Занятия с детьми дцп с умственной отсталостью

Коррекционно-развивающие занятия. Аутизм, ДЦП, умственная отсталость и т.д.

Сейчас нередко встречаются коррекционно-развивающие группы для детей с одним нарушением (аутизм, ЗПР и т.д.). Тогда как группы, в которых участниками являются дети с разными нарушениями и без таковых вовсе встречаются не очень часто. Но такая группа имеет ряд преимуществ. Я хочу подробнее рассказать о двух из них.

Коррекционно-развивающие группы для детей с разными нарушениями развития – это групповые занятия, в которых участвуют самые разные дети, подростки или молодые люди. Как правило, мы делим всех ребят на две возрастные группы. Состав участников включает в себя детей с легкими нарушениями развития (СДВГ, ЗПР, легкие формы ДЦП, характерологический аутизм и др.), ребят с более тяжелыми нарушениями(умственная отсталость, аутизм, алалия, тяжелые нарушения речи, зрения, ДЦП и т.д.), а также здоровых, нормально развивающихся детей.

Первое преимущество такой группы в том, что естественным образом, из-за того, что она состоит из самых разных детей, в ней создается среда близкая к обыкновенной жизни. Дети все разные, проблемы у них разные, характеры, возможности и знания тоже. Помещение, обстановка самая обыкновенная.

При работе с детьми с нарушениями развития мы стремимся максимально приблизить развитие ребенка к возрастным нормам. Это основная цель всей работы. Конечной целью является нормальная адаптация человека в обществе. Чтобы во взрослом возрасте человек мог нормально устроиться в жизни, стать полноценным членом общества (получить образование, найти работу, создать семью и т.д.).

Чтобы ребенку вырасти и стать полноценным членом нашего общества, он должен расти и учиться именно в нем. Если ребенок имеет отклонения в развитие ему это нужно никак не меньше. Разница лишь в том, что ему нужно больше помощи для освоения жизни в этом обществе.

Получается, если наша цель подготовить ребенка к жизни в обществе, то, искусственно изолируя его от этого общества в очень узкоспецифичном коллективе, нам это будет сделать труднее. И поэтому даже простое пребывание в среде максимально приближенной к обыкновенной жизни уже само по себе будет оказывать коррекционное воздействие.

Второй важный момент. Коллектив, в котором находятся ребята, является для них референтной группой. То есть, значимой, важной, группой людей, на которую они будут ориентироваться, в которую захотят быть принятыми. У них будет мотивация для более активного и нормального взаимодействия. Такие процессы существуют в любой, близкой по возрасту, группе детей и подростков.

Но в группе, где занимаются разные дети, эти тенденции будут сильнее. Именно потому, что дети разные. Можно сказать, «тут каждый найдет себе собеседника». И именно поэтому в такой группе многие ребята начинают изменять свое поведение на более нормальное, более адаптивное, быстрее.

Ребята начинают перенимать положительные образцы. Все дети очень разные и у каждого есть достоинства. Положительные черты характера или поведения, навыки и знания. И эти положительные моменты у каждого ребёнка свои. Как и проблемы у них разные, так и те или иные положительные качества тоже будут заметно отличаться.

Возможность чему-то научиться друг у друга будет одинокого важна для всех ребят. И для того, кто овладевает чем-либо и для того, кто является примером. Так как дети с нарушениями развития реже, чем дети с нормальным развитием становятся примером для подражания.

Такая группа предъявляет больше требований к её членам, но она также мотивирует детей к росту и дает возможности для этого роста. Коррекционно-развивающие занятия для детей с разными нарушениями развития — это эффективный метод социализации и реабилитации ребенка. Ребенок находится в среде очень богатой разными стимулами, которые создаю очень разные, но при этом очень похожие дети!

www.b17.ru

План-конспект урока по теме:
Конспект открытого логопедического занятия: «Зимняя прогулка»

Индивидуальное логопедическое занятие для детей с системным недоразвитием речи тяжёлой степени при умственной отсталости и сочетанными нарушениями. Занятие разработано для ребёнка с ДЦП.

Предварительный просмотр:

Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга

Санкт-Петербургское бюджетное государственное стационарное учреждение

«Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии № 4»

(СПб БГСУ СО «ДДИ № 4»)

Зам. директор по УВР: _

Конспект индивидуального логопедического занятия

для детей с системным недоразвитием речи тяжёлой степени при умственной отсталости

на тему: «Зимняя прогулка».

