Заикание на гласные

Заикание можно победить

Заберите у меня все, чем я обладаю,
Но верните мне мою речь,
И скоро я обрету все, что имел.
Даниэл Уэбстер

Как прекрасно владеть этим удивительным даром — своим голосом. Ведь голос — это тот инструмент, на котором Вам предстоит играть в течение всей жизни. И как же обидно, когда заикание не дает возможности овладеть этим даром. Настоящая беда, если голос вдруг подводит, и речь буксует, прерывается, а то и вовсе пропадает. Это комплексное заболевание, когда просто трудно произнести звуки слов — заикание.

Человек заикается. Казалось бы, небольшой порок. Но заикающемуся ребенку тяжело находиться в садике и школе, когда над ним смеются сверстники. И уже становясь взрослым, заикающийся человек понимает, что он исключен из многих сфер жизни: кто-то мечтал стать актером, а кто-то преподавателем. Мечта никогда не осуществится. Таким образом личная проблема становится социальной.

Что такое заикание, люди знали давно. Еще в V веке до нашей эры врач Гиппократ подробно описывал этот недуг. О заикании своих современников упоминали известные историки Геродот и Плутарх. Считалось, что подобный дефект речи был еще у библейского пророка Моисея и великого греческого оратора Демосфена. Если Моисей даже не пытался улучшить дикцию, то Демосфен обращался к лекарям и с помощью многочисленных упражнений смог достичь реальных успехов. О том, как Демосфен разговаривал с камешками во рту, известно каждому, а вот о том, что он довольно часто залезал в темную пещеру и слушал тишину, а также читал сложные речи при шуме морских волн, мало кто знает. По-видимому, это первый удачный психологический тренинг по борьбе с заиканием.

Первым систематизировал знания и сделал предположения о причинах заикания наш соотечественник, русский психиатр Иван Алексеевич Сикорский. В 1889 году в Санкт-Петербурге вышла его книга «О заикании», которая до сих пор не потеряла своего значения. В ней Сикорский доказал, что заикание возникает еще в детском возрасте, когда ребенок только учится говорить, а также связал заикание с наследственностью и особенностями нервной системы. Важным достижением русского психиатра была гипотеза, что заикания — особая форма невроза.

В XX веке заиканием занялись всерьез. Появился новый раздел медицины «логопедия» (в переводе с греческого — «воспитание речи»), важным разделом которой стало лечение заикания. Врачи, наконец-то, сформулировали, что же такое заикание. На медицинском языке это звучит так: заикание — сложное нарушение речи, проявляющееся расстройством её нормального ритма, непроизвольными остановками в момент высказывания или вынужденными повторениями отдельных звуков и слогов, что происходит вследствие судорог органов артикуляции. И всем сразу стало понятно: заикание — это заикание. Его главная причина — судороги (в мышцах возникает боль, они резко напрягаются и как бы деревенеют). У заикающихся подобные, но безболезненные судороги неожиданно возникают в процессе разговора в мышцах языка, губ, мягкого неба или нижней челюсти.

Что такое заикание?

На медицинском языке это звучит так: заикание — сложное нарушение речи, проявляющееся расстройством её нормального ритма, непроизвольными остановками в момент высказывания или вынужденными повторениями отдельных звуков и слогов, что происходит вследствие судорог органов артикуляции. И всем сразу стало понятно: заикание — это заикание. Его главная причина — судороги, а что такое судороги, известно каждому, кто хоть раз долго купался в ледяной воде. В мышцах возникает боль, они резко напрягаются и как бы деревенеют. У заикающихся подобные, но безболезненные судороги неожиданно возникают в процессе разговора в мышцах языка, губ, мягкого неба или нижней челюсти. Судороги бывают клоническими — кратковременное сокращение мышц, словно при дрожи от холода, и тоническими — длительный спазм, который не дает говорить. Иногда к судорогам речевых мышц присоединяются судороги мышц лица, конечностей, такие движения также являются непроизвольными, насильственными. Почему же появляются эти странные судороги? Почему одни люди заикаются, а другие нет?

