Заикание название

Новое название заикания, голосуем! Долой мед. термин ЗАИКАНИЕ!

#1 Снежко Р.А.

Автор методики, академик

  • Администраторы
  • 2833 сообщений
  • Новое название заикания, голосуем! Долой оскорбительный мед. термин(мед. диагноз) ЗАИКА!

    Так как заикание не болезнь, а дурная речевая привычка, то возникает естественное желание устранить термин заикание — позорный медицинский термин и вернуть заикам достоинство, не как психобольных, а как людей которые просто имеют неверно развитой речевой навык. Я предлагаю больше не оскорблять заик термином ЗАИКА(мед.термин) подобный терминам: дебил, идиот, шизофрейник. А называть их боле прилично: манерно говорящий человек, не ЭТАЛОННО говорящий человек. Это и более красиво и менее оскорбительно, так как это не МЕДИЦИНСКИЙ ЯРЛЫК — не медицинское КЛЕЙМО!
    Я буду рад если в данном опросе поучаствуют сами заики и возможно предложат свои варианты, как им бы хотелось чтоб их называли. чтоб они наконец вышли из ряда медицинских диагнозов: дебил, идиот, олигофрен, шизофрейник. заика!

    Предлагаю людей говорящих не ЭТАЛОННО, называть не больными заиками, а манерно говорящими людьми! Манерный человек, то есть отличающийся от общеупотребительного ЭТАЛОНА, говорящий на свой манер , а не больной заика!

    Теперь слово вам, господа. заики или господа манерно говорящие, манерные. проф. Сикорский дал заикам позорный мед.термин заика, академик Снежко Р.А. предлагает изменить этот позорный мед термин, на социальный и адекватный! Кого вы поддерживайте?

    #2 Гуськов Антон

  • REGISTERED
  • 180 сообщений
  • www.zaikanie-forum.ru

    Заикание

    Методы лечения логоневроза и логофобии

    Заикание – психосоматическое нарушение речевой функции, которое характеризуется повторением, пролонгацией или прерыванием произносимых звуков на фоне судорожной активности мышц речевого аппарата. Практически всегда сопровождается логофобией, то есть навязчивым страхом речи, избеганием речевых ситуаций и в тяжелых случаях приводит к нарушению социальной адаптации. В зависимости от характера, локализации и степени речевых судорог выделяется множество типов заикания.

    Широко распространено заблуждение, что заикание представляет собой привычку и не имеет серьезного патогенеза. На самом деле, согласно МКБ-10 и другим международным классификациям, заикание является заболеванием, характеризуется функциональными и структурными нарушениями отделов центральной нервной системы.

    На сегодняшний день имеется полное представление о физиологии заикания, а результаты исследований дают понимание нейрофизиологии заикания, которая связана с нарушением связи между речевыми центрами головного мозга и нарушением баланса нейромедиаторов, влияющих на речевую функцию.

    Выделяется ряд причин возникновения заикания, к тому же определены гены, мутации в которых могут к нему приводить, поэтому предрасположенность к заиканию передается по наследству. Кроме того, заикание может проявляться на фоне других заболеваний и имеет схожий психологический механизм с некоторыми психическими расстройствами.

    По заиканию практически невозможно получить инвалидность, а в зависимости от степени тяжести заикающийся не подлежит призыву в армию.

    Вопреки распространенному мнению, возникновение заикания не зависит от воспитания. Родители не могут нести психологической ответственности за появление заикания у ребенка, но вместе с тем всецело отвечают за результат лечения. Заикание может возникнуть в любом возрасте, однако чаще всего это происходит в период активного формирования речи, от 2 до 5 лет. Основы нейрофизиологии заикания показывают, что это не случайно. В редких случаях после этого речь может восстановиться.

    Достоверных данных о распространенности заикания нет, так как не проводилось широкомасштабных статистических исследований — в различных источниках указываются значения от 1% до 5% для европейских стран. Последнее значение ближе к реальности, то есть той или иной формой заикания страдает каждый двадцатый человек. Примечательно, что заикание напрямую зависит от языкового фактора – среди носителей китайского языка заикание практически не встречается, а наиболее сложная ситуация среди африканского населения, где заикание может встречаться у 9% людей. Отмечается сложность русского языка для заикающихся.

