Заикание в психологии

Заикание. Психогенные тики. Психология заикания

Заикание тоже невроз, но особый.

Существует вид неврозов, чьи симптомы представляют собой конверсии, но бессознательные побуждения, выраженные в симптомах, являются прегенитальными. Хотя симптомы имеют природу конверсии, психическая структура пациента соответствует психической структуре компульсивного невротика. Усиливаются амбивалентность и бисексуальность, сексуализируются процессы мышления и речи, происходит частичная регрессия к магическому типу мышления . Поскольку клиническая картина таких неврозов схожа с истерией, только психоанализ позволяет разобраться в специфике их внутренней структуры.

Можно предположить, что прегенитальное психологическое содержание чаще всего обнаруживается в конверсионных симптомах, прямо относящихся к прегенитальным эрогенным зонам: например, кишечные симптомы будут иметь анально-эротическую подоплеку.

Такое предположение в какой-то мере действительно правомерно. Многие компульсивные индивиды в детстве страдали кишечными расстройствами психогенной природы, в процессе психотерапии эти расстройства могут возобновляться в форме преходящих конверсионных симптомов.

Остатки инфантильных нарушений типа запора и диареи встречаются также в качестве спонтанных симптомов при компульсивном неврозе. Однако не все кишечные конверсионные симптомы имеют такую природу. Роль прегенитальной фиксации может ограничиться выбором органа локализации симптомов.

Функциональные нарушения речи, которые есть нечто большее, чем просто психические торможения представляют собой типичный пример прегенитальных конверсионных неврозов.

В заикании легче, чем в других конверсионных симптомах, обнаруживается конфликт антагонистических тенденций. Пациент хочет что-то сказать и одновременно не хочет. Поскольку сознательно он намеревается говорить, должна быть бессознательная причина нежелания говорить. В таких случаях либо речевая активность вообще, либо говорение об определенных вещах имеет некое бессознательное значение.

От оговорки к заиканию

Допуская оговорку, индивид бессознательно сопротивляется тому, о чем говорит сознательно. Психоанализ оговорок раскрывает побуждения, которые нарушили первоначальное речевое намерение. Если вместо оговорки индивид начинает слегка заикаться, то его высказыванию препятствует бессознательный мотив, который остается для нас загадкой.

Если такое спорадическое заикание случается в качестве реакции на специфический раздражитель, знание раздражителя полезно как отправной пункт в анализе патогенного фактора. Если индивид заикается не только реагируя на определенный раздражитель, но более или менее постоянно, патогенный фактор коренится в неприемлемости самого намерения говорить. Таким образом, некоторые виды спорадического заикания обусловлены бессознательным инстинктивным значением предмета говорения, при тяжелом заикании собственно речевая функция репрезентирует неприемлемое инстинктивное побуждение.

При компульсивном неврозе определенные обстоятельства способствуют сексуализации речи, происхождение такой сексуализации непременно анальное и имеет специфические последствия. Все сказанное относится и к заиканию .

Заикание и бессознательный садизм

Психоанализ лиц, страдающих заиканием, раскрывает анально-садистские желания в качестве основы симптома. Для таких пациентов функция речи имеет анально-садистское значение: говорение означает, во-первых , произнесение непристойных (особенно анальных) слов , во-вторых , агрессивное действие против слушателя.

Анально-эротическая подоплека речи очевидна, когда психоанализ обнаруживает анальный соблазн в ситуациях, провоцирующих или усиливающих заикание. При заикании речь вообще или говорение в определенных ситуациях бессознательно мыслятся как сексуализированная дефекация.

Мотивы, которые в детстве тормозили удовольствие от игры с фекалиями, выступают снова в запретах на наслаждение от игры со словами. «Выброс» и «задержка» слов означают экскрецию и задержку фекалий. И на самом деле, задержка слов, как прежде задержка фекалий, гарантирует сохранение собственности и доставляет аутоэротическое наслаждение. Можно сказать, что в заикании происходит смещение вверх функций анальных сфинктеров.