Причины и механизм заикания

Причины заикания лежит очень глубоко, в головном мозге человека. Именно там расположены особые нервные центры, отвечающие за речь. Чтобы мы могли общаться не только с помощью гримас и жестов, еще в раннем детстве нервные клетки нашего мозга формируют три важные структуры, контролирующие речь. Центр Брока — голосовой центр, отвечает за работу мышц и связок, участвующих в речи. Центр Вернике — слуховой центр, распознает собственную речь и речь окружающих. Ассоциативный центр — анализирует, что было сказано и принимает решение, о чем говорить дальше. Слаженная работа этих центров формирует так называемый речевой круг: голосовой центр позволяет нам сказать фразу и одновременно активизирует центр слуха. Слуховой центр воспринимает речь и дает команду ассоциативному центру: «Думай!». А тот, подумав, активизирует голосовой центр. И так далее. Периодические разрывы речевого круга вследствие неодинаковой скорости работы речевых центров и лежат в основе заикания.

Механизм заикания современная медицина представляет примерно так. Вышеперечисленные изменения нервной системы могут привести к перевозбуждению центра Брока (самого мощного из речевых центров). Скорость его работы увеличивается, и речевой круг временно размыкается. Перевозбуждение переносится на расположенные рядом участки коры головного мозга, отвечающие за двигательную активность. В результате возникают мышечные судороги, человек заикается, а центр Брока расслабляется до нормы и снова замыкает речевой круг. Интересно, что нервные импульсы при перевозбуждении нервной системы и согласные звуки (особенно глухие) близки по своей частотной характеристике. Поэтому заикание практически всегда возникает на согласных и очень редко на гласных.

Разрыв речевого круга может быть обусловлен, с одной стороны, состоянием нервной системы, ее готовностью к отклонениям от нормы. С другой стороны, срыв в деятельности коры больших полушарий может быть обусловлен неблагоприятными экзогенными факторами, на значение которых в генезе заикания указывал еще В.А. Гиляровский.

Типы заикания

На сегодняшний день ученые выделяют два основных типа заикания.

Существуют и экзотические причины заикания. Бывает, что ребенок начинает заикаться, чтобы стать похожим на заикающегося родственника или знакомого. А некоторые дети навсегда становятся заиками, после того, как их в принудительном порядке переучат из левшей в правшей.

Причины заикания:

Мнения ученых о причинах заикания неоднозначны. В настоящее время можно выделить две группы причин:

На речь человека влияют такие наследственные факторы, от которых зависит слаженность работы полушарий головного мозга. Именно на этом основании в наше время вновь придают большое значение вопросу, следует ли переучивать левшей, особенно при обучении письму. В отношении заикания мысль о значении асимметрии полушарий головного мозга для его развития высказал в начале 20 века американский ученый С. Ортон. Он предполагал, что заикание возникает в результате «конкуренции» между полушариями за установление контроля над речью. Впрочем, сама по себе идея парализующего влияния невозможности выбора на действие не столь уж нова. Возможной причиной развития заикания у переучиваемых левшей может быть тот стресс, который вызывает у ребенка это переучивание.

Основным внешним симптомом заикания являются судороги в процессе речевого акта. Их длительность в средних случаях колеблется в пределах от 0,2 секунд до 12,6 секунд. В тяжелых случаях судороги достигают 90 секунд.

Судороги различаются по форме. Они бывают:

Формы заикания

Выделяют две основные формы заикания:

Новые методы лечения заикания

Согласно статистике сейчас во всём мире насчитывается 3-5% заикающихся людей, при этом девочки страдают этим дефектом речи в 4 раза реже, чем мальчики. Наивысшего развития заикание достигает обычно в юношеском возрасте, а после 30 лет начинает ослабевать.

Несмотря на то, что почти все тайны заикания уже раскрыты, волшебного средства, избавляющего от него моментально, как не было, так и нет. Тем не менее, в наступившем XXI веке борьба с заиканием стала более осмысленной. Основным принципом лечения стала нормализация работы речевого круга, а именно, торможение центра Брока. Для этого больным назначают успокаивающие и противосудорожные лекарства, гипноз, иглоукалывание, релаксирующие ванны, общеукрепляющие процедуры. До сих пор остались актуальными и речевые упражнения: замедление темпа речи, распевная или ритмичная речь, продолжительное молчание. Чтобы затормозить центр Брока также используют метод активизации других двигательных центров. Это достигается с помощью дирежирования речью, ритмичных движений пальцами рук, регуляции дыхания, сопровождения речи письмом.