    Принципы лечения заикания

    Заикание достоверно поддается лечению в любом возрасте. Для полного избавления от заикания нужно использовать основные направления работы:

    Перед началом работы над речью желательно диагностировать возможные сопутствующие заболевания, которые могут прямо или косвенно влиять на заикание

    zaikanie.info

    Что такое логоневроз

    Приветствую Вас, посетители моего блога.
    Сегодня я расскажу вам о логоневрозе, не все знают, что это научное название заикания.

    Логоневроз – как можно догадаться из приставки лого- — речевой невроз. Это заикание, обусловленное психическими факторами. На нервно-психическую природу заикания указывали еще первые исследователи этого феномена: А. Либман (1901 г.), Неткачев Г.Д. в 1909 г. определил логоневроз как «страдание чисто психическое», что с моей точки зрения является чистейшей правдой! Ведь у меня всегда было все в порядке с речевым аппаратом с физиологической точки зрения, никаких травм, растяжений и т.д. Полностью здоровые мышцы и связки, что конечно указывает на проблему в «голове». Описывая симптоматику, этот и другие специалисты от медицины, указывали, что логоневрозу присущи такие патологические состояния психики, как подозрительность, неуверенность в себе, раздражительность, страх, тревога, ипохондрия и меланхолия. По сути симптоматика речевого невроза совпадает с известными признаками депрессивных невротических расстройств.

    Прочитайте мою книгу, в которой я рассказываю мой опыт избавления от заикания, введите ниже ваш email и получите ее, это совершенно бесплатно!

    Книга: Избавление от заикания

    После подтверждения Вы получите книгу на ваш email

    Логоневроз у детей

    Под детским логоневрозом понимается, прежде всего, заикание. Обычно оно развивается в период формирования речевой функции в возрасте от 3 до 5 лет. Именно в 3-4 года(по словам родителей, сам я не помню этого) у меня начал проявляться логоневроз, родители во время не приняли меры и заикание стало моим клеймом и проклятьем белее чем на 20 лет.

    Уважаемые родители! Если ваш ребенок начал заикаться – примите срочные меры! Вы не представляете какого это- жить с логоневрозом, это настоящая мука, сколько детских слез было пролито… Просто представьте – вы отвечаете что-то на уроке и 30 одноклассников гадко хихикают над твоим дефектом и нет никакой возможности после урока разобраться с обидчиками, любая твоя попытка вызывает еще большие насмешки и издевательство!

    Но детство это еще пол беды, конечно для ребенка заикание кажется порой ужасной трагедией. Но на самом деле во взрослой жизни все будет куда трагичнее. У логоневроза есть она особенность… он как инвалидность, ограничивает человека во многих аспектах жизни.

    По данным статистики мальчики страдают от логоневроза чаще девочек, поскольку они менее устойчивы эмоционально. Доля заикающихся детей составляет в среднем по миру 2-3%, взрослых – 1%.

    Причины логоневроза по мнению врачей

    Причины возникновения логоневроза лежат в психике ребенка. Точно еще никто из врачей не сказал в чем же причина логоневрозов, выдвинуты несколько теорий, но это все домыслы, видимо потому что не возможности проследить появление логоневроза у ребенка. Детей приводят к врачам уже после того как заикание началось. Основные причины по мнению врачей: негативные эмоциональные состояния, внезапные и сильные психоэмоциональные потрясения такие, как переутомление, испуг или постоянные страхи. Дефекты нервной системы, возникшие вследствие генетической предрасположенности, травмы во время родов также могут быть ответственны за появление заикания. Подробнее о причинах заикания читайте тут .

    У взрослых логоневроз возникает значительно реже, чем у детей. В редких случаях он может быть спровоцирован серьезной психотравмирующей ситуацией. Чаще всего логоневроз развивается в детском или подростковом возрасте. В числе причин этого заболевания могут лежать как неврологические факторы, так и генетическая предрасположенность:

    • специфические свойства нервной системы (впечатлительность, ранимость);
    • патологическое воспитание, прессинг в семье;
    • инфекционные поражения центральной нервной системы;
    • эндокринные нарушения.
    • Симптомы логоневроза

      Заикание выражается в нарушении темпа речи и дыхания, вызванном спазмами органов речевого аппарата. Спазмы мышц гортани являются голосовыми, спазмы языка и губ – артикуляционными. При дыхательных спазмах дыхание прерывается, возникает ощущение нехватки воздуха. Заикание может появляться внезапно и усиливаться, например, при сильном волнении. Речь заикающегося характеризуется вынужденными остановками, невольным повторением отдельных слогов и звуков.

