Заикание методы коррекции

Методы коррекции заикания

Методы коррекции заикания – одно из огромных направлений в методах коррекции речи. Все коррекционные воздействия следует начинать только после того, как выставлен диагноз. Симптом – это не болезнь, наличие запинок в речи не сводится к нарушению дыхания. Обычно заикание, как и другая патология речи, определяет область поражения, которую и следует лечить.

Речевые симптомы важно правильно классифицировать. К речевой патологии будут отнесены нарушения устной и письменной речи. Клинические нарушений речи могут быть периферического характера:

Также наблюдаются клинические нарушения центрального характера, когда речевой симптом – только указатель на нарушенные связи в коре головного мозга:

  • — дизартрия
  • — алалия
  • — афазия
  • — эфферентная моторная афазия
  • — дислексия
  • — дисграфия
  • — заикание
  • — брадилалия
  • — тахилалия

Методы коррекции речи будут подбираться согласно месту повреждения, что определяет врач. При некоторых симптомах, есть необходимость в объективных методах исследования, что тоже будет определять врач. И только после вышеуказанного стоит определяться с социально-педагогической помощью.

Существующие нарушения речи весьма многообразны и не ограничиваются перечисленными. Многие из них не подлежат вмешательству логопеда, так как по своему происхождению относятся к компетенции других специалистов.

Методики по заикания делятся на устраняющие вторичную симптоматику и на лечение основного заболевания. Одной из причин возникновения запинки является эмоциональная напряженность, которая возникает за секунды в ситуациях споров, отстаивания своих интересов, публичных выступлений или необходимости привлечь к себе внимание. У детей с заиканием таких ситуаций еще нет, но даже радостные события вызывают чрезмерную волну эмоций.

Научно установлено, что главенствующую роль в методах лечения заикания занимает врач-психотерапевт. Если коррекцию речи начать с непоследовательной работы, она может затянуться на годы. Не стремитесь прибегать к компьютеризированным разработкам, их опасность состоит в невозможности разговаривать в живом общении с людьми, хотя перед экраном монитора все получается! Будьте осторожны при медикаментозном вмешательстве: многие препараты дают быстрый результат, но краткосрочный, и заикание усиливается после окончания курса приема лекарств. Не прибегайте к самолечению, особенно при недостатке знаний об анатомии и физиологии речи! Очень популярны на сегодняшний день форумы и независимые сайты, где можно получить огромное количество рекомендаций по методам лечения заикания. Будьте критичны: то, что подходит одному заикающемуся, может навредить другому. Не теряйте время, обращайтесь к людям с опытом и стажем работы с заикающимися детьми и взрослыми! Самый современный метод лечения заикания: это одномоментная работа двух специалистов – психотерапевта и логопеда.

zaikanie.spb.ru

Современные подходы к коррекции заикания у дошкольников

Заикание считается полиэтиологическим заболеванием и в его возникновении выделяют следующие группы факторов: конституционально-генетические, средовые и коммуникативные. Основу заикания образует триада: речевые судороги, постоянное состояние тревоги и желание скрыть дефект. Такое понимание сущности заикания предопределяет основные подходы к коррекции этого недуга: нормализация мышечной составляющей речевой функции, психотерапевтическое лечение и мероприятия, направленные на расширение коммуникативных возможностей заикающегося, т.е. преимущественно психолого-педагогические методы воздействия и в меньшей степени терапевтические.

Современные методы коррекции заикания чрезвычайно разнообразны и уже сам этот факт говорит о том, что единого, универсального, не существует. Многие методы дают немедленный результат, к сожалению, недолговременный. Основным приемом коррекции заикания считается переход к замедленной или же ритмизированной речи. Этот подход используется достаточно давно в различных модификациях при коррекции заикания как у детей, так и у взрослых. Применяются шепотная, громкая речь; речь плавная, слитная, скандированная, речь с выделением ударных гласных, послоговая и пр. Весьма широкое распространение получила так называемая «логопедическая ритмика» («логоритмика») — сочетание видоизмененной речи с ритмическими движениями, выполняемыми, чаще всего, под музыкальное сопровождение (Самойленко Н.С., 1939; 1941; Лунина З.Е. с соавт., 1948; Чаянова Е.В., 1954; Дресвяников В.И., 1972; Эркман В.А., 1974; Рождественская В.И., Павлова А.И., 1987; Оганесян Е.В., 1981; Волкова Г.А., 1997 и др.). Широко используется видоизмененная речь, положенная в основу программы Лидкомба (Lidcombe Program). По мнению зарубежных авторов, эта программа оказалась весьма эффективной при коррекции заикания у детей дошкольного возраста.

Другим достаточно распространенным подходом, дополняющим использование видоизмененной речи в лечении заикания является психотерапия (Левина Р.Е., 1963; Чевелева Н.А., 1965; Миронова С.А., 1975; Мещерская Л.Н., 1988; Арутюнян Л.З., 1993; Шкловский В.М., 1994; Георгиевская Л.А., 1999; Лохов М.И., Фесенко Ю.А., 2000; Селиверстов В.И., 2000 и др.). В основу психотерапевтического воздействия положено представление о том, что заикание является формой выученного поведения, которое можно изменить. Поэтому усилия психотерапевта должны быть направлены на то, чтобы убедить заикающихся говорить свободно и уверенно, без страха и «торможения». Используются такие приемы, как отвлечение внимания, расслабление и гипноз. Заикающихся обучают говорить медленно, нараспев, одновременно с ритмическими движениями рук или пальцев кисти, что отвлекает от пристального внимания к собственной речи.

В последние годы как у нас в стране, так и за рубежом для коррекции заикания стали использоваться электронные устройства, маскирующие собственную речь (Блудов А.А., Воронцов В.А., 2001; Пахомов Д.В., 2001 и др.). В основу методики Masking auditory feedback — MAF положена гипотеза о том, что заикающиеся могут говорить плавно, когда они не слышат собственную речь. Маскирование может осуществляться «белым шумом», синусоидальными шумами; хорошие результаты были получены при задержке акустической обратной связи и при изменении частоты обратной связи.

К электронным устройствам, применяемым при лечении заикания, относятся и системы электромиографической обратной связи, помогающие пациенту избирательно следить за степенью активности тех или иных мышц, принимающих участие в речевом акте (Лохов М.И., Фесенко Ю.А, 2000).

Достаточно широко в комплексах по коррекции заикания используются различные дыхательные упражнения. Их цель — нормализация деятельности периферических отделов речевого аппарата; выработка правильного диафрагмального дыхания, увеличение продолжительности выдоха, нормализация его силы и постепенности. Для коррекции заикания популярна парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой (1987): основные положения этой гимнастики приняты во всех отечественных руководствах по лечению заикания (Вербовая Н.П. с соавт., 1977; Волкова Г.А., 1997; Белякова Л.И., Дьякова Е.А., 1998).

