Заикание власова

Авторы первой отечественной методики логопедической работы с заикающимися детьми преддошкольного и дошкольного возраста — Н.А.Власова и Е.Ф.Рау (СНОСКА: Власова Н.А., Рау Е.Ф. Методы работы по перевоспитанию речи у детей-заик дошкольного и преддошкольного возраста. — М., 1933) построили нарастание усложнений речевых упражнений в зависимости от разной степени речевой самостоятельности детей. Отсюда и рекомендованная ими последовательность: 1) отраженная речь; 2) заученные фразы; 3) пересказ по картинке; 4) ответы на вопросы; 5) спонтанная речь. При этом авторами рекомендуются обязательные ритмические и музыкальные занятия с детьми и проведение разъяснительной работы с родителями.

Н.А.Власова (СНОСКА: Власова Н.А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. — М., 1959) различает 7 «видов речи», которые в порядке постепенности необходимо применять на занятиях с детьми-дошкольниками: 1) сопряженная речь; 2) отраженная речь; 3) ответы на вопросы по знакомой картинке; 4) самостоятельное описание знакомых картинок; 5) пересказ прослушанного небольшого рассказа; 6) спонтанная речь (рассказ по незнакомым картинкам); 7) нормальная речь (беседа, просьбы) и т.д.

Е.Ф.Рау видит задачу логопедической работы в том, «чтобы путем систематических плановых занятий освободить речь заикающихся детей от напряжения, сделать ее свободной, ритмичной, плавной и выразительной, а также устранить неправильность произношения и воспитать четкую, правильную артикуляцию». Все занятия по перевоспитанию речи заикающихся детей распределены по степени нарастающей сложности на 3 этапа.

Первый этап — ведутся упражнения в совместной и отраженной речи и в произношении заученных фраз, стишков. Широко используется декламация.

Второй этап — проводятся упражнения в устном описании картинок в вопросах и ответах, в составлении самостоятельного рассказа по серии картинок или на данную тему, в пересказе содержания рассказа или сказки, которую прочитал логопед.

pedlib.ru

Заикание власова

На основании клинических наблюдений мы выделили 4 характерные речевые группы.
Первую группу мы считаем основной. Здесь не имеем застарелых форм заикания и таких явлений, как вторичные невротические наслоения. Характерные черты детей этой группы: продвижение в перевоспитании речи идет без значительных рецидивов, внимание устойчиво, дети обычно с хорошим интеллектом, активны в занятиях, общительны.

Ко второй группе относятся дети, у которых заикание осложнено различными видами дислалий. Дети этой группы очень болезненно реагируют на свой недостаток речи, и эта ущемленность делает их замкнутыми, раздражительными. Все они чуждаются коллектива детей.

Третья группа с реактивным речевым и общим торможением отличается большим количеством невротических реакций: дети болезненно реагируют на свой недостаток и склонны фиксировать на нем внимание. В коллективе они держатся особняком, вне коллективных игр и занятий, почти все время молчат и избегают пользоваться спонтанной речью не только с логопедом, но и с детьми. Интеллект в большинстве случаев хороший, часто встречаются среди них и одаренные дети.

К четвертой группе отнесены дети, у которых заикание протекает на фоне общего двигательного и речевого беспокойства. В противоположность детям третьей группы здесь мы не встречаем вторичных невротических наслоений. У детей совершенно отсутствует болезненное реагирование на свой недостаток, в большинстве случаев у них нарушена способность фиксации внимания. Они общительны, приветливы, активны, но благодаря своему двигательному беспокойству трудны в коллективе… Срок перевоспитания речи длительный — от 8 до 12 месяцев — с частыми, но короткими рецидивами. Изменения, происходящие в психическом статусе в связи с перевоспитанием речи у этих детей, менее значительны, чем в остальных группах. Организованный коллектив дисциплинирует их. Плавную речь удается закрепить лишь при спонтанной речи; при эмоциях заикание остается. Психомоторика детей этой группы характеризуется большой активностью, неустойчивостью внимания, обилием двигательных проявлений.

Власова Н.А., Герценштейн Э.Н., Опыт работы с логоневротиками дошкольного возраста, Советсткая невропатология, психиатрия и психогигиена, т. VIII, вып. 9-10. — М., 1939
(полный текст можно найти в книжных магазинах и библиотеках)

www.logoped.info

Рычкова Наталья Александровна
д октор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики, Мурманский арктический государственный университет,
г. Мурманск
Natalia-rychkova@rambler.ru

Заикание: его исследование в теории и истории логопедии

Аннотация
статья посвящена проблемам исследования природы заикания и его преодоления в разные исторические периоды; показаны разные теоретические подходы к коррекционно-педагогической работе; показано преимущество дидактического метода коррекции заикания, принципа комплексности в работе.

Ключевые слова
заикание, коррекция, исторический аспект, нозологический принцип, дифференцированный подход, логофобический синдром

Заикание определяется как расстройство темпа, ритма и плавности речи судорожного генеза.

