Заикание технические средства

Заикание технические средства

На логопедических занятиях с заикающимися используются соответственно их возрасту общепринятые в учебном процессе пособия и технические средства обучения и специфические, направленные непосредственно на коррекцию неправильной речи.

К первым относятся учебные наглядные пособия, учебники, литература, произведения искусства, настольные игры, маски, кукольный и пальчиковый театр, диафильмы, радиои телепередачи, магнитофонные записи, пластинки и пр. Наглядные пособия должны прежде всего соответствовать содержанию учебных программ и учебников, методам и приемам обучения, возрастным особенностям детей, должны отвечать задачам специального учреждения. Названные пособия способствуют разнообразию занятий, тренировке правильной речи в естественных условиях, прочности закрепляемых навыков.

К специфическим техническим средствам относятся корректофон Деражне, аппарат «Эхо», аппарат звукоусиления, магнитофон.

Аппарат Деражне (как и трещотка Барани) построен на эффекте звукозаглушения. Разной силы шум (в корректофоне он регулируется с помощью специального винта) подается через резиновые трубочки, оканчивающиеся оливами, прямо в слуховой проход, заглушая контроль собственной речи. Для заикающихся, у которых обычно имеется фиксированность на своем дефекте, отключение слухового контроля нередко облегчает проведение речевых упражнений. В дальнейшем, постепенно уменьшая силу заглушения, заикающиеся учатся говорить и без корректофона. На этом и построен принцип использования звукозаглушения.

Практика, однако, показывает, что далеко не во всех случаях метод звукозаглушения может быть применим. Это объясняется рядом причин. Некоторые заикающиеся плохо переносят шум, который вызывает у них головные боли, раздражительность. Постоянный шум может мешать также выполнению сложных речевых упражнений. Отсутствие слухового контроля в известной мере также снижает возможность активного речевого общения заикающегося с окружающими.

а) Технические средства обучения

Новая страница в изучении патогенетических механизмов заикания была открыта в связи с описанием влияния задержки акустической речевой афферентации на плавность речи (Lee, 1951), которая в дальнейшем получила название “задержка обратной речевой связи” или “эффект Ли”. Этот эффект проявляется в том, что одновременное прослушивание через наушники собственной речи (с помощью специально сконструированной аппаратуры), которая подается с задержкой в 80-200 мс, вызывает запинки артикуляторных мышц, напоминающие заикание.

На основе этого открытия польским физиком Б. Адамчиком (1959-1994) сконструирован “Эхо”-аппарат, который работает по принципу “регуляции обратной связи”.

В литературе имеются многочисленные сведения о положительном действии такой аппаратуры на речь заикающихся. В практической логопедии используется разнообразная аппаратура, в основе работы которой лежит эффект Ли (“Аир”, “Эхо” и др.). С помощью применения такой аппаратуры речь замедляется, увеличивается сила голоса, улучшается артикуляция звуков речи. Однако возникает некоторая монотонность речи. На первых этапах реабилитационного процесса (10-14 дней) рекомендуется применять данную аппаратуру в течение одного занятия неоднократно по 5-7 мин, делая перерывы. Постепенно задержка речи уменьшается с учетом индивидуальных особенностей заикающихся.

Одновременно с применением аппаратуры проводятся психотерапевтические беседы, с помощью которых дается правильная психологическая установка на необходимость применения аппаратуры для выработки новых речевых навыков и их автоматизации. Достижение плавной речи с помощью такой аппаратуры является переходной стадией в логопедической работе к самостоятельной плавной речи в разных ситуациях. У части заикающихся при использовании “Аир” или “Эхо” появляется чувство уверенности в том, что у них имеется техническое средство, которое помогает им говорить плавно, не испытывая страха речи и чувства неполноценности. Важно, чтобы заикающиеся поняли, что к аппарату необходимо “приспособиться”, а логопед должен уметь подобрать индивидуально оптимальную для каждого заикающегося задержку речи, которая может у разных лиц довольно широко варьировать от 80 до 180 мс. В процессе реабилитации с использованием таких аппаратов в дальнейшем следует обращать внимание на выработку интонационной выразительности речи, а следовательно, сосредотачивать внимание заикающегося не только на плавности речевого высказывания, но и его содержании. При применении аппаратуры речевые задания должны соответствовать основным этапам логопедической работы (от сопряженной речи к спонтанной). Однако применение подобной аппаратуры улучшает речь не у всех заикающихся (М.Е. Хватцев, 1965; И.В. Данилов И.В., Черепанов И.М., 1970; Л.Я. Миссуловин, 1979).

