Заикание за рубежом

Заикание – расстройство речи с частым повторением отдельных звуков и слов или нерешительностью в разговоре, разрывающей его ритмическое течение. Согласно статистике, этой патологией в мире страдают около 3 миллионов человек. Обычно она возникает у детей в возрасте 3–6 лет (во время наработки речевых навыков), а заикающиеся взрослые в большинстве своем сохраняют расстройство с самого детства.

Этиология и признаки

Причины развития недуга до сих пор достоверно не установлены, но многие врачи предполагают, что основными этиологическими факторами выступают генетическая предрасположенность и неврологические расстройства. Кроме этого, существует мнение, что заикание появляется вследствие пережитого испуга, у взрослых – после контузии. Закреплению расстройства способствуют проблемы в семье, неправильное воспитание, насмешки со стороны сверстников.

Механизм болезни заключается в спазмах речевого аппарата и связан с переходом избыточного возбуждения от речевых центров мозга на сегменты, отвечающие за эмоции. При этом заикающийся человек обладает тем же уровнем интеллекта, что и здоровые люди, и способен адекватно воспринимать свою проблему. Попытки самостоятельно избавиться от патологии чреваты более серьезными осложнениями речи, поэтому при возникновении заикания необходимо обратиться к специалисту.

Выделяют две формы расстройства – тоническую, при которой человек растягивает звуки, и клоническую, с повтором звуков, слогов либо слов. Возможна также смешанная форма. Кроме этого, патологию разделяют на неврозоподобную форму, развивающуюся обычно в раннем детстве и сопровождающуюся замедленным развитием, и невротическую, возникающую вследствие стрессов с отсутствием неврологических нарушений.

Кроме непосредственно проблем с речью, у заикающихся людей возможны отклонения в психическом состоянии, бессонница, резкая смена настроения, раздражительность и периодически появляющиеся страхи. У детей школьного возраста отмечается снижение успеваемости, причем в большинстве случаев это связано с тем, что ребенок, хорошо знающий материал, не в состоянии четко изложить свои мысли.

Примечательно, что некоторые дети, находясь наедине с собой, совершенно нормально разговаривают со своими игрушками. То же происходит и при общении с близкими и родными, в привычной и спокойной обстановке. А вот в разговоре с чужими людьми они теряются, а заикание значительно усиливается и становится очень заметным.

Лечение заикания за рубежом

На сегодняшний день существует множество методик лечения заикания за рубежом, среди которых врачи европейских клиник чаще всего придерживаются логопедических и психологических способов. В некоторых случаях назначают ноотропные лекарственные средства или препараты, способствующие расслаблению мускулатуры. Хороший результат дают физиотерапевтические процедуры – иглоукалывание, электрофорез, а также физкультура и ароматерапия.

Где лечить заикание?

Лечение заикания за границей возможно во многих зарубежных клиниках, представленных на нашем сайте (см. меню в левой части страницы). Это, например, могут быть такие клиники, как:

Медицинский центр имени Хаима Шиба является самым крупным лечебным учреждением страны и ведущим медицинским центром Ближнего Востока. В распоряжении центра – 150 отделений и клиник.

Университетская Клиника Мюнхена является многопрофильным медицинским учреждением и предлагает свои услуги практически по всем направлениям медицины. Тесно сотрудничает со многими известными клиниками США и Европы.

Клиника «Веллингтон» — многопрофильная частная клиника Великобритании, одна из самых крупных в стране. За счет высокого качества обслуживания и эффективности применяемых методик эта клиника смогла завоевать прекрасную репутацию.

Клиника «Герцлия Медикал Центр» является одной из лучших частных больниц Израиля, принимающей пациентов со всего мира. В больнице работает более 500 ведущих врачей. Лаборатории оснащены по последнему слову техники.

Университетская клиника Дюссельдорфа – многопрофильная клиника, предлагающая широкий комплекс диагностических и лечебных услуг. Клиника располагает огромным спектром терапевтических возможностей.

Больница Джона Хопкинса – многопрофильное медицинское учреждение, оказывающее пациентам как терапевтическую, так и хирургическую помощь. Это учреждение находится у истоков современной американской медицины.