Обычно заикание провоцируется или усиливается двумя обстоятельствами, связанными с его садистским значением . Пациенты обычно заикаются, когда рьяно отстаивают свою точку зрения. За видимым рвением скрывается садистское устремление повергнуть оппонента посредством слов, заикание блокирует эту тенденцию и наказывает за нее. Еще чаще заикание возникает в присутствии авторитетных особ, т. е . родительских фигур, по отношению к которым особенно сильна бессознательная враждебность.

«Подумать» об убийстве или начать заикаться?

В сновидениях говорение — символ жизни, а немота — символ смерти. Тот же самый символизм относится к заиканию. Когда заикающийся не способен говорить, его колебания зачастую выражают побуждение убивать, обращенное на собственное Я.

На тех же основаниях, что и при компульсивном неврозе, анально-садистская сексуализация речи подразумевает мобилизацию инфантильной стадии, когда слова обладали всемогущество. «Слова могут убивать», и заикающиеся — это люди, кто бессознательно думает о необходимости быть осторожным при использовании такого грозного оружия. В психоанализе пациентов с заиканием важно учитыват , что непристойные и ругательные слова сохраняют свое первоначальное магическое значение в большей мере, чем остальные слова. Для таких пациентов любое говорение служит бессознательным соблазном использовать нечестивые слова в целях агрессивной или сексуальной атаки слушателя.

Анально-садистское значение симптома вполне соответствует анальн -садистской личности заикающегося, идентичной натуре компульсивного невротика.

Огромная роль анально-садистских желаний в заикания отнюдь не означает безучастности иных эротических побуждений. Как и в других симптомах, наряду с доминирующим компонентом, в заикании может дополнительно задействоваться любой инфантильный компонент сексуальноговлечения. Обычно три компонента сексуального влечения играют в заикании характерную роль: фаллический, оральный, эксгибиционистский.

1. Речь и фаллос

Фаллические побуждения. Функция речи часто бессознательно связывается с генитальной функцией, особенно с мужской генитальной функцией. Говорить — значит обладать потенцией, неспособность говорить означает кастрированность.

Мальчики часто обнаруживают, что рвение хорошо говорить возникло у них в качестве замещения «фаллического соревнования. («Способен ли я говорить так же хорошо, как отец?»). Девочки с подобным притязанием отличаются бессознательным желанием генитально походить на мужчин.

Таким образом, все конфликты с вовлечением представлений о потенции и кастрации могут найти выражение в симптоме заикания, хотя и в регрессивно искаженной форме. В мифах, волшебных сказках, снах и невротических фантазиях часто встречается тема отрезания языка как символ кастрации. Язык, орган речи, выступает как фаллический символ.

Появление фаллической тенденции в заикании доказывает, что анальная ориентация пациента вызнана регрессией. Случаи, в которых фаллические элементы отсутствуют, могут основываться на приостановке развития в прегенитальном периоде.

2. Речь и оральный эротизм

Оральные побуждения. В широком смысле речь представляет собой орально-респираторную функцию. Эротическое наслаждение речью является собственно орально-респираторным эротизмом. И действительно, судьба орально — респираторного либидо существенно влияет на развитие речевых расстройств. Регрессия при заикании часто не останавливается на анально-садистском уровне, оральный эротизм тоже выступает на передний план с конфликтами вокруг желания инкорпорировать объекты, а также вокруг аутоэротических оральных желаний. Тяжесть заикания зависит от относительной выраженности орального компонента.

Порой слова , которые должны или не должны произноситься, на глубинном уровне означают интроецированные объекты. Конфликты, первоначально происходившие между пациентом и объектом (родителем или частью собственного тела), теперь выражаются в конфликте его Я с его речевыми продуктами (означающими экскременты).

Пациент с заиканием не только пытается бессознательно совершить убийство с помощью слов. На обсуждаемом теперь уровне его симптом выражает также тенденцию убивать собственные слова как представляющие интроецированные объекты.

Вместо использования функции речи в целях коммуникации заикающиеся пользуются речью для получения приятных ощущений в речевых органах: индивид предается игре, чтобы получить удовольствие от оральных ощущений. Тем не менее, все заикающиеся, вероятно, согласятся, что симптом болезнен и неприятен, они совершенно не сознают выражающиеся симптомом анально- и орально- садистские фантазии как эдиповы и кастрационные представления.