Другим инструментальным методом является звукоусиление речи заикающихся через громкоговорители. При использовании такой аппаратуры заикающиеся меньше напрягают мускулатуру, чаще пользуются мягкой атакой звука, что в целом благотворно отражается на плавности речи (В.А. Раздольский, 1966).

К специфическим техническим средствам относятся также аппараты, использующие эффект звукозаглушения устной речи. Принципом действия этой аппаратуры является снижение и даже отключение слухового контроля за качеством своей речи, что облегчает некоторым заикающимся выполнение логопедических заданий. В процессе коррекционной работы сила заглушения речи постепенно уменьшается. Этот метод позволяет заикающемуся снизить контроль за процессом произнесения, т.е. моторной программы высказывания.

Технические средства коррекции заикания продолжают совершенствоваться. В настоящее время существуют разработки специфической аппаратуры на основе персональных компьютеров. В них используются “отставленная речь”, которую можно легко моделировать в большом диапазоне от 50 до 150 мс, “маскирующий шум”, силу которого также можно регулировать, и ритмическая подача звукового сигнала, который можно легко регулировать по интенсивности и ритму.

В настоящее время широкое распространение получают разнообразные компьютерные программы, использующие эффект “Видимой речи”. Логопедические технологии, использующие эффект “Видимой речи”, являются высоко результативными.

В целях выработки длительного речевого выдоха, коррекции интонационно-мелодической стороны речи и нормализации процесса паузирования используются ряд модулей программы “Видимая речь”.

1. Работа с модулем “Длительный речевой выдох”

Цель работы заключается в выработке умения произвольно регулировать длительность и силу выдоха. Тренинг включает в себя серию игр, в процессе которых необходимо умение экономно распределять выдыхаемый воздух с определенной силой и длительностью. Выполнение задания контролируется визуально, что существенно помогает выработке новых навыков.

2. Работа с модулем “Изменение высоты голоса” Цель работы заключается в тренировке и умении произвольно повышать и понижать высоту голоса. Тренинг включает в себя серию игр, в которых за ограниченный промежуток времени необходимо несколько раз плавно изменить высоту звучания голоса, обходя “препятствия”, которые изображены на экране.

3. Работа с модулем “Интонация”

Цель работы заключается в выработке правильных интонем. В процессе тренинга заикающийся получает информацию в виде количественного показателя частоты основного тона при произнесении фраз с различной интонацией (завершенности, незавершенности, восклицательной, вопросительной и т.п.) и корректирует данный показатель в соответствии с эталоном.

4. Работа с модулем “Громкость и высота” Цель работы заключается в коррекции процесса паузирования, темпа и слитности речи. Использование данного модуля позволяет заикающимся увидеть на экране компьютера графическую запись собственной речи (где по горизонтали фиксируется длительность звучания голоса и длительность пауз, а по вертикали — интенсивность звучания голоса), а также сравнить эталонный образец речи, предложенный логопедом, с собственной речью. Данный модуль предусматривает параллельную запись речи на магнитофон, что дает возможность тренирующемуся осуществить визуальный и аудитивный контроль за речью.

При работе над процессом паузирования на данном модуле тренинг заикающихся заключается в удержании заданной длительности интервербальных пауз в соответствии с их синтагматической обусловленностью. Отрабатывается адекватная длительность интравербальных пауз, отражающих время произнесения смычных согласных звуков, которые для заикающихся являются трудными в произносительном плане.

В результате работы с компьютерной программой “Видимая речь” имеется возможность получения ряда объективных количественных параметров речи заикающихся. Сюда входит: частота основного тона, степень владения произвольным и непроизвольным изменениями высоты звучания голоса, длительность пауз, темп речи.

