уже бывший заика, целиком овладевший навыками нормальной речи(благо ко второму дню 1-2 таких человека уже имеются).

— даётся домашнее задание для проработки речи в условиях экстремального общения (общественные места и ситуации в которых ранее заики испытывали страх, панику и неуверенность).

День третий:

— обсуждение опыта экстремального общения, обнаружение ошибок в речи и их устранение, коллективное обсуждение и поиск ошибок у себя и своих друзей, присутствующих на семинаре.

— вопросы Инструктору по теме семинара и прочим вольным темам :)))

— доработка речи тех, кто ещё не совсем уверенно управляет своей речью. За одним полузаикой следят несколько уже бывших заик, а Инструктор следит за их работой и взаимодействием между собой, оттачивая до деталей и совершенства их навыки речи и общения.

— заключительное общение на разные вольные темы, совместный поход в кафе, для приятного общения нормальной здоровой речью и совместного наслаждения речью. Жизнью, свободной от ступоров.

— шутливый обряд посвящения в «нормальных людей». Снимается полностью «личина и образ заики». Учу каждого прикалываться над ошибками речи «нормальных людей», а так же вводить любого собеседника в ступор, особенно тех, кто раньше активно участвовал в развитии у вас заикания и прикалывался над вашим несчастьем. Им не избежать теперь вашей бывшей участи :))).

— Инструктор приглашает всех бывших заик бесплатно поучаствовать в будущих семинарах в качестве вдохновляющего неофитов «живого примера» и для дальнейшего личного самосовершенствования. Не просто добиться нормальной речи, но абсолютного совершенства в речи и в жизни (ведь просто нормальная речь — это ещё не гарантия умения общаться, убеждать и быть приятным и желанным собеседником).

silagolosam.com

Аутизм. Заикание. Методики.

У нас короткая уздечка. Резать?

Каждый третий родитель, приходящий к логопеду с ребенком, произносит эту сакраментальную фразу: «доктор, посмотрите, у нас короткая уздечка», «нам сказали, что нужно подрезать уздечку» и все возможные другие варианты на ту же тему.

Когда я слышу такое, мне хочется сказать родителям: «А еще можно купировать ушки и хвостик». Но я понимаю, что обычный родитель просто не понимает механизмов взаимосвязи органов артикуляции и речи.

Значит так. Во-первых, «короткая уздечка» не самый точный термин. Короткая уздечка, мешающая правильному звукопроизношению, коротка не в длину, она просто начинается от самого кончика языка.

Во-вторых, подъязычная связка влияет лишь на произношение некоторых звуков. Если ребенок переставляет слоги, пропускает слоги, путает С и Ш, Ч и Ть, подрезание уздечки ничем вам не поможет. Поэтому, об уздечке стоит задумываться лишь если поставлен диагноз «Механическая дислалия». Во всех остальных случаях необходимо не оперировать, а воспитывать, обучать головной мозг, ибо, на самом деле, человек разговаривает не языком, а «головой» — головным мозгом.

Ко мне обращались около 200 человек с вопросом о короткой уздечке и за мою восемнадцатилетнюю практику я встретила лишь одного ребенка с «приросшей уздечкой», из-за которой мальчик не мог произносить все верхнеязычные звуки (шипящие и соноры). После операции кончик языка смог подниматься к верхним зубам, и ребенок научился правильно произносить звуки.

Зато я знаю два случая, когда после подрезания уздечки люди (ребенок и подросток) получили межзубное произношение. Потому что, вообще-то, подъязычная связка в человеческом организме выполняет определенную функцию – притягивает язык вниз. А эту функцию нарушили подрезанием.

К тому же любая операция, проводимая под операция проводимая под наркозом опасна своими последствиями. В своей практике я встретила 5 случаев, когда после общего наркоза дети приобрели дизартрию (из них 1 случай анартрии — полная неспособность говорить). А после местного было несколько случаев речевого негативизма и других психологических проблем. Все эти случаи потребовали более длительной логопедической работы, чем если бы мы растянули уздечку с помощью артикуляционных упражнений.

Чтобы проверить, короткая ли уздечка у ребенка, попросите ребенка открыть рот (не слишком широко) и «потрогать» кончиком языка верхние зубы. Если ребенок достает языком до верхних зубов, значит длина подъязычной связки достаточная. Кстати, если по вашей просьбе ребенок не может этого выполнить, это может, кроме того означать, что у ребенка просто слабые мышцы языка. При короткой уздечке, мешающей нормальному звукопроизношению, ребенок не сможет также высунуть (при открытом рте) кончик языка изо рта.