Несмотря на то, что проблема заикания (его устранения и предупреждения рецидивов) является актуальной уже много столетий, ее научная разработка имеет сравнительно небольшую историю. Так в 1838 году русский врач Хр. Лагузен предложил систему ухода за ребенком, начавшим остро заикаться вследствие психической травматизации [1]. Заикающийся ребенок в представлении Хр. Лагузена является «остро заболевшим организмом», требующим комплексного воздействия в виде сочетания мероприятий медицинского и психологического характера, с обязательным введением режима молчания. Некоторое время в середине XIX столетия имел популярность хирургический метод, эффективность которого была случайна и в процессе поиска более действенного способа преодоления заикания возник дидактический метод. Он заключался в изолированном применении различных дыхательных, речевых и голосовых упражнений. Представители этого метода рассматривали заикание как спастический координационный невроз, возникающий вследствие врожденной недостаточности вербо-артикуляционного механизма, признавали нарушение моторного элемента (А. Куссмауль, 1879; Г. Гутцман, 1898 и др.). При этом предполагалось усваивать легкие, простые движения, работать над фонацией и дыханием и далее над звуком, словом, фразой. Вся сложная картина заболевания, его психические, социальные корни оставались малоизученными.

Вершиной научного достижения XIX столетия по данному вопросу с правом можно считать книгу русского профессора, психиатра И.А. Сикорского «О заикании» (1889) [2], в которой дается обобщение опыта изучения начала проявления и симптоматики заикания как нервнопсихического заболевания и обосновывается ряд важных положений для теории и лечения. Расценивая заикание как внезапное судорожное нарушение непрерывности артикуляции И.А.Сикорский считал необходимым сочетать работу педагога с помощью врача. Рациональное лечение заикания складывалось из предупредительного, дидактического, психического и фармацевтического воздействия, которое необходимо начинать в детском возрасте. По его мнению, заикающимся необходимы артикуляционные упражнения и ритмическая речь.

На рубеже XX века, когда получает широкое развитие психология и психиатрия, возникает точка зрения, что заикание – нарушение не столько моторное, сколько умственно-аффекторное и в первую очередь необходимы психотерапевтические приемы в сочетании с четким медленным произнесением и другими речевыми приемами (Э. Андерс, 1897 [3]; А.Либман, 1901; Г.Каменка, 1900; Г Неткачев, 1909 [4], 1913; Э. Фрёшельс, 1931 [5]). Так А. Либман на первый план выдвигал необходимость психического воздействия на больного с целью преодоления страха речи, значительно меньшую значимость он придавал речевым упражнениям по ступеням сложности. Э. Фрёшельс трактовал заикание как ассоциативную афазию. Э. Андерс, говоря о психологическом воздействии на личность больного, о необходимости искоренять волнение и страхи, упоминал о важной роли движений в производстве речи писал, что звуковые представления, образовавшиеся из слуховых восприятий слов воспроизводятся посредством мышечных ощущений в наших органах речи.

Родоначальником психологического направления изучения и лечения заикания в России был Г.Д. Неткачев. В своих работах он выдвигал точку зрения на заикание как психоневроз и предлагал психологическую трактовку судорожного проявления речи; считал, что дыхательные, голосовые и артикулярные судороги чисто психического происхождения и существуют в трех формах: 1) то, это уловки, 2) то, вид выразительных форм страха, стыда, смущения и т.д., 3) то, это форма навязчивости. По его мнению, происходит образование навязчивой мысли по поводу случившейся перемены в двигательных ощущениях, исходящей от измененного страхом мышечного чувства. Представители этого направления предлагали лечить заикание в основном путем психотерапии. В дальнейшем заикание рассматривается авторами как функциональное нарушение, невроз, отражающийся на всей жизнедеятельности человека.

В советский период последовательная разработка вопросов заикания как научной медико-педагогической проблемы получила свое начало в 30-е годы прошлого столетия и связана с именами В.А. Гиляровского [6], Н.А. Власовой [7], Е.Ф.Рау [8], Ю.А.Флоренской [9], и др.

В.А.Гиляровский в ряде работ обосновывает необходимость многостороннего влияния на личность заикающегося ребенка усилиями различных специалистов и использования оздоровляющей роли правильно организованного детского коллектива. Таким учреждением стало детское логопедическое отделение при больнице им. В.П. Соловьева, где В.А. Гиляровским и Н.А.Власовой был внедрен комплексный метод преодоления заикания, который включал: 1) медикаментозную терапию, 2) логопедическую работу, 3) логоритмическую работу, 4) воспитательную работу, 5) лечебную физкультуру.

В разработанную Н.А.Власовой методику логопедической работы для заикающихся детей дошкольного возраста была положена идея постепенного перехода от простых к более сложным ступеням речи. Методика логоритмической работы для детей и взрослых была создана В.А. Гринер и Н.С. Самойленко [10, 27]. Данная методика прочно внедрилась в практику логопедии и актуальна в настоящее время.

Ю.А. Флоренская в исследованиях 1935, 1941 годов, рассматривая заикание как функциональное нарушение речи в сочетании с невротическими расстройствами, описывает затяжные случаи у взрослых пациентов и предлагает применять ряд мероприятий: общую терапию, речевую ортопедию, психотерапевтические беседы.