Отмечается чрезвычайно важная роль родителей при коррекции заикания в домашних условиях, когда они тщательно выполняют рекомендации логопедов и психотерапевтов (Волкова Г.А., 1993).

У нас в стране логопедическая помощь детям с заиканием оказывается преимущественно в специализированных дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Поэтому целесообразно рассмотреть имеющиеся методики логопедической коррекции заикания, использующиеся в таких ДОУ.

Большинство исследователей, занимающихся проблемой устранения заикания, считает наиболее эффективным комплексный метод, включающий в себя ряд лечебно-педагогических мероприятий и воздействующий на различные стороны психофизического состояния заикающегося (Левина Р.Е., 1963; Чевелева Н.А., 1965; Власова Н.А., Беккер К.-П., 1983; Селиверстов В.И., 2000). Комплексный метод предполагает участие в лечебно-педагогическом процессе разных специалистов: логопеда, невропатолога, инструктора ЛФК, психолога или психотерапевта. Весь лечебно-педагогический комплекс по характеру его воздействия условно можно разделить на две составные части: лечебно-оздоровительную и коррекционно-воспитательную, в основе которых лежит изучение особенностей речевой патологии и методы коррекции речи для различных возрастных групп заикающихся.

В ряде дневных стационаров и специализированных детских садов используется метод Н.А.Власовой, включающий логопедические, педагогические, лечебные мероприятия, музыкально-ритмические занятия, пение, психотерапию и работу с родителями. Лечебные мероприятия включают медикаментозную терапию, направленную на нормализацию динамики нервных процессов, общегигиенические и физиотерапевтические процедуры, ЛФК и психотерапию. Лечение дифференцированное (в зависимости от формы заикания), продолжительностью 1,5-2 месяца, дошкольников рекомендуется лечить в учреждениях дневного пребывания, чтобы избежать отрыва их от семьи.

Логопедическая коррекция ведется с использованием различных пособий и построена по принципу от простого к сложному, т.е. от сопряженной и отраженной речи к наиболее сложной — спонтанной эмоциональной, Она проводится по классической схеме, включающей шесть этапов:

1. Подготовительный этап, во время которого проводятся обследование детей и беседы с родителями, уточняются диагностика и логопедическое заключение. Продолжительность этого этапа обычно 2-3 недели.

2. Этап дестабилизации устойчивого патологического состояния (режим молчания, режим шепотной речи). По сути это период разрушения устойчивого патологического состояния путем стирания соответствующей матрицы в долговременной памяти и последующего создания новых связей, приводящих нарушенные процессы к норме. На этом этапе начинается работа над снятием напряжения как во всей мускулатуре, так и в артикуляционной, над постановкой диафрагмального дыхания и навыка подачи голоса. Проводятся безречевые упражнения и игры, дети выполняют указания и при этом молчат, педагог говорит с детьми шепотом. Предлагаются упражнения для развития мимики, орального праксиса, слухового и зрительного внимания, для развития ориентировки в пространстве, общей и мелкой произвольной моторики. Продолжительность этого этапа обычно 3 недели.

3. Этап сопряженной речи.

4. Этап отраженной речи.

5. Этап вопросно-ответной речи.

6. Этап самостоятельной речи.

Как одно из средств формирования речи применяется логопедическая ритмика, которая включает упражнения, способствующие воспитанию внимания и чувства ритма, а также регуляции мышечного тонуса.

Своеобразная система коррекционной работы с заикающимися дошкольниками в процессе их ручной деятельности предложена Н.А.Чевелевой (1965). Устранение заикания при изготовлении детьми каких-нибудь поделок, автор разбивает на 5 периодов.

Первый период, пропедевтический, состоит из 4 занятий, на которых дети слышат немногословную, но логически четкую речь логопеда, ее нормальный ритм. Речь самих детей в этот период ограничена.

На втором периоде (сопровождающая речь, 16 занятий) допускается речь детей по поводу одновременно совершаемых ими действий. Зрительная опора обеспечивает ситуативность речи.

На третьем периоде (завершающая речь, 12 занятий), дети пользуются как сопровождающей речью (элемент предыдущего этапа), так и завершающей, проговаривая уже выполненную работу. Логопед регулирует речь детей и степень усложнения высказываний наводящими вопросами. Осуществляется возможность постепенного перехода к контекстной речи.

Четвертый период (предваряющая речь) включает 8 занятий. Наряду с ранее освоенными формами речи вводится рассказ ребенка о том, что он намерен делать. Развивается умение детей пользоваться речью вне наглядной опоры. При этом в речи появляются фразы сложной конструкции. Дети учатся последовательно и грамматически правильно излагать свои мысли, употреблять слова в их точном значении.

Пятый период (5 занятий) представляет собой закрепление навыков самостоятельной развернутой, конкретной речи. Дети рассказывают обо всем процессе изготовления поделки, задают вопросы, отвечают на них, высказываются по собственному желанию и т.д.

Если методика Н.А.Чевелевой предусматривает возможность использования в устранении заикания одного раздела «Программы воспитания и обучения в детском саду» (а именно в процессе ручной деятельности), то система С.А.Мироновой (1975) предусматривает возможность использования в целом программы средней, старшей и подготовительной групп в процессе преодоления заикания у дошкольников. Коррекционное воздействие на заикающихся детей осуществляется на занятиях по принятым разделам: «Ознакомление с окружающей природой», «Развитие речи», «Развитие элементарных математических представлений», «Рисование, лепка, аппликация, конструирование». В программу вносятся изменения, связанные с речевыми возможностями детей (частичное использование материала предыдущей возрастной группы, перестановка программных задач, удлинение сроков изучения более трудных тем). Коррекция заикания проводится по квартально.

Коррекционные задачи первого квартала состоят в обучении навыкам пользования простейшей ситуативной речью.

Коррекционные задачи второго квартала заключаются в закреплении навыков пользования ситуативной речью и в постепенном переходе к элементарной контекстной речи в обучении рассказыванию по вопросам логопеда и без них. Большое место занимает работа над фразой (конструирование вариантов фраз, грамматическое оформление фраз, построение сложно-подчиненных конструкций и т.п.).

Коррекционные задачи третьего квартала состоят в закреплении навыков пользования усвоенными ранее формами речи и в овладении самостоятельной контекстной речью. Дети учатся пересказу и составлению самостоятельного рассказа. Увеличивается речевая практика детей в сложной контекстной речи.