Составила логопед отделения «Милосердие»:

Сафронова Ирина Олеговна

28 февраля 2013 г.

Цель: Сформировать представление о времени года — зиме.

1. Коррекционно-образовательные задачи:

  • Закрепить представление о зимних явлениях, одежде людей зимой, поведении птиц, зимних забавах ;
  • Расширить пассивный словарь по данной теме (зима, снег, снеговик, снегирь, метель, кормушка, одежда: шапка, шарф, варежки; белый, холодный, колючий, мокрый, липкий, снежная; лепить, кормить, одевать, замёрзнуть).
  • 2. Коррекционно-развивающие задачи:

    1. Стимулировать речевую активность (стремление к речевому общению через игровые ситуации);
    2. Способствовать развитию артикуляционной моторики;
    3. Развивать жестовую речь (приветствие, прощание);
    4. Способствовать развитию длительного плавного выдоха;
    5. Способствовать развитию фонематического слуха и восприятия;
    6. Развивать мелкую моторику;
    7. Развивать зрительное и слуховое внимание.
    8. 3. Коррекционно-воспитательные задачи:

    9. Воспитывать положительно — эмоциональное отношение к природе, бережное отношение к своему здоровью;
    10. Воспитывать у ребёнка интерес к занятиям.
    11. Предварительная работа: рассматривание на улице снега, сосулек, кормушки для птиц, игра в снежки, лепка снеговика; рассматривание картинок с изображением зимы, зимних забав, зимней одежды; просмотр мультфильмов; прослушивание различных звуков; игры на развитие моторики рук: игры с фасолью; игры на определение размера предмета.

      Оборудование: мягкая игрушка — снегирь, DVD- проигрыватель с музыкой и звуками вьюги и снегиря, картинки с изображением зимней одежды, фланелеграф, 3 картонных круга разных по величине, пластиковая коробка с измельчённым пенопластом, фасоль, мини-фигуры (животные, птицы), витаминки.

      I. Организационный момент.

      “Здравствуй, Миша! Посмотри, сколько гостей пришло к нам на занятие. Давай с ними поздороваемся. Помашем рукой”.

      “Миша, сегодня у меня хорошее настроение и символом его является, вот это улыбающееся лицо (графическое изображение улыбки). Я хочу, своим настроением поделиться с тобой. А теперь, давай поделимся частичкой нашего хорошего настроения с нашими гостями”.

      Раздать гостям “символы улыбки ”.

      2. Рассматривание зимних явлений за окном, снега.

      “Хорошо! А сейчас, мы с тобой посмотрим в окно. У нас за окном самая настоящая зима. Зимой на улице много снега”.

      Предложить рассмотреть и потрогать снег.

      “Давай, рассмотрим его поближе. Снег какой? – белый. Теперь, потрогаем его. Снег какой? Холодный, колючий, мокрый, липкий”.

      “Конечно, в такую погоду легко заболеть. Но нам простуда не страшна. Потому что сейчас мы с тобой поиграем в “Неболейку”.

      3. Массаж биологически активных зон “Неболейка” (для профилактики простудных заболеваний).

      Чтобы горло не болело, мы его погладим смело
      (поглаживать ладонями шею сверху – вниз)
      Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать
      (указательным пальцем растирать крылья носа)
      Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком
      (прикладывать ко лбу ладони «козырьком» и растирать его движениями «в стороны – вместе»)
      «Вилку» пальчиками сделай, массируй ушки ты и шею. ( Раздвигать указательный и средний пальцы и растирать точки впереди и сзади за ушами)
      Знаем, знаем, да-да-да нам простуда не страшна! (потирают обе ладони).

      4. Дидактическая игра «Что лишнее?» (собираемся на прогулку).

      “А еще, чтобы быть здоровыми и бодрыми, надо много гулять. Миша, мы с тобой недавно ходили на прогулку. Вспомним, что мы на улице видели и делали. Но сначала, мы оденемся потеплее”.

      На столе – картинки с изображением зимних и летних вещей. Отобрать лишнюю картинку (летнюю).

    12. головной убор: шапка, панама, шарф.
    13. одежда: комбинезон, футболка, варежки.
    14. обувь: ботинки, босоножки.

    “Молодец, справился с этим заданием. Мы оделись тепло и готовы ехать на прогулку!”