В дальнейшем, в конце XX и начале XXI вв., прочно установилась значимость комплексности методов в системе преодоления заикания. Продолжая углублять изучение заикания у дошкольников и создавать новые формы коррекционной работы, авторы придерживаются того же принципа (К.-Р. Bekker [11] , Е.Ф. Рау [8], В.И. Селиверстов [12], М.Е. Хватцев [13]). Г. А. Волкова [14] обосновывает необходимость коррекционной работы с заикающимися детьми в процессе их ведущей деятельности – игры.

Р.Е.Левина [15] считает, что заикание является расстройством речи с преимущественным нарушением коммуникативной ее функции и возникает при несоответствии между реальной готовностью речевых средств, их доступным уровнем и требованием к ним разговорной среды. Отсюда следует предложение к разработке новых методов по пути воспитания постепенного перехода от ситуационной к контекстной речи. В ряде работ Р.Е. Левиной была дана характеристика исследований в области заикания у детей. Соответственно этому была разработана методика логопедической работы с заикающимися детьми, которая строилась на постепенном усложнении системы вопросов в процессе занятий по ручному труду у дошкольников и прохождения программы у детей других возрастов (Н.А. Чевелева [16]).

В работах С.А. Мироновой [17] прослеживается развитие направления, данного в работах Р.Е.Левиной и Н.А. Чевелевой. Для работы над постепенным переходом от ситуационной речи к контекстной автор предлагает использовать весь программный материал детского сада, кроме того включать оречевление режимных моментов. Были указания на наличие у заикающихся детей дошкольного и школьного возрастов нарушения произвольного внимания, темпа и устойчивости деятельности, изменения в состоянии эмоционально-волевой сферы, характера.

В конце XX столетия изучаются проявления других видов речевой патологии при заикании и рассматриваются пути их коррекции: есть указания на необходимость развивать речевую моторику (Н.М. Асатиани [18, 19], И.О. Калачева, В.С. Кочергина [20]).

Разработку специальных психотерапевтических приемов для взрослых заикающихся и детей старшего школьного возраста можно найти в работах В.М. Шкловского [21], Ю.Б. Некрасовой, А.И. Лубенской.

Многообразие вариантов в существующих направлениях исследования и преодоления заикания обусловлено тем, что не было единой общепринятой классификации данного речевого расстройства и критериев его оценки. И несмотря на то, что еще в 30-е годы и позднее ставился вопрос о необходимости дифференцированного подхода при изучении лиц, страдающих заиканием, (В.А.Гиляровский, Ю.А.Флоренская), работ в этом плане мало. Так В.А.Ковшиков [22] изучает своеобразие заикания при различных нервно-психических заболеваниях у взрослых и подростков, страдающих заиканием. Исследованием было показано, что наряду с общими проявлениями, которые характеризуют данный вид речевой патологии, в каждой клинической группе имеются типичные особенности в развитии, течении и проявлении заикания, органически связанные с нервно-психическим заболеванием и личностью больного. Автор подчеркивает необходимость применения дифференцированных методик в коррекционно-воспитательной работе с заикающимися, которые учитывают этиопатогенетический аспект речевого расстройства. В.А.Куршев [23] наряду с невротическим разбирает случаи заикания на фоне задержанного речевого развития.

В.С. Кочергина [20], классифицируя заикание у детей, выделяет 2 группы: 1) дети с нормальным общим речевым развитием, 2) дети, у которых заикание возникает в связи с последствиями нерезко выраженного органического поражения головного мозга. Автор отмечает, что затяжной и неблагоприятный тип течения заикания в основном связан с поражением речедвигательных сфер головного мозга различной тяжести и локализации. В работе ставится вопрос о необходимости специальных видов дифференцированной логопедической и медицинской коррекции заикания.

Установлено, что определенное число детей и взрослых страдает заиканием в комбинации с психическими нарушениями (Н.М.Асатиани [18]).

Специальные исследования обнаружили нозологическую разнородность заикающихся. Было выделено 4 группы: больные с резидуальными явлениями раннего органического поражения центральной нервной системы, с невротическими расстройствами, психопатиями, вялопрогредиентной шизофренией. Изучено проявление логофобического синдрома в зависимости от нозологического фона, на котором он проявляется (В.Г. Казаков).

Отграничивать невротические от внешне сходных с ними состояний резидуально-органического генезиса предложено профессором В.В. Ковалевым. Дифференцированное представление о сущности заикания в дальнейшем внесло ясность в вопросы лечебной и коррекционной работы и стало отправной точкой для разработки патогенетически обоснованных принципов медико-педагогических мероприятий (Н.М.Асатиани с сотр., Л.И. Белякова [24], Е.Л. Мозговая и др.).

Путем электрофизиологических исследований выявлены различия показателей при заикании невротического происхождения и возникшего на фоне органического поражения центральной нервной системы (Л.И.Белякова).