Коррекционные задачи четвертого квартала направлены на закрепление навыков пользования самостоятельной речью различной сложности. Большое место занимает работа над творческими рассказами. Наглядный материал почти не применяется. В речи дети опираются не только на вопросы логопеда (относящиеся к процессу предстоящей работы, задуманной самими детьми), но и на собственные представления, высказывают суждения, делают выводы.

Некоторые авторы в основе коррекционной работы с заикающимися дошкольниками используют систему игр (дидактических, с пением, подвижных, игр-драматизаций, творческих). Так, например, Г.А.Волкова (1997) считает игровой метод наиболее перспективным в коррекции заикания у дошкольников, так как именно в игре дети осваивают опыт межличностных отношений, происходит коррекция отклонений в поведении и формирование личности. В предложенной автором методике реализован принцип последовательного усложнения речевых упражнений. Коррекционная работа включает в себя следующие этапы:

Режим ограничения речи (1 неделя молчания и 2 недели шепотной речи). Основная задача этого периода — затормозить патологический стереотип речи (судорожную речь).

Сопряженная речь (4-5 недель). На этом этапе идет отработка новых речевых стереотипов на облегченной форме речи.

Отраженная речь (4-5 недель). В этот период, как и на следующих этапах, совершенствуется плавная бессудорожная речь.

Вопросно-ответная речь. Этот этап работы делится на два подэтапа: период простых вопросов, когда вопрос строится так, чтобы ребенок мог ответить на него, используя слова, содержащиеся в вопросе (4-6 недель); и период «проблемных» вопросов, включающих в себя слова «почему», «зачем», «для чего» и т. п. (4-6 недель).

Самостоятельная речь (8-14 недель).

Продолжительность каждого из этапов работы здесь обусловлена тем, что дети находятся в условиях речевой группы детского сада в период с сентября по июнь.

Интересные игры и игровые приемы предложены для логопедических занятий с заикающимися детьми И.Г.Выгодской (1984), Е.Л.Пелленгер и Л.Н.Успенской (1995). Игры и игровые приемы соответствуют задачам последовательных этапов логопедических занятий с детьми и способствуют обучению релаксации; проведению режима относительного молчания; воспитанию правильного речевого дыхания; общению короткими фразами; активизации развернутой фразы; свободному речевому общению.

В ряде дошкольных учреждений при исправлении речи заикающихся применяется система, разработанная в лаборатории логопедии Института дефектологии (Мещерская Л.Н., 1988), построенная на материале программы ДОУ, но с самого начала предполагающая пользование самостоятельной связной речью. Постепенно самостоятельная речь усложняется за счет уменьшения наглядного содержания. В процессе работы используются дидактические игры и элементы ручной деятельности.

Большой интерес представляет система коррекции заикания, предложенная Л.З.Арутюнян (1993). Особенностью методики является синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки, определяющими ритмико-интонационный рисунок фразы. И хотя эта методика первоначально создавалась для коррекционной работы с подростками и взрослыми, но «год от года все большее число логопедов применяет в работе с дошкольниками эту методику» (Яковлев С.Б., 1999). Логопедическая и коррекционно-воспитательная работа включает в себя следующие этапы:

Подготовительный этап (6 недель). Задачи этого этапа следующие: обследование детей; проведение режима ограничения речи в целях дестабилизации устойчивого патологического состояния; развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики; обучение приемам релаксации; развитие диафрагмального дыхания; обучение мягкой атаке голоса; развитие ритмико-интонационной стороны речи.

Этап синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки (7-8 недель). На данном этапе перед логопедом стоят следующие задачи: формирование нового речедвигательного навыка («речь должна пройти через руку»); продолжение работы, начатой на подготовительном этапе, по развитию обшей, ручной, артикуляционной моторики, голоса, дыхания, просодических компонентов речи; продолжение работы по нормализации мышечного тонуса.

Этап автоматизации нового речедвигательного навыка у детей (6 месяцев), состоящий из двух подэтапов:

— первичного закрепления нового речедвигательного навыка на речевом материале различной сложности, по принципу «от простого к сложному», продолжается работа по реализации задач предыдущего этапа;

— закрепления нового речедвигательного навыка в самостоятельной речи. На этом этапе автоматизация протекает в процессе усвоения программного материала, в условиях естественного общения детей (общение детей с сотрудниками детского сада в ходе экскурсий по учреждению; выступление перед детьми других групп на детских праздниках, концертах; посещение детьми школы, поликлиники, магазинов как с педагогами, так и с родителями).

Методика В.И.Селиверстова (2000), рассчитана для логопедической работу с детьми в медицинских учреждениях (в амбулаторных и стационарных условиях). Автор исходит из принципа, что единой для всех заикающихся системы речевых упражнений быть не может, так как клиника заикания различна. Особое внимание автор уделяет связи логопедической работы с задачами воспитания и общего развития заикающихся детей. Обращается внимание на необходимость использования технических средств в коррекционной работе с заикающимися.

Подводя итог обзора литературы, следует отметить, что само многообразие методик свидетельствует о сложности проблемы и, к сожалению, о весьма высоком проценте неудовлетворительных результатов лечения заикания. Современные методы и приемы устранения заикания нередко недостаточно патогенетически обоснованы, что приводит к низким результатам коррекционной работы. В подходе к использованию тех или иных приемов наблюдаются противоречия, отсутствует единый методологический подход.

superinf.ru

Независимый сайт о заикании

Современные методы коррекции заикания

Становлению современного комплексного подхода к коррекции заикания предшествовала разработка различных методов и путей преодоления этого заболевания. Несмотря на многовековую историю изучения и лечения нарушений речи, заикание — одно из заболеваний, механизмы которого к настоящему времени не до конца изучены и объяснены. Следует отметить, что механизмы заикания неоднородны.

В одних случаях заикание трактуется как сложное невротическое расстройство, которое является результатом «сшибки» нервных процессов в коре головного мозга, нарушения корково-подкоркового взаимодействия, рас-стройства единого авторегулируемого темпа речевых движений (голоса, дыхания, артикуляции).

В других случаях — как сложное невротическое расстройство, явившееся результатом зафиксированного рефлекса неправильной речи, первоначально возникшей вследствие речевых затруднений разного генеза.

В-третьих — как сложное, преимущественно функциональное расстройство речи, появившееся вследствие общего и речевого дизонтогенеза и дисгармоничного развития личности.

В-четвертых — механизм заикания можно объяснить органическими поражениями центральной нервной системы. Методики преодоления заикания разрабатывались авторами на основе различного понимания ими этого нарушения речи. Многочисленность методических подходов к преодолению этой патологии объясняется сложностью ее структурных проявлений и недостаточным уровнем знаний о ее природе.

Научные исследования, основанные на экспериментальном и клинико-психологическом изучении заикающихся, позволили сформулировать ценные теоретические и практические положения, определить место логопедии и различных лечебных мероприятий в комплексной системе лечения.