Таким образом, хотя заикающиеся ищут орально-эротического наслаждения, заикание остается в основном конверсионным прегенитальным неврозом. Оральная эротичность часто выражается также амбициями в речевой сфере. Иногда эти амбиции возникают вслед за симптомом и являются сверхкомпенсаторной реакцией на него. Демосфен не единственный, кто стал выдающимся оратором благодаря заиканию.

В других случаях, сначала формируются амбиции, а заикание возникает позднее, когда амбиции начинают представлять запретные склонности, сексуальные или агрессивные. В некоторых случаях заикания оральные амбиции не ограничиваются речью и зарождаются даже раньше способности говорить. Инфантильно-нарциссические желания могут наделать больше шума (орального или анального), чем впоследствии воспроизводят взрослые, скорее в гротескных формах. Иногда такие желания исходят из представления о способности съесть так же много, как взрослые, что может служить защитой посредством «идентификации с агрессором» от страха быть съеденным.

Временами оральные амбиции подобного рода проявляются не только в функции выражения слов, но также в «потреблении» слов путем слушания или чтения, оба процесса бессознательно означают «принятие пищи».

Пока речь не становится средством коммуникации, ее органы выполняют чисто либидную функцию и служат разрядке инстинктивных импульсов. Развитие речи протекает от аутоэротического лепета и крика, через стадию магического влияния на окружение с помощью вокального аппарата, к постепенному пониманию слов и, наконец, стадии, на которой речь используется в целях коммуникации. Это развитие очень сложный процесс, подверженный нарушениям в различных пунктах. К сожалению, с психоаналитических позиций данный процесс подробно не изучался. Тяжелые случаи заикания позволяют изучать развитие речи через познание речевых расстройств.

Говорение — средство коммуникации. При умеренном заикании коммуникация с объектами сексуализируется, всецело или в специфических отношениях, и поэтому речь нарушена. При тяжелом заикании происходит полный отказ от функции коммуникации, и органы речи снова используются аутоэротически.

3. Запретный эксгибиционизм

Эксгибиционистские побуждения. На существенное значение в заикании эксгибиционизма уже указывалось, когда подчеркивалась связь заикания с амбициями. В случаях, где заикание возникает только во время публичных выступлений, торможение склонности к эксгибиционизму очевидно. Такое заикание имеет сходство с другими неврозами, основанными на торможении эксгибиционизма, такими как эритрофобия, сценический страх, социофобия. Актер, охваченный сценическим страхом, может не только забыть текст, но и начать заикаться.

Эксгибиционистское заикание основано на представлении о магическом влиянии «всемогущих» слов на слушателей. Когда подобное намерение становится запретным, речь тормозится. Бессознательные цели предосудительного эксгибиционизма не обязательно прямо эротические. Как и при перверсном эксгибиционизме, реакция публики нужна для успокоения кастрационной тревоги и удовлетворения нарциссической потребности, способы получения этой реакции бессознательно бывают весьма садистскими.

Из-за неприемлемости садистского пути, на котором ищется успокоение, страх кастрации лишь усиливается, что делает насущным торможение эксгибиционизма, и в результате возникает заикание.

У мужчин этот тип заикания означает: «Эксгибиционистский шарм, которым я искал заверений от кастрации на самом деле может к ней привести».

У женщин эксгибиционизм, смещенный от гениталий, служит успокоению чувства неполноценности из-за отсутствия пениса. Этот тип заикания у них означает: «Пусть выяснится, что у меня действительно недостает пениса».

Обладать красноречием — значит зачаровывать. Цель оратора — сорвать аплодисменты, в которых он нуждается для борьбы со своими страхами. Если существует опасность неудачи, садистский оратор может почувствовать, что должен силой заставить слушателей предоставить ему необходимое, он может даже почувствовать, что следует кастрировать или убить их.

Оратор может попытаться достичь своей цели и другим путем: чтобы гарантировать влияние на слушателей, он должен показать, что имеет над ними власть. Заикание в таких обстоятельствах означает: «Прекрати говорить, пока ты действительно не убил или не кастрировал слушателей», или: «Прекрати говорить, пока не выяснилось, что не слушатели зависят от тебя, а ты от них».