На сегодняшний день существует множество методик коррекции заикания, которые отличаются способами работы и эффективностью. Это работа над речью с помощью метронома, система особых дыхательных упражнений, система коррекции заикания с помощью аудиозаписей.

Последние достижения в лечении заикания связаны с техническим прогрессом — это специальные антизаикательные устройства и компьютерные программы. Одни из них позволяют услышать собственную судорожную речь в исправленном варианте, другие позволяют слышать себя с задержкой на доли секунды, третьи заглушают голос фоновыми шумами, четвертые позволяют на экране «увидеть» собственную речь, а пятые, самые эффективные, понижают или повышают высоту звуков воспринимаемой речи.

Автор статьи: Резеда Хайдарова,
учитель-логопед центра «Сёма»

Данная методика универсальна и позволяет вести работу по коррекции заикания как с детьми, так и с подростками и взрослыми людьми. Но сама работа у разных возрастных групп построена по-разному. Опыт работы логопедов по данной методике позволяет сказать, что она обладает высокой эффективностью и при соблюдении определенных условий позволяет гарантировать, что человек, который когда-то заикался, никогда не допустит запинки в речи снова.

Казалось бы, в изучении проблемы заикания пора ставить точку, но последние исследования ученых показали, что причиной заикания может также служить дефект медиаторов нервной системы, веществ, контролирующих, в том числе, и работу речевого центра. Профессор Джералд Магуайр (Gerald Maguire) из Калифорнийского Университета выдвинул сенсационную гипотезу: у большинства людей, страдающих заиканием, повышена выработка медиатора дофамина! Если его гипотеза будет подтверждена, то в скором будущем появятся таблетки от заикания.

www.cheldeti.ru

Заикание на гласные

«Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата».

(«Логопедия» под ред. Волковой Л.С.)

В Заикании выделяют две группы симптомов: биологические (физиологические) и социальные (психологические).

К физиологическим симптомам относят речевые судороги, нарушения ЦНС и физического здоровья, общей и речевой моторики.

Основным внешним симптомом Заикания являются судороги в процессе речевого акта. Судороги различаются по форме (тонические, клонические и смешанные), по локализации (дыхательные, голосовые, артикуляционные и смешанные) и по частоте.

При тонических судорогах наблюдается короткое толчкообразное или длительное спазматическое сокращение мышц – тонус: «т-тополь». Приклонических судорогах наблюдается ритмическое, с менее выраженным напряжением повторение одних и тех же судорожных движений мышц – клонус: «то-то-тополь». Такими судорогами обычно поражается весь дыхательно-голосо-артикуляционный аппарат, т.к. его функция управляется целостно работающей центральной нервной системой и он в процессе речи работает как нерасчленимое целое. В зависимости от преобладания судорог в тех или иных органах речи различают дыхательные, голосовые или артикуляционные судороги.

Отмечаются 3 формы нарушения дыхания при Заикании: экспираторная (судорожный выдох), инспираторная (судорожный вдох, иногда со всхлипыванием) и респираторная (судорожные вдох и выдох, нередко с разрывом слова).

Судороги в голосовом аппарате характеризуются следующим образом: смыкательная (судорожно сомкнутые голосовые складки не могут своевременно разомкнуться – голос внезапно прерывается, или же образуется клоническая или затяжная судорога – получается блеющий прерывающийся («А-а-аня») или толчкообразный гласный звук («а, а, а»); размыкательная (голосовая щель остается открытой – при этом наблюдается полное безмолвие или шепотная речь);вокальная, свойственная детям (дети протягивают гласные в словах).

В артикуляционном аппарате различаются судороги – губные, язычные и мягкого неба. Чаще и резче они проявляются при произнесении согласных взрывных звуков (К, Г, П, Б, Т, Д); реже и менее напряженно – щелевых. На звонких, как более координационно сложных, судороги проявляются чаще, чем на глухих, особенно при их сочетании с гласными, а также в начале слова, возглавляющего фразу или абзац. Следовательно, помимо затруднений, обусловленных фонетической природой самих трудных звуков, большую роль играют грамматические факторы: положение слова во фразе, структура текста и т.п. При этом надо учитывать содержание высказывания, так как известно, что заикание усиливается по мере семантического и эмоционального осложнения произносимого: заикаются реже при простом повествовании о хорошо известных вещах, чем при трудных рассуждениях и спорах. Ученики меньше заикаются при пересказе хорошо подготовленного учебного материала. Известное значение в отношении частоты Заикания имеет ритм речи.

