Заикание от курения

Заикание от курения

I. Оздоровление нервной системы

Речь тесно связана с общим физическим состоянием организма и состоянием нервной системы. Поэтому, работая над речью, следует позаботиться о своем режиме и образе жизни:

а) необходимо решительно отказаться от курения, употребления алкоголя и прочих излишеств, подрывающих здоровье и истощающих нервную систему; б) для оздоровления организма нужны регулярное питание, разумное чередование труда и отдыха, сна и бодрствования. Надо помнить, что всякое возбуждение перед сном мешает уснуть, а хроническое недосыпание крайне вредно; в) необходимо избегать эмоциональных перегрузок. В случаях волнений, переживаний, усталости следует переключиться на другую деятельность, так как умственное и физическое переутомление влияет на речь;

г) утренняя гимнастика и водные процедуры приносят большую пользу в закаливании и укреплении нервной системы. Они способствуют установлению и сохранению нормального ритма работы и нормальной речи в течение всего дня.

Умеренные занятия физкультурой, закаливание организма оказывают благоприятное воздействие на координацию движений, а следовательно, улучшают и речевую функцию.

II. Преодоление психических реакций, вызванных заиканием

Серьезным препятствием в борьбе с речевыми нарушениями могут быть отрицательные эмоциональные переживания. Поэтому необходимо обстоятельно продумать

все, что нарушает душевный покой, объективно и беспристрастно обсудить причины неустройства своей жизни. При желании всегда можно найти разумный выход из трудного положения. Надо стать выше мелочей. Добиваться того, чтобы в повседневной жизни чувствовать себя спокойно, уравновешенно, уверенно.

Не считайте основной причиной своих жизненных трудностей заикание. Не делайте секретом свои трудности в речи, объясните товарищам по работе, друзьям и близким, что лечитесь от заикания.

Воспитывайте в себе смелость, решительность, выдержку и волю. Не отступайте от намеченной цели, верьте в свои силы и возможности.

Учитесь побеждать плохое настроение, обидчивость и раздражительность. Научитесь владеть собой и сохранять спокойствие в любых ситуациях. В этом вам поможет аутогенная тренировка, если вы регулярно занимаетесь ею.

III. Работа над речью в домашних условиях

Для закрепления навыка плавной речи необходимо ежедневно тренировать правильную речь.

— Лучшее время для тренировки — это утренние часы перед работой или учебой.

— Начинать работу над речью лучше с пения (используя веселые, плавные и ритмичные песни).

— Далее работайте над чтением стихов, произнесением чистоговорок, пословиц и небольших текстов в умеренном темпе, строго придерживаясь правил речи.

— Включайте в самостоятельные занятия логопедическую ритмику с музыкальным сопровождением. Помните, что ритмические движения положительно влияют на нормализацию речевой функции.

— Постоянно закрепляйте освоенные навыки речи в процессе общения с людьми.

IV. Основные правила речи

1. Правильная поза тела улучшает жизненные процессы и влияет на организацию речи. При разговоре необходимо придать телу спокойную и удобную позу: ноги стоят крепко, грудь и плечи развернуты, голова поднята.

2. При разговоре следует смотреть на собеседника, держаться уверенно и спокойно.

3. Говорите медленно, плавно, слитно, предварительно обдумав фразу, которую хотите сказать.

4. Говорите выразительно: для этой цели делайте слоговые и логические ударения, придавайте фразам интонацию, соответствующую смыслу высказывания.

5. Начало слов и фраз произносите тихо, плавно, с мягкой голосоподачей, без напряжения, гласные произносите протяжно, согласные — легко, без “нажима”.

6. Длинную фразу делите на смысловые отрезки. Каждый такой отрезок произносите как короткую фразу. Между отрезками фразы соблюдайте паузы.

7. Старайтесь всегда говорить спокойно и несколько замедленно.