Я заикающегося, подобно Я компульсивного невротика, должно вести борьбу на два фронта: против неприемлемых побуждений и против сверх -Я , садистского и архаичного вследствие регрессии. У многих заикающихся симптом появляется только тогда, когда ставит их в неблагоприятное положение. Создается впечатление, что они используют заикание, чтобы удовлетворить требования чрезмерно сурового сверх -Я . Если симптом появляется исключительно в присутствии авторитетных особ, то не только потому, что пациент испытывает к ним особую неприязнь, но и потому, что он предвосхищает серьезные последствия провала.

С заиканием связаны многочисленные вторичные выгоды. Особенно характерны два их вида:

1. заикающиеся нередко действительно смешны, тем не менее, вызывают жалость и способны этим пользоваться;

2. на глубинном уровне заикание позволяет удовлетворить чувство злобы, усиленное патогенной регрессией, и довольствоваться агрессией, скрытой в симптоме.

При умеренной выраженности симптом сводится к заиканию на определенных буквах и словосочетаниях. В таких случаях психоанализ показывает ассоциативную связь между этими элементами речи и инфантильными сексуальными конфликтами, как и при задержках чтения или письма.

Пожалуйста, скопируйте приведенный ниже код и вставьте его на свою страницу — как HTML.

psystatus.ru

Психология заикания

По мнению большинства специалистов, проблема заикания требует всестороннего комплексного подхода, который объединяет области логопедии, психологии, неврологии и психотерапии. Работа с пациентом по преодолению речевого дефекта должна осуществляться с учетом его психологических особенностей, а также аспектов взаимодействия с окружающим миром.

Психологические особенности заикания были отмечены еще в трудах Плутарха и Авиценны, а в XIX веке мнение ученых стало практически единогласным — психическая сфера играет огромную роль в возникновении и дальнейшем развитии дефекта. Известный ученый, психиатр И.А.Сикорский утверждал, что заикающимся людям присущи следующие свойства психики:

  • чрезмерная впечатлительность;
  • робость, застенчивость;
  • яркость фантазий;
  • боязнь публичных выступлений и т.д.
  • А в XX веке ученые пришли к пониманию того факта, что психологические особенности заикающихся детей проявляются уже в раннем возрасте, и играют огромную роль при коррекции речевых нарушений.

    О правильности комплексного подхода к лечению заикания говорят результаты теста, проведенного среди людей с дефектами речи. Около 70% опрошенных утверждают, что совершенно не заикаются, когда находятся в одиночестве (например, при чтении или размышлении вслух, разговоре с животными). Еще 25% заявили, что заикание в такой ситуации проявляется значительно меньше, и только 5% не заметили никаких различий в собственной речи на публике и наедине с собой.

    Основные эмоциональные (психологические) причины заикания

    На возникновение речевого дефекта могут оказать влияние следующие эмоциональные факторы:

    1. Испуг или любой другой сверхсильный раздражитель (это может быть и чрезмерная радость). Нормальное функционирование нервной системы заключается в постоянной смене взаимосвязанных процессов: возбуждения и торможения. Если же ребенок испытывает сильные эмоции, происходит перевозбуждение нервной системы, что нарушает баланс между двумя процессами. Внешне это может проявиться как заикание. При этом, чем сильнее раздражитель и чем слабее нервная система ребенка, тем выше вероятность развития дефекта речи.
    2. Перенапряжение процесса торможения центральной нервной системы. У ребенка, который вынужден длительное время скрывать свои эмоции, чувства, переживания, баланс нервной системы нарушается из-за перенапряжения процесса торможения. Результатом этого также может оказаться психологическое заикание, при лечении которого важно уделить внимание коррекции взаимоотношений ребенка с близкими людьми.
    3. Противоречивое воспитание. Ситуации, когда родители предъявляют к ребенку противоположные требования, встречаются нередко. Малыш при этом теряется, не понимает, кого слушать, какую линию поведения выбрать. А следствием такого поведения может оказаться формирование речевых нарушений.
    4. Завышенные ожидания. Проблемы могут возникнуть и у тех детей, которые вынуждены отвечать завышенным ожиданиям взрослых. Опасения не соответствовать предъявляемым требованиям вызывают сбой в нервной системе малыша и, как результат, возникновение заикания.