Для меня было загадкой, почему в последнее время многие врачи, начиная с акушеров и заканчивая стоматологами, подрезают нашим детям уздечки, иногда даже не спрашивая согласия родителей. Но недавно я услышала, что у нас в Самаре подобная операция, не требующая от врача высочайшего мастерства, стоит от 2-х до 4-х тысяч рублей. И если с вас не взяли в роддоме денег за операцию, поверьте, они свои деньги получат по вашему страховому полису.

Не знаю как в других учебных заведениях, а нас в институте ещё на первом курсе учили, что короткую подъязычную связку нужно растягивать, а резать — в самом крайнем случае.

Р.S. Обратите внимание, что я рассматриваю только логопедическую сторону вопроса. Другие врачи могут увидеть свои показания к операции.

АУТИСТАМ — Актуальность этой темы сегодня не вызывает сомнений. Перечислим лишь некоторые причины:

во-первых, потому что на сегодняшний день, несмотря на годы научных исследований и поиск причины аутизма, не существует, тем не менее, научно обоснованного доказательства и объяснения того, от чего же возникает аутизм. Большая часть научного сообщества придерживается того мнения что, аутизм связан в той или иной степени с проблемами мозга генетической, неврологической, токсической или метаболической природы при том, что все эти гипотезы, так и не получили доказуемого подтверждения.

Во-вторых, существование различных подходов к лечению аутизма ставит перед практиком, будь то педагог, психолог, социальный работник вопрос- какой путь выбрать, какую позицию занять по отношению к ребенку? Учитывая разброс в существующих теориях объяснения причины аутизма, на что можно опереться в своем выборе?

В-третьих, недавние события, произошедшие во Франции[1], ставят под угрозу использование психоаналитического подхода к лечению аутизма и подводят нас к тому, чтобы задуматься о том, какое место может и занимает психоанализ в лечении аутистов в России. В-четвертых, привлечение внимание общественности психоаналитиками Всемирной Ассоциации психоанализа к психоаналитическому подходу в лечении аутизма и посвящение недавно прошедших Учебных дней Школы Фрейдова дела (6- 7октября) в Париже, исключительно теме Аутизма. Действительно, у психоаналитиков лакановской ориентации, работающих в различных учреждениях для детей-аутистов[2] в Европе, накоплен впечатляющий опыт работы с ними. Наконец, существует и пятая причина – это создание проекта для детей с аутистическими проблемами в Санкт-Петербурге при поддержке Центра изучения лакановского психоанализа.

1.Напомним историю возникновения термина аутизм. В 1943 году Лео Каннер описал аутизм как психическую болезнь, которую он выделил среди шизофреников, в связи с такой особенностью как очень раннее, в течение первых двух лет жизни, развитие болезни[3]. Согласно Каннеру, это исключает генетическую или неврологическую причину болезни. Сегодня, аутизм входит в смешанную категорию инвалидности, определяемую через поведение. Отказ от клинических парадигм в пользу чисто поведенческих критериев выводит на передний план определение, которое сводится к выделению «аутистического спектра». Это вызывает рост регистрации таких случаев на 1000 процентов в последние годы во всем мире[4]. Необходимо отметить, что не существует биологического лечения аутизма и, таким образом, методы лечения и обучения детей-аутистов оказываются под вопросом.

2.По сути, существует три разные ориентации в лечении аутистов, которые исходят из трех совершенно различных концепций человека: поведенческие методы, методы когнитивно-поведенческие и психодинаимческие.

Итак, один из наиболее известных подходов к лечению аутизма — АВА (Applied Behavior Analysis) (Прикладной поведенческий анализ), основанный Оле Иваром. Эта методика строится на гипотезе бихевиорального подхода, согласно которой психика рассматривается как черный ящик, а аутизм как нулевая степень восприятия. Т.е. АВА- это методика обучения, применяемая для всех, а не созданная специально для аутистов. Процесс обучения здесь замкнут в интервале «стимул – реакция – результат».

