Замкнутость или аутизм

Аутизм у детей

Аутизм — это психическое расстройство, при котором у больного отмечается ослабление связей с реальностью, отрешенность от внешнего мира. Причина аутизма до сих пор не выяснена, нет и эффективного метода лечения. Однако существует специальная поведенческая терапия, а также определенные психологические приемы, регулярное применение которых позволяет достичь положительных результатов, даже если ребенок страдает тяжелой формой аутизма.

Аутизм — это уход от реальности. Он чаще наблюдается при шизофрении или шизоидном складе личности. Больной живет в мире внутренних переживаний, у него отсутствуют бытовые навыки и эмоциональная связь с близкими, его волнуют только собственные трудности. Иногда у него проявляются художественные способности. Аутизм у детей — очень сложная и опасная болезнь.

  • Более позднее развитие речи.
  • Отсутствие логики в мышлении и речи.
  • Своеобразное восприятие собственного «я».
  • Равнодушие и вместе с тем повышенная чувствительность.
  • Наиболее ярко выраженные симптомы аутизма у ребенка — замкнутость, бедность выражения эмоции, отсутствие интереса к окружающему миру, слабая реакция на внешние стимулы. Некоторые мамы, характеризуя таких детей, говорят: «они словно живут под стеклянным колпаком». Такие дети не идут на контакт с окружающими, относятся к близким как к неодушевленным предметам, отвергают оказываемую им нежность или вообще на нее не реагируют. Ребенок, страдающий аутизмом, не способен играть со сверстниками, с трудом усваивает речь (если вообще усваивает). Он часто повторяет одни и те же слова, даже несмотря на умение говорить. Кроме того, ребенок необычно воспринимает самого себя. Он не может идентифицировать собственное «я», иногда с какой-либо частью тела ведет себя так, словно она ему не принадлежит.

    Другие симптомы аутизма: с одной стороны — неадекватные страхи (боязнь каких-либо самых обычных предметов), с другой — отсутствие чувства реальной опасности. Нередко у аутичных деток наблюдается беспричинный смех, плач или приступы злости.

    Аутичные дети испытывают огромное удовольствие при однообразном повторении одних и тех же ритмичных движений, поэтому часто проявляют необыкновенную музыкальную одаренность. Кроме того, у них возможен интерес и способность к очень специфическим вещам, например, нередко такой ребенок с легкостью заучивает наизусть несколько страниц из телефонной книги, и вместе с тем он не может поддержать обыкновенный разговор о погоде или других повседневных вещах.

    Причины развития болезни

    Существует много различных теорий, объясняющих причины аутизма. В медицинской литературе пишут, что часто аутизмом страдают члены одной семьи, т.е. можно предположить, что он передается по наследству. Однако в основе аутизма может лежать и то, что люди из такой семьи, сами став родителями, не способны к общению, педантичны, у них тяжелый характер, что сильно сказывается на врожденных способностях их детей.

    Диагностика

    Врачи не сразу могут диагностировать у ребенка аутизм. Дело в том, что многие симптомы этой тяжелой болезни наблюдаются и при нормальном развитии ребенка. Поэтому зачастую истинный диагноз ставится с опозданием. Кроме того, аутизм отличается многообразием проявлений, и у ребенка могут наблюдаться только некоторые из них (он может быть способным учеником, но в то же время быть очень замкнутым). Однако если родители заметили, что у ребенка проявляется несколько симптомов одновременно, это может означать, что он действительно болен аутизмом. Одним из признаков аутизма является нарушение восприятия реальности.

    Ребенок ни с кем не вступает в контакт. Иногда даже кажется, что он не чувствует боли. Симптомом аутизма считаются также медленное развитие или недоразвитие речи, боязнь всего нового, выполнение монотонных, повторяющихся движений.

    Заметив симптомы, свидетельствующие о наличии этой болезни, нужно обратиться к детскому психиатру (именно психиатры лечат психические расстройства). В последнее время создаются так называемые центры развития ребенка. Их цель — ранняя диагностика и терапия нарушений развития у деток. В этих центрах работают опытные специалисты (детские психиатры, неврологи, психологи, логопеды и др. специалисты), поэтому они могут оказать быструю и эффективную помощь. Если общение с ребенком и его поведение вызывает подозрение, то следует обратиться в такой центр. К детскому психиатру на консультацию обычно направляет педиатр.