В логопедической практике широко используется звукозаписывающая аппаратура, например, магнитофон, что позволяет пациентам анализировать свою речь и активно сотрудничать с логопедом. На первых занятиях с использованием магнитофона логопед, используя облегченные формы и условия речи, создает благотворный психотерапевтический фон, убеждающий пациента в его возможности говорить плавно.

Выработке навыков плавной речи способствуют “обучающие магнитофонные занятия”. Логопед предварительно проводит беседу о значении и качествах плавной речи, после чего заикающиеся прослушивают соответствующие образцы правильной речи. Затем заикающиеся, предварительно отработав текст, сложность которого зависит от этапа речевых занятий, выступают перед микрофоном. Логопед, прослушивая запись, обращает внимание на темп и плавность речи заикающегося, звучность и выразительность голоса, грамматическое оформление фразы.

Такие обучающие магнитофонные занятия позволяют заикающимся активно управлять своим речевым поведением: темпом и плавностью речи, звучностью голоса, правильным лексико-грамматическим оформлением фразы (см. В.И. Селиверстов, 1995).

pedlib.ru

Технические средства обучения

Новая страница в изучении патогенетических механизмов заи­кания была открыта в связи с описанием влияния задержки акус­тической речевой афферентации на плавность речи (A. Lee, 1951), которая в дальнейшем получила название «задержка обратной ре­чевой связи», или «эффект Ли». Этот эффект проявляется в том, что одновременное прослушивание через наушники собственной речи (с помощью специальной аппаратуры), которая подается с задержкой в 80 — 2000 миллисекунд, вызывает судороги артикуляторных мышц, напоминающие заикание.

На основе этого открытия польским физиком Б.Адамчиком (1959—1994) сконструирован аппарат «Эхо», который работает по принципу регуляции обратной связи.

В литературе имеются многочисленные сведения о положитель­ном действии этого аппарата на речь заикающихся. В практической логопедии используется разнообразная аппаратура, в основе рабо­ты которой лежит «эффект Ли» («Аир», «Эхо» и др.). С помощью применения такой аппаратуры речь замедляется, увеличивается сила голоса, улучшается артикуляция звуков речи. Однако возникает некоторая монотонность речи. На первых этапах реабилитацион­ного процесса (10—14 дней) рекомендуется применять аппарату­ру в течение одного занятия неоднократно по 5 —7 мин, делая перерывы. Постепенно задержка речи уменьшается в зависимости от индивидуальных особенностей заикающихся.

Одновременно проводятся психотерапевтические беседы, с помощью которых дается правильная психологическая установка на необходимость применения аппаратуры для выработки новых речевых навыков и их автоматизации. Достижение плавной речи с помощью такой аппаратуры является в логопедической работе пе­реходной стадией к самостоятельной плавной речи в разных ситу­ациях. У части заикающихся при использовании аппаратов «Аир» или «Эхо» появляется чувство уверенности в том, что техническое средство помогает им говорить плавно, не испытывая страха речи и чувства неполноценности. Важно, чтобы заикающиеся поняли, что к аппарату необходимо «приспособиться», а логопед должен уметь подобрать индивидуально оптимальную для каждого задержку речи, которая у разных людей широко варьируется — от 80 до 180 миллисекунд. В процессе реабилитации с использованием таких аппара­тов в дальнейшем следует обращать внимание на выработку инто­национной выразительности речи, а следовательно, сосредоточить внимание заикающегося не только на плавности речевого выска­зывания, но и на его содержании. При использовании аппаратуры речевые задания должны соответствовать основным этапам логопедической работы (от сопряженной речи к спонтанной). Однако применение подобной аппаратуры улучшает речь не у всех заика­ющихся (М.Е.Хватцев, 1965; И.В.Данилов, И.М.Черепанов, 1970; Л. Я. Миссуловин, 1979).

Другим инструментальным методом является звукоусиление речи заикающихся через громкоговорители. При использовании такой аппаратуры заикающиеся меньше напрягают мускулатуру, чаще пользуются мягкой атакой звука, что в целом благотворно отража­ется на плавности речи (В. А. Раздольский, 1966).

К специфическим техническим средствам относятся также ап­параты, использующие эффект звукопоглощений устной речи. Принципом действия этой аппаратуры является снижение и даже отключение слухового контроля за качеством своей речи, что об­легчает некоторым заикающимся выполнение логопедических за­даний. В процессе коррекционной работы сила заглушения речи постепенно уменьшается. Этот метод позволяет пациенту снизить контроль за процессом произнесения, т.е. моторной программы высказывания.

Технические средства коррекции заикания продолжают совер­шенствоваться. В настоящее время разработана специальная аппа­ратура на основе персональных компьютеров. В них используются задержка акустической речевой афферентации или «отставленная речь», которую можно легко моделировать в большом диапазоне от 50 до 150 мс, «маскирующий шум», силу которого также можно регулировать, и ритмическая подача звукового сигнала, который можно легко регулировать по интенсивности и ритму.

Широкое распространение получают разнообразные компью­терные программы, использующие эффект «видимой речи». Лого­педические технологии, использующие этот эффект, высоко ре­зультативны.

Для выработки длительного речевого выдоха, коррекции инто­национно-мелодической стороны речи и нормализации процесса паузирования используется ряд модулей программы «Видимая речь».

1. Модуль «Длительный речевой выдох».

Цель работы — выработка умения произвольно регулировать длительность и силу выдоха. Тренинг включает в себя серию игр, в процессе которых необходимо экономно распределять выдыхае­мый воздух с определенной силой и длительностью. Выполнение задания контролируется визуально, что существенно помогает выработке новых навыков.

2. Модуль «Изменение высоты голоса».

Цель работы — тренировка умения произвольно повышать и понижать высоту голоса. Тренинг включает в себя серию игр, в которых за ограниченный промежуток времени необходимо не­сколько раз плавно изменить высоту звучания голоса, обходя «пре­пятствия», изображенные на экране.

3. Модуль «Интонация».

Цель работы — выработка правильных интонем. В процессе тре­нинга заикающийся получает информацию в виде количественно­го показателя частоты основного тона при произнесении фраз с различной интонацией (завершенности, незавершенности, воскли­цательной, вопросительной и т.п.) и корректирует данный пока­затель в соответствии с эталоном.

4. Модуль «Громкость и высота».

Цель работы — коррекция процесса паузирования, темпа и слит­ности речи. Использование этого модуля позволяет увидеть на эк­ране компьютера графическую запись собственной речи (где по горизонтали фиксируется длительность звучания голоса и длитель­ность пауз, по вертикали — интенсивность звучания голоса), а также сравнить эталонный образец речи, предложенный логопе­дом, с собственной речью. Модуль предусматривает параллельную запись речи на магнитофон, что дает возможность осуществить визуальный и аудитивный контроль за речью.

При работе над процессом паузирования тренинг заключается в удержании заданной длительности интервербальных пауз в соот­ветствии с их синтагматической обусловленностью. Отрабатывает­ся адекватная длительность интервербальных пауз, отражающих время произнесения смычных согласных звуков, которые заикаю­щимся даются с трудом.

Работа с компьютерной программой «Видимая речь» позволяет получить ряд объективных количественных параметров речи заи­кающихся. Сюда входят: частота основного тона, степень владения произвольными и непроизвольными изменениями высоты звуча­ния голоса, длительность пауз, темп речи.

В логопедической практике широко используется звукозаписы­вающая аппаратура, например магнитофон, что позволяет паци­ентам анализировать свою речь и активно сотрудничать с логопе­дом. На первых занятиях с магнитофоном логопед, используя об­легченные формы и условия речи, создает благотворный психоте­рапевтический фон, убеждающий пациента в том, что он может говорить плавно.