      В соответствии с типом судорог различают три типа логоневроза:

      1. тонический — непроизвольные паузы в речи и длительная невозможность преодолеть напряжение
      2. клонический – большинство врачей описывают это тип как «навязчивое повторение отдельных слогов или звуков, особенно в начале слова», по моему же опыту это скорее желание сказать все слово целиком, без запинок. В определенный момент возникает спазм и дальше говорить нет возможности и я начинал фразу снова и снова, почему? Все заики крайне стесняются своего заикания и подсознательно выбирают поведение, чтобы меньше походить на заику. Я много раз ловил себя на этом, ну не мог я стоять с кривым лицом, дрожащей челюстью и выдавливать из себя слово, гораздо проще повторять слово, с 5-10 раза получалось.
      3. смешанный — сочетание обоих типов.
      4. Логоневроз, как заболевание неврогенной природы, имеет 3 группы симптомов:

      5. основные симптомы логоневроза – это всем хорошо известные и описанные выше признаки заикания;
      6. общие неврологические симптомы (эмоциональное напряжение, чувство неполноценности, тревожность, страхи, снижение аппетита, бессонница, избыточная потливость);
      7. сопутствующие невротические симптомы (мышечное напряжение, лицевые тики, дыхательные судороги).
      8. Лечение логоневроза

        Методы лечения логоневроза у детей делятся на несколько групп:

      9. Логопедические. Задача логопеда – освободить речь заикающегося ребенка от напряжения, устранить неправильности произношения и помочь сформировать четкую артикуляцию и плавную, выразительную речь. Вначале ребенок выполняет задания вместе с логопедом, затем упражняется самостоятельно. Закреплять полученные навыки малыш будет в устном разговоре с окружающими. Основываясь на своем опыте могу сказать, что тренинг речи и речевого аппарата очень действенная вещь, вы можете ознакомиться на страницах моего блога со многими историями успеха в борьбе с заиканием. Во всех этих историях красной нитью прослеживается тренинг речевого аппарата, в большинстве случаях это школа актерского мастерства. Кстати нет ни единого случая (на сколько мне известно), чтоб помог врач, родители водили меня ко многим «специалистам» которые в основном назначали медикаментозное лечение логоневроза и могу вам с полной ответственностью сказать, что они ничего не могут и в 99% случаев просто накачивают ребенка транквилизаторами. Я ни в коем случае не отговариваю вас от посещения врача! Возможно это мне такие попадались!
        • Дыхательные. Традиционная медицина предлагает дыхательные упражнения, которые вкупе с релаксацией, позволяет сделать голос естественным и свободным. На занятиях человек учится дышать глубоко, тренирует диафрагму, чтобы при разговоре голосовые связки были подвижнее и тесно смыкались. Такое лечение логоневроза дает кое какие результаты, но помогает не всем.
        • Компьютерные программы от логоневроза также могут быть эффективными методами лечения детского заикания. Суть этих программ заключается в синхронизации слуховых и речевых центров мозга. Заикающийся говорит в микрофон, а программа выдает его речь с задержкой в несколько секунд. Человек слушает свой голос и, повторяя, пытается подстроиться под него. В результате речь становится более плавной и непрерывной. Этот способ реально работает, но проблема в том, что не будешь же ты всегда ходить в наушниках и с микрофоном… Тут тоже срабатывает психологическая привязка, вы наверняка замечали, что когда не можете произнести слово и кто-то подсказывает, сразу за этим человеком вы легко произносите это слово(почти всегда).
        • Медикаментозное лечение логоневроза может включать прием противосудорожных препаратов, транквилизаторов. Курс лечения также может быть дополнен успокаивающими нервную систему травами (отвар пустырника, мелиссы, зверобоя и мн. др.). Но медикаменты дают лишь временный эффект, одно время родители давали мне транквилизаторы, но они отказались от них, т.к. я стал очень рассеянный, забывчивый, не внимательный. В общем это лишь способ заглушить логоневроз медикаментозно, могут возникнуть побочные последствия. После отказа от препаратов логоневроз вернулся.
        • Подробнее о лечении заикание читайте тут.