    Как лечить аутизм?

    К сожалению, до сих пор нет ни одного эффективного метода лечения детского аутизма. В силу того, что часто такие дети страдают различными фобиями, для них очень важно постоянство окружения, сохранение которого помогает избежать стресса. Необходим строгий режим дня: ежедневно в одно и то же время они должны кушать, умываться, идти спать. Ни в коем случае нельзя менять привычный распорядок дня, так как ребенка это может напугать. Нередко родителям очень трудно приучить ребенка к выполнению каких-либо новых действий. Но если он в конце концов принимает новшество, то сразу же сильно привязывается к нему. Довольно трудно точно установить все детали состояния ребенка, но ему можно и нужно помогать для того, чтобы обеспечить его более или менее нормальное развитие и существование. Обычно дети, страдающие аутизмом, не могут учиться в нормальной школе. Аутичные дети, даже с более высоким уровнем интеллекта, в дальнейшем все-таки испытывают трудности в самостоятельной жизни.

    У родителей аутичного ребенка возможности небольшие. Приоткрыть «ворота» в душу детей можно лишь при безграничной любви и терпении к ним. Крайне важно, чтобы родители, заметив первые симптомы этой болезни у ребенка, обратились к психологу или психиатру.

    Аутизм — это не умственная отсталость. Хотя у некоторых деток и проявляется физическое недоразвитие (например, глухота), все-таки у большинства из них нормальный интеллект, а нередко в определенных областях (например, музыке, рисовании, математике) их способности намного выше среднего. К сожалению, даже при нормальном интеллекте они не могут им воспользоваться.

    Режим дня всей семьи

    Близкие ребенка, страдающего аутизмом, должны быть очень терпеливыми. Дело в том, что жизнь больного ребенка имеет свой монотонный ритм. Повседневные занятия, работа должны происходить в одно и то же время, со строгим соблюдением последовательности. Любые отклонения от установленного распорядка дня вызывают у таких детей (или у взрослых) приступ злобы, страх и панику. Приступ злобы или страх может возникнуть даже из-за, казалось бы, совсем незначительных перемен, например, появления новой медицинской сестры или перемещения в другую комнату.

    Понятно, что такой строгий распорядок оказывает большое влияние на жизнь семьи. Ребенок, страдающий аутизмом, не реагирует на ласку, не вступает в разговор, поэтому окружающие должны обладать необыкновенным терпением и толерантностью. С другой стороны, лишь с помощью любви и терпения можно добиться хоть какого-то прогресса и «вытащить» человека, страдающего аутизмом, из созданного им самим мира.

    doktorland.ru

    Что такое аутизм?


    Аутизм – это расстройство развития ребенка, довольно распространенное в наши дни. Оно возникает у каждого 150 ребенка. О том, что представляет собой болезнь аутизм, о причинах его появления и методах лечения, ученые впервые всерьез задумались около полувека назад. Сегодня аутизм называют «интеллектуальной мутацией», потому что при задержке речевого развития или его отсутствии, интеллект является ненарушенным.

    Дети-аутисты испытывают большие сложности в налаживании контакта и дружеских отношений со сверстниками, они асоциальны и имеют существенные нарушения в развитии языка и речи.

    Общие черты, характерные для аутистов, это изоляция от других, замкнутость, неспособность контактировать с людьми, нарушенная речь и склонность к многократному повторению одних и тех же действий, а также стремление к однообразию. Первые проявления подобного поведения можно наблюдать уже на первом году жизни ребенка.

    Аутизм у взрослых

    Аутизм у взрослых развивается по-разному, в зависимости от того, насколько тяжелые формы приняла болезнь на этом этапе. На сегодняшний день не существует примеров полного избавления от аутизма. Ребенок-аутист вырастает во взрослого аутиста. Однако, чем раньше диагностировано заболевание и чем больше прикладывается усилий, тем быстрее ребенок сможет развиваться и станет социально адаптированным почти как обычные дети.

    Атипичный аутизм

    Существует также атипичный аутизм, который является особой формой аутизма, симптомы которого либо долго не обнаруживаются, либо имеют менее явные признаки. Это высокоразвитый и высокофункциональный аутизм. При атипичном аутизме большинство признаков сохраняется: нарушения социального взаимодействия с людьми, нарушения речевых навыков, неспособность выражать эмоции, равнодушие, отсутствие гибкости мышления, необычные вкусы и способы играть.