8. При неудачах — остановитесь, а затем продолжайте говорить более медленно, пока не почувствуете полную уверенность в речи.

Помните, что устранение заикания — дело сложное и требует перестройки речевых навыков, к которым Вы привыкли.

Для успеха требуется время, знание средств и способов устранения заикания.

Работайте над речью спокойно и настойчиво. Не падайте духом при неудачах — помните, что трудности преодолеваются постепенно.

Чаще читайте книги, очерки о волевых, сильных людях, делайте для себя нужные выводы.

pedlib.ru

Успешное лечение заикания

Здравствуйте! Меня зовут Владимир, мне 22 года, из которых 18 лет я заикался. Первые признаки отклонения речи я заметил ещё в детском саду. Начиная что-либо говорить, моя речь начинала прерываться, происходили спазмы мышц лица, из-за чего появлялись очень неприятные гримасы. Это был, пожалуй, самый неприятный и мерзкий момент в моей речи. Затем всё пошло «как по маслу». Люди перестали понимать меня, что делало меня каким-то «неандертальцем». Пойдя в школу, заикания только усилилось. Скорей всего это вызвано тем, что говорить мне приходилось при всём классе из 24 человек, то есть перед публикой. Отсюда стрессы, нервы и т.д. Мне становилось всё сложнее и сложнее контролировать свою речь, на простое предложение из 4-5 слов, у меня уходило сил как на 1 лист A4, прочитанный на скорость. Дети, конечно же, по началу смеялись. Их я ни в чём не виню и не осуждаю, потому что, зная, к сожалению, свой собственный характер, был бы я на их месте, то точно также бы смеялся над «заикой». Шли года, мои одноклассники входили в положение, моё заикание уже стало не таким смешным. Учителя старались спрашивать меня как можно меньше или спрашивать материал небольшого объёма, пытаясь облегчить мою «ношу», за что я им премного благодарен. Иногда мне казалось, что бог наградил меня этим, грубо говоря, «дополнением», чтобы оградить меня от ненужных высказываний, хотя с другой стороны, это полная чушь. И вот, в 2005 году, у меня появился интернет, я начал искать способы избавления от заикания, менно тогда начали появляться первые компьютерные программы для лечения заикания DAF методом. И вот, я наткнулся на программу SpeechGym. Попробовал, и она действительно начала мне помогать. Я занимался 40-50 минут в день. Но избавиться от заикания у меня так и не получилось. Может из-за недостатка упорства, а может, силы воли. Вообщем я бросил это дело. Затем, в 2007 году, я всё-таки твёрдо решил избавиться от заикания. С 1 июня 2007 года, я начал прогрессивную борьбу с этим недугом. И вот мой рецепт (буду добавлять некоторые полезные пункты) :

1) Бросайте курить! Курение ведёт к нарушению ритма сердца, в следствие и дыхания. Заикания пропадает только после 1 выкуренной сигареты, и то на 2-3 минуты, затем оно будет только усиливаться! КУРЕНИЕ НЕ ВЫХОД! Сам никогда не курил и вам не советую, избавиться от заикания с помощью сигареты вам не удасться!

2) Соблюдайте режим дня. Сон для подростка должен быть не меньше 8-9 часов. Для взрослого человека 7-8 часов. Ложитесь спать не позже 23:00. Биологические часы не обманишь! Сон — основной процесс, который помогает восстановить нормальное состояние мозга, собственно и речи. Грубо говоря, сон — залог успешного лечения!

3) Не стоит думать, что избавление от заикания это лёгкий процесс. Его возможно победить только с огромным усердием и старанием, а главное ЖЕЛАНИЕМ! Без этих трёх пунктов у вас ничего НЕ ВЫЙДЕТ! «Стремись к лучшему, добьёшься большего!»

4) Стоит на определённый срок отложить какие-нибудь бурные вечеринки, с употреблением НАРКОТИКОВ и АЛКОГОЛЯ, что вообще не приветствуется при лечении!

5) По утрам пить витамины, такие как «Компливит» и его аналоги. Они помогут вам быть в тонусе, и обогащают ваш организм всеми необходимыми минералами и витаминами, что тоже, грубо говоря, «КИРПИЧЕК» в постройке идеальной речи!

6) Полноценное питание: Завтрак,Обед и Ужин. Полдники по желанию, лишними никогда не будут.

7) Исключить из рациона такие продукты как: соль, жаренное мясо, чипсы, сухарики ( те, что лежат на прилавках: «Три корочки», «Хрустим» и т.д, т.к в них очень много вредоносных веществ. ) Cool Сократить потребление сахара. Сахар и соль — основные виновники высокого давления, что тоже ни мало важно для нормальной речи.

9) Каждое утро должно начинаться с зарядки. Особенно хорошо старайтесь разминать шею и спину, чтобы улучшить кровоток к мозгу.

10) Кушайте больше фруктов и овощей.

И вот он, самый основной пункт! Занимайтесь с программой SpeechCorrector! Эффект от неё есть! Просто многие знатоки уверяют, что программа должна избавлять от заикания за неделю! Ничего подобного. Успешное избавление от заикания — это длительная, многомесячная работа над собой. Программа способна избавить от заикания полностью за 8-12 месяцев полноценных тренировок, убедился сам на себе! Главное чтобы было желание, а всё остальное приложится само. Теперь, что касаемо настроек программы и графика тренировок. Занятие с программой должно стать для вас важным, точно также как и завтрак, обед и ужин. Многие скажут, что мол, 12 месяцев тренироваться всё равно не получится. Да, это так. Все мы ездим на море, к бабушке, дедушке, маме, папе, в командировки и т.д. Если вы занимаетесь с программой порядка 6 месяцев, то перерыв на 1 месяц будет не так страшен. Но этот перерыв должен быть только крайним случаем! Только если вы ложитесь в больницу или у вас нету ноутбука. Сейчас очень популярны Нетбуки. Они весят 1-2 кг, занимают места даже меньше чем книга. Звуковые карты в них конечно не очень, но это хоть что-то! Нетбуки или ноутбуки вам помогут продолжать занятия где бы то ни было, если конечно есть где уединиться.

1) Заниматься нужно 30-40 минут в день. Хотя никто Вас не ограничивает. Чем больше, тем лучше. Всё зависит только от ваших возможностей и силы воли!

2) Заниматься ЖЕЛАТЕЛЬНО ежедневно! Можно конечно пропустить 1 денёк в неделю, и то если вы ФИЗИЧЕСКИ не смогли добраться до компьютера или вообще времени в обрез. 1 день впринципе ничего не решает, но злоупотреблять пропусками занятий не стоит. Нужно помнить, что: Чем ответственней вы отнесётесь в лечению, тем лучше будет результат.

3) Задержку нужно ставить самую предельную, которую вы сможете тянуть. Поясняю. С задержкой 100мс, вы будете произносить слово на распев легко и быстро. С задержкой 500мс, вы будете произносить то же слово длительнее и дыхания вам будет нужно больше! Вот в этом и фишка. Ставьте предельную задержку для вашего дыхания. Это может зависеть от степени натренерованности вашего дыхания, то есть спортсмен вы или нет. К концу произношения каждого слова, дыхание у вас должно быть на исходе. Перед каждым новым словом, вы должны набирать полные лёгкие воздуха. Здесь главное правило: Без усилия не будет прогресса!. Со временем, вы увеличите длительность 1 вашего произношения без вдоха, в таком случае, увеличивайте задержку ещё. Ваша речь станет протяжнее и спокойнее, а главное заикание начнёт постепенно уменьшаться. Чем больше задерка — тем лучше! За всё время лечения я дошёл с 300мс до 800мс задержки. И это ещё не предел! Можно дойти и до 1 секунды. Повторюсь, вас никто не ограничивает.

4) Что касается разнообразности прогрмамм. На сегодняшный день, наилучшей, более доступной программой для лечения заикания, является именно SpeechCorrector! Огромная благодарность автору Игорю Бровину и низкий ему поклон. В Центре коррекции речи ******* при НИЦ *********, за программу ********, консультации врача по скайпу и лечения до «победного конца», просят 49 000 рублей. На мой взгяд, это пустая трата денег. SpeechCorrector же стоит 500 рублей по акции. И вообще получить лицензию к нему можно бесплатно, написав статью, аналогичную моей, на этом форуме. За что автору опять же огромное спасибо! И главное то, что ******** и SpeechCorrector абсолютно аналогичны по способу лечения.

5) Что касается настроек эквалайзера. Функция эквалайзера добавлена в программу для настройки более лучшего звука на выходе. Эквалайзером за всё время программы я не пользовался. Т.к, в программе, по которой занимался я, его просто не было. На помню, что занимался я по программе SpeechGym. Эта функция делает программу ещё более лучшей чем её аналоги.

6) Что касается наушников. На наушниках лучше не экономить. Лично я вам советую наушники фирмы SteelSeries. Цена у них не кусается, и качество радует. Какую именно модель выбрать, это уже ваше дело, тут разницы нет. Все наушники 3D. Единственное, лучше покупать наушники со встроенным микрофоном. Качество у них тоже отличное.

7) Что касается настроек звука в системе. Сделайте всё, как на этих видео:

Для Windows 7: http://www.youtube.com/watch?v=f2IJhqt_Qzg

Для Windows XP: http://www.youtube.com/watch?v=hgvTslvkfqE

Для Windows Vista: http://www.youtube.com/watch?v=f5fOZqJDnCo?feature=related

Пример, как нужно заниматься с программой: http://www.youtube.com/watch?v=VnLdMyw2aCc?feature=plcp?context=C4199d79VDvjVQa1PpcFNa3p9kOL8RTmsLhj4HCzgeAYUFIoQawYg%3D

И на последок хотелось бы сказать, что я полностью излечился от заикания по этой методике и поэтому хочу поделиться её. К сожалению, заиканием страдает мой двоюродный брат, ему 7 лет. Сейчас стараюсь ему помочь. Спасибо, тем, кто прочитал, и конечно же автору программы.

www.axwap.com

Факторы, влияющие на течение заикания

Некоторые факторы, влияющие на течение заикания. Многие авторы к факторам, оказывающим положительное либо отрицательное влияние на течение заикания, относят возрастные особенности, организацию режима, закаливание организма, спортивные занятия, различные заболеваний, физические и психические травмы, употребление алкоголя и др.

Возрастной фактор. В. В. Ковалев (1979) указывает, что возрастной фактор в виде изменений общей и нервной реактивности в «критические» периоды онтогенетического развития может иметь определенное этиологическое значение как способствующий возникновению тех или иных психических заболеваний. Но возрастной фактор, играя важную роль в этиологии и патогенезе нервно-психических заболеваний, оказывает влияние и на течение этих заболеваний, в том числе и заикания. Такие периоды, которые характеризуются повышенной степенью риска заболеть тем или иным заболеванием либо тенденцией к усилению уже имеющейся нервно-психической патологии Г. Е. Сухарева (1955) называет «периодами повышенной восприимчивости к различным вредностям».

Анализируя жалобы заикающихся, мы также выделили 3 основных периода, наиболее часто упоминаемых больными в связи с ухудшением речи:

  • I период — начало обучения в школе (7. 8 лет);
  • II период — препубертатный и пубертатный возраст, возраст ранней юности (12. 17 лет);
  • III период — начало самостоятельной жизни (20. 23 года).