Методика направлена на то, чтобы поэтапно обучать (заставлять) ребенка согласно разработанному плану. Как бы ребенок не реагировал на данную методику, у него нет выбора. Доходит до того, что если, например, у ребёнка имеется стереотипная тяга к постукиванию руками друг о друга, то его руки начинают контролировать строжайшим образом – вплоть до фиксации рук в моменты возникновения стереотипии. Как написано на одном из сайтов, обучающем данной методике: «Эта методика не ждёт, например, когда ребёнок захочет научиться завинчивать крышки баночек. У ребёнка нет выбора – ему поставили баночки, его рукой показывают движения и закрепляют движения до тех пор, пока ребёнок самостоятельно не сможет выполнить навык». Стоит отметить, что многие сторонники этого метода называют его жестким.

Существуют и другие методики (TEACCH, PECS, MAKATON и др.), которые все же пытаются учитывать специфику когнитивной сферы именно детей-аутистов, адаптируя процесс обучения. В этих методах, например, могут использоваться пиктограммы для коммуникации с детьми-аутистами. Однако проблема заключается в том, что при таком методе обучения, ребенок-аутист, скорее, больше принимает условности, повторяя их, чем вкладывает свой собственный смысл в процесс обучения. Как в первом методе, так и во втором, аффективная жизнь аутиста и работа, направленная на то, чтобы справиться с тревогой остается незатронутой.

3.Где же место в этих методиках для высказывания самих аутистов, их тревог и страхов? К счастью, у нас существует возможность обратиться к текстам и высказываниям самих аутистов, которые можно найти в их книгах, блогах и т.д. В этих свидетельствах отражен взгляд самих аутистов на то, что помогло и помогает им на их пути.

Недавно вышедший текст, написанный французским психоаналитиком Жаном-Клодом Малевалем[5]«Послушайте аутистов» помещает на первый план именно речь самих аутистов. Так Малеваль в поиске ответа на вопрос, какой же подход нужен ребенку-аутисту, обращается, например, к Доне Вильямс[6], аутистке высокого уровня. Дона Вильямс пишет, что «наилучшим подходом был бы тот, при котором не приносят в жертву индивидуальность и свободу ребенка, построенный на уважении и собственных ценностях родителей, учителей как их советчиков».

И, далее: «Люди, которые помогли мне больше всего были творческими людьми, и не слишком придерживались условностей»[7]. Другое свидетельство, Анник Дешайз, также говорит само за себя: «Зачем разглагольствовать по поводу официальных документов, касающихся того, что нужно делать с аутистическими личностями, если те, кем интересуются, не имеют права на информацию, и еще меньше на речь?»[8]Она замечает, что «придерживаться поведенческого подхода, значит делать нас простыми, уменьшая формат нашей свободы выражения, ужесточая нашу серьезную проблему в идентификации и гуманизации» .

4. В тексте «Послушайте аутистов» Малеваль привлекает внимание к следующим моментам, которые заставляют задуматься о том, какой же метод наиболее эффективен в лечении аутизма. Во–первых, к тому, что никогда аутисты высокого уровня не находили выход из собственных затруднений с помощью систематического использования принудительного обучения. Во-вторых, если ребенок-аутист выглядит отсутствующим, это вовсе не означает, что он не воспринимает то, что ему говорят. Т.е. не стоит добиваться пресловутого контакта глаза в глаза у ребенка, который вызывает у него сильнейшую тревогу, а использовать так называемое «обучение по касательной». В-третьих, ошибочно считать, что способность к автономии, так часто волнующая родителей, тесно связана с улучшениями в когнитивной сфере. Малеваль отмечает, что «те, кто решился на автономию, достигли этого не с помощью обучения, а оказавшись в состоянии сделать этот выбор»[9]. Подтверждения этому также можно найти в многочисленных клинических случаях, описанных в тексте.

5.Не обойдем стороной и другое интересное предложение автора — рассмотреть существующие методики не только в их различии, но и в том, что есть общего между ними. И такая точка имеется, это — отношение к неизлечимости аутизма. Как подчеркивает Малеваль, каждая из методик «разрушает понятие неизлечимости аутизма. Речь не идет о непоправимой инвалидности, а, напротив, о том, что социализация возможна».

То, что существенно различает методы между собой, это — этическая позиция. В поведенческом и когнитивно-поведенческом подходах, источник изменения находится в руках педагогов и затем родителей. Цель здесь привести к нормализации развития. В подходах, которые учитывают субъективность, речь идет о сопровождении и стимулировании той динамики изменений, которая возможна для данного ребенка. В этом случае не существует заранее предписанного метода и запрограммированного заранее маршрута.

6.В чем же отличие психоаналитического подхода? Психоаналитический метод — единственный метод, который слушает то, что говорят аутисты.