Университетская больница Цюриха – один из крупнейших и наиболее значимых медицинских центров Европы, получивший широкую известность благодаря немалым достижениям в области медицинской практики и научных исследований.

Университетская клиника Саар является многопрофильной и предлагает диагностику, лечение целого спектра самых распространенных заболеваний на самом высоком уровне.

Медицинский центр «Ассута» является ведущим частным медицинским центром в стране. Ежегодно в клиниках «Ассута» осуществляется примерно 85 тыс. операций, 235 тыс. диагностических обследований, 650 тыс. амбулаторных обследований.

Американский госпиталь в Париже — частное многопрофильное медицинское учреждение. Высоким результатам выздоровления сопутствует индивидуальный подход и применение новейших достижений медицины.

mednapravlenie.ru

Никогда не смогу сказать слово «танк»: как перестать заикаться и начать жить

21 октября, 2016

Они учатся избегать букв и слогов, узнают друг друга по манере разговора и привыкают смеяться над своими трудностями. Люди, для которых поход в магазин или даже простое представление – настоящий вызов. 22 октября мир отмечает Всемирный день заикающихся людей. Москвичка Настя Л. рассказала m24.ru, как научилась жить на все 100 и не считать заикание проблемой.

Заикаться я начала где-то в третьем классе и произошло это довольно неожиданно. Был летний день, я шла по улице с кем-то из родственников и вдруг раздался громкий звонок – я не помню, что это точно было: может автомобильный гудок или что-то еще, но когда мы пришли домой, я перестала разговаривать и не разговаривала два или три дня

Потом я заговорила, но уже не так, как прежде – стала заикаться. Бабушка начала таскать меня по логопедам, психологам, но ничего не помогало.

Заикание – неврологическое заболевание, оно сопровождается спазмами речевого аппарата, голоса или дыхательных путей. Помогать его преодолеть должен не только логопед и психолог, но и обязательно невропатолог, который в случае необходимости сможет назначить медикаменты, рассказала m24.ru детский логопед-дефектолог Наталья Пятибратова.

Помощь только логопеда и психолога может помочь скорректировать другой дефект детской речи – запинки. Он похож на заикание, но не сопровождается спазмами. Ребенок может говорить «попопойдем гугугулять», но звуки будут идти свободно. В этом случае, скорее всего, заикания у него нет.

Такая проблема проявляется у тонких, ранимых детей. Иногда их речевой аппарат не успевает за мыслями и эмоциями. От этого происходят запинки. Их тоже можно скорректировать при помощи врача-логопеда.

Есть простой способ отличить запинки от заикания. Нужно попросить ребенка сказать лучше – если он просто запинается, то речь после просьбы улучшится. На ребенка с заиканием просьба произведет обратный эффект: от фиксации на проблеме, ему станет сложнее повторить свою фразу.

«Заряженная вода» Чумака, пустые обещания Кашпировского и месть щуплому Рафаэлю

Затем бабушка стала придумывать всякие безумные способы лечения; это были 90-е и возможностей в этом плане было хоть отбавляй: будила меня утром и заставляла сидеть перед телевизором, пока Алан Чумак размахивал там руками, а потом пить «заряженную» воду.

Как-то раз она отвела меня на выступление Кашпировского. Помню, он тогда попросил любого человека, который заикается, назвать свое имя, чтобы он вызвал его на сцену и немедленно излечил – я не смогла это сделать, потому что произнести свое имя мне было очень сложно. Так что этот шанс, если он вообще существовал, был упущен.

Все это заикание не напрягало меня до тех пор, пока не начались проблемы с одноклассниками, которые решили однажды поиздеваться на уроке чтения. Щуплый мальчик по имени Рафаэль (я до сих пор помню его имя и лицо) пародировал меня с соседом по парте, а на переменах они смеялись. Разумеется, я им отомстила: как-то раз, пока их не было в классе, я взяла их фломастеры, поснимала с каждого все колпачки и спрятала их. Они заметили не сразу и к тому времени фломастеры успели высохнуть.

Самое сложное слово для меня до сих пор – это «танк». Можно специально попросить его произнести – я не смогу сказать его даже с десятого раза

Издевательства в школе не заканчивались до самого 11 класса, и я всеми способами пыталась скрыть свое заикание: договариваться с учителями не читать вслух при всем классе, сдавала какие-то устные предметы один на один с педагогом. Никакие школьные и прочие логопеды не помогали – эффекта все равно не было.

Моя форма заикания не была тяжелой: технически не удавалось произносить всего лишь несколько согласных и слогов, но порой этого было достаточно, чтобы не смочь купить что-то в магазине (тогда прилавки не были такими открытыми), назвать свое имя (у меня и сейчас проблема с этим).

Самое сложное слово для меня (до сих пор) – это «танк». Можно специально попросить его произнести – я не могу сказать его даже с десятого раза – мое лицо начинает трястись, но нормально сказанный «танк» вы так и не услышите.

Рута душистая, подрезание и заклинания – что советует народная медицина

Сегодня интернет предлагает множество методов лечения от заикания без помощи докторов, начиная от более-менее классического чтения вслух, репетиций речи с родственниками и пересказа стихотворений и заканчивая куда более экзотическими.

Например, в некоторых публикациях, людям, страдающим этим недугом, предлагают заниматься йогой или цигун. Дыхательные упражнения призваны снять спазмы и помочь человеку расслабиться. После этого, речь должна стать более спокойной и плавной.

Свою лепту внесли и фитотерапевты, рекомендующие людям с дефектом речи пить сок крапивы и ясенца белого, или отвар из руты душистой. Последняя, якобы, и вовсе может устранить проблему за 2–3 недели.

Народная медицина предлагает вниманию читателей наборы заговоров, и даже магические ритуалы, которые нужно проводить с заикающимся ребенком. Заговаривать рекомендуют воду или молоко. Для мужчин и женщин, кстати, существуют разные заговоры и обряды. Первым нужно веткой с дерева чертить пентаграммы и ходить по колдовскому кругу, пока кто-то читает волшебные слова, вторым вязать узелки на ленточках и читать заговор.

Разумеется, ни один из этих способов логопеды не рекомендуют применять в домашних условиях. Как пояснила m24.ru Пятибратова, неработающие методики предлагают не только для домашнего использования. Некоторые недобросовестные компании предлагают нетрадиционные методики лечения за большие деньги, обещая полное исцеление. На удочки мошенников попадается немало людей, страдающих от заикания.

Впрочем, в древние времена лечить заикание предлагали способами, которые современному человеку покажутся дикими. Римский медик Цельс, например, просто подрезал заикам языки без всякой анестезии. Метод помог очень не многим, но, тем не менее, жаждущих попытать удачу было достаточно.

В Китае считалось, что заикающегося человека нужно ударить по щеке в облачный день в субботу. О действенности этой методики ничего не известно.

Некоторые эксперты упоминают немецкие концлагеря, где проводили эксперименты с электричеством и лоботомией. Чудесного исцеления не последовало.

Страшная прогулка с Леной, «Заводной апельсин» и долгое молчание

Когда сам заикаешься и встречаешь людей с такой же особенностью (в тот момент ты ее считаешь проблемой), это оказывается очень грустно, может даже довести до депрессии и увеличения масштабов «проблемы». Вот, например, в моем доме этажом ниже жила девочка Лена. Бабушка просто настояла на том, чтобы мы с ней познакомились и поддерживали друг друга в этом вопросе: делились способами не заикаться, советовали что-то друг другу. Возможно, кому-то такой метод может помочь, но лично для меня это был один из самых страшных и тяжелых моментов в жизни.

. а ты такой смотришь на все это и чувствуешь себя Алексом из «Заводного апельсина», которому поставили специальные расширители на глаза в качестве терапии

Мы пошли с Леной погулять и поговорить о нашей общей проблеме и просто о жизни, но она настолько сильно заикалась, что в некоторые моменты мне было не просто неловко, а даже страшно ее слушать. Это было такое очень болезненное и давящее ощущение: будто ты слушаешь человека, который прямо на твоих глазах пытается поднять что-то очень тяжелое, а ты такой смотришь на все это и чувствуешь себя Алексом из «Заводного апельсина» (фильм Кубрика по одноименной книге Берджесса), которому поставили специальные расширители на глаза в качестве терапии.

В общем, после этой беседы я стала избегать Лену и несколько дней ни с кем не разговаривала. При этом она была старше меня и частенько рассекала на классных тачках в компании красивых парней и не производила впечатления человека с проблемами общения из-за заикания.

Кудрявый мальчик, парень по имени Костя и взаимные страдания

Кстати, про парней. Естественно, какое-то время я тщательно скрывала от своих ухажеров заикание. И хотя это было в старших классах, идиотов, которые обращали на это внимание, всегда хватало. Почему-то никто из них ни разу не сказал мне: слушай, да все хорошо, заикайся на здоровье, будь собой, я все равно не перестану дарить тебе всех этих плюшевых зайчат и шоколадки. В общем, моему смущению не было предела, я чувствовала себя хуже некуда, когда на очередном свидании не могла заменить какое-то слово и заикание «всплывало».

Но один раз я услышала такую интересную точку зрения на этот счет: мы сидели в компании и один кудрявый красивый взрослый мальчик там заикался и не скрывал этого. Я тайно завидовала ему и даже гордилась, что он так себя ведет.

В общем, я в тот день поняла, что с заикающимся человеком я буду встречаться только в том случае, если он будет кудрявым

А потом спросила у него, пока никто не слышал, как ему удается не обращать на это внимание? И он мне сказал: «Вот знаешь, Настя, мне это часто даже помогает! Например, когда я служил в армии и пришел представляться своему сержанту, а затем с пятого раза произнес свою фамилию, этот сержант так растрогался, что отправил меня служить в часть, где нужно было побольше писать отчеты и поменьше маршировать с тяжелющим автоматом. А затем я понял, что девочки реагируют на заикание аналогично: они как-то сразу становятся теплее и внимательнее. Могут смутиться или похихикать, конечно, но без внимания я никогда не остаюсь».

И вот наступил момент, когда со мной задумал встречаться заикающийся парень по имени Костя. И когда мы пошли погулять, я чувствовала себя ужасно, потому что просто не могла слушать его заикание, это было реально тяжело. Возможно, если бы он был хоть чуточку кудрявым, ситуация бы кардинально поменялась. В общем, я в тот день поняла, что с заикающимся человеком я буду встречаться только в том случае, если он будет кудрявым – это была моя выдуманная компенсация дальнейших взаимных страданий.

Ухмылки и смешки после школы: продолжение следует

Многие заикающиеся думают, что когда закончится школа и университет, а может и еще один университет, то все пойдет как надо: все резко перестанут обращать внимание на твое заикание или будут реагировать как взрослые. Но это иллюзия. Во-первых, если даже человек взрослый и не собирается тебя обидеть, он все равно будет обращать внимание на твое заикание, а ты это будешь прекрасно видеть и чувствовать. А тебе самому обязательно будет казаться, что это как-то повлияет в плохую сторону на ваш дальнейший обычный диалог, собеседование, ну или мнение этого человека о тебе.

Кстати, некоторые люди действительно боятся подолгу разговаривать с заикающимися, поскольку сами начинают заикаться. Хотя обычно этот эффект длится не более трех дней – так , по крайней мере, мне говорили. Но адекватный человек никогда не станет ухмыляться или перебарщивать с шутками по этому поводу. Хотя меня иногда до сих пор немного раздражает, когда люди начинают пародировать мою речь. Хотя чувство меры можно потерять в чем угодно, это же понятно, и у каждого свои границы.

Если ты заикаешься, то ты заикаешься на всех языках, которыми владеешь

Во-вторых, когда ты становишься взрослым, возникает куча таких проблем, о которых ты даже не подозреваешь: звонки по телефону по каким-то важным поводам, а ты имя свое сказать можешь только с пятого раза, а собеседник устал тебя слушать и бросил трубку; ухмылки и смешки людей в очереди на кассе в магазине, когда тебя замыкает на каком-то простом переспрашивании; даже обычная просьба прохожего подсказать улицу может оказаться настоящим испытанием.

Самое интересное, что если ты заикаешься, то ты заикаешься на всех языках, которыми владеешь. Но в Европе, когда ты заикаешься на английском, например, тебя всегда выслушают и не подадут ни малейшего повода расстроиться – никто там не хихикнет и не ухмыльнется так, как это постоянно происходит в России. И можно что угодно говорить по этому поводу, но шанс почувствовать это свое отличие от незаикающихся людей и получить этому своему свойству какую-то оценку там почти всегда нулевой.

Кстати, с идеей изучения немецкого языка мне пришлось распрощаться навсегда. Это красивый язык, но сочетания согласных там просто невероятные для произношения заикающегося человека.

Диалог с адвокатом, самолеты и неожиданное превращение в третьеклассника

Как-то раз со мной произошел еще один незабываемый случай, связанный с моим заиканием. Я сидела на дне рождении своей приятельницы в одном известном столичном клубе. Компания там подобралась отличная: есть о чем поговорить, все умеют шутить, достаточное количество разных напитков и вкусной еды.

И вот у меня завязывается диалог с одним взрослым и крутым адвокатом (назовем его, например, Дмитрий), который, как выяснилось, открыл где-то в России частную летную школу и учит там подростков и взрослых управлять вертолетами и небольшими самолетами.

Я превращаюсь в того третьеклассника, который шел летом по улице и услышал этот злосчастный звонок непонятно откуда, а потом перестал разговаривать

И он вот теперь хочет, чтобы про его школу сняли фильм. Я ему говорю, что у меня как раз друзья, с которыми мы учились во ВГИКе, ищут такого героя как он – с бюджетом на фильм и крутой историей. Мы сидим, придумываем, как там можно снять про эту его школу, самолеты, я уже записываю его номер и набираю в телефоне сообщение с двадцатью восклицательными знаками тем своим ребятам-режиссерам. И тут этот Дмитрий спрашивает у меня: «Настя, а ты заикаешься, да? Заика, да?»

И вот тут все не как в кино начинает разворачиваться: у меня нет ответа на этот дурацкий вопрос; я не допиваю залпом то, что было в тот момент в моем бокале; я не встаю и не даю пощечину этому человеку. Я просто немею от этого вопроса и выбегаю на улицу поплакать. Я превращаюсь в того третьеклассника, который шел летом по улице и услышал этот злосчастный звонок непонятно откуда, а потом перестал разговаривать. Сворачивал колпачки у фломастеров Рафаэля за его насмешки, а потом не мог произнести свое имя по телефону. Не мог купить нужную тетрадку, потому что там есть эта дурацкая буква «т». Но даже этот случай спустя время стерся из моей памяти.

Бесконечные хихиканья, переживания и стыд

Мне повезло, что у меня творческая профессия. Чаще всего мне нужно писать, а не говорить. Ну и в этой сфере не так обращают внимание на заикание. Но я знаю людей, которые работают по другим специальностям и очень переживают, что заикаются, и над ними до сих пор зачем-то хихикают.

Еще интересный момент: когда человек заикается, но старается это скрыть – я сразу это чувствую и даже понимаю, с какими буквами у него проблемы. Это такая невидимая нить всех заик (кстати, это ужасное слово меня почему-то до сих пор бесит).

Каждый человек имеет право быть таким, какой он есть. И отличаться от других чем-то – это даже круто

Со временем у меня выработалась своя система, как заикаться меньше. Поскольку мое первое образование филологическое, я сразу поняла, какие буквы и слоги проблемные и внесла в мой лексикон слова, чтобы избегать этих букв.

Я уже давно поняла, что для меня это не проблема, а индивидуальное качество – вот и все. Поэтому я не собираюсь что-то «лечить», это же не болезнь. Но странные истории, когда люди хихикают, когда слышат мое заикание, происходят до сих пор. Я не обижаюсь на них , вместо этого часто сама смеюсь над этим и не считаю проблемой.

Я могу вслух выразить любую мысль. И даже если не сразу смогу заменить какие-то «проблемные» слова, скажу их, как могу, и не буду потом стыдиться. Хотя все равно почему-то покраснею, но это не контролируется. Каждый человек имеет право быть таким, какой он есть. И отличаться от других чем-то – это даже круто.

Детский-логопед дефектолог Наталья Пятибратова :

Вообще термин «лечить» нельзя применять к заиканию. Это особенность речи, которая не лечится а корректируется. И, к сожалению, на сегодняшний день никто не может гарантировать своим пациентам полной и безрецидивной коррекции. Человек может свободно говорить 10 и более лет, а затем под влиянием стрессов или экстремальных обстоятельств проблема возвращается снова.

Тому, кто сможет раз и навсегда избавить своего пациента от заикания, обещали Нобелевскую премию.

Советы из личного опыта

1.Читайте книги вслух – это реально помогает и может со временем устранить какие-то проблемные буквы
2. Попробуйте понять, на каких буквах вас начинает клинить и старайтесь заменять слова с этими буквами. Потом это войдет в привычку, а речь станет даже интереснее.
3. Если предстоит какое-то публичное выступление (пусть даже небольшое) и его нельзя избежать – постарайтесь не только продумать свою речь, но прийти туда в действительно хорошем настроении. Можно даже немного выпить чего-нибудь или съесть что-то вкусное, что вам нравится – мармеладных медвежат, например.
4. Старайтесь почаще смеяться над своим заиканем, даже публично, потому что ничего страшного в этом нет и адекватные люди никогда не станут воспринимать это как «страшное отклонение»
5. Если вы все-таки обижаетесь на кого-то за хихиканье – скажите этому человеку максимально серьезно, что вам не нравится это. Ему точно будут стыдно и он вряд ли так сделает снова
6. Не думайте, что если вы заикались перед кем-то, этот человек теперь всю жизнь будет помнить этот момент. Он забудет об этом через 5 минут!
7. Люди всегда будут замечать ваше заикание, всегда! И не потому, что они плохие. Но вот задеть вас этим специально они вряд ли хотят.
8. Клуб анонимных заик – не самое лучшее место для избавления от заикания. Вам там может стать даже хуже, вы можете впасть в депрессию от скопления людей с такими же проблемами, потому что они считают это проблемой
9. Если вам самому становится неловко, когда вас долго клинит на каких-то слогах или буквах – остановитесь, наберите побольше воздуха и начните говорить снова.
10. Скорее всего, заикание невозможно вылечить до конца. Можете стараться это делать, но если поймете, что так и будет всю жизнь – пойдите лучше погуляйте в компании красивого кудрявого парня (или девушки) – во всем этом гораздо больше смысла, чем во всех этих страданиях, из-за того, что вы никогда в жизни теперь не сможете произнести слово «танк».

www.m24.ru

Заикание за рубежом

В статье рассматривается причины возникновения заикания, роль наслед — ственности и психического травмирования в этиопатогенезе указанной патологии речи.

In article the role of heredity and a mental travmirovaniye in aetiopathogenesis the specified pathology of speech is considered the reasons of emergence of stutter.

Ключевые слова: заикание, наследственность, психическое травмирование, патология речи.

Key words: stutter, heredity, mental travmirovaniye, speech pathology.

В зарубежной литературе одним из наиболее широко обсуждае- мых вопросов, связанных с причинами возникновения заикания, явля — ются представления исследователей различных школ о роли наследственности и психического травмирования в этиопатогенезе указанной патологии речи. Учеными и специалистами-практиками, ра — ботающими в области речевой патологии, высказываются самые раз — личные, нередко противоположные точки зрения.

В первой половине ХХ в. в ряде работ по заиканию отмечалось, что конкретные данные о передаче заикания по наследству отсутству — ют (Nadoleczny M.,1942; Greene J.,1943, и др.).

Во второй половине ХХ и в начале ХI в. в литературе приводятся данные, позволяющие признать определенную роль наследственных признаков в развитии заикания, которые не исключают в этиологии указанного речевого нарушения наличия и других предрасполагающих

и производящих причин.

K. Kidd с сотрудниками (1981) обследовали большую группу заи — кающихся и их прямых родственников. Исследователи приходят к вы — воду в том, что вероятность возникновения заикания среди родственников увеличивается в четыре раза, если в семье есть хотя бы один человек, страдающий этим речевым нарушением. Вероят-

ность начать заикаться значительно возрастает, если заикаются роди — тели. Сыновья заикающихся страдают значительно чаще, чем дочери (указанные данные подтверждают точку зрения по этому вопросу оте — чественных авторов). K. Kidd на большом материале показывает, что заикание наследуется по вертикали. Предрасположенность к заиканию в большинстве случаев передается от мужчин через женщин к потом-

ству мужского пола, т. е. от заикающегося мужчины предрасположен — ность к заиканию передается через его дочь к внукам. Кроме наслед — ственной предрасположенности авторы допускают наличие и других этиологических факторов, но наименее вероятным в развитии этой па — тологии речи они считают индуцирование (подражание), на которое ссылаются некоторые др. исследователи.

Аналогичная точка зрения, связанная с ролью наследственности в развитии заикания, высказывается и многими другими авторами.

E. Yairi, N. Cox, N. Ambrose (1997) исследовали группу студентов из

университета Иллинойса. Результаты показали, что заикание имеет наследственную природу, а женщины от заикания более защищены, чем мужчины.

D. T. Drayna в 1997 г. в статье о заикании отводит ведущую роль

наследственному фактору в этиологии этого речевого нарушения. Ис — пользуя «близнецовый» метод, исследователь полагает, что за воз- никновение заикания несет «ответственность» определенный ген, выделить который, по мнению автора, ученые смогут уже в ближайшее время. В работах Dennis Drayna (2006, 2010), опубликованных в трудах Национального института здравоохранения США, указывается, что в его лаборатории выявлены три гена в качестве источника заикания, которые соотносятся, по мнению исследователя, с генами I, XII, XVIII парами хромосом. Указанная генетическая предрасположенность дает возможность более дифференцированно подходить к отбору терапев — тических методов.

Наряду с приведенными выше данными, расширяющими совре- менные представления о базисных причинах заикания, в отдельных

исследованиях, опубликованных в настоящее время (Pesak J, Zaple — talova J, Grezl T, 2009,Чехия), указывается, что этиология заикания не изучена. Поэтому, по мнению авторов, не представляется возможным говорить о его причинах, хотя эти же исследователи в качестве «нега — тивного фактора» у 42 обследованных заикающихся указывают на бронхиальное сжатие, которое купируют бронхорасширителем дли — тельного действия – форматеролом. Высказанное мнение не пред-

ставляется убедительным, так как в настоящее время достигнуты значительные успехи в понимании пердрасполагающих и производя — щих причин заикания, в том числе в связи с использованием совре — менных технических средств, в частности Магнитно-резнонансной томографии.

Данный метод исследования (МРТ) позволил ряду авторов (Tani

T, Sakai Y,2010; Lutatsy,2010) в этиологии заикания отвести определен — ную роль органической патологии ЦНС, а именно, в качестве наиболее

«уязвимых» выделяются конкретные области мозга: нижняя лобная извилина, мозжечковая область, область базальных ганглиев. Прове — денные с помощью МРТ исследования подтверждают предположения

Милослава Зеемана, высказанные в середине ХХ века и указывающие на органическую основу исследуемой патологии речи. «Органическая основа» в этиологии заикания выявлена и при исследовании электро- энцефаллограмм у 54% из 37 обследованных заикающися (Khedr E, EL-Nasser WA, Abdel Haleem EK, Bakr MS, Trakhan MN,2000)

В отдельных работах (Starkweather W.,1995; Srivatsa Z. P.,1995 и др.), подменяя, на наш взгляд причины следствием, в качестве одного

из ведущих этиологических факторов заикания указывается повышен — ная мускульная активность в области языка и небно-глоточного аппа- рата.