          Логоневроз у взрослых

          Логоневроз у взрослых в подавляющем большинстве случаев это неисправленные нарушения речи, приобретенные еще в детстве. Однако иногда заикание может быть обусловлено нарушениями невротического характера, приобретенными уже в зрелой жизни. Часто заикание проявляется в стрессовых ситуациях конфликта, публичного выступления, экзамена. Логоневроз, имея неврологические корни, иногда проявляется в таком виде дисфазии, как логофобия (вербофобия) – боязнь говорить.

          Так же появлению логоневроза могут способствовать травмы головы. Такие случаи бывают, но тут причина физиологическая — нарушения в головном мозге и лечение назначается соответствующее. Такой вид заикания порой проходит сам собой, после того как организм восстановиться от травмы и лечение может не потребоваться.

          Жизнь детей с логоневрозом

          Хочу еще раз обратиться к родителям детей, которые страдают логоневрозом! Я понимаю, что трудно выкроить время на ежедневные занятия с ребенком, да и сами дети очень ленивые и быстро теряют запал. Но бороться с логоневрозом нужно!

          Заикание закрывает 90% жизненных дорог, вашему ребенку крайне сложно будет стать успешным человеком, задумайтесь, вы видели когда-нибудь заику: судью, адвоката, полицейского, чиновника, руководителя, менеджера, артиста? Может быть заики крупные банкиры или топ-менеджеры корпораций? Да даже барменом или продавцом заику берут со скрипом…

          В общем боритесь с заиканием! Это не жизнь!

          zaikanieblog.ru

          Психосоматика и заикание

          Симптомы заикания впервые были описаны еще до нашей эры. На разных исторических этапах его изучения, заикание имело разное название. Одно из них – косноязычье.

          При этом определении заикания подразумевалась сложность восприятия речи с запинками, нежели анатомо-физиологические основы нарушений темпа и плавности речи.

          За последнее десятилетие наука заметно продвинулась в понимании речевой патологии, стали понятны многие закономерности возникновения, развития и течения заикания. Наличие симптома часто только сигнал о заболевании, которое может быть не связано с непосредственным местом симптоматики: так, речевые спазмы могут свидетельствовать о высокой тревожности человека, а никак не о поражении лицевых мышц.

          Психосоматика (от греческих слов «душа» и «тело») – направление в медицине, изучающее влияние психологических факторов на возникновение и течение телесных (соматических) заболеваний.

          Очень популярно мнение, что заикание возникает при несоответствии получаемой эмоционально-психологической нагрузки и возможностями и способами ее переработки.

          Так, на стрессовый фактор при начале заикания у ребенка указывают около 70% опрошенных родителей. Эмоциональный фон немаловажен и при проявлении заикания у взрослых. Связь запинок с волнением отмечают 92% заикающихся взрослых. Взрослея, заикающийся человек понимает закономерность: болеет тело, а причины – в душе.

          У детей с заикание часто поставлен диагноз: логоневроз или логофобия, что прежде всего указывает на нарушенное психологическое здоровье, влекущее за собой речевую симптоматику в виде спазмов, задержек и остановок речи.

          Поэтому первой инстанцией, к кому следует обратиться , является врач-психотерапевт.

          Качественная, грамотная и своевременная психотерапия при заикании определяет успешность лечения как в детском, так и в зрелом возрасте. Курс психотерапии всегда подбирается индивидуально и назначенному лечению должен предшествовать первичный прием. Существует много легенд про чудесный гипноз и магические аутотренинги. Поверьте, к современной психотерапии эти методы отнести нельзя! Все манипулятивные техники, когда сам заикающийся человек не принимает активное участие, не приведут к стойкому результату.

          Преодоление заикания невозможно без грамотного логопеда, желательно с медицинским образованием, опытом и стажем работы с заикающимися людьми. Так при одномоментной работе логопеда и психотерапевта достигается восстановление речи у детей дошкольного возраста за 3 недели.

          zaikanie.spb.ru

          Заикание и психотерапия.

