Занятия для подростков с умственной отсталостью

ВОЛШЕБНЫЙ СОН

Программа тренинговых занятий для детей
с умственной отсталостью

Программа тренинговых занятий была разработана с целью развития коммуникативных навыков у детей с различной степенью выраженности интеллектуального дефекта, а также для коррекции эмоционально-волевой сферы.

Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Все большему числу детей во всех странах мира уже на первом году жизни ставится диагноз «умственная отсталость». Социализация детей с умственной отсталостью чрезвычайно затруднена в связи с отсутствием у них навыков межличностного общения в среде нормальных людей, несформированностью потребности в таком общении, неадекватной самооценкой, негативным восприятием других людей, гипертрофированным эгоцентризмом, склонностью к социальному иждивенчеству. Эти дети не имеют широких контактов со сверстниками. Если они содержатся в интернатных учреждениях, то окружены людьми со сходными социально-психологическими и коммуникативными проблемами. Большинство умственно отсталых не будут обучаться в школе и не получат никакого профессионального образования. Их навыки общения, социальные навыки весьма ограниченны. Основная их часть живет в изоляции от общества — дома или в интернатных учреждениях.

Предложенная программа тренинговых занятий предназначена для развития навыков общения у детей с различной степенью умственной отсталости. В основе обучения лежит ролевой принцип. Это позволяет ребенку осознать свою ролевую позицию (знакомый — незнакомый, мальчик — девочка, гость — хозяин) и строить свое поведение, используя необходимые в данный момент знания и умения. Еще одним принципом успешного усвоения программы является принцип сопереживания. Во время проведения занятий создаются ситуации, стимулирующие активность детей и побуждающие их к общению друг с другом и с окружающими людьми.

В ходе занятий вырабатываются навыки:

• поведения в процессе общения;

• доброжелательного общения (со знакомыми и незнакомыми людьми, сверстниками, младшими и старшими);

• понимание значения вербальных и невербальных обращений и правильного их использования;

• умения вести диалог, установить контакт;

• самостоятельности в деловых, повседневных и праздничных ситуациях.

Цель занятий — повысить самостоятельность умственно отсталых детей и расширить возможности их общения в современном обществе.

Темы занятий взяты из повседневной жизни. Педагоги и родители должны стремиться сделать предметом обучения именно те вещи, ситуации и отношения, которые для конкретного ребенка актуальны в данной жизненной ситуации. Развитие умения вести себя в обществе способствует интеграции детей в это общество.

Условия проведения тренинга

Занятия проводятся в группах социализации и социальной адаптации. Группа социализации — 11 человек. Группа социальной адаптации — 9 человек. При формировании группы учитывались поведенческие особенности каждого ребенка, состояние его эмоционально-волевой сферы.

1. Для большей эффективности занятий каждая группа делится на подгруппы по 4–5 человек.

2. Теоретический и практический материал подбирается с учетом особенностей обучающихся, что повышает мотивацию каждого участника.

3. В ходе каждого занятия все участники обеспечиваются необходимым раздаточным материалом. Обязательное условие — наличие в комнате для занятий доски и стенда для размещения рисунков и плакатов.

4. Занятия проводятся в кругу.

5. Для проведения подвижных игр и упражнений должно быть предусмотрено свободное пространство с учетом количества участников.

6. Для проведения релаксационных упражнений необходимы ковер, магнитофон и записи соответствующей музыки.

Данный тренинг состоит из 30 встреч. Каждая встреча рассчитана на 30–40 минут в зависимости от эмоционального состояния и физического самочувствия участников. Продолжительность занятий может быть увеличена или уменьшена по желанию ведущего в зависимости от перечисленных выше факторов.

Некоторые упражнения выполняются на каждой встрече, что становится своеобразным ритуалом группы, способствует ее сплочению, создает рабочую атмосферу, благоприятный психологический климат. Каждое занятие посвящается какой-нибудь одной теме, взятой из окружающей действительности, при этом количество новых слов, сообщенных на одном занятии, ограниченно, чтобы дети могли их запомнить.

Статья опубликована при поддержке отделения медицины сна «Клинического санатория Барвиха». Санаторий предлагает Вам такие услуги как лечение храпа, бруксизма, бессонницы, сонливости, зависимости от снотворных, нарколепсии, синдрома обструктивного и центрального апноэ сна, а также программа «Антистресс» и здоровый сон в «Барвихе». Узнать как избавиться от храпа женщинам и мужчинам, пройти тест на апноэ сна и на сонливость, посмотреть подробную информацию о санатории и Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.sleepnet.ru/.