    Под весёлую музыку, с колокольчиком в руках перемещаемся по кабинету.

    “ Едем, едем мы с тобой

    По дорожке зимней гладкой

    Холод, холод, стужа, стужа,

    Снег пушистый кружит, кружит…

    Ехали мы, ехали, наконец, доехали:

    5. Артикуляционная гимнастика.

    “Как на улице холодно зимой! Чтобы наши язычки не замёрзли, поиграем с ними”.

    Широка моя улыбка,

    Зубки все мои видны-

    От краёв и до десны.

    Описание . Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны.

    «Лопатка»
    Ручка есть, а не грабли
    Землю роет, а не плуг.

    Описание . Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.

    “ Размяли язычки? Теперь, они у нас точно не замёрзнут”.

    6. Дыхательное упражнение «Вьюга».

    Звучит фонограмма зимней вьюги.

    “Как ты думаешь, что это за звуки? Это песенка зимней метели. Сейчас, мы с тобой устроим настоящую метель!”

    Дать прозрачную пластиковую коробочку, наполненную тёртым пенопластом. В крышке коробочки закреплена соломинка для коктейля.

    “Метель принесла с собой много снега. Что мы можем слепить из него? Снеговика”.

    7. Работа с фланелеграфом. Игра «Что сначала, что потом».

    “Давай соберём нашего Снеговика. Найди сначала большой комок, потом поменьше, а самый маленький комок наверх. Это голова. Найди глазки, носик. Молодец, Миша! Какой чудесный Снеговик у нас получился!”.

    Собрать снеговика из трёх «снежных» комов. К «снежной» голове приделать глазки — пуговки, нос – картонную морковку.

    8. Рассматривание кормушки для птиц, снегиря.

    “Миша, посмотри! Кто это к нашей кормушке прилетел? Это снегирь. Зимой всем птичкам холодно и голодно. Их надо покормить. Давай, покормим нашего снегиря, насыпим ему семечек”.

    Насыпать в кормушку семечек для птиц.

    “Снегирь поел и песенку запел. Это он нас так благодарит!”.

    Звучит песенка снегиря.

    9. Итог занятия. Сюрпризный момент.

    “ Молодец, Миша! Как много мы сегодня с тобой сделали и узнали. Мы говорили о том, что зима – снежная, холодная, с сильной метелью; зимой можно из снега лепить снежки, снеговика, кормить птичек. Чтобы не болеть, надо много гулять, тепло одеваться, принимать витамины”.

    Дать витамины ребёнку и гостям.

    “Что-то стало совсем холодно. Пора возвращаться обратно в группу. Попрощайся с гостями, помаши рукой”.

    nsportal.ru

    Коррекционно-развивающие занятия

    Коррекционно-развивающие занятия для «особенных» детей.

    Ребенок с нарушениями в развитии в большой степени нуждается в своевременном систематично-педагогическом воздествии. При этом эффективность коррекционной работы зависит от раннего начала целенаправленной работы и содержания обучения.

    Коррекционно-развивающие занятия с детьми раннего возраста (для дошкольников) основываются на результах предварительной специальной диагностики актуального уровня развития малыша и потенциальных возможностей ребенка (зоны ближайшего развития). Соотнесение обоих показателей позволяет наиболее точно определить цели и задачи дальнейших коррекционных и развивающих занятий с дошкольником и разработать оптимальную программу. Обследование проводится индивидуально в игровой форме и не утомляет ребенка.Всем этим занимается ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГ.

    Олигофренопедагог ведет работу в нескольких направлениях:

    • развития психических процессов (мышления, внимания, памяти),
    • развития эмоционально-волевой сферы,
    • формировании навыков письма,
    • счета,
    • мелкой моторики,
    • на развитие и мотивацию обучения и социализацию в школе и обществе.
    • В процессе диагностики выявляется возможность ребенка к адаптации в новых условиях; уровень сенсорного, речевого и двигательного развития; особенности интеллектуальной сферы, проявляющиеся в игре; поведенческие особенности и т.д

      Коррекционно-развивающие занятия с детьми, имеющими отклонения в развитии
      1. Работа с гиперактивными детьми, с нарушением внимания.
      2. Занятия с детьми, имеющими нарушения поведения, агрессивность.
      3. Дизартрия.
      4. Коррекционно-развивающие занятия для детей с задержкой психического развития.
      5. Занятия с детьми с ДЦП.
      6. Коррекционно-развивающие занятия для детей с умственной отсталостью.
      7. Занятия с аутичными детьми.
      8. Коррекционные занятия с детьми с синдром Дауна.