В настоящее время не вызывает сомнений целесообразность дифференцированного и индивидуального подхода к заикающимся разных возрастных категорий с учетом сложной структуры и этиопатогенеза речевого нарушения. Необходимо отметить, что до настоящего времени исследователями высказываются различные, а иногда и прямо противоположные точки зрения на эту речевую патологию. Большинство исследователей и практиков, работающих над данной проблемой, все же придерживаются мнения о необходимости комплексного изучения и лечения этого нарушения речи, выбора тех или иных приемов комплексной терапии. В этих условиях возникает необходимость поиска единых концептуальных основ взаимодействия специалистов, координация их деятельности.

При реабилитации заикающихся в настоящее время используется комплексный подход, поскольку нарушение плавности речи связано с целым рядом причин как биологического, так и социально-психологического характера. Во-первых, это сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, которая направляется на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитание личности заикаю-щегося и оздоровление организма в целом.

Во-вторых, комплексный подход включает систему четко разграниченных, но согласованных между собой средств воздействия разных специалистов. Это предусматривает совместную работу врача, логопеда, психолога, ритмиста, специалиста по функциональной диагностике, физиотерапевта и социального работника.

В настоящее время в специальной литературе представлены как некоторые приемы логопедической работы с заикающимися (освещающие только отдельные стороны интересующей нас проблемы), так и ряд комплексных реабилитационных систем, концептуальной базой которых является учет особенностей психофизического развития пациента, этиологии, механизмов и симптоматики нарушения, включающих речевые, психологические, моторные, возрастные особенности данного контингента больных.

При невротической форме заикания терапевтические воздействия должны быть направлены на снижение возбудимости эмоциогенных структур мозга, что может достигаться с помощью сочетания медикаментов и различных психотерапевтических приемов (стресс-терапия, гипноз, аутогенная тренировка). Логопедические занятия на этом фоне проходят значительно эффективнее.

Заикающиеся с неврозоподобной формой речевого дефекта нуждаются в длительных коррекционно-педагогических воздействиях, способствующих развитию регулирующих функций мозга (стимуляция внимания, памяти и других психических процессов), в специальном медикаментозном лечении, направленном на редукцию последствий раннего органического поражения мозга. Логопедические занятия для этой группы заикающихся должны быть регулярными в течение значительного времени. В комплекс лечебных и психологических воздействий обязательно включают методы, направленные на ритмизацию движений.

Таким образом, в тех случаях, когда нервные механизмы заикания связаны с органо-функциональным поражением моторных структур мозга, нормализация в функциональной системе речи должна идти за счет выработки новых речедвигательных рефлексов, в то время как при невротическом заикании лечение направляется на восстанов-ление и укрепление имеющихся речевых моторных автоматизмов, приобретенных в раннем речевом онтогенезе. Поскольку у заикающихся имеются специфические нарушения плавности речи, особенности темпоритмической ее организации, а также изменения в моторной сфере, касающиеся динамического праксиса и музыкально-ритмических способностей, это обусловливает необходимость формирования ритмоинтонационной организации устной речи, являющейся одним из важ-ных звеньев в комплексном методе коррекции заикания.

Неоднозначность взглядов исследователей на результаты лечения обусловлена различными подходами к определению оценок и критериев эффек-тивности коррекции этого нарушения речи.

Эффективность коррекции заикания определяется рядом факторов:

• характером дефекта и степенью выраженности его симптоматики (речевых, моторных и нервно-психических особенностей);
• сроками начала коррекционного воздействия и его продолжительностью;
• комплексностью воздействия;
• адекватностью выбранных методик коррекционного воздействия, учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся и др.; установкой на учение.

Высокая пластичность центральной нервной системы, выбор правильных средств и методов воздействия и другие факторы определяют в основном благоприятную перспективу процесса коррекции заикания.

Таким образом, в вопросах преодоления заикания исследователи до сих пор высказывают различные точки зрения, из которых, на наш взгляд, наиболее правильной представляется та, которая предусматривает комплексный медико-педагогический и психологический подход к проблеме реабилитации заикающихся.

Поварова И.А.
Коррекция заикания в играх и тренингах

Речевое дыхание является произвольным и значительно отличается от дыхания в покое — физиологического дыхания вне речи. Наиболее благо-приятные условия для работы голосового аппарата создаются при нижнереберном дыхании, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы. Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы, т. е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Постановка диафрагмального дыхания проводится на фоне мышечного расслабления. Упражнения начинают с положения лежа. В дальнейшем диафрагмальный тип дыхания целесообразно тренировать при выполнении физических упражнений (ходьба, наклоны туловища и т. п.). Небезуспешно в работе с заикающимися используется парадоксальная дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой, где внимание уделяется короткому вдоху. В то же время в работе с заикающимися над речевым дыханием основное их внимание и инструкции должны касаться выдоха.

Большинство заикающихся в процессе речевого общения испытывают чувство тревоги, неуверенность, страх. Им свойственна нарушение равнове-сия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повы-шенная эмоциональность. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации становятся избыточными для их нервной системы, вызывают нервное напря-жение и усиливают внешние проявления заикания. Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в основном обеспечивается общим мышечным расслаблением. И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя. Эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц.

Хорошая дикция — основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей — языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки. Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики). Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.

stuttering.su

Форум о заикании

Stuttering — Независимый сайт о заикании

Способы коррекции заикания в США и России (курс.работа)

Описание: Обсуждение различных методик лечения заикания.
Общение с представителями и авторами методик.
Модераторы: Inkognito, Skif

нашла курсовую работу по заиканию, заинтересовали способы лечения заикания в США и также для сравнения есть информация о лечении заикания в России

Рассмотрим способы коррекции заикания, применяемые в США. Существует множество методов коррекции – от традиционных до использующих йогу. Логопеды применяют их как по отдельности, так и в сочетании друг с другом. Все методы делятся на две категории: служащие для коррекции заикания и для увеличения плавности речи.

Методы коррекции заикания:

1. Релаксация. Пациентов учат дифференцированно расслаблять разные группы мышц, включая те, которые обеспечивают функцию речи.

2. Легкий контакт согласных. Пациентов учат произносить согласные звуки, которые, как они ожидают, будут для них трудны, с очень легким контактом органов артикуляции.