Заикание нередко сопровождается нарушением звукопроизношения, лексико-грамматическими нарушениями. Нарушается словесное ударение, интонация, ритм. Речь прерывиста, с необоснованными паузами, повторениями, изменяются громкость и темп произношения, сила, высота и тембр голоса, связанные с речевым намерением, эмоциональным состоянием заикающегося.

В проявлениях Заикания характерными являются также различные нарушения речевой и общей моторики, которые могут быть насильственными (речевые судороги, тики, миоклонусы в мышцах лица, шеи) и произвольными уловками. К уловкам относятся вспомогательные движения, к которым прибегают заикающиеся, чтобы замаскировать или облегчить свою трудную речь.

Нередко отмечается общее моторное напряжение, скованность движений, двигательное беспокойство, расторможенность, дискоординация или вялость.

Одним из основных явлений, из которых развивается невротическое расстройство, является чувство собственной неполноценности. И чем больше фиксируется больным внимание на своем болезненном симптоме, тем более упорным он становится. Так образуется тот порочный круг, из которого больной никак не в состоянии выбраться: болезненный симптом заставляет его фиксировать на нем свое внимание, а вследствие этого симптом еще усиливается и еще больше приковывает к себе внимание больного. Н.И.Жинкин, рассматривая Заикание как расстройство речевой саморегулировки, отмечает, что чем больше возрастает опасение за исход речи и чем в большей мере произнесение оценивается как дефектное, тем сильнее нарушается речевая саморегулировка. Это состояние через несколько повторений превращается в патологический условный рефлекс и возникает все чаще, теперь уже перед началом речи.

Феномен фиксированности – это отражение объективно существующего речевого дефекта (речевых судорог) во всей психической деятельности заикающегося человека.

По степени болезненной фиксации выделяют три группы заикающихся:

1. Нулевая степень болезненной фиксации: дети не испытывают ущемления от сознания дефекта либо вовсе не замечают его. Отсутствуют элементы стеснения, обидчивости за свою неправильную речь, какие-либо попытки к преодолению дефекта.

2. Умеренная степень болезненной фиксации: старшие школьники и подростки переживают свой дефект, стесняются его, скрывают, прибегают к различным уловкам, стараются меньше общаться. Они знают о своем заикании, испытывают от этого ряд неудобств, стараются замаскировать свой недостаток.

3. Выраженная степень болезненной фиксации: у заикающихся переживания по поводу дефекта выливаются в постоянно тягостное чувство неполноценности, когда каждый поступок осмысливается через призму речевой неполноценности. Это чаще подростки. Они концентрируют внимание на речевых неудачах, глубоко переживает их, для них характерен уход в болезнь, болезненная мнительность, страх перед речью, людьми, ситуациями и пр.

Осознание речевого дефекта, неудачные попытки избавиться от него или хотя бы замаскировать порождают у заикающихся различные психологические особенности, как-то: уязвимость, беззащитность, боязливость, робость, внушаемость и многое другое.

В зависимости от благоприятных или неблагоприятных условий, в которых растет и воспитывается ребенок, а также от его преморбидных особенностей психические явления могут в разной степени и кратковременно проявляться или закрепляться и перерастать в стойкие психические состояния и свойства личности, определяя в целом уже психологические особенности заикающихся. Попытки замаскировать речевые трудности порождают у заикающихся различные неречевые и речевые уловки, которые наблюдаются в общей моторике (движения руками, ногами, корпусом, головой и др.); реже – в речевой моторике (покусывание кончика языка, нижней губы, облизывание губ, причмокивание, беззвучное артикулирование звуков и т.д.) в виде вспомогательных звуков, их сочетаний или слов (эмболы): э, и, ну, вот, да и т.д.