Противоположная точка зрения высказывается в статье A. Smith и соавторами (1996), которые провели сравнительное исследование на группах здоровых и заикающихся детей. Были исследованы процессы

пения, длительной фонации гласного звука (i), различные варианты речи, дыхания и сглатывания воды. Результаты, по мнению авторов, не дают никаких свидетельств в пользу того, что активность глоточных мышц у заикающихся выше, чем у детей с нормальной речью.

По поводу роли «испуга» (психотравматизации) при возникнове- нии заикания различными исследователями также высказываются противоречивые взгляды.

Ряд авторов считают, что в большинстве случаев заикание явля — ется следствием острой психотравмы различной и многообразной по своему характеру и психическому воздействию, в частности по различ — ному воздействию на мальчиков и девочек в связи с большей защи — щенностью девочек от острого психического травмирования (Lewis R.,1949; Tarkowski Z., 2007, 2009).

Отдельные исследователи большого значения психотравме в этиологии заикания не придают (Douglass E.,1951). Многие авторы приходят к выводу о том, что роль «испуга» в возникновении указанной речевой патологии значительно преувеличена в связи с обыватель — скими представлениями о заикании широких слоев населения (Coulet G., Dornier R.,1949).

Интерес представляют высказывания C. Van Riper (1992). В них ав-

тор на примере собственных данных и исследований своего коллеги W. Johnson подводит неутешительный итог многолетнего изучения этиопатогенетических механизмов заикания. Применение различных методов исследования (патофизиологических, фармакологических) убедили соавторов в том, что вопросы происхождения указанного ре — чевого заболевания в значительной степени до сих пор остаются не — изученными, а собранный научный материал даже не дает исследователям возможности высказывать общую точку зрения по по — воду понимания сущности этой тяжелой патологии речи.

Говоря о неудачах, которые нередко постигают исследователей заикания, следует обратить внимание на безусловно важное обстоя-

тельство, являющееся одной из причин таких неудач. На него указы — вает R. Inghman (1997). Он пишет, что нельзя основываться на данных, полученных при исследовании одного-двух больных. Такое утвержде — ние может показаться достаточно банальным, если бы подобные слу — чаи среди зарубежных коллег в последние годы не приобрели массового характера. Приведем примеры.

J. Kalinowski, J. Armson, A. Stuart (1995) исследовали влияние уско — ренного темпа речи на частоту речевых судорог у одного взрослого за-

икающегося. S. B.Leder (1996) изучает особенности возникновения и

течения заикания, развившегося в результате стресса у одного 29- летнего пациента. T. Stewart (1996) исследует причины автоматизации навыков улучшенной речи и возникновения рецидива заикания у двух взрослых пациентов, прошедших курс лечения по одной программе.

R. C.Thracker, L. F.De Nil (1996) анализируют особенности возникнове — ния и симптоматики кляттеринга, развившегося у одной женщины 61 года с многочисленными неврологическими проблемами.

Подобных случаев, когда исследуются один-два пациента, можно привести достаточно много. Также обращает на себя внимание отсут — ствие у многих авторов глубокого комплексного подхода к изучению этой проблемы. Несмотря на то, что в 50–60-е гг. ХХ в. были опублико-

ваны в СССР, в ГДР, в Чехословакии и в Польше фундаментальные труды (М. Е. Хватцев, 1959; Милослав Зееман,1965; К.- П. Беккер и М. Совак, 1981; Н. А. Власова, К.-П. Беккер, 1983; А. Митринович — Маджиевска,1965 и др.), в настоящее время наблюдается как бы опре — деленная «специализация» в изучении этиологии заикания, очевидно, возникшая в связи с тем, что некоторые исследователи в силу своего

образования изучают доступные им аспекты этой патологии речи (ло — готерапевтические, психологические, физиологические, медицинские, лингвистические и др.).

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что не- смотря на определенные успехи в исследовании причин возникнове — ния заикания за рубежом, вопросы этиологии этого нарушения речи исследованы недостаточно. Многими исследователями высказывают-

ся различные точки зрения. Проведение научной работы в указанном направлении и в настоящее время остается актуальным.

Материал взят из: Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина № 3 Том 3. Педагогика

moyuniver.net