3. «Отмена», «растягивание» и «подготовка к ожидаемому блоку». Автор обратил особое внимание на страхи и волнения пациента, уклонения от трудных речевых ситуаций. Согласно методу «отмены», слово, которое вызывает заикание, следует повторить. Таким образом, пациенты понимают, что они могут научиться уменьшать количество запинок, не избегая их. Затем пациентов учат методу «растягивания» (при запинке на слове нужно закончить его с относительно плавным, контролируемым растягиванием звуков). Далее используется метод «подготовки к ожидаемому блоку». С его помощью пациенты учатся расслабляться перед произнесением «трудных» слов. Затем пациентам предлагают использовать эти методы в обратном порядке: перед произнесением «трудного» слова они должны начать «подготовку к ожидаемому блоку». Если это им не удается и появляется блокирование, они должны попробовать «растягивание». Если и это не получается, пациенты используют «отмену». В результате правильные речевые навыки закрепляются в разнообразных разговорных ситуациях.

4. Медленная, растянутая речь или замедление скорости с использованием устройства задержки акустической обратной связи.

5. Улучшение функционирования голосовых связок. Пациенты учатся контролировать поток воздуха и начинать пассивный выдох до начала произнесения фразы. В другом варианте пациенты обучаются контролировать начало произнесения фразы (используя устройство обратной связи) и делать это в очень мягкой форме.

6. Улучшение координации дыхания и речи.

7. Лекарственные методы и иглотерапия. Для уменьшения судорог используются такие лекарства, как бетаникол, карбамазепин, кломипрамин, верапамил и халоперидол. Их применение очень ограничено из-за их побочных эффектов (сонливость и тошнота). Многообещающие результаты дают прозак, золофт, паксил, лювокс и селекса. Они влияют на уровень допамина и могут помочь в уменьшении навязчивого контроля над речью при заикании.

Методы увеличения плавности речи:

1. Подкрепление условных рефлексов. Примером является программа Лидкомби, успешно используемая для лечения маленьких детей. Она была разработана группой исследователей под руководством профессора Онслоу из Австралии. Коррекция речи производится родителями в повседневной жизни. Комментируется как плавная речь ребенка («Какая плавная речь!»), так и речь в момент заикания («Ты можешь повторить эту фразу?»). Плавная речь комментируется в пять раз чаще, чем речь с заиканием. В начале лечения комментарии делаются раз в день в процессе 10-минутного диалога, позднее — в течение дня в различных ситуациях. Кроме того, родители учатся ежедневно измерять степень тяжести заикания ребенка по шкале от 1 до 10 (1 —отсутствие, 10 — тяжелая форма). При каждом визите в клинику логопед и родитель сравнивают результаты прошлой недели, чтобы выяснить эффективность лечения.

2. Уменьшение порога чувствительности к заиканию — десенсибилизация. Десенсибилизация наступает, когда человек заикается открыто и без чувства стыда и неловкости. После релаксации пациента логопед создает многократные речевые ситуации, не вызывающие сильного волнения. Когда пациент перестает реагировать на них, предлагаются ситуации более эмоционально значимые. Процесс повторяется до тех пор, пока пациент не перестает тревожиться даже в самых трудных, приближенных к повседневной жизни ситуациях.

3. «Эмоциональный поток» — взрывная терапия. Пациентам предлагают либо начать заикаться сильнее, чем обычно, либо повторять начальные звуки слов. Это делается для увеличения осознанного поведения во время судорог и желания больше не скрывать свое заикание [1].

Возвращаясь к российским методам, целесообразно рассматривать их в зависимости от характера рекомендуемых средств воздействия на заикающегося — медицинского или педагогического. В одном случае это лечебные меры (терапевтические, хирургические, ортопедические, психотерапевтические), в другом — меры воспитания и обучения (дидактические приемы) и, наконец, в третьем — различные сочетания лечебного и педагогического воздействия.

В настоящее время принято применять комплексный подход, т.к. он является максимально эффективным. Под современным комплексным подходом к преодолению заикания понимается лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизического состояния заикающегося разными средствами и усилиями разных специалистов. В комплекс лечебно-педагогических мероприятий входят лечебные препараты и процедуры, лечебная физкультура, психотерапия, логопедические занятия, логопедическая ритмика, воспитательные мероприятия. Цель их — оздоровление и укрепление нервной системы и всего организма в целом; избавление ребенка от неправильного отношения к своему речевому дефекту, устранение или ослабление речевых судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики и речи; социальная реадаптация и адаптация заикающегося. В настоящее время делаются попытки глубже изучить индивидуальные психологические особенности заикающихся [20].

Весь лечебно-педагогический комплекс по характеру воздействия на заикающихся можно условно разделить на две составные части: лечебно-оздоровительную и коррекционно-педагогическую. Основными задачами лечебно-оздоровительной работы, которую проводит врач, являются: укрепление и оздоровление нервной системы и физического здоровья заикающегося; устранение и лечение отклонений и патологических проявлений в их психофизическом состоянии (ослабление или снятие речевых судорог, расстройств вегетативной нервной системы, нарушений моторики и др.)

Основной задачей коррекционно-педагогической работы, которую преимущественно проводит логопед, является: устранение речевых дефектов (перевоспитание неправильной речи) и психологических особенностей заикающихся. Логопед организует содружественную медико-педагогическую работу необходимых специалистов (врачей, воспитателей, ритмиста, инструктора по ЛФК, музыкального работника и др.), использующих свои методы и средства при воздействии на заикающихся [21].

Все перечисленные воздействия и мероприятия в большинстве случаев осуществляются одновременно или оздоровительная часть комплекса предшествует работе над речью. Рассмотрим каждое из них в отдельности.

Оздоровление нервной системы и всего организма заикающегося важно потому, что это создает более благоприятные предпосылки для работы над речью. Так, в результате лечения общего невроза и связанных с ним вегетативных проявлений у заикающихся заметно ослабевает страх перед речью (лого- и звукофобии), наступает состояние внутреннего облегчения, успокоения, улучшается настроение и как следствие всего этого — возрастает вера в возможность преодоления заикания. Эта часть воздействия осуществляется врачом-невропатологом в тесном контакте с родителями (в плане практической реализации назначений) и предусматривает использование различных медикаментозных средств и физиотерапевтических процедур.

Исключительно важную роль в деле нормализации нервной системы заикающегося играет и правильный режим дня, предполагающий рациональное чередование труда и отдыха, достаточный по количеству и полноценный по качеству сон, полноценное питание, достаточное пребывание на воздухе, занятия спокойными видами спорта и т. п. В организации для ребенка такого режима совершенно неоценима роль родителей, без активной помощи которых здесь просто не обойтись.

Помимо всего сказанного, очень важно и своевременное лечение возможных соматических (телесных) заболеваний, поскольку наличие их у ребенка (особенно в случаях хронического течения) ослабляющим образом действует как на его нервную систему, так и на весь организм в целом, что в свою очередь отрицательно сказывается на состоянии речевой функции и затрудняет преодоление заикания [16].