Указанные периоды отличаются как активными биологическими процессами, связанными с развитием и формированием различных структур организма, в частности нервной системы человека, так и качественными изменениями внешних условий его жизни, совпадающими с этим возрастом.

7-летний ребенок начинает учиться в 1 -классе. Заметные изменения режима дня, новый коллектив, расширение круга обязанностей, усилия, которые необходимо затрачивать на усвоение программы и приготовление уроков, случаи нетактичного поведения детей по отношению к своему заикающемуся товарищу, порой отсутствие и у учителя необходимых знаний об особенностях работы с детьми, страдающими заиканием, — все это, как правило, отрицательно сказывается на нервной системе ребенка и его нарушенной речи.

С еще более выраженными трудностями сталкиваются больные, их родители и специалисты, когда заикающиеся дети вступают в препубертатный и пубертатный возраст. Е. С. Иванов (1980), говоря о глубокой физиологической перестройке организма подростков, отмечает у них и значительные изменения, наступающие в эмоциональной и психологической сферах. Автор указывает, что. подросткам свойственны повышенная самонадеянность и одновременно застенчивость, неуверенность в себе. В этом возрасте происходят оценка и переоценка социальных ценностей. Перед подростком встают проблемы выбора жизненного пути, профессии. Стремление к самоутверждению, требующее дополнительной затраты физической и нервной энергии, часто приводит к переутомлению и снижению трудоспособности. Нередко не только в силу названных причин, но и других факторов подростки находятся в сложной внутренней конфликтной психологической ситуации. В этот же период у подростков усиливается интерес к противоположному полу, возникают сексуальные влечения, появляются порой мучительные раздумья о своей внешности, достоинствах и недостатках.

Многие подростки, страдающие заиканием, впервые в этом возрасте начинают фиксировать внимание на нарушении речи, в связи с чем у них нередко возникают чувство неполноценности, раздражительность, мнительность, неуверенность в своем будущем, т. е. постепенно развиваются вторичные невротические наслоения, и в соответствии с принципом «порочного круга» значительно ухудшается и их речь.

Начало самостоятельной жйзни, которое у многих молодых людей происходит в 20. 23 года (привыкание к новому производственному коллективу после службы в армии либо после окончания учебного заведения; значительное расширение круга общения в официальной обстановке; создание собственной семьи и пр.), также неблагоприятно отражается на состоянии речи многих наших пациентов.

Наблюдения показывают, что после 40 лет у части заикающихся на фоне сглаживания невротической симптоматики состояние речи несколько улучшается. Это, видимо, происходит в связи с определенной социальной адаптацией данной группы больных, которой способствуют прочное положение на работе, благополучие в семье, здоровый образ жизни.

Заболевания и травмы. Многие исследователи в качестве наиболее изученных этиологических факторов, обусловливающих возникновение заикания, называют неврологические, инфекционные, соматические заболевания, а также травматизм, особенно травмы головного мозга. Эти же факторы следует указать в числе причин, способствующих усилению уже имеющегося нарушения речи.

Механизмы патогенного воздействия заболеваний и травм на речь заикающихся перечисленных выше групп различны. Если неврологические заболевания (энцефалиты, менингиты и др.), травмы мозга, являясь причиной органического поражения центральной нервной системы, не только ослабляют организм больного, но и могут оказать непосредственное болезненное влияние на его высшие психические функции и речь (ухудшение памяти, снижение умственных способностей, нарушение грамматического строя речи, явления дизартрии и пр.), то тяжело протекающие инфекционные и соматические заболевания в основном обусловливают астенизацию нервной системы, а в ряде случаев могут отразиться на функции дыхательных и голосовых органов заикающегося (коклюш, ложный круп, бронхиальная астма, пневмония, хронические насморки и ларингиты).

Заболевания психосоматической природы (высыпания на коже, заболевания желудочно-кишечного тракта и др.), нередко наблюдаемые у заикающихся, тяжелые телесные травмы причиняют больным неприятные, болезненные ощущения, к которым зачастую присоединяются и моральные переживания, связанные, например, с временной потерей трудоспособности и невозможностью себя обслуживать, изменением внешнего вида и размышлениями о своей невезучести,— все это также отрицательно сказывается на состоянии нервной системы больных и, как правило, ухудшает их речь.

К ухудшению речи заикающихся, особенно в детском и подростковом возрасте, обычно приводят не только заболевания и травмы, но и некоторые диагностические или терапевтические мероприятия, связанные с их лечением. Мы имеем в виду прежде всего неприятные исследования, хирургические вмешательства, инъекции, болезненные перевязки и другие процедуры. В этих случаях травмирующее воздействие на нервную систему оказывают не только болевые ощущения, но и вызывает эмоциональное напряжение, страх, связанные с ожиданием процедуры, которая сопровождается этими неприятными ощущениями.

Психотравматизация. Острые психотравмы и длительные психотравмирующие ситуации в подавляющем большинстве случаев отрицательно влияют на речь больных, страдающих заиканием, значительно утяжеляя нарушение их речи.

Нам приходилось наблюдать случай, когда нападение крупной собаки на 6-летнего заикающегося ребенка, у которого заикание возникло в 4 года после воздействия аналогичного по содержанию психотравмирующего раздражителя, вызвало ухудшение речи до такой степени, что больной в течение месяца практически не мог разговаривать.

Повторно действующий на заикающихся детей и подростков психотравмирующий раздражитель, по нашим наблюдениям, обычно является причиной «чрезмерной стрессовой реакции» и может вызывать у них не только усиление заикания, но и развитие тяжелого невротического заболевания, так как «звучание» в жизни больного первоначальной психотравмы подготавливает выраженную индивидуальную значимость аналогичного, вторично воздействующего психотравмирующего агента. Но ухудшение речи может спровоцировать не только аналогичный или близкий по содержанию психотравмирующий раздражитель. Любая психотравма обычно резко ухудшает речь заикающихся.

При длительно воздействующей психотравмирующей ситуации мы наблюдали как у детей, так и у взрослых постепенное ухудшение состояния нервной системы и речи. Диапазон психотравмирующих эмоционально значимых раздражителей и, соответственно, стрессовых реакций, действующих на взрослых, шире, чем действующих на детей. Известно, что стрессовая реакция может приводить к таким запредельным формам возбуждения, которые вызывают замедление, торможение или прекращение деятельности систем, подверженных стрессору.

Опрашивая заикающихся взрослых, мы выделили 3 варианта речевых реакций больных на острые психо-травмирующие раздражители: ухудшение речи, потеря речи, исчезновение заикания.

Анализ историй болезни этих пациентов дает возможность предположить, что причины различного речевого реагирования зависят прежде всего от уровня эмоциональной значимости психогенного агента в каждом конкретном случае, а также от личностных и нервно-психических особенностей, на фоне которых протекает заикание. Если ухудшение речи можно расценивать как речевую реакцию на психотравмирующий раздражитель среднего уровня эмоциональной значимости, то полная потеря речи и внезапное исчезновение тяжелого заикания, видимо, могут свидетельствовать о высокой индивидуальной значимости перенесенной психотравмы.

1-й вариант речевого реагирования, по нашим наблюдениям, в значительной мере свойствен заикающимся с астеноневротической и психастенической акцентуацией личности. Потерю речи нам приходилось наблюдать у больных с истероидными чертами характера. О немногочисленных случаях полного, но кратковременного исчезновения заикания в результате воздействия острого психотравмирующего раздражителя нам сообщали больные, у которых нарушение речи протекало на фоне преимущественно гиперстенической формы неврастении. Для этих больных наибольшую эмоциональную значимость имели психотравмы, связанные с оскорблением их человеческого достоинства, происшествия, угрожающие здоровью или жизни близких людей, стихийные бедствия и другие раздражители, вызывающие, по-видимому, возникновение новой доминанты, в результате чего на короткое время затормаживались патологические условнорефлек-торные связи, и наши пациенты, находясь в состоянии крайнего возбуждения, на протяжении действия указанного раздражителя говорили громко, быстро, без всякого заикания. Когда действие раздражителя оканчивалось и возбуждение спадало, заикание вновь возвращалось, и речевые затруднения обычно становились еще более выраженными.

Говоря об отрицательном влиянии на речь заикающихся различных психотравмирующих факторов, следует упомянуть и о негативном психологическом воздействии одного больного на другого. Такой вид психотравматизации применительно к лицам, страдающим неврозами, С. С. Либих (1974) назвал эгротогенией. Среди взрослых заикающихся нам неоднократно приходилось наблюдать последствия эгротогении. Больные, акцентуированные по психастеническому типу, с недоверием относящиеся к проводимому лечению, наиболее подвержены подобного рода психотравматизации и, в свою очередь, могут оказывать отрицательное расхолаживающее влияние на других заикающихся, с которыми лечатся в одной группе. Этот фактор необходимо учитывать при организации лечебной работы с данным контингентом больных.

Спортивные занятия. Широко известно, что спортивные занятия укрепляют организм и эмоционально-волевую сферу, вырабатывают стойкость и мужество, дисциплинированность, умение преодолевать трудности и добиваться намеченной цели. Но нам на протяжении многих лет приходилось наблюдать и отрицательное влияние некоторых видов спорта на состояние нервной системы и речи больных, страдающих заиканием. К ним в первую очередь следует отнести бокс, борьбу, футбол, хоккей, тяжелую атлетику, т. е. такие виды спорта и спортивные игры, которые связаны с высокими эмоциональными и физическими нагрузками, резкими движениями, учащенным ритмом дыхания.

В процессе курса лечения мы не рекомендуем нашим пациентам также принимать участие в различных соревнованиях, эстафетах, кроссах, так как чувство спортивного азарта, возбуждающее больного, физическое и эмоциональное напряжение, высокий темп, обусловленные необходимостью показать нужное время, как правило, ухудшают речь заикающихся.

Спортивные занятия, не требующие реализации высоких мышечных нагрузок в определенное время и связанные с небыстрым темпом и плавностью движений, четким ритмом дыхания (велосипед, медленный бег, плавание, катание на коньках под музыку и т. д.), не только укрепляют организм и нервную систему наших пациентов, но и непосредственно способствует автоматизации нужных двигательных стереотипов, улучшают дыхание больного, оказывая положительное влияние на речь заикающихся.

Употребление алкогольных напитков и табакокурение. В этом разделе мы остановимся на влиянии алкоголя на речь заикающихся, не злоупотребляющих спиртными напитками, а выпивающих «как все» или для снятия эмоционального напряжения. Что же касается курения табака, то здесь мы сосредоточим внимание на больных — заядлых курильщиках.

В литературе по наркологии указывается, что при легкой степени опьянения после приема алкоголя развивается эйфория, появляются возбуждение и ощущение эмоционального подъема. Многие в этом состоянии перестают испытывать чувство тревоги, страха, боязни общения с окружающими людьми в определенных ситуациях, т. е. алкоголь в небольших дозах на нервную систему человека оказывает, как правило, транквилизирующее действие.

Беседуя со взрослыми и подростками, страдающими логоневрозом, мы неоднократно слышали, что некото-)ые из них «для храбрости» (для снятия напряжения, чувства неловкости, неуверенности в себе) выпивают небольшое количество алкоголя, после чего чувствуют себя в общении с посторонними людьми более свободно. Настроение у них улучшается, они становятся общительными, у большинства заикающихся значительно улучшается и речь. Эти пациенты из молчунов вдруг превращаются в веселых, словоохотливых, компанейских людей.

Но когда проходит это состояние, фон настроения резко снижается, речь становится еще более затрудненной. У ряда больных, особенно у тех, у кого заикание протекает на фоне рассеянной органической микросимптоматики, вегетососудистых нарушений, астено-невротического синдрома, даже небольшие дозы спиртного вызывают состояние разбитости, слабости, головные боли, усиливается раздражительность, а ухудшившаяся речь остается значительно затрудненной в течение продолжительного времени.

Известны случаи, когда у больных снижается фон настроения и резко ухудшается речь уже через несколько минут после употребления спиртных напитков. Это происходит с той категорией больных, у которых в состоянии даже легкого алкогольного опьянения в связи с ослаблением активного тормозного процесса в определенной мере утрачивается способность к самоконтролю и как бы обнажаются скрытые, подавляемые в трезвом виде, такие черты характера, как обидчивость, подозрительность, конфликтность и пр. Захмелев, они перестают адекватно реагировать на происходящие события, начинают мелочно придираться к окружающим, нередко провоцируют ссоры, объясняя случившееся вымышленными насмешками над их речью.

Вследствие указанного действия алкоголя, а также в результате разъяснительных бесед подавляющее большинство наших пациентов избегают употребления алкогольных напитков. Но в нашей практике встречались единичные случаи злоупотребления спиртным заикающимися подростками, у которых нарушение речи протекало на фоне психопатических черт характера. В подобных случаях заикание становилось удобным предлогом для алкоголизации, а систематические выпивки приводили таких больных к хроническому алкоголизму.

О вреде курения табака написано много: о вредном воздействии никотина на организм человека в целом и, в частности, на его нервную систему и дыхательные органы. Нередко, как отмечает Л. Н. Лежепекова (1980), курить начинают уже в 12— 13 лет, активно подражая взрослым. Обычно для подростка начало курения связано с желанием казаться самостоятельным, независимым человеком.

Как показывают наши наблюдения, для многих заикающихся курение — это не только своеобразная форма самоутверждения, поза, свойственная всем начинающим курить, но и еще в ряде случаев определенная двигательная уловка, к которой на первых порах совершенно сознательно, а потом уже в силу привычки, прибегают больные в некоторых трудных для них речевых ситуациях. В условиях, позволяющих закурить, заикающийся, чувствуя невозможность сказать то или иное слово, прерывает речь как бы для того, чтобы взять в рот сигарету. Тем самым маркирует свое смущение, меняет режим функционирования артикуляционного аппарата и иногда добивается реального улучшения речи. Зафиксировав на этом внимание, он все чаще и чаще начинает прибегать к сигарете как к спасительной уловке. С другой стороны,— постепенно вырабатывается привычка к введению в организм определенных доз никотина, которые оказывают кажущееся кратковременное успокаивающее действие, и тем сильнее у заикающегося эта привычка, чем больше она связана с условиями речевого общения.

Но мнимое облегчение, обусловленное употреблением табака, очень скоро, особенно у заикающихся подростков и молодых людей, оборачивается ухудшением состояния и без того ослабленной у многих из них нервной системы. В результате интенсивного и систематического курения могут появиться головные боли, ослабление процесса внимания и памяти, усилиться раздражительность и другие явления астенизации, что неизбежно влечет за собой значительное ухудшение речи.

Нередко возникающая у курильщика тахикардия приводит к учащению и ритма дыхания, что, в свою очередь, укорачивает у больного речевой выдох и тем самым способствует развитию и закреплению дыхательной формы заикания. Этому же способствуют и заболевания дыхательных органов — пневмонии, бронхиты, трахеиты и другие болезни, часто возникающие у курильщиков. Поэтому в курсе комплексного устранения заикания, проводя с больными психотерапевтические беседы, мы особое внимание уделяем проблеме преодоления вредных для здоровья пациентов привычек, мешающих достижению положительных результатов лечения.

malish.info