Все, что когнитивисты стигматизируют как трудности социализации и коммуникации можно, отталкиваясь от Лакана, определить как невозможность укоренения в символическом Другом[10]. Обычно, именно полагаясь на материнского Другого, маленький ребенок входит активным образом в хаотичный мир. Но на этом пути аутистический ребенок наталкивается на препятствие. Опасаясь всего того, что приходит извне, включая язык, он избегает его и конструирует мир, исключительно построенный собственными ресурсами. Такой ребенок производит впечатление оторванного от мира, сосредоточенного на самом себе, это является способом защиты от той тревоги, которая возникает у ребенка-аутиста при столкновении с другими.

Как пишет Даниель Руа[11] в тексте, озаглавленным «Препятствия символического и последствия этого», опубликованного в журнале подготовки к Дням Школы «Психоанализ и аутизм»: «Ребенок-аутист подходит к тому, что обычно называют «развитием» с помощью специфических стратегий, которые он вырабатывает. Его обучение отмечено избеганием того, что является принципом символической системы, т.е. слова, которое способно стать заместителем вещи, которое не является однозначным».

Ребенок-аутист прибегает к элементарной символической структуре, в виде управления объектом в двойном измерении, к примеру, выключатель, который он включает и выключает или дверь, которую он закрывает и открывает. Применение знака «+» и знака «-» к одному и тому же объекту придают ему символический статус. Отмеченный этой оппозицией «+»- «-» объект представляет некий способ чередования, который ребенок повторяет не прекращая, но, так и не достигая возможности перейти «по ту сторону» этого. Таким образом, ребенок нас сталкивает с тем парадоксом, что в одно и то же время он и отделен от мира, но и целиком вовлечен в совершение многократных действий, направленных на сепарацию от символического.

Визитной карточкой каждого ребенка-аутиста является игра в «+» — «-», у каждого на свой лад, которая и представляет ребенка. Эти действия необходимо принять безоговорочно, поскольку они конституируют некий проект означающей конструкции, посредством которой ребенок пытается представить себя, даже если у него это и не выходит. Следующим шагом является то, что мы ищем возможность быть введенными в его модели, предлагая небольшие изменения. Мало- помалу первоначальная конструкция усложняется и обогащается до того, что становится миром, в котором он имеет возможность найти себе место.

Выбирая те или иные стратегии в обучении ребенка-аутиста, стоит выделить и другие сложности, возможно, гораздо более серьезные, которые представляют собой феномены, которые аффектируют тело и психику. В психоанализе существует не просто объяснение того, в чем заключается специфика когнитивной сферы ребенка-аутиста, но и то, каким образом она связана с аффективной жизнью ребенка, его психикой.

Опыт работы психоаналитиков Всемирной Ассоциации Психоанализа в учреждениях для детей-аутистов — прекрасный пример, вдохновляющий на открытие подобных проектов в России. Многие клиницисты из России имели и имеют возможность проходить стажировки в подобных учреждениях. Так, например, стажировки в клинике Абервий, Париж, под руководством Ива-Клода Стави[12] явились прекрасной возможностью переформулировать вопрос, который на самом деле состоит не в том, как обучать и лечить ребенка-аутиста, а в том, как обучаться у ребенка-аутиста тому, чтобы стать партнером для него в его изобретениях, ведущих к социализации и автономии.

Об аутизме написано уже много статей. Много мифов. Много экспериментальных тактик и подходов в «лечении» аутизма. Но аутизм не лечится. Я считаю, что он корректируется. До сих пор нет однозначных ответов на вопросы: что такое аутизм? Причины его возникновения? Как его лечить? В некоторых регионах даже снимают этот диагноз, заменяя его на шизофрению или другое заболевание, более известное и понятное врачам. Во всех случаях настоятельно рекомендуют медикаментозное лечение. Это нейролептики, антидепрессанты, транквилизаторы.

Можете себе представить необходимость детского 2-летнего организма в транквилизаторах. Я – нет. Вторым по популярности назначением является работа с психологом. У психологов, возможно, есть понятия о «норме», о том, как должно идти развитие, и они пытаются приблизить аутичных детей к этой «норме», не вдаваясь в подробности о причинах развития недуга, и о его особенностях. Т.е. как и лекарственная помощь, направлены на снятие симптомов. Но это не работает. Ни с одним психологом у моего ребенка не было контакта, потому что ни один психолог не понимал, что он делает и для чего, у них есть только инструкции как должно быть.

