Занятие о стрессе с подростками

Занятие о стрессе с подростками

Понятие «стресс» давно и прочно вошло в повседневный обиход. Мы привыкли объяснять свои неудачи усталостью, вызванной стрессом; ежедневно выслушиваем рекомендации по борьбе с ним с экранов телевизоров; знаем, что к нему приводит обилие информации. А что же это такое — стресс?

«Современный словарь по психологии» лаконично определяет стресс как состояние психического напряжения, которое возникает у человека в процессе его деятельности, в основном, в экстремально-сложных условиях. Емкое определение дают американские психологи: «негативные чувства и представления, которые возникают у людей, когда им кажется, что они не в состоянии справиться с требованиями ситуации».

Тибетская медицина, пишет английский психотерапевт М. Джордж (1998), объясняет состояние стресса дисбалансом трех жидкостей в организме. Страх вызывает повышение кровяного давления, тревога приводит к избытку желчи, усталость и депрессия — лимфы.

Знаменитый канадский исследователь Ганс Селье рассматривал стресс как реакцию на изменение обстоятельств. В своем развитии стресс проходит определенные стадии, которые Селье объединял в три основные группы. Первая (стадия тревоги) в преддверии сложной ситуации характеризуется общим возбуждением, мобилизацией имеющихся ресурсов. Сердце в такие моменты начинает биться чаще, интенсивнее поставляя в мышцы кровь, в которую для дополнительной энергии вбрасывается сахар. Пищеварение временно сдерживается. Может участиться мочеиспускание.

В состоянии «предстартовой готовности», как правило, человек не может находиться долго, так как устает. Это хорошо известно спортивным тренерам, которые стараются подготовить своих подопечных к пику формы накануне соревнования и при этом не затягивать время ожидания, когда пик будет достигнут. В противном случае наступает обратная реакция: парасимпатическая нервная система, восстанавливая баланс, замедляет сердцебиение, понижает давление крови. Спортсмен «перегорает».

По мере развития и продолжения стрессовой ситуации наступает вторая стадия — стадия сопротивления (резистентности), когда человек, адаптируясь к обстоятельствам, функционирует в оптимальном режиме. Эта стадия может продолжаться сравнительно долго. Однако способность организма приспосабливаться к стрессовой ситуации не безгранична.

По мере сокращения адаптационных ресурсов (если стресс слишком силен или продолжителен) наступает третья стадия — стадия истощения. Ее признаки начинают проявляться в эмоциональной, поведенческой и соматической сферах. К эмоциональным признакам стресса относятся тревога, апатия, раздражительность, психическая усталость. К поведенческим — уклонение от ответственности и взаимоотношений, экстремальное поведение, пренебрежение к себе. К соматическим — ухудшение здоровья, истощение, чрезмерное употребление лекарств. Потеря возможности сопротивления приводит к заболеванию, возникновению психологической травмы.

Не следует считать, что стресс способна вызвать только вооруженная схватка, поражение в спортивном состязании или потеря ключей от дома. В повседневной жизни он чаще возникает из-за прессинга, психологического давления, действующего на человека в течение определенного времени (дети — не исключение). Чаще всего это может быть вызвано необходимостью выполнить работу в фиксированные временные рамки («До конца урока осталось 15 минут, после звонка работы не принимаю!»). На ребенка большое психологическое давление часто оказывают взрослые: «Смотри, не подведи нас!» или «Мы в твои годы. » Стремясь соответствовать их ожиданиям, ребенок находится в постоянном опасении оказаться неуспешным.

В 1960-х годах американскими психологами Холмсом и Рейхом была разработана шкала перемен, оказывающих стрессовое воздействие на человека. В соответствии с этой шкалой, в которой более 40 позиций, смерть близкого человека соответствует 100 баллам, развод — 73, болезнь или травма — 53, изменение состояния здоровья у одного из членов семьи — 44, начало или окончание учебы в школе — 26, смена школы — 20, отпуск или каникулы — 13 и т.д.

Однако для одного ученика смена школы — это печаль, обусловленная потерей друзей, а для другого радость, что его (слабого) больше не будут обижать агрессивные и более сильные одноклассники. Очевидно, что стрессовые перемены могут воздействовать как отрицательно, так и положительно. Иными словами, ситуация является стрессовой, если таковой ее воспринимает человек. Таким образом, писал Ричард Лазарус (1993), «психологические проблемы вызываются субъективной, а не объективной стороной стресса». То или иное событие может привести к стрессу, если воспринимается человеком как стрессор.

Катастрофы и террористические акты, взятие в заложники никого не обходят стороной. Однако множество детей, живущих своей повседневной, мирной жизнью, подвергаются воздействию постоянных стрессоров. Это школьные перегрузки, острая нехватка времени, обилие дополнительных внешкольных обязанностей, напряженная обстановка в семье и в обществе, связанная с социальными, экономическими и политическими проблемами.

До 40% всех факторов, ухудшающих условия существования детей, «на совести» школы. Стресс практически стал основой школьного обучения. Эту проблему в последние годы признали, кажется, все — и педагоги, и родители, и психологи, и чиновники. По данным Института возрастной физиологии РАО, в школу приходят около 20% детей с нарушениями психического здоровья пограничного характера, а уже к концу первого класса их оказывается 60–70%. Ведущую роль в таком быстром ухудшении здоровья детей играет именно школьный стресс.

Как правило, дети не в состоянии осмыслить то обстоятельство, что они переживают стресс. Об этом могут сигнализировать их поведение, самочувствие, общий фон настроения. Взрослые часто не замечают подобных «мелочей». Однако повседневный детский стресс со временем превращается в настоящую проблему и грозит разрушением здоровья, ухудшением успеваемости, плохим поведением. Школа сегодня располагает возможностью вести профилактическую антистрессовую работу.

В предлагаемом цикле тренинговых занятий авторы старались учитывать особенности младшего подросткового возраста, соотносимого в школе с обучением в 6–7-х классах. Обучение в шестом классе у многих подростков совпадает с началом кризиса переходного возраста. Важнейшей задачей этого жизненного этапа является поиск себя, узнавание своего Я. Подросток словно заново знакомится с самим собой, делает открытие, что Я — это не только внешние характеристики, но и неповторимый внутренний мир с уникальными мыслями, чувствами, надеждами и желаниями. Основной задачей и главным интересом человека в этот период является познание самого себя. Анна Фрейд писала по этому поводу: «Подростки. считают себя. единственным предметом, достойным интереса».

Седьмой класс — это особый этап развития школьников, «середина пути» от младшего подростка пятиклассника к почти взрослому девятикласснику. Это период активного осмысления границ своих возможностей, как физических, так и психических. Не случайно именно в этом возрасте подростки склонны к рискованному поведению.

Младшие подростки, вступившие в пору серьезного возрастного кризиса, сталкивающиеся при этом с валом школьных и внешкольных обязанностей, с острой нехваткой времени, часто конфликтующие друг с другом, с родителями и учителями, не имеющие достаточного жизненного опыта, чтобы владеть своими эмоциями и предвидеть последствия собственного поведения, — являются мишенью сильнейшего стресса. Этот стресс, незаметный на первый взгляд, становится постоянным фоном их жизни и разрушает их здоровье. Как часто приходится сталкиваться с раздражением, агрессивностью, вспыльчивостью или, наоборот, с замкнутостью, плаксивостью, апатией подростков. Мы привыкли списывать это на «трудный возраст».

Слыша от взрослых замечания по поводу своей лени, плохого поведения, низкой успеваемости, отсутствия интересов, дети верят в то, что они ленивые, нерадивые. и думают, что во всем виноваты сами. Часто они не обращаются за помощью, считая, что им не поверят. Иногда они просто не могут сформулировать, в чем их проблема. А между тем «результатом плохой адаптации к стрессу являются физические и психологические осложнения. Они могут носить весьма серьезный характер и преследовать детей до взрослого возраста» (Ж. Жорж, 2003).

Опыт, который подростки приобретут на предлагаемых занятиях, поможет им научиться справляться со стрессом, прогнозировать результаты своего поведения, конструктивно взаимодействовать с окружающими. В занятиях в интерактивной форме дается доступный теоретический материал и прорабатываются типичные ситуации, связанные со стрессовыми переживаниями подростков этого возраста.

Спонсор публикации статьи: интернет магазин Lanetti.Ru предлагает Вам складные массажные столы Ланетти высокого качества по доступной цене. Удобные столы и кушетки Ланетти позволят Вам насладиться массажем в полном объеме.

ЗАНЯТИЕ 1.
ПРИНЯТИЕ ГРУППОВЫХ ПРАВИЛ

Цель. Знакомство с правилами психологического тренинга, обсуждение способов взаимодействия в тренинговой группе, выработка ритуала прощания.

Оборудование. Мяч или мягкая игрушка, листы бумаги, в том числе с надписью: «Нам нужны правила», ватманский лист с надписью: «На психологическом тренинге» (см. текст занятия), фломастеры.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Упражнение «Имя и качество»

Участники сидят в кругу (желательно, чтобы и все последующие тренинги проводились в кругу) и, передавая друг другу мяч или игрушку, называют свое имя и какое-либо одно свое качество, начинающееся с любой буквы, которая есть в его имени, фамилии или в отчестве. Можно выполнять это упражнение в технике «Снежный ком»: каждый следующий участник повторяет все, что было сказано до него, и прибавляет свое имя и качество. Подводя итоги, ведущий обращает внимание участников на разнообразие качеств друг друга, подчеркивает, что, несмотря на то что все они очень разные, им предстоит совместная работа.

Обсуждение «Нам нужны правила»

Ведущий задает вопрос: что необходимо собравшимся вместе очень разным людям для успешности их совместной работы. Подводя итоги обсуждения, ведущий побуждает участников подумать о необходимости соблюдать определенные правила. На столе (на доске или в центре круга участников) укрепляется лист бумаги с надписью: «Нам нужны правила». Ведущий подчеркивает, что, для того чтобы разработать правила, надо понять, чем предстоит заниматься на психологическом тренинге.

Далее проводится обсуждение в форме ответов на вопросы, при этом ведущий просит участников высказываться по очереди и не перебивать друг друга:

• Зачем ученики ходят на уроки?

• Есть ли правила поведения на уроках и в чем они состоят?

• Чем отличается наше сегодняшнее занятие от урока?

• Будут ли отличаться правила поведения на психотренинге от правил поведения на уроке, почему?

• Какие есть идеи о том, что мы будем делать на психотренинге? (подчеркнуть самые интересные идеи.)

Ведущий сравнивает дискуссию, которая проходила в начале урока в свободной форме, и обсуждение, когда все высказывались по очереди. Предлагая участникам оценить, когда им было удобнее, обращает внимание на удобство второго варианта. Для закрепления убеждения в преимуществах второго варианта можно выполнить упражнение.

Все одновременно называют свои домашние адреса, при этом каждый должен стараться, чтобы именно его адрес услышали окружающие; далее ведущий предлагает любому участнику повторить адрес кого-либо, находившегося в отдаленной части помещения.

Обсуждение и принятие правил

После краткого обсуждения причин, по которым не удалось понять информацию, предлагается сформулировать правило, которое записывается на «черновике»: нельзя перебивать друг друга. После дальнейшего обсуждения записывается второе правило: нельзя мешать друг другу.

Ведущий сообщает, что на тренингах будут обсуждаться самые различные жизненные вопросы, мнение по которым у каждого может быть свое. Задает вопрос, должны ли у всех быть одинаковые мнения, и подчеркивает, что на тренинге нет правильных и неправильных ответов и мнений. Даже если участники будут спорить друг с другом, они постараются не ругаться. Формулируется третье правило: нельзя оскорблять друг друга.

Ведущий демонстрирует черновик, на котором три записи: «нельзя перебивать друг друга», «нельзя мешать друг другу», «нельзя оскорблять друг друга». Подчеркивает, что правил может быть очень много, но основные уже записаны, правда, звучат они как-то слишком строго. Почему? В ответах подчеркивает, что строгость придает слово «нельзя». Предлагает подумать как его заменить на слово «можно». После обсуждения предлагает свой вариант (или записанный со слов участников), при этом каждое правило записано на отдельном листке.

«Можно быть уверенным, что когда ты говоришь, тебя не будут перебивать»

«Можно делать все, что не мешает никому из присутствующих».

«Можно твердо надеяться, что тебя никто не оскорбит».

После обсуждения формулировок участникам предлагается расположить правила в любом порядке. Правила закрепляются на листе ватмана, на котором вверху написано: «На психологическом тренинге» (этот лист заменяет собой надпись: «Нам нужны правила»). Один из участников или трое по очереди читают правила вслух.

С этого момента «Правила» должны все время находиться в аудитории, где проходит тренинг.

Осмысление полученного опыта. Ведущий предлагает участникам обменяться впечатлениями о первом занятии.

Упражнение «Цвет моего настроения»

Участники в кругу, передавая друг другу мяч или игрушку, сообщают, с каким цветом ассоциируется их настроение. Далее обращается внимание участников на то, что занятие подходит к концу и надо будет прощаться.

Зачем люди прощаются? При обсуждении ведущий побуждает детей соблюдать принятые правила. По ходу высказываний подчеркивает наиболее интересные идеи, предлагает придумать ритуал прощания. После обсуждения можно предложить такой вариант: все, стоя в кругу, берутся за руки и хором произносят «ДО-СВИ-ДА-НИ-МЫ», на последнем слоге, не разнимая рук, поднимают их вверх и делают шаг к середине круга. Повторить несколько раз.

Ведущий обращает внимание, что пока еще не придумано, как здороваться, — это будет домашнее задание. Кроме того, предлагается обсудить с родителями правила поведения на тренинге и подумать: нужно ли что-нибудь к ним добавить.

Ведущему на заметку. В вводной части при обсуждении, которое должно идти в свободной форме, может возникнуть шум в аудитории. Рекомендуется не одергивать участников — они сами почувствуют неудобство, когда все говорят одновременно и не слышат друг друга.

Вадим РОДИОНОВ,
Мария СТУПНИЦКАЯ,
Ксения СТУПНИЦКАЯ,
АНО «Школа «Премьер»
ЛИТЕРАТУРА

1. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. — СПб., 2002.

2. Джордж М. Искусство релаксации. Снятие напряжения. Преодоление стресса. Самопомощь. — М., 2001.

3. Жорж Ж. Детский стресс и его причины. — М., 2003.

4. Родионов В.А. Я и все-все-все. Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 5–9-х классов. — Ярославль, 2002.

5. Рыбина Л. Сможет ли школа избавиться от стрессов? // Материалы межрегиональной конференции Министерства образования РФ «Воспитываем здоровое поколение», 30–31 мая 2004 г. — М., 2004.

6. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы. — М., 1995.

7. Селье Г. Стресс без дистресса. — М., 1979.

8. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. — М., 1993.

9. Черепанова Е.М. Психологический центр: Помоги себе и ребенку. Книга для школьных психологов, родителей, учителей. — М., 1997.

psy.1september.ru

Безух Ксения Евгеньевна

учитель биологии
средней школы N43
им. А.С. Пушкина
г. Ярославля

Методическая разработка спецкурса для учащихся 8(9) классов общеобразовательной школы «Подросток и его здоровье»

4.3. Профилактическое занятие по теме: «Физиологическая и психологическая адаптация к нагрузкам, профилактика срывов»

ЦЕЛЬ занятия: научить школьников планировать режим деятельности в период повышения нагрузок, владеть техниками быстрого снятия стресса, противостоять физическим и интеллектуальным перегрузкам.

Уровни усвоения:
— сформировать убеждение о способности человека адаптироваться в сложных жизненных ситуациях (отношение);
— дать представление о воздействии стресса на организм (представление);
— формировать навыки эффективного противостояния стрессу (способы поведения).

Оборудование:
— логическая загадка «Три криминалиста»,
— анкета «Умеете ли вы справляться со стрессом?».

Ход занятия:
Вводная часть. Задача — актуализация знаний учащихся о способности человека к адаптации.

Методы:
1. Учащимся предлагается логическая загадка «Три криминалиста». Шерлок Холмс, Джеймс Бонд и Максим Пронин поспорили: кто из них быстрее без фонаря поймает грабителя, который безлунной ночью должен был проникнуть в неосвещенный королевский сад. В ожидании 12 часов криминалисты занимались каждый своим делом: Шерлок Холмс читал, Бонд смотрел телевизор, а Пронин отправился в соседнюю комнату, выключил свет и о чем-то задумался. В 12 часов грабитель проник в сад, криминалисты выбежали на улицу, и майор Пронин первым схватил его. Почему он был первым?* Правильный ответ: его глаза быстрее адаптировались к ночной темноте, т.к. до этого он находился в темной комнате.

При обсуждении обратить внимание школьников на примеры приспособления к изменениям окружающей среды, предложить привести другие и обсудить их: почему человек, замерзнув, дрожит, если ему жарко потеет и т.п.

2. После того, как учащиеся придут к выводу о способности человека к физиологической адаптации, обсудить с ними вопрос о возможности психологической адаптации.

Основная часть. Задача — формирование и уточнение представлений о стрессе как изменении (иногда и положительном), вынуждающем человека приспосабливаться. Методы:

1. Предложить учащимся перечислить ситуации, при которых необходима психологическая адаптация.

2. Обсудить, что такое стресс (обратить внимание учащихся на то, что стресс не только требует адаптации, но и тренирует способность человека к ней; что стресс связан не только с отрицательными, но и положительными эмоциями; разновидности стрессов как внезапно возникших обстоятельств или как длительно воздействующих факторов).

3. Продолжить фразу: «Стресс — это хорошо, потому что . стресс — это плохо, потому что . «

4. Обсудить необходимость осваивать способы борьбы со стрессом.

Заключительная часть. Задача — отработка личной стратегии противостояния стрессу. Методы:

1. Обсудить с учащимися, как они противостоят стрессу (анализируя высказывания учащихся, подчеркнуть неэффективность таких способов, как алкоголь, наркотики, агрессия).

2. Оценить свое умение справляться со стрессом.

www.edu.yar.ru

global_menu

Как помочь близким?

Этим вопросом обычно задаются родители или родственники зависимого, но им самим помощь нужна не меньше. Поэтому в РОО «Здоровое ставрополье» ведётся плотная работа с созависимыми.

В минувшую субботу в ресурсном центре РОО «Здоровое Ставрополье» прошла традиционная встреча с созависимыми.

На встрече, которая длилась около часа были как уже постоянные участники группы, так и вновь прибывшие.

Работа с созависимыми

Как часто люди оказываются в плену у своих пагубных страстей и желаний. Они бросаются, сломя голову, в ад, где всё кажется поначалу таким хорошим и простым, как в красивом цветном сне, а потом сгорают в огне страстей и грехов, которые обманчиво казались яркими и настоящими.

МИФЫ И ПРАВДА О НАРКОТИКАХ.

Большая часть информации, которую получает человек о наркотиках – неправда. Она поступает от продавцов наркотиков, или людей, которые сами их принимают. Компании, которые производят и рекламируют медикаменты по TV, заинтересованы в их массовой продаже и получении денег.

Так же продавцы наркотиков всегда дают лживую информацию о них. Люди, которые употребляют наркотики, часто думают, что они безвредны. Однажды они понимают, как они ошибались, но уже слишком поздно. Как правило, что бы составить своё собственное мнение о наркотиках, необходимо знать, как они воздействуют.

Серия тренинговых упражнений для работы с подростками «Преодолевая трудности»

Занятие 1. «Мои проблемы»

Цели: обучение осознанию своих проблем и поиску конструктивного способа их решения; развитие рефлексивного мышления; развитие умения адекватно оценивать и разрешать проблемы; рассмотрение зависимого поведения как деструктивного способа ухода от проблем; актуализация собственного опыта решения проблем.

Ведущий:

— Ребята! Сегодня мы с вами поговорим о проблемах и о том, как сделать их своими друзьями. Когда мы страдаем от проблемы, мы обычно смотрим на нее как на врага, как на несчастье, которое приносит только горе. Однако пробле­мы, помимо страданий, одновременно оказывают нам по­мощь. Они могут быть нам полезны, облегчая решения дру­гих проблем и предоставляя нам новую полезную инфор­мацию, которую нельзя было получить никак иначе. Поэто­му каждый раз, сталкиваясь с проблемой, можно говорить себе: «У тучки есть светлая сторона!» Тогда нам откроются новые возможности для решения проблемы. Сегодня мы по­знакомимся с несколькими способами самопомощи в раз­решении проблем».

1. Упражнение «Список проблем»

Участникам дается инструкция написать на листе бумаги список проблем. Кроме того, ведущий просит их подумать и записать ответы на следующие вопросы:

— Какую из этих проблем вы считаете необходимым разрешить в первую очередь?

— Чего вы хотите добиться в результате?

После того как эта часть задания выполнена, ведущий орга­низует дискуссию на эту тему. Затем он просит каждого участ­ника написать «Личный план решения проблем».

Ведущий говорит участникам, что проблемы в жизни — это нормальное и неизбежное явление. Поэтому для того, чтобы решать проблемы, прежде всего необходимо поверить в то, что выход из данной ситуации может быть найден. Жизненные про­блемы не всегда связаны с угрозой жизни человека. Чаще всего они являются нормальной ситуацией, несущей в себе измене­ния. Для составления личного плана участникам предлагается схема «Шаги составления личного плана».

Ватман со схемой «Шаги составления личного плана» под­готавливается заранее.

Шаги составления личного плана разрешения проблем

1. Определите, действительно ли данная ситуация является
проблемой.

2. Подумайте, какая вам нужна информация или средства для решения проблемы. Соберите дополнительные сведения. Выберите самое главное.

3. Определите обстоятельства и факторы, мешающие разре­шению ситуации.

4. Поставьте желаемую цель.

5. Запишите на листе бумаги все возможные варианты ре­шения проблемы. Пишите любые самые нелепые варианты, приходящие вам в голову, не стараясь оценить, правильные они или нет, и не принимая окончательного ре­шения.

6. Примите решение.

7. Изучите последствия принятия решения: что мне это даст? Будет ли проблема полностью решена? Какие положи­тельные последствия возникнут? Какие отрицательные последствия возникнут? Как я могу себя наградить в случае решения проблемы?

Из всех вариантов решения проблемы выбирается тот, ко­торый полностью способен разрешить ситуацию и увеличить положительные последствия.

2. Упражнение «Чему меня научила проблема»

Ведущий просит участников вспомнить какую-то недавнюю проблему, в результате которой они получили новый ценный опыт, и ответить на вопросы:

— Что это была за ситуация и как она разрешилась?

— Если решение этой проблемы научило вас чему-то важному, то, что это было?

— Представьте себе, что через несколько лет вам зададут тот же вопрос. Как вы думаете, что вы ответите?

— Представьте, что через много лет, когда у вас будут дети и внуки, и вы решите передать им опыт, полученный в резуль­тате решения этих проблем, о чем вы им расскажете?

Часть 1.

Цели: формирование навыков самоанализа и наблюдения, через осознание внутренних состояний; актуализация опыта и знаний, относящихся к эмоциональной сфере; формирование навыков контроля над своими эмоциональными состояниями; развитие способности контролировать аффект; актуализация опыта саморегуляции; осознание границ своих возможностей и необходимости своевременного обращения за помощью; осознание важности возможности получить помощь.

Ведущий:

— Ребята! Наше сегодняшнее занятие посвящено эмоциям и чувствам.

Эмоции отражают окружающий мир в форме непосредственного переживания явлений и ситуаций, обусловленного тем, насколько последние удовлетворя­ют наши разнообразные потребности.

Любая новая ситуация, информация, которая способствует удов­летворению потребностей (или повышает вероятность их удовлетво­рения), вызывает положительные эмоции, а информация, снижаю­щая эту вероятность, неизбежно вызывает отрицательные эмоции. Поэтому в одних случаях мы выбираем такое поведение, которое по­могает усилить, повторить радость, восхищение, интерес; в других — такое, которое ослабляет или предотвращает страх, огорчение, гнев. Так эмоции регулируют наше поведение.

Изменение общего эмоционального фона мы называем настрое­нием.

Многие люди не умеют осознавать собственные эмоции и чувства. В результате наши чувства оказываются «замороженными», как в холо­дильнике. Чтобы научиться раскрепощать свои эмоции, раз­решить им «оттаять», важно уметь анализировать собствен­ные чувства.

1. Упражнение «О пользе и вреде эмоций»

Участники разбиваются на группы по 3-5 человек, желающие могут работать и парами, и в одиночку, и заполняют таблицу:

Здесь важно подчеркнуть возможность обращения каждой эмоции как на пользу человеку, так и во вред ему, необоснованность однозначного разделения эмоций на полезные и вредные. Пример: страх. Вред страха — удерживает человека от того, что иногда необходимо сделать. Польза страха — позволяет человеку уберечься от лишнего риска. Так же можно «разложить по полоч­кам» и остальные эмоции.

2. Упражнение «Наши эмоции — наши поступки»

Участникам предлагается продолжить предложения:

— Я огорчаюсь, когда.

— Мне плохо, когда.

— Я радуюсь, когда.

— Я спокоен, когда.

— Мне нравится, когда.

— Мне не нравится, когда.

— Мне хорошо, когда.

Как только эта часть работы будет законче­на, участникам предлагается продолжить предло­жения дальше: «. когда. и я поступаю. ».

Затем следует обсуждение: о чем вы думае­те, когда совершаете тот или иной поступок? Все­гда ли люди думают, когда что-то делают? Ве­дущий предлагает группе подтвердить или опровергнуть правильность утверждения: «Преж­де, чем что-либо сделать, подумай!» В каких ситу­ациях этот постулат приемлем? Необходимо под­вести подростков к формированию у них следующей установки: «Впереди любого действия должна идти мысль!» Вместе с ребятами ведущий рассуждает о том, что нужно сделать, чтобы во­время остановиться перед совершением необду­манного действия.

3. Упражнение «Твое настроение»

— Подумайте и определите, в каком эмоциональном состоянии вы находитесь чаще всего: жизнерадостном, оптимистичном, или груст­ном, печальном, или подавленном, мрачном. Это — ваше настроение. У каждого человека есть свой тон обычного настроения. Про одного мы говорим: «жизнерадостный человек», хотя у него в отдельные мо­менты может быть и печальное, и подавленное настроение. Другого мы воспринимаем как мрачного, недовольного, хотя и он иногда мо­жет быть веселым, оживленным. Самое интересное, что мы никому не докладываем о своем настроении, но. взгляд, слово, движение, выражение лица, наклон головы, интонация, вздох, улыбка — и все становится ясно.

Есть ли у тебя «свое» настроение, такое, в котором ты находишься чаще всего?

А как ты думаешь, каким тебя видят твои друзья, одноклассники, родители?

Учти, что свое настроение мы чаще всего невольно передаем дру­гим людям. Психологические исследования показывают, что человек с устойчивым мрачным настроением распространяет свое состояние на окружающих, с которыми он взаимодействует. В результате у всех мо­жет возникнуть общее подавленное настроение, когда не хочется ни шутить, ни разговаривать, ни обмениваться впечатлениями, когда в голову не приходят новые мысли, идеи, когда душой владеют не жиз­неутверждающие чувства, а мрачные предчувствия. Но, с другой сто­роны, тебе известно, что постоянно выражаемая в словах и поведении бурная жизнерадостность, экзальтированность в проявлении чувств, даже положительных, также угнетающе действует на окружающих людей, утомляет их и часто вызывает раздражение, особенно тогда, когда оптимизм одного человека не соответствует общему настрое­нию. Поэтому важно знать о своем обычном настроении и думать о соответствии своего настроения той или иной конкретной ситуации, а также о мере (степени) его проявления в поведении. Иными слова­ми, ты должен управлять своим настроением, а не оно тобой.

3. Упражнение «Аукцион»

По типу аукциона предлагается как можно больше способов, по­могающих справляться с плохим настроением. Все способы, приня­тые аукционистом (ведущим), фиксируются на доске, а затем запи­сываются.

Занятие 2 « Мне плохо»

Часть 2.

Цели: формирование навыков самоанализа и наблюдения, через осознание внутренних состояний; актуализация опыта и знаний, относящихся к эмоциональной сфере; формирование навыков контроля над своими эмоциональными состояниями; актуализация опыта саморегуляции; осознание границ своих возможностей и необходимости своевременного обращения за помощью; осознание важности возможности получить помощь.

Ведущий:

— Что мы знаем про стресс? Что он является неотъемлемой частью современной жизни и ему подвержен практически каждый человек. Что еще? Исходя из собственного опыта, мы вспомним про бессонные ночи, про проблемы с аппетитом — у одних в таком состоянии неумеренном, у других — исчезнувшим. Мы можем рассказать многое, не зная, по сути, про стресс ничего. Так же, как и большинство людей. И именно незнание делает нас беззащитными перед довольно опасным противником, неожиданно нападающим и разрушающим не только внутреннюю гармонию, но и физическое здоровье. Мы пытаемся победить его, даже не предполагая, с какой стороны он подкрадывается и что из себя представляет. Наше незнание — это завязанные глаза. Не стоит сражаться вслепую. Пора знать о стрессе как можно больше — насколько он опасен и что есть в нем полезного.

Сегодня мы пригласили эксперта, который расскажет нам то, что нужно знать о стрессе и способах его преодоления. (В качестве эксперта выступает психолог. Если нет возможности пригласить психолога, то нами представлен материал, который поможет ведущему самому рассказать подросткам о стрессе.)

В помощь ведущему.

Стресс и способы его преодоления

Что такое стресс?

Слово «стресс» переводится с английского языка как «давление, нажим, напряжение» и обозначает состояние, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий. Этот термин ввел в медицину выдающийся канадский физиолог Ганс СЕЛЬЕ. В 1936 году он впервые сформулировал концепцию стресса, который рассматривал как ответ на любые предъявленные организму требования. СЕЛЬЕ считал, что организм может справиться с любой трудностью. Для этого существуют два типа реакций: активная (т.е. борьба) и пассивная (т.е. бегство от трудностей, готовность их терпеть). Исходя из подобных убеждений ученый разработал гипотезу об адаптационном синдроме, согласно которому в момент напряжения включаются все защитные механизмы, выработанные в процессе эволюции. Эти механизмы способны защитить живое существо от внезапного раздражителя. Конечно, у СЕЛЬЕ были предшественники, но именно его концепция оказала большое влияние на различные направления науки о человеке — медицину, психологию, социологию и другие области знаний. Сегодня существует множество научных и популярных книг, отражающих непрерывно возрастающий интерес к проблеме социальных, психологических и физиологических стрессов — их возникновению и влиянию на людей.

Когда мы подвержены стрессам?

Проблема стрессов приобрела первостепенное значение в жизни современного человека. Попасть в ситуацию, которая вызовет стресс, может любой, независимо от социального статуса и уровня благосостояния. Людям свойственны переживания и волнения, связанные с судьбой их близких, работой, заработной платой и т.п. Множество причин ежедневно смущает покой человека. Правда, не только избыток раздражителей, но и их нехватка могут воздействовать негативно. Одиночество, скука, монотонность, изоляция также имеют отрицательное воздействие. Никто и ничто не отгородит вас плотной стеной от случая или обстоятельств, которые вызовут душевную дисгармонию. Но нередко мы сами являемся виновниками сложных жизненных коллизий, разлада с самим собой и с окружающим миром.

Не загоняйте себя в тупик

Для того чтобы самим не спровоцировать стресс, психологи советуют избавляться от деструктивных личностных установок, зачастую разрушающих нас изнутри. Такие установки называются драйверами. Они толкают человека на определенное поведение. И если ему не удается соответствовать собственным запросам — тут-то и начинаются проблемы. Среди самых распространенных драйверов выделяют следующие: будь совершенным, радуй других, старайся, будь сильным, спеши.

— Драйвер «Будь совершенным! Будь лучшим!» — подразумевает: «я получу признание и удовлетворение, если буду делать все правильно. моя работа должна быть безупречной. никто не будет лучше, чем я». Подобные убеждения побуждают относиться к жизни и работе чрезмерно ответственно, вечно опасаясь что-либо забыть, затрачивать слишком много времени и усилий на идеальное выполнение дел. Человек начинает тревожиться, если ему кажется, что что-то сделано не достаточно хорошо, искать оправдание, постоянно извиняться, переживать, если кто-то окажется лучше и заслужит больше похвалы и признания. В данной ситуации человек мучается от постоянного ощущения, что он недостаточно хорош. В то же время он требует такого же отношения к жизни от окружающих и раздражается, если они не разделяют его мнения. И вечно ощущает психологический дискомфорт.

— Драйвер «Радуй других» — несет в себе такой смысл: «Я получу признание и удовлетворение, если буду чувствовать ожидания других людей и соответствовать их ожиданиям. другие люди должны быть довольны рядом со мной. ». В этом случае человек начинает считать, что потребности других важнее, чем его собственные и в первую очередь заботиться не о себе, а об окружающих, подстраиваясь под их настроение и интересы. Стараясь понравиться и постоянно опасаясь кого-нибудь разочаровать, он может довести себя до душевной дисгармонии.

— Драйвер «старайся» — личности с данной установкой обычно не нацелены на достижение результата. Важнее — сам процесс труда. Их всегда хвалили за трудолюбие и усердие, а результат оставался без внимания. Поэтому они считают: «Я получу признание и удовлетворение, если буду стараться и усердно трудиться». Данная установка заставляет человека выкладываться на все сто даже тогда, когда этого совсем не требуется, испытывать тревогу, если нет работы, искать и находить себе все новые и новые задания, демонстрировать другим свою напряженную деятельность, переживать, не получая ожидаемого поощрения.

— Драйвер «будь сильным» требует от человека независимости и самодостаточности. Личности с такими убеждениями вынуждены постоянно доказывать собственную силу и состоятельность. Для этого они стремятся завоевывать новые рубежи. Им не свойственно просить у других сочувствия, поддержки и участия. Они, во избежание показаться слабыми, часто скрывают свои эмоции и чувства. Им кажется, что эмоции могут привести к уязвимости, а она недопустима. Эти люди испытывают стресс в ситуациях неопределенности и неясности, где нет уверенности в собственных возможностях, а обратиться за помощью они не могут. Для этого придется ломать себя.

— Драйвер «спеши» можно растолковать следующим образом: «Я буду доволен и энергичен, если в моей жизни будет постоянный надрыв». Эта установка побуждает постоянно торопиться, опаздывать или «успевать в последний вагон», брать на себя чрезмерное количество дел и приходить в ужас от того, сколько всего необходимо сделать, находиться в состоянии постоянной нехватки времени, но не отказываться от новых заданий. Люди, придерживающиеся данных принципов, нередко выслушивают критику за опоздания и нарушения сроков. Но это не влияет на их ритм жизни. Они по-прежнему стремятся ощущать «аврал» и испытывают уныние и скуку, когда все идет размеренно и плавно. В состояние стресса они впадают не только от скуки, но и от непрерывной гонки, когда истощаются жизненные силы и возможности.

Чтобы вышеперечисленные установки не испортили вашу жизнь, в первую очередь необходимо осознать их разрушительное для психики и отношений действие. А затем постараться избавиться от их влияния. Но если переживания вызваны факторами, от вас не зависящими, найдите возможность привести себя в чувство другими средствами.

Как избавиться от стресса

Адаптационные возможности организма человека очень высоки. Но у них есть предел. И уровень адаптации у каждого индивидуальный. Поэтому к поиску способов борьбы со стрессом нужно относиться серьезно и знать, что, когда и как применять. Например, такие способы, как съесть шоколадку или посмотреть любимый фильм — могут оказать положительный эффект только при одноразовой стрессовой ситуации, вызванной незначительным конфликтом или небольшой неудачей в каком-либо не жизненно-важном деле. Если же человек дома или на работе постоянно находится в очень напряженной психологической обстановке или в любой момент может в нее попасть, ему обязательно нужно задуматься об укреплении собственной стрессоустойчивости, выработать своего рода иммунитет. Для этого необходимо почаще прислушиваться к себе.

Практически в каждом учебнике по психологии можно найти описание того, что происходит с организмом человека, попавшего в стрессовую ситуацию. Очаг возбуждения в первую очередь возникает в головном мозге, откуда и подаются тревожные сигналы, провоцирующие выброс в кровь адреналина и других гормонов стресса. Вследствие этого усиливается работа сердца, увеличивается уровень сахара в крови, происходит отток крови от внутренних органов к мышцам, повышается свертываемость крови. Нередко у людей в подобном состоянии расширяются зрачки, поэтому часто говорят о «безумных» глазах возбужденного человека. Также, из-за притока кислорода к жизненно важным органам может учащаться дыхание. Подобное состояние требует немедленной физической разрядки. Необходимо «выпустить пар» — как говорят в народе, дать выход скопившейся энергии, нейтрализовать гормоны стресса, циркулирующие в крови. Для достижения данной цели допустимы любые действия, если они никому не причинят вреда, конечно. Можно кричать, петь, бегать или приседать и таким образом получить необходимую физическую разрядку. Иначе дело обстоит с разрядкой душевной. Здесь требуются иные подходы.

Современная технология быстрого устранения стресса рекомендует метод под названием «дебрифинг», который направлен на снятие острого стрессового состояния человека. Активно данный прием используется в психологии кризисных состояний и широко известен тем, кто изучает кризисную психологию. Суть его заключается в многократном пересказе всех подробностей и деталей пережитой стрессовой ситуации. Делясь неприятными впечатлениями, человек с каждым новым пересказом высвобождает эмоциональную память, испытывает все меньше и меньше волнения по поводу случившегося и обретает контроль над своим эмоциональным состоянием. Если не провести дебрифинг сразу после случившегося, есть опасность, что негативный опыт глубоко травмирует психику и может перейти в хроническое тревожное состояние. Особенно, если причины стресса глобальны, такие как катастрофа, стихийные бедствия или какая-либо иная угроза жизни и здоровью пострадавшего или его близким. Психологи рекомендуют дебрифинг также мамам в общении с детьми, которых постоянно тревожат какие-нибудь страхи. Люди используют этот метод довольно часто, не задумываясь над тем, что помогает им восстановить душевное равновесие. Именно вечерние посиделки в кругу родных, когда каждый член семьи делится впечатлениями о прошедшем дне, учебе, работе, начальнике, друзьях и т.п., или многочасовые телефонные разговоры подружек — и есть дебрифинг, хотя многие об этом даже не подозревают. Выслушивать откровения могут не только близкие, но и малознакомые люди. Главное, чтобы их ответные действия были правильными.

Для человека, пережившего стрессовую ситуацию, очень важна полноценная поддержка. В данном случае многое зависит от того, кто находится рядом. Необходимо с вниманием отнестись и постараться понять эмоции и чувства, которые испытывает ваш собеседник. Психологи говорят, что полноценная поддержка должна быть похожа на общение родителя с ребенком, у которого разбита коленка. Требуется пожалеть, но не поругать. Даже, если «обиженный» сто раз неправ.

Не всегда следует полагаться только на помощь других людей. Заботясь о собственном спокойствии, каждый человек должен помнить о наличии в нем скрытых резервов, готовых в любой момент дать отпор стрессу. В каждом из нас сокрыта так называемая «шкатулка самоподдержки». Она заключает в себе известные только нам приемы, способствующие нашему скорейшему избавлению от душевного кризиса. К таким приемам может относиться физическая нагрузка: массаж, шейпинг, йога, бассейн, бег, ходьба. Физическая нагрузка дает ощущение собственного тела, контроль над ним. Это способствует обретению контроля над ситуацией. Благодаря ритмичным движениям человек сначала успокаивается, «берет себя в руки», затем начинает логически мыслить и рассуждать, а это уже большой плюс на пути к внутренней стабилизации.

Еще один прием — релаксация и медитация. С давних времен известно, насколько полезно музыкальное сопровождение, чем бы вы ни занимались. Музыка способна погрузить в состояние грусти и меланхолии или, наоборот, поднять настроение, побудить к действиям. Прослушивание успокаивающей или динамичной музыки оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние человека. Не менее важны в этом смысле и запахи. Для того чтобы полностью забыть о неприятностях, рекомендуется использовать энергоресурсы, такие как прогулки на природе, контакт с животными и т.п. Используя энергоресурсы, вы «отключаетесь» от волнений сначала на время, но есть вероятность, что вы и вовсе забудете о них.

Полезно прибегать к помощи приема, который условно обозначается как «банк поглаживаний». Суть его заключается в том, чтобы доставить себе удовольствие и радость давно проверенным способом. Например, купить новую вещь, заняться любимым делом, пообщаться с друзьями.

Нужно ли бояться стресса?

Как утверждают врачи, человеческому организму свойственно воспринимать стрессы и реагировать на них. Жизнь без стрессов была бы скучна, а главное — вредна. Поскольку немного стресса просто необходимо для поддержания мотивации и энтузиазма. Без стрессов различного характера наша жизнь была бы похожа на какое-то бесцветное прозябание. Правда их избыток вредит здоровью. В таком случае необходимо помнить одну старую мудрость — если не можешь изменить ситуацию, измени свое отношение к ней. Тогда, возможно, ненужные стрессы начнут обходить вас стороной.

1. Упражнение «Пять моих главных стрессоров»

Необходимо написать на листе бумаги 5 основных стрессо­вых событий за последнее время. Кроме того, нужно подумать и записать ответы на следующие вопросы:

— Являются ли эти события жизненно важными или это обычные неприятности?

— Событие, вызывающее стресс, уже произошло или ожидается?

— Оно поддается контролю или нет?

2. Упражнение «Ситуации, вызывающие стресс»

Участникам дается задание подробно описать стрессовую ситуацию и свое поведение в ней. Для этой цели необходимо заполнить таблицу:

semya-protiv-narkotikov.ru