Клиническое изучение взрослых больных, страдающих заиканием, обнаружило их нозологическую разнородность (Н.М.Асатиани, В.Г.Казаков). Описаны рудименты логофобического синдрома и проявление нервно-психических расстройств при сравнительном исследовании разных форм заикания у дошкольников (И.С.Калачева, 1976). Необходимость дифференцированного подхода признается и обосновывается в настоящее время многими исследователями.

Соблюдение данного принципа важно для дальнейшей теоретической и практической разработки проблемы заикания. Такое направление, например, положено и в основу диагностического исследования двигательных и речевых функций при заикании у детей и разработки дифференцированных приемов их коррекции (Н.А.Рычкова).

Несмотря на несколько противоречивые точки зрения на происхождение и коррекцию заикания у детей и взрослых в разные годы, авторы сходятся во мнении о необходимости комплексного метода при взаимодействии с личностью и преимущество дидактического метода преодоления данного речевого расстройства. В настоящее время в преобладающем большинстве литературных источников прослеживается мозаичность коррекционно-педагогических приемов работы в разновозрастном аспекте.

Актуальным, не переведенным в практическую плоскость, остается вопрос о пропаганде психогигиенических знаний среди педагогов дошкольных и школьных образовательных организаций, а также о необходимости обучения их приемам коррекции речевых нарушений у детей и взрослых.

Лагузен Хр. Способ излечения заикания. – СПб, 1838. – 47 с.

Сикорский И.А. О заикании. – СПб., 1889. – 314 с.

Андрес Э.А. Недостатки речи и борьба против них в семье и школе. – Кронштадт, 1897. – 182 с.

Неткачев Г.Д. Клиника и психотерапия заикания. – М., 1914. – 128 с.

Фрешель С.Э. Заикание. Ассоциативная афазия. – М.; Л.: Госмедиздат, 1931. – 171 с.

Гиляровский В.А. О нарушениях речи и мерах борьбы с ними // Вопросы патологи речи. – Харьков, 1959. – Т. 32. – С. 8-9.

Власова Н. А., Герценштейн Э.Н. Опыт работы с логоневротиками дошкольного возраста. – Невропатология и психиатрия. – 1939. – Т. VIII . – Вып. 9-10. – С. 68-76.

Рау Е.Ф. О заикании детей дошкольного возраста. – М.: Медицина, 1964. – 26 с.

Флоренская Ю.А. Материалы к изучению клиники логоневрозов // Проблемы неврастений и неврозов. – М., Л., 1935. – Вып. 1. – С. 125-136.

Гринер В.А., Самойленко Н. С. Логопедическая ритмика. – М.: Учпедгиз, 1941. – 80 с.

Беккер К.П. Комплексный метод устранения заикания у детей дошкольного возраста // Заикание. – М.: Медицина, 1978. – С. 120-151.

Селивёрстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. – М.: Владос, 2000. – 208 с.

Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками: Пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум; СПБ.: Дельта, 1996. – 384 с.

Логопедия: Учебник для студ. Дефектол. Фак. Пед. Вузов / Под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Владос, 2004. – 703 с.

Левина Р.Е. Заикание у детей // Преодоление заикания у дошкольников. – М.: Педагогика, 1975. – С. 3-22.

Чевелева Н.А. Исправление заикания у школьников в процессе обучения. – М.: Просвещение, 1978. – 112 с.

Миронова С.А. Исправление заикания у дошкольников в процессе обучения // Преодоление заикания у дошкольников / Под ред. Проф. Р.Е. Левиной. – М.: Педагогика, 1975. – С. 3-23.

Асатиани Н.М., Казаков В.Г. Клиническая характеристика взрослых больных с затяжными формами заикания. – Журнал невропатологии и психиатрии. – 1974. – Вып. 4. – С. 574-579.

Асатиани Н.М., Белякова Л.И., Калачева И.О., Мозговая Е.Л. Данные клинико-физиологического исследования детей дошкольного возраста, страдающих заиканием. – Дефектология. – 1978. — № 1. – С. 25-31.

Кочергина В.С. Классификация заикания у детей на основе патогенетического принципа // IV Симпозиум детских психиатров социалистических стран: Тез. Докл. – М., 1976. – С. 239-242.

Шкловский В.М. Заикание. – М., 1994. – 248 с.

Ковшиков В. А. Особенности заикания и педагогические пути его устранения у больных с различными нервно-психическими pасстройствами: Автреф. дисс. … канд. пед. наук. — М., 1972. – 246 с.

Куршев В. А. Заикание. – М.: Медицина, 1973. – 159 с.

Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание: Учебное пособие для студентов. – М.: «Эксмо-Пресс», 2001. – 320 с.

Рычкова Н .А. Логопедическая ритмика. – М.: Гном-Пресс, 1998. – 36 с.

Рычкова Н.А. Карта динамического обследования ребёнка. Практическое пособие. — М.: НКЦ. 2011. — 47 с.

Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников. – М.: Учпедгиз, 1958. – 168 с.