    Важно понимать, что именно знание психологии заикания и заикающихся помогает специалистам разрабатывать надежные методики работы по исправлению речевых патологий.

    В частности, в речевом центре «Арлилия» работа с клиентами осуществляется с учетом их психологических особенностей и предполагает наличие консультаций с психотерапевтом, а также занятий, способствующих повышению самооценки, социальной адаптации.

    www.arlilia.ru

    Психологические, эмоциональные и двигательные реакции при заикании.

    или «Торнадо в области Брока»
    * торнадо — это не психологический или неврологический термин, а образ, достаточно точно отражающий реакции мозга. Центр Брока — это двигательный центр речи. Он руководит губами, языком, гортанью — голосовыми связками, дыханием — то есть всем мышечным аппаратом, обеспечивающим произношение звуков и слов. Центр Брока находится в мозговом поле 45. Именно его гипертонус «виновен» в спастической готовности речевого аппарата. В момент заикания в центре Брока возникает, образно говоря, торнадо. И куда торнадо проследует, таковы и будут последствия.

    Если торнадо двинулся из поля 45 .

    появляются эпизоды дизартрии — невнятной речи, а если Вы что-либо пишите — дисграфии — нарушения письменной речи

    назад и вверх (точка молнии — поля 4 и 6)
    В этом случае возбуждение попадает в переднюю центральную извилину, ответственную за движения, а именно, в точку 1.

    Точка 1: спазм мышц гортани, напряжение голосовых связок;
    Точка 2: затруднение дыхания, дискомфорт в груди:
    Точка 3: Спазмы в области губ, нарушение артикуляции;
    Точка 4: Спазм мимической мускулатуры.

    * 4 точка наиболее удалена от центра Брока, поэтому спазм мимических мышц возникает обычно при выраженном заикании.

    еще дальше назад (1, 2, 3 поля) — сенсорная кора мозга

    нарушается общая чувствительность (температурная, болевая, осязательная и ощущения тела).

    вперед (10, 11, 12, 46 поля) — интеллектуальная кора

    Эта кора выполняет ассоциативные, т.е. связующие функции и отвечает за формирование намерений, программ, планов, а также за контроль над выполнением хода действия, которое происходит здесь и сейчас.

    То есть, если у Вас в момент выступления возник ступор и Вы забыли все, что хотели сказать и сделать, значит торнадо находится во фронтальных полях коры мозга.

    нарушается мелодическая структура речи вплоть до амузии — какая уж тут музыкальность и мелодичность речи (см. видеоурок и график мелодичности во время тренинга без наушников)

    вглубь — ТОРНАДО В ОБЛАСТИ ЭМОЦИЙ (лимбическая система или круг ПЕЙПЕЦА)
    Психологические реакции и нарушение эмоциональной сферы при заикании и логоневрозах — отдельная тема и будет рассмотрена нами более подробно.

    Упрощенная схема «циркуляции эмоций».

    Считается, что эмоциональное возбуждение возникает в гиппокампе, затем переходит в гипоталамус и через передние ядра таламуса в поясную извилину и другие подкорковые центры. Ход возбуждения по кругу Пейпеца показан стрелками. Сам гиппокамп — «родоначальник» эмоций — имеет мощные связи с центром Брока.

    Более полная схема «циркуляции эмоций».

    Только некоторые факты:

    1. Стимуляция миндалины вызывает эмоции страха, гнева, ярости и редко удовольствия. Миндалина взвешивает конкурирующие эмоции, порожденные конкурирующими потребностями, и тем самым определяет выбор поведения: защита или агрессия.

    Если наблюдается страх общения или появление раздражения, агрессии по отношению к собеседнику, значит «торнадо» находится в нижних отделах лимбической системы.

    2. Поясная извилина выполняет высшие координирующие функции в отношении эмоций. У тех, кто имеет наследственную склонность к депрессиям, часто нарушена активность передней части поясной извилины.

    Возникновение смешанных и разнонаправленных эмоций, эмоциональная неустойчивость предполагает нахождение «торнадо» в верхних отделах эмоционального круга.

    3. Передняя лимбическая кора контролирует эмоциональность речи: низкую и высокую форманты голоса.