Различают три степени заикания

· Легкая – заикаются лишь в возбужденном состоянии при стремлении быстро высказаться. В этом случае задержки легко преодолеваются, заикающиеся говорят, не стесняясь своего дефекта;

· Средняя – в спокойном состоянии и в привычной обстановке говорят легко и мало заикаются, в эмоциональном состоянии проявляется сильное заикание;

· Тяжелая – заикаются в течение всей речи, постоянно, с сопутствующими движениями.

Типы течения заикания:

· Постоянный – заикание, возникнув, проявляется относительно постоянно в различных формах речи, ситуациях и т.д.

· Волнообразный – заикание то усиливается, то ослабевает, но до конца не исчезает

· Рецидивирующий – исчезнув, заикание появляется вновь, т.е. наступает рецидив, возврат заикания после довольно длительных периодов свободной, без запинок речи.

Прогноз преодоления заикания зависит от многих условий, в первую очередь от его механизмов, от сроков начала комплексного воздействия и полноты его применения. Но в первую очередь – от желания самого заикающегося. В большинстве случаев прогноз при заикании благоприятный и социальная адаптация заикающихся осуществляется в высокой степени.

Почему Заикание считается тяжелым речевым нарушением? С какой бы точки зрения не рассматривали заикание, всегда логопатологи отмечают комплексность симптоматики: речевые судороги, нарушение речевого дыхания, нарушение темпа и ритма речи, интонационной окраски высказывания, логических (смысловых) ударений, фонетические и грамматические нарушения, психологические сложности (логоневроз, склонность к самоанализу, уловки оборонительного характера, невротический тип личности….). В современной логопедии принято говорить о триаде заикания – речевые судороги, страх речи и желание скрыть дефект.

Причины. Очень часто родители говорят «Ребенок заикается после того, как его напугала собака, корова…». Испуг мог стать спусковым механизмом, но не причиной заикания. Ведь в детстве всех нас пугали если не собаки, то громкие звуки, ссоры и т.д., но далеко не каждый из нас заикается. Чаще всего заикание возникает при уже имевшейся предрасположенности, при особенном строении коры головного мозга. Современные исследования говорят, что есть 3 варианта возникновения заикания:

1. Заикание появляется «на фоне отстающего речевого онтогенеза». При этом у детей не было «испуга» (психотравмирующей ситуации), но вербальная (словесная) речь появилась позже нормы, при этом у ребенка может наблюдаться общая моторная неловкость, нарушение мелкой моторики, соматическая ослабленность (заболевания), трудности с определением правого и левого… В этом случае заикание возникает по причине того, что мозг не справляется с возросшей речевой нагрузкой. Поэтому, когда в детском саду такому ребенку дают на заучивание трудные для понимания и воспроизведения стихи (длинная строчка, много длинных слов со сложной слоговой структурой, с большим количеством стечений согласных), детский мозг просто не успевает обработать весь этот поток информации, происходит временной сдвиг – запинка, снова запинка, добавим сюда неприятные эмоции («Повтори!», «Неправильно!», «Ты не будешь рассказывать стишок Деду Морозу!») — здравствуй, заикание. Подчас даже занятия по развитию речи могут дать заикание, т.к. это тоже увеличение речевой нагрузки. Это не значит, что не стоит заниматься с маленькими детьми исправлением речи. Просто делать это нужно осторожно, может быть, растянув это во времени, плавно увеличивая нагрузку, как можно больше хваля ребенка, следить за эмоциональным состоянием, больше использовать сопряженную речь, учить ребенка произносить слова плавно. Иногда приходится прерывать занятия с логопедом или добавлять занятия с психологом (который, на самом деле, больше работает с родителями).

2. Во втором случае мозг ребенка изначально «готов к заиканию». Такое бывает, когда мозг не определился – какое из полушарий главное, левое или правое. За вербальную речь отвечает левое полушарие, за правильное распределение речевых единиц во времени. А правое полушарие образное, в нем информация хранится «в картинках». И если картинок может быть одномоментно наложено друг на друга несколько, то речевой поток строго последователен. Представьте, если за речь возьмется отвечать правое полушарие, которому абсолютно все равно, что в какой последовательности выдать на поверхность. Именно тут и происходит сбой в программе, речевая судорога – эмоции — заикание.