      Каковы же причины формирующие аномальное развитие?

    • общий дефицит общения с окружающими, вызывающий задержку в усвоении ребенком общественного опыта;
    • отсутствие полноценной соответствующей возрасту деятельности, дающей ребенку возможность посильного “присвоения” общественного опыта, своевременного формирования внутренних психических действий;
    • социальная депривация, препятствующая своевременному психическому развитию.
    • В системе психологической помощи детям с проблемами в развитии на первое место мы ставим не дефект, а формирование и развитие целостной личности ребенка, способной направить свои усилия под руководством взрослых на компенсацию нарушений и реализацию своих потенциальных возможностей успешного вхождения в социальную среду. Ребенок с отклонениями проходит те же этапы развития, что и нормально развивающийся ребенок, только в более поздние сроки.

      Наши коррекицонно-развивающие занятия, опираясь на зону актуального развития ребенка, позволяют ускорить темп достижения зоны ближайшего развития.

      На основании вышеперечисленных данных составляется индивидуальная программа занятий, учитывающая особенности развития ребенка.

      Для детей, у которых в ходе диагностики выявлены те или иные отклонения в развитии (задержки развития – ОНР, ЗПР, ЗРР; гиперактивность – СДВГ; аутичные черты, моторная неловкость), назначается курс коррекционных занятий. Программа курса составляется индивидуально в зависимости от особенностей развития каждого ребенка и нацелена на расширение адаптационных возможностей ребенка и активизацию развития «отстающих» функций.

      Форма проведения детских коррекционных и развивающих занятий индивидуальная или в минигруппах.

      Занятия проходят с логопедом, дефектологом и психологом.

      ipochemuchka.ru

      Дефектология занятия. Конспект занятия дефектолога по развитию моторных навыков у детей с ДЦП «Уют в нашем доме

      Дефекто́лог — коррекционный педагог, который занимается обучением и адаптацией детей с отклонениями в развитии. Дефектолог формирует учебные навыки, корректирует проблемы развития и обучения в дошкольном и школьном возрасте.

      Как правило, дефектолог имеет специализацию:

    • сурдопедагог – обучает людей с недостатками слуха
    • олигофренопедагог – работает с детьми, имеющими недостатки умственного развития, нарушения интеллекта. Олигофренопедагог развивает, воспитывает и социально адаптирует детей
    • тифлопедагог – воспитывает и обучает людей с нарушениями зрения
    • логопед – работает с речевыми нарушениями

      Когда нужна консультация и занятия с дефектологом?

      Дефектологи начинают работать с ребенком, как только выявлено нарушение. Важно не опоздать.

      Если у ребёнка выявлена

    • задержка психического развития (ЗПР)
    • задержка психомоторного развития (ЗПМР)
    • задержка психоречевого развития (ЗПРР)
    • задержка речевого развития (ЗРР)
    • олигофрения (умственная отсталость)
    • аутизм (РДА);
    • синдром Дауна;
    • общее недоразвитие речи (ОНР — 1,2 уровня);
    • алалия моторная, сенсорная, сенсо-моторная.

      Если ребёнок в дошкольном возрасте:

    • говорит хуже, чем его сверстники
    • не обладает навыками ролевой игры
    • плохо заучивает стихи,
    • не может запомнить названия цветов, форм
    • отстаёт от нормы по другим показателям

      Если у школьника нарушения развития высших психических функций, как то:

      Нарушение мышления. Ребёнок с трудом решает простые логические задачи, испытывает затруднения в выделении, исключении, обобщении, сравнении.

      Нарушение внимания. Ребёнок часто отвлекается, не может закончить начатое дело (игру), сконцентрироваться на задании. Внимание у таких детей неустойчивое. Часто нарушения внимания сопровождаются гиперактивностью или заторможенностью. Повышенная двигательная и речевая активность квалифицируется как «синдром дефицита внимания с гиперактивностью».

      Нарушение восприятия. Ребёнок плохо ориентируется в окружающем пространстве, собственном теле, времени; часто путает правую и левую стороны, долго не может запомнить времена года, часы, месяцы. Плохо различает конфигурации предметов, не может сложить из частей целое или узнать по детали целое.