          автор: доктор КАЗАКОВ А.В.

          До настоящего времени концептуального единства взглядов среди многочисленных исследователей в области неврозологии не отмечается. Это, в свою очередь, порождает различия в классификационных построениях и подходах к диагностике и лечению данной патологии. Однако, разносторонний анализ патологических изменений функциональных систем позволяет установить патофизиологические механизмы дисфункций и определить оптимальные методы их коррекции.

          В качестве рабочей гипотезы целесообразно принять утверждение В.Н. Мясищева (1960) о том, что заикание относится к системным неврозам — первичным психогенным нарушениям высшей нервной деятельности локального характера, определенной корково-подкорковой системы головного мозга, определяющих преимущественное поражение отдельных анатомо-физиологических систем — дыхательной, сердечно-сосудистой и других.

          Системный невроз, как отмечает И.М. Аптер (1966), — понятие динамическое. Возникнув первоначально как системное расстройство, трансформируется в общий невроз, и, напротив, в клинической картине общего невроза со временем определяющее значение может приобретать дисфункция какой-либо определенной системы. При логоневрозе в качестве locus minoris resistentiae выступает речевая функциональная система.

          В синдроме заикания в различных соотношениях представлены речедвигательная и психопатологическая составляющие. Если у детей преобладают речедвигательные расстройства, то у взрослых степень декомпенсации заикающегося зависит от эмоционально-аффективных сдвигов. Психопатологические изменения с логофобией, стоящей в их центре, способствуют формированию таких черт в характере заикающихся, как повышенная тревожность, сенситивность, замкнутость, в свою очередь приводящих к еще большей дезорганизации личностных отношений (Шкловский В.М., 1967,1985; Асатиани Н.М., Казаков В.Г.,1974).

          В работе Л.Я. Миссуловина (1988) у 85,9% исследованных больных заиканием был диагностирован логоневроз как одна из форм невротического расстройства. Высокая частота вегетативных нарушений как общего характера в виде дистонии, так и в виде более очерченных вегетативных реакций симпатико-адреналового или смешанного типа, сопровождающих логофобию, наличие рассеянной органической неврологической симптоматики (Шкловский В.М.,1975) также указывают на ведущую роль нейрофизиологических механизмов в патогенезе речевой дисфункции. Диффузный характер органической церебральной недостаточности подтверждается и результатами нейропсихологических исследований.

          Рассмотрение логоневроза как частного случая неврозов позволяет подойти к пониманию сущности терапевтических методов с точки зрения их адекватности при данной патологии.

          Как утверждает Б.Д. Карвасарский (1990), основным методом в сложном терапевтическом комплексе при неврозах является психотерапия, представленная в современной лечебной практике десятками методов и форм, убедительная оценка эффективности которых чрезвычайно сложна прежде всего в виду недостаточной разработанности общей теории
          психотерапии.

          По определению S.Kratochvil (1978), психотерапия представляет собой упорядочение нарушенной деятельности организма психологическими средствами.

          В 1998 году Министерство Здравоохранения РФ рассмотрело список рекомендуемых для РФ методов психотерапии. В него вошли следующие:

          • арттерапия,
          • аутогенная тренировка,
          • гештальт-психотерпия,
          • гипносуггестивная психотерапия,
          • групповая динамическая психотерапия,
          • динамическая краткосрочная психотерапия,
          • когнитивно-поведенческая психотерпия,
          • личностно-ориентированная реконструктивная психотерапия,
          • логотерпия,
          • недирективная психотерпия по C.Rogers,
          • нейро-лингвистическое программирование,
          • поведенческая психотерапия,
          • психодрама,
          • классический психоанализ,
          • рациональная психотерпия,
          • семейная системная психотерапия,
          • телесно-ориентированная психотерапия,
          • терапия творческим самовыражением,
          • трансактный анализ,
          • трансперсональная психотерапия,
          • эмоционально-стрессовая психотерапия,
          • эриксоновский гипноз,
          • клинический психоанализ,
          • континуальная психотерапия,
          • экзистенциальная психотерапия,
          • социально-психологический тренинг.

