Заикание у детей 3-4 года

Содержание:

Заикание у детей 3 лет. Как избавиться от проблемы?

Заикание у детей 3 лет и старше – проблема, знакомая очень многим родителям. Да и самому ребенку, по мере его взросления, заикание приносит много неприятных моментов. Страдает учеба, социализация ребенка, снижается его самооценка, а в особо тяжелых случаях возможно развитие сильного комплекса неполноценности, который останется в течение всей жизни.

Поэтому данную проблему ни в коем случае нельзя оставлять без внимания. К огромному сожалению, чаще всего родители даже причину заикания у детей не пытаются найти, не говоря уж о самом лечении, ошибочно полагая, что все пройдет самостоятельно. Хотя, справедливости ради, следует отметить, что точных причин заикания не удалось до сих пор выявить даже врачам-логопедам.

Обращение к врачу – логопеду

Лечение заикания у малыша должно быть комплексным и назначать его может только врач-логопед. И чем раньше будет начато лечение, тем успешнее будет оно. Поэтому постарайтесь как можно раньше обратиться за помощью врача-логопеда. Любое промедление в данном случае будет играть против вашего ребенка.

Как правило, современные методики лечения в большинстве случаев позволяют избавить ребенка даже от сильного заикания. Однако успешный исход лечения во многом зависит от правильного поведения родителей. Они должны строго соблюдать целый ряд правил и рекомендаций врача-логопеда.

Кстати говоря, о логопеде. Для успешного лечения заикания детей родители должны будут очень длительное время тесно взаимодействовать с врачом-логопедом. Поэтому очень важно правильно подобрать специалиста. Ведь в том случае, если у вас не получится наладить контакт с логопедом и вы не сможете ему полностью доверять, вряд ли может идти речь об успешном лечении, каким бы высококлассным ни был врач.

Режим дня ребенка

Как правило, заикающийся ребенок крайне подвижен и легко возбудим. Поэтому родители должны строго организовать режим дня ребенка и следить за неукоснительным его соблюдением:

Особое внимание нужно уделить сну ребенка. Ребенок в возрасте до 7 лет в ночное время должен спать не меньше 11 часов. Дневной сон просто жизненно необходим – в обед ребенок продолжительность сна должна быть не меньше 2 часов. Дневной сон малыша положительным образом влияет на состояние нервной системы ребенка.

Разумеется, мультики – самое популярное времяпровождение современных детей. Однако следите за тем, чтобы ребенок не проводил перед телевизором слишком много времени – это приводит к излишней нервной возбудимости. А значит, и заикание станет гораздо сильнее. Не забывайте о том, что существует очень много полезных развивающих игр.

Ни в коем случае недопустимо игнорировать прогулки – для детского организма свежий воздух просто необходим. Гуляйте с ребенком не менее двух часов в сутки – разумеется, в том случае, если позволяют погодные условия.

Контроль речи ребенка

На логопедических занятиях контроль над речью ребенка осуществляет врач. Но врач не может круглосуточно находиться рядом с ребенком, поэтому все остальное время именно родители должны следить за речью ребенка. Вы заметили, что ребенок произнес слово или фразу, заикаясь? Не делайте ребенку замечаний и уж тем более не смейтесь над ним. Просто закончите слово вместо малыша, не акцентируя на этом внимание.

В особо тяжелых случаях заикания детей очень часто логопеды рекомендуют так называемый режим молчания. Разговаривать ребенок может только на занятиях, под контролем логопеда. Все остальное время ребенок должен стараться сохранять молчание. Разговаривать ребенок может только в случае крайней необходимости и только шепотом.

Подобное требование логопедов объясняется очень просто – при помощи заикания удается подавить у ребенка рефлекс на заикание. Во время логопедических занятий речь ребенка правильная и без запинок. Все остальное время ребенок будет молчать, а значит, на подсознательном уровне будет вырабатываться рефлекс, направленный на правильную речь. Как правило, подобное лечение длится от нескольких месяцев до года.

Конечно же, малышу в 3 – 4 года очень сложно объяснить эту необходимость. Однако родителям придется проявить недюжинную фантазию, ведь от этого зависит успех лечения. Если вы просто запретите ребенку разговаривать, это может негативным образом сказаться на его психике. Поэтому превращайте молчание в увлекательную игру.