      Нарушение памяти. Ребёнок долго и неохотно заучивает простые тексты. Воспроизводит стихи с ошибками, неточностями; быстро забывает материал.

      Нарушения речи. Скудный словарный запас; в речи встречаются ошибки в согласовании слов. Несвязная речь, высказывание лишено последовательности.

      Несформированность эмоционально-волевой сферы. Ребёнок с трудом сидит на месте и не выполняет задание до конца. У него наблюдаются смены настроения. Не умеет себя вести в общественных местах.

      Как помогает дефектолог?

      В процессе коррекционных занятий со школьниками дефектолог исправляет или ослабляет имеющиеся у таких детей недостатки развития.

      Цель – формирование определённых умений (например, навык определения последовательности звуков в слове), отсутствие которых является причиной трудностей в учёбе (например, письма под диктовку); компенсация отклонений слухового и зрительного восприятия, моторики, активной и пассивной речи, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы.

      Как строится работа дефектолога

      Прежде всего необходима комплексная диагностика: обследование ребёнка у детского невролога, заключение и рекомендации психолога и логопеда-дефектолога. Выявляется уровень развития высших психических функций, речи, восприятия, внимания, мышления,овладения ребёнком важнейшими видами деятельности (предметной, игровой, изобразительной, элементарной трудовой).

      Затем дефектолог разрабатывает индивидуальный маршрут обучения с учётом индивидуальных особенностей ребёнка и подбирает наиболее эффективные методики и приемы для преодоления специфических отклонений у ребёнка. Начинается процесс коррекционного обучения, в ходе которого обрабатываются результаты развития и родителям наглядно представляется динамика развития.

      Работа дефектолога также включает консультирование родителей по домашнему обучению и привлечению других специалистов – логопеда, психолога, массажиста.

      Применяемые методики и технологии

      Формы занятий:

      Продолжительность

      Среди специалистов нашего Центра, имеющиех квалификацию дефектолога:

    • Белик Анна Эдуардовна
    • Карпова Лариса Вячеславовна
    • Скалаухова Татьяна Сергеевна
    • Сазонова Наталья Сергеевна
    • Кудринская Марина Николаевна
    • Муханова Надежда Александровна

      для консультации и записи на приём

      Дефектология – наука о психофизиологических особенностях развития и воспитания детей с отклонениями от нормального развития. Дефектологическая наука изучает аномальных детей, выявления природы и сущности их отклонений, а так же определяет направления коррекционной работы. Дефектология занимается вопросами в области психологии аномального детства, проблемами педагогической коррекции недостатков развития и поведения.

      Что нужно знать родителям о таком специалисте, как дефектолог? Кто такой дефектолог и логопед-дефектолог? С какими детьми работает дефектолог? Когда нужна консультация и занятия с дефектологом?

      Дефектолог – это педагог, специализирующийся в работе с детьми, имеющими различные отклонения в развитии. Дефектологи нашего Центра ориентированы не на имеющийся дефект и ограниченный уровень развития ребенка (диагноз), а на его потенциальные возможности, процессы компенсации и коррекции дефектов развития с опорой на более сохранные функции. В условиях раннего обучения и воспитания аномальных детей возможно полное преодоление или сглаживание биологической недостаточности в познавательном, физическом и эмоциональном развитии.

      Дефектолог формирует учебные навыки, коррегирует проблемы, которые имеются у ребенка, старается максимально приблизить его развитие к уровню нормального. Учитель-дефектолог всегда работает совместно с учителем-логопедом. В нашем Центре работают специалисты, совмещающие и ту, и другую профессию в одном лице, что позволяет при разработке общей коррекционной программы гармонично учитывать возможности параллельного развития познавательного и речевого уровня ребенка. При необходимости в комплексную программу развития ребенка подключается детский психолог.

      Дефектологи Центра работают с лицами, имеющими нарушения:

      Центра работают с лицами, имеющими нарушения:

    • задержка психического развития (ЗПР);
    • задержка психомоторного зазвития (ЗПМР);
    • психоречевого зазвития (ЗПРР);
    • задержка речевого развития (ЗРР);
    • олигофрения (умственная отсталость);
    • детский церебральный паралич (ДЦП);
    • перинатальная энцефалопатия (ПЭП);
    • минимально мозговая дисфункция (ММД);
    • синдром дефицита внимания и гипервозбудимости (СДВГ);
    • сложная структура дефекта (наличие нескольких дефектов в развитии одновременно);
    • общее недоразвитие речи, алалия моторная, алалия сенсорная (вторичное нарушение в структуре дефекта);
    • нарушения в физической и психо-эмоциональной сфере;
    • трудности в усвоении знаний в предшкольный период;
    • проблемы обучения в школе;
    • дисграфия, дислексия;
    • слух: неслышащие, слабослышащие, оглохшие дети;
    • зрение: частично и слабовидящие, ослепшие,невидящие от рождения.

    Приоритетное направление дефектологов: коррекция и компенсация имеющихся у ребенка отклонений в развитии, предупреждение и преодоление вторичных отклонений в речевом, психическом и физическом развитии, ослабление интеллектуального дефекта, адаптация и социализация ребенка среди сверстников и в обществе.

    Вы можете подобрать занятия с дефектологом в удобном и оптимальном для вас режиме:

    • Занятие-консультация (45-60 минут) с обучением родителей: 1 раз в неделю;
    • Занятие-комплекс (45-60 минут): по одному занятию в неделю с каждым специалистом (например, дефектолог и детский психолог) ;
    • Занятие-развитие (45-60 минут) посещение одного специалиста по первичному нарушению: 2-3 раза в неделю.
    • Дефектолог на дом: 1-3 раза в неделю.
    • Дефектолог или логопед-дефектолог изучают степень выраженности дефекта, проводят диагностику высших психических функций (мышление, внимание, память, речь, восприятие,воображение). В зависимости от специализации дефектолога (олигофренопедагог, сурдопедагог или сурдолог, тифлопедагог), акцентируется внимание на слухе, зрении, речи, двигательных функциях, мыслительных операциях, особенностях эмоционально-волевой сферы и другое.

      На занятиях дефектолог, дефектолог-логопед осуществляют работу по следующим направлениям:

    • развитие и коррекция внимания (зрительное, слуховое);
    • развитие и коррекция восприятия (зрительное, слуховое, тактильное);
    • развитие и коррекция памяти (зрительная, слуховая);
    • развитие и коррекция мышления;
    • развитие и коррекция речи (устная, письменная);
    • развитие и коррекция моторики (моторной функции);
    • развитие и коррекция зрения;
    • развитие и коррекция слуха;
    • развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы;
    • восполнение пробелов в познавательной сфере;
    • развитие и формирование элементарных математических представлений;
    • развитие и формирование конструктивной деятельности.
    • Обучение, развитие и воспитание детей проводится как по традиционным дошкольным и школьным программам I вида, II вида, III вида, IV вида, V вида, VI вида, VII вида,VIII вида, так и с использованием современных отечественных и зарубежных методик.

      Цели: развитие моторных навыков у ребёнка с ДЦП

      Задачи:
      1) коррекционно-развивающие развитие общей и мелкой моторики; обучение детей выразительным движениям (мимике и жестам), ауторелаксации, учить чувствовать разницу между напряжением мышц и их расслаблением, профилактика и коррекция осанки, коррекция зрения, развитие эмоций (радость, восторг, огорчение, испуг, усталость), снижение эмоционального напряжения; тренировка психомоторных функций (развитие зрительного восприятия и слухового внимания, воображения);

      2) образовательные – расширение кругозора детей, активизация словаря по темам «Мебель», «Посуда», формировать умения и навыки работы с пластилином;

      3) воспитательные – воспитывать умение слушать взрослого, выполнять инструкции, доводить начатое дело до конца, усидчивость, умение радоваться за себя и своих сверстников.

      Методы и приёмы: подвижные игры и упражнения на координацию движений, упражнения на снятие мышечного напряжения и нормализацию тонуса мышц рук, ног и корпуса, на коррекцию осанки, глазодвигательные упражнения, пальчиковая гимнастика, задания на концентрацию слухового внимания, зрительного восприятия и сосредоточения, мимические упражнения, психогимнастика (пластические этюды), упражнения на дыхание, релаксационные упражнения (на расслабление), выкладывание из счётных палочек предметов мебели, закручивание и откручивание пробок на пластиковых бутылках, складывание разрезной картинки, заполнение объема трафарета предметов мебели или посуды пластилином по методу «цветной мозаики» (отщипни кусочек пластилина, прижми, а затем легко размажь), определение на ощупь материала, из которого делают предметы мебели и посуду (дерево, железо, пластмасса, стекло).

