Заикание от стресса

Заикание от стресса

  1. Главная
  2. НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
  3. Лечение логоневроза у взрослых
  4. Заикание у взрослых проявляется в двух основных формах, одна из которых невротическое заикание, основной причиной которого является расстройство, носящее невротический характер. Поэтому проявление такого дефекта речи не бывает постоянным и не имеет стабильно непроизносимые звукосочетания, а появляется только при эмоциональных стрессах, вызывающих психологические трудности общения в каких-либо конфликтных ситуациях, выступлениях перед аудиторией, при сдаче экзамена и т.п. Врачи нередко для обозначении невротического заикания используют чаще всего используют термин логоневроз или логоклония. Поскольку основная причина логоневроза связана с невротическим расстройством, то, как правило, этому заболеванию сопутствует логофобия (вербофобия) – боязнь (страх) говорить. Лечение логоневроза у взрослых имеет прежде всего индивидуальный подход с учетом мер по устранению невроза, как основной причины заболевания, так и на аннулирование дефекта речи, как последствия невротического расстройства.

    Причины логоневроза

    Многолетняя врачебная практика показала, что невротическое заикание у взрослых чаще всего имеет свои корни ещё с детского или подросткового возраста. Причем причины логоневроза очень индивидуальны, имеющие как невротическую, так и генетическую строну. Тем не менее существуют и общие предпосылки логоневроза, к которым относятся как слишком быстрое пополнение своего словарного запаса в детском возрасте (от 2 до 6 лет), речевые нарушения, а также наличие в семье родителей с такого рода дефектом речи. Причиной логоневроза могут стать особенности функционирования нервной системы (высокая возбудимость, незащищенность, эмоциональная лабильность, повышенная чувственность) или инфекционное поражение центральной нервной системы, детский церебральный паралич, при котором логоневроз является сопутствующей патологией. Причиной логоневроза в подростковом возрасте может стать гормональная перестройка, наличие стрессовых ситуаций в которых появляется необходимость отстаивания своей социальной значимости.

    Вышеперечисленные факторы могут быть только предпосылками логоневроза, но появление критических стрессовых ситуаций (внезапный испуг, конфликты дома и др.) вполне могут вызвать невротическое заикание. Взрослые люди реже подвержены логоневрозу, чем дети, но тем не менее острая психотравмирующая ситуация может вызвать появление симптомов логоневроза.

    Симптомы логоневроза

    Основные симптомы логоневроза, или заикания у взрослых и детей – паузы в разговоре, частые повторения отдельных слогов, звуков или целых слов, затрудненное произнесение слогов или слов, спазмы речевого аппарата (языка, губ, мышц гортани), артикуляционные судороги. Спазмированная гортань указывает на голосовые изменения, а спазмы языка, неба и губ представляют собой артикуляционными судороги, нередко случаются и дыхательные судороги, вызывающие недостаток воздуха, нарушая при этом процесс дыхания, как при дыхательном неврозе .

    Так как логоневроз имеет неврогенную этиологию, то его симптомы разделены на три группы:

  5. Невротические симптомы, включающие повышенную тревожность , страх, психоэмоциональную напряженность , низкую самооценку и ощущение неполноценности, обильное потоотделение, нарушения сна ;
  6. Основные симптомы логоневроза представляют собой дефект речи, проявляющийся в трудностях в произношении отдельных слов и слогов, множественном повторении звуков, слогов, слов, длительные паузы при речевых оборотах, артикуляционные судороги;
  7. Невротическое заикание могут сопровождать и сопутствующие симптомы логоневроза – моргание, тики лица, тремор губ, лицевые гримасы, напряжение лицевых мышц, судороги дыхания и чувство недостатка воздуха.
  8. В связи с таким разнообразием симптомов логоневроза выделяют три основных вида невротического заикания:

    1. Клонический логоневроз – многократный повтор звуков, слогов или слов.
    2. Тонический логоневроз – затяжные речевые паузы или растянутое произношение слогов и слов
    3. Смешанный тип, когда есть признаки клонического и тонического логоневроза.

    Как лечить логоневроз?