Во-первых, надо понимать, что у аутичных детей очень высок уровень тревоги. Звуки, свет, тактильные ощущения, вкус, запах. Это зависит от глубины аутичности. Чем тяжелее расстройство, тем больше тревога, тем больше она отнимает сил и внимания от окружающего мира. От его познания. Все свои силы такие дети направляют в первую очередь на борьбу с тревогой и стрессом. Сначала надо привыкнуть к окружающей обстановке и людям, которые находятся рядом. Для этого аутистам нужно изучить окружающее пространство. Чем больше контроля над ситуацией, тем меньше тревоги. Но если все время мельтешить перед глазами и пытаться познакомить ребенка с ситуацией, тем больше тревоги можно вызвать. Ребенок сам должен все изучить, понять, что ему интересно (любопытно), что непонятно, что вызывает страх. Взрослые рядом должны лишь ненавязчиво помогать ему в этом, т.е. только тогда, когда возникает реальная необходимость в контакте и в присутствие взрослого в процессе познания.

Здесь не должно быть обычных правил поведения и этикета. Ребенок должен почувствовать, что именно он для себя контролирует ситуацию. Тогда уровень тревоги будет гораздо ниже. И тогда уже можно говорить о каком-то взаимодействии.

Во-вторых. У них другое восприятие. Бесполезно им что-то показывать, и просить повторить. Единственное что работает – это интерес. Если ребенку интересно, он включится в процесс и будет сотрудничать. Это касается детей всех уровней развития. В любом занятии можно найти точку соприкосновения, и найти угол, под которым ребенку будет интересно. Он должен быть вовлеченным в процесс, причем по собственной воле. (В некоторых случаях, конечно, можно заставить что-то сделать, но велик риск получить негативную реакцию на эти действия на долгое время. Здесь как в инструкции к лекарствам: сделайте это, если ожидаемый результат превзойдет все возможные риски.) Пример? Если хотите научить рисовать круг, рисуйте сами, рисуйте увлеченно, любимым цветом ребенка, необычными красками, на разных поверхностях, если удастся вызвать интерес, аутичный ребенок сам войдет в контакт и начнет вам подражать. Тогда можно аккуратно предложить свою помощь.

Надо помнить, что занятия лучше строить вокруг интересов ребенка, и не навязывать им свое представление о том, что нужно.

В третьих. У аутичных детей должен быть выбор. Если вы можете предложить ему разные виды занятий – хорошо, пусть сам выберет, что он хочет сделать. Или в какой последовательности. Если это определенное занятие, должен быть выбор как его выполнить. Если это рисование круга, пусть сам выбирает, чем он будет рисовать, каким цветом, в какой части листа. Выбор – это контроль над тревогой. Вам ведь важно научить его чему-то, а не сам способ, как это сделать.

Не нужно забывать и про время. Аутичные дети могут заниматься любимыми делами и часами, но новая деятельность в «другом» месте утомляет их быстро (впрочем, как и детей в «норме»). Здесь много причин, это и сама новизна деятельности, и фактор тревоги, с которой постоянно приходится бороться. Поэтому нельзя заставлять ребенка делать что-то дольше, чем он может. Можно сделать перерыв, и продолжить занятия, сменив деятельность, это уже для детей более скомпенсированных. Для начинающих — лучше завершить встречу. Это может показаться абсурдным. Но у нас были занятия и по 15 минут. Т.е. мы тратили больше часа на дорогу в одну сторону, ради того, чтобы сын позанимался всего лишь 15 минут. Но это работает!

Одна из самых лучших методик развития интеллекта ребенка — методика Дьенеша

Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками Дьенеша доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Купить блоки Дьенеша стоит тем родителям, которые хотят развить у своих детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение), творческие способности, а также восприятие, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладыват ряды по заданному алгоритму). Логические блоки Дьенеша предназначены для детей от трех лет.

Блоки Дьенеша, которые можно купить практически в любом магазине, специализирующемся на развивающих материалах для детей, представляют собой набор из 48 геометрических фигур:

а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);

б) трех цветов (красные, синие и желтые фигуры);

в) двух размеров (большие и маленькие фигуры);

г) двух видов толщины (толстые и тонкие фигуры).

По задумке Дьенеша в наборе блоков нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.

Знакомство с логическими блоками Дьенеша

Недостаточно просто купить ребенку набор блоков Дьенеша и отдать фигуры в полное пользование малыша. Для начала надо познакомить ребенка с блоками. Выложите перед ребенком набор и дайте ему возможность изучить фигуры, потрогать, перебрать, подержать в ручках и поиграть с ними. Чуть позже можно предложить следующие задания:

Найти все фигуры такого же цвета, как выложенная (покажите, например желтую фигуру). Затем можно попросить ребенка показать все блоки треугольной формы (или все большие фигуры и т.д.).

Попросите малыша дать мишке все синие фигуры, зайчику — желтые, а мышке – красные; затем подобным образом группируем фигуры по размеру, форме, толщине.

Попросите кроху определить какую-нибудь фигуру по цвету, форме, размеру, толщине.

Логические игры и упражнения с блоками Дьенеша

Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.

Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые).

Все фигурки опять же складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.

Выложите три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).

Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).

Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.

Выложите перед малышом ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный. (можно чередовать по форме, размеру и толщине). Предложите ему продолжить ряд.

Выкладываем фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной.

Выкладываем цепочку из блоков Дьенеша, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т.д..).

Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.

Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).

Каждой фигуре нужно найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т.д.

Выкладываем перед ребенком 8 логические блоков Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только «да» или «нет»: «Клад под синим блоком?» — «Нет», «Под красным?» — «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем «клад» прячет ребенок, а взрослый задает наводящие вопросы.

По аналогии с предыдущей игрой можно спрятать в коробочку одну из фигур, а ребенок будет задавать наводящие вопросы, чтобы узнать, что за блок лежит в коробочке.

В один ряд выкладывается 3 блока Дьенеша, а в другой — 4. Спросите ребенка, где блоков больше и как их уравнять.

Выкладываем в ряд 5-6 любых фигур. Нужно построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера).

Предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней фигурами. Ребенку нужно подобрать недостающие блоки.

В игре в домино фигуры делятся между участниками поровну. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по-разному: фигурами другого цвета (формы, размера).

Ребенку предлагается выложить блоки Дьенеша по начерченной схеме-картинке, например, нарисован красный большой круг, за ним синий маленький треугольник и т.д.

Из логических блоков Дьенеша можно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня.

Мама убирает в коробку только прямоугольные блоки, а ребенок все красные, затем мама убирает только тонкие фигуры, а ребенок – большие и т.д.

Нужно распределить фигуры между мамой и ребенком таким образом, чтобы маме достались все круглые, а малышу все желтые блоки. Блоки складываются в два обруча или отмеченные веревкой круги. Но как поделить круг желтого цвета? Он должен находиться на пересечении двух кругов.

Ребенку надо подбирать блоки Дьенеша по карточкам, где изображены их свойства.

цвет обозначается пятном

величина — силуэт домика (большой, маленький).

форма — контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный).

толщина — условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).

Ребенку показывают карточку с изображенным на нем одним свойством или несколькими. Например, если ребенку показывается синее пятно, то нужно отложить все синие фигуры; синее пятно и двухэтажный домик – откладываем все синие и большие фигуры; синее пятно, двухэтажный домик и силуэт круга – это синие круги – толстые и тонкие и т.д.

Затем задания с карточками постепенно усложняются.

В данной статье приведены лишь некоторые игры с логическими блоками Дьенеша, но на самом деле их намного больше. Также к набору с блоками прилагается инструкция на 8 страницах, где можно ознакомиться с данной методикой и играми более подробно.

Родители, желающие купить блоки Дьенеша, могут ознакомиться с методической литературой по данной теме:

1. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. (Под ред. А.А.Столяра. М., «Просвещение», 1988)

2. М. Фидлер. Математика уже в детском саду. М., «Просвещение», 1981.

3. Касабуигсий Н. И. и др. Математика «О». Минск, 1983.

4. Столяр А.А. Методические указания к учебному пособию «Математика «О». Минск. Народная асвета, 1983.

5. «Логика и математика для дошкольников» Методическое издание Е.А. Носова; Р.Л. Непомнящая. (Библиотека программы «Детство») «Санкт- Петербург». «Акцидент» 2000.

Также имеются наглядные альбомы и пособия с заданиями для детей:

Альбом Блоки Дьенеша для самых маленьких (2-3 года)

Пособие «Удивляй-ка» (2-3 года)

Альбом к блокам Дьенеша «Лепим нелепицы» (от 4-х лет)

Альбом Блоки Дьенеша «Спасатели приходят на помощь» 5-8 лет.

Альбом Блоки Дьенеша «Поиск затонувшего клада»(5-8 лет),

Альбом Блоки Дьенеша «Праздник в стране блоков» (5-8 лет)

Демонстрационный материал к счетным палочкам Кюизенера и логическим блокам Дьенеша (4 — 7 лет)

Помимо известных «блоков», развивающих логическое мышление, Дьенеш придумал сказочную страну «Руританию», многочисленные игры с полосками, логические игры и «26 цветочков».

Игры с палочками Кюизенера — данная методика обычно обьединятся преподователями с методикой Дьенеша

Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу «Числа и цвета», посвященную своему учебному пособию.

Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют «числа в цвете», «цветными палочками», «цветными числами», «цветными линеечками». В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Разработал Кюизенер палочки так, что палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает.

Выпускаемые производителями счетные палочки Кюизенера отличаются количеством, цветовой гаммой и материалом (дерево или пластмасса). Для начала можно использовать упрощенный набор — из 116 палочек. В нем 25 белых палочек, 20 розовых, 16 голубых, 12 красных, 10 желтых, 9 фиолетовых, 8 черных, 7 бордовых, 5 синих и 4 оранжевых. Палочки Кюизенера, в основном, предназначаются для занятий с детьми от 1 года до 7 лет.

Игровые задачи цветных палочек

Счетные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

На начальном этапе занятий палочки Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами.

На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.

Игры и занятия с палочками Кюизенера

1. Знакомимся с палочками. Вместе с ребенком рассмотрите, переберите, потрогайте все палочки, расскажите какого они цвета, длины.

2. Возьми в правую руку как можно больше палочек, а теперь в левую.

3. Можно выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, предметы мебели, разные домики, гаражи.

4. Выкладываем лесенку из 10 палочек Кюизенера от меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот. Пройдитесь пальчиками по ступенькам лесенки, можно посчитать вслух от 1до 10 и обратно.

5. Выкладываем лесенку, пропуская по 1 палочке. Ребенку нужно найти место для недостающих палочек.

6. Можно строить из палочек, как из конструктора, объемные постройки: колодцы, башенки, избушки и т.п.

7. Раскладываем палочки по цвету, длине.

8. «Найди палочку того же цвета, что и у меня. Какого они цвета?»

9. «Положи столько же палочек, сколько и у меня».

10. «Выложи палочки, чередуя их по цвету: красная, желтая, красная, желтая» (в дальнейшем алгоритм усложняется).

11. Выложите несколько счетных палочек Кюизенера, предложите ребенку их запомнить, а потом, пока ребенок не видит, спрячьте одну из палочек. Ребенку нужно догадаться, какая палочка исчезла.

12. Выложите несколько палочек, предложите ребенку запомнить их взаиморасположение

и поменяйте их местами. Малышу надо вернуть все на место.

13. Выложите перед ребенком две палочки: «Какая палочка длиннее? Какая короче?» Наложите эти палочки друг на друга, подровняв концы, и проверьте.

14. Выложите перед ребенком несколько палочек Кюизенера и спросите: «Какая самая длинная? Какая самая короткая?»

15. «Найди любую палочку, которая короче синей, длиннее красной».

16. Разложите палочки на 2 кучки: в одной 10 штук, а в другой 2. Спросите, где палочек больше.

17. Попросите показать вам красную палочку, синюю, желтую.

18. «Покажи палочку, чтобы она была не желтой».

19. Попросите найти 2 абсолютно одинаковые палочки Кюизенера. Спросите: «Какие они по длине? Какого они цвета?»

20. Постройте поезд из вагонов разной длины, начиная от самого короткого и заканчивая самым длинным. Спросите, какого цвета вагон стоит пятым, восьмым. Какой вагон справа от синего, слева от желтого. Какой вагон тут самый короткий, самый длинный? Какие вагоны длиннее желтого, короче синего.

21. Выложите несколько пар одинаковых палочек и попросите ребенка «поставить палочки парами».

22. Назовите число, а ребенку нужно будет найти соответствующую палочку Кюизенера (1 — белая, 2 — розовая и т.д.). И наоборот, вы показываете палочку, а ребенок называет нужное число. Тут же можно выкладывать карточки с изображенными на них точками или цифрами.

23. Из нескольких палочек нужно составить такую же по длине, как бордовая, оранжевая.