Психотерапия в комплексе лечения заикания занимает существенное место. Основная задача психотерапии — оздоровление психики заикающегося.

Оздоравливающее воздействие на заикающегося оказывает косвенная и прямая психотерапия. Под косвенной психотерапией понимается обстановка, окружающая природа, коллектив, отношение обслуживающего персонала, режим, игры и многое другое.

Прямая психотерапия — лечебное воздействие словом в виде разъяснения, убеждения, внушения и обучения. В психотерапии различают два основных вида воздействия словом: 1) рациональную (по Дюбуа), или разъяснительную (по В. М. Бехтереву), психотерапию; 2) суггестивную терапию, в которой выделяются внушение в бодрствующем состоянии, во сне (гипноз) и самовнушение (аутогенная тренировка).

Для маленьких детей рациональная психотерапия выражается в использовании разнообразных игровых приемов, красочного дидактического материала, труда, музыки, ритмики и пр. Эти формы психотерапии тесно смыкаются с психопрофилактикой и психогигиеной.

Многие специалисты, работая с заикающимися детьми, используют игры и упражнения, которые помогают расслабить мышцы рук, предплечья, шеи, ног, лица.

Среди активизирующих методов психотерапии значительное место занимают функциональные тренировки. Они представляют собой тренировку нервных и психических процессов, укрепление активности и воли [7].

Все виды психотерапии заикания направляются на устранение психогенных нарушений (страха речи и ситуаций, чувства ущемленности и подавленности, навязчивой фиксации на своем речевом расстройстве, многообразных переживаний в связи с этим и пр.) и на перестройку у заикающегося измененного под влиянием дефектной речи социального контакта с окружающими; на формирование умений владеть собой и своей речью, на перестройку своих личностных качеств.

Психотерапия направлена в основном на преодоление психических симптомов заикания, но в результате их исчезновения или ослабления значительно уменьшаются и проявления речевой судорожности. Поэтому не случайно одним из основных условий избавления от заикания считается полное исчезновение фобий [16].

Лечение невротических проявлений может быть успешным только в условиях постоянного взаимодействия пациента со специалистом – логотерапевтом, так как для достижения успеха необходимо видоизменить в благоприятном направлении ряд особенностей характера, сформировавшихся на фоне трудностей речевого общения и препятствующих нормализации речи [18].

Обязательным условием для использования любых приемов психотерапевтического воздействия является предварительное изучение заикающегося, проникновение в его внутренний мир, понимание всей сложности его душевных переживаний, его отношения к дефекту, особенностей взаимоотношений с окружающими людьми, условий жизни и быта и т. п. Лишь в этом случае молено полностью избежать совершенно недопустимого воздействия «невпопад» и рассчитывать на достаточную эффективность психотерапии. Само собою разумеется, что психотерапевт должен обладать в глазах заикающегося достаточным авторитетом и что само его отношение к заикающемуся должно быть глубоко человечным. Всякого же рода формальные внушения, «внушения ради внушений» действуют раздражающим образом и поэтому приводят к негативным последствиям.

В отношении детей дошкольного возраста, у которых психические симптомы заикания отсутствуют или пока еще не получили своего полного развития, психотерапия должна носить, если можно так выразиться, действенно-предупреждающий характер. Это значит, что для заикающегося ребенка нужно постараться создать в семье и в детском учреждении такие условия жизни, которые дали бы ему реальную возможность чувствовать себя хорошо и спокойно и тем самым способствовали бы предупреждению появления связанных с заиканием переживаний.

Кроме того, в отношении детей дошкольного возраста все более и более внедряются в практику и специальные приемы игровой психотерапии, сказкотерапии, психотерапии посредством рисунка и пр. [16].

В игровой деятельности формируется умение управлять своим поведением через освоение в процессе игр правил, выработанных взрослыми. Следовательно, игровая деятельность становится средством воспитания детей под влиянием целенаправленного, преднамеренного руководства. Это свойство игровой деятельности позволяет использовать её и в коррекционной работе с заикающимися детьми. Охарактеризуем виды игр и их положительное влияние на заикающихся.

1. Разнообразные дидактические игры на развитие слуха, дыхания, голоса, звукоподражания, игры с разборными игрушками: матрешками, бочонками, пирамидами, шарами, башенками с кольцами, домино, лото, игры с куклами и т. д. — развивают зрительное и слуховое восприятие, внимание, мелкую моторику, подражательность, произвольную память и на простом речевом материале знакомят детей с разными образцами речи, данными логопедом.

2. Для заикающихся детей полезны игры с пением — хороводы и игры-инсценировки. В них широко используются плясовые, хороводные мелодии с ярким мелодическим началом и простой песенно-ритмической основой. В этих играх у детей развивается умение владеть своим телом, соотносить темп и ритм движений с темпом и ритмом музыки, выразительность движений — с характером музыкального сопровождения. Воспитание указанных умений положительно влияет на речь. Игры с пением развивают у детей произвольное поведение, нормализуют переключаемость процессов возбуждения и особенно торможения, поскольку движение организуется в соответствии с музыкой во времени и в пространстве. При исполнении роли ребенку необходимо отобрать нужный «запас» движений, своевременно их применить, затормозить ненужные в данный момент. Это способствует воспитанию находчивости, инициативы, воли и умению планировать ряд последовательных движений [18].

3. С заикающимися детьми проводятся игры средней и малой подвижности, чтобы не нарушать у детей темпа дыхания и речи. Мы выделяем подвижные игры с простыми движениями, подвижные игры с сюжетом и спортивно-развлекательные. В играх с простыми движениями с мячом, обручем, лентой, флажками дети передают общий характер движений, реагируют на одни сигналы и удерживаются от других, координируют движения рук, ног, сочетают движения с речью.

Подвижные игры с сюжетом могут быть с равноправными участниками и с отношениями управления-подчинения. В первом случае каждый заикающийся вносит посильную долю в общую игру, во втором— требования к поведению каждого играющего повышаются, выявляя у детей организаторские качества. Подвижные игры спортивно-развлекательного характера (кегли, бабки, игры с мячом, шарами) проводятся для закрепления активного поведения и речи, они способствуют свободному общению детей и вне игровой деятельности.

Все подвижные игры с правилами воспитывают у детей организующее поведение, самостоятельность, инициативу, выдержку, решительность, чувство товарищества. Под воздействием логопеда, отмечающего, кто как играет, кто помогает другому, а кто стремится выиграть только сам, у детей появляется понимание роли организатора игр, стремление к повышению своей игровой активности. Дети соблюдают правила игры, сознательно их изменяют, дополняют, стараются справедливо распределять роли, быть выдержанными и объективными при оценке результатов игры и игровом поведении товарищей. В силу этого подвижные игры с правилами положительно влияют на личность заикающегося, способствуя мягкой коррекции ее отклонений.