    Лечить логоневроз у взрослых, как впрочем и у детей без помощи логопеда невозможно, но при невротической форме логоневроза на первый план, конечно, выступает неврологическая реабилитация, включающая в себя целый комплекс неотложных мер, направленных на устранение неврологического расстройства.

    Для борьбы с заиканием у взрослых, прежде всего, нужно воспользоваться психотерапевтической помощью, включающей психотерапевтические сеансы, направленные на уменьшение состояния страха и тревожности, а также мероприятия, помогающие построить новые навыки разговорной речи и выработать более приемлемые привычки общения. Эффективен гипноз, физиотерапия, рефлексотерапия, расслабляющий массаж, различные методы релаксации, лечебная гимнастика при неврозах , включая сеансы психоэмоциональной разгрузки, ароматерапию, медитацию, расслабляющие водные процедуры.

    В лечении логоневроза обычно не прибегают к медикаментозным средствам, а используют седативные, оказывающие успокоительное действие на нервную систему и способствующих восстановлению здорового сна, и ноотропные препараты растительного происхождения, улучшающие мозговое кровообращение и мозговую деятельность.

    В качестве фитотерапии при заикании у взрослых используют седати
    вные лекарственные растения: валериану лекарственную , мелиссу лекарственную , траву пустырника , траву зверобоя , ромашку аптечную , душицу обыкновенную, мяту перечную, соплодия хмеля. Из лекарственных трав можно готовить отвары, используя, как сборы, так и отдельно, добавляя также в воду при принятии расслабляющих ванн.
    В лечении логоневроза, как и в терапии других основных невротических состояний ( неврастении , невроза навязчивых состояний , невроза страха , истерического невроза) положительную динамику обеспечат растительные лекарственные препараты седативного и анксиолитического действия. Препараты Валериана П , Пустырник П , Зверобой П , биологически активный комплекс Нерво-Вит на основе сбора лучших седативных трав , среди которых синюха голубая , действие которой значительно выше, чем у валерианы (в 10 раз), обладающая также высоким анксиолитическим действием, позволяет существенно снизить ощущение страха, тревожное состояние и другие симптомы невротического расстройства, в том числе и вегетативные нарушения, устранить гипервентиляционный синдром (ощущение недостатка воздуха), сопутствующий неврологическому заиканию у взрослых.

    Гречиха красностебельная , обладающая высоким нооотропным действием, трутневый расплод и плоды шиповника майского, входящие в состав витаминного комплекса Мемо-Ви т , улучшат мозговую деятельность, питание мозга и нормализуют мозговое кровообращение. Биологически активный комплекс Мемо-Вит применяют также в период реабилитации после инсультов, а также в лечении речевых афазий .

    Рекомендуемые препараты произведены по инновационной технологии криоизмельчения , поэтому препараты содержат все целительные свойства «живого» растительного сырья, чего нельзя достичь при изготовлении отваров, экстрактов или настоев. А удобная форма изготовления — таблетка позволит вам сохранить время и иметь нужный препарат всегда «под рукой». Витамин С, входящий в состав усиливает действие лекарственных трав и стимулирует защитные возможности организма, что позволяет повысить уровень стрессоустойчивости и предотвратить преждевременное старение.

    Снижение проявлений неврологического расстройства, психотерапевтическая и логопедическая помощь приносят при логоневрозе помогут устранить невротическое заикание у взрослых , поэтому следует принимать срочные меры при появлении первых симптомов логоневроза.

    xn—-ctbbjszjox.xn--p1ai

    Заикание и ложь

    Эмми – молодую женщину с депрессией, нерешительностью и с заиканием на сеанс EFT привела подруга. Мы начали работу над ее депрессией и неспособностью доверять себе. Ближе к концу нашей первой сессии Эмми начала рассказывать историю.

    Она говорила о своем прошлом в средней школе. Она вспомнила, как участвовала в выборах на пост президента школьного совета, и конкурировала при этом с девушкой, которая ранее была ее очень близким другом (за год до этого они поссорились). Большая часть поддержки студентов была на стороне ее бывшей подруги и Эмми начала терять надежду на победу.

    Эмми сказала, что она чувствовала злость из-за возможности проиграть, и это ощущение было особенно сильным, потому что она также считала, что подруга ее предавала в течение последнего года. Эмми так вышла из себя, что после школы, в минуты слабости и гнева, она повредила и разрушила агитационные плакаты и материалы ее оппонентки.