24. Из нескольких одинаковых палочек нужно составить такую же по длине, как оранжевая.

25. Сколько белых палочек уложится в синей палочке?

26. С помощью оранжевой палочки нужно измерить длину книги, карандаша и т.п.

27. «Перечисли все цвета палочек, лежащих на столе».

28. «Найди в наборе самую длинную и самую короткую палочку. Поставь их друг на друга; а теперь рядом друг с другом».

29. «Выбери 2 палочки одного цвета. Какие они по длине? Теперь найди 2 палочки одной длины. Какого они цвета?»

30. «Возьми любые 2 палочки и положи их так, чтобы длинная оказалась внизу».

31. Положите параллельно друг другу три бордовые счетные палочки Кюизенера, а справа четыре такого же цвета. Спросите, какая фигура шире, а какая уже.

32. «Поставь палочки от самой низкой к самой большой (параллельно друг другу). К этим палочкам пристрой сверху такой же ряд, только в обратном порядке». (Получится квадрат).

33. «Положи синюю палочку между красной и желтой, а оранжевую слева от красной, розовую слева от красной».

34. «С закрытыми глазами возьми любую палочку из коробки, посмотри на нее и назови ее цвет» (позже можно определять цвет палочек даже с закрытыми глазами).

35.» С закрытыми глазами найди в наборе 2 палочки одинаковой длины. Одна из палочек у тебя в руках синяя, а другая тогда какого цвета?»

36. «С закрытыми глазами найди 2 палочки разной длины. Если одна из палочек желтая, то можешь определить цвет другой палочки?»

37. «У меня в руках палочка чуть-чуть длиннее голубой, угадай ее цвет».

38. «Назови все палочки длиннее красной, короче синей», — и т.д.

39. «Найди две любые палочки, которые не будут равны этой палочке».

40. Строим из палочек Кюизенера пирамидку и определяем, какая палочка в самом низу, какая в верху, какая между голубой и желтой, под синей, над розовой, какая палочка ниже: бордовая или синяя.

41. «Выложи из двух белых палочек одну, а рядом положи соответствующую их длине палочку (розовую). Теперь кладем три белых палочки – им соответствует голубая», — и т.д.

42. «Возьми в руку палочки. Посчитай, сколько палочек у тебя в руке».

43. Из каких двух палочек можно составить красную? (состав числа)

44. У нас лежит белая счетная палочка Кюизенера. Какую палочку надо добавить, чтобы она стала по длине, как красная.

45. Из каких палочек можно составить число 5? (разные способы)

46. На сколько голубая палочка длиннее розовой?.

47. «Составь два поезда. Первый из розовой и фиолетовой, а второй из голубой и красной».

48. «Один поезд состоит из голубой и красной палочки. Из белых палочек составь поезд длиннее имеющегося на 1 вагон».

49. «Составь поезд из двух желтых палочек. Выстрой поезд такой же длины из белых палочек»

50. Сколько розовых палочек уместится в оранжевой?

51. Выложите четыре белые счетные палочки Кюизенера, чтобы получился квадрат. На основе этого квадрата можно познакомить ребенка с долями и дробями. Покажи одну часть из четырех, две части из четырех. Что больше — ¼ или 2/4?

52. «Составь из палочек каждое из чисел от 11 до 20».

53. Выложите из палочек Кюизенера фигуру, и попросите ребенка сделать такую же (в дальнейшем свою фигуру можно прикрывать от ребенка листом бумаги).

54. Ребенок выкладывает палочки, следуя вашим инструкциям: «Положи красную палочку на стол, справа положи синюю, снизу желтую,» — и т.д.

55. Нарисуйте на листе бумаги разные геометрические фигуры или буквы и попросите малыша положить красную палочку рядом с буквой «а» или в квадрат.

56. Из палочек можно строить лабиринты, какие-то замысловатые узоры, коврики, фигурки.

Более подробно с методическими рекомендациями можно ознакомиться в пособии «Развивающие игры и занятия с палочками Киюзенера».

Если предложенных игр-заданий мало, можно выкладывать разные фигуры по картинкам-схемам. Готовые схемы можно найти в книге В.Новиковой и Л.Тихоновой «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал». По данному пособию можно изготовить плоский вариант картонных палочек (вырезать их из цветной вкладки). Если такие картонные полоски наклеить на полоски магнита – то можно будет в них играть, прикрепляя к холодильнику или магнитной доске.

cont.ws