      Материал и оборудование:
      счётные палочки, пластиковые бутылки с пробками, разрезанные картинки с изображением мебели или посуды, пластилин, лист картона с контурами предметов мебели или посуды, «тактильные дощечки» разной фактуры (дерево, железо, пластмасса, стекло) или предметы из разных материалов.

      Ход занятия:
      1.Организационный момент
      Упражнение «Приветствие»
      -Доброе утро. Я рада всех вас видеть. Возьмитесь за руки, а теперь обнимите друг друга. Пожелаем друг другу удачи.

      Мимические упражнения
      Этюд «Небоскрёб». Выразить удивление.
      — Какой высокий небоскреб! Покажите, как вы испугались высоты, попав на последний этаж небоскреба.
      Этюд «Новая квартира» Выразить состояние радости.
      — Вы получили новую квартиру. Обрадовались: «Ура!Ура!Ура!»

      2. Основная часть
      Пальчиковые игры и зрительная гимнастика
      Подвижная игра «Много мебели в квартире»
      Раз,два,три,четыре, Хлопают в ладоши
      Много мебели в квартире. Прыгают на месте
      В шкаф повесим мы рубашку, Делаю повороты туловищем вправо,влево
      А в буфет поставим чашку. Поднимают руки вверх и потягиваются

      Чтобы ножки отдохнули, Трясут каждой ногой
      Посидим чуть-чуть на стуле. Приседают на корточки
      А когда мы крепко спали, Кладут руки под щёку
      На кровати мы лежали.

      А потом мы с котом Хлопают в ладоши
      Посидели за столом,
      Чай с вареньем дружно пили. Прыгают на месте
      Много мебели в квартире.

      Упражнение для глаз «Посмотри по сторонам: вверх и вниз, тут и там»
      Голова неподвижна. Двигаются только глаза. Затем отводим правую руку в сторону-следим за ней. Отводим левую руку-следим за ней.
      Подвижная игра с незначительной (умеренной) психофизической нагрузкой «Будем красить потолок» + зрительная гимнастика

      Дети хором повторяют за дефектологом:
      Красить комнаты пора,
      Пригласили маляра,
      Он приходит в старый дом
      С новой кистью и ведром.

      Взяли в руки кисть. Обмакнули её в ведро. Красим сверху-вниз, ещё раз; а теперь слева-направо, ещё раз. Следим глазами за рукой. Молодцы!

      Разрезные картинки «Починим мебель» (сложить картинку из 4 частей)
      Пальчиковая гимнастика «Мамины помощники» (про посуду)

      Раз,два,три,четыре Удар кулачками друг об друга,хлопок в ладоши,
      снова удар,потом хлопок.
      Мы посуду перемыли: Одна ладонь скользит по другой по кругу
      Чайник,чашку,ковшик,ложку
      большого
      И большую поварёшку.
      Мы посуду перемыли, Одна ладонь скользит по другой
      Только чашку мы разбили, Загибают пальчики по одному, начиная с
      большого
      Ковшик тоже развалился,
      Нос у чайника отбился.
      Ложку мы чуть-чуть сломали
      Так мы маме помогали

      Пальчиковая игра «Ловкие ручки»
      (закручивание и откручивание пробок на пластиковых бутылках)

      Игра на развитие тактильных ощущений «Вижу руками» (определение на ощупь материала, из которого сделают предметы мебели или посуды — дерево, железо, пластмасса, стекло).

      3. Практическая часть.
      Задание «Мебель для гостиной» (выкладывание из палочек предметов мебели).
      Задание «Краски потерялись» (заполнение контура предметов мебели или посуды пластилином по методу «цветной мозаики» — отщипни кусочек пластилина, прижми, а затем легко размажь).

      4. Итог занятия. Релаксация.
      Беседа.
      — О чем мы сегодня с вами говорили?
      — Чем мы с вами занимались?

      Эмоциональная игра «Оля устала»
      Оля в доме убирала…
      И зевнула…
      Так устала.
      (Дети глубоко зевают, потягиваются, подняв руки вверх и поднявшись на носочки с выдохом расслабляются, опускают руки, наклонив голову вперёд).

      Тренинг «Пожелание».
      Детям предлагается пожелать друг другу что-то хорошее, сказать ласковые, добрые слова.

      1tu1.ru