    Потеря эмоционального тонуса и, как следствие, правильного тембра голоса, убедительности речи указывает на нахождение «торнадо» в передне-верхних отделах круга Пейпеца.

    4. Область перегородки ответственна за ощущение удовольствие и «счастья»

    Отсутствие «удовольствия от жизни» снижение контактов с привлекательными и интересными сверстниками говорит о частом нахождении «торнадо» в передних отделах круга Пейпеца.

    Врач невропатолог ( в настоящее время принято говорить невролог), доктор медицины Джеймс Пейпец (neuroanatomist, neuropathologist and MD James Papez) (1883 — 1958) создал и научно подтвердил оригинальную теорию «циркуляции эмоций» в глубинных структурах мозга, включая лимбическую систему. «Круг Пейпеца» создает эмоциональный тонус нашей психики и отвечает за качество эмоций, включая эмоции удовольствия, счастья, гнева и агрессии.

    Весьма показательны его эксперименты со вживлением электродов мышкам в область ядер перегородки для стимуляции ощущения удовольствия. Экспериментальные мышки должны были нажимать на педаль, чтобы вызвать электрический импульс. Пейпец наблюдал, как мышки отказывались от пищи ради стимуляции этих «зон удовольствия» и постоянно нажимали на педаль.

    автор: Блудов Андрей Анатольевич

    Δ вопросы результаты наше тв карта блог e-mail

    Заикание как спастический невроз координации.

  • Заикание как невроз
  • Бесчеловечный эксперимент в США

Заикание как спастический невроз координации, происходящий от раздражительной слабости речевых центров (аппарата слоговых координаций).

Это определение было четко сформулировано в трудах Г. Гутцмана, И. А. Куссмауля, а затем в работах И. А. Сикорского, который писал: «Заикание есть внезапное нарушение непрерывности артикуляции, вызванное судорогой, наступившей в одном из отделов речевого аппарата как физиологического целого». Сторонники этой теории вначале подчеркивали врожденную раздражительную слабость аппарата, управляющего слоговой координацией. В дальнейшем они объясняли заикание в свете невротизма: заикание — это судорогоподобные спазмы.

Заикание как ассоциативное нарушение психологического характера.

Это направление выдвинуто Т. Гепфнером и Э. Фрешельсом. Сторонниками были А. Либманн, Г. Д. Неткачев, Ю. А. Флоренская. Психологический подход к пониманию механизмов заикания получил свое дальнейшее развитие.

Заикание как подсознательное проявление, развивающееся на почве психических травм, различных конфликтов с окружающей средой.

Сторонниками этой теории были А. Адлер, Шнейдер, которые считали, что в заикании, с одной стороны, проявляется желание индивида избежать всякой возможности соприкосновения с окружающими, а с другой — возбудить сочувствие окружающих посредством такого демонстративного страдания.
Таким образом, в конце 19 начале 20 в. все определеннее становится мнение, что заикание — это сложное психофизическое расстройство. По мнению одних, в его основе лежат нарушения физиологического характера, а психологические проявления носят вторичный характер (А. Гутцман, 1879; А. Куссмауль, 1878; И. А. Сикорский, 1889, и др.). Другие первичными считали психологические особенности, а физиологические проявления -как следствие этих психологических недостатков (Хр. Лагузен, 1838; А. Коэн, 1878; Гр. Каменка, 1900; Г. Д. Неткачев, 1913, и др.). Делались попытки рассматривать заикание как невроз ожидания, невроз страха, невроз неполноценности, навязчивый невроз и пр.

Данные исследований причины заикания как речевого невроза, проведенные в ЦКР

Посадите перед собой в метрах трех от себя друга или родственника. Вытяните вперед правую руку с поднятым вверх большим пальцем. Остальные сжаты в кулак. Смотрите на своего друга именно двумя глазами (т.е. нельзя закрывать правый или левый глаз). А теперь постарайтесь выполнить, казалось бы невыполнимое задание. Попытайтесь закрыть Вашим большим пальцем правой руки лицо друга. После этого проделайте тот же эксперимент левой рукой. Еще раз напоминаю: оба глаза открыты. Подсознательно Вы установите свой большой палец на ось ведущего глаза. Спросите у своего друга, какой у Вас ведущий глаз.