    Как и классический, атипичный аутизм не поддается полному излечению. Однако раннее вмешательство в вопросы терапии и взаимодействие с детьми дает хорошие результаты и способно значительно облегчить жизнь больному.

    Можно ли вылечить аутизм?

    Аутизм не излечивается полностью, однако если заболевание диагностировано в возрасте 1-2 лет и с ребенком постоянно ведется терапия, то к школьному возрасту возможно развить коммуникативные способности до уровня обычного ребенка. В лечении аутизма не существует эффективных медикаментозных решений. Наиболее действенными являются поведенческие программы терапии. Чем раньше диагностирован аутизм, тем эффективнее будет лечение.

    Ребенок-аутист обязательно должен ходить в школу. Можно найти любую чудо-молекулу, не достающую для необходимых нейронных связей, но если человек будет сидеть дома, она ему не поможет.

    Аутизм у детей: интервью с психотерапевтом

    Современный взгляд на аутизм: признаки, эффективные методы лечения и рекомендации родителям от зарубежного специалиста.

    psychologytoday.ru

    Замкнутый ребенок или симптомы аутизма

    Ребенок любит играть наедине с собой, у него задержка речи, отсутствие интереса к сверстникам. Беспокойства родителей вполне обоснованны. Но как понять, это просто черты характера или заболевание?

    Ещё совсем недавно диагноз «аутизм» — расстройство коммуникативных функций человека — ставили очень редко. В последнее время это стало практически модным. Подчас необоснованно к ребёнку словно приклеивают столь неприятный ярлык. Здесь мы хотим описать признаки, симптомы аутизма, на которые родителям стоит обратить внимание, чтобы при их наличии своевременно обратиться за помощью к специалисту, либо развеять свои сомнения.

    В настоящее время первопричины аутизма неизвестны, существуют лишь версии о генетической предрасположенности. Иногда обнаруживается тесная связь развития заболевания с внешними условиями, такими как осложненная инфекциями и экологическими факторами беременность, тяжелые роды, воздействие стресса.

    Симптомы данного заболевания обычно проявляются у детей до 3-х лет. Как правило, родители сначала обращают внимание, что малыш не начал говорить. Но одна только задержка речевого развития не является 100% показателем аутизма. Для постановки такого диагноза необходимо одновременное наличие сразу нескольких признаков:

    • ребёнок предпочитает играть один;
    • не встречается глазами с другими людьми, даже с мамой;
    • движения и действия отличаются стереотипностью (например, он может постоянно раскачиваться или перекладывать камушки из стороны в сторону);
    • ребёнок особенно привязан к каким-либо определенным вещам и игрушкам;
    • сильно расстраивается, если что-то в его привычной обстановке меняется;
    • малыш очень избирателен в еде (например, кушает только жидкую пищу).

    Также маме стоит обратить внимание на поведение малыша в более раннем возрасте, поскольку «странности» заметны уже когда крохе всего несколько месяцев отроду. В 6-7 месяцев ребенок неадекватно реагирует на материнскую ласку. При попытке взять его на руки, практически не способен принять естественную позу, удобную как для мамы, так и для него. Некоторые дети напрягаются, становятся, как «столбик». Другие буквально «растекаются» по маминым рукам.

    Ещё одним проявлением раннего аутизма является нежелание фиксировать взгляд на лице близких. Обычно у младенцев очень рано проявляется интерес к лицу матери, что служит основой для развития коммуникативных навыков. У детей, страдающих аутизмом, родственники наблюдали взгляд как бы сквозь, мимо человека.

    О нежелании оказаться на руках у мамы, о неприятии физического контакта свидетельствует отсутствие или слабая выраженность так называемой предвосхищающей позы. То есть, малыш не протягивает ручки к наклонившемуся к нему взрослому.

    Следующим тревожным сигналом у детей до года может быть отсутствие улыбки в ответ на обращенную к нему улыбку. Нельзя сказать, что аутичные дети не улыбаются. Но такую реакцию вызывает не лицо близкого человека или его обращение к малышу, а скорее ряд других причин (например, музыка, красивый рисунок на одежде мамы и т.д.).

    Обратитесь к врачу, если:

    1. в возрасте полугода малыш почти не улыбается;
    2. к 9 месяцам не подражает звукам, выражению лица мамы;
    3. к году не лепечет, не пытается имитировать слова;
    4. в этом же возрасте отсутствует ярко выраженная жестикуляция;
    5. в 1 год и 4 месяца не произносит ни одного слова;
    6. к двум годам отсутствуют простые фразы (из двух и более слов);
    7. в любом возрасте теряет уже приобретенные коммуникативные навыки.

    Даже если Вашему ребенку ставят диагноз «аутизм» — это не повод отчаиваться. Как правило, ранний детский аутизм поддается корректировке. Да, это непростая работа, но Ваша основная задача — помочь своему ребенку адаптироваться к окружающему миру. Не поддавшись панике, многие родители сумели компенсировать заболевание путем грамотного взаимодействия со своим особенным малышом. Основную помощь в этом могут оказать занятия с педагогом-дефектологом, логопедом. Специальных лекарств от аутизма нет, но полностью отказываться от назначенных врачом медикаментов не стоит, поскольку здесь очень важен комплексный подход.

    Метки

    • Психиатрия
    • Психотерапия
      • Вконтакте
      • Одноклассники
      • Facebook
      • Мой Мир
      • Живой Журнал
      • Twitter
      • 0 4 786 На форум

        azbyka.ru

        Аутизм или замкнутость?

        Уважаемые коллеги, доброго вам времени суток!

        Большое вам всем спасибо за ценные советы и поддержку. В очередной раз прошу вашей помощи.

        Я собираюсь усыновить малыша (1 год и 11 мес). Встретиться с ним, к сожалению, получилось пока только один раз — перед самым новым годом. Сначала были две недели праздников, потом объявили карантин в ДР еще на 10 дней, поэтому наша следующая встреча опять откладывается.

        При первом знакомстве мы смогли пообщаться только 15 минут, и впечатление у меня осталось двойственное. С одной стороны, мальчик мне понравился. Но меня насторожило то, что он совсем никак на меня не реагировал (я принесла игрушку типа пирамидки, так что если не я, то хотя бы она могла бы привлечь его внимание). На игрушку он тоже не обратил никакого внимания, смотрел все время в сторону. Я все время с ним разговаривала, потом взяла за ручку (он не протестовал), предложила подойти к елке, которую как раз наряжали. Но и к елке с игрушками он тоже не проявил никакого интереса. В конце концов мы нашли какую-то музыкальную игрушку, где нужно было нажимать на кнопки, чтобы загорались разноцветные огоньки. Это наконец-то его заинтересовало; я показала ему, как и на что нажимать, чтобы заиграла музыка, и он вроде бы попробовал сделать то же самое. Потом пришла воспитательница и сказала, что малышу пора спать.

        Конечно, я понимаю, что за 15 минут невозможно наладить контакт с ребенком, и буду стараться делать все от меня зависящее, чтобы он услышал меня и стал как-то на меня реагировать. В базе ЛО — две группы его фотографий: первые 8 — в возрасте примерно 1 года 3 мес., и совсем новые, сделанные, похоже, сразу после моего посещения. Сразу бросается в глаза, как он изменился за это время — как внешне, так и эмоционально. Если на двух из 8 младенческих фотографий мальчик улыбается, то на всех последних фотографиях у него хмурое личико, сдвинутые брови; я его видела именно таким.

        Подруга — мама двоих детей — сказала: проверь, а вдруг у него аутизм? Я совсем не специалист, и поэтому начала паниковать. Скажите, пожалуйста, если у вас есть такой опыт, нормальное ли это поведение для ребенка, который живет в ДР с 7 месяцев (ДР, правда, в маленьком городе, сам довольно маленький, и взрослых детки видят немного)?

        Заранее благодарна вам за ответ.
        Настя

        Аутизм- есть определенные признаки. Ребенок боится сильного шума? Ребенок склонен к повторным движениям? Ребенок соблюдает ритуалы? Ребенок выборочен в еде? Ребенок бьется о твердые предметы?

        Есть ряд заболеваний, при которых схожие с аутизмом симптомы, самый распространенный- это синдром разлучения с матерью, госпитализм. Он проявляется именно в отрешении от реальности, взамедленном физическом развитии итыды, можете в сети почитать

        Также бывают пищевые непереносимости, вводящие ребенка в подобно-наркотический транс.