Рекомендовано к публикации
А.С.Роботова, доктор педагогических наук, член Редакционной Коллегии

Natalia A. Rychkova
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of Department of Pedagogy, Murmansk Arctic State University, Murmansk
Natalia-rychkova@rambler.ru

Stuttering: research in the theory and history of speech therapy

The article is devoted to problems of research into the nature of stuttering and overcoming it in different historical periods; It shows the different theoretical approaches to correctional and educational work and the advantage of the didactic correction method of stuttering, the principle of comprehensiveness in the work.

Key words
stuttering, correction, historical aspect, nosological principle, differentiated approach, logofobichesky syndrome

Laguzen Hr. Sposob izlecheniya zaikaniya. – SPb, 1838. – 47 s.

Sikorskij I.A. O zaikanii. – SPb., 1889. – 314 s.

Andres EH.A. Nedostatki rechi i bor’ba protiv nih v sem’e i shkole. – Kronshtadt, 1897. – 182 s.

Netkachev G.D. Klinika i psihoterapiya zaikaniya. – M., 1914. – 128 s.

Freshel’ S.EH. Zaikanie. Associativnaya afaziya. – M.; L.: Gosmedizdat, 1931. – 171 s.

Gilyarovskij V.A. O narusheniyah rechi i merah bor’by s nimi // Voprosy patologi rechi. – Har’kov, 1959. – T. 32. – S. 8-9.

Vlasova N. A., Gercenshtejn EH.N. Opyt raboty s logonevrotikami doshkol’nogo vozrasta. – Nevropatologiya i psihiatriya. – 1939. – T. VIII. – Vyp. 9-10. – S. 68-76.

Rau E.F. O zaikanii detej doshkol’nogo vozrasta. – M.: Medicina, 1964. – 26 s.

Florenskaya YU.A. Materialy k izucheniyu kliniki logonevrozov // Problemy nevrastenij i nevrozov. – M., L., 1935. – Vyp. 1. – S. 125-136.

Griner V.A., Samojlenko N. S. Logopedicheskaya ritmika. – M.: Uchpedgiz, 1941. – 80 s.

Bekker K.P. Kompleksnyj metod ustraneniya zaikaniya u detej doshkol’nogo vozrasta // Zaikanie. – M.: Medicina, 1978. – S. 120-151.

Selivyorstov V.I. Zaikanie u detej: Psihokorrekcionnye i didakticheskie osnovy logopedicheskogo vozdejstviya. – M.: Vlados, 2000. – 208 s.

Hvatcev M.E. Logopediya: rabota s doshkol’nikami: Posobie dlya logopedov i roditelej. – M.: Akvarium; SPB.: Del’ta, 1996. – 384 s.

Logopediya: Uchebnik dlya stud. Defektol. Fak. Ped. Vuzov / Pod red. L.S. Volkovoj. – 5-e izd., pererab. I dop. – M.: Vlados, 2004. – 703 s.

Levina R.E. Zaikanie u detej // Preodolenie zaikaniya u doshkol’nikov. – M.: Pedagogika, 1975. – S. 3-22.

CHeveleva N.A. Ispravlenie zaikaniya u shkol’nikov v processe obucheniya. – M.: Prosveshchenie, 1978. – 112 s.

Mironova S.A. Ispravlenie zaikaniya u doshkol’nikov v processe obucheniya // Preodolenie zaikaniya u doshkol’nikov / Pod red. Prof. R.E. Levinoj. – M.: Pedagogika, 1975. – S. 3-23.

Asatiani N.M., Kazakov V.G. Klinicheskaya harakteristika vzroslyh bol’nyh s zatyazhnymi formami zaikaniya. – ZHurnal nevropatologii i psihiatrii. – 1974. – Vyp. 4. – S. 574-579.

Asatiani N.M., Belyakova L.I., Kalacheva I.O., Mozgovaya E.L. Dannye kliniko-fiziologicheskogo issledovaniya detej doshkol’nogo vozrasta, stradayushchih zaikaniem. – Defektologiya. – 1978. — № 1. – S. 25-31.

Kochergina V.S. Klassifikaciya zaikaniya u detej na osnove patogeneticheskogo principa // IV Simpozium detskih psihiatrov socialisticheskih stran: Tez. Dokl. – M., 1976. – S. 239-242.

SHklovskij V.M. Zaikanie. – M., 1994. – 248 s.

Kovshikov V. A. Osobennosti zaikaniya i pedagogicheskie puti ego ustraneniya u bol’nyh s razlichnymi nervno-psihicheskimi passtrojstvami: Avtref. diss. … kand. ped. nauk. — M., 1972. – 246 s.

Kurshev V. A. Zaikanie. – M.: Medicina, 1973. – 159 s.

www.emissia.org

Заикание у подростков

Динамика заикания в постпубертатном возрасте изуче­на недостаточно: авторы единичных работ (Н. А. Власова, К. П. Беккер и др.) описывают отдаленный катамнез боль­ных заиканием, как правило, не дифференцируя разные виды заикания. Они признают, что прогноз разных типов заикания в общем хороший: у большинства больных оно полностью исчезает. В этом отношении уникальны иссле­дования, проведенные Н. А. Власовой ‘.