          Эффективность психотерапии определяется ожиданиями пациента, значением для него лечения и излечения, характером проблем или заболевания пациента, степенью его готовности к сотрудничеству, ожиданиями терапевта, опытом терапевта, специфическим воздействием конкретных методов психотерапии.

          При существующем многообразии методов психотерапии необходимо отметить, что, применительно к лечению неврозов, они разработаны в исследованиях К.И. Платонова (1962), С.С. Либиха (1974), Д.В. Панкова (1979), А.М. Свядоща (1982), Б.Д. Карвасарского (1980,1985, 1990). Их основой является патогенетическая психотерапия (Мясищев В.Н.,1960), которая предусматривает изменение системы отношений больного и коррекцию его поведения в результате всестороннего изучения особенностей личности и этиопатогенетических механизмов, вызывающих невротическое состояние.

          Специально вопросу применения различных методов групповой психотерапии при лечении взрослых заикающихся (дискуссия, невербальная коммуникация, проективное рисование, социометрия) посвящена работа В.М. Шкловского, Л.М.Кроля, Е.Л. Михайловой (1985).

          Весьма важным моментом при любом из применяемых методов лечения является использование приемов рациональной психотерапии уже при первой беседе врача с пациентом, что позволяет установить необходимый психологический контакт, сформировать у пациента представление о полной излечимости его заболевания.

          Для повышения эффективности психотерапии применяются различные варианты
          суггестивного воздействия. Так, сеанс внушения в бодрствующем состоянии при лечении заикания применяли Дубровский К.М. (1958), П.И. Буль (1974), В.М. Шкловский (1966,1967,1979), Ю.Б. Некрасова (1980), что, по мнению этих исследователей,
          способствовало устранению страха речи в эмоционально значимых для пациентов ситуациях.

          Анализ сущности психотерапевтических методик и факторов, определяющих эффективность их применения, показывает, что ни один из способов воздействия не является в достаточной мере универсальным, часто зависит от индивидуальных предпочтений и опыта психотерапевта, предполагает чаще всего длительное лечение с подбором оптимальной индивидуальной терапевтической программы, не исключает рецидивов заболевания.

          Этому можно дать свое объяснение. В условиях уже существующих функциональных нарушений в центральной нервной системе воздействие словом как носителем закодированной в нем информации первоначально может вызывать разнонаправленные ответные реакции, но при последующей стабилизации биоэлектрической активности головного мозга и обмена нейромедиаторов отчетливо проявляется положительная динамика клинических симптомов.

          Другими словами, в физиологическом смысле психотерапия является непрямым, опосредованным методом, основу которого составляет воздействие через функцию на ее морфологический субстрат, причем возможности непосредственного объективного контроля физиологических показателей достаточно ограничены.

          Вполне закономерно возникает идея поиска метода прямого воздействия с возможностью
          мониторинга в режиме реального времени. Как известно, речевая функциональная система включает в себя центральный нейронный пул (нейронную сеть), периферический нервно-мышечный аппарат и висцеральные образования, синхронизированное взаимодействие которых и обеспечивает наличие нормальной речевой функции.

          В виде кибернетической модели эту же систему можно представить как совокупность некоторого множества объектов, имеющих соответствующее множество прямых и обратных, статичных и динамичных связей, значимое нарушение которых приводит к возникновению клинических проявлений речевых дисфункций.

          Данное положение подтверждено исследованиями НИЦ Биокибернетики, проводившихся на здоровых военнослужащих с нормальной речью, у которых формировали искусственную модель заикания путем задания параметров речи, отличных от нормальных для конкретного испытуемого.

          Это позволило реализовать идею прямого воздействия на речевую функциональную систему в виде корригирующей компьютерной программы. В ней тестирующий модуль анализирует показатели экспрессивной речи пациента и передает управление терапевтическому модулю, осуществляющему навязывание должного темпа и ритма речи, необходимых для формирования нормального индивидуального паттерна речи.

          Двойной контроль по принципу биологической обратной связи, визуальный и акустический, позволяет осуществлять мониторинг изменяющихся показателей функционирования речевой системы в режиме реального времени, повышает надежность терапевтического воздействия как с точки зрения первоначального результата, так и в плане радикальности излечения. Описанный способ коррекции заикания получил название «метод резонансного речеобразования».