3. Третий случай – невротическое заикание. Изначально мозг ребенка работает правильно. Но если на него длительное время воздействует психотравмирующая ситуация, или же стресс запредельно силен – тогда возможно появление заикания. Также возникает заикание у ребенка с изначальным неврозом развития, когда отношения с миром у ребенка некомфортны или неадекватны. «Наследственное» заикание может быть в случае, если родители передали своему ребенку тип нервной деятельности (иногда говорят темперамент) или же свой невроз – тревожная мама «заражает» неврозом ребенка.

Механизм. Заикание составляют несколько взаимосвязанных вещей – прежде всего речевая судорога, которая может проявиться сильно с самого начала или нарастать постепенно (в зависимости от типа заикания), к ней добавляются эмоции (беспокойство, страх) – в этот момент происходит фиксация дефекта. До этого момента заикание достаточно легко обратимо, если взрослые поведут себя правильно, избавят ребенка от стрессогенной ситуации, снимут негативные эмоции, успокоят ребенка и главное – не будут паниковать сами, обратятся к специалисту (к психологу и логопеду) – до 50% случаев заикания проходят сами собой. Но это относится только к случаям с маленькими детьми, когда проявилась только судорога, а не вся триада заикания. Но если судороги прочно связались в сознании ребенка со страхом речи… В дальнейшем к этим двум компонентам добавляется третий корень заикания –осознание дефекта, проявляющееся в уловках, желании скрыть дефект. Древо заикания зацвело пышным цветом. Т.е. если есть осознание дефекта, если мысль о речи вызывает страх – заикание само собой никуда не исчезнет.

Итак, в основе заикания лежит рассогласование в работе «компьютера» — человеческого мозга, который в силу разных причин выдает и принимает речевые сигналы в неправильной последовательности (например, голосовые складки сомкнулись раньше, чем пошел выдох, сигнал в мозг отправляется об «ошибке», обратно с запаздыванием поступает сигнал об исправлении ошибки, снова смыкание, запаздывание, снова ошибка – получается судорога). Но пока нет фиксации и осознания — рано говорить о заикании.

Поэтому у детей иногда стоит говорить о запинках, как о естественных детских итерациях (повторы слогов или звуков). Они бывают, когда ребенку еще не хватает словарного запаса, чтобы в полном объеме передать маме свои мысли, чувства и главное эмоции. Например, он съездил в цирк. Там было столько всего нового, красочного, веселого…. Попробуй, расскажи спокойно маме об этом, когда и слов-то таких еще не знаешь. Вот и получается: «Ма, ма, ма, а там, там, там… обезьянки, ки, ки и слоны, и собачки, ки, ки…» — все эти «ки, ки» — это способ протянуть время, чтобы подобрать следующее слово. В детских итерациях нет ничего страшного, это естественное явление. Но из них можно вырастить чудесное невротическое заикание, если взрослые, вместо того, чтобы успокоить ребенка, поддержать, подсказать слово – начинают пугаться сами: «Ах, он заикается! Не торопись, повтори еще раз правильно. », малыш видит, что мама вместо радости испытывает почему-то страх, значит, ему тоже нужно испугаться. Замечаете, как на запинку накладывается та самая отрицательная эмоция? До заикания осталось совсем чуть-чуть…

Иногда заикание может быть симптомом каких-либо психических или неврологических проблем. Поэтому обязательно нужно пройти обследование у логопеда, психолога и невропатолога.

Лечение. Прогноз. Всех заикающихся волнует вопрос – а лечится ли заикание? Да, лечится. Существует несколько работающих и дающих очень хорошие результаты методик. Это методика Л.З. Андроновой-Арутюнян, методика Ю.Б. Некрасовой и методика Н.Л. Карповой. Если вы мечтаете о «таблетке» — разочарую, такую не придумали. И вряд ли придумают, ведь вы уже поняли, что заикание – это проблема личности, а не химических процессов в организме. Для преодоления заикания, для полного избавления от него, потребуется активное участие самого заикающегося, упорный труд, поддержка близких. Совместная работа логопеда и заикающегося, при возможной поддержке невропатолога и психолога – результат достижим. По методике Андроновой (Вероятность излечения 95%)основной курс длится 24 дня, самостоятельное закрепление качественной бессудорожной речи – в течение года. Часто задают вопрос – как вылечиться самому, как облегчить заикание, как быстро и безболезненно, быстро и легко избавиться от заикания? Не стоит искать легких путей, например таблетки от заикания, чтобы облегчать заикание – его нужно раз и навсегда победить. А попытки «облегчения» — может быть это тоже уловка заикания?