Таблица 5 Некоторые личностные особенности заикающихся пациентов

Неврпзоподобное заикание с невротическими наслоениями

Может быть следствием заикания

Типична, с пре­обладанием возбудимости

Выражена, но мало диффе­ренцирована

Более заметна, чем при невро-зоподобном заикании

Критическое отношение к своим психиче­ским особенно­стям

Больше, чем при неврозопо-добном заика­нии

Отношение к дефекту речи

Менее выраже­но, чем при невротическом заикании

С целью определения прогноза заикания сотрудники от­деления изучили судьбу 125 бывших пациентов отделения. Учитывая малое количество лиц с невротическим заика­нием, госпитализировавшихся в отделение, что, по-видимо­му, отражает истинную картину распространенности этой формы речевой патологии среди других речевых дефектов у подростков, были взяты 67 больных (56 мужского и

1 См.: Заикание/Под ред. Н. А. Власовой и К. П. Беккера. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 1983. — 256 с.

11 женского пола), у которых в прошлом диагностирова­лось неврозоподобное заикание без заметных невротиче­ских наслоений, и 58 пациентов (38 мужского и 20 жен­ского пола), у которых неврозоподобное заикание сочета­лось с появившимися в препубертатном и пубертатном пе­риодах выраженными невротическими наслоениями ‘.

Средний возраст указанных лиц ко времени сбора ка-тамнестических сведений — 22 года, средний возраст ко времени последней госпитализации в отделение—14 лет. Обследовали бывших пациентов те специалисты, которые лечили их в прошлом.

lib100.com

Комплексный метод коррекции неврозоподобной формы заикания

Разделы: Логопедия

Проблема заикания является наиболее актуальной на сегодняшний день в области логопедии. Во всем мире признается, что заикание считается сложным как в теоретическом, так и в практическом аспектах.

В данной работе рассматривается заикание как проявление одной из его клинической формы – неврозоподобной. В этом случае следует считать, что это физиологическое нарушение просодической стороны речи с преимущественным поражением ее коммуникативной функции, обусловленное внешне выраженными судорогами мышц речевого аппарата, характеризующееся периодичностью течения.

Неврозоподобное заикание возникает в период становления речи в 3-4 года, его причиной является поражение головного мозга. Органическая симптоматика может являться предрасполагающей и производящей причиной данной формы заикания. При этом производящей может служить психическая травма, обусловленная социальными факторами, наслаивающимися на индивидуальные, возрастные особенности ребенка (особенности деятельности мозга). В исследованиях Н. А. Власовой, К. П. Беккер, М. И. Буянова, Н. А. Рычковой, определена симптоматика неврозоподобного заикания (Приложение 1).

В связи с этим для планирования логопедической и лечебной работы с заикающимися детьми необходимо обследование с учетом всей симптоматики этого сложного речевого нарушения.

Необходимость лечения заикания у детей дошкольного возраста была научно обоснована в 1930 году психиатром, профессором В. А. Гиляровским. Наиболее эффективным методом лечения заикания является комплексный метод, разработанный в 1930 году в клинике В. А. Гиляровского логопедами совместно с детскими психиатрами.

Комплексный подход к преодолению заикания представляет собой лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизического состояния заикающегося разными средствами и усилиями разных специалистов.

Цель его – устранение или ослабление речевых судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики и речи; оздоровление и укрепление нервной системы и всего организма в целом; избавление ребенка от неправильного отношения к своему речевому дефекту, от психологических наслоений, перевоспитание его личности и поведения, социальная реадаптация и адаптация заикающегося.

Комплексный подход предполагает два направления: лечебно-оздоровительное и коррекционно-педагогическое (логопедическое). Коррекционно-педагогическое направление включает педагогическую и коррекционную работу.

Педагогическая предполагает взаимодействие с родителями. Необходимы консультации, на которых объясняется значение здорового семейного микроклимата для успешной коррекции.

В случаях неврозоподобного заикания необходимо стремиться вызвать желание преодолеть речевое нарушение.

Система коррекции включает:

  • психотерапию
  • работу над интонационной выразительностью речи
  • развитие психических функций, участвующих в формировании интеллекта и речи
  • коррекцию звукопроизношения
  • формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи
  • профилактику дисграфии и дислексии, если данные дефекты имеют место
  • развитие общей и мелкой моторики.
  • Рассмотрим подробнее каждую составляющую коррекционного процесса.

    С заикающимися дошкольниками используется суггестивная психотерапия, основанная на внушении. При неврозоподобном заикании нет страха речи, следовательно, этот вид психотерапии не применяется. Но он может иметь место в случае осложнения невротическими реакциями и логофобиями. Часто при неврозоподобной форме заикания встречается тахилалия. Тогда для упорядочения темпа речи рекомендуется использовать разъяснительную психотерапию.

    Следующий вид психотерапии, который необходим при работе с заикающимися дошкольниками – тренировочная психотерапия. Она включает аутогенную тренировку и функциональную тренировку.

    Аутогенная тренировка представляет собой метод самовнушения. Однако он применяется как гетеротренинг, проводимый логопедом. Цель которого заключается в расслаблении и закреплении ощущения расслабленности и спокойствия.