          По степени физиологической обоснованности, клинической эффективности, контролируемости и отсутствию побочных эффектов указанный метод можно считать оптимальным для лечения логоневроза.

          Таким образом, учитывая немаловажную роль психотерапии в комплексе лечебных мероприятий при логоневрозе как частном случае невроза, обоснованность применения этого вида лечения в качестве монотерапии выглядит весьма сомнительной. Напротив, методически правильное сочетание приемов рациональной психотерапии на разных этапах осуществления комплексной лечебной программы способствует повышению эффективности применяемых методов и улучшению результатов.

          Литература

          1. Буль П.И. Основы психотерапии. — Л.: Медицина, 1974. — 310с.
          2. Вольперт И.Е. Психотерапия. — Л.: Медицина, 1972. — 232с.
          3. Давиденков С.Н. Неврозы. — Л.: Медгиз, 1963. — 271с.
          4. Дубровский К.М. Одномоментный метод снятия заикания. — В кн.: Материалы Харьковского научного общества. Харьков, 1966. — с.306.
          5. Жинкин Н.И. Механизмы речи. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — 370с.
          6. Заикание /Под ред. Власовой Н.А., Беккер К.П. — М.: Медицина,1983. — 256с.
          7. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. — СПб.: Союз, 2004. — 336с.
          8. Игумнов С.А. Психотерапия и психокоррекция детей и подростков. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2000. — 112с.
          9. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. — М.: Медицина, 1985. — 303с.
          10. Карвасарский Б.Д. Неврозы. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:Медицина,1990. — 576с.
          11. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. — М.: Медицина,1979,. — 608с.
          12. Кочергина В.С. Роль органического поражения центральной нервной системы в патогенезе заикания у взрослых. — Журн. невропатол. и псих., 1971, вып.12, с. 1790-1795.
          13. Куршев В.А. Заикание. — М.: Медицина, 1973. — 160с.
          14. Либих С.С. Коллективная психотерапия неврозов. — Л.: Медицина,1974. — 207с.
          15. Миссуловин Л.Я. О влиянии тяжести логоневроза на результаты лечебно-коррекционной работы при его устранении. В кн.: Неврозы и их лечение. — Л.:Медицина, 1969. — с. 209-212.
          16. Миссуловин Л.Я. Лечение заикания. — Л.: Медицина, 1988, 184с.
          17. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. — 426с.
          18. Некрасова Ю.Б. Сеансы психотерпевтического воздействия и некоторые психические состояния заикающихся. — Вопр. психол., 1980, N5, с.32.
          19. Платонов К.И. Слово как физиологический и лечебный фактор. Изд. 3-е. — М.: Медгиз, 1962. — 532с.
          20. Психотерапевтическая энциклопедия. /Абабков В.А., Александров А.А., Ананьев В.А. и др.; Под ред. Карвасарского Б.Д. — 3-е изд., перераб и доп. — СПб.:
          21. Питер, 2006. — 944с.
          22. Руководство по психотерапии. Изд. 2-е /Под ред. Рожнова В.Е. — Ташкент: Медицина, 1979. — 620с.
          23. Свядощ А.М. Неврозы. Изд. 3-е. — М.: Медицина, 1982. — 366с.
          24. Селиверстов В.И. Заикание у детей. — М.: Просвещение, 1979. — 159с.
          25. Сикорский И.А. О заикании. — М., 1889. — 314с.
          26. Тяпугин Н.П. Заикание. — М.: Медицина,1966. — 156с.
          27. Флоренская Ю.А. Клиника и терапия нарушений речи. — М.: Медгиз, 1949. — 120с.
          28. Шкловский В.М. Комплексная система логопедических занятий и психотерапии при логоневрозах. — Л.:Б.и., 1966. — 30с.
          29. Шкловский В.М. Заикание: Автореф. дис. докт. — Л.: ЛГУ, 1975. — 44с.
          30. Шкловский В.М. Психотерапия в комплексной системе лечения заикания. — В кн.: Руководство по психотерапии. — Ташкент: Медицина, 1979, с.400-420.
          31. Шкловский В.М., Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Методы групповой психотерапевтической работы с больными, страдающими заиканием. — М.: Б.и., 1985. — 46с.

          Δ вопросы результаты наше тв карта блог e-mail

          www.dictor.ru