Схема эксперимента (вид сверху)


Если Ваш друг видит такую картинку, то у Вас ведущий глаз — левый.

ОПРОС 1. По данным тестирования, проведенного на независимом скрипте от yandex.ru, результаты распределились следующим образом:
Данный тест позволяет выявить диссонанс между правым и левым полушарием мозга, который часто является причиной речевой проблемы. В норме ведущий глаз и ведущая рука должны совпадать.
* Диссонанс определяется, если палец находится на оси левого глаза или на оси то левого, то правого глаза. Отсутствие диссонанса определяется, только когда палец четко находится на оси правого глаза. Из 3-х тысяч пациентов ЦКР, обследованных на протяжении нескольких лет, 48% имели ведущий глаз левый, 17% — «то левый, то правый» и 35% — правый глаз. Некоторое отличие, по-видимому, связано с тем, что в ЦКР приходили пациенты в среднем с более тяжелыми формам заикания, чем те, которые участвовали в интернет-опросе.
Таким образом, мы можем сделать промежуточный вывод:

По данным первого опроса нарушения психологического характера не превышают 35% до 45% — в среднем — 40% Остальные 60% имеют диссонанс взаимодействия левого и правого полушарий мозга, т.е. физиологическую предрасположенность к речевому неврозу..

ОПРОС 2. Те 40%, у кого совпали ведущий глаз и рука, продолжили опрос:

Если заикание развивалось постепенно в течение нескольких месяцев или заикание появилось сразу, когда ребенок начал говорить фразами, мы можем с большой вероятностью утверждать, что именно неврологическая предрасположенность, то есть нарушения физиологического характера (например, повышенная активность двигательных медиаторов мозга) являются истинной причиной возникновения заикания.

Заикание, возникшее по причине психотравмы, обычно имеет «симптом обрыва»: непродолжительное молчание, после которого появляется речь с заиканием.
Таким образом, доля первичных нарушений психологического характера уменьшается более чем на треть от оставшихся 40% и составляет 12%.

Не хочется уж совсем принижать долю психологических факторов, но заметим, что неврологическая предрасположенность могла присутствовать и у тех, у кого заикание возникло в «один день».

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
В основе возникновения заикания как невроза лежат нарушения именно физиологического (более 80%), а не психологического характера.

Иными словами, первичен не испуг или психотравма, а физиологическая предрасположенность к речевым спазмам. Именно на это указывал известный психиатр профессор И. А. Сикорский в «честь» которого заикание имеет второе название: «невроз Сикорского» Соответствующие акценты нужно расставить и в лечении заикания: вначале нужно лечить причину — спастическую готовность речевого аппарата, а вторичные психологические осложнения корректировать в рамках комплексного подхода.

Бесчеловечный эксперимент.

Американский штат Айова заплатит жертвам эксперимента, вызывающего заикание.

Власти штата Айова должны выплатить около миллиона долларов шести пожилым людям, которые подали иск в связи с тем, что их в детстве использовали в эксперименте по стимулированию заикания.

В течение полугода в 1939 г. ученые из университета Айовы, проводившие этот эксперимент, подвергали детей-сирот различным унижениям. В ходе этого исследования проверялась теория о том, что психологическое давление вызывает заикание.

В течение шести месяцев один из пионеров исследований в области речевого развития Уэнделл Джонсон проверял свою теорию на 22 детях, взятых из детских домов. Некоторые из участников исследования подвергались унизительному обращению, а другие использовались для сравнения.
При этом заикания не возникло ни у кого из участников исследования, однако некоторые дети просто отказывались говорить. В 2001 году одна из калифорнийских газет описала подробности проводимых в университете штата экспериментах, ссылаясь на воспоминания одного из специалистов. Университет штата Айова принес публичные извинения по этому поводу, однако в 2003 году шесть человек подали иск, требуя компенсации в размере 13,5 млн. долларов. Истцы заявляют, что в результате проведенных над ними экспериментов пострадала их психика.

Генеральный прокурор штата Айова заявил, что пяти истцам будет выплачено 900 тысяч долларов, а еще один пострадавший получит 25 тысяч.

По материалам: BBC

Δ вопросы результаты наше тв карта блог e-mail

www.dictor.ru