    Эмми описала свое чувство вины и смущения. Она рассказала, что была основной подозреваемой в этом инциденте учителями, друзьями, а позже ее родителями, но она крепко держалась за ложь, что невиновна. Она категорически отрицала какое-либо участие в уничтожении агитационных материалов.

    Эмми призналась, что была «одной из наиболее популярных девочек в классе, и в конце концов все поверили мне. Мои родители первыми защитили меня, и, когда никаких доказательств не было найдено, дело было прекращено». Эмми убедила людей, что она также была жертвой и в конечном итоге получила уверенность в том, что она может управлять ситуацией. Она выиграла выборы. Тем не менее, она описала, как чувствовала боль в связи с необходимостью продолжать лгать, и как на самом деле она никогда никому не говорила правду об этом событии.

    Мы разработали путь через эти проблемы и воспоминания. Некоторые из заявлений установки, которые мы использовали, были:

    Хотя я лгала всем и себе…

    Хотя я и не попалась за свои действия, и не призналась…

    Хотя я использовала силу своего статуса, чтобы скрыть правду…

    Эмми почувствовала некоторое облегчение от бремени ее тайны, и смогла предложить фразы сама:

    Хотя я использовала моих родителей, чтобы выбраться из неприятностей…

    Хотя я скрывала правду и делала что-то ужасное…

    В результате первой сессии Эмми почувствовала облегчение. Когда она вернулась к следующей сессии, я заметил, что она стала заикаться меньше. Эмми сразу же согласилась и сказала, что другие заметили то же самое в последние два дня.

    Эмми объяснила, что заикания не было до окончания средней школы, а уже после стало медленно развиваться. Она вспомнила, что начинает заикаться, когда возбуждена или нервничает и пытается выразить себя. Эмми не могла вспомнить, когда заикание стало полноправной частью ее речи, но она подсчитала, что заикается примерно на протяжении шести лет.

    Эмми также призналась, что она продолжала лгать людям, встречавшимся в ее жизни, чтобы получить выигрыш или преимущества. Мы начали снова с той же школьной истории, с энтузиазмом углубляясь в аспекты.

    Хотя я злилась на себя за ложь, и ни разу не сказала правду…

    Хотя я по-прежнему лгу…

    Даже если я использую людей…

    Хотя я ненавижу себя, за то, как я отношусь к людям…

    Хотя я не могу доверять себе, потому что я не сделала правильный выбор…

    Хотя я и манипулирую людьми, чтобы получить выгоду для себя…

    Хотя я не хочу быть открытой, чтобы не позволять перейти мне дорогу…

    Хотя вина и память об этой истории возможно причина моего заикания…

    Хотя заикание заставляет меня контролировать каждое слово, все, что я говорю…

    Хотя я хочу наказать себя за всю ложь, я продолжаю обманывать…

    Хотя я и боюсь говорить правду…

    Даже если я отказываюсь верить себе, потому что я солгала в прошлом…

    Хотя я лгала до сих пор, и могу продолжать это в будущем…

    Хотя я не совершенна и никогда не буду идеальной…

    Хотя я не думаю, что знаю, как быть хорошим человеком…

    Даже если я скрываю свое истинное чувство…

    Хотя я боюсь, что люди не примут меня такой, какая я есть…

    Мы закончили эту интенсивную сессию, а когда она вернулась на следующей неделе, то уже совсем не заикалась. Мы сделали несколько последующих раундов, чтобы сбить ее оставшиеся аспекты, снизив уровни интенсивности от 3 к 0.

    У нас была еще одна встреча через месяц, и Эмми не заикалась. У нее также не было депрессии, и она чувствовала себя более уверенно. Эмми было предложено связаться со мной, если появятся признаки заикания, однако я не слышал больше о ней. Последняя наша встреча была более 3 лет назад.

    Я хочу сказать всем, кто хочет слышать о чудесах EFT. Это действительно работает, и результаты есть всегда, даже если работать по тем аспектам, которые кажутся не связанными с основной проблемой. EFT может помочь людям стать свободнее!

    pobedimstress.info

    Заикание от испуга

    Одной из основных причин, вызывающих у ребенка заикание, считается испуг или кратковременный стресс. Понятно, что каждый ребенок иногда пугается неожиданных громких звуков или попадает в ситуацию, вызывающую повышенное чувство тревоги. Почему же некоторые дети начинают заикаться, а в речи других не отмечается никаких нарушений? Может ли испуг стать причиной нарушений речи у взрослых? И стоит ли ждать, когда заикание от испуга пройдет естественным путем?

    Психофизиологические особенности ребенка

    Специалисты отмечают, что речевые нарушения чаще всего возникают у детей с определенными психофизиологическими особенностями. К факторам, благоприятствующим развитию заикания, относят:

    • Слабость нервной системы малыша, которая проявляется повышенной тревожностью, раздражительностью, ранимостью, плаксивостью.
    • Наследственность.
    • Физическая ослабленность, частые болезни.
    • Поражения центральной нервной системы ребенка, произошедшие при внутриутробном развитии, во время родов или в раннем детстве.
    • Психологический дискомфорт. Речь малышей, которые постоянно пребывают в стрессовой ситуации — например, опасаются не соответствовать завышенным родительским требованиям или боятся наказания за малейшие проступки — может нарушиться от малейшего толчка, которым становится испуг. Заикание от стресса может развиться даже у взрослых людей или подростков, а недостаточно развитый и окрепший речевой аппарат ребенка реагирует на постоянное напряжение довольно активно.

    Перечисленные факторы вовсе не означают, что малыш, пережив сильный испуг, станет заикаться, но вероятность появления проблем с речью у таких детей выше.

    А вот у взрослых заикание чаще всего развивается вследствие органических поражений, а также на фоне нервного потрясения или пережитой стрессовой ситуации. Чем выше уровень эмоционального напряжения, тем больше вероятность появления симптомов речевых патологий.

    Консультация логопеда — необходимый шаг к избавлению от заикания

    Родители, заметив нарушения в речевом поведении ребенка, нередко рассчитывают на то, что с течением времени ситуация нормализуется. Такое поведение в корне неверно! Да, безусловно, бывают случаи, когда заикание от испуга у детей проходит самостоятельно, но происходит это далеко не всегда. Более того, в дальнейшем любое потрясение может вновь спровоцировать проблемы с речью, избавиться от которых будет намного сложнее.

    В речевом центре «Арлилия» для малышей, впервые столкнувшихся с заиканием, разработана специальная программа «Скорая помощь», которая позволяет скорректировать речевое поведение в кратчайшие сроки. Она применима в случаях, когда речь ребенка уже нарушена, но сам он своего патологического состояния еще не осознал.

    Кроме того, центр осуществляет лечение заикания у дошкольников, которые уже ощутили себя не такими, как окружающие. Помимо речевых проблем, заикающиеся дети страдают от развивающегося комплекса неполноценности и чувства тревоги, возникающего при попытках заговорить. Работа с ними занимает больше времени, но результатом, как правило, становится полное избавление от дефекта и гарантия того, что в последующем патологическое состояние не повторится.

    www.arlilia.ru

    Британский государственный деятель сэр Уинстон Черчилль заикался, так же как и ученый Исаак Ньютон и писатель У. Сомерсет Моэм. Однако, то, что ваш ребенок находится в такой блестящей компании, является слабым утешением. Заикание представляет собой проблему, которая осложнит его общественную жизнь, его школьные годы и пошатнет его уверенность в себе.

    Считается, что существует два основных вида заикания.

    1. Причина может быть в повреждении головного мозга. Например, из-за тяжелого протекания беременности, родовой травмы, сотрясения мозга, перенесенного воспаления — менингита, энцефалита и др. В таком случае заикание называют неврозоподобным. Невролог назначает медикаменты для лечения основного заболевания или его последствий. С ребенком должен заниматься логопед. Он, преже всего, учит говорить медленно, четко, выразительно, контролировать свою речь. Считается, что дети с неврозоподобным заиканием до 10-12 лет не выказывают особой обеспокоенности запинками в своей речи. Но в подростковом возрасте могут появиться болезненные переживания из-за своего речевого недостатка, ограничение контактов и др. Тогда приходится корректировать и невротические нарушения.

    2. Второй вид заикания – это так называемый логоневроз или невротическое заикание. Неврозы возникают под воздействием психических травм, стресса, чрезмерного эмоционального напряжения. Типичный случай: ребенок испугался собаки и стал заикаться. Если же стрес сильнее: например, собака искусала ребенка, то ребенок может вообще сначала замолчать, а заикание появится уже позднее — в период возобновления речи.

    Невротическое заикание усиливается при волнении, сильных эмоциях. В спокойной обстановке речь может быть обычной, без запинок. А при сильном волнении, контактах с незнакомыми людьми и в других ситуациях такие дети либо начинают заикаться, либо вообще не могут говорить.

    При невротическом заикании отмечаются и другие невротические нарушения (повышенная эмоциональность, или склонность к истерикам, или страхи и повышенная тревожность и т.д).

    3. В действительности же вышесказанное упрощает ситуацию. Во-первых, возможно заикание без какого-либо заболевания мозга или предшествующего стресса. Во-вторых, в жизни каждого ребенка хватает стрессов, но большая часть детей после них не заикается. Поэтому, основная причина заикания – это врожденная особенность нервной системы ребенка, а затем и взрослого. Иногда это врожденная особенность проявляется только после какого-либо провоцирующего фактора – болезни, сильного стресса.

    Специалисты по развитию отмечают следующие ранние предвестники возможного заикания:

    — не определилась ведущая, доминантная роль одного из полушарий головного мозга, соответственно не выделилась ведущая рука к 3-4 годам жизни;

    — у ребенка при достаточном интеллектуальном и речевом развитии отстает развитие моторики. Имеется в виду моторика артикуляционного аппарата (мышц, ответственных за произнесение звуков) и мелкие, тонкие движения рук.

    Обращайте внимание на особенности речи. Выделяют следующие типичные предвестники заикания:

    — высокий, тонкий голос;
    — речь ускоренная, как бы рубленая, с паузами;
    — повторы слогов, растягивание звуков;
    — частое дыхание, плечи на вдохе поднимаются;
    — плечи и шея зажаты, голова в напряжении опущена.

    Если у вашего ребенка имеются эти признаки, особенно на фоне плохого протекания беременности, тяжелых родов и других отклонений со стороны нервной системы, то не ждите появления заикания, обращайтесь к детскому неврологу для лечения уже имеющихся отклонений.

    Когда обращаться к специалистам (неврологу или психиатру, логопеду)?

    Здоровый трехлетний ребенок иногда не может сформулировать свою мысль без нескольких неудачных попыток начать говорить. Каждое предложение, произносимое им, кажется подвергается многократной обработке, будто он снова и снова возвращается к его началу. Иногда он спотыкается при произношении слова. Ребенок может повторять слоги один или два раза, например: «Ты м-м-меня понимаешь?» Есть ли здесь основания для беспокойства? Может быть. Вы должны обратиться к специалисту, если ребенок повторяет часть слов не один и не два раза, а чаще.

    Также возникают основания для беспокойства, если ребенок спотыкается о слово и никак не может произнести его, или если ребенок словно борется, проявляя физическое напряжение, когда говорит.

    Если таких оснований для обращения к специалистам нет, то, возможно, причиной запинок является спешка. Ребенок спешит поделиться своими мыслями и чувствами, а слов не хватает, и умение строить фразу пока недостаточное. Попробуйте сказать ему: если не спешить, слова будут рождаться намного легче. Для этого:

    Следует говорить медленно и отчетливо вам самим и учить этому ребенка . Если ребенок прислушивается к очень быстрой речи взрослого, он тоже попытается говорить быстро и сразу потеряет способность к связной координированной речи. Замедлив свою речь, вы создаете модель того, как должен реально говорить ваш ребенок. Это также дает ребенку достаточно времени, чтобы гладко и легко выразить свои мысли. Первоначально в разговоре с ребенком вам нужно говорить таким образом всего минут пять. Затем вы можете, вероятно, вернуться к более быстрой нормальной для вас речи, при условии, что вы не говорите слишком быстро.

    Сделайте паузу, которая ободряет. Не торопитесь отвечать на замечание или вопрос ребенка. Подождите одну или две секунды перед ответом. Это подчеркнет спокойный медленный ритм разговора и поможет заикающемуся ребенку поддерживать разговор со своей стороны.

    Заикание может возникать у детей, которые очень много времени проводят за просмотром теле- и видеопродукции. Они просто не успевают усвоить беспорядочно поступающую информацию. В таких случаях достаточно ограничить время просмотра, обеспечить нормальный отдых нервной системе.

    Некоторые маленькие дети начинают заикаться вследствие подражания — если кто-то заикается в семье или в среде сверстников.

    Однако, если ребенок продолжает заикаться, то не надо ждать и надеяться, что заикание пройдет к школе. Приниматься за исправление речи следует на ранней стадии – с 4 лет, а иногда и раньше. Большинство детей моложе пяти лет с помощью речевой терапии или полностью вылечиваются от заикания или у них остаются только его небольшие следы. Если заикание очень сильное, терапия обычно приводит к тому, что ребенок учится управлять им так , чтобы этот недостаток не мешал процессу общения.

    Что делать, если ребенок стал заикаться?

    — Прежде всего, не впадайте в панику. Основные усилия направьте не на отыскание причин, а на ваши отношения с ребенком. Сосредоточьтесь на своем сегодняшнем поведении — от этого зависит, насколько быстро и успешно будет преодолено это нарушение.

    — Не обсуждайте в присутствии сына или дочери, что послужило толчком к возникновению заикания — сильный испуг, нападение собаки, поступление в детский сад или что-то еще. Тем более что такой провоцирующий момент удается выделить далеко не всегда. Не забывайте, что ваш ребенок отличается особой восприимчивостью к таким разговорам. Он тонко чувствуетвозникшее в семье напряжение и может отреагировать усилением запинок в речи.

    — При остром возникновении заикания ребенку обеспечивают соблюдение режима молчания. Ограничивается его речевое общение с детьми. Ему не следует ходить в гости,и к нему не следует приглашать гостей. Введите временный запрет на посещение цирка, театральных представлений, детских праздников. Следует ограничивать все стимулы, побуждающие ребенка к разговору. Сами вы можете почитать ему, рассказывать, но он сам пусть слушает и молчит. Если ребенок говорит, то его не перебивают и выслушивают терпеливо, чтобы он не торопился, не боялся, что его не дослушают. Режим молчания длится от 3 до 6 недель.

    — Если ребенок предпочитает основные движения делать левой рукой, не переучивайте его сами и не позволяйте это делать окружающим. Предупредите о его особенностях воспитателей в детском саду, учителя в школе. Возможно, ваш дошкольник еще не определился с ведущей рукой. Понаблюдайте, какую руку он все же предпочитает. Тогда начинайте постепенно приучать его действовать в основном именно ею.

    — Пересмотрите стиль ваших взаимоотношений с ребенком. Не требуйте от него беспрекословного подчинения, длительного удержания внимания, усидчивости, совершенства в выполнении всех дел и заданий. Важно, чтобы в семье все придерживались в основном единых требований к такому ребенку: что позволять, что разрешать, как порицать и как одобрять. При этом понимание проблем вашего сына или дочери не означает вседозволенности в воспитании.

    — Помните, что такой ребенок особенно чувствителен к резкой смене своего образа жизни, окружения. Конечно, определенные перемены в детской жизни неизбежны. Мы можем отложить поступление такого малыша в детский сад, скажем, лет до пяти. И все же опыт общения в детском коллективе ему необходим. Тогда он быстрее и легче сможет адаптироваться в школьной обстановке.

    — Определите оптимальный режим дня для вашего малыша или школьника и четко его соблюдайте. Учебные нагрузки должны быть посильными — помните об этом при выборе школы, программы обучения. Перегрузок не должно быть и в дополнительных занятиях. В то же время положительные эмоции очень нужны такому ребенку, а их могут дать занятия спортом, любимым видом искусства и т.д.

    — Естественно, что в случае заикания у ребенка вы обратитесь за помощью к специалистам — логопеду, неврологу, психологу или психотерапевту. Опыт по лечению этого речевого нарушения накоплен солидный. И все же трудно предсказать, как скоро наступит улучшение, насколько полным и стойким будет результат. Не стоит главной целью помощи ставить полное устранение запинок в речи. Если в семье заикание ребенка не воспринимается как трагедия и как повод ограждать его от любых испытаний, он сможет адаптироваться в жизни. Наверняка вы сами знаете людей с заиканием, которые получили хорошее образование, создали семью, успешно работают. В то же время есть люди с абсолютно гладкой речью, не реализовавшие себя и не умеющие полноценно общаться.

    При любом виде заикания родители должны твердо усвоить два основных общих правила:

    Правило 1. Заключается в том, что родители не должны постоянно обращать внимание на затруднения в речи у ребенка. Его не призывают: » Говори чисто!», — и он не должен ощущать, что родители взволнованы и испуганы, а тем более ощутить, что к нему в связи с заиканием стали относиться по-другому, что он получает поблажки. Родители, которые постоянно поправляют ошибки ребенка в произношении или подчеркивают важность искусства речи, могут усугубить проблему заикания у него. Не оказывайте на ребенка давления, Дети развивают искусство речи и умение разговаривать сами по себе, просто прислушиваясь к разговору других. Им не обязательно расти в семьях, где тратится масса времени на овладение словарным запасом.

    Вместе с тем ребенок может чувствовать, что его заикание является нежелательной темой для обсуждения из-за того, что о нем никто не упоминает открыто. Если ребенок переживает по поводу своего заикания, то ему может задеть за живое такое кажущееся «безразличие» родителей к его проблемам и ваше нежелание их обсуждать. Тогда пооворите со своим ребенком о его заикании. Выразите ребенку свою эмоциональную поддержку словами: «Тебе было непросто сказать это, не так ли?» Если вы приободрите ребенка разговорами на данную тему, он поймет, что может обсуждать больной для него вопрос столько, сколько ему захочется.

    Правило 2. Заключается в том, что ребенка с заиканием ободряют, внушают ему веру в исцеление, борясь с тяжелым осложнением заикания — страхом речи и чувством, что он неполноценен.

    Вот некоторые другие указания по поводу правильного поведения с детьми, страдающими заиканием:

    Обращайте больше внимания на смысл того, что говорит ребенок. Научитесь внимательно слушать его. Сядьте рядом с ребенком и поговорите с ним откровенно. Убедите его в том, что вы слушаете его и заботитесь о нем. Очень важно уметь слушать то, что ваш ребенок пытается сказать вам, и меньше внимания обращать на то, как он это делает.

    Выделите для разговоров с ребенком специальное время. В наши дни жизнь идет очень

    быстро для всех и родители не всегда могут бросить все и начать медленный размеренный разговор. Но будет полезно, если ребенок поймет, что у него есть определенное время каждый день, когда кто-то из родителей будет выслушивать его. Даже если вы можете выделить для этого всего пять или десять минут, это будет служить достаточной компенсацией за ускоренный ритм жизни.

    Дайте ребенку — возможность поговорить о своих чувствах. Когда вы вы делите определенное время, чтобы побыть со своим ребенком, пусть он сам ведет разговор. Дети, переживающие трудное время,испытывают множество ощущений и мыслей, которые остаются невыраженными. В эти спокойные моменты пребывания с вами, когда ребенок ведет разговор, он ощущает безопасность и уверенность, необходимые ему, чтобы выразить свои мысли и чувства. Это может превратиться в настоящее волшебство, если ребенок почувствует себя свободным и раскованным, сможет говорить о испытываемых им чувствах, причем все эти чувства признаются вами нормальными и разумными.

    Поговорите с ребенком перед сном. Постарайтесь как можно чаше разговаривать с ним перед сном. Такие тихие беседы могут продолжаться всего 10—15 минут, но нужно попытаться проводить их несколько раз в течение недели. Очень полезно каждый день вести с ребенком спокойное обсуждение интересующих его вещей. Эти беседы оказывают расслабляющее действие. Разговаривая с ребенком, сохраняйте спокойный тон и не выдвигайте каких-либо требований. Можно также почитать какой-нибудь рассказ и обсудить его содержание. В беседе следует избегать прямых вопросов типа: «А чем ты занимался сегодня?».

    Не надо говорить быстро. Если вы обычно говорите быстро, постарайтесь сознательно снизить скорость речи. Вы покажете своему ребенку хороший пример, которому он может следовать, когда будет говорить сам. Кроме этого, во время медленного разговора ему будет легче концентрировать внимание на словах. Таким образом, вы обеспечите более благоприятную атмосферу для общения с ребенком.

    Создайте «зону спокойного общения». Позаботьтесь о том, чтобы у вашего ребенка каждый день было время, когда все внимание уделялось бы ему одному и не возникало бы соперничества с другими детьми. Когда появляются конфликты между братьями и сестрами, вам нужно вмешаться и успокоить детей. Ребенок, который страдает заиканием, всегда должен иметь возможность высказаться в свою очередь.

    Прибегните к фокусу с солонкой. Ребенок, который заикается, может оказаться исключенным из быстрого разговора за столом во время ужина. Один из способов сделать ситуацию для ребенка более простой заключается в том, чтобы придать разговору за столом особую структуру. В одной семье для этого используется солонка, которая пе редается от одного сидящего за столом другому. Если солонка находится у вас в руках, это означает, что никто не может прерывать вас. Такая система удобна для заики, потому что он перестает считать, что ему нужно обязательно стараться вставить слово.

    Избегайте желания заканчивать фразу за своего ребенка. Старайтесь не говорить одновременно с концом фразы своего ребенка. Хотя иногда у вас возникает желание закончить за ребенка его длинную, прерывающуюся заиканием фразу, завершить его мысли или прервать его мучительно затянувшееся объяснение, чтобы возобновить разговор, дайте ему закончить самому. В противном случае, вы можете только ухудшить его заикание.

    Не придирайтесь. Дети, которые заикаются, хотят знать, что от них не требуют быть идеальными, что они могут допускать ошибки и все-таки считаться хорошими. Многие из этих детей больше беспокоятся не о том, что они говорят, а о том как они говорят. Они беспокоятся о том, как хорошо выразить свои мысли в разговоре, а не просто о самом разговоре. Впрочем, здесь на помощь могут прийти их родители — им нужно всего лишь не придираться к ребенку, не делать ему выговоров относительно всего остального: порядка в его комнате, грязных ногтей, выполнения домашних заданий, работы по дому. Пусть ребенок чувствует себя посвободнее и тогда он поймет, что может допускать ошибки, путаться и все-таки мир не разрушится из-за этого.

    Сделайте учителя своим союзником. Очень важно, чтобы учитель вашего ребенка понимал, как справиться с проблемами речи у ребенка. Устные сообщения, добровольное желание ответить на вопрос учителя, чтение вслух — все это очень трудно для заикающегося ребенка. Не просите учителя освободить вашего ребенка от этих видов занятий в классе, но установите с ним контакт, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно, разговаривая с учителем об этом. У заикающихся детей бывают хорошие дни, а бывают и плохие. Ваш ребенок может договориться с учителем, чтобы тот вызывал его только в тех случаях, когда он поднимает руку, так чтобы можно было воспользоваться хорошими днями и простить ребенку плохие.

    Ваш ребенок занимается с логопедом?

    Старайтесь закрепить результаты занятий следующими действиями.

    — Приучайте ребенка говорить низким голосом, как «медведь из берлоги». Вдыхать при этом нужно животом — не поднимая плечи, медленно, без рывков. Покажите ребенку, как нужно это делать. Когда он хочет что-то сказать, положите руки ему на плечи и не позволяйте им подниматься.

    — Обязательно следите за осанкой ребенка. Плечи и спина не должны подтягиваться вверх, причем не только во время речи, но и когда он сидит или стоит.

    — Не давайте ребенку, когда он говорит, смотреть исподлобья. Мягко, но крепко поддерживайте его подбородок по направлению вверх. Можно поднимать максимально высоко. Ребенку объясните это тем, что вы хотите при разговоре встречаться с ним глазами. Обратите внимание, насколько зажата челюсть. Желательно, чтобы рот ребенка был максимально спокоен, не ходил ходуном вниз-вверх или вправо-влево.

    bitterlikh.com