Поведение родителей

Как уже говорилось выше, для устранения заикания у ребенка родители должны соблюдать целый ряд очень важных правил:

  • Обсуждение проблемы при ребенке
  • Ни в коем случае не обсуждайте с кем бы то не было проблему при ребенке – с друзьями, родными. Не стоит думать, что ребенок 3-4 лет еще ничего не понимает – малыш слышит и понимает гораздо больше, чем мы, взрослые, привыкли думать. И очень болезненно воспринимает обсуждение своих недостатков.

  • Личный пример взрослых
  • Тщательно следите за своей речью в присутствии ребенка. Она должна быть спокойной, неторопливой, выразительной и правильной. Ваша правильная речь очень важна для развития речи ребенка.

  • Психологическая обстановка дома
  • Можно сколько угодно лечить заикание самыми современными методиками, но так и не вылечить его, если в семье ребенка будет окружать неблагоприятная атмосфера. Один год, два, три, пять лет – в любом возрасте ребенок должен жить в атмосфере согласия и любви. Постарайтесь свести к минимуму все возможные конфликты и разногласия. Либо, по крайней мере, не выясняйте отношения в присутствии ребенка. В противном случае заикание может начаться даже у здорового ранее ребенка.

  • Ограничение круга общения ребенка
  • Многие логопеды категорически не рекомендуют во время лечения заикания водить ребенка в гости либо же принимать гостей у себя. Во-первых, ребенок будет стесняться своего заикания, а во-вторых, для ребенка 3-5 лет приход гостей является серьезным стрессом, пусть даже и положительным. Поэтому совсем ни к чему подвергать нервную систему своего ребенка подобным нагрузкам.

    Да и прогулок на шумных детских площадках также следует избегать. Желательно, чтобы ребенок общался с одним – двумя спокойными детьми – ровесниками или более младшего возраста. Подобное общение пойдет ребенку только на пользу.

    Конечно же, заикание у малыша 3-5 лет – явление крайне неприятное. Однако родители не должны отчаиваться – вылечить заикание вполне возможно, при помощи логопеда. Хотя, конечно же, усилий родителям придется приложить немало. Да и терпение вам пригодится – подобное лечение занимает достаточно длительный период времени. Но в итоге у вас все обязательно получится!

    www.jlady.ru

    Заикание у детей: причины и лечение

    Радость родителей при произношении ребенком первых слов и фраз вскоре может быть омрачена появлением у малыша заикания. Что делать? Можно ли вылечить? Такие вопросы встают перед родителями и заставляют их метаться от логопеда к неврологу, а от врачей – к народным целителям. Постараемся разобраться, что же представляет собой проблема заикания у детей, каковы причины явления и какое лечение можно применить в случае появления недуга.

    Что такое заикание?

    Под заиканием понимают нарушение плавности и ритмичности речи. Это сложная речевая патология, обусловленная судорогами мышц аппарата речи. Чаще всего заикание появляется у деток от 2 до 5 лет, когда формируется и активно развивается фразовая речь. Возникновение его может быть внезапным, а в процессе развития малыша усиливаться.

    Маленькие детки часто повторяют нормально выговариваемые слова: «Дай, дай, дай мне воды». Но могут повторяться ребенком только звуки: «Д-д-дай мне воды». Специалисты считают, что повторение звука больше 2 раз является начальным проявлением заикания.

    Среди детского контингента заикание отмечается, согласно мировой статистике, у 2-3 % детей. У девочек эта патология речи возникает в 4 раза реже, чем у мальчиков. Предполагают, что это связано с большей эмоциональной устойчивостью девочек. Заикание усиливается в первый год учебы в школе и в подростковом периоде. Оно сказывается на поведении ребенка и его адаптации в коллективе.

    Заикание может проявляться в виде повторения звуков или каких-то слогов, внезапной вынужденной остановки речи. Часто в монологе встречаются звуки-паразиты «Э-э-э…», «М-м-м…», что связано с внутренней борьбой ребенка, пытающегося справиться с заиканием.

    У некоторых детей заикание появляется только в период волнения или стрессовой ситуации. В спокойной обстановке ребенок как бы забывает о своих проблемах с речью. А при разговоре по телефону, общении с малознакомым человеком, при публичном выступлении сильно заикается.

    Заикание – самый распространенный детский невроз. Обычно его называют логоневрозом. Задержку произношения звуков и слогов связывают с судорогами речевой мускулатуры: мышц языка, губ, гортани. Они могут быть тоническими и клоническими.