Выражаю огромную благодарность Лилии Зиновьевне Андроновой-Арутюнян, которая преподавала нам курс заикания, дала нам свою методику, и научила нас результативно лечить заикание.

«Со всей ответственностью мы должны подчеркнуть, что в нашей практике не встречались формы не излечиваемого заикания. Более того, иной раз тяжелые формы этого недуга излечивались легче и надежнее, чем легкие. Видимо успех в этом случае объяснялся более мощным волевым посылом, большей «потребностью» в излечении».

sites.google.com

Как я поборол заикание

Как я поборол заикание.

Мой личный опыт.

И кусочек биографии из моей жизни.

Моя история. Сколько я себя помню, заикаться я начал с раннего детства, а по какой причине не знал и не помнил (ниже расскажу как я узнал).

В детстве проблем из-за речи я не помню, что испытывал или как-то парился по этому поводу, видимо было не до этого, т.к. общался довольно в узком кругу дом, двор и родственники. Главной проблемой было то что я очень часто и сильно торопился что-то сказать, начинал «зависать» на определенных буквах и гласных звуках. Отчетливо помню при слове мама очень часто зависал на букве «м» по 30-40 секунд мммммммм……., пока не остановят, сам контролировать свою речь практически не мог. С чужими людьми я практически всегда сначала не мог нормально разговаривать, в начале разговора заикался. У меня был какой-то страх, сам не понимал откуда. Далее проходил какой-то период общения и заикание уменьшалось. В свой семье заикался мало, был эффект привыкания (не знаю как это еще назвать).

К логопеду ходил всего один раз и то по своей инициативе, родители говорили я нормально разговариваю и у меня проблем с речью нет… Те кто заикаются знают, что когда надо что-то сказать и не получается злишься на себя еще сильнее, роешь сам себе яму еще глубже, еще сложнее становиться эмоционально и морально и не знаешь что с этим поделать и как побороть. Было крайне сложно или практически не возможно общаться по телефону с не знакомыми людьми да и со знакомыми тоже. При любой возможности всегда просил других позвонить и пытался всячески избежать общения по телефону. Я по опыту знаю, что это одна из самых больших проблем людей которые заикаются. У нас миллион каких-то комплексов на эту тему.

Вот краткое описание как у меня раньше выгля дел разговор по телефону или его попытка. При волнении это сделать очень сложно, тем более если звонок важный. В жизни с тем же человеком могу вообще не заикаться, а по телефону целая проблема. С не знакомыми большая проблема. Когда я думаю что хочу заранее сказать, я около 30-60 секунд начинаю задыхаться, ничего не получается, еще сложнее становится взять себя в руки и моментально от волнения поднимается давление. Потом если 1-2 слова получается сказать, то удаётся нормально продолжить разговор. Мне было сложно самому это побороть, бывало вообще не возможно поговорить по телефону, приходилось бросать телефон.

В школе дела были также с переменным успехом. В классе общался более менее нормально, т.к. привык к коллективу. Вслух читать практически не мог, в итоге, чтобы меня не мучить, учителя литературы разрешали не читать мне вслух. Со стихотворениями была иная ситуация, если в начале не заикался, то далее все шло хорошо и спокойно, рассказывал до конца. Но перед другой аудиторией тот же самый стих рассказать без запинок не мог.

Был период когда я до такой степени себя морально замучил, что даже в магазин за хлебом не мог сходить и выговорить на кассе что я хочу купить. После этого еще сильнее на себя злился, что я не могу спокойно и нормально разговаривать как другие люди, тем самым порождая у себя в голове еще больше и больше комплексов с «тараканами».

В начале рассказа я обещал что напишу как я узнал причину заикания. Когда мне было примерно 10 лет моя бабушка вычитала в газете что у нас в городе можно сходить на прием к ясновидящим и узнать причину моего заикания. Приходим, меня посадили на стул перед молодой женщиной на расстоянии нескольких метров от нее. Я закрыл глаза и через 2-3 минуты она назвала причину заикания. В четырехлетним возрасте я гулял в садике, увидев через забор немецкую овчарку сильно испугался ее, с этого момента, по ее словам, зародилось у меня заикание. Потом я начал думать могло ли это быть правдой. Размышляя и осмыслив это на подсознательном уровне, я понял что есть большая вероятность ее вывода, т.к. я очень сильно в детстве боялся собак, а именно немецких овчарок и волков. Вполне возможно она оказалась права.

В двадцать лет я начал искать способы как улучшить свою речь, после чего решил поставить над собой эксперимент: «Мне надо больше общаться». Для меня это был очень сложный шаг во всех смыслах. Я устроился на работу в салон мобильной связи продавцом-консультантом, не ради денег, а ради развития своей речи и борьбы с комплексами в общении, т.к. могу или не могу, а говорить придется в любом случае. Да, скажу я вам, это было что-то. Довольно успешно прошел обучение. Нас распределили продавцами на стажировку в салоны связи. Первые 3-5 дней я вообще практически не мог нормально подойти и разговаривать, постоянно находился в стрессовом состоянии, приходилось преодолевать себя чтобы спросить стандартные фразы типа: «Вам подсказать?» и т.д. Далее, от большого количества практики, с некоторыми людьми стало не плохо получаться общаться, но все же речь у меня была переменная. Скажу сразу, мне действительно помог этот эксперимент. С моральной стороны мне стало легче. Тогда я понял, что людям все равно заикаюсь я или нет. Как правило заикание возникало в начале разговора с покупателями. Через меня прошли сотни и тысячи людей, заикался я не мало, но у меня уже не было страхов начать разговор. В этом салоне я проработал три месяца, далее перешел в другой магазин и еще три месяца торговал всякой мелкой электроникой. По своему личному опыту я могу посоветовать любому человеку, у которого проблемы с уверенностью в себе, поработать 2-3 месяца, к примеру, продавцом мобильных телефонов. Так же хочу добавить, что известный на весь мир американец японского происхождения, предприниматель, инвестор, писатель и преподаватель – Роберт Кийосаки, в начале своей карьеры бизнесмена пошел работать продавцом в корпорацию «Ксерокс» и два года успешно отработал там. Я не говорю, что всем поголовно надо сначала пойти работать продавцом, но кому-то это действительно может помочь в дальнейшей жизни и развитии над собой.

Дальше я устроился работать на предприятие по специальности. Все было не плохо, к коллегам привык и с ними практически не заикался. А вот с начальством и руководством в общем нормально разговаривал, но по телефону было очень сложно. Если нужно было по работе куда-то позвонить и решить какой-то вопрос, то это было крайне сложно, но выхода не было.

Так и продолжалась у меня жизнь, то нахлынет поток заикания, то вроде ничего, спадает, потом опять.

Примерно в 2007 году я увидел рекламу по телевизору как можно вылечить заикание. С трудом верилось, но в голове это засело. Прошло несколько месяцев. Я решил позвонить и узнать, что они предлагают, записаться на консультацию (звонил с большими проблемами и запинками).

В итоге мне показали методику как можно перестать заикаться (диктор.ру), но нужно очень много и упорно заниматься над собой. Первые три месяца я, считаю, заложил себе фундамент. Были плавающие результаты. То лучше, то хуже, то вообще практически идеально, то ужас получался. Еще 2-3 месяца, применяя фишки и уроки я практически перестал заикаться, чему очень рад. После чего я могу сам рассказать что я делаю, для улучшения и контроля своей речи. Мой тембр и окраска голоса изменились в лучшую сторону.

Общаясь с людьми и заводя новые знакомства, в процессе разговора я говорю, что раньше очень сильно заикался и были проблемы с речью, в ответ мне удивляются, что никогда бы так не подумали, что у меня такое было.

В настоящее время я очень редко могу запнуться, да и то если сильно тороплюсь, но меня это уже не волнует как раньше. Одно из самых главных и важных моих достижений — я перестал бояться разговоров по телефону!

romanbabykin.ru