ЗАНЯТИЕ 1. Мы все — люди

Цель: формирование и развитие у ребенка представлений о самом себе как о человеке; установление более тесных взаимоотношений между участниками тренинга; формирование навыков рассказывать о себе и знакомиться; развитие мелкой моторики, координации.

Упражнение 1. «Волшебный мяч»

Дети по очереди кидают друг другу мяч, здороваясь и называя свое имя.

Упражнение 2. «Пожелание»

Каждый участник группы (по кругу) встает и произносит какую-нибудь фразу, обращенную к остальным, например: «Добрый день!», «Желаю всем узнать много нового!» и т.д. Неговорящие дети встают, и им высказывают пожелания остальные дети или ведущий.

Упражнение 3. «Мы все — люди»

Ведущий объясняет детям, сидящим в кругу, что все, кто здесь присутствует, и все, кого дети видят дома, на улице, в транспорте, — люди. Затем ведущий спрашивает: «Что есть у каждого человека?» Показывает: руки, ноги, тело, голова. Дети показывают вместе с ведущим.

Ручками похлопали — хлоп, хлоп, хлоп.
Ножками потопали — топ, топ, топ
Покачали головой — ой, ой, ой!

Стихотворение рассказывает ведущий, дети повторяют за ним.

Упражнение 4. «Зеркало»

Ведущий. У каждого из нас есть лицо. А что есть у нас на лице? Пусть каждый из вас посмотрит в зеркало и расскажет, что он видит: глазки, носик, ротик, ушки.

Каждый ребенок должен показать на себе перечисленные части тела и назвать их в зависимости от своих возможностей (степени развития речи).

Глазки закрываются,
Реснички опускаются,
Дышим ровно, глубоко,
Заниматься нам легко.
Глазки открываются,
Реснички поднимаются

Обратная связь в конце занятия: ведущий спрашивает детей о том, что они сегодня узнали. Дети, умеющие говорить, рассказывают о своих впечатлениях (это отдельные слова или простые фразы, никто из детей не в состоянии построить рассказ). Дети, которые не владеют речевыми навыками, с помощью ведущего могут показать, понравилось им занятие или нет, жестами выразить свое настроение после занятия.

ЗАНЯТИЕ 2. Мое тело

Цель: закрепление знаний о своем теле; формирование и закрепление представлений о гендерных различиях.

Упражнение 1. «Приветствие»

Упражнение 2. «Мальчики и девочки»

Ведущий. Все мы — люди, а люди делятся на мальчиков и девочек. Сегодня на занятии у нас собрались девочки (показывает) и мальчики (показывает). Пусть сейчас у нас встанут только мальчики!

Мальчики встают, девочки считают, сколько мальчиков сегодня на занятии, называют их по именам. Далее начинается обсуждение, какие мальчики: сильные, смелые. Ведущий предлагает детям рассмотреть картинки с изображением мальчиков в различных ситуациях. Затем ведущий просит встать только девочек. Мальчики их считают и называют по именам. Начинается обсуждение того, какие девочки: красивые, добрые и пр. Вместе с ведущим дети рассматривают картинки с изображением девочек.

Упражнение 3. Пальчиковая гимнастика

Ведущий предлагает детям немного отдохнуть. Вместе с детьми показывает и рассказывает стихотворение:

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Быстро спрятались опять.

Упражнение 4. «Расслабление в позе морской звезды»

Ведущий просит детей лечь на ковер, расслабить руки и ноги, закрыть глаза. Включает тихую расслабляющую музыку и предлагает представить место, где каждый из детей любит отдыхать, подумать о чем-нибудь приятном. Затем дети открывают глаза, садятся, делают глубокий вдох и встают. Ведущий благодарит детей за хорошее поведение, все прощаются друг с другом.

Обратная связь в конце занятия: ведущий просит детей нарисовать девочку или мальчика по выбору ребенка. Подобное задание позволяет оценить уровень сформированности гендерных представлений. Дети охотно рисуют, что улучшает общий эмоциональный фон.

ЗАНЯТИЕ 3. Повторение

Цель: закрепление пройденного на предыдущих занятиях; формирование целенаправленности действий, навыков самоконтроля; создание положительного эмоционального фона.

Упражнение 1. «Здравствуй»

Ведущий предлагает детям поздороваться друг с другом необычным способом: все дети разбегаются по комнате и начинают передвигаться в хаотичном порядке, внимательно слушая команды ведущего. Ведущий делает один хлопок — дети здороваются друг с другом за руку, два хлопка — обнимают друг друга.

Упражнение 2. «Где у Мишки ручки?»

В центр круга помещается большая игрушка — медведь. Ведущий предлагает детям показать части тела и лица на этой игрушке. Каждый из детей показывает, называет. Неговорящие дети только показывают части тела, которые называет ведущий.

Упражнение 3. «Дерево дружбы»

Ведущий просит детей обрисовать на цветной бумаге свою ладошку. Затем ладошки вырезаются и прикрепляются на стенд. Ведущий объявляет, что открылась выставка «Дерево дружбы». Детям, которые в силу своих физических возможностей не могут самостоятельно обрисовать ладошку и вырезать ее, помогают более умелые сверстники. В результате совместной деятельности дети учатся лучше понимать друг друга. Теперь каждый может подойти к «дереву дружбы» и найти свою ладошку.

Упражнение 4. «Волшебный сон»

Обратная связь в конце занятия: ведущий просит каждого ребенка показать свое настроение в данный момент. Дети могут показывать, что им весело, грустно. Практически все дети демонстрируют положительные эмоции. Дети с более глубоким нарушением интеллекта эмоций не проявляют. Далее ведущий благодарит детей за хорошее поведение во время занятия. Все прощаются друг с другом до следующего занятия.

ЗАНЯТИЕ 4. Я и ты

Цель: формирование и закрепление знаний о самих себе и окружающих людях; развитие мелкой моторики, координации; закрепление представлений о гендерных особенностях людей; сплочение коллектива.

Ведущий предлагает детям взяться за руки, улыбнуться друг другу и пожелать себе и всем остальным что-нибудь очень хорошее. Говорящие дети могут рассказать о своих пожеланиях, неговорящие сидят и слушают пожелания от других детей.

Упражнение 2. «Мы все — люди»

См. упражнение 3, занятие 1.

Упражнение 3. «Мальчики и девочки»

См. упражнение 2, занятие 2.

Упражнение 4. «Кто во что одет?»

Беседа о том, что носят мальчики и девочки. Обсуждение картинок с изображением мальчиков и девочек. Разбирается вопрос: в чем отличие мальчиков от девочек? (Акцент делается не на физических отличиях и половых признаках, а на внешних особенностях.) Каждый ребенок в меру своих возможностей высказывает свое мнение.

Упражнение 5. «Сороконожка»

Несколько детей встают друг за другом, держась за талию впередистоящего. По команде ведущего Сороконожка начинает двигаться вперед, затем приседает, обходит препятствия. Главная задача — не разорвать единую цепь, сохранить Сороконожку в целости.

Упражнение 6. «Волшебный сон»

Глазки закрываются,
Реснички опускаются,
Дышим ровно, глубоко,
Заниматься нам легко.
Глазки открываются,
Реснички поднимаются.

Обратная связь в конце занятия: ведущий предлагает детям слепить из пластилина фигурку мальчика или девочки. Почти все дети приступают к заданию с удовольствием, по окончании все вместе организуют выставку своих «скульптур». Далее ведущий благодарит детей за хорошее поведение во время занятия. Все прощаются друг с другом до следующего занятия.

ЗАНЯТИЕ 5. Транспорт

Цель: познакомить детей с различными видами транспорта (автобус, троллейбус, трамвай, автомобиль); обучить элементарным правилам дорожного движения; создать ситуации, приближенные к реальности, для реализации полученных навыков.

Упражнение 1. «Приветствие».

Упражнение 2. «Кто и как?»

Беседа в кругу о том, что все мы — люди, а люди каждый день ходят на работу, в школу, в детский садик. Кто и как едет утром в садик? Каждый из сидящих детей рассказывает, в меру возможностей, на чем он добирается в детский сад.

Упражнение 3. «Посмотри картинки»

Детям демонстрируются картинки с изображением автобуса, трамвая, троллейбуса, автомобиля. Ведущий учит детей распознавать различные виды транспорта. Неговорящие дети могут показать, на чем они едут в детский сад.

Упражнение 3. «Знакомство со светофором»

Ведущий показывает детям модель светофора. Каждый из детей называет цвета светофора. Каждый ребенок может рассказать, что он уже знает про светофор, где он его видел и для чего он необходим.

Упражнение 4. «Красный — желтый — зеленый»

Ведущий. По моему особому сигналу вы все будете бегать, тихо ходить или замирать, останавливаться.

Особые сигналы: зеленый — бегом, красный — замираем, желтый — тихо ходим.

Упражнение 5. «Расслабление в позе морской звезды»

См. упражнение 4, занятие 2.

Обратная связь в конце занятия: ведущий напоминает детям, что на прошлом занятии они лепили из пластилина мальчиков и девочек. Дети могут подойти к выставке и найти свою работу (почти все дети правильно нашли именно свою поделку). Далее ведущий просит детей вылепить из пластилина транспортное средство для своего мальчика или девочки. Дети очень охотно принимаются за работу, происходит повторение и закрепление пройденного материала и развитие мелкой моторики.

ЗАНЯТИЕ 6. Транспорт

Упражнение 1. «Приветствие».

Упражнение 2. «Пешеходный переход»

Беседа о том, где можно переходить дорогу. Объяснение, что такое пешеходный переход. Ознакомление детей с дорожным знаком пешеходного перехода, демонстрация знака.

Упражнение 3. «Дорога»

Игровая комната переоборудуется и превращается в проезжую часть: закрепляется светофор, размещается знак «Пешеходный переход», на ковер наклеиваются полоски белой бумаги — «зебра». Устанавливаются знаки «Автобусная остановка, «Трамвайная остановка», обозначается проезжая часть. С помощью ведущего дети закрепляют полученные знания в ситуации, приближенной к реальности, учатся переходить дорогу в положенном месте, распознавать элементарные дорожные знаки. Дети учатся взаимопомощи, осваивают навыки обращения друг к другу за помощью, умение строить диалог, обращаться к прохожим с просьбой. Каждый ребенок в процессе выполнения упражнения может попробовать себя в той или иной роли.

Упражнение 4. «Красный — желтый — зеленый»

См. упражнение 4, занятие 5.

Упражнение 5. «Волшебный сон»

Дети сидят в кругу, ведущий предлагает им взяться за руки и закрыть глаза. Некоторое время дети сидят с закрытыми глазами. Ведущий читает:

Глазки закрываются,
Реснички опускаются,
Дышим ровно, глубоко,
Заниматься нам легко.
Глазки открываются.

Обратная связь в конце занятия: ведущий просит детей рассказать о том, что нового каждый ребенок узнал сегодня на занятии. Некоторые дети с заданием справляются, но построение рассказа оказывается невозможным для детей. Далее ведущий благодарит за хорошее поведение во время занятия. Все прощаются друг с другом до следующего занятия.

ЗАНЯТИЕ 7. Магазин

Цель: обучение навыкам самостоятельного посещения магазина, формирование и закрепление умения обращаться за помощью, строить диалог, закрепление представлений о себе как о мальчике или девочке.

Упражнение 2. «Идем в гости»

Перед началом упражнения ведущий сообщает детям о том, что скоро они все вместе отправятся в гости. Далее проводится беседа о том, в каком виде необходимо приходить в гости. Игровая комната переоборудуется в магазин одежды, устанавливается прилавок, развешиваются различные модели мужской и женской одежды.

Ведущий. Посмотрите, мы с вами оказались в настоящем магазине одежды, здесь есть одежда и для мальчиков, и для девочек.

Дети должны показать, где находится мужская и женская одежда. Затем детям предлагается выбрать того ребенка, который будет исполнять роль продавца. «Продавец» встает за «прилавок», остальные дети по очереди выбирают одежду для себя, для мамы, для папы. В процессе игры ведущий следит за тем, чтобы дети были вежливы друг с другом, создает ситуации, в которых участникам приходилось бы обращаться друг к другу с вопросами, оказывать помощь. Игра завершается, когда каждый ребенок сделает «покупку». Время игры может быть также ограничено состоянием детей, степенью их утомления.

Упражнение 3. «Расслабление в позе морской звезды»

Обратная связь в конце занятия: ведущий предлагает детям нарисовать на бумаге одежду для вылепленных ими ранее мальчиков и девочек. Дети охотно выполняют задание. Далее ведущий благодарит детей за хорошее поведение во время занятия. Все прощаются друг с другом до следующего занятия.

ЗАНЯТИЕ 8. Идем в гости

Цель: формирование навыков поведения в гостях, элементарных норм этикета, умения знакомиться друг с другом, вести себя в обществе.

Упражнение 2. «В гостях»

Игровая комната переоборудуется в обычную комнату в квартире. На столе стоит игрушечный чайный сервиз, вокруг стола — стулья, количество которых совпадает с количеством участников. Выбирается участник, у которого сегодня как будто день рождения и который пригласил всех в гости. Ведущий с детьми заранее обговаривает подарки, которые каждый подарит своему товарищу на день рождения. Тем временем ребенок вместе с ведущим накрывает на стол: расставляет чашки, чайник, ставит «торт». Затем начинают приходить гости. Именинник встречает каждого гостя, принимает подарок. Ведущий контролирует ситуацию, следит за тем, чтобы каждый гость был принят вежливо, помогает ребенку. Когда все гости зашли в комнату, именинник с помощью ведущего начинает знакомить гостей друг с другом, благодарит каждого за подарок. Затем дети садятся за стол. Ведущий следит за тем, чтобы каждый ребенок сидел за столом правильно и аккуратно. Затем дети благодарят именинника за угощение, вежливо прощаются и собираются домой. Занятие может повторяться не один раз, так как каждый ребенок хочет побывать в роли хозяина или хозяйки. Как правило, дети получают удовольствие от занятия.

Упражнение 3. «Волшебный сон»

Обратная связь в конце занятия: ведущий предлагает детям нарисовать рисунок своей семьи. Дети с радостью выполняют задание, далее говорящие дети объясняют, где на рисунке мама, где папа, где они сами и чем занимаются. Почти все дети сказали о том, что нарисовали семью в гостях. Таким образом, дети усвоили пройденный материал. Далее ведущий благодарит детей за хорошее поведение во время занятия. Все прощаются друг с другом до следующего занятия.

ЗАНЯТИЕ 9. Солнышко и туча

Цель: снижение уровня личностной тревожности и формирование положительной мотивации к занятиям.

Упражнение 2. «Солнышко»

Ведущий. Представьте, что каждый из вас — солнышко. Улыбнитесь, согрейте меня своими лучиками! Вот вас закрыла темная туча. Нахмурьтесь, покажите, как вы на нее сердитесь! Туча ушла. Улыбнитесь всему миру: травке, листочкам, птичкам! Вот солнышко устало целый день светить. Отдохните, ложитесь на облачко, поспите. (Дети ложатся на ковер.) А теперь испугайтесь, что так долго спали и что утро из-за этого еще не наступило. Порадуйте своими лучиками детей, взрослых, зверей, птичек!

Упражнение 3. «Снежная баба»

Ведущий. Слепили дети во дворе снежную бабу. Красивая снежная баба получилась! (Дети изображают.) Есть у нее голова, туловище, две руки, которые торчат в разные стороны. И стоит она на двух крепких ножках. Ночью подул ветер, холодный-холодный, и стала баба замерзать. Сначала у нее замерзла голова (напрягаем шею и голову), потом плечи (напрягаем плечи), потом туловище (напрягаем тело). А ветер дует все сильнее, хочет разрушить бабу. Уперлась баба своими ножками (напрягаем ноги), и не удалось ветру разрушить нашу бабу. Улетел ветер, наступило утро! Солнышко выглянуло, и стала баба таять. «Оттаиваем» в обратном направлении: ноги, тело, плечи, шея, голова. Ложимся на пол.

Обратная связь в конце занятия: ведущий предлагает слепить из пластилина снежную бабу. Дети с радостью лепят «снежки», ставят их друг на друга, многие испытывают сложности в распределении снежков по размеру (несформированность представлений о величине предметов). Затем устраиваем выставку «снеговиков».

Примечание. В связи с тем что мыслительная деятельность у умственно отсталых детей замедленна и мнемические процессы развиты очень слабо, каждое занятие повторяется столько раз, сколько это необходимо для усвоения материала.

psy.1september.ru

Занятия для подростков с умственной отсталостью

Ко ррекционные упражнения для детей дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

1.Педагог показывает ребенку картинки и быстро их убирает. Ребенок должен по памяти назвать, что видел.
2.Несколько раз ударяют в ладоши или карандашом о стол. Ребенок должен сказать сколько раз.
3.Производится ритмичный стук (палочкой о стол). От воспитанников требуется повторить его.
4.Проделывается какое-нибудь движение. Ребенок по памяти должен его повторить.
5.Ребенку завязывают глаза, педагог прикасается к нему. Ребенок должен определить, сколько раз к нему прикасались.

Эти упражнения целесообразно проводить с инертными, малоподвижными детьми.
1.Убрать со стола руки быстро по команде.
2.Быстрые движения рук по команде (поднять руку, протянуть в сторону и т.п.).
3.Быстро простучать по столу 3,4,5 раз.
4.Быстро выйти из-за стола, сказать свое имя (или возраст, или адрес) и сесть на место.
5.Быстро поднять какой-нибудь предмет (предварительно педагог его роняет)
6.Быстро вытереть доску.
7.В быстром темпе называть показываемые предметные картинки.
8. Когда ребенок научится складывать пирамидку, собирать матрешку, можно устраивать с ним соревнование «Кто быстрее». Педагог одновременно с ним складывает такую же пирамидку, иногда опережая ребенка, иногда предоставляя победу ему.

1.Показывается какая-нибудь фигурка из цветной геометрической мозаики (ромб, кружок, треугольник). Ребенок должен выбрать такие же по форме (по цвету).
2.Показывается определенная фигурка (из той же мозаики), а затем она убирается. Ребенок должен по памяти подобрать такую же.
3.Раскладывание разноцветных шариков, палочек в кучки по цвету.
4.Складывание различных пирамидок.
5.Складывание матрешек.
6.Выстраивание цепочкой кубиков одинаковой величины и одного цвета. Выстраивание кубиков разной величины в ряд по принципу постепенного уменьшения размера каждого последующего кубика.
7.Выстраивают однородные предметы разного размера (грибочки, лодочки, куклы и т.д.). Ребенку предлагают показать самую большую, самую маленькую.
8.Раскладываются различные предметы резко контрастных цветов. Ребенку предлагают отделить предметы одного цвета от предметов другого цвета. Затем учат правильно называть эти цвета; постепенно вводятся новые. Путем упражнений на различных предметах, группируя их и называя цвета, ребенок учится правильно распознавать и называть цвета. Можно использовать бусинки, шарики, мотки ниток, полоски бумаги, палочки, флажки, пуговицы, предметы, сделанные из пластилина.

4.Бесшумно встать и сесть.
5.Бесшумно пройти до окна (до двери), вернуться на свое место и сесть.
6.Тихо поднять и опустить книгу. Можно несколько раз.

defectus.ru

Проведение и прогноз коррекционных занятий для детей с умственной отсталостью

Умственная отсталость у ребенка – это всегда тяжелая патология для коррекции и тяжелое испытание для родителей. Чаще всего когнитивные проблемы, связанные с патологией центрального отдела нервной системы, носят необратимый характер, поэтому полностью устранить умственное отставание в развитии не удается. Коррекционные занятия для детей с умственной отсталостью направлены на улучшение свойств высшей нервной деятельности, а также на адаптацию к общественной жизни. Они предоставляют возможности самостоятельно обслуживать себя в быту, зарабатывать, выполняя несложную, но важную работу.

Задача коррекционных занятий

Обучение детей с умственной отсталостью в условиях дошкольных учреждений, специализированных школ или индивидуально в домашних условиях должно преследовать такие цели:

  1. Сформировать базовые навыки устной речи, письма и чтения.
  2. Обучить основным арифметическим и геометрическим навыкам, развить пространственное мышление.
  3. Объяснить ребенку устройство мира и общества с акцентом на возможные опасности для жизни и здоровья, которые можно встретить на улице, в быту, на природе и т.д.
  4. Воспитать базовые основы этикета и поведения в общественных местах.
  5. Сформировать понимание своей личности, знание своих контактных данных, адреса и координаты родителей.
  6. Обучить ориентированию на местности, вначале в рамках своей квартиры и далее до важных элементов городской инфраструктуры.
  7. Объяснить ребенку ситуации, когда ему необходима помощь взрослых, особенно в моменты угрозы для его жизни, возникших проблем со здоровьем и т.д.

Занятия с маленьким пациентом должны проводиться в максимально доступной для него форме (беседы, песни, игры и т.д.). Если планируется посещение общеобразовательной школы, формат обучения должен сменится на тот, который максимально схож с общепринятым.

Дети с легкой умственной отсталостью довольно быстро адаптируются к социуму и часто обучаются в обыкновенных школах. Также они вполне могут получить профессионально-техническое образование и далее работать в определенных условиях промышленных производств, фабрик и т.д. Ребятам с тяжелыми формами умственного недоразвития требуется гораздо больше времени для овладения базовыми навыками речи и письма, а также для формирования успешной самостоятельной коммуникации с другими людьми.

Где они проводятся?

В зависимости от того, где воспитывается ребенок, а также от степени умственной недостаточности, занятия с ним могут проходить как в специализированных дошкольных учреждениях как обычного, так и интернатного типа, в специальных коррекционных классах общеобразовательных школ или индивидуально на дому.

Коррекционные упражнения для детей с умственной отсталостью должны осуществляться специально подготовленными педагогами с учетом индивидуальных особенностей патологии, поведения и желания к обучению. Преимущество коллективных занятий и упражнений в сравнении с индивидуальным обучением состоит в том, что ребенок более быстро адаптируется к сверстникам, может проявлять свои эмоции и более активно и охотно играть.

В зависимости от возраста детей, коррекционные упражнения могут носить форму активных подвижных игр, индивидуальных заданий, творческих поделок и т.д. Специализированные учреждения часто имеют довольно широкую материальную базу различных наглядных пособий, специальных развивающих игрушек и др., которые облегчают восприятие информации и лучше тренируют мышление таких детей.

Это связано как с особенностями поведения таких детей (им довольно сложно покидать привычную зону, где они живут и играют), неспособностью самостоятельно себя обслуживать, так и с явлениями психиатрических отклонений, которые часто сопутствуют такой патологии. Поэтому дети с тяжелой степенью интеллектуального дефицита, как правило, обучаются на дому.

Можно ли заниматься с ребенком дома?

Родители, которые воспитывают детей с недостаточными когнитивными функциями, довольно часто не хотят изолировать ребенка в интернатных учреждениях или боятся различных неприятностей при посещении коллективных занятий. Поэтому довольно актуальным является вопрос, как организовать коррекционные занятия в домашних условиях. Доступность различных методик, разнообразие развивающих игрушек, компьютерных программ и наглядных пособий, позволяет специалистам проводить обучение таких детей в домашних условиях.

Упражнения и занятия могут быть построены в форме игры, благодаря которой легко и непринужденно будет осваиваться новый учебный материал, а также важные элементы коммуникации с другими членами общества. Работа руками с различными игрушками, создание поделок, аппликаций, рисунки и т.д. позволят развивать не только мелкую моторику, строить ассоциативные связи, но и проявлять собственные черты личности.

Важным обстоятельством, которое должно соблюдаться при занятиях с умственно отстающими детьми в домашних условиях, является соблюдение безопасности и создание комфорта. Часто такие ученики не всегда адекватно воспринимают новых людей, им требуется довольно длительное время, чтобы привыкнуть к педагогу или психологу. Поэтому присутствие родителей на начальных этапах обучающих упражнений обязательно. Также важно учитывать особенности развивающих игрушек, которые не должны иметь мелких деталей и острых краев. По неосторожности именно это может привести к травмам, развитию неотложных состояний (удушье) и даже смерти ребенка.

Залогом эффективности коррекционных упражнений с умственно отсталыми детьми является повседневная кропотливая работа не только педагогов, психологов и врачей, но и родителей. Именно большое количество времени, требуемого для воспитания, зачастую становится лимитирующим фактором для взрослых, что и толкает их на решение об обучении такого ребенка в специализированном интернате.

Прогноз коррекционных занятий

Для учеников с легкой степенью умственной отсталости при правильных и постоянных занятиях – прогноз благоприятный. Большое число таких ребят обучаются в обычных общеобразовательных школах, наравне со сверстниками. Некоторые их них добиваются неплохих результатов даже при обучении в ВУЗах.

К сожалению, тяжелая форма умственного отставания в развитии, особенно на фоне врожденных наследственных синдромов или аномалий развития головного мозга, очень сложно поддается эффективной коррекции. Эффект от нее будет заметен по прошествии продолжительного отрезка времени.

zdorovyedetei.ru