    Обучение проводится в определенной последовательности:

    1. Мышечная релаксация по контрасту с напряжением.
    2. Мышечная релаксация по представлению. Внушение состояния покоя и расслабленности.
    3. Внушение мышечной и эмоциональной релаксации.
    4. Затем вводятся формулы правильной речи, чтобы еще прочнее закрепить навык естественной речи, внушить уверенность при речевом общении.

      Н. А. Власова, К. П. Беккер (1983) указывали на то, что в случаях неврозоподобного заикания, овладение приемами аутогенной тренировки затруднено. Дети быстро теряют приобретенные навыки и не применяют их в жизни. Поэтому она не дает выраженного нормализующего эффекта и имеет второстепенное значение.

      Однако возможно проведение частичной релаксации, поскольку судороги локализуются преимущественно в речевом (артикуляционном) аппарате, то используется расслабление органов артикуляционного аппарата. По М. М. Кольцовой (1993) рука является его точной копией, поэтому также возможно включение работы по расслаблению верхних конечностей, которая будет способствовать снятию психомоторного возбуждения, усиливающего заикание.

      Расслабление органов артикуляционного аппарата и кистей рук проводится в игровой форме и сочетается с упражнениями на развитие внимания, памяти, мышления, общей и мелкой моторики, мимики, длительного и плавного ротового выдоха. Функциональные тренировки необходимы для реабилитации к различным жизненным ситуациям.

      При неврозоподобном заикании усиление запинок провоцируется не истинным страхом речи, а условнорефлекторно (“по привычке”, “защитная реакция”). Поэтому в данном случае функциональные тренировки закрепляют рефлекс плавной речи, сформированный в процессе логопедических занятий; привычки постоянного самоконтроля в любой жизненной ситуации. Они проводятся в виде инсценировок с учетом обстановки: знакомая, привычная, малознакомая, незнакомая, чужая. Функциональные тренировки могут быть использованы на каждом этапе коррекции, которая проводится с учетом степени самостоятельности.

      Важным звеном логопедического воздействия является интонационная выразительность речи. Посредством работы над голосом ведется коррекция ритма, темпа, тембра, паузации, логического ударения. Дыхание, артикуляция, голосообразование – единые, взаимосвязанные и взаимообусловленные физиологические процессы. Поэтому интонационная выразительность речи включает работу над дыханием, артикуляционными движениями. Необходимо воспитание легкого и своевременного включения соответствующих артикуляторных движений, преодоление фиксации на трудных звуках. Дыхание у заикающихся одновременно является и грудным, и брюшным. Поэтому формируется диафрагмально-реберное дыхание, длительный, плавный выдох через рот.

      На фоне частичной релаксации при неврозоподобной форме заикания проводится постановка диафрагмально-реберного дыхания. Затем идет формирование длительного фонационного (озвученного) выдоха и речевого. Отработка данных видов дыхания проводится с использованием различных видов движений.

      Важна работа над артикуляторными движениями. Речь теряет звучность из-за чрезмерной фиксации на трудных звуках. При данной форме заикания она имеет место, но выражена слабее. Судороги препятствуют легкому и своевременному включению соответствующих артикуляторных движений. Поэтому, учитывая специфику данной клинической формы заикания, формируются правильные кинестетические ощущения, которые неверно сформировались в онтогенезе. Одновременно развивается сила и высота голоса, воспитывается его легкая и своевременная подача.

      Принимая во внимание мнение Л. З. Арутюнян-Андроновой (1993) о том, что заикание характеризуется наличием хронических голосовых зажимов, которые возникают по причине в данном случае органической основы с преимущественно артикуляционным типом судорог. Работа над артикуляторными движениями и голосом строится с использованием карточек схем (Приложение 2), которые указывают на артикуляцию гласного звука. Звукоизвлечение отрабатывается с учетом расслабленной нижней челюсти. Используются плавные движения руки, которые сопровождают звукоизвлечение, указывая на плавность произнесения.

      Опора на гласные звуки имеет большое значение для детей с неврозоподобной формой заикания, поскольку речевые судороги у них наблюдаются в основном на согласных звуках. Четкое артикулирование гласных звуков выполняется с учетом силы и высоты голоса, с использованием собственных механических воздействий для расслабления нижней челюсти и без них. Необходимо произнесение сочетаний гласных, небольших предложений, стихов.

      Голосовые упражнения при заикании подчинены цели развития силы и динамического диапазона голоса, формированию навыков рациональной голосоподачи.

      Задания, направленные на коррекцию темпо-ритмических расстройств при неврозоподобном заикании ведут к воспитанию паузации и логического ударения. Большое внимание уделяется логопедической и фонетической ритмике. Это упражнения на координацию слова с движением, звука с движением. Они занимают особое место в общей системе комплексного подхода при устранении заикания у детей. Данные виды ритмики нормализуют двигательные функции и речь у заикающегося ребенка.

      Работа над тембром речи начинается после усвоения навыка четкого артикулирования и тесно связана с развитием мимики и пантомимы.

      При неврозоподобном заикании необходима длительная тренировка и различные виды контроля за интонационным оформлением синтагмы.