4. В играх-драматизациях (стихотворного текста, прозы, в настольный, пальчиковый театр) слово связано с действиями персонажей, с рисованием, конструированием декораций, с целенаправленной сценической атрибутикой [5].

В данных играх разыгрываются готовые тексты. Поэтому логопед отбирает из произведений детской литературы тексты, имеющие воспитательную ценность, отличающиеся динамизмом, насыщенностью, глагольной лексикой, четкой последовательностью событий и действий, художественной выразительностью языка, простотой построения фразы. Дети участвуют вначале в хоровой драматизации, затем переходят к индивидуальному проговариванию роли с помощью логопеда и самостоятельно [14].

5. Творческие игры отражают высокий уровень самостоятельности и самоорганизации детей в деятельности. У заикающихся детей эти качества воспитываются вначале в творческих играх по предложению логопеда (взрослого), затем по замыслу самих детей.

Главным моментом творческой игры является выполнение роли. Ребенок создает образ действиями, словом в процессе общения с другими участниками игры. Поэтому творческие игры формируют у заикающихся детей умение выполнять правила поведения в той или иной взятой на себя роли и вне ее, соблюдать требования партнерства, разрешать возникающие конфликты.

Творческие игры обогащают социальный опыт заикающихся детей, способствуют воспитанию и развитию у них активного поведения, самоорганизации в любой деятельности, и прежде всего в речевой [5].

Игровая психотерапия направлена на обеспечение «отреагирования», то есть на создание для ребенка условий, дающих ему возможность осуществить в ходе игры эмоциональную разрядку и «реализовать нереализуемое». Соответствующим образом подобранные сказки, направленные на «непринудительное воспитание» желательных личностных качеств, также способны оказать глубокое психотерапевтическое воздействие на ребенка. Что же касается психотерапевтической роли рисунка, то она проявляется, например, в следующем: если ребенок несколько раз нарисует «предмет своего страха», то в дальнейшем это избавит его от подобных переживаний. Важность использования таких видов психотерапевтического воздействия на заикающихся дошкольников трудно переоценить, потому что упущенная в этом возрасте возможность коррекции нежелательных с точки зрения заикания личностных качеств ребенка позднее обернется необходимостью затраты несравненно больших и к тому же менее результативных усилий на преодоление вторичных психических наслоений у подростков и взрослых.

Работа над речью — часть комплексного метода преодоления заикания, реализуемая логопедом при активном участии самого заикающегося и его ближайшего социального окружения.

С детьми дошкольного возраста работа строится на простом подражании плавной и неторопливой речи логопеда, а затем и окружающих ребенка взрослых людей. Все занятия проводятся в непринужденной игровой форме, причем игры берутся самые разнообразные, с учетом возраста детей. Широко используется в ходе логопедических занятий и различная ручная деятельность детей, состоящая в изготовлении несложных поделок и сопровождаемая неторопливой речью. Все эти занятия вызывают у детей живой интерес. Они бывают при этом в приподнятом настроении и часто даже не подозревают о том, что с ними проводится какая-то специальная работа. Все это как нельзя лучше способствует успешному преодолению заикания.

Поскольку при заикании нарушается темп и ритм речи, то в дидактической части комплексного метода существенное место отводится логопедической ритмике: проводятся плавные, неторопливые движения под музыку, сопровождаемые речью, что наилучшим образом способствует преодолению речевой судорожности [16].

Наиболее адекватным стилем общения с ребёнком некоторые авторы [8] считают полный стиль произношения. Полный стиль возможен при четком проговаривании ударных и безударных слогов, когда гласные слегка протягиваются и произносятся более отчетливо, чем обычно, хотя различие между ударными и безударными слогами сохраняются. Подтверждение этому можно найти, например, в работах С.Н. Цейтлин, много лет посвятившей исследованию детской речи [24]. Автор пишет о специфичном языке, с помощью которого мать общается с ребенком. На Западе такой язык получил название motherese, что означает материнский. Также в последнее время вошел в употребление термин child direct speech, или речь, адресованная ребенку. Она отличается от обычной тем, что мать в процессе разговора с ребенком даже самого младшего возраста старается правильно строить предложения, не перестраивает высказывание на ходу, говорит четче, не прерывается на середине фразы. Такая речь имеет общие черты с полным стилем произношения, и использование последнего в общении с ребенком будет адекватно.

После усвоения навыка плавной речи непосредственно на логопедических занятиях в дальнейшем этот навык переносится и в другие жизненные ситуации. Ребенок постепенно приучается пользоваться такой речью дома, в школе, в разговоре со знакомыми и незнакомыми людьми. С этой целью проводится специальная тренировка речи в обычных жизненных ситуациях (обращение в присутствии логопеда с вопросами к незнакомым людям, коллективный (вместе с логопедом) поход в магазин с целью самостоятельной покупки каких-либо продуктов или товаров и т. п.). На последних этапах работы предусматриваются и специальные упражнения в так называемой эмоциональной речи, при которой соблюдение речевых правил требует от заикающегося значительно больших волевых усилий (например, свободный рассказ о каком-то волнующем ребенка событии, о понравившемся ему фильме и др.) [16].

Однако у большинства детей с заиканием есть отклонения и в других компонентах языковой системы: дети испытывают лексические затруднения, имеют характерные грамматические и фонетические ошибки, что отражается в связной речи и сказывается на ее качестве. Для многих детей характерна недостаточная сформированность внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики. Поэтому основными задачами в работе логопеда и воспитателя можно назвать всестороннюю коррекцию не только речи, но и тесно связанных с нею неречевых процессов [3].

Прогноз преодоления заикания зависит от многих условий, в первую очередь от его механизмов, от сроков начала комплексного воздействия и полноты его применения, от возраста и т. д. Можно считать, что чем моложе возраст, чем активнее и жизнерадостнее общее поведение, чем меньше отделов речевого аппарата захвачено судорогой и чем слабее сама судорога, чем меньше психических наслоений, тем прогноз благоприятнее. Для заикания, развивающегося на почве врожденного отягчения или приобретенной нейропатии, а также появившегося без видимых внешних воздействий, предсказание менее благоприятно. Здесь часты рецидивы. Успешнее устраняются судороги дыхательные, чем голосовые, клонические формы исчезают легче, чем тонические. На них легче воздействовать через II сигнальную систему, чем на тонические, характерные для возбуждения подкорки, которая труднее поддается указанному воздействию. Прогноз в значительной степени зависит от личности ребенка, от личности и мастерства логопеда.

Наиболее благоприятным является возраст 2—4 года (легче создать благоприятные условия, небольшой стаж за икания). Наименее благоприятным оказывается возраст 10—16 лет, пубертатный период (обостренная психическая ранимость, стремление к свободе, самостоятельности, нелюдимость и другие отрицательные личностные качества). Не редко исчезнувшее заикание потенциально сохраняется и готово проявиться при возникновении неблагоприятных условий.

В большинстве случаев прогноз при заикании благоприятный и социальная адаптация заикающихся осуществляется в достаточно высокой степени [12].

Выбор рациональных путей коррекции имеет особое значение в начальной стадии развития заикания, т.к. зависит от индивидуальных особенностей заикающегося и тяжести его заикания, от особенностей всего лечебно-педагогического комплекса и методики логопедической работы и даже от выбранной системы оценок результатов этой работы. Успешное преодоление сопряжено с систематической, тщательно скрупулезной и довольно длительной работой, требующей усилий со стороны и специалистов и самих заикающихся. И результат такой совместной, направленной работы позволяют оптимистично смотреть на возможность преодоления заикания [11].

Заикание — расстройство темпа и ритма речи, проявляющееся ее прерывистостью, непреднамеренными паузами, повторами, судорожными движениями мышц, участвующих в речевом акте, дополнительными движениями в мышцах лица, шеи и конечностей. При заикании ребенок либо не может начать слово, либо судорога возникает во время произнесения слова и тогда звуки растягиваются, либо эти расстройства комбинируются [23].

Заикание чаще всего возникает в детском возрасте, в период от 3 до 5 лет, когда ребёнок овладевает фразовой речью. В этот период к его ещё не вполне созревшему аппарату предъявляются повышенные требования, и поэтому он бывает особенно подвержен разного рода «поломкам». Большинство детей проходят этот этап речевого развития благополучно, у некоторых же развивается заикание [16].

Выделяют функциональное и органическое заикание. Органическое заикание возникает только при органических поражениях центральной нервной системы, встречается достаточно редко и может появиться в любом возрасте.

Наиболее часто встречается функциональное заикание, без каких-либо органических поражений в речевых механизмах центральной и периферической нервной системы. Возникает оно, как правило, внезапно, под влиянием психической травмы у легковозбудимых детей.

Специалисты различают три степени заикания (легкое, среднее и тяжелое), хотя четких критериев определения степеней нет. В первом случае заикание чуть заметно и не мешает общению, при тяжелом заикании — из-за длительных судорог общение становится невозможным. По мере того, как болезнь прогрессирует, появляются дополнительные, самые разнообразные движения в мышцах лица, шеи и конечностей. Это может быть зажмуривание, моргание, напряжение мышц шеи, притопывание ногами и т. п. Постепенно появляется страх речи (логофобия), что еще больше усиливает заикание. Ребенок осознает свой дефект, начинает стыдиться заикания, во время речи краснеет, потеет.

Большинство исследователей заикания отмечают сложный системный характер этого заболевания, возникновение которого связано как с биологическими, так и с психологическими, а возможно, и социальными причинами.

Преодоление заикания в настоящее время осуществляется так называемым комплексным методом, включающим в себя целый ряд различных медико-педагогических воздействий и мероприятий, основными из которых являются следующие:

1. Оздоровление нервной системы и всего организма заикающегося

3. Непосредственная работа над речью (дидактическая часть метода)

4. Обеспечение благоприятного социального окружения и нормальных бытовых условий.

Очень важно, чтобы родители поняли, что даже если ребенок чуть заметно заикается и происходит это очень редко, все равно необходимо немедленно обратиться к специалисту. Это первый сигнал о неблагополучии, а малейший стресс, испуг или просто усталость могут усилить заикание. Чем раньше начнется лечение, тем оно будет эффективнее [23].

заикающийся речь нарушение лечебный

1. Белиловская М.В. Коррекция заикания в США \\ Логопед. – 2005. — №6. – с. 112-115.

2. Белякова Л.М., Дьякова Е.А. Заикание. — М.: В. Секачев, 1998. — 304с.

3. Борисова Е.А., Прокопцова Н.С. Совместная работа воспитателя и логопеда по преодолению заикания и ОНР у детей старшей группы // Логопед. – 2005. — №3. – с. 48-51.

4. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников: Кн. для логопеда. – М.: Просвещение, 1983. – 144 с.

5. Гарбузов В.И. Нервные дети. – М., 1990.

6. Гуровец Г.В. Детская невропатология. Естественно-научные основы специальной дошкольной психологии и педагогики: учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений / Г.В. Гуровец; под ред. проф. В.И. Селивёрстова. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 303 с.

7. Иванов-Смоленский А.Г. Очерки патофизиологии высшей нервной деятельности. — М.,1952.

8. Казбанова Е.С. Развитие темпо-ритмической организации детской речи как способ профилактики заикания // Логопед. – 2005. — №6. – с. 28-32.

9. Комплексный анализ патогенетических механизмов и этиологии синдрома заикания. И.П. Лукашевич, Р.И. Мачинская, Т.В. Фридман, В.М. Шкловский / Дефектология № 5, 2000. – с. 23-28

10. Леонова С.В. Психолого-педагогическое обследование заикающихся детей //Логопед. – 2004. — №5. – с. 30-31.

11. Логопедия. Учебник для ВУЗов/Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. – М.: Владос, 1999. – 340 с.

12. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учебн. заведений / Под ред. Л.С. Волковой. М.: ВЛАДОС, 2004. – 704 с.

13. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. — М : ВЛАДОС, 1997. — 304с.

14. Меньшикова С.В. Коррекция заикания у детей. Практическое пособие для логопедов и родителей. – Казань: «Лиана», 1999. — 112с.

15. Миссуловин Л.Я. Заикание и его устранение. – СПб.: ООО «СЛП», 1997. — 144с.

16. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. – СПб.: Питер, 2004. – 352 с.

17. Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Как помочь заикающимся школьникам. — М.: Просвещение, 1995. — 176с.

18. Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах. 2-е издание. – СПб.: Питер, 2004. – 348 с.

19. Раю Е.Ю., Казбанова Е.С. Нарушение темпоритмической организации речи дошкольников и младших школьников как фактор риска появления заикания //Логопед. – 2004. – №6. – с. 47-49.

20. Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. — М.: ГНОМ-ПРЕСС, 1998. — 36с.

21. Селивёрстов В.И. Заикание у детей. М.: Владос, 1994. — 200 с.

22. Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. — М.: ВЛАДОС, 2000. — 208с.

23. Флерова М.М. Логопедия. Серия «Мир вашего ребёнка». 2-е изд., — Ростов н/Д. – Феникс, 2004. – 320 с.

24. Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи. М.: ВЛАДОС, 2000. – 365 с.

25. Шкловский В.М. Заикание. — М., 1994. — 248с.

www.stuttering.su