        А еще детей иногда обкалывают препаратами, чтобы не сильно шумели и мешали.

        Я взяла неходящего апатичного ребенка 2хлет, который был развит на еле-еле 11 месяцев. Через годдома он стал развит на хорошие 11 месяцев. ЧЕрез полтора года дома он начал говорить, собирать пирамидки и вообще развит на хорошие полтора года. Мы продолжаем работать. 14.01.2011 14:18:59, Пангея

        Очень советую-
        1.походите к ребенку много и часто. Пару недель по несколько раз в неделю. И смотрите как развивается ситуация.
        2. без пирамидок. С собой возьмите разные машинки, мыльные пузыри, воздушные шарики, музыкальные игрушки и простейшие! музыкальные с кнопочками книжки, барабан, свисток их которого очень легко извлечь звук.
        3.позвоните в Родительский Мост в Питере (есть сайт) тематическому психологу Дорофеевой Татьяне. Консультации для принимающих семей бесплатные. Она очень компетентный и хороший специалист и приятный человек. Сможет вас проконсультировать.
        4. Вы можете показать ребенка неврологу и психиатру, только таким, которые знакомы с тематическими детьми.

        Удачи! Дети в ДР часто депривированнные и могут именно так не идти на контакт, тем более в первые разы. НО- аутизм вещь серьезная- так что смотрите как будет развиваться ситуация и проконсультируйтесь. 14.01.2011 11:36:29, Ata

        conf.7ya.ru

        Аутизм: как распознать болезнь у ребенка и как с ней справиться

        Играйте с ребенком в «ладушки», кувыркайтесь и путешествуйте.

        Есть ребята, совсем не похожие на своих сверстников: они живут в своем замкнутом мире и не пускают туда даже близких людей. Виной всему расстройство — аутизм, которым страдают 10 детей из 10 тысяч. Понять, почему в семье родился такой ребенок, сложно. Есть много теорий — генетическая предрасположенность, разлады в формировании нейронных цепей головного мозга, прививки, родовые травмы, искусственное вскармливание и т.д. Но ни одна из этих теорий окончательно не доказана. Однако, что бы ни вызывало это заболевание, важно знать, что это не приговор. О том, как преодолеть этот диагноз, мы говорили с психологом, директором учебно-реабилитационной школы-сада «Ребенок с будущим» Натальей Стручек.

        КАК УЗНАТЬ АУТИЗМ?

        На Западе адаптация и развитие детей-аутистов контролируется на государственном уровне. Там большинство из них ходят в обычные школы (в сопровождении взрослого). В Украине детсады и школы для таких деток закрыты, они вынуждены учиться дома, а значит, их развитие полностью ложится на плечи родителей. Поэтому очень важно определить заболевание как можно раньше — от этого будет зависеть результат лечения.

        Родители могут заподозрить неладное по отсутствию концентрации внимания малыша на предметах и игрушках, по безразличию к маме (когда малыш не выделяет ее среди других членов семьи) или чрезмерной привязанности к ней, и т.д. Особенно такие изменения заметны, если в семье уже есть дети — тогда родители четко понимают: что-то не так. Немного позже изменения в поведении ребенка становятся более явными: ему все равно, кто находится с ним рядом, он не смотрит в глаза. У него развиваются стереотипные движения и «эхолалия» (бессмысленное многократное повторение слов, вопросов).

        С каждым годом черты аутизма становятся ярче, и в 2—2,5 года чаще всего ставят диагноз «аутизм». Ребенок плохо говорит, ведет свои «беседы» с пустотой, боится всего нового. Он не играет с другими детьми, зато выделяет любимую игрушку, в компании с которой проводит большую часть времени.

        10 CПОСОБОВ ДОСТУЧАТЬСЯ

        Диагноз «аутизм» — огромный удар для родителей. Но нужно знать, что есть большая вероятность, что такой малыш полностью адаптируется к социуму (если у ребенка сохранен интеллект). Большинство детей, которые прошли реабилитацию, живут полноценной жизнью. Но чтобы достичь таких успехов, с каждым малышом должны заниматься коррекционные педагоги, а родители должны приложить максимум усилий дома. Главное — не замыкаться вокруг своего ребенка, не избегать друзей, путешествий с ребенком — не становиться аутичной семьей. Ребенка нужно активно вводить в социум. Кроме того, нужно ставить реальные задачи. Безусловно, каждому родителю хочется, чтобы его ребенок-аутист пошел в обычную школу, но нужно ставить перед собой цели на ближайшее будущее. Если вам сейчас нужно, чтобы ребенок сам ел или ходил на горшок — занимайтесь именно этим.

        Запаситесь терпением

        Нужно понять, что такому ребенку очень сложно жить в нашем мире и ему нужно намного больше внимания, чем обычному ребенку.

        Показывайте разницу

        Например, в той же песочнице, покажите, что сухой песок не лепится, а из мокрого — прекрасно получаются пасочки.

        Будьте последовательны

        Если педагог устанавливает для ребенка определенные правила, четко придерживайтесь их и дома. Например, чтобы остановить ребенка, хлопните в ладоши или возьмите за руку. Этого должны придерживаться все домочадцы.

        Учите подражать

        К сожалению, у аутистов нарушен элемент подражания, поэтому им сложно играть в куклы, варить кашку, делать пасочки и смириться, что, кроме них, в песочнице есть другие дети. Но гулять с аутистом отдельно — ошибка. Нужно медленно, но уверенно учить его подражать. Например, делая пасочки, уделите каждому этапу день-два. Сегодня — набираем песок в форму (а не высыпаем на голову другому ребенку!), завтра — переворачиваем ее и т. д.

        Занимайтесь спортом

        Лечебная физкультура способствует развитию мозга и координации движений. Дома вы можете практиковать с малышом различные прыжки: на одной ножке, спрыгивание с бровки, скакалку. Также можно лазать по лесенкам, приседать, кружиться. Это не только укрепляет здоровье, но и дает понимание понятий право-лево, верх-низ.

        Научитесь отказывать

        Приучайте ребенка к словам «нет», «нельзя». Иначе малыш не поймет, что некоторые его поступки причинят боль — он будет толкать детей на площадке или бить маму и т. д.

        Соблюдайте ритуалы

        Например, приучая ребенка к горшку, нужно высаживать его всегда в одно и то же время, вместе с ним выливать содержимое в унитаз, мыть руки, вытирать исключительно его полотенцем. Также проигрывайте каждую игру много раз, сопровождая каждое действие комментариями, чтобы ребенок понял правила и чтобы игра превратилась в ритуал.

        Играйте в контактные игры

        «Ладушки», «ку-ку», «зайчик» — такие примитивные развлечения помогают развивать тактильные навыки.

        Не балуйте малыша!

        Дети-аутисты великолепные манипуляторы, а вседозволенность мешает им развиваться. Поэтому старайтесь не выполнять всю работу за них.

        ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

        Анастасия, мама Вовы (7 лет):

        «Я поняла, что с моим ребенком что-то не так, задолго до того, как нам поставили диагноз. Мы долго не могли найти толкового специалиста, который бы объяснил нам, что происходит. Те врачи, с которыми мы сталкивались, предлагали лечиться сугубо медикаментозно. Поэтому мы решили поехать в США, подтвердить диагноз и проконсультироваться там.

        Взгляд американских врачей на проблему аутизма кардинально отличался от наших. Там нам объяснили, что это не лечится медикаментозно, таким детям из-за особенностей пищеварительной системы не хватает витаминов, которые питали бы головной мозг. Ребенку показана строгая диета, не содержащая казеин и глютен — на эти вещества головной мозг ребенка реагирует, как на опиаты — наркотические составляющие опиума (из-за сходства химической формулы). Получается, что молочные продукты, хлеб, макароны и т.д. — наркотики и аллергены для аутистов (понять это можно, просто сдав кровь на аллергены). С тех пор мы строго придерживаемся правил: принимаем витамины и микроэлементы, едим только правильные продукты.

        Кроме того, мы посещаем барокамеру (насыщает кровь и клетки головного мозга кислородом), посещаем специальную школу и постоянно «шокируем» ребенка — путешествиями по разным странам, дельфинами, лошадьми и т.д. Только так можно вывести аутиста из его замкнутого мира.

        На сегодняшний день у Вовы есть небольшие проблемы с формулировкой предложений, а в остальном — он обычный ребенок, который по многим показателям опережает своих сверстников».

        www.segodnya.ua