Выработке навыков плавной речи способствуют «обучающие магнитофонные занятия». Логопед предварительно проводит бесе­ду о значении и качествах плавной речи, после чего заикающиеся прослушивают соответствующие образцы правильной речи. Пред­варительно отработав текст, сложность которого зависит от этапа речевых занятий, пациенты выступают перед микрофоном. Лого­пед, прослушивая запись, обращает внимание на темп и плав­ность речи, звучность и выразительность голоса, грамматическое оформление фразы.

Обучающие магнитофонные занятия позволяют заикающимся активно управлять своим речевым поведением: темпом и плавностью речи, звучностью голоса, лексико-грамматическим оформ­лением фразы (В.И.Селиверстов, 1995).

studopedia.org

Заикание – это нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. В международной классификации болезней 10-го пересмотра под кодом Р 98.5 стоит заикание, являющееся дискоординационным судорожным нарушением речи. Клинические проявления заикания сводятся к расстройствам плавности, слитности речи, темпоритмичной организации. Они имеют форму специфических заиканий, обусловленных судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Логопедическая помощь детям, подросткам и взрослым с нарушениями речи при заикании в современных условиях составляет систему. Основной целью логопедической помощи в дошкольных и школьных учреждениях является обеспечение обучения, воспитания и развития лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых нарушений и школьной неуспеваемости. Еще совсем недавно считалось, что применение технических средств в процессе работы логопеда не может иметь решающего значения, поскольку основной продукт этой работы базируется на субъективных ощущениях ребенка, разнообразие которых нельзя измерить объективными средствами. Однако технические средства для работы логопеда постоянно совершенствуются. Выбор того или иного технического средства зависит от характера заикания, от того, какой участок артикуляционного аппарата поражен: звуковоспринимающий или звукопроизводящий. Применение современных элементов электроники позволяет уменьшить габариты и вес, повысить возможности этих средств.

Таким образом, устранение заикания базируется на комплексном подходе, представляющем собой лечебно-педагогическое влияние на различные стороны психофизического состояния заикающегося разными способами, решающим среди которых являются технические средства устранения заикания. На практике в логопедии используется разнообразная аппаратура, в основе которой лежит «эффект Ли» (“Аир”, “Эхо” и др.). В настоящее время широкое распространение получают различные компьютерные программы, которые используют технологии визуализации речи. Эфективным аппаратом коррекции заикания в связи с этим является программа “Видимая речь”, состоящая из ряда модулей и способствующая формированию плавности речи. В последнее время в связи с бурным развитием мировой компьютерной информационной сети Интернет появилась очень возможность дистанционной работы логопеда с ребенком. При этом благодаря технологии мультимедиа сохраняется полный визуальный и звуковой контакт логопеда с ребенком. Ребенок и логопед могут находиться в нескольких тысячах километров друг от друга и даже на другом континенте. Web-камеры передают на мониторы изображения лиц людей, а микрофоны – соответствующий звук, обеспечивающий режим видеотелефона. Указанная технология получила название дистанционного обучения, уже освоена и успешно используется.

1. Арутюнян Л.З. Как лечить заикание / Арутюнян Л.З. – М. – 1993. 2. Белякова Л.И. Заикание : учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” / Белякова Л.И., Дьякова Е.А. – М. : В. Секачев, 1998. — 304 с. 3. Белякова Л.И. Основные логопедические технологии формирования плавной речи у заикающихся / Л.И. Белякова // Дефектология. – 2001. – № 4. – С. 49–53. 4. Белякова Л.И. Проблемный подход к анализу патогенетических механизмов заикания / Белякова Л.И. // Заикание: проблемы теории и практики / под ред. Беляковой Л.И. М.— 1992. С. 3-20. 5. Белякова Л.И. Речевые паузы в нормальной речи и при заикании / Белякова Л.И., Дьякова Е.А. // Вопросы психологии. – № 3, 1993. – С.88-94. 6. Белякова Л.И. Сравнительный анализ речеязыковых параметров у лиц с нормальной речью и заикающихся / Белякова Л.И., Дьякова Е.А. // Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Халиловой Л.Б. М., 1997. – С. 156-169. 7. Власова Н.А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. – М. – 1959. 8. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников: Книга для логопедов. – СПб. : Детство-Пресс, 2003. – 240 с. 9. Ворошилова Е.Л. Коррекция заикания у дошкольников. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 64 с. 10. Выгодская И.Б. Устранение заикания у дошкольников в игре : пособие для логопедов / Выгодская И.Б., Пеллингер Е.А., Успенская Л.П.. – М.—1984. 11. Заикание: проблемы теории и практики / под ред. Беляковой Л.И. –М., 1992. 12. Крапивина Л.М. Методические рекомендации по организации и содержанию логопедических занятий с заикающимися преддошкольного возраста. // Заикание: проблемы теории и практики / под ред. Беляковой Л.И. – М. – 1992. – С.126-141. 13. Кузьмин Ю.М. Модели нормального процесса речи и механизмы речевых нарушений / Ю.М. Кузьмин // Механизмы речевого процесса и реабилитация больных с речевыми нарушениями : сб. научн. трудов. – 1989. – С. 5-24. 14. Левина Р.Е. Преодоление заикания у дошкольников : методическое пособие / Левина Р.Е., Миронова С.А., Тугова Н.А.. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 144 с. 15. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. – М., 1969. 16. Логопедия : учебное пособие / под ред. Волковой Л.С. – М. – 1989. 17. Основы теории и практики логопедии. / под ред. Р.Е. Левиной. М., 1968. 18. Селиверстов В.И. Заикание у детей : пособие для логопедов / В.И. Селиверстов. – М., 1994. 19. Сикорский И.А. О заикании. С.-Пб. 1889. 20. Шкловский В.М Заикание В.М. Шкловский. – М – 1994.

www.work5.ru

Коррекция заикания. Технические средства

На различных этапах коррекции речи при заикании можно использовать технические средства, такие как: ЭХО («отставленная» речь), заглушение, ритмизация и звукоусиление. Благодаря данным аппаратам речевые судороги заикающихся ослабевают.

Звукозаглушение – прием, известный со времен Демосфена. Собственная речь заглушается «белым шумом», напоминающим шум прибоя. При заглушении наблюдается повышение громкости речи, в результате чего происходит разрыв обычной слухоречевой связи. Кроме того, человек отвлекается от самого речевого акта.

В 1965 году В.А. Радольским был предложен метод звукоусиления. Эффект достигается из-за изменения громкости собственной речи, что способствует ослабеванию заикания.

Ритмическая стимуляция речи — метод, разработанный французским врачом Коломбо. На первом этапе развития заикания пациенту предлагается говорить нараспев. Затем заикающийся читает и пересказывает прочитанное под ритмические удары специального прибора. Основа метода – ритмическая речь и дыхание. Данный метод во многих случаях имеет положительный результат. Все слова подстраиваются под определенную звуковую динамику и заикание проходит. При быстрой речи дефект может появиться вновь. Метроном используется сначала интенсивно, потом все реже. Таким образом, человек привыкает говорить размеренно, спокойно.

Эффект отставной речи был открыт в 1952 году Б. Лее. Суть его в том, что говорящий с запозданием слышит то, что он говорит в микрофон – нарушается обратная слуховая связь.

В 1988 году появился аппарат, который соединяет все технические средства коррекции заикания и позволяет устанавливать различные их комбинации, подходящие для различных случаев.

Звукозаглушение может использоваться на всех этапах лечения. Наиболее положительные результаты получаются при комбинации этого средства с метрономом и с «Эхо».

Звукоусиление рекомендуется использовать на ранних этапах от нормального звучания до дискомфортного. Фиксация на речевом дефекте уменьшается, речевые судороги ослабевают. Также на ранних этапах хорошо использовать метроном с задержкой сигнала – вырабатываются навыки плавности речи, ее слитности, выразительности.

Звукоусиление + «Эхо» положительно действует на поздних тапах работы.

Аппарат «Монолог», сочетающий все технические средства помогает не только при заикании, но и при некоторых других речевых расстройствах. Он работает в индивидуальном режиме для каждого. Кроме того, аппарат прост в эксплуатации и вполне доступен. Его можно использовать в любых местах – дома и на улице.

lechenie-zaikaniya.ru