    При тонических судорогах (напряжении этих мышц) трудно преодолеть сбой в речи, в связи с чем отмечаются трудности с произношением согласных звуков. При клонических судорогах отмечается повторение начальных звуков или слогов слова, произношение лишних гласных (и, а) перед словом или фразой. Хотя достаточно часто заикание бывает тонико-клоническим.

    Непосредственной причиной заикания ребенка могут быть:

    1. Физиологические нарушения:
    2. поражение нервной системы после родовой травмы;
    3. курение и употребление алкоголя матерью в период беременности;
    4. наследственная предрасположенность;
    5. травма головного мозга;
    6. заболевания органов речи (гортани, носа, глотки);
    7. изменения в нервной системе вследствие перенесенного заболевания (рахита, инфекционных болезней);
    8. переучивание левши на правшу.
    9. Психологические причины:
    10. стрессовые ситуации, психоэмоциональные потрясения;
    11. потеря близких;
    12. невротические реакции: детские страхи (боязнь темноты, наказания и др.);
    13. выраженное чувство обиды, ревности;
    14. желание привлечь внимание родителей;
    15. сильный испуг (грозы, собаки, сцены ужасов в фильме).
      1. Социальные причины:
    16. чрезмерная родительская строгость;
    17. подражание заикающемуся члену семьи или другому ребенку;
    18. перегрузка малыша речевым материалом (раннее изучение иностранного языка или даже нескольких языков);
    19. недостаточное родительское внимание при формировании речи, что приводит к быстрой, торопливой речи и пропуску слогов;
    20. перевод малыша в другой детский сад или школу;
    21. переезд на другое место жительства.
    22. К провоцирующим факторам можно отнести:

    23. переутомление ребенка (нагрузки по школьной программе, неконтролируемый просмотр телепередач, длительные компьютерные игры и др.);
    24. семейные неурядицы и скандалы;
    25. проблемы в школе;
    26. несбалансированное питание с избыточным количеством белков в рационе;
    27. период прорезывания зубов и переходный возраст;
    28. нарушения эндокринной системы;
    29. инфекционные заболевания.
    30. Тактика поведения родителей

      При выявлении заикания у ребенка не нужно заострять внимание малыша на этом нарушении речи, чтобы не закрепить условно-рефлекторно его возникновение. Малышу надо дать понять: интересно то, что именно он хочет сказать, а не то, как он говорит. Родительская тревога по поводу дефекта речи еще больше угнетает ребенка.

      Важной задачей для родителей является и защита малыша от насмешек, чтобы не дать выработаться комплексу неполноценности и снижению самооценки. Дети часто бывают жестокими, и в коллективе может найтись любитель травли заикающегося ребенка.

      Если воспитатель не может исправить ситуацию, и насмешки, вынужденная изоляция ребенка в коллективе продолжаются, то малышу на период лечения следует прекратить посещение детского сада. В противном случае выработанная застенчивость и закрытость ребенка еще больше усилит заикание.

      Детям школьного возраста нужно помочь сохранить свою самооценку, показать их сильные стороны, способности, чтобы завоевать авторитет среди сверстников и избежать отчуждения, облегчить социальную адаптацию.

      Чтобы помочь ребенку справиться с возникшим недугом, родители и другие члены семьи должны соблюдать простые правила:

    31. следить за своей речью: говорить медленно и плавно, делать короткую паузу после каждой фразы; ребенок будет стараться подражать и говорить так же;
    32. не перебивать малыша, всегда давать ему возможность самому закончить речь;
    33. можно разучивать с ребенком песни;
    34. в разговоре с ребенком употреблять короткие фразы и предложения;
    35. избегать суеты и хаоса в семейном образе жизни; не допускать ссор и напряжения в семье;
    36. строго следить за соблюдением ребенком режима дня, исключить возможность переутомления и перевозбуждения малыша;
    37. не следует заставлять ребенка многократно повторять трудные слова;
    38. малышу следует реже делать замечания и чаще хвалить;
    39. не допускать постоянной «фоновой» работы телевизора в квартире; исключить просмотр телепередач ребенком перед сном;
    40. не создавать ребенку никаких привилегий в поведении и дисциплине в семье в связи с его заиканием.
    41. В некоторых случаях заикание проходит самостоятельно, без лечения. Заикание, которое может пройти самостоятельно, имеет такие признаки:

    42. у ребенка не возникает никаких психологических трудностей во время общения, он не стесняется своего дефекта;
    43. заикание периодически исчезает на длительный период времени;
    44. ребенок не замыкается и не избегает разговорного общения;
    45. короткие слова и фразы выговариваются легко.
    46. Если же ребенок напрягается во время разговора, гримасничает, делает паузы в речи с прерыванием дыхания, растягивает гласные звуки, избегает употребления каких-то слов и звуков, на вопросы (даже очевидные) отвечает «Не знаю!» – нужно обратиться на консультацию к логопеду. Причем следует найти специалиста, уже имеющего опыт работы с такими детками.

      Лечение заикания

      Заикание можно лечить и полностью вылечить. Следует обращаться к логопеду и неврологу или психоневрологу за квалифицированной помощью. Правда, нет такой таблетки, от приема которой заикание исчезнет раз и навсегда. Важны совместные усилия и специалистов, и терпеливых родителей.

      Наиболее успешно лечение на ранних этапах, еще в дошкольном возрасте. Правила поведения родителей изложены выше. Важно создать в семье благоприятную спокойную обстановку. Все разговоры с ребенком должны проводиться в медленном темпе. Отношения со всеми детьми нужно строить так, чтобы у них не возникало чувства ревности и соперничества за родительское внимание.

      Ребенок должен быть уверенным, что его внимательно выслушают, несмотря на дефект речи. Надо находить время для обязательного общения с ним и совместных занятий, интересных ребенку. Даже 10-минутный разговор перед сном оказывает расслабляющее действие. Разумеется, во время этой беседы не следует предъявлять ребенку претензий и ставить какие-либо условия. Только от просмотров телевизора (даже мультфильмов) перед сном нужно отказаться.

      Не следует избегать в разговорах с ребенком темы заикания. Важно похвалить его, если ему удается достичь каких-то успехов в лечении. Пусть даже незначительных. Он должен ощущать эмоциональную поддержку со стороны родителей. Следует подбадривать ребенка и вселять в него уверенность в успешности лечения этого временного заболевания.

      Существует достаточно много методов лечения заикания :

    47. логопедические уроки;
    48. дыхательные упражнения;
    49. компьютерные программы;
    50. точечный массаж;
    51. лечение гипнозом;
    52. медикаментозное лечение;
    53. общеукрепляющее лечение.
    54. На логопедических уроках подбираются упражнения, позволяющие снять напряжение и сделать речь плавной и ритмичной. Ребенок повторяет упражнения дома, добиваясь выразительности речи. Упражнения подбираются с учетом возраста пациента.

      Дыхательные упражнения являются одним из традиционных методов лечения. Они позволяют тренировать мышцы аппарата речи и голосовые связки, учат глубоко, свободно и ритмично дышать. Упражнения оказывают благоприятное воздействие на дыхательную систему в целом. Кроме того, упражнения являются дополнительным методом релаксации.

      Компьютерные программы – один из эффективных методов лечения заикания. Они используют синхронизацию речевого и слухового центров головного мозга. Ребенок дома, сидя перед компьютером, произносит в микрофон слова. Незначительная задержка их с помощью программы позволяет ребенку слышать свой голос, и он старается подстроиться под него.

      При этом речь становится плавной. Программа позволяет вести разговор в ситуациях с эмоциональной окраской (радость, гнев и др.) и подсказывает, как справиться с обстоятельствами и улучшить речь.

      Во многих городах существуют клиники и центры по лечению заикания методом гипноза для детей старше 11 лет. Методом внушения врач снимает спазм речевой мускулатуры, чувство страха перед публичным выступлением. Речь после 3-4 сеансов становится плавной и уверенной. Это эмоционально впечатляющий метод психотерапии.

      Нетрадиционная медицина предлагает лечение заикания методом точечного массажа. Специалист оказывает воздействие на определенные точки на лице, спине, ногах, грудной клетке. С помощью этого метода улучшается регуляция речи со стороны нервной системы. Точечный массаж рекомендуют делать постоянно.

      Медикаментозное лечение – вспомогательный метод при лечении заикания. Проводится оно по назначению невролога. Могут применяться противосудорожные препараты, успокаивающие средства. Лечение способствует нормализации функции нервных центров. Из успокоительных средств применяются отвары и настои трав (пустырника, корня валерианы, мелиссы). Вылечить заикание с помощью одних лекарств невозможно.

      Общеукрепляющие методы вносят свою лепту в лечение заикания. Они включают соблюдение режима дня, рациональное питание, закаливание и общеохранительный режим, исключающий стрессовые ситуации. Особое значение для ребенка имеет достаточный по продолжительности сон (не менее 9 час.). Чтобы сон был глубоким, можно вечером принимать теплый душ или расслабляющую ванну (например, хвойную). Компьютерные игры и просмотр телепрограмм вечером должны быть исключены.

      Питание ребенка должно быть витаминизированным, включать больше молочных продуктов и растительной пищи. Рекомендуется ограничить употребление мяса, острых блюд, исключить употребление крепкого чая, шоколада.

      Детям рекомендуется просмотр таких фильмов и программ, которые не вызовут у ребенка сильных эмоций. Нежелательно включать громко радио, телевизор, слушать громкую музыку. Не нужно потакать капризам ребенка, но и не надо доводить требования до резкости. Шумные и подвижные игры провоцируют заикание. Предпочтение следует отдавать спокойным занятиям (складывание паззлов, рисование, шашки, лепка). Посещение шумных развлекательных мероприятий, возбуждающих ребенка, не принесет пользы.

      Прогулки на свежем воздухе должны быть ежедневными. Но спортивные игры, особенно соревновательные, азартные, лучше исключить.

      Резюме для родителей

      Выявление заикания у ребенка – не повод для паники. Важно терпеливо и систематически выполнять рекомендации специалистов, и лечение будет успешным. Нужно вовремя обратиться к логопеду и неврологу, а дома создать спокойную обстановку, способствующую излечению заикания. Не следует допускать громких окриков на малыша. Ребенок должен поверить в себя и в возможность вылечиться, почувствовать поддержку близких ему людей.

      В прилагаемом видео вы можете посмотреть программу из цикла «Осторожно: дети», которая посвящена теме заикания у детей.

      myfamilydoctor.ru

      Заикание у детей: понятия, причины, как вылечить

      Обычно заикание (логоневроз) у детей появляется в возрасте от 3 до 5 лет. В этот период речь наиболее активно развивается, но речевая функция еще недостаточно сформирована, поэтому происходит ее «поломка». По сравнению с девочками заикание у мальчиков возникает в 3-4 раза чаще, что объясняется их меньшей эмоциональной устойчивостью. По данным мировой статистики, среди детей встречаются 2-3 % заикающихся, среди взрослых – 1 %. В России этот показатель в среднем составляет 1,5-2,2 %.

      Общие понятия

      Заиканием называют нарушение ритма, темпа, плавности голоса, речи и дыхания, вызванное судорогами мышц органов речевого аппарата (гортани, языка или губ). Оно может появиться внезапно и постепенно усиливаться. В речи заикающегося наблюдается повторение отдельных слогов, звуков и вынужденные остановки. Различают тонические судороги (напряжение, длительная невозможность преодолеть «сбой» в речи) и клонические (повторение отдельных слогов либо звуков, обычно в начале слова). Также нередко встречается тоно-клоническое заикание. Логоневроз у детей может длительное время не проявляться и возникнуть только в стрессовой ситуации.

      Причины заикания

      Физиологические

      Прежде чем искать решение, как вылечить заикание у ребенка, необходимо понимать, что данное нарушение появляется по целому ряду причин. Заикание может быть вызвано заболеваниями нервной системы, связанными с родовой травмой, наследственной предрасположенностью и т.д. В ряде случаев причиной заикания является органическое нарушение подкорковых отделов мозга. Также проблемы с речью могут быть связаны с болезнями речевых органов (глотки, гортани, носа) или с истощением нервной системы после перенесения тифа, кори, коклюша, рахита.

      Психологические

      Причины заикания могут крыться в эмоциональном состоянии. Невротическое заикание, или логоневроз, у детей может быть вызвано не проблемами нервной системы, а, например, внезапным сильным психоэмоциональным потрясением. Когда ребенок возбужден, его речь работает медленнее, чем мозг. Как правило, заиканию предшествуют невротические реакции, вызванные различными детскими страхами: боязнью громких звуков, темноты, наказания, потери родителей, одиночества и т.д. Множество случаев заикания у детей от 3 лет и старше связано с неадекватным поведением животных.

      Социальные

      Если родители недостаточно работали над формированием речи малыша, у ребенка может возникнуть скороговорение, нарушение звукопроизношения, произнесение слов на выдохе. Иногда заикание проявляется при одновременном изучении нескольких языков или из-за перегрузки ребенка речевым материалом, особенно не соответствующим возрасту. Причиной нарушений может стать чрезмерная строгость родителей по отношению к малышу. Некоторые дети непроизвольно подражают заикающемуся или копируют его речь. Социальные причины могут вызвать нарушения даже у ребенка с изначально здоровой нервной системой.

      Провоцирующие факторы

      Обычно приступы заикания учащаются при переутомлении, во время болезни, в случае семейных или школьных неприятностей. Наблюдается некоторая зависимость от погоды, сезона и рациона питания. Интересно, что избыток белковой пищи усиливает проявление заикания. Также развитие нарушений наблюдается в период роста зубов и в переходном возрасте. Сравнительно часто возникновение заикания провоцируют инфекционные заболевания. Хронические заболевания не считаются причиной развития нарушений речи, но они могут усилить уже существующие. Например, при аденоидных разрастаниях затрудняется носовое дыхание, и у ребенка появляются проблемы с речью.

      Общие рекомендации как вылечить заикание у ребенка

      Соблюдать распорядок дня

      Для ребенка необходимо создать четкий режим дня. Малыш в возрасте от 3 до 7 лет должен спать 10-11 часов ночью и 2 часа днем, от 7 лет и старше – 8-9 часов ночью и 1,5 часа днем. Следует исключить просмотр телевизора перед сном.

      Создавать благоприятную психологическую обстановку

      Постоянные замечания и одергивания травмируют ребенка. Должны быть исключены ссоры и шумное поведение в присутствии ребенка. Родители не должны показывать малышу свои волнения по поводу его речи. Не торопите ребенка во время ответов и чаще хвалите, доставляя положительные эмоции.

      Помогать ребенку в ежедневном общении

      Ребенок должен слушать правильную речь. Говорите ласково, медленно и спокойно, так как малыш быстро начинает подражать темпу речи и усваивает его. При выраженном заикании говорите с ребенком нараспев. Нельзя заставлять малыша проговаривать трудные слова по нескольку раз.

      Укреплять общее здоровье

      Родители должны позаботиться об ослаблении нервного напряжения ребенка, исключить шумные компании и переутомление. Рекомендуются закаливающие процедуры: игры на улице, воздушные ванны, обтирание и т.д. Чтобы снять эмоциональное напряжение малыша, чаще делайте вместе с ним гимнастику и играйте.

      Основные методы лечения заикания у детей

      Логопедические занятия

      Задача логопедического лечения заключается в освобождении речи заикающегося ребенка от напряжения, в устранении неправильности произношения и воспитании четкой артикуляции и ритмичной, плавной, выразительной речи. Сначала ребенок выполняет задания совместно с логопедом, потом самостоятельно упражняется в устном рассказе. Закрепить полученные навыки малыш должен в обиходном разговоре с окружающими. Возрастание сложности упражнений, выбранных для лечения, зависит от степени речевой самостоятельности ребенка.

      Дыхательные упражнения

      Использование традиционного метода лечения заикания у детей позволяет сделать голос естественнее и свободнее. Упражнения благоприятно воздействуют на всю дыхательную систему. Благодаря занятиям малыш тренирует диафрагму, заставляя ее участвовать в процессе голосообразования, учится дышать глубоко, делает голосовые связки подвижнее, что дает им возможность тесно смыкаться при разговоре. Методы лечения заикания у детей с помощью дыхательных упражнений могут быть дополнены релаксацией.

      Точечный массаж

      Задаваясь вопросом, как вылечить заикание у ребенка, следует обратиться и к практике нетрадиционной медицины, например, к массажу. Курс лечения с помощью точечного массажа выбирается в зависимости от сложности случая. Во время процедур специалист воздействует на точки, располагающиеся на спине, лице, грудной клетке и ногах. Первые результаты лечения могут быть заметны уже после одного курса, все зависит от формы заикания и возраста ребенка. Благодаря точечному массажу восстанавливается нервная регуляция речи, поэтому занятия необходимо проводить постоянно.

      Компьютерные программы

      Достаточно эффективны методы лечения заикания у детей, предполагающие использование специальных компьютерных программ, которые синхронизируют слуховой и речевой центры ребенка. Малыш произносит слова в микрофон, а программа автоматически задерживает речь на долю секунды. Таким образом, ребенок слышит собственный голос с задержкой и пытается под него подстроиться. Речь малыша становится непрерывной и плавной. С помощью программы можно проигрывать определенные ситуации, которые возникают при общении, например, возражение, гнев, недовольство. Ребенок должен ответить в микрофон. Затем программа оценивает, как малыш справился с задачей, и подсказывает, что необходимо улучшить.

      Медикаментозное лечение

      Медикаментозное лечение детей является вспомогательным в комплексе общего курса. Врач может назначить ребенку препараты, которые способствуют нейтрализации блокирующего действия веществ, мешающих нормальному функционированию нервных центров, а также анксиолитические ноотропные препараты, например, Тенотен Детский. При необходимости курс лечения дополняется приемом успокаивающих отваров и настоек трав, например, отвара пустырника.

      Читайте так же.

      Действие успокоительного препарата Тенотен Детский

      Действие успокоительного препарата Тенотен Детский

      Препарат Тенотен детский: информация об успокоительном действии и дополнительном вегетотропном эффекте от приёма детского лекарственного средства.

      Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): о диагнозе, признаки, как лечить

      Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): о диагнозе, признаки, как лечить

      Основной причиной нарушения поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте является СДВГ

      Приступы мигрени у детей

      Приступы мигрени у детей

      Примерно 10% людей страдает от мигрени

      Ребенок не хочет гулять

      Ребенок не хочет гулять

      Свежий воздух, активное времяпрепровождение, закалка, новые знакомства и общение

      www.tenoten-deti.ru

      Заикание у детей

      Заикание, или логоневроз, это заболевание, которое выражается в проблемах с речью – изменяется её ритм, темп, появляется сбивчивость, затяжные паузы, повторения звуков или слогов. Это вызвано судорогами мышц речевого аппарата, а именно, гортани, нёба, губ, языка, челюстей. По статистике, этим недугом страдают преимущественно дети от 2 до 5 лет, при этом мальчиков он сопровождает в 4 раза чаще.

      Любой эпизод заикания не появляется беспричинно. Сложности с речью могут преследовать ребёнка только в определённых ситуациях, поэтому важно отмечать подобные отклонения на ранних стадиях, когда болезнь легче поддаётся корректировке.

      Основные причины заикания делятся на две группы:

    55. Физиологические. Заикание появляется из-за дефектов в работе ЦНС ребёнка, которые могут иметь наследственную или приобретённую природу (родовые травмы, осложнения при вынашивании младенца, затяжные заболевания в раннем возрасте). Нередко диагностируется повышенное внутричерепное давление, трансформации рефлекторного поведения, спазмы в мышцах.
      • Психологические. Ребёнок обладает здоровой нервной системой, а заикается следствие невроза, который может появиться при значительном переутомлении или стрессе. Иногда нарушения речи заметны, когда ребёнок возбуждён или находится в эмоциональном напряжении.
      • К одной из причин заикания можно отнести и социальный фактор. Дети склонны к копированию, и необычная, сбивчивая речь какого-либо человека может стать привлекательной чертой, достойной подражания. Известны случаи, когда ребёнок становился заикой после принудительного переучивания из левши в правшу.

        Различают несколько форм заикания в зависимости от степени его проявления:

      • Клоническое – вызвано нечастыми мышечными судорогами, из-за которых происходит ненамеренное дублирование некоторых слогов или звуков;
      • Тоническое – продолжительное и более сильное спазмирование мышц, провоцирующее заминку речи;
      • Смешанная форма – совокупность нарушений двух предыдущих вариантов.
      • Интересной разновидностью недуга является скандированная речь, для которой характерны частые смены темпа и громкости. Этот тип болезни связан с проблемами работы мозжечка и носит название речевой атаксии.

        Механизм появления судорог органов речи – сложный процесс, затрагивающий головной мозг ребёнка. Ещё в период младенчества мозг человека создаёт три ключевых системы, призванных контролировать речь:

      • Центр Брока – регулирует работу голосовых связок и мышц, принимающих участие в речи;
      • Центр Вернике – связан со слухом и распознаванием собственной речи ребёнка и окружающих его людей;
      • Ассоциативный центр – проводит анализ сказанного и определяет, о чём говорить дальше.
      • Таким образом, взаимодействие этих систем формирует речевой круг. Различия в скорости функционирования каждого из центров ведут к разрывам речевого круга, что проявляется как заикание.

        Заикание выражается в неестественных, молчаливых паузах, дублировании звуков (преимущественно, согласных), увеличении продолжительности некоторых слогов. Нередко у ребёнка с заиканием наблюдаются навязчивые тики, напряжение, нервозность, повышенное волнение и необычные выражения лица. Может присутствовать тревожность, волнение, ребёнок торопится рассказать о чём-то, теряет внимательность и последовательность повествования. В целом, некоторая неровность и сбивчивость речи является нормой для детей от 2 до 7 лет, и всё же важно уметь распознавать первые признаки отклонений.

        При начинающемся заболевании у детей появляются:

        • частые повторы слов;
        • увеличение длительности некоторых звуков;
        • стеснение при общении, замыкание в себе;
        • подавленное настроение;
        • напряжённая мимика;
        • внезапные паузы;
        • употребление лишних звуков перед словами;
        • трудности в начале речи;
        • неожиданные интонации.
        • Диагностика заикания у ребёнка

          Диагностика заикания основывается на анализе наследственности, анамнеза и жалоб. Оценивается психологический и эмоциональный климат в семье, доктора выясняют длительность заболевания, предшествующую его появлению ситуацию, отношение к недугу самого ребёнка. Врачи производят оценку произношения, фонематического слуха и лексико-грамматической стороны речи. По неврологической части заикания у детей проводится обследование: электроэнцефалография (ЭЭГ), МРТ, ЭхоЭГ и реоэнцефалография.

          Окончательный диагноз можно поставить после комплексного обследования ребёнка у педиатра, невролога, психолога и логопеда. Врачебное заключение по этому вопросу отражает форму и степень заикания, тип судорог и сопутствующие проявления болезни.

          Осложнения

          Без адекватного и своевременного лечения, заикание способно длительно сохраняться в жизни ребёнка. Запинание, повторение, «застревание» на словах или звуках грозят стать постоянными спутниками его общения. Вместе с этим увеличивается риск появления сложностей с социальной адаптацией ребёнка, у него могут развиться комплексы и страхи. Особенности развития детей с заиканием — не концентрировать внимание на дефектах речи.

          Чем раньше будут выявлены нарушения в речевой функции ребёнка, тем лучше этот дефект поддастся коррекции.

          Что можете сделать вы

          Родителям ребёнка с заиканием следует наладить благоприятную обстановку внутри семьи. Не стоит акцентировать внимание на дефекте ребёнка. Целесообразно установить чёткий режим дня: длительность сна — от 7 до 9 часов, 3-4-разовое питание по режиму. Имеет смысл скорректировать физические, эмоциональные и умственные нагрузки ребёнка.

          Что делает врач

          Исправлением проблем с речью занимается детский логопед. Основная задача – сглаживание и устранение судорог речи, укрепление нервной системы. Важна коррекция заикания у детей — врач помогает ребёнку справиться с проявлениями заикания с помощью таких приёмов, как медленное, плавное произношение.

          Логопед выстраивает индивидуальный план занятий с ребёнком, работая в дружелюбной и позитивной атмосфере. При заикании у детей специалисты помогают освоить разные формы речи: шёпот, вопрос – ответ, ритмическое произношение, дыхательную гимнастику
          и т.д. Далее занятия приобретают групповой характер, и дети осваивают навыки свободной речи в коллективе. Заключительной точкой лечения выступает отработка правильной речи в разнообразных жизненных ситуациях. На протяжении всего процесса обучения врач делает равномерные акценты на развитии фонетической, лексической, грамматической стороны речи, а также помогает наладить контроль над интонацией.

          Хороший результат дают укрепляющие мероприятия – упражнения при заикании у детей, массаж, лечебная физкультура, физиотерапия, водные занятия, логоритмические упражнения, специальный массаж артикуляционных органов и дыхательная гимнастика (правильное дыхание в разговоре).

          Профилактика

          Забота о здоровой речи ребёнка начинается с благополучного течения беременности и доброжелательной обстановки дома. После рождения взрослым следует гармонично включать ребёнка в свою жизнь, общаться с ним, своевременно консультироваться со специалистами при подозрениях на отставание в речевом развитии. Предотвратить заикание вполне реально благодаря внимательному отношению родителей к своему чаду.

          detstrana.ru