      Важно использовать упражнения на развитие общей и мелкой моторики, поскольку неторопливый темп речи, по мнению Селиверстова В.И. (1994), вырабатывается одновременно с неторопливым темпом общих движений.

      При неврозоподобной форме заикания внимание обращается на следующие моменты:

      • двигательные упражнения должны быть разложены на их составляющие и выполняться по образцу
      • тренировка координации и переключаемости движений должна быть длительной, с постепенным усложнением заданий
      • усвоению упражнений способствует сопровождающий их словесный комментарий логопеда
      • сроки усвоения двигательных упражнений значительно увеличены по сравнению с заикающимися с невротической формой заикания.
      • Определяющим моментом в коррекционной работе являются задания, стимулирующие процесс психического развития в целом, развития отдельных психических функций.

        По показаниям в ходе коррекции заикания проводится исправление звукопроизношения, формирование лексико-грамматического строя речи, связной речи, профилактика дисграфии и дислексии.

        Логопедические занятия строятся с учетом степени самостоятельной речи, особенностей коррекционной работы при данной форме заикания. Каждый блок логопедических занятий включает в среднем 8-10 занятий. Это количество условно, так как оно зависит от продвижения устранения заикания на каждом этапе работы, от устойчивости выработки речевых навыков.

        Первый блок занятий включает:

      • постановку диафрагмально-реберного дыхания
      • работу со схемами
      • работу над голосом и артикуляцией с опорой на схемы
      • развитие общей и мелкой моторики
      • формирование психических функций
      • подготовку органов артикуляционного аппарата к постановке звуков
      • проведение психотерапевтических бесед, сеансов релаксации
      • сопряженная речевая работа – это совместное проговаривание слов, фраз, стихов, небольших текстов.
      • Второй блок тесно связан с первым, так как в нем еще нет элементов самостоятельной речи. Речевая работа отраженная (проговаривание вслед за логопедом слов, фраз, стихов, небольших текстов).

      • закрепление навыка диафрагмально-реберного дыхания в ходе коротких ответов на вопрос
      • работа над голосом и артикуляцией без опоры на схемы
      • продолжение развития общей и мелкой моторики, включая мимику
      • проведение психотерапевтических бесед, сеансов релаксации с введением формул правильной речи
      • постановка и автоматизация звуков, развитие лексико-грамматического строя речи, психических функций
      • вопросно-ответная форма речи.

    Четвертый блок предполагает использование формул правильной речи, навыков интонационной выразительности в ходе самостоятельного описания картинок. На первом этапе работы применяется знакомый материал. На втором – незнакомый. На третьем этапе идет увеличение объема материала, усложнение используемых ребенком лексико-грамматических конструкций.

    Используя умения детей описывать несложные картинки, серии картин, объединенных общим сюжетом, от описания переходить к повествованию.

    При необходимости продолжается работа по автоматизации звуков, их дифференциации, развитию связной речи, профилактике дисграфии и дислексии. Развивается общая и мелкая моторика, мимика, включается пантомима, совершенствуются психические функции. Данные направления входят по показаниям во все последующие блоки логопедических занятий.

    Закрепление полученных навыков апробируется в ходе пересказа прослушанного текста. Речь не подкрепляется наглядным материалом. Для начала даются знакомые мультфильмы, сказки; затем – незнакомые, впервые прочитанные. Используется пересказ пережитых ребенком событий. Усложнение речевых упражнений: заученный текст, отрепетированный вслух, мысленно продуманный, незнакомый, экспромт. Самостоятельный пересказ текста после его прослушивания – это сложный этап, на котором необходимо научить ребенка планировать свое высказывание.

    Спонтанная речь. Естественное и активное речевое общение с окружающими: вопросы, просьбы, обращения.

    Седьмой блок предполагает нормальную речь. Ее тренировку в различных искусственно созданных и реальных ситуациях.

    Таким образом, необходимо учитывать особенности неврозоподобного заикания при планировании коррекционного процесса. В связи с этим логопедическая работа будет более целенаправленной и эффективной. Уделяется большее внимание артикуляции, темпо-ритмической стороне речи, развитию психических процессов, общей и мелкой моторике. Что ведет к формированию правильной речи и полноценной личности.

    Литература

  • Арутюнян-Андронова Л. З. Как лечить заикание. М., 1993. – 155 с.
  • Арутюнян Л. З. Особенности просодической стороны речи заикающихся и способы ее коррекции. Куйбышев, 1990. – 19 с.
  • Буянов М. И. Заикание у подростков. М.: Просвещение, 1989. – 175 с.
  • Бадалян Л. О. Невропатология. М.: Просвещение, 1987. – 317 с.
  • Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Заикание. М., 1998. – 304 с.
  • Заикание / под ред. Власовой Н. А., Беккер К. П. М.: Медицина, 1983. – 256 с.
  • Логопедия / под ред. Волковой Л. С. М.: Просвещение, 1995. – 384 с.
  • Выгодская И. Г., Пеллингер Е. Л., Успенская Л. П. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. М.: Просвещение, 1